Прогнозирование и планирование в налогообложении 2019

Опубликовано: 05.05.2024


Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором
“слуги бухгалтера
-->
Планирование 2019

Вернуться назад на Планирование 2019
Не забываем поделиться:

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства:

• учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
• разработку учетной политики предприятия;
• правильное и полное использования всех установленных законом льгот;
• оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Виды налогового планирования:

1. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.
2. В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.
3. В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным.

Долгосрочное налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Элементы данного вида планирования:

• выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;
• выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.

Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Элементы текущего планирования:

• использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;
• использование оптимальных форм договоров;
• разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Элементами налогового планирования являются:

1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
5. Налоговые льготы и организация сделок;
6. Рациональное размещение активов и прибыли организации.

Способы налогового планирования:

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• использование пробелов законодательства;
• применение налоговых льгот;
• выбор формы деятельности;
• правильное формирование учетной политики;
• применение офшоров;
• изменение срока уплаты налогов;
• правильная организация сделок;
• лоббирование;
• прогнозирование изменений налогового законодательства.

Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности.

При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам:

• Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.
• Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.
• Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.
• Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:

• Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.
• В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.
• С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

темы

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Загадки

Большая кастрюля, в которую вместиться абсолютно все, даже наша планета. Скажите пожалуйста что в неё не вместится?

посмотреть ответ

посмотреть ответ
важное
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Понятие, сущность и цель

Любой бизнесмен или руководитель предприятия должен быть заинтересован в эффективном использовании финансов своего бизнеса. Минимизация фискального обременения — это один из способов сократить расходы компании, не нарушив при этом действующего законодательства, в этом и заключается основная сущность налогового планирования.

Так, под налоговым планированием организации подразумевается комплекс мероприятий, разработанный с учетом специфики деятельности субъекта, который направлен на снижение сумм налогов, сборов, взносов, подлежащих уплате в бюджет.

К основным задачам налогового планирования можно отнести:

  • организацию своевременного перечисления налогов и сборов в полном объеме, чтобы избежать штрафных санкций;
  • изучение норм фискального законодательства и текущих нововведений;
  • сокращение фискального обременения законными способами.

Ключевая цель налогового планирования — это снижение объема фискальных платежей в бюджет путем применения разного рода методов, инструментов и принципов. Для достижения ключевой цели предусмотрено применение конкретной формы налогового планирования. Например, организация систематического мониторинга законодательства, составление индивидуального календаря по уплате налогов и сборов, обеспечение контроля над полнотой и своевременностью осуществления расчетов с бюджетом.

Базовые принципы

Выделяют базовые принципы налогового планирования:

  1. Принцип законности. Подразумевает исключительно легальные действия, которые не могут противоречить или нарушать действующее законодательство. Иными словами, оптимизировать объем фискального обременения можно только законным путем. За уклонение от уплаты налогов и сборов предусмотрена ответственность: как административная, так и уголовная.
  2. Принцип оперативности. Означает, что действующие положения фискальной политики предприятия должны быть своевременно скорректированы при соответствующих изменениях в законодательстве.
  3. Принцип оптимальности. Заключается в том, что предпринимаемые меры не могут нарушать или ограничивать чьи-либо интересы. То есть действующие условия политики налогообложения предприятия должны быть выгодны не только экономическому субъекту, но и не ограничивать интересов государства.
  4. Принцип обоснованности. То есть любое действие компании, направленное на снижение сумм налогов и сборов, должно быть обосновано не только на законодательном уровне, но и с экономической точки зрения.
  5. Принцип комплексности, который означает, что все предпринятые мероприятия должны соответствовать не только требованиям НК РФ , но и не нарушать норм, закрепленных в других законодательных актах.

Все принципы налогового планирования и прогнозирование на предприятии тесно взаимосвязаны между собой.

Методология проведения

Методы, которые могут применять все экономические субъекты без исключения, довольно просты. Они заключаются в следующих аспектах:

  • составление грамотной учетной политики в части БУ и НУ;
  • прогнозирование объемов фискального обременения с учетом достижения определенных экономических показателей;
  • проведение анализа и оценки возможности применения специальных (щадящих) режимов налогообложения.

Помимо методов, понятие налогового планирования подразумевает применение специальных инструментов. Так, например, к инструментам налогового планирования относятся применение вычетов, льгот и фискальных послаблений, совмещение нескольких режимов налогообложения для разных видов предпринимательской деятельности в рамках одного предприятия.

Отметим, что совокупность методов и инструментов в иных случаях называют способами налогового планирования. То есть конкретные варианты мероприятий, направленных на снижение фискального обременения организации.

Элементы и этапы проведения

Любое мероприятие должно быть детально спланировано. Так, для достижения оптимальных результатов выделяют следующие этапы налогового планирования:

  1. Идея. Это начальный этап, или этап создания бизнеса. Здесь предприниматель определяет основной вид деятельности, масштабы производства, количество наемных работников, сезонность и прочие аспекты. Проанализировав все, бизнесмен делает выбор организационно-правовой формы деятельности, режима налогообложения бизнеса, структуры.
  2. Действие. Этот этап проводится уже после регистрации организации. Специалисты анализируют нормы фискального законодательства и составляют подробный план налогообложения. Изучаются возможности применения льгот, преференций и послаблений по каждому виду налога или сбора. Подготовка документов для получения вычетов, льгот.
  3. Анализ. Компания должна не только планировать, но и оценивать достигнутые показатели и полученные результаты. Анализ необходим для выявления слабых сторон фискальной политики, оценки эффективности и законности выбранного комплекса мер.

К элементам налогового планирования можно отнести:

  • НУ и БУ;
  • учетную политику предприятия, составленную с учетом специфики деятельности компании;
  • вычеты, льготы и послабления, предусмотренные законодательством;
  • организацию контроля, систематического и всестороннего;
  • применение календаря по налогам и сборам, чтобы избежать просрочек и штрафных санкций;
  • льготные системы налогообложения, применение которых возможно при соблюдении определенных условий.

Итак, создать эффективную фискальную политику на предприятии — это задача, которую необходимо решить каждому бизнесмену, предпринимателю или руководителю компании. Законно сократить размеры фискальных отчислений необходимо для повышения эффективности деятельности и рентабельности.

Определить комплекс мер рекомендуется не этапе создания бизнеса. К примеру, выбрав оптимальный вариант налогообложения. Но и на более позднем этапе следует систематически анализировать текущее положение дел, чтобы своевременно применить тот или иной инструмент.

Прогнозирование и планирование в налогообложении, Бабленкова И.И., Кирина Л.С., Карпова Г.Н., Горохова Н.А., 2009.

Учебник предназначен для обучения студентов но специальности «Налоги и налогообложение». В нем содержится теоретический курс по дисциплинам «Прогнозирование и планирование и налогообложении» и «Налоговое планирование и организации». Может быть использован также студентами других экономических специальностей.

Прогнозирование и планирование в налогообложении, Бабленкова И.И., Кирина Л.С., Карпова Г.Н., Горохова Н.А., 2009

Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений.
Как было отмечено выше, прогнозирование и планирование поступления налоговых доходов представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого должен решаться широкий круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. Кроме того, разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования налоговых доходов следует отнести: научность, системность, альтернативность, маржинальность, точность, непрерывность, обоснованность, гибкость, оперативность, согласованность, адекватность, целенаправленность и приоритетность, социальная ориентация, сбалансированность и пропорциональность и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
I ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
1. Теоретические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
1.1. Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджетов различного уровня
1.2. Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений
1.3. Особенности краткосрочного и среднесрочного прогнозирования и планирования налоговых доходов
2. Планирование поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации
2.1. Методика планирования поступлений но основным видам налогов и сборов
2.2. Методы оценки налогового потенциала регионов
2.3. Информационное обеспечение планирования и прогнозирования поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации
3. Планирование налоговых доходов на примере бюджета города Москвы
3.1. Законодательная основа планирования налоговых доходов бюджета города Москвы
3.2. Анализ структуры и динамики поступления налогов и сборов в бюджет города Москвы
3.3. Анализ существующей системы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджет города Москвы
3.4. Использование автоматизированных информационных систем управления бюджетным процессом при планировании налоговых доходов
3.5. Использование редактора MS Excel при расчете прогноза доходов бюджета города Москвы
II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Теоретические основы налогового планирования
1.1. Понятие, сущность и принципы налогового планирования в организации
1.2. Виды налогового планирования
1.3. Методы налогового планирования
1.4. Пределы налогового планирования
2. Инструменты налогового планирования
2.1. Выбор организационно-правовой формы
2.2. Учетная политика как базовый инструмент налогового планирования в организации
2.3. Договорная политика организации
3. Налоговая нагрузка организации и методики расчета ее уровня
3.1. Методика, предложенная Министерством финансов РФ
3.2. Методика М.П. Крейниной
3.3. Методика Е.А. Кировой
3.4. Методика М.И. Литвина
3.5. Система показателей результативности налогового планирования
4. Организация корпоративного налогового планирования
4.1. Налоговый бюджет
4.2. Создание налоговых групп
4.3. Организация документооборота налогового планирования
4.4. Использование матрицы принятия решений
Заключение
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования / М. А. Фирсова, А. В. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68096/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «налоговое планирование и налоговое прогнозирование». Автором предложено свое понимание сущности государственного налогового планирования и прогнозирования, представлена система.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование.

В настоящее время для налоговой сферы актуальным является вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее точного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Налоговое планирование и прогнозирование нацелены на достижение ориентиров налоговой и экономической стратегии государства, но единого понятия.

В век инновационной экономики важно грамотно подходить к формированию бюджета, поэтому необходимо конкретизировать понятие, и понимать все нюансы, связанные с прогнозированием и планированием государственных финансов. Для начала рассмотрим понятие и сущность налогового прогнозирования. В рамках исследования тематики были рассмотрены трактовки разных авторов, которые понимают государственное налоговое прогнозирование с разных точек зрения:

Подходы копределению «Налогового прогнозирования»

Автор

Основные подходы

прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны.

деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых поступлений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

на уровне государства основной задачей налогового прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны.

под прогнозированием понимается взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений

Проанализировав разные понятия, стало понятно, что большинство из них сходятся к мнению о том, что налоговое прогнозирование позволяет реализовать налоговую политику, посредством использования целого набора показателей. Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового прогнозирования:


Рис 1. Система налогового прогнозирования

Налоговое прогнозирование — это деятельность государственных налоговых органов по определению возможного объема налоговых поступлений с учетом различных факторов, с целью эффективного формирования бюджета.

Теперь стоит перейти к рассмотрению налогового планирования и его сущности. Аналогично стоит рассмотреть основные подходы к определению данного понятия.

Подходы копределению «Налогового планирования»

Автор

Основные подходы

планирование, как фундаментальная основа для разработки стратегических векторов бюджетной политики, является инструментом обеспечения структурной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий

разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата

Тетерина Н. А., Белогорская А. Н.

комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах

Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового планирования:


Рис 2. Система налогового планирования

Необходимо заметить, то налоговое планирование предназначено как для обоснования количественных показателей бюджетных заданий, так и для того, чтобы определить в перспективе социально-экономическую направленность развития в рамках принятой концепции.

Исходя из двух представленных схем, по нашему мнению, планирование представляет собой комплекс мер по мобилизации поступлений в бюджет, а прогнозирование это комплекс показателей, которые определяют налоговый потенциал в целом.

Это достаточно близкие по значению понятия. Но планирование можно трактовать как определение целевых установок достижения определенных показателей. А прогнозирование — картина будущего, предполагающая составление прогноза на определенный промежуток времени. Но если прогнозирование предполагает формирование вероятностного прогноза налоговых поступлений, то планирование оценивает их фактическое перечисление в бюджет и обозначает определенные объемы поступлений в планируемом периоде. Из этого следует то, что прогноз должен опережать план. Так как цель процесса налогового прогнозирования — создать основу или предпосылки для проведения планирования налоговых поступлений.

По нашему мнению, уточнить понятие «налогового планирования» следует следующим образом: это деятельность государственных налоговых органов по эффективной реализации налоговой политики и социально-экономического развития страны, с целью эффективной мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, при помощи применения соответствующих инструментов.

  1. Ильичева Е. В., Подгорный И. Е., Пашкова Е. Э., Ходько М. В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет / Е. В. Ильичева, И. Е. Подгорный, Е. Э. Пашкова, М. В. Ходько // Журнал «Интернет-журнал Науковедение». — 2015. — Т.7.– № 4 (29). — С. 1–11.
  2. Орлова В. А., Мелентьева О. В. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Журнал «Наука и финансы». — 2016. — № 1. — С. 18–22.
  3. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 1–7.
  4. Сорокина П. Г. Прогнозирование и динамика налоговой базы по налогу на имущество организаций / П. Г. Сорокина // Журнал «Baikal Research Journal». 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 16.
  5. Ташматова Р. Г. К Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р Г. Ташматова // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». — 2018. –№ 1. — С. 79–82.
  6. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Журнал «ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ». — 2015. –№ 3 (21). — С. 77–85.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 03:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является изучение вопросов планирования и прогнозирования налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения. Определить сущность и задачи планирования и прогнозирования.

2) Рассмотреть практические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения в Российской Федерации, осуществляемого.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретический аспект планирования и прогнозирования налогообложения
5
1.1. Сущность и задачи планирования и прогнозирования в налогообложении
5
1.2. Правовые основы и методы планирования и прогнозирования в сфере налогообложения
9
1.3. Процесс планирования и прогнозирования
налогообложения

14
2. Планирование и прогнозирование налогообложения в Российской Федерации
23
2.1. Анализ налоговых платежей в Российской Федерации за 2006-2008 годы
23
2.2. Основные направления планирования и прогнозирования налогообложения
27
Заключение 32
Список используемых источников 35

Содержимое работы - 1 файл

Планирование и прогнозирование в налогообложении.rtf

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации
«Российский Университет кооперации»

Курсовая работа.

По налогам и налогообложению.

«Планирование и прогнозирование в налогообложении ».

Выполнил: студент Гвоздовский Александр Владимирович
Курс очной формы обучения
института РУК
Специальность: финансы и кредит
Группа ФК08-оч4
Научный руководитель:
К. э. н. доцент: Жукова О. И.
Рецензент: Жукова О. И.

Введение 3
1. Теоретический аспект планирования и прогнозирования налогообложения
5
1.1. Сущность и задачи планирования и прогнозирования в налогообложении
5
1.2. Правовые основы и методы планирования и прогнозирования в сфере налогообложения
9
1.3. Процесс планирования и прогнозирования

Роль налогов в обществе нельзя недооценить. Налоги позволяют формировать общественный фонд (Федеральный бюджет), средства которого направляются на решение общих задач, таких как строительство дорог и иных коммуникаций, обеспечение внешней и внутренней безопасности государства, организация суда и так далее. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Налоговое планирование является комплексным процессом определения общей суммы налоговых доходов бюджета и внебюджетных фондов разного уровня для выполнения экономических, политических и социальных задач государства. Налоговое планирование начинается с разработки научно обоснованной концепции налогообложения, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, которые стоят перед налогообложением, и методы их достижения. Все это тесно увязано с налоговой политикой, определяющей организационно-правовые принципы действующей системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов.

Целью курсового исследования является изучение вопросов планирования и прогнозирования налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения. Определить сущность и задачи планирования и прогнозирования.

2) Рассмотреть практические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения в Российской Федерации, осуществляемого.

Объект исследования - налоговое планирование и прогнозирование.

Предмет исследования - основные направления и этапы планирования и прогнозирования налогообложения.

При написании курсовой работы использовались такие методы исследования как анализ литературы и нормативно-правовых актов, обобщение, систематизация, метод экспертных оценок и другие методы.

Вопросы планирования и прогнозирования налогообложения на достаточно широко раскрыты в учебной и научной литературе. Следует отметить, что на сегодняшний день методика прогнозирования и планирования налогообложения до конца не выработана и здесь имеют место определённые разногласия. Тем не менее, налоговое планирование и прогнозирование в Российской Федерации осуществляется, что следует из того материала, который был изучен. Полный перечень используемых в анализе источников приведён в конце работы.

1. Теоретический аспект планирования и прогнозирования налогообложения на макроуровне.

1.1. Сущность и задачи планирования и прогнозирования в налогообложении.

Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. В более широком смысле слова, планирование включает в себя также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.

Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование представляет вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Под налоговым прогнозированием понимается обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании:

1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент;

2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей;

3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.

Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом - определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Результаты налогового прогнозирование зависят от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса рубля и так далее, поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т.п.

Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа. С другой, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

Объективная необходимость планирования налоговых поступлений и обязательств обусловлена:

1) деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;

2) сложностью межотраслевых и региональных связей;

3) необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

Основная задача налогового планирования и прогнозирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

В интересах налогового планирования важными элементами являются:

1) удельный вес каждого из налогов в системе доходов в бюджеты разных уровней,

2) структура налогов и порядок их исчисления и взимания,

3) организация контроля за полнотой и своевременностью перечисления налогов налогоплательщиками в соответствующие бюджеты,

4) в целом та политика, которую проводит государство в налоговой сфере.

В системе налогового планирования следует различать уровни хозяйствующего субъекта.

В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование подразделяют на два уровня:

1) налоговое планирование государственных доходов (макроуровень);

2) налоговое планирование хозяйствующего субъекта или предприятия (микроуровень).

Налоговое планирование осуществляется в целях достижения максимально высокого уровня мобилизации налогов и сборов, как в федеральный бюджет, так и в целом в бюджетную систему. На текущий год оно осуществляется поквартально и помесячно. Основой разработки проектов заданий по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и федеральный бюджет на очередной год является текущее прогнозирование, которое осуществляется в разрезе всех налогов и сборов.

Прогнозирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение, поскольку нереальность годовых прогнозных оценок вызывает в последующем трудности в мобилизации налоговыми органами запланированных доходов в бюджетную систему. Его цель - разработать прогноз реальных поступлений налогов и сборов в этих периодах с минимизацией потерь и выпадающих доходов, как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом.

При прогнозировании объемов доходов в разрезе регионов используются данные мониторинга динамики поступления налогов и сборов в бюджетную систему, как в целом по Российской Федерации за ряд соответствующих периодов, так и в разрезе регионов, а также расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояния задолженности по налоговым платежам, делается оценка результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Этот прогноз служит определенной базой для налогового планирования по месяцам.

Читайте также: