Налог с продаж кр

Опубликовано: 14.05.2024

Статья 316. Объект налогообложения

1. Объектом обложения налогом с продаж являются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

2. Не являются объектом обложения налогом с продаж:
1) передача имущества от собственника:
а) доверительному управляющему на основании договора доверительного управления;
б) субъекту, на которого в соответствии с договором простого товарищества возложена обязанность по ведению дел этого товарищества;
2) передача имущества собственнику при прекращении договора доверительного управления или простого товарищества.
3) передача основных средств по договору финансовой аренды (лизинга);
4) оказание религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, а также услуг по организации и проведению паломничества.

Статья 317. Налоговая база

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ, услуг, без учета НДС и налога с продаж.

2. При передаче имущества в аренду налоговой базой является арендная плата без учета НДС и налога с продаж.

3. Для организации, осуществляющей металлургический передел руды, налоговой базой является разница между стоимостью реализованной продукции без учета НДС, полученной после металлургического передела, и стоимостью приобретенной руды до ее переработки.

4. Налоговой базой по лотерейной деятельности является разница без учета НДС, между выручкой от реализации лотерейных билетов и суммой выплаченного призового фонда, приходящегося на данную выручку.

5. Для банка налоговой базой является выручка от реализации основных средств, товаров, процентные доходы, за исключением процентных доходов, полученных по договору финансовой аренды (лизинга) от реализации основных средств, доходы от выполнения работ, оказания услуг, включая доход от валютных операций за минусом убытков от валютных операций.

6. Для страховой организации налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ без учета НДС и налога с продаж, услуг без учета налога с продаж за вычетом сумм страховых премий, причитающихся перестраховщику по договору перестрахования.
По накопительным видам страхования налоговой базой является сумма поступивших страховых премий за вычетом суммы страховой выплаты без учета налога с продаж.

7. При приобретении золота и/или серебра в любом виде для аффинажа и дальнейшей реализации налоговой базой является разница между стоимостью реализованного аффинированного золота и/или серебра и стоимостью приобретенного золота и/или серебра в любом виде.

Статья 318. Корректировка выручки

1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг подлежит корректировке в случаях:
1) полного или частичного возврата товаров;
2) изменения условий сделки;
3) полного или частичного неисполнения условий сделки.

2. Корректировка выручки изменяет размер налоговой базы того налогового периода, в котором произошел возврат товаров или изменились условия сделки.

Статья 319. Ставка налога

Ставка налога с продаж устанавливается:
1) при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и освобожденных от НДС:
а) в размере 1,5 процента - для торговой деятельности;
б) в размере 2,5 процента - для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта;
в) в размере 5,0 процента - для деятельности в сфере сотовой связи;
2) при реализации товаров, работ, услуг, в случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:
а) в размере 2,5 процента - для торговой деятельности;
б) в размере 3,5 процента - для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта.
В настоящей статье под торговой деятельностью понимается деятельность по реализации товаров, приобретенных с целью продажи.

Статья 320. Налоговый период

Налоговым периодом налога с продаж является календарный месяц.

Статья 321. Порядок исчисления налога с продаж

Исчисление налога с продаж производится в соответствии с порядком, установленным частью 1 статьи 37 настоящего Кодекса.

Статья 322. Сроки представления налоговой отчетности и уплаты налога

Налогоплательщик обязан представлять налоговую отчетность и производить уплату налога с продаж до дня, следующего за 20 числом месяца, следующего за отчетным периодом, по месту учетной регистрации. В случае отсутствия учетной регистрации налог с продаж уплачивается по месту налоговой регистрации.

База данных "Законодательство Кыргызской Республики" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Общие сведения

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

  • общегосударственные
  • местные

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: "Бишкек", "Каракол", "Маймак" и "Нарын"), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Часто наши клиенты сталкиваются с проблемой выбора оптимального налогового режима для работы. Мы собрали для вас краткую информацию по налоговым режимам, их отличия и преимущества:

По налоговому законодательству Кыргызской Республики предусмотрено несколько налоговых режимов. Основными и самыми популярными являются: Упрощенный налоговый режим и Общий налоговый режим.

1. Упрощенный налоговый режим (Единый налог)

Единый налог уплачивается ежеквартально, отчетность также предоставляется ежеквартально.

База для налога - выручка от реализации (доходы) полученная в наличной и/или безналичной форме

Для торговой деятельности (купля-продажа) - 2% с дохода, полученного в безналичной форме и 4% с дохода, полученного в наличной форме.

Для услуг и производства - 3% с дохода, полученного в безналичной форме и 6% с дохода, полученного в наличной форме.

Существуют ограничения применения единого налога:

1. Не более 8 000 000 сом дохода за 12 последующих месяцев (т.н. порог по НДС)

2. Обязательно применение кассового аппарата с режимом онлайн передачи данных в УГНС.

1. Режим выгоден и удобен для начинающих компаний.

2. В случае, если не все расходы имеют документальное подтверждение выгодно пользоваться единым налогом, т.к. расходы компании не влияют на расчет налогов.

3. Выгодно для сервисных компаний (оказывающих услуги), и компаний, торговая наценка на товары которых, составляет более 20-25%

1. При незначительной торговой наценке - достаточно высокие налоги

2. При достаточно больших расходах (документально подтвержденных) - выгоднее пользоваться общим налоговым режимом.

Общий налоговый режим. (Налог с продаж, Налог на прибыль)

Периодичной отчетности и оплаты налогов: ежемесячно (первые 12 месяцев с момента создания компании) далее ежеквартально /ежемесячно в зависимости от объема выручки за год.

1. Налог с продаж

База для налогообложения - выручка с реализации (доходы)

Для доходов, полученных безналичным расчетом - 0%.

Ставка для торговли - 2% с выручки (доходов), полученной наличными.

Ставка для услуг - 3% с выручки (доходов), полученной наличными.

Периодичность отчетности и оплаты налога - ежемесячно (первые 12 мес.); далее - ежемесячно/ежеквартально (в зависимости от объема выручки)

2. Налог на прибыль:

База для налогообложения - Доходы минус Расходы (документально подтвержденные и допустимые по налоговому законодательству КР)

Ставка налога - 10% с прибыли

Периодичность отчетности и оплаты налога - ежеквартально.

Налоги, общие для всех налоговых режимов:

1. Подоходный налог

База для налогообложения - заработная плата штатных сотрудников.

Ставка налога - 10% с заработной платы (после разрешенных вычетов)

Периодичность оплаты и отчетности - ежемесячно (первые 12 месяцев) далее ежеквартально/ежемесячно в зависимости от объема компании

2. Сбор за вывоз мусора

База для налога - списочная численность сотрудников

Ставка налога - 100 сом с 1 человека в год.

Периодичность отчетности и оплаты - 1 раз в год.

Минимальный платеж - 100 сом (даже если нет штатных сотрудников)

3. НДС на импорт (ЕАЭС)

База для налогообложения - стоимость импорта в ЕАЭС

Ставка налога - 12%

Периодичность отчетности - ежемесячно

Прим. существует перечень товаров. освобожденный от уплаты НДС на импорт (медикаменты,сельхоз продукция, импортированные Основные средства и т.д.)

Особенности - отчетность и оплата - только если был импорт, нулевые отчеты не подаются.

Помимо отчета подается заявление об уплате косвенных налогов, для подтверждения применения нулевой ставки поставщиком.

4. НДС таможенный.

База для налогообложения - стоимость импорта из третьих стран (не ЕАЭС) по ГТД

Ставка налога - 12%

Периодичность отчетности - нет

Прим. существует перечень товаров. освобожденный от уплаты таможенного НДС (медикаменты,сельхоз продукция, импортированные Основные средства и т.д.)

5. Таможенные сборы и пошлины. (третьи страны)

Ставка сбора - 0,15%-0,30% от суммы импорта по ГТД

Ставка пошлины - 0,03% от суммы импорта по ГТД

Периодичность отчета - нет.

6. Подоходный налог по срочным трудовым соглашениям.

База для налогообложения - доход, выплаченный физическому лицу за выполнение работ и услуг.

Ставка налога - 10% с выплаченного дохода

Периодичность отчетности и оплаты - ежеквартально и ежегодно.

Особенности - отчетность только если был выплачен доход, нулевые отчеты не подаются.

Налог на добавленную стоимость

По достижении порога по НДС (8 млн. сом выручи за 12 последующих месяцев) налогоплательщик обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС на территории КР (не путать с НДС на импорт - который обязателен для всех налогоплательщиков, импортирующих товары на территории ЕАЭС)Также, налогоплательщик имеет право добровольно отдельно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика НДС на территории КР.

Ставка налога - 12%

Прим. существует перечень товаров. освобожденный от уплаты НДС на территории КР (медикаменты,сельхоз продукция и т.д.)

Порядок расчета НДС:НДС за приобретенные товары и услуги (т.н. НДС к возмещению), накопленный НДС (в том числе таможенный НДС из третьих стран и НДС на импорт в ЕАЭС) минус НДС с реализации = НДС к оплате.

Периодичность отчетности и уплаты - ежемесячно.

1. Не применим Единый налог. Невозможно быть плательщиком НДС на территории КР и Единого налога одновременно.

Только общий налоговый режим.

2. Ставка Налога с продаж при регистрации по НДС - 1% для торговли и 2% для услуг и производства, 0% на безналичные доходы.

Какие налоги и сборы платят в Кыргызстане

Налогоплательщиками являются не только граждане, но и предприниматели и организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут платить налоги в рамках общего или специального налогового режима.

Общий налоговый режим предполагает уплату обязательных государственных и муниципальных налогов. К государственным относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, налог за пользование недрами и налог с продаж (НсП). К местным налогам относятся налог на имущество и земельный налог.

К специальным налоговым режимам относят налог на основе добровольного патента, упрощенную систему налогообложения на основе единого налога, налоги на основе налогового контракта, налоговый режим в свободной экономической зоне (СЭЗ), налоговый режим в Парке высоких технологий (ПВТ).

Физические лица – граждане и не граждане Кыргызстана, а также лица без гражданства – платят три вида налогов: подоходный налог, налог на имущество и земельный налог.

Подоходный налог – это вид обязательного платежа, который платят все, исходя из своих доходов. Подоходным налогом не облагаются пенсии, определенные виды материальной помощи, стипендии, алименты, страховые премии, доходы инвалидов и участников Гражданской войны, Великой отечественной войны, вдовы военнослужащих. Полный перечень лиц, которые не платят подоходный налог, указан в Налоговом кодексе.

Плательщики походного налога имеют право на вычеты. То есть уменьшить сумму, на которую налагается налог. При этом законодательством предусмотрены стандартный, социальный и имущественный вычеты.

К стандартному вычету относятся персональный вычет в 650 сомов, вычет в 100 сомов на каждого члена семьи, которого содержит налогоплательщик, десять процентов от суммы отчисления по государственному социальному страхованию и не более 8 процентов от налогооблагаемой базы на вычеты из-за отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Имущественный вычет предполагает, что при оплате расходов на образование своего ребенка вы можете получить скидку в десять процентов на налогооблагаемую базу подоходного налога.

Имущественный вычет помогает тем, кто взял ипотечный кредит. Они могут получить скидку при вычислении суммы подоходного налога, равную сумме выплат процентов по кредиту. Но показатель не должен превышать 230 тысяч сомов в год.

Все граждане Кыргызстана платят подоходный налог в размере 10 процентов от суммы своих доходов.

Если человек хочет узнать подробнее о том, какие налоги он должен платить, то можно зайти на сайт Государственной налоговой службы: www.sti.gov.kg. Там есть вся исчерпывающая информация.

Кроме налогов все граждане Кыргызстана делают отчисления в Социальный фонд. Стоит отметить, что пенсионная система Кыргызстана базируется на принципе солидарности. Это означает, что суммы уплаченных страховых взносов направляются на текущее финансирование пенсионных выплат пенсионерам и инвестирование средств пенсионных накоплений.

Другим принципом построения пенсионной системы является страховой принцип. Размер пенсии каждого застрахованного лица зависит от накопленных страховых взносов
на личном страховом счете, тем самым обеспечивая возвратность уплаченных страховых взносов при наступлении страховых случаев.

В Кыргызстане работодатель платит 27,25 процента от всех доходов, начисленных в пользу работника. При этом 17,25 процента платит работодатель, а 10 процентов – работник. Из этих десяти процентов восемь идут на создание базовой и страховой частей пенсии, а два процента – на накопительную часть. Средства накопительных частей инвестируются Социальным фондом в различные инструменты, которые приносят дополнительный доход.

На пенсию в Кыргызстане мужчины выходят в 63 года при страховом стаже в 25 лет, женщины – в 58 лет при страховом стаже в 20 лет. После этого им начисляется пенсия в зависимости от стажа и сделанных отчислений. Выплачивают им и деньги их накопительной части.

Для того чтобы государство хорошо развивалось, строились дороги, школы, детские сады, всем гражданам в полном объеме и в срок нужно платить налоги. А для того, чтобы обеспечить себе достойную старость, нужно делать отчисления в Социальный фонд.

Поделитесь с друзьями Для печати

Экономические основы косвенного налогообложения. Налог с продаж в системе косвенных налогов, зарубежный опыт. Организационно-правовая характеристика налоговой службы. Проблемы администрирования налога и пути его оптимизации в Кыргызской республике.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 11.06.2017
Размер файла 2,2 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 1
  • 2
  • 3

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОДЕРЖАНИЕ

косвенный налог продажа кыргызский

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Экономические основы косвенного налогообложения

1.2 Налог с продаж в системе косвенных налогов в Кыргызской Республике

1.3 Зарубежный опыт взимания налога с продаж

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГА С ПРОДАЖ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1 Организационно-правовая характеристика налоговой службы

2.2 Роль налога с продаж в формировании доходов государственного бюджета КР за 2014 ? 2016 годы

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА С ПРОДАЖ И ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

3.1 Проблемы применения налога с продаж и их причины

3.2 Пути оптимизации применения налога с продаж

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Косвенные налоги в системе налогообложения Кыргызской Республики занимают наибольший удельный вес в совокупных бюджетных доходах.

Налог с продаж ? это косвенный налог, которым облагаются отдельные товары и услуги. Следует отметить, что если в экономически развитых странах при формировании налоговых систем приоритет отдается прямым налогам, то в налоговых системах стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время относится Кыргызская Республика, одним из наиболее стабильных источников налоговых поступлений в бюджет, формирующих значительную долю (от 30 до 55% и выше) его доходной части, являются косвенные налоги.

Актуальность проблемы исчисления налога с продаж в том, что в настоящее время он является одним из главных источников формирования государственного бюджета. Не менее важной функцией налога с продаж является политическая, для реализации государственных целей. Имеет значение, конечно, и экономическая ? для регулирования развития экономических, хозяйственных структур.

Поэтому применение налога с продаж ? понятие многогранное, охватывающее целый ряд сторон обусловленных отношений. Именно этим и вызывает интерес проблема исчисления налога с продаж.

Цель и задачи исследования. Исследовать роль и значение налога с продаж в налоговой системе Кыргызской Республики, а также рассмотреть механизм формирования и порядок начисления налога с продаж, с выработкой рекомендаций по их совершенствованию.

В соответствии с заявленной целью в работе поставлены и будут решены следующие задачи:

- изучить теоретические основы и рассмотреть экономическую сущность и историю возникновения налога с продаж;

- изучить значение и роль налога с продаж в налоговой системе;

- исследовать механизм формирования и порядок начисления налога с продаж;

- рассмотреть порядок взимания налога с продаж на современном этапе;

- разработать рекомендации по совершенствованию применения налога с продаж в системе налогообложения Кыргызской Республике.

Предметом исследования в работе выступают механизм формирования и порядок начисления налога с продаж в современных условиях.

Объектом исследования выступает налог с продаж, взимаемый на территории Кыргызской Республики в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.

Теоретические и методологические основы исследования. В процессе работы использовались общенаучные и специальные методы: диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа.

Информационной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, постановления и распоряжения законодательных и исполнительных органов государственной власти Кыргызской Республики по вопросам налогообложения, материалы научных конференций, нормативные и справочные материалы, данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Министерства экономики Кыргызской Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики, Государственной налоговой и таможенной инспекций при Правительстве Кыргызской Республики, публикуемые на их официальных сайтах.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В вводной части работы отражается актуальность данной темы, основные направления и степень ее изученности, а также методология написания работы.

Первая глава состоит из трех параграфов и содержит теоретическую информацию, т.е. нами рассмотрено понятие и сущность налогов на современном этапе, а также экономические основы косвенного налогообложения.

Во второй главе работы рассмотрен анализ поступления налогов, что были взяты за последние три года, которая составляет основную часть квалификационной работы.

И в третьей главе рассмотрены пути совершенствования налоговой системы Кыргызстана, проблемы которые препятствует в процессе, что требует новых путей совершенствования, в связи с социально-экономическими изменениями нашей страны.

В заключении представлены основные выводы и предложения по данной теме исследования.

Подытоживая выше сказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных как для будущих специалистов в налоговой сфере, предпринимателей, так и для простых граждан ? налогоплательщиков, т.е. населения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Экономические основы косвенного налогообложения

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги ? основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Ткачева Е.Г. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и ответы. Практические задания и решения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. .

В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в Кыргызской Республики, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки Буров Э.А. Новый подход к построению налоговой системы// http//www.geocities.com/tebius2000/library nalogv bourov.html .

Косвенные налоги издавна были ограниченной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения косвенными налогами отдельных товаров к универсальным объектам обложения. Косвенное налогообложение распространилось практически на все обменные операции, включая торговлю услугами.

После периода упадка косвенного налогообложения в связи с введением подоходного налога, который продлился с конца XIX в. до середины XX в., косвенные налоги вновь стали играть значительную роль в налоговых системах отдельных государств и в международной торговле. Введение в Европейском союзе (ЕС) налога на добавленную стоимость, налога с продаж и их стремительное распространение в мире можно назвать одним из крупнейших событий в международной экономике и в современной финансовой науке. Косвенные налоги тесным образом связаны с международной.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов в КР является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия Рысалиева М. Ш., “Налогии налогообложение”, Бишкек 2010 г. .

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми Сарыбав А. С., “Финансы КР”, Бишкек 2013 г. .

Виды и классификация прямых и косвенных налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.

Так как классификация ? это группировка совокупности по ряду наиболее существенных признаков, то она позволяет свести все разнообразие к небольшому числу групп, тем самым облегчается изучение явлений.

По способу обложения и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Схема 1. Классификации налогов.

Косвенные налоги -- это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Виды косвенных налогов в Кыргызской Республике:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Налог с продаж;

3. Акцизный налог.

Налог на добавленную стоимость НДС является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. НДС относится к группе косвенных налогов.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны, подписавшие его, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка.

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики Закон КР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 17 декабря 1991 года № 660. .

Впервые НДС в налоговом законодательстве Кыргызской Республики возник в Законе КР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 17 декабря 1991 года №660. Глава III данного закона была полностью посвящена НДС, где были определены плательщики налога, объект налогообложения, необлагаемые обороты, ставка налога, порядок исчисления и сроки уплаты налога. Первоначальная ставка НДС была установлена в размере 28%. В Законе «О налогах с населения» было определено, что плательщиками НДС являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с доходом, превышающим 12 000 рублей в год.

Закон «Об основах налоговой системы в Кыргызской Республике» от 14 июня 1994 года отнес НДС к общегосударственным налогам и определил, что размеры ставок, объекты, субъекты налогообложения, а также порядок их зачисления в бюджет устанавливаются законодательными актами КР и взимаются на всей ее территории.

Порядок исчисления и уплаты НДС осуществлялся на основе Инструкции Министерства финансов КР «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 27 сентября 1994 года. Ставка НДС на этот период составляла 20%.

Налоговый кодекс, принятый в 1996 году, закрепил НДС ? как форму изъятия всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики. Ставка налога осталась в размере 20%, но уже появились такие нормы как освобожденные поставки и поставки с нулевой ставкой налога. Также данным кодексом было предусмотрено, что инструкции по администрированию НДС взимаемого с импортируемых товаров разрабатываются Государственным таможенным комитетом КР, что свидетельствовало об администрировании НДС с импортируемых поставок на пересечении границы. Это закрепило норму поступления НДС в бюджет предоплатой, когда товар был еще не реализован, что обеспечило поступление НДС на уровне 30% доходов бюджета страны.

Плательщиками НДС по данному Налоговому кодексу были хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки, превышающие в течение года регистрационный порог по НДС. Для регулирования этой сферы было принято постановление Правительства КР «О регистрационном пороге налога на добавленную стоимость» № 375 от 12.08.96 года.

В 1997 году постановлением Правительства № 669 от 17.11.97 г. регистрационный порог был увеличен до 100 тыс.сом, а в 1999 году порог составлял 300 тысяч сом (ПП № 410 от 26.07.99 г.).

В результате принятого Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс КР» с 1 февраля 2006 года были освобождены от уплаты НДС импорт оборудования, относящийся к категории основных средств и предназначенный для собственного производства. Именно этим нормативным документом был увеличен регистрационный порог по НДС до 2,5 млн. сом.

В настоящее время согласно Налогового кодекса, принятого в 2008 году налогоплательщиком НДС является облагаемый субъект, а также субъект, осуществляющий облагаемый импорт. В настоящее время согласно статьи 228 НК КР субъект становится облагаемым, если его годовой товарооборот достигает 8 млн. сом.

1) Объектом налогообложения НДС являются:

ь облагаемые поставки;

ь облагаемый импорт.

2) Налоговая база НДС

ь По облагаемой поставке ? облагаемая стоимость поставки;

ь Облагаемому импорту ? облагаемая стоимость импортируемых товаров:

Читайте также: