Налоговые поступления в бюджет беларуси

Опубликовано: 11.05.2024

В Беларуси существует больше тысячи разных бюджетов. Крупнейший из них – республиканский бюджет, который контролируется Министерством финансов Беларуси и утверждается Парламентом.

Помимо этого, в стране формируется около 1300 местных бюджетов: областных, районных, сельских. Из республиканского и местных бюджетов складывается консолидированный бюджет – казна, которая включает в себя все бюджетные доходы и расходы.

Кроме того, говоря о государственных деньгах, важно принять во внимание внебюджетные фонды, а именно – Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Данный фонд не входит в состав ни одного из бюджетов, но именно из ФСЗН выплачиваются пенсии и пособия гражданам, которые являются важной составляющей социальной политики государства и весомой статьей госрасходов.

Из консолидированного бюджета и внебюджетных фондов складывается бюджет сектора государственного управления – самая емкая «кубышка», из которой покрываются все расходы государства.


Откуда в казне берутся деньги

Основной источник денежных поступлений – налоги и сборы, которые уплачивают граждане и юридические лица. Кроме того, некоторую часть денег государство может зарабатывать, например, на дивидендах от акций или сдаче госсобственности в аренду.

В 2019-м году бюджет сектора государственного управления собрал 55 млрд рублей, из которых почти 16 млрд рублей поступило в ФСЗН и 39 млрд – в консолидированный бюджет. Если разделить доходы сектора госуправления на всех жителей Беларуси, получится, что в казну за год поступило примерно 5850 рублей из расчета на каждого жителя страны.


В консолидированный бюджет поступило 39 млрд рублей. При этом за счет налогов бизнеса и граждан сформировано 84% доходов консолидированного бюджета (33 млрд руб), остальное – собственные доходы государства, а также штрафы, пошлины и пр.

43% всех поступивших налогов – это НДС и акцизы, косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Мы платим эти налоги каждый раз, когда делаем любые покупки, хотя чисто технически плательщиками НДС и акцизов выступают юрлица – именно они делают перечисления на счета Минфина. В среднем на каждого жителя Беларуси в 2018 году пришлось почти 1500 рублей поступлений за счет акцизов и НДС, то есть по 125 рублей в месяц. Эти «невидимые» платежи – традиционно самый весомый источник доходов бюджета.

Следующий по значимости налоговый источник поступлений – подоходный налог. Он принес казне 18% всех налоговых поступлений. Ставка подоходного налога в Беларуси составляет 13% и он удерживается с каждой зарплаты. Плательщиками, понятно, выступают граждане. Каждый из них заплатил в 2019 году в среднем по 630 рублей подоходного – примерно по 52,5 рубля в месяц.

Далее следуют налоги от внешнеэкономической деятельности (14% всех налоговых доходов) и налог на прибыль (11,5% всех налоговых доходов). Плательщики обоих налогов – юридические лица. Последние по значимости – налоги на собственность, которые платят и «физики», и «юрики». Они принесли казне 5% доходов.

Что касается ФСЗН, то у фонда – собственные источники доходов. Речь идет об обязательных страховых взносах, уплачиваемых работниками и их работодателями. Суммарный размер таких отчислений составляет 35% с каждой зарплаты, из которых 1% отражается в расчетном листе и вычитается непосредственно из зарплаты, а еще 34% поступает в виде перечисления от нанимателя. В ФСЗН в 2019 году поступило 16 млрд рублей или по 1700 рублей с каждого жителя страны.


На что тратятся деньги из казны

Из бюджета сектора госуправления финансируется много чего – образование и здравоохранение, благоустройство городов, милиция, армия, дороги, проценты по госдолгу и прочее. При этом у республиканского бюджета, местных бюджетов и ФСЗН разные функции. Так, из республиканской кубышки деньги идут в основном на общенациональные нужды – оборону, милицию, госдолг, содержание органов госуправления. Из местных бюджетов – на медицину, образование, благоустройство, при этом есть большая разница, идет речь об областном бюджете или, к примеру, о районном. Из ФСЗН – на пенсии и пособия. Именно поэтому очень важно рассматривать всю бюджетную систему в комплексе: если, например, посмотреть только республиканский бюджет, то создастся неверное впечатление, что все деньги идут только на долги, милицию и армию.

В 2020 году бюджет сектора государственного управления потратил 52 млрд рублей или по 5500 рублей на каждого жителя страны. В том числе 15,8 млрд рублей было потрачено из ФСЗН на пенсии и пособия, а остальные деньги распределялись через консолидированный бюджет.

Самой значительной статьей расходов стали так называемые общегосударственные расходы, на которые ушло 8,4 млрд рублей (по 890 рублей на каждого жителя страны). Это деньги на проценты по госдолгу (2,3 млрд рублей или по 250 рублей на каждого белоруса), на инвестиционную программу – это капитальное строительство от больниц до культурных объектов (2,5 млрд рублей или по 270 рублей на каждого белоруса), а также содержание госорганов и поддержку ФСЗН – собственных доходов фонду не хватает.

На втором месте по объему бюджетного финансирования – образование, 6,4 млрд рублей или по 680 рублей на каждого жителя страны. Третье место делят здравоохранение и поддержка экономики – по 5,5 млрд или по 580-590 рублей на каждого белоруса. В весомую сумму бюджету обходится деятельность правоохранительных органов (2,4 млрд рублей или по 260 рублей на человека), ЖКХ, благоустройство и строительство жилья (2,1 млрд или по 230 рублей с человека).



Могу ли я узнать, на что были потрачены мои налоги

Проследить, на что конкретно были потрачены ваши 100-500-1500 рублей уплаченных налогов, невозможно. Но можно получить примерное представление, если знать, какие налоги в какой бюджет направляются. Например, если вы получаете «на руки» 1000 рублей, значит, 150 рублей каждый месяц вы перечисляете в бюджет вашего населенного пункта в виде подоходного налога. Примерно по 35-40% от этой суммы тратится на образование и здравоохранение (по 50-60 рублей в месяц), около 15% – на ЖКУ и благоустройство (по 20-25 рублей в месяц), а остальные 10-15% средств – на прочие нужды. Аналогично с налогами на собственность: они полностью поступают в местные бюджеты, и уплаченная сумма будет распределяться по такому же принципу.

35% каждой вашей зарплаты идет в ФСЗН и тратится на выплату пенсий и пособий.

Примерно 2/3 уплаченного НДС поступает в республиканский бюджет и 1/3 – в местные. НДС – это в среднем 20% от ваших трат на любые покупки и оплату услуг. Потратили 1000 рублей на еду, одежду, посиделки в кафе или услуги красоты – заплатили 200 рублей НДС. Из них 130 рублей в республиканский бюджет на госуправление, долги, милицию, армию и пр., 70 рублей – в местный бюджет на образование, медицину и ЖКХ.

Это все очень примерные расчеты. Получить точную информацию о том, на что потрачены лично ваши налоги, невозможно.

Могу ли я решать, как тратить деньги из бюджета

Нет, не можете. В Беларуси отсутствуют работающие механизмы участия граждан в бюджетной политике. Несколько лет назад Всемирный банк проводил обзор открытости белорусского бюджета и пришел к выводу, что единственный механизм – это горячая линия КГК. То есть вы можете подать в КГК, например, жалобу о нерациональной трате бюджетных денег, и КГК будет обязан эту информацию проверить.

Можно попробовать взаимодействовать с госорганами по вопросам бюджета с помощью обращений – личных или коллективных (их называют петиции). Например, вы хотите, чтобы благоустроили городской сквер, составляете обращение в исполком, подаете его лично или собираете подписи. Если соблюдены все формальности (а именно, указаны реальные личные данные заявителей) – по закону исполком обязан ответить. Не факт, что сразу согласится, ведь лишних денег в бюджете, скорее всего, не будет, но, как минимум, вы обозначите потребность, чиновники о ней узнают и смогут рассмотреть вопрос при формировании бюджета на следующий год.

Бюджетная система – сложнейший механизм, состоящий из огромного количества элементов и подчиняющий множеству законов и правил. Однако знать, как она устроена, стоит каждому гражданину. Ведь бюджет практически полностью состоит из налогов и обязательных платежей, которые платят люди и компании. Все мы хорошо знаем, как тратим свои зарплаты. Знать, как тратятся налоги, не менее важно.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

В январе – июне 2019 года налоговыми органами обеспечено поступление 13 020,2 млн. рублей в доход консолидированного бюджета, или 100,7 процента плановых назначений. В республиканский бюджет поступило 5 677,2 млн. рублей (99,4 процента), в местные бюджеты – 7 343,0 млн. рублей (101,6 процента).

Такие данные представлены в пресс-релизе МНС об итогах работы налоговых органов по выполнению доходной части бюджета за I полугодие 2019 г.

Темп роста доходов консолидированного бюджета составил 102 процента к уровню первого полугодия 2018 г. в сопоставимых ценах, в том числе республиканского бюджета – 102,1 процента, местных бюджетов – 101,9 процента.

налог на добавленную стоимость (далее – НДС) – в бюджет поступило 3 336,1 млн. рублей. В структуре доходов консолидированного бюджета поступления НДС занимают 25,6 процента;

подоходный налог – 2 873,8 млн. рублей, план выполнен на 100,9 процента, поступления превысили уровень соответствующего периода прошлого года на 7,7 процента, удельный вес составил 22,1 процента;

налог на прибыль – 1 393,2 млн. рублей, план выполнен на 101,4 процента, поступления увеличены на 11,9 процента, удельный вес – 10,7 процента;

акцизы – 1 267,1 млн. рублей, план выполнен на 100,7 процента, удельный вес – 9,7 процента;

дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале – 1 178,7 млн. рублей, план выполнен на 104 процента, поступления увеличены на 19,3 процента, удельный вес – 9,1 процента;

налог на недвижимость – 526,5 млн. рублей, план выполнен на 102,4 процента, удельный вес – 4 процента;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов – 410,3 млн. рублей, план выполнен на 106,4 процента, поступления превысили уровень прошлого года на 25 процентов, удельный вес – 3,2 процента;

налог при упрощенной системе налогообложения – 317,8 млн. рублей, план выполнен на 100,2 процента, поступления увеличены на 14,8 процента, удельный вес – 2,4 процента;

земельный налог – 260,2 млн. рублей, план выполнен на 100,6 процента, удельный вес – 2 процента;

налог на доходы – 168,4 млн. рублей, план выполнен на 100,9 процента, удельный вес – 1,3 процента;

экологический налог – 69,2 млн. рублей, план выполнен на 107 процентов, удельный вес – 0,5 процента;

единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 54,9 млн. рублей, план выполнен на 100,4 процента, удельный вес – 0,4 процента;

единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) – 50,8 млн. рублей, план выполнен на 100,6 процента, удельный вес – 0,4 процента;

налог на игорный бизнес – 23,2 млн. рублей, план выполнен на 100,4 процента, поступления снижены на 7,3 процента, удельный вес – 0,2 процента.

В структуре поступлений, контролируемых налоговыми органами, 94,8 процента составляют платежи организаций.

Организациями государственного сектора экономики в бюджет уплачено 6 135,8 млн. рублей, или 47,1 процента в общей сумме поступлений, контролируемых налоговыми органами, негосударственного сектора экономики – 6 206,5 млн. рублей, или 47,7 процента.

В сопоставимых ценах поступления организаций государственного сектора превысили уровень соответствующего периода 2018 года на 1,5 процента, негосударственного сектора – на 2,5 процента.

Наибольший объем поступлений в бюджет от организаций негосударственного сектора обеспечивают коммерческие структуры различных организационно-правовых форм – 42,8 процента. Доля их участия в формировании бюджета к уровню I полугодия 2018 г. увеличилась на 0,2 процентного пункта. Данной категорией плательщиков в бюджет уплачено 5 569,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,5 процента больше соответствующего периода прошлого года.

Удельный вес поступлений от иностранных организаций в доходах бюджета составил 0,9 процента и не превысил уровень 1 июля 2018 г. В сопоставимых ценах их платежи увеличились на 5,7 процента и составили 123,3 млн. рублей.

Доля платежей от организаций финансового сектора экономики (банков и страховых организаций) составила 3,5 процента. От данной категории плательщиков в бюджет поступило 461,2 млн. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня I полугодия 2018 г. на 1,1 процента. При этом поступления платежей от страховых организаций увеличены на 25,7 процента.

От индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в бюджет поступило 677,9 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,7 процента больше, чем в I полугодии 2018 г. Удельный вес их платежей в общей сумме доходов составил 5,2 процента.

Акценты главного финансового документа страны на будущий год

Парламентарии под занавес осенней сессии одобрили проект закона о республиканском бюджете на 2021 год. Он сформирован на основе целевого сценария экономического развития с учетом изменения налогового законодательства и, что важно, сохраняет социальную направленность. Какие же новшества ожидают нас в следующем году, как будут меняться зарплаты и пенсии и кто сможет рассчитывать на дополнительную поддержку государства?

Резервы не в дефиците

Вначале немного о ключевых показателях. Главный финансовый документ сверстали с дефицитом. То есть, по оценкам Правительства, в будущем году страна потратит больше, чем заработает. Как сообщил министр финансов Юрий Селиверстов, доходы планируются на уровне 23,3 миллиарда рублей. Они будут формироваться главным образом из налоговых поступлений. Расходы составят 27,3 миллиарда рублей. Дефицит равен 4 миллиардам рублей, или чуть более 2,5 % ВВП. Однако эту разницу в Правительстве считают прогнозируемой и управляемой. С тем, что из дефицита бюджета не надо делать трагедии, согласен и первый проректор Академии управления при Президенте кандидат экономических наук Валерий Бороденя:

— В кризисные годы бюджет не бывает профицитным. В то же время есть определенные резервы для покрытия дефицита. В частности, это экономия предыдущих годов плюс начинают давать отдачу проекты, которые раньше финансировались государством. Вообще, дефицитный бюджет может быть сколько угодно лет. Главное, чтобы мы знали четко, какие у нас есть источники финансирования этого дефицита. Вопрос не в том, сколько лет бюджет будет дефицитным, а в том, как мы выстраиваем свою экономическую политику. Если будет развиваться производство, бизнес, значит, будет возрастать количество ­поступающих налогов и решаться проблемы с бюджетом.

Зарплаты на вырост

По словам начальника главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Татьяны Астрейко, несмотря на отдельные сложности, в том числе связанные с влиянием пандемии коронавируса, бюджет чувствует себя уверенно:

— Поэтому мы готовы обеспечить социальную сферу всем необходимым как в части заработной платы работников бюджетных организаций, так и в организации лечебного, образовательного процессов, социальной адресной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.

Что касается зарплаты бюджетников, она будет повышаться в два этапа. На первом этапе с 1 января 2021 года базовая ставка вырастет до 195 рублей. Такое решение Правительством уже принято. Это обеспечивает рост зарплат бюджетников во всех отраслях на 5,4 %. Дополнительные бюджетные ресурсы выделены на повышение зарплат отдельных категорий работников сферы образования — воспитателей и помощников воспитателей, а также работников библиотек, музеев, клубов, сотрудников учреждений социальной защиты. На втором этапе предусматривается дополнительное повышение оплаты труда бюджетников за счет увеличения во втором полугодии 2021 года базовой ставки со 195 до 201 рубля. Для этого будет использоваться резервный фонд, который хотят сформировать за счет дополнительных поступлений налога на прибыль.

К росту заработной платы привязаны и детские пособия, которые увеличатся примерно на 8 %. Ожидается, что единовременное пособие при рождении первого ребенка вырастет до почти 2,7 тысячи рублей, второго и последующих детей — до 3,8 тысячи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) составит 449 рублей на первого ребенка, 513 — на второго и последующего.

На семейный капитал направят 342 миллиона рублей. Кстати, с момента принятия соответствующего указа Президента в стране открыто уже более 92 тысяч депозитов семейного капитала.

Расходы в пользу общества

В республиканском бюджете заложены средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной попытки экстракорпорального оплодотворения.

— Такую помощь получат около 2 тысяч пар. Три специализированные клиники уже готовы принять это финансирование, чтобы осчастливить родителей появлением детей в семье, — пояснила Татьяна Астрейко.

Более миллиарда рублей будет направлено на поддержку многодетных семей в строительстве жилья.

Особое внимание — здравоохранению. Медики будут и дальше получить ковидные доплаты.

— Мы готовы к противодействию коронавирусной инфекции, — рассказала Татьяна Астрейко. — В текущем году на эти цели уже направлено около 500 миллионов рублей в виде прямых выплат. В следующем году мы тоже готовы дать достойный отпор. К примеру, Министерству здравоохранения предусматривается 50 миллионов рублей на закупку двух миллионов доз вакцины от коронавируса.

Безусловно, в бюджете предусмотрено оказание государственной поддержки организациям реального сектора экономики. Однако Валерий Бороденя убежден, что бюджет — это прежде всего механизм решения социальных задач:

— Если мы говорим об успешном развитии экономики, то ставить на бюджет как механизм поддержки реального сектора — это неправильно. Потому что реальный сектор должны развивать банки, инвестиционные фонды, внешние инвесторы. У бюджета главная задача — социальная сфера: образование, здравоохранение, культура, спорт.

И хотя ситуация с бюджетом прогнозируемая и управляемая, но эпидемиологическая обстановка, неопределенность в мировой экономике вынудили разработать новые меры по консолидации доходов бюджета. Министерство финансов предлагает мобилизовать ресурсы, где это возможно, без усиления налогового давления на экономику и граждан. В частности, предлагается откорректировать перечень продовольственных товаров, в отношении которого у нас применяется пониженная ставка налога 10 % (оставить привязку только к перечню социально значимых товаров). Предлагается установление стандартной ставки подоходного налога для работников ПВТ и Китайско-Белорусского парка «Великий камень».

— Стандартная ставка — 13 %. Это мера временная, на двухлетний период. Основной пакет инвестиционных льгот для резидентов ПВТ и парка «Великий камень» сохраняется, — уточнил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.

Минфин также предлагает увеличить ставку налога на прибыль в отношении операторов электросвязи с 18 до 30 %. Эта мера позволит мобилизовать в бюджете ощутимые ресурсы.

ДОСЛОВНО

Юрий Селиверстов, министр финансов:

— В числе приоритетных направлений расходов — своевременное исполнение долговых обязательств, продолжение работы по повышению оплаты труда в бюджетной сфере и ее сближение с зарплатой в реальном секторе, опережающий рост зарплат низкооплачиваемых категорий граждан.

Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.

В бюджете на 2021 год предусмотрены средства для подготовки к выборам в местные Советы депутатов. На эти цели выделено 13,56 миллиона рублей. Выборы местных Советов депутатов должны пройти не позднее 18 января 2022 года.

Кто еще платит налоги, а кто уже нет. Откуда деньги в бюджете и как их расходуют?

Минфин опубликовал данные по исполнению консолидированного и республиканского бюджета за I квартал 2020 г. Представленные сведения позволяют оценить падение доходов бюджета под влиянием главных экономических вызовов текущего года – снижения объемов переработки нефти, ослабления национальной валюты, пандемии коронавируса.

Чем наш бюджет похож на американский

Основная доля доходов консолидированного бюджета, как и прежде, сформирована за счет налоговых поступлений – 85,6%.

За январь-март 2020 г. в бюджет перечислили 7427,1 млн руб. налоговых доходов от физических и юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года денег в казну пришло на 2,2% меньше в номинальном выражении и на 6,2% – в реальном (с учетом инфляции, т.е. роста потребительских цен).

Интересные изменения наблюдаются в самой структуре налоговых поступлений. По сравнению с I квар­талом прошлого года заметно выросла доля НДС – 43,8% против 37,7 в I квартале 2019 г. Это может быть связано с увеличением юрлицами закупок товаров на склад в условиях валютной неопределенности, которая особенно остро ощущалась в I квар­тале 2020 г., когда изменение курса доллара могло достигать 2–3% в день.

Растет и доля подоходного налога (20,5% против 17,6 в I квартале 2019 г.). С одной стороны, это делает нашу казну несколько более похожей на бюджеты развитых экономик – тех же Соединенных Штатов. Только вот увеличение доли подоходного налога в РБ, вероятнее всего, можно объяснить не особо «капиталистическими» причинами – государство всеми силами добивается роста зарплат. Как мы неоднократно писали на протяжении всего 2019 года, эта форма доходов населения показывала положительную динамику во всех секторах экономики без оглядки на производительность труда.

В итоге только на эти два источника пришлось почти 2/3 всех налоговых доходов бюджета в январе-марте.

Нарастание кризисных явлений в экономике можно заметить по снижению налогов от внешнеэкономической деятельности (9,6% против 15,2 в I квартале 2019 г.) и налогов на доходы и прибыль (3,9% против 7,8 в I квартале 2019 г.).

Доля остальных налогов в структуре налоговых поступлений характеризуется небольшими изменениями.

Незначительно выросла доля акцизов – 9,5% против 8,4 в I квартале 2019 г.

В связи с изменениями в Налоговом кодексе снизилась доля налогов на собственность – 4,6% против 5,2 годом ранее.

В совокупности изменения этих налогов не оказали существенного влияния на доходы консолидированного бюджета.

Какие отрасли пополняют казну

Отраслевую структуру налоговых поступлений можно увидеть по статистике, предоставленной МНС.

Общий объем налоговых платежей субъектов хозяйствования в январе-марте 2020 г. составил 5962,3 млн руб., что на 0,3% больше, чем за I квартал 2019 г.

Как мы уже говорили, это номинальный рост. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) налоги, уплаченные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сократились на 4% несмотря на относительно благополучные январь и февраль.

Основные поступления в бюджет обеспечили предприятия и индивидуальные предприниматели:

  • оптовой торговли (907,7 млн руб., или 15,22% всех поступлений);
  • транспорта (516,1 млн руб., или 8,66%);
  • розничной торговли (461,4 млн руб., или 7,74%);
  • строительства (434,2 млн руб., или 7,28%);
  • энергетики (405,1 млн руб., или 6,79%).

Весомый вклад в пополнение бюд­жета внесли такие отрасли, как:

  • информация и связь (338,3 млн руб. – 5,67% всех поступлений);
  • производство напитков (333,7 млн руб. – 5,6%);
  • табачных изделий (297,9 млн руб. – 5%);
  • профессиональная, научная и тех­ническая деятельность (230,5 млн руб. – 3,87%);
  • операции с недвижимым имущест­вом (217,2 млн руб. – 3,64%);
  • образование (180,4 млн руб. – 3,05%).

Однако уже сейчас понятно, что в первую очередь основную помощь получат предприятия государственного сектора, а не те, кто обеспечивал основные поступления в бюджет.

Кроме того, отраслевой разрез позволяет увидеть, как просели налоговые поступления от отдельных отраслей.

Если в I квартале 2019 г. горнодобывающая промышленность и нефтепереработка принесли налогов в размере 315 и 273 млн руб., то в январе-марте 2020 г. – всего 100 и 115 млн руб. соответственно.

Отрицательные налоговые поступ­ления показали предприятия, работающие в:

  • производстве продуктов питания (–23 млн руб. против 32,6 млн руб. в I квартале 2019 г.);
  • химической промышленности (–18,6 млн руб. против 0,6 млн руб. в I квартале 2019 г.);
  • деревообработке (–38 млн руб. против –30 млн руб. в I квартале 2019 г.).

Отрасли с преобладанием частной формы собственности в первые месяцы этого года еще не пострадали, поэтому налоговые поступления по ним наблюдаются на уровне прошлого года. А по ряду видов деятельности можно даже увидеть рост.

Выросли средние налоговые поступления от плательщиков, занятых в сфере:

– оптовой торговли (18,5%);

– информационных технологий (10,4%);

– розничной торговли (8,5%).

Начали снижаться средние налоговые поступления от плательщиков, работающих в сферах:

– операций с недвижимостью (–12%);

– торговли автомобилями и их ремонта (–3,2%);

– услуг по временному проживанию и питанию (–2,75%);

– финансовой и страховой деятельности (–0,8%).

Таким образом, уже в I квартале 2020 г. налоговые поступления от предприятий сократились, главным образом из-за «тяжеловесов» белорусской экономики – организаций горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, нефтепереработки.

Отдельные отрасли, где традиционно преобладают предприятия частной формы собственности, все еще чувствовали себя неплохо. Однако в последующие месяцы кризис наверняка заденет и их, что повлечет за собой еще большее снижение доходов бюджета.

Годовой запас прочности бюджета растворился за 4 месяца

Почему снизились доходы бюджета? 2020 год и без распространения коронавируса обещал быть непростым. Согласно пояснительной записке, которую депутаты палаты представителей Национального собрания получили к проекту бюджета, доходы и расходы сводились при следующих базовых параметрах:

  • рост ВВП – на уровне 101,9%;
  • среднегодовой курс российского рубля к USD – 67,5 руб.;
  • курс белорусского рубля к USD – 2,2447 руб.;
  • цена на нефть марки URALS – 60 USD за баррель;
  • ставка рефинансирования – на уровне 9,5%;
  • сохранение объема импорта нефти из РФ для переработки – 18 млн т.

Однако уже по итогам первых 4 месяцев стало понятно, что запас прочности бюджета по заложенным параметрам оказался недостаточным.

За январь-апрель ВВП Беларуси снизился на 1,3% относительно аналогичного периода прошлого года. Средний курс белорусского рубля к доллару составил 2,2997 руб., а российского к американской валюте – 68,6056 руб.

Ситуацию могло бы спасти падение цен на нефть – стоимость нефти существенно снизилась из-за срыва договоренностей по ограничению добычи в рамках ОПЕК при одновременном падении спроса вследствие распространения коронавируса.

Однако напряженные отношения с Россией по нефтегазовым вопросам в I квартале 2020 г. помешали нам максимально эффективно использовать представившуюся возможность. Объем нефти, импортированной в январе-марте, составил 1,9 млн т – всего 10,5% от запланированного годового объема.

При этом 82% нефти, ввезенной в страну, мы купили в России по средней цене 268 USD за т, что для нефти марки URALS эквивалентно 36,8 USD за баррель. В марте цена импорта российской нефти составила уже 170,93 USD, или 23,5 USD за баррель.

То есть для Беларуси снижение мировых цен на нефть могло бы стать отличным способом заработать на увеличении маржи переработки нефти. Однако и здесь не обошлось без нюансов.

Дело в том, что из-за желания продемонстрировать независимость страны от поставок российской нефти наше правительство начало искать альтернативные источники поставок. И ладно, если бы эти источники позволяли покупать «черное золото» по более низким ценам, но альтернативные источники обходятся нам дороже, чем поставки из России.

Так, по данным Белстата, средняя стоимость поставок нефти из Казахстана по итогам марта составила 199,32 USD (объем поставки – 79,8 тыс. т), что на 16,6% дороже российской. Среднюю стоимость поставок из Азербайджана (181,6 тыс. т) Белстат не раскрывает, однако Дмитрий Иванович, автор теле­грамм-канала «Кладовая статистики», смог расчетным способом получить цену импорта азербайджанской нефти – 265,85 USD за т, что на 55,5% дороже российской.

Таким образом, несмотря на то что цена нефти стала единственным параметром бюджета с позитивной динамикой, вряд ли это может нам поддержать снижающиеся доходы бюджета из-за покупок из альтернативных источников и общего сокращения объемов переработки нефти.

Доходы консолидированного бюд­жета по итогам января-марта 2020 г. получены в размере 8680,9 млн руб., что составляет 21,7% от годового плана. Для сравнения за аналогичный период прошлого года доходы составили 8808,7 млн руб., или 23,2% плана. Таким образом, доходы государственного бюджета в I квартале снизились на 1,5% в номинальном выражении и на 5,5% в реальном (с учетом поправки на уровень инфляции). Это означает, что в абсолютном значении бюджет уже в I квартале недополучил 590 млн руб.

Государственные расходы остаются в пределах годового плана

Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2020 г. профинансированы в сумме 8429,3 млн руб., что на 9,3% выше уровня за тот же период прошлого года в номинальном выражении (на 4,8% – в реальном, с учетом инфляции).

Несмотря на относительный рост, в рамках годового плана сумма расходов выглядит приемлемо – 20,4% против 21,1 в прошлом году.

Более того, по итогам квартала мы получили превышение доходов над расходами в 251,6 млн руб. Это очень хорошо, если учесть, что годовой бюджет сведен с дефицитом.

Но радоваться возможной экономии, на наш взгляд, рано. Обычно бюджетные средства выбираются ведомствами во втором полугодии, а значит, основные траты еще впереди.

В целом деньги расходовались в рамках годового плана с небольшими отклонениями по отдельным категориям.

За январь-март 2020 г. расходы на общегосударственную деятельность профинансированы в сумме 1897,8 млн руб. и составили 22,5% от общей суммы расходов консолидированного бюджета.

В эту сумму включены расходы на государственную и местные инвестиционные программы с объемом 470 млн руб., что составляет 24,8% от всех расходов на общегосударственную деятельность.

30,6% всех расходов на общегосударственную деятельность – обслуживание государственного долга.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 3980,4 млн руб., из них:

– на образование было направлено 1704,9 млн руб.;

– на здравоохранение – 1321,3 млн руб.

Расходы бюджета по разделу «Национальная экономика» за январь-март 2020 г. составили 1203,5 млн руб. (или 14,3% всех бюджетных расходов), из них более 40% были в буквальном смысле закопаны в землю – направлены на поддержку и развитие сельского хозяйства.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату зарплаты и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора – 3214,3 млн руб.

По сравнению с январем-мартом 2019 г. эта статья выросла в номинальном выражении на 17,9% (в реальном – на 13,1%), составив 38,1% от общего объема бюджетных расходов.

На капитальные расходы направлено 1076,4 млн руб. бюджетных средств, или 12,8% всех расходов. По сравнению с январем-мартом 2019 г. они увеличились на 44,6% в номинальном выражении и на 38,6% – в реальном.

В целом пока что все траты бюджета осущест­вляются в соответствии с годовым планом. Однако уже сейчас понятно, что сложная экономическая ситуация, высокая кредитная нагрузка на предприятия госсектора, низкая обеспеченность оборотными средствами потребуют от государства расширения бюджетных дотаций и финансовой поддержки.

С нашей стороны было бы наивным утверждать, что эти деньги достанутся тем, кто исправно платит налоги.

Скорее всего, они в первую очередь будут направлены на спасение предприятий госсектора экономики, в то время как именно частники формируют большую часть налоговых поступлений бюджета.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»

Государственный бюджет Республики Беларусь является главным финансовым документом страны, разрабатываемым Министерством финансов совместно с заинтересованными ведомствами. Он составляется на основании бюджетного и налогового законодательства страны, основных направлений денежно-кредитной политики, прогнозных параметров социально-экономического развития, а также иных нормативных документов и исходных данных.

Бюджетная система Беларуси складывается из республиканского и местных бюджетов, первый из которых имеет статус закона, а остальные – утверждаются соответствующими решениями местных Советов депутатов.

Структура бюджета

Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:

  • Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
  • Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
  • Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.

Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.

Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:

  • оборону государства;
  • социальные нужды;
  • образование;
  • здравоохранение.

Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.

Дефицит и профицит

Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:

  • привлечение заемных средств в виде кредитов;
  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • приватизация объектов госсобственности;
  • привлечение прямых инвестиций.

Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.

Бюджет РБ на 2021 год в цифрах

Отрасль/направление млрд. руб
проект доходов
налоги на товары 14,115 млн руб.
внешнеэкономическая деятельность 4,033 млн руб.
доходы от использования имущества 987 млн руб.
налоги на доходы и прибыль 988 млн руб.
поступления от других бюджетов 833 млн руб.
другие налоги, сборы (пошлины) 432 млн руб.
поступления от иностранных государств 533 млн руб.
прочие неналоговые доходы 818 млн руб.
доходы от осуществления приносящей доходы деятельности 474 млн руб.
штрафы, удержания 91 млн руб.
проект расходов
государственная деятельность 13,366 млн руб.
национальная оборона 1,463 млн руб.
судебная власть, правоохранительная деятельность 2,773 млн руб.
охрана окружающей среды 108 млн руб.
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 389 млн руб.
здравоохранение 1,668 млн руб.
физическая культура, спорт 508 млн руб.
образование 1,291 млн руб.
социальная политика 2,063 млн руб.

В числе наиболее значимых статей расходов – поддержка национальной экономики: на эти цели предусмотрено выделить 3,2 млрд. руб., причем около 0,5 млрд. будет направлено в аграрный сектор.

Автор: Алексей Гладкий Алексей Гладкий

При использовании материалов гиперссылка на creditportal.by обязательна. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Гладкий

Профессионально занимаюсь писательской деятельностью. В настоящее время являюсь автором более 30 книг на экономические, прикладные и другие темы, большого количества статей в периодических изданиях, ряда help-проектов, финансовых порталов.

Имею высшее образование - окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». После этого работал 9 лет бухгалтером (из них 6 лет - главным) как в государственных, так и в коммерческих структурах; также занимался ревизионной деятельностью.

Читайте также: