Налоги как фактор экономической безопасности презентация

Опубликовано: 12.05.2024

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемStGAU.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: " ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА Макроэкономика." — Транскрипт:

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА Макроэкономика

2 Вопросы лекции 1. Экономическая безопасность как категория экономической науки. 2. Критерии и показатели экономической безопасности. 3. Экономическая безопасность практика государственного регулирования.

3 Экономическая безопасность как категория экономической науки Вопрос 1

4 Экономическая безопасность Безопасность является результатом социальной деятельности по обеспечению общества, государства, личности, которая зарождается как социальный феномен в процессе разрешения противоречий между опасностью и потребностью социума в устранении последствий опасности. Экономическая безопасность – часть общей системы национальной безопасности страны. Понятие « экономическая безопасность страны » отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы субъектов экономики при соблюдении и уважении национальных традиций и ценностей. Безопасность является результатом социальной деятельности по обеспечению общества, государства, личности, которая зарождается как социальный феномен в процессе разрешения противоречий между опасностью и потребностью социума в устранении последствий опасности. Экономическая безопасность – часть общей системы национальной безопасности страны. Понятие « экономическая безопасность страны » отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы субъектов экономики при соблюдении и уважении национальных традиций и ценностей.

6 Виды безопасности по содержанию : военная генетическая демографическая интеллектуальная информационная криминологическая культурная научно - технологическая политическая правовая социальная финансовая экологическая экономическая энергетическая

7 Угрозу экономической безопасности России представляют : Массовое выбытие физически и морально изношенного основного капитала. Быстрое ослабление человеческого потенциала. Дестабилизация и кризис финансовой системы Углубление социальной дифференциации общества, регионов, девальвация духовных ценностей. Криминализация общественных отношений

8 Виды экономической безопасности В реальном секторе экономики выделяют производственно - технологическую, промышленную безопасность ; энергетическую безопасность ; финансовую безопасность ; внешнеэкономическую безопасность ; интеллектуальную безопасность ; информационную безопасность ; социальную безопасность. продовольственную безопасность

9 Экономическая безопасность это такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

10 Критерии и показатели экономической безопасности. Вопрос 2

11 Основные составляющие экономической безопасности : - независимость экономики ( обеспеченность экономики необходимыми ресурсами в сочетании с достойным местом в мировом разделении труда ); - « особое » состояние экономики или « особое » состояние конъюнктуры, характеризуемое стабильностью и устойчивостью ; - устойчивость экономического развития в сочетании с экономическим ростом включающим положительную динамику большинства отраслей ; - обладание научно - техническим и научно - технологическим потенциалом ( создание условий для инвестиций и инноваций, доступность образования и повышения квалификации, достаточные вложения в науку ; - положительная динамика развития общества характеризуемая социально - экономическими показателями.

12 Под объектами экономической безопасности понимаются как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие элементы : природные богатства ; людские ресурсы, особенно функционирующее трудоспособное население ; производственные фонды ; непроизводственные фонды ; недвижимость ; финансовые ресурсы ; хозяйственные структуры ; регионы ; предприятия ; семья ; человек.

13 Субъектами экономической безопасности выступают : личность ; функциональные и отраслевые министерства и ведомства ; налоговые службы ; таможенные службы ; в банки ; биржи ; страховые компании ; соответствующие комитеты и комиссии Федерального Собрания ( в России ); производители и продавцы продуктов, работ, услуг ; общества потребителей.

14 Индикаторы экономической безопасности : рост валового внутреннего продукта ( ВВП ); уровень и качество жизни населения ; темп инфляции ; норма безработицы ; структура экономики ; государственный долг ; имущественное расслоение общества ; криминализация экономики и общества ; техническое состояние производства ; конкурентоспособность ; импортная зависимость ; деятельность теневой экономики ; состояние золотовалютных резервов и др.

15 Критериями экономической безопасности ( это оценка состояния экономики ) могут быть : оценка ресурсного потенциала и возможности его развития ; уровень эффективности использования ресурсов ; оценка конкурентоспособности страны ( региона ); социальная стабильность и др.

16 Показатели национальной экономической безопасности Показатели Пороговые значения Фактическое состояние 1. Объем валового внутреннего продукта: в целом от среднего по «семерке» на душу населения от среднего по развитым странам ОЭСР 75% 50% 45% 47% 2. Отношение валютных резервов к импорту100%400% 3 Доля в промышленном производстве машиностроения20% 4. Объемы инвестиций в процентах к ВВП25%21% 5. Расходы на научные исследования в % к ВВП2%1,2% 6 Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции6%2,6% 7. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума5%13,1% 8 Продолжительность жизни населения70 лет67 лет

17 Показатели национальной экономической безопасности Показатели Пороговые значения Фактическое состояние 9. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низко доходных групп 8 раз16,8 раз 10, Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс.населения)5 тыс.2,3 тыс. 11. Уровень безработицы по методологии МОТ7%7,8% 12. Уровень инфляции за год20%13,3% 13. Объем государственного долга в процентах к ВВП30%5,5% 14. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к доходам федерального бюджета 25%19% 15. Износ основных фондов30%45% 16. Доля наукоемкой продукции в экспорте10%1% 17.Доля импорта в устанавливаемом оборудовании40%60% 18. Дефицит бюджета в процентах к ВВП5%6,8%

18 Продовольственная безопасность национальной экономики Продовольственная безопасность – способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения в продуктах питания на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность.

19 Продовольственная безопасность предполагает : экономическую доступность продуктов питания ( финансовые возможности ); физическую доступность продуктов питания ( наличие продовольствия повсеместно ); самообеспечение с учетом природно - климатических условий страны ; дополнительный импорт дефицитных продуктов.

20 Основные показатели продовольственной безопасности : 1. уровень и динамика потребления основных продуктов питания ; 2. уровень самообеспеченности страны продовольствием ; 3. импорт продовольствия ( критическое значение – не более 20 %).

21 Потребление основных продуктов питания по РФ на душу населения в год, кг ( по данным Росстата ) Рациональны е нормы потребления Потреблен ие на душу населения в 2007 г. Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо7561 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко Яйцо и яйцепродукты, шт Сахар3039 Картофель Овощи Фрукты и ягоды7054 Хлебные продукты105121

22 Экономическая безопасность практика государ Экономическая безопасность практика государственного регулирования ственного регулирования Вопрос 3

23 Макроэкономика усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей, на мировом рынке товаров и услуг ; проведение сбалансированной кредитно - финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях ; создание механизмов рационального регулирования государством деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний ; ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей ; осуществлять контроль над внешними и внутренними операциями в валюте и предотвращения спекулятивных операций и бесконтрольность вывоза капитала ; способствовать сохранению и развитию научно - технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа ; обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.;

24 государственная поддержка инвестиционной и инновационной активности, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности ; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений ; способствовать государству и бизнесу в опережающем развитие конкурентоспособных отраслей и производств, а также расширение рынка наукоемкой продукции и развития прогрессивных технологий ; государство должно содействовать и способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей ; государство должно разработать механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны ; проведение социальной политики с целью увеличения благосостояния наиболее не защищенных слоев населения и человека труда ( социальное партнерство, социальная ответственность бизнеса, эффективность распределения доходов ; проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

25 Вопросы для самоконтроля 1. Что такое экономическая безопасность ? 2. Назовите угрозы экономической безопасности страны. 3. Какие виды экономической безопасности выделяются ? 4. Охарактеризуйте основные пороговые значения обеспечения экономической безопасности. 5. Дайте характеристику сущности продовольственной безопасности.

26 Темы рефератов : Экономическая безопасность в системе национальной безопасности. Коррупция как угроза экономической безопасности России. Экономическая безопасность личности и социальна политика. Оценка влияния внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность страны. Информационная безопасность и ее влияние на экономическую безопасность Продовольственная безопасность России

27 Литература Андрианова, О. К. Совершенствование механизма обеспечения финансовой безопасности России ( в современных условиях ) / О. К. Андрианова // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций С Кулагина, Н. Оценка эффективности мероприятий по повышению уровня экономической безопасности АПК / Наталья Кулагина // Экономика сельского хозяйства России С Кулагина, Н. Отраслевой и конкурентный анализ при разработке стратегии экономической безопасности АПК / Н. Кулагина // АПК : экономика, управление С Мамкин, А. Основные факторы, влияющие на продовольственную безопасность России / Арсений Мамкин // Международный сельскохозяйственный журнал N 1. - С Савченко, Е. С. Развитие АПК как условие экономической безопасности региона / Е. С. Савченко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий N 3. - С Тороторин, Е. В. Кредитование сделок M&A и обеспечение экономической безопасности / Е. В. Тороторин // Банковское дело N 4. - С Шевелева, О. В. Анализ уровня жизни населения как элемент оценки экономической безопасности субъекта Федерации ( на примере Кемеровской области )/ О. В. Шевелева, Е. А. Калашникова // Региональная экономика : теория и практика (245). - С

В статье рассматриваются налоги в качестве одного из факторов финансовой безопасности. Также в статье автор рассматривает роль налогов в экономической системе в целом. Авторы проводят оценку современного состояния налоговой системы Российской Федерации, обозначает проблемы в данной области и возможные пути их решения.

Под экономической безопасностью предприятия принято понимать комплекс мер, направленных на поддержание высокого уровня различных видов безопасности, среди которых информационная, финансовая, кадровая и пр. Чаще всего экономическую безопасность рассматривают как экономику частного предпринимательства, в настоящее время это преобладающий метод организации экономики для производства товаров и услуг[6]. При этом поддержание финансовой безопасности на высоком уровне является главной задачей экономического субъекта, поскольку указанная функциональная составляющая системы экономической безопасности представляет собой всецелое звено, принимающее участие в функционировании любой из областей деятельности государства, и по сути своей организует движение различных финансовых потоков, на которых базируется государственный бюджет страны.

Последнее пятилетие для нашей страны было достаточно сложным во многих аспектах, включая экономический аспект. Так, резкое падение цены на нефть (на 44%) в 2014 г. привело к началу экономического кризиса, который усугубился введением санкций, вызванных обострением внешнеполитической обстановки.

Кризисные процессы, происходящие в последние годы в российской и мировой экономике, а также процессы глобализации и информатизации мирового сообщества значительно повышают актуальность изучения вопросов экономической безопасности. Поскольку именно экономическая безопасность являет собой гарант автономности государства и стабильности социально-экономических процессов, протекающих в обществе. Экономическая безопасность, неотъемлемой часть которой является финансовая безопасность, преследует своей задачей эффективно отражать внешние и внутренние угрозы страны с целью сохранения ее социальной, экономической и политической безопасности.

Налогам в данном случае отводится особая роль, поскольку общеизвестным является факт, что налоги есть основа существования любого демократического государства и наше государство не исключение. Налоговая система, в свою очередь, представляет собой финансовый источник и важный инструмент государственного регулирования [2].

От того, насколько эффективно выстроена государственная система налогообложения, продумана государственная налоговая политика и прочна основа финансового и кредитного механизма государственного регулирования экономики, во многом зависит результативность функционирования народного хозяйства страны в целом.

В экономике рыночного типа налогам отводится настолько важная роль, что можно с уверенностью утверждать, что без должным образом налаженной и четко функционирующей налоговой системы, соответствующей условиям развития общественного производства, не представляется возможным выстроить результативную рыночную экономику.

В большинстве развитых стран налоги выполняют, помимо прочего, стимулирующую функцию, то есть используются как инструмент снижения и/или ликвидации социальной напряженности и недовольства. Управление налоговым бременем позволяет руководству страны формировать благополучные условия для экономического роста и развития, а также повышения уровня благосостояния и качества жизни общества за счет сокращения разницы в доходах различных слоев населения.

Налоги как ресурсный фактор могут также использоваться как средство обеспечения безопасности при условии роста налогового потенциала. Однако при условии снижения или утрате налогового потенциала налоги могут стать причиной усиления угроз и рисков экономической безопасности страны [4].

Для того, чтобы система экономической безопасности страны в целом и составляющий ее налоговый механизм в частности были эффективны необходимо соблюдение таких принципов, как: продуктивность, прозрачность и справедливость [3, с. 141].

Российская налоговая система сегодня несовершенна и соблюдение вышеуказанных принципов является не полным, что приводит к тому, что отечественная система значительно уступает налоговым системам развитых европейских стран.

Так, к примеру, на сегодняшний день существует достаточно большое количество случаев, когда положения НК РФ неправильно толкуются и применяются налоговыми органами. Достаточно упомянуть о ставшей в последнее время правилом практике разглашения налоговыми органами (что противоречит положениям статьи 102 НК РФ [1]) сведений о состоянии и размере налоговой задолженности налогоплательщиков. Разглашение данных сведений может привести не только к нанесению ущерба репутации, но и к значительному снижению конкурентоспособности, что, в свою очередь, является нарушением прав налогоплательщика на свободу экономической деятельности и конкуренцию, гарантом которых выступает Конституция РФ.

Также реформирования требует государственная фискальная политика.

Сегодня основным источником пополнения государственной казны являются косвенные налоги, что по сути своей подрывает доверие к государству со стороны населения, повышает угрозы и риски экономической безопасности страны, а также вступает в противоречие с самой сущностью и принципами налогов.

Следует отметить, что в развитых странах, отличающихся высоким уровнем жизни населения, таких как Норвегия, Швейцария и др. доля косвенных налогов не превышает 4%, в то время как удельный вес прямых налогов варьируется в пределах 70-80%, тогда как в России данный показатель равен 37% [4].

Рационализация косвенных налогов в бюджете нашей страны позволит не только снизить социальную напряженность, но и значительно снизить последствия экономического и эпидемиологического кризиса, что в свою очередь позволит создать условия для экономического и финансового роста.

По мнению автора, решением сложившейся ситуации может стать пересмотр и более четкая координация налоговой и кредитно-банковской государственной политики, в рамках которой будут предусмотрены определенные преференции экономическим субъектам, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели [4].

Также, по мнению автора, руководству нашей страны необходимо сфокусироваться на проблеме вовлечения предпринимательского сектора в решение ключевых экономических задач, что позволит развивать и повышать эффективность внутреннего производства. Развитие внутреннего производства, в свою очередь, позволит не только удовлетворить потребность населения в широком перечне товаров, работ и услуг, но станет стимулом развития внешнеэкономической торговли.

Важным направлением государственной налоговой политики должно оставаться создание и поддержание благоприятных налоговых и финансовых условий для развития малого предпринимательства во всех секторах экономики. Именно поддержание и развитие малого предпринимательства позволит значительно улучшить инвестиционный климат нашей страны.

И, наконец, при разработке налоговой политики необходимо опираться на опыт других стран, поскольку любой опыт, как положительный, так и отрицательный позволит выявить наиболее эффективные пути для развития отечественной налоговой политики.

Таким образом, в период политической и экономической нестабильности, как внутри нашего государства, так и на мировой арене в целом, развитие и реформирование налогового механизма позволит значительно повысить уровень экономической безопасности страны, что, в свою очередь, отразится на росте конкурентоспособности страны, а также станет основой для положительных изменений в социально-экономической сфере.

8100
  • объем работы: 25-30 страниц
  • срок выполнения: 7-10 дней
  • автор: преподаватель/аспирант
  • проверка на Антиплагиат
  • доработки: бесплатно
1100
  • объем работы: 10-15 страниц
  • срок выполнения: 5 дней
  • автор: преподаватель/аспирант
  • проверка на Антиплагиат
  • доработки: бесплатно
650
  • отчеты по практике
  • задачи и тесты
  • контрольные работы
  • переводы
  • кандидатские, докторские диссертации
  • экзаменационные вопросы
  • доклады/презентации
  • магистерская работа/MBA
  • набор текста
Курсовая 500 450
Диплом 3000 2500
Реферат 200

Поиск по каталогу:


Длительный опыт и постоянная работа над собой позволили нам выстроить очень эффективную систему, дающую возможность уменьшить издержки и сделать цены на дипломы и курсовые максимально привлекательными для Вас:

  • Диплом на заказ – от 8100 руб.
  • Заказать курсовую – от 1100 руб.
  • Заказ реферата – от 650 руб.
  • Заказать отчет по практике - 1620 руб.
  • Заказать магистерскую - 24300 руб.
  • заказать кандидатскую диссертацию - от 100000 руб.

Постоянные клиенты нашей компании являются обладателями дисконтных карт, позволяющих сделать заказ еще более выгодным для Вас. Мы также регулярно проводим акции, участие в которых принесет Вам дополнительные скидки на дипломы и курсовые, а также приятные подарки.

При написании любой работы, будь то дипломная работа на заказ, курсовая или реферат, наши авторы уделяют особое внимание поиску источников и литературы, содержащих самую современную информацию.

Исследования, предполагающие использование нормативной базы, основаны на законах последней редакции.

Мы очень внимательно относимся к качеству наших работ: каждое исследование проходит проверку в системе «Антиплагиат» и в отделе контроля качества, включающего в себя специалистов различного профиля.

При обнаружении замечаний работа возвращается автору для внесения правок и передается клиенту уже после повторной проверки.

Каждая наша работа является авторской и выполняется строго по Вашим требованиям.

Для максимально полного соблюдения стандартов мы рекомендуем предоставить методические указания, план работы, пожелания к структуре и содержанию исследования, список источников и литературы.

Любая работа от «Магистра» обладает гарантийным сроком, в течение которого Вы можете обратиться к нам для бесплатного внесения правок или устранения замечаний:

  • 6 мес. – для дипломных работ
  • 2 мес. – для курсовых
  • 1 мес. – для контрольных и рефератов

Такой подход является гарантией успешного прохождения Вами этапа подготовки к защите работы.

Десятилетний опыт нашей работы по написанию курсовых и дипломных работ, сотрудничество с ведущими специалистами гуманитарных направлений и активное открытие новых филиалов позволило довести количество выполненных исследований до 250 000.

Все работы проверены на соответствие образовательным стандартам, успешно прошли защиту в ВУЗах России и содержаться в нашем банке готовых работ.

Диплом на заказ

Диплом на заказ, выполненный нашими специалистами – это высококачественная авторская работа, исключающая плагиат и недобросовестное исполнение. После того, как вы решите заказать диплом у нас, мы обязуемся сопровождать Вас до защиты. При необходимости без доплаты внесем в заказанную дипломную все исправления согласно требованиям Вашего преподавателя.

Заказать курсовую

Основной принцип работы нашей команды – индивидуальный и ответственный подход к каждому заказу курсовой работы. Наши курсовые работы уникальны и выполняются в строгом соответствии с требованиями Вашего преподавателя и стандартами Вашего ВУЗа. Приобретая курсовую на заказ в компании «Магистр», Вы можете быть уверены в своей успешной защите

Заказ реферата

Заказав реферат в компании «Магистр», Вы сэкономите время на поиск и анализ литературы по своей теме. Каждый выполненный реферат - это результат добросовестного труда высококвалифицированных специалистов, самостоятельное исследование, основанное на анализе новейшего материала. Доверив написание реферата профессионалам, Вы получите отличный реферат.

Заказать отчет по практике

Мы профессионально занимаемся написанием отчетов по преддипломной и производственной практике. Заказ отчета по практике включает в себя подробное описание и анализ базы практики, работ, выполненных практикантом, формулирование выводов по проделанной работе, а также написание других разделов, предусмотренных методическими указаниями Вашего ВУЗа. Мы также заполним для Вас дневник и календарный план практиканта.

Качественно выполним для вас рефераты, курсовые, дипломы на заказ

Нет времени писать объемные тексты для вуза? Иногда проще и быстрее купить дипломную: диссертация, диплом являются очень сложными работами, и если вы не справляетесь самостоятельно, то лучше доверить все профессионалам. Компания «Магистр» существует с 2004 года и имеет много филиалов по России. Все рефераты, курсовые, дипломы на заказ пишутся преподавателями, аспирантами, практикующими специалистами. Наша компания проводит многоуровневую проверку качества, поэтому вы можете быть уверены, что дипломная работа на заказ будет соответствовать критериям оформления, содержания и методологии.

Как быстро заказать диплом: рефераты, курсовые, отчеты, презентации и другие работы

Заказать дипломную работу вы сможете двумя способами:

  • посетив офис компании «Магистр»;
  • зарегистрировавшись на нашем сайте и воспользовавшись Личным кабинетом.

В обоих случаях необходимо предоставить нам как можно больше информации и материалов: если вам требуются рефераты (контрольные, курсовые) на заказ, то опишите требования к структуре, содержанию, уникальности и оформлению очень подробно, а также приложите методички, документы, наработки.

Если тема популярная и несложная, то можно не заказывать написание, а уже готовый купить диплом: курсовая работа и реферат также доступны для приобретения. Зайдите в наш каталог и поищите среди более 100 тысяч вариантов, среди них наверняка найдется тот, который вам подойдет. Идеально при ограниченном бюджете: готовое намного дешевле, чем рефераты (курсовые, дипломы) на заказ. Возникли сложности с поиском? Сделайте запрос, и наши специалисты отыщут вам готовую работу.

Почему выгодно купить диплом: диссертация, диплом, магистерская на заказ

Клиенты компании «Магистр» отмечают, что наши расценки одни из самых низких. Мы заинтересованы в привлечении новых и постоянных заказчиков, в улучшении взаимодействия с ними и с авторами работ. В итоге все рефераты, контрольные, дипломные работы на заказ пишутся не только качественно и в срок, но и по максимально выгодной для вас стоимости. Для постоянных заказчиков действуют скидки на заказ диплома (рефераты, курсовые, отчеты и все остальные виды работ тоже считаются). С нашими клиентами мы заключаем договор, который гарантирует качественный, уникальный и своевременный результат. Хотите заказать дипломную работу или купить дипломную уже готовую? Обращайтесь к нам.

В условиях экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей.

Исключительно важное значение в этих условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых преступлений, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций; с другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям.

Надо сказать, что налоговая система выступает одновременно и фактором финансовой безопасности. Она должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства, регионов, сохранения целостности и единства финансовой системы (денежной, бюджетной, кредитной, налоговой, валютной).

Прежде всего, в налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости - с другой.

Следует подчеркнуть, что кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

При рассмотрении основных процессов в налоговой сфере необходимо всегда различать объективную сторону тенденций налоговой политики, реальные налоговые отношения и реальные количественные показатели налоговой системы, субъективную их сторону, выражающую усилия, цели, намерения и результаты деятельности государства, различных ветвей, органов, уровней государственной власти и местного самоуправления.

К объективным тенденциям, имеющим значение для обеспечения экономической безопасности, следует отнести: 1.

Сокращение налоговых доходов государства вследствие сокращения налоговой базы из-за резкого спада производства. Данный фактор особенно отчетливо проявился в 1992 г. В дальнейшем же снижающаяся доля налогов в ВВП стала следствием ошибок финансовой политики. Доходы консолидированного бюджета России, если смотреть динамику последнего десятилетия составляли: в 1996 г. - 26% ВВП, в 1998 г. - 25,1, в 2000 г. - 28,7, в 2002 г. - 32,4, в 2006 г. - 36,5%. При этом на ранних стадиях подавляющая доля доходов российской бюджетной системы обеспечивалась за счет налогов, уплачиваемых юридическими лицами, что отрицательно отражалось и отражается до сих пор на формировании финансовых источников реального сектора. 2.

Снижение объемов налоговых поступлений в бюджетную систему, как правило, приводит к сокращению расходов государства, в том числе расходов, функционально связанных с обеспечением общей безопасности.

Неравномерное распределение налогового бремени: перекладывание его на более узкий сектор и круг налогоплательщиков, в результате чего на них создавалось чрезмерное налоговое давление. 4.

Проявление роли налоговой системы как отрицательного фактора экономического прогресса, подавляющего экономический рост, инвестиционную активность, провоцирующего укрывательства от налогов и отток капиталов за границу и в оффшорные зоны, легально или нелегально создаваемые внутри российского рыночного пространства. 5.

Резкое сужение доходного потенциала федерального бюджета вследствие усиления требований и посягательств на доходы федерального бюджета со стороны субъектов Федерации из-за отсутствия достаточно защищенного в правовом отношении деления базы налогов на федеральную, региональную и местную, что приводило к стихийному и конфликтному пределу налоговой базы в пользу тех или иных субъектов Федерации.. 6. Расширение зоны теневой и криминальной экономики, включая в значительной степени сектор коммерческих банков, освобождающей себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных "технологий”. 7.

Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства, особенно в отношении склонности к сохранению и накоплению капитала, его легализации, предотвращения укрывательства и вывоза за рубеж.

Перечисленные тенденции имеют безусловно негативный характер и постоянно подвергаются соответствующей критике.

Говоря о субъективной стороне деятельности в налоговой сфере, необходимо указать на следующие негативные и опасные тенденции в ней: 1)

глубокая противоречивость системы мер и действий государства в выработке и проведении налоговой политики и реформировании налоговой системы: субъективное стремление увеличить собираемость налогов постоянно наталкивается на подорванную налоговую базу суженного воспроизводства; 2)

несоответствие друг другу и несогласованность различных направлений финансово-экономической политики, когда, например, жесткие меры по ограничению денежной массы и кредитования экономики приводили к кризису платежей, общему сужению денежного оборота и сокращению финансовых оборотов и налоговых потоков.

отсутствие экспертизы и оценки законодательства с точки зрения критериев экономической и финансовой безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности налоговой политики; 4)

слабая предсказуемость налоговой политики и предпринимаемых со стороны Правительства и Президента РФ мер по изменению налоговой системы, порядка и механизма налогообложения. Если говорить откровенно, то мы очень часто меняем налоговую систему, ее принципы; 5)

наличие усиливающейся зависимости налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных политических кругов и ТНК; 6)

отсутствие механизмов защиты налоговой политики и реформирования налоговой системы от агрессивного давления различных лоббистских групп, заинтересованных общественных объединений и организаций; 7)

неразработанность научных основ налогового права, правового функционирования налоговой системы, противоречивость юридической нормативно-законодательной базы; 8)

низкая эффективность системы налогового администрирования и низкая экономическая, административная и уголовная ответственность должностных лиц финансовых и кредитных организаций за неисполнение инструктивных требований по начислению, взиманию и своевременному перечислению в бюджетную систему налоговых и других обязательных платежей, за сокрытие доходов и неуплату налогов.

Как правило, результатом перечисленных тенденций становятся подрыв доходной базы как федерального, так и консолидированного бюджета и резкое ослабление его способности к финансовому обеспечению, функций государства, включая обеспечение его экономической, финансовой безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях в экономику как о важнейшем факторе экономического роста.

В целом, нужно признать, что Российская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности. Более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу финансово-экономической безопасности (усиление централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, отсутствие эффективных механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами, ряд других факторов).

Налоговая политика существенно влияет на экономическую и общую государственную безопасность нашей страны. Значение налогов в финансово-экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны. На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась прежде всего как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых содержались вооруженные силы страны.

В современном мире характер угроз и формы их проявления изменились, однако роль налогов как источника финансовых ресурсов, безусловно, сохранилась и, более того, усилилась. Без явных изменений осталась лишь видимая, фискальная сторона налоговых отношений, заключающаяся в аккумулировании средств в бюджетной системе для финансирования государственных расходов, направляемых на обеспечение безопасности государства.

В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги - главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством общественных благ и услуг

членам общества, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, их количество и качество практически всецело зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций.

Исключительно важное значение в современных условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям. В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности.

Таким образом, налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. В налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости - с другой. Роль налогов как позитивна, так и негативна (фактор риска). Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Роль налогов как фактора экономической безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, которое она переживает, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, по-литическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

Читайте также: