Налоги идут в казну государства

Опубликовано: 24.04.2024

Владимир Путин внезапно поручил Медведеву разобраться, почему в регионах России растет налоговая нагрузка на граждан

Граждане России уверены, что единственный налог, который они платят государству в ежемесячном режиме, это так называемые подоходные налоговые вычеты с зарплаты в размере 13%. Однако, если копнуть поглубже, то выяснится, что это не совсем так, если вообще совсем не так. Более половины доходов россиян в том или ином виде приходится на государственные сборы с граждан. Подробнее в теме разбирался политический обозреватель Daily Storm Никита Попов.

«Что в реальной жизни там происходит?»

На днях президенту России Владимиру Путину принесли дурную весть: в стране растет налоговая нагрузка на граждан. Речь идет как о прямых налогах, так и косвенных. Об этом главе государства сообщил председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

«Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни», — дал поручение Медведеву Путин после встречи со Шмаковым.

Учитывая, что за все время существования России мало того что налоги преимущественно повышались, так еще и вводились новые, призыв президента разобраться и наконец понять, что же там происходит в реальной жизни, выглядит несколько странным.

В реальной жизни даже по официальной статистике более 20 миллионов россиян еле сводят концы с концами, а большая часть граждан (опять же, по официальным данным) причислена к когорте работающих бедных. А тут еще и налоги — и далеко не единственный НДФЛ в 13% от заработной платы россиян.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Налоговое ярмо

Да, налог на доходы физических лиц является самым известным среди всех работников, имеющих на руках трудовые договора. Именно 13% есть та разница между тем, что прописано в ваших книжках, и тем, что вы получаете на руки. Но и это еще не все.

Каждый работодатель платит в государственную казну за своего работника еще четыре обязательных взноса, которые в сумме составляют от 30,2 до 38,5% налога.

Сюда входит взнос в Пенсионный фонд (22% от прописанной в договоре зарплаты), в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС — 5,1%) и Фонд социального страхования (ФСС — 2,9%). В зависимости от уровня опасности работы работодатель платит еще и взнос в ФСС по травматизму — от 0,2 до 8,5%.

Часто выходит так, что людям кажется, мол: да нет же, мы ведь отдаем государству лишь 13% от зарплаты. На самом деле — нет, если не забывать о страховых взносах работодателя за работника. Не из своего же кармана работодатель оплачивает взносы на медицинское и социальное страхование. Просто фонд оплаты труда, который формируется вашим начальником, уже учитывает размер этих страховых взносов. По-хорошему — это в чистом виде неучтенная и заранее отложенная часть вашей заработной платы.

Возьмем за основу зарплату в 1000 рублей, учитывая при этом, что работодатель знает, что за вас ему нужно будет еще отчислить от 30,2 до 38,5% страховых взносов. Для простоты расчетов принято иметь дело с так называемыми 30% страховых.

Соответственно, ваша зарплата могла была бы быть 1000 рублей, но будет меньше на 30%, таким образом составив 770 рублей (в бюджет в качестве взносов работодатель отдал 230 рублей).

Из этой суммы вычитаем 13% подоходного налога и получаем 670 рублей, поскольку в бюджет уплачено 100 рублей НДФЛ.

А дальше еще интереснее.

Помимо так называемых прямых налогов существуют косвенные налоги.

Самый известный из них — налог на добавленную стоимость (НДС), который приносит незаметную головную боль россиянам и существенные поступления в бюджет государства. Кстати, совсем недавно Госдума в трех чтениях большинством голосов «Единой России» увеличила НДС с 18 до 20%. Ощутить на себе повышение этого налога россияне смогут с 1 января 2019 года или через несколько дней после — когда наконец-то отрезвеют после праздников и к большому удивлению зафиксируют рост цен на товары и услуги. Ну а пока мы имеем дело с 18% НДС.

Что такое НДС? Производители товаров и услуг платят в казну налог на добавленную стоимость. Чтобы компенсировать убытки, уплаченный ранее налог закладывается в конечную цену для потребителя. Повышение НДС на два процентных пункта автоматически поднимает стоимость всего, чем живут россияне: начиная от тарифов ЖКХ — кончая последней буханкой хлеба.

Так вот. Как только работник потратил полученные нами при вычитании всех прямых налогов 670 рублей на покупку товаров и услуг, он в этот же момент заплатил из этих денег еще и 120 рублей НДС. Именно на такую сумму могли быть дешевле все эти товары и услуги.

Получается, что с каждой 1000 рублей каждый россиянин платит 450 рублей в качестве налогов и сборов. То есть 45%. После увеличения НДС до 20% с 1 января 2019 года россияне будут уплачивать 464 рубля с одной тысячи рублей или 46,4%.

Но и это, опять же, не все — есть еще пресловутый бензин, от стоимости которого зависит если не все, то очень многое.

Налоги и акцизы в цене на бензин по результатам проверки ФАС в этом году достигли максимальной отметки в 65%. Только вдумайтесь: из 100 рублей цены за литр бензина 65 рублей это налоговый сбор государства. От стоимости бензина напрямую зависят, опять же, цены на товары и услуги, поставляемые продавцом конечному потребителю. Чем дороже бензин — тем дороже все, что перевозится на автомобилях. Не говоря уже о том, что такой налог на топливо платит каждый, кто ездит на общественном или личном транспорте.

А помимо этого есть еще взносы за капитальный ремонт, налог на недвижимость, налог на транспортное средство (для счастливых обладателей), земельный налог, акцизы на спиртное, табак и многое-многое другое.

Россия поднимает пенсионный возраст исходя из рекомендаций МВФ

Dailystorm - Россия поднимает пенсионный возраст исходя из рекомендаций МВФ

Доктор экономических наук Андрей Гудков, до 2016 года работавший заместителем руководителя департамента социального развития аппарата ФНПР, полагает, что Михаил Шмаков поднял очень острую тему на встрече с Владимиром Путиным и она явно напрягла главу государства.

Однако независимый эксперт по социальной политике Гудков полагает, что проверка и выяснение обстоятельств роста налоговой нагрузки на россиян, которая была поручена президентом Дмитрию Медведеву, ничем не закончится. Все лежит на поверхности.

«Отчего растет налоговая нагрузка? Президент сам виноват. Его развели, как мальчика, после чего у бюджета возникли огромные трудности, а он этому еще и удивляется. Он же согласился вступить в ВТО, а после этого нам пришлось снизить импортные пошлины. Таким образом, один из самых мощных источников бюджетных доходов пересох. Но потребности чиновников-то никуда не делись. Вот они и повышают налоги», — считает экономист.

Повышение пенсионного возраста также является косвенной формой налогообложения. Увеличив возраст выхода на пенсию на пять лет, правительство лишило каждого россиянина в среднем одного миллиона рублей.

«Если зарплата до 85 тысяч рублей, то НДФЛ и страховые взносы изымают 40%. На руках остается 60%. Из них половина – это расходы на питание, остается 30%, здесь НДС 10%. Выходит, что минус 3%. Таким образом, на руках остается 57%. С оставшихся 30% НДС уже 20%, то есть минус 6%. Из 57 вычитаем 6% и получаем 51%. После этого вычитаем акцизы, которые связаны с бензином, алкоголем, табаком, и вы поймете, что на руках у работника остается меньше 50% от его зарплаты», — констатирует Андрей Гудков.

В свою очередь руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов напоминает, что в поле зрения российских властей не так давно успело попасть и самозанятое население, которое, по разным подсчетам, достигает приблизительно 20 миллионов человек. Они не платят прямые налоги, уклоняются от них и будут уклоняться в дальнейшем.

«Дураков среди них нет. Зарабатываешь мало, а отдавать нужно много. Еще и голову свою высовываешь, чтобы тебе ее отрубили. Чтобы налоговики могли схватить ее за уши и трясти, пока из тебя деньги не посыпятся, как из головы Буратино, привязанного к дереву, — рассказывает эксперт. — Поэтому самозанятые наружу не лезут. И какими-то довольно глупыми налоговыми «смягчениями» их не вытащишь. Но косвенные налоги они все равно платят».

Сам принцип одновременной уплаты прямых и косвенных налогов экономист Василий Колташов считает несправедливым. Он также обращает внимание на Конституцию России, которая, помимо прочего, дает еще и право на жилье всем гражданам страны. Однако возникает вопрос: откуда тогда берется налог на жилье? С юридической точки зрения — это абсурд, поскольку с гарантированного права налоги не платятся.

«Первую шкуру мы сдираем с россиян косвенными налогами, а вторую — прямыми. Вот и вся политика в отношении фискальной нагрузки российского государства последнего полугода. В чем там Медведев будет разбираться — я не знаю. Но по-хорошему надо отказаться от политики сдирания двух шкур. Если люди платят косвенные налоги, но при этом получают небольшую зарплату, то почему они должны платить еще 13%-й налог? Почему самозанятый с небольшим доходом должен платить какой-то налог? Должен быть не облагаемый налогом минимум доходов, который, в сущности, тратится только на потребление. 50 тысяч рублей может быть потолком такого не облагаемого налогом дохода. Только так можно снизить фискальную нагрузку. Не очень круто, но очень по справедливости», — объясняет руководитель Центра политэкономических исследований.

Стоит также отметить, что председатель правительства Дмитрий Медведев 14 ноября утвердил повышение тарифов ЖКХ в два этапа. С 1 января 2019 года на 1,7% и с 1 июля на 2,4%. Вы спросите: причем здесь налоговая нагрузка? Все просто. Тарифы поднимутся из-за повышения НДС с 18 до 20%, одобренного ранее правительством. Исходя из всего выше описанного, вызывает недопонимание и даже недоумение тот факт, что власть удивляется растущей налоговой нагрузке на граждан. Отчего же ей не расти, если сами чиновники делают для этого все, что в их силах.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Необходимым условием существования современного демократического государства и реализации им публичных функций являются налоги. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью изъятия средств на государственные нужды – управление, оборону, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культуру и т.д. Только государство обладает прерогативой на принятие норм, определяющих состав и величину налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. Устанавливая налоги, государство тем самым распространяет свой фискальный суверенитет на любые доходы или имущество частных лиц, полученные на его территории или находящееся на ней.

Государственная политика в области налогообложения позволяет посредством варьирования тех или иных элементов налогообложения и установления льгот регулировать социально-экономические процессы, происходящие в стране. С помощью налогов государство косвенно влияет на развитие отдельных отраслей народного хозяйства, уровень потребления, перераспределение доходов населения, динамику рождаемости и т.д. При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе государственного управления.

Налог – это установленная законом форма отчуждения определенной доли собственности физических и юридических лиц, основанная на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, в целях финансового обеспечения функций государства. Невыполнение обязанности по уплате налога, выраженной в денежной форме, влечет причинение материального ущерба государству, вследствие чего оно вправе применять меры принудительного характера по отношению к налогоплательщикам.

Особым видом фискальных платежей являются сборы и пошлины. Их основным отличием от налогов в общем случае является возмездность платежа, то есть государство в обмен на уплату пошлины или сбора предоставляет плательщику определенные услуги либо право на совершение каких-либо действий. Сборы, как и налоги, носят обязательный характер, а пошлины взимаются только с лиц, которые обратились в соответствующие органы для получения необходимых им услуг.

доходы бюджета 2018

Налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, уплачиваемые в установленном законом порядке, составляют основу налоговой системы любой страны. Наряду с неналоговыми доходами и иными поступлениями они участвуют в пополнении государственной казны.

Основным документом, регламентирующим систему налогового права на территории Российской Федерации, является Налоговый Кодекс (НК РФ). Кроме того, налоговые отношения регулируют также федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

НК РФ состоит из двух частей. В первой части сформулированы нормы общего характера, касающиеся основ системы налогообложения в России. Здесь приводится состав налогов и сборов, обязательных к уплате на территории страны, рассматриваются основные понятия, принципы и институты налогового права, большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, видам налоговой ответственности и способам защиты прав налогоплательщиков.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 12 общих налогов и 5 специальных налоговых режимов. В отличие от общей системы налогообложения, действующей по умолчанию, переход на специальный налоговый режим осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.

Общие налоги дифференцируются по уровню администрирования на федеральные, региональные и местные налоги. Такая классификация налогов обусловлена разграничением компетенции между уровнями власти и наличием видов налогов, которые вправе вводить орган законодательной или представительной власти каждого уровня. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные может быть не связано с бюджетом, в который они зачисляются. Н-р, большая часть суммы налога на прибыль организаций, который относится к федеральным налогам, подлежит перечислению в бюджет субъекта РФ.

К федеральным налогам относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Региональные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В состав региональных налогов включены транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Местные налоги, как и региональные, устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К числу специальных налогов относятся единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенный налог (УСН), патент, а также действующий в экспериментальном режиме налог на профессиональный доход. Применять специальные режимы налогообложения могут не все налогоплательщики, а только те из них, кто осуществляет определенные виды деятельности и чьи финансово-экономические показатели удовлетворяют установленным критериям по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств, доле в уставном капитале и пр. При переходе на уплату специальных налогов налогоплательщики получают освобождение от уплаты таких общих налогов, как НДС и налоги на имущество (с некоторыми ограничениями), НДФЛ и налог на прибыль организаций. Все прочие налоги подлежат уплате в установленном порядке.

Как и общие налоги, специальные налоги могут быть классифицированы по уровню администрирования. Так, федеральными налогами являются такие специальные налоги, как УСН и ЕСХН, регулируемые на федеральном уровне. К числу региональных налогов относится патент.

Особое место среди специальных налоговых режимов занимает система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В рамках применения этой системы участники этих соглашений уплачивают только некоторые налоги и сборы. Уплата всех остальных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Участниками налоговых правоотношений в РФ являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы.

Лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность уплаты налога, признается налогоплательщиком. Налогоплательщиками могут быть как физические лица – собственно граждане и граждане, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица – организации.

Исключительно физические лица являются плательщиками НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Только организации платят налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Ряд налогов уплачивается и организациями, и физическими лицами – индивидуальными предпринимателями. Это НДС, акцизы, НДПИ, ЕСХН, УСН. Только индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату патента. Поскольку этой категории налогоплательщиков не разрешено заниматься игорным бизнесом, то, соответственно, только организации платят налог на игорный бизнес. Наконец, все вышеперечисленные участники гражданских правоотношений независимо от их статуса признаются плательщиками транспортного, земельного и водного налогов.

Большинство налогов уплачивается в бюджет самими налогоплательщиками. Однако существует несколько налогов, в отношении которых обязанности по их уплате в отдельных случаях возложены на налоговых агентов, – это НДС, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

В противоположность налогоплательщикам налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налоги не со своих доходов. Фактически налоговый агент выполняет роль посредника между государством и налогоплательщиком, исполняя обязанность последнего по уплате налога. Так, налоговый агент обязан удержать НДФЛ с заработной платы своих работников и перечислить его в государственную казну. Налоговым агентом признается организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов. Налоговым агентом удерживается и уплачивается в бюджет НДС при приобретении имущества у иностранной компании на территории РФ, аренде или покупке государственного и муниципального имущества, реализации конфискованного товара и в иных установленных НК РФ случаях.

Основной функциональной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Благодаря налоговому контролю налоговые органы обеспечивают пополнение той части доходов государственного бюджета, что формируется за счет налоговых поступлений. Поскольку от поступления налогов во многом зависит экономическая безопасность государства, оно наделило налоговую службу большими полномочиями и целым арсеналом средств наказания за нарушение налогового законодательства начиная со штрафных санкций и заканчивая полной приостановкой деятельности налогоплательщика.

На таможенные органы возложены обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через государственную границу РФ, к числу которых относятся НДС и акцизы, регулируемые налоговым законодательством, а также таможенная пошлина, вынесенная за рамки налогового законодательства. Несмотря на то, что таможенная пошлина по существу относится к группе косвенных налогов на товары, она находится в сфере таможенного законодательства РФ, поскольку имеет особый статус и рассматривается в большей степени не как налог, а как инструмент торговой политики государства.

Вторая часть НК РФ посвящена собственно налогам и сборам. Каждый налог определяется его привязкой к конкретному объекту обложения. Объектом налогообложения могут быть имущество, доходы или различного рода сделки – по реализации, передаче или обмену товаров и услуг, перемещению материальных ценностей через государственную границу и т.д. Большинству налогов соответствует не один, а несколько объектов налогообложения. Так, налог на прибыль имеет один объект обложения, а НДС – четыре. В зависимости от вида объекта налогообложения налоги подразделяются на имущественные, подоходные, ресурсные налоги и налоги на потребление.

Имущественные, подоходные и ресурсные налоги относятся к группе прямых налогов. Прямыми налогами облагаются непосредственно имущество и доходы. Прямые налоги взимаются в процессе аккумуляции материальных благ, включаются в стоимость товаров и услуг и уплачиваются как теми, кто получает доход от своего личного труда, так и собственниками капиталов или доходного имущества. Таким образом, при прямом налогообложении юридическим и фактическим плательщиком налога является одно и то же лицо.

Факт владения или распоряжения движимым и недвижимым имуществом в той или иной форме влечет за собой возникновение обязанностей по уплате ряда имущественных налогов – земельного, транспортного, налогов на имущество физических лиц и организаций. С помощью подоходных налогов в пользу государства изымается часть полученного или предполагаемого к получению дохода – это налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСХН, УСН, патент. Пограничное состояние между имущественными налогами и подоходными занимает налог на игорный бизнес – фактически это налог на вмененный доход с каждого имущественного объекта игрового бизнеса. Использование природных ресурсов, находящихся в публичной собственности, ведет к уплате ресурсных налогов – НДПИ и водного налога.

В отличие от прямых налогов налоги на потребление или, иначе, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. По существу они представляют собой надбавку к цене товара или услуги, которую оплачивает покупатель. Продавец же фактически выполняет функции сборщика налога и перечисляет в бюджет налог за счет выручки от реализации готового продукта. Таким образом, бремя уплаты косвенных налогов в действительности несет конечный потребитель товаров и услуг.

Классическим примером косвенного налога является налог на добавленную стоимость. НДС в цене товара фактически оплачивается покупателем, а ответственным за его уплату в бюджет, т.е. налогоплательщиком, является продавец. Получаемая им сумма НДС не является ни частью стоимости отгруженных товаров или услуг, ни доходом от их реализации. Следует отметить, что обложению НДС подлежит вся реализация, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок налогоплательщиком, так как сумма НДС в стоимости потребленных в процессе производства ресурсов, закупленных на стороне, уже уплачена в бюджет их поставщиком.

Вся совокупность объектов налогообложения, находящихся в пределах юрисдикции государства, составляет его налоговый потенциал. Производным от налогового потенциала является налоговая база, применительно к каждому налогу означающая стоимостную или физическую величину объекта налогообложения. Н-р, одним из объектов обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговой базой – мощность его двигателя в лошадиных силах. Совокупная налоговая база всегда меньше налогового потенциала страны за счет освобождения от обложения некоторых объектов налогообложения или применения установленных налоговых вычетов.

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы представляет собой налоговую ставку. Налоговая ставка непосредственно определяет долю собственности налогоплательщика, которую он, исходя из имеющегося у него объекта налогообложения, должен безвозмездно передать в пользу государства во исполнение установленной законом обязанности. В зависимости от того, выражена налоговая ставка в абсолютных или относительных показателях по отношению к налоговой базе, налоги делятся на налоги с твердыми ставками, налоги с адвалорными ставками и смешанные налоги, сочетающие твердые и адвалорные ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения налоговой базы (н-р, 300 руб. за 1000 м 3 забранной воды). Адвалорные ставки определены в процентах к налоговой базе, выраженной в стоимостных единицах измерения (н-р, 6% от дохода). В зависимости от влияния изменения налоговой базы на величину ставки среди адвалорных ставок выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения.

Пропорциональная ставка зафиксирована в процентах по отношению к любой налоговой базе. С ростом налоговой базы соответствующим образом меняется и сумма налога. Пропорциональное налогообложение характерно для таких налогов, как НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, УСН, земельный налог и т.д. Ставки прогрессивных налогов увеличиваются с ростом налоговой базы и уменьшаются при ее понижении. Чем больше налоговая база, тем выше ставка налога, и наоборот. Примером прогрессивного налогообложения может служить обсуждаемая в обществе, но пока признанная Правительством РФ нецелесообразной, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ (для доходов до 5 млн.руб. – ставка 13%, от 5 до 50 млн.руб. – 18%, от 50 до 500 млн.руб. – 23%, свыше 500 млн.руб. – 28%). Регрессивный налог – полная противоположность прогрессивного налога. Частично регрессивный характер носил отмененный с 2010 года единый социальный налог (ЕСН). Чем больше был доход, который налогоплательщик выплачивал физическим лицам или получал сам, тем меньше был размер налоговой ставки.

Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка относятся к основным элементам юридической конструкции налога. Помимо них, элементами налогообложения являются налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налоговый период указывает, за какой временной промежуток рассчитывается налог, порядок исчисления налога – как рассчитывается налог, порядок и сроки уплаты налога – куда и когда уплачивается налог.

Если определены все указанные выше элементы налога и налогоплательщик, налог считается установленным.

Уплата налогов государству является самой главной повинностью граждан и организаций. Вместе с тем для этих лиц существуют и другие обязанности, связанные с налогами, в частности, по ведению налогового учета и представлению налоговой отчетности.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Общие положения

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Cледственные органы.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Налоговая декларация и налоговый контроль

Взаимозависимые лица и международные группы компаний

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам

Каждое физлицо обязано отчислять установленную ставку от заработанных или полученных средств. Это установлено в налоговом законодательстве. Согласно федеральным законам отчисления, получаемые с физлиц в виде налогов, идут в бюджет. При любых нарушениях, которые были допущены гражданами, применяются меры ответственности. У самого процесса налогообложения и распределения полученных средств имеется много нюансов, которые установлены законодательно.

​​Какие налоги с зарплаты выплачиваются государству

Налоговое законодательство подразумевает ежемесячное отчисление средств при получении заработной платы. За этим процессом следит налоговая инспекция. Если работодатель нарушает указанные правила перечисления средств, то возникает ответственность, которая включает в себя разнообразные штрафные санкции. Примером может служить занижение налога, что позволяет взыскать сверх необходимой суммы еще 20% в виде штрафа.


Любые нарушения ведут к ответственности из-за того, что все отчисления необходимы для обеспечения бюджета региона, а также поддержания социальных фондов. Это приводит к ужесточению налоговой политике государства.

Основным налогом является НДФЛ, который высчитывается для заработной платы в размере 13% для резидентов РФ, патентных специалистов с высокой квалификацией или лиц, имеющих гражданство стран ЕАЭС. Для нерезидентов налог установлен в размере 30%.

Какие еще взносы выплачиваются


Каждая организация и работодатель имеют обязательство по взносам страхового характера в ФНС. Тарификация данного сегмента установлена статьями 427—429 НК РФ. Вычет производится с совокупности выплат работнику или лицу, работающему по договору гражданско-правового типа. В среднем общий взнос равен 30%.

Ряд компаний имеют льготные условия, что позволяет производить оплату в сниженном варианте. Но в 2019 году число таких организаций было сокращено.

Еще одним вариантом взносов является отчисление в виде страховых средств, которые в дальнейшем могут использоваться при несчастном случае или производственных травмах, а также профзаболеваниях.

Дополнительным вариантом является повышенная выплата за транспорт с превышением мощности в 410 л.с.

Все варианты оплаты имеют установленный срок в виде 15 числа ежемесячно. При превышении сроков будут начисляться пени, которые потребуется выплатить дополнительно к сумме, установленной изначально.

Дополнительные (косвенные) налоги

В качестве дополнительного косвенного налогообложения часто подразумевают НДС, который представляет собой налог на добавленную стоимость. Его оплачивают все компании, производящие товары или оказывающие какие-то услуги. Чаще всего организации этот налог включают в стоимость своей продукции или услуг, то есть получается, что оплата данного налога ложится на потребителей.

  • товары продовольственного типа — 7%;
  • непродовольственная продукция — 9%;
  • водка и аналогичные напитки — 50%;
  • бензин — 25%.

Дополнительным косвенным налогом является ежегодный вариант отчислений на землю, транспорт и имущество. В 2019 году эта категория была дополнена экологическим, туристическим отчислением, а также налогом на самостоятельную деятельность (самозанятые).


Куда и на что идут налоги в государстве: распределение средств

Каждый вариант налогообложения имеет свое распределение. Например, НДФЛ, высчитываемый с заработной платы гражданина, идет в региональный бюджет в виде 85% от всей суммы сбора. 15% передается в местный муниципалитет, где производится распределение по нуждам. Согласно законодательству последние средства идут на поддержание инфраструктуры, ремонт объектов общественного типа, а также общественный порядок и безопасность.

Фонды медстрахования, пенсионного обеспечения и соцзащиты осуществляют сбор средств в одном месте, после чего распределяются по необходимым затратам на указанные варианты нужд.

Бюджет федерального типа пополняется за счет полноценного сбора НДС. Все средства распределяют в ежегодной форме на ряд отраслей. Среди них:

  • полиция и госструктуры аналогичного типа;
  • госаппарат;
  • армия и национальная оборона;
  • образование и его программы;
  • наука и все исследования, а также разработки;
  • аналогичные отрасли, которые относятся к важным в деятельности государства.


Налогообложение необходимо для реализации всех государственных программ, включая социальные. Получается, что отдаваемые доходы гражданин искусственно инвестирует в улучшение своей жизни и жизни общества.

Вся структура распределения средств осуществляется через приток денег в бюджет, откуда производятся отчисления уже в каждую сферу согласно плану. Примером плана является госбюджет, который представляет собой проектную документацию, принимаемую правительством в качестве основного акта, определяющего экономическое развитие на требуемый период (чаще всего год). Проект имеет несколько частей, в частности открытую и закрытую.

По открытой части рассматривают расходы на различные сферы деятельности и жизни общества, то есть возможно проводить анализ на улучшение или ухудшение жизни граждан за счет изменения уровня оплаты труда и социального обеспечения.

К закрытой части относят оборонные расходы и все, связанное с безопасностью и военными расходами. Обычно закрытая часть превышает остальные расходы, которые заложены в бюджете.

При возникновении дефицита снижается федеральное субсидирование регионов и вырастают затраты в виде дотаций на погашение госдолга. Именно этот момент в совокупности с тем, что налогообложение граждан является одним из основных доходов, приводит к увеличению налоговой базы отчислений и ужесточению налогового законодательства, в частности при нарушениях.

Стоит учитывать, что бюджетное распределение осуществляется на основе запланированных экономических показателей, в том числе инфляции, цен на различные полезные ископаемые, которые являются доходами бюджета и аналогичных вариантов.

Вот как эти деньги будут распределены в 2021 году

Все отчисления, получаемые от налогоплательщика, должны быть заложены в бюджет. Примером может служить работа в Москве и соответствующие отчисления.

Официальная зарплата за месяц составляет 30000 рублей. Налоговых вычетов нет, по этой причине гражданин будет получать 26100 рублей на руки, а за год в бюджет работодатель перечислит 46800 рублей. Соответственно на основе одного налогоплательщика можно сформировать таблицу.

СфераПримерЕдиничные годовые отчисления с одного плательщика и распределениеСовокупность необходимого бюджета на указанную сферу, млн
ТранспортнаяРемонтная работа и замена эскалаторов, создание маршрутной сети8136.9288 473.5
СоциальнаяРазличные социальные программы, а также дополнительная помощь7805.3276 717.1
ОбразовательнаяХудожественные выставки, проведение выпускных, олимпиады7746.9274 647.1
Жилищно-коммунальнаяКапремонт дополнительного характера, ремонт и обновление коммуникаций, уборка дорог, в том числе от снега6705.3237 718
МедицинскаяПроведение бесплатных обследований, вакцинаций и улучшение скорой помощи бесплатного характера5143.5182 349.8
Экономическая и с/хЯрмарки, поддержка хозяйств и предприятий5089180 416.4
Работа правительства и чиновниковЗаработная плата и страховка госаппарата Москвы2693.895 503.1
КультурнаяПроведение культурных мероприятий и поддержка музеев, театров, библиотек1321.646 854.3
СпортивнаяПроведение соревнований и массовых спортивных мероприятий834.929 600.1
МЧС, полиция и аналогичные структурыБорьба с ЧС, пожарами и другими происшествиями58120 596.5
СМИСоздание вещательных региональных каналов328.811 658.3
ЭкологическаяСоздание приемных пунктов металла и проведение массовых мероприятий по озеленению210.27 451.3
ОбороннаяСодержание полигонов26.3933
ДотационнаяВыдача местным бюджетам необходимых средств21.8774.4

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

В национальной экономике ситуации имеет негативный вид из-за увеличенного финансирования ряда сфер, при уменьшении полученных сборов. Примером служит региональные отчисления в бюджет, так как большинство регионов получает дотаций больше, чем отдает, а отрицательные суммы, которые составляют госдолг, растут. Причин нехватки средств несколько:

  • уклонение от налогообложения и возникновение большого количества серых схем;
  • слаборазвитая сфера бизнеса в совокупности с упадком производства;
  • зависимость от нефтегазовой отрасли и таможенных сборов;
  • рост затрат на нацбезопасность, в том числе оборону;
  • ухудшение положения коммерческих структур из-за наличия долга перед государством и его увеличение из-за повышения сборов.


Одновременно с ухудшением экономической ситуации и сокращением рынка труда возникает необходимость в увеличении государственной поддержки ряда социальных сфер, что также в свою очередь увеличивает дефицит средств.

Для оптимизации расходов и уменьшения нагрузки на работающее население в виде налогов требуется увеличение инвестиций с развитием производственного сектора экономики, что в условиях ухудшения экономического положения становится сложным и связано с возникновением опасности увеличения госдолга. Все это увеличивает жесткость налогового законодательства, а также мер пресечения нарушений и ответственности.

Налогообложение необходимо для пополнения бюджетных средств, идущих на распределение по сферам деятельности государства и общества. Все получаемые отчисления с граждан используются для развития различных областей и обеспечения необходимых государственных программ, непосредственно связанных с улучшением жизни общества.

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Читайте также: