Налог одно из проявлений суверенитета государства

Опубликовано: 16.05.2024

Понятие "налоговый (фискальный) суверенитет" не имеет легального определения в российском законодательстве и не рассматривается в судебной практике. В решениях Конституционного Суда РФ встречается данное понятие, однако содержательной характеристики или пояснений ему не дается [1, 2].

Термин "налоговый суверенитет" иногда используется в правовых исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Так, М.Ю. Орлов предлагает следующее определение: "Фискальный суверенитет - это обладание верховной государственной властью полномочиями по определению доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от общества. Иными словами, реализация принципа "фискальный суверенитет" означает абсолютную власть государства определять доходный источник казны, не будучи зависимым от воли плательщиков или иных субъектов права" [3, с. 19].

Специализированные словари содержат следующие определения налогового суверенитета:

как права любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах [6].

как права любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах [8, с. 511].

Вопрос о налоговом суверенитете рассматривается и в ряде работ зарубежных авторов. Например, Л. Карту полагает, что "под налоговым суверенитетом понимается власть, которая на определенной территории имеет исключительные полномочия создать налоговую систему и применять ее" [4, с. 14].

Налоговый суверенитет обычно совпадает с политическим суверенитетом. Но данное условие не является обязательным. С одной стороны, налоговый суверенитет может ограничиться, например, путем передачи полномочий наднациональным институтам в части отдельных правил установления налогов. Такое делегирование, как представляется, является формой выражения политического суверенитета. С другой стороны, территориальное публично-правовое образование может и не обладать политическим суверенитетом, но иметь право устанавливать налоги [7, с. 29].

В области международного права четко различают понятие "суверенитет" и "юрисдикция". Среди ученых, изучающих международные аспекты налогообложения, принято использовать понятие "суверенитет" в области налогообложения (фискальный суверенитет) и "юрисдикция" в области налогообложения (фискальная юрисдикция), как взаимозаменяемые [5, с. 13].

Юрисдикция государства в области налогообложения включает в себя юрисдикцию устанавливать налоги и юрисдикцию применять налоговое законодательство, т.е. собирать налоги.

Юрисдикция (суверенитет) государства в области налогообложения - неотъемлемое, юридически неограниченное право государства устанавливать и собирать налоги (и иные аналогичные платежи) в пределах его территории. В международном праве юрисдикция государств разделяется на юрисдикцию по лицам и территориальную юрисдикцию. Если суверенитет государства требует наличия трех составляющих: власти, субъектов и территории, то функциональная юрисдикция имеет место в том случае, если отсутствует территория. Поскольку налоги по большей мере относятся к экономической сфере, то гражданство, выражающее политико-правовую связь лица с государством, не подходит для определения юрисдикции государства по лицам. В налоговом праве используется "экономическая привязка". Государство вправе собрать налог с тех лиц и явлений, которые связаны с его экономикой. В связи с этим в области налогообложений используется категория резидентства. Государство обладает территориальной налоговой юрисдикцией, т.е. вправе устанавливать и собирать налоги с доходов, источник которых связан с экономикой данного государства и фактами, имеющими место в пределах данного государства. Государство в рамках территориальной юрисдикции облагает налогами полученные от источников в пределах его территории доходы, реализацию товаров и услуг, имущества и т.д. Обложение налогами постоянного представительства относится также к территориальной юрисдикции государства и служит целям разграничения прав нескольких государств в области налогообложения.

Суверенитет и территориальная юрисдикция государства, в том числе в отношении налогов, осуществляется в пределах государства, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны. Статья 11 Налогового кодекса РФ гласит, что территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Правовая форма реализации налогового суверенитета государством находит свое выражение в специальной системе норм, часть которой, непосредственно определяющая порядок установления и взимания налогов, образует его налоговое законодательство. Последнее регулирует отношения между данным государством и лицами, на которых в соответствии с его законодательством возлагаются определенные налоговые обязанности вследствие их связи с этим государством [7, с. 30].

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 г. N 190-О "По жалобе ТОО "Агроинвест-КБМ" на нарушение конституционных прав граждан частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 2.

3. Орлов М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. 2006. N 2. С. 18-23.

4. Cartou L. Droitfiscal international eteuropeen. Paris: Dalloz, 1981. - 280 p.

5. Martha R. S.J. The jurisdiction to tax. Boston, 1989. - P. 12-22.

6. Финансовый словарь Проекта "Финам" // http://www.finam.ru/dictionary/.

7. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. - 824 с.

8. Экономика и право: словарь-справочник / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. - 1072 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Налог — одно из проявлений суверенитета государства. Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан.

Из этого следует, что налог устанавливается в одностороннем порядке. Если в настоящее время иногда говорят о «налоговом договоре», то такое выражение неточно. В действительности администрация, предоставляя налоговые льготы, установленные государством предприятию, соглашающемуся выполнить определенные условия, не заключает с ним настоящего договора. Это, скорее, одностороннее решение администрации предоставить налогоплательщику привилегированный статус на определенных условиях. Это —«акт-условие».

Будучи установлен в одностороннем порядке, налог взыскивается с использованием мер принуждения. Целый механизм средств принуждения и санкций оказывает давление на налогоплательщика с тем, чтобы обязать его внести налог. Несомненно, такое принуждение чаще всего выступает в виде простой угрозы. Как правило, налогоплательщик своевременно вносит причитающиеся налоги. Но если налогоплательщик уплачивает налог, не ожидая применения средств принуждении, то это потому, что он знает, что такие меры существуют и что в случае его отказа платить, эти меры будут приняты и его заставят уплатить причитающиеся суммы с излишком.

Иногда говорят, что принцип согласия нации и ее представителей на данный налог является одним из основных принципов французского публичного права. Нет ли противоречия между принципом согласия на налог и принудительным характером его взыскания? Это противоречие чувствовали революционеры, вдохновляемые идеями свободы, которые считали, что налоги, выражавшие угнетение народа старым режимом, были несовместимы с новыми идеалами.

городной обязанности каждого гражданина участвовать в расходах общества».

В действительности противоречие между согласием на установление налога и принудительным характером его взыскания только внешнее. Согласие на установление налога дает парламент, представители нации в целом. Установление налога не согласовывается с каждым -отдельным налогоплательщиком.

Это различие особенно ощущается в странах, в которых существует законодательный референдум. Так, Итальянская конституция (в ст. 75) устанавливает, что референдум для налоговых законов и законов об отчетности не допускается. Налоги в Италии устанавливаются с согласия парламента, а отдельные граждане не имеют возможности отказаться от этих налогов путем референдума.

Утверждают также, что налог представляет собой либеральную технику. Это положение развито Габриэлем Арда-ном в его социологической теории налога, которая признает обязательный характер взыскания налогов. Вместе с тем она с большим основанием утверждает, что в сравнении с другими средствами, которыми могла бы воспользоваться государственная власть для достижения своих целей, взыскание налога оставляет гражданам максимум свободы. Действительно, чтобы обеспечить себя товарами и выполнением работ, необходимых для осуществления функций государства, последнее может выбирать различные технические средства: реквизицию товаров, трудовую повинность либо изъятие денежных сумм, дающее возможность приобрести необходимые товары и оплатить услуги. Очевидно, что взыскание налога оставляет больше свободы гражданам, могущим решить, каких товаров или услуг они себя лишат для того, чтобы уплатить налог. Принудительные работы, передача реквизированных товаров не позволили бы такого выбора, а следовательно, предоставили бы меньше свободы. Как правильно говорит Габриэль Ардан: «В выборе между повинностью и налогом, между изъятием имущества и прогрессивным налогом, карточной системой и ограничением потребления благодаря налогу налог является либеральной техникой» '.

Однако этот либеральный характер не препятствует тому, что налог основывается на принуждении. Понятие

1 Gabriel Ardant. Theorie sociologique de I'impot, Paris. ,;

1965, t. I, p. 23. Л

«принуждение» настолько тесно связано с сущностью налога, что последний не включает предоставление денежных средств частными лицами государству, если это предоставление не носит принудительного характера.


Учебный курс Теория государства и права

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

Термин «суверенитет» применительно к государству впервые был употреблен Жаном Боденом (Франция, XVI век).

СУВЕРЕНИТЕТ – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета:

- внутреннюю (внутренний суверенитет), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

- внешнюю (внешний суверенитет), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство (иначе: прерогатива власти) – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту (иначе универсальность) – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

- право войны и мира;

- право издавать законы;

- право формировать государственные органы;

- право определять свою атрибутику (символику);

- право устанавливать налоги;

- право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

- право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ – граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства , состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

- право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

- право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

- право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

- право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

- право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

- право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

ПОНЯТТЯ І ВИДИ СУВЕРЕНІТЕТУ

Термін «суверенітет» стосовно до держави вперше було вжито Жаном Боденом (Франція, XVI століття).

СУВЕРЕНІТЕТ - (від франц. Souverainet'e від souverain - носій верховної влади) - це стан незалежності державної влади від будь-якої іншої влади, яке полягає в її праві і здатності самостійно, без втручання якоїсь іншої сили керувати своєю внутрішньою і зовнішньою життям.

Конституційне право розрізняє кілька видів суверенітету:

Суверенітет держави являє собою якісний ознака держави, що характеризує його політико-правову сутність, таке політико-юридична властивість державної влади, яке означає її верховенство і повноту всередині країни, незалежність і рівноправність зовні.

Розрізняють дві сторони державного суверенітету:

- внутрішню (внутрішній суверенітет), що виражає верховенство і повноту державної влади по відношенню до всіх іншим організаціям в політичній системі суспільства, її монопольне право на законодавство, управління і юрисдикцію усередині країни в межах усієї державної території;

- зовнішню (зовнішній суверенітет), що виражає незалежність і рівноправність держави як суб'єкта міжнародного права у взаємовідносинах з іншими державами, недопустимість втручання у внутрішньодержавні справи ззовні.

Внутрішній суверенітет називають ще законодавчим суверенітетом , оскільки він припускає право законодавчої влади видавати закони.

Державний суверенітет передбачає:

1). Верховенство (інакше: прерогатива влади) - відсутність іншої більш високої суспільної влади на території країни: державна влада може скасувати, визнати недійсним будь-який прояв усякої іншої суспільної влади;

2). Самостійність - можливість самостійно приймати рішення всередині країни і зовні при дотриманні норм національного та міжнародного права;

3). Повноту (інакше універсальність) - поширення державної влади на всі сфери державного життя , на все населення і громадські організації країн ;

4). Неподільність влади держави в межах її території - єдність влади в цілому і лише функціональний її поділ на гілки влади: законодавчу, виконавчу, судову; безпосереднє здійснення владних велінь;

5). Незалежність у зовнішніх відносинах - можливість самостійно приймати рішення зовні країни при дотриманні норм міжнародного права та повазі суверенітету інших країн;

6). Рівноправність у зовнішніх відносинах - наявність у міжнародних відносинах таких прав і обов'язків, як й у інших країн;

7). Невідчужуваність - неможливість довільного відчуження легітимної та легальної влади, тільки наявність закріпленої законом можливості делегувати суверенні права держави органам місцевого самоврядування ( в унітарній державі), суб'єктам федерації та органам місцевого самоврядування (у федеративній державі).

Суверенітетом володіє будь-яка держава незалежно від величини його території, кількості населення, форми правління і устрою. Суверенітет держави є основним принципом міжнародного права. Він знайшов своє вираження у Статуті ООН та інших міжнародно-правових документах.

Держава має суверенні права :

- право війни і миру;

- право видавати закони;

- право формувати державні органи;

- право визначати свою атрибутику (символіку);

- право встановлювати податки;

- право призначати своїх представників в інші держави і міжнародні організації;

- право вступати в міждержавні союзи та ін.

Однак держава не має права робити все, що вважає за необхідне, по відношенню до інших держав. Проти таких дій застерігає міжнародне право. Наприклад, державам забороняється застосовувати силу проти других держав, за винятком самооборони або уповноваження з боку Ради Безпеки ООН. Іншим обмеженням свободи держави є юридичний обов'язок виконувати укладені ним договори.

Слід відрізняти суверенітет держави від суверенітету нації.

Суверенітет народу (народ - громадяни всіх національностей, що проживають на території даної країни) означає верховенство народу як джерела і носія влади, його право самому вирішувати свою долю, безпосередньо або через представницькі органи брати участь у формуванні напрямку політики своєї держави, складу її органів, контролювати діяльність державної влади.

Народний суверенітет є одним з принципів конституційного ладу в усіх демократичних державах. Суверенітет народу , закріплений у конституції, - якісна характеристика демократії, демократичного режиму в державі.

Суверенітет держави не обов'язково припускає суверенітет народу. Суверенітет держави може поєднуватися з відсутністю суверенітету народу, з наявністю тоталітарного режиму, деспотії. Як правило (але не завжди), відсутність зовнішнього суверенітету держави спричиняє втрату суверенітету народу як внутрішньої свободи його політичного стану. У демократичній державі джерелом і основою співробітництва усіх влад є установча влада народу. Тут суверенітет народу є джерелом суверенітету держави .

Національний суверенітет - повновладдя нації, її політична свобода, володіння реальною можливістю визначати характер свого національного життя, включаючи здатність політично самовизначатися аж до відокремлення та утворення самостійної держави.

Суверенітет нації означає повновладдя нації, яке реалізується через її основні права.

Нація (в юридичному відношенні) рівнозначна поняттю «народ». У понятті «нація» вкладається і сенс громадянства. Нація - громадяни держави різних національностей, які об'єднані схожістю у вирішенні істотних політичних і психологічних проблем. Ця схожість виникає внаслідок проживання на одній території і тривалого спілкування один з одним. Нація (в етнічному відношенні) - етносоціальна спільність, у якої сформувалися самосвідомість своєї ідентичності (спільність історичної долі, психології та характеру, сприйняття національних, матеріальних і духовних цінностей тощо), а також територіально - мовна та господарсько-економічна єдність.

Основні права нації:

- право на існування і вільний розвиток, володіння реальною можливістю визначати характер свого національного життя, включаючи здатність реалізувати право на політичне самовизначення (державна самоорганізація - аж до створення самостійної держави);

- право на вільний розвиток національних потреб (економічних і соціальних);

- право на духовно-культурний розвиток, повага національної честі і гідності, розвиток національної мови, звичаїв, традицій;

- право розпоряджатися природними і матеріальними ресурсами на своїй території;

- право на мирне співіснування з іншими народами та націями;

- право на екологічну безпеку та ін.

Таким чином, суверенітет нації, її повновладдя означає володіння реальною можливістю визначати характер свого національного життя, самостійно вирішувати питання стосуються розвитку національної свободи і національних потреб, право на повагу національної честі і гідності, розвиток культури, мови, звичаїв, традицій, створення національних установ. Повновладдя однієї нації неможливо без дотримання суверенітету інших націй і народностей, без поважного ставлення до їх національних потреб і прав.

У багатонаціональній державі її суверенітет не може бути суверенітетом однієї нації як етносоціальної спільності. Він включає в себе обов'язки по відносини до інших націй, які є сучасниками «титульної» нації, існують паралельно з нею.

Державний суверенітет, здійснюваний багатонаціональною державою, має гарантувати суверенітет кожної з націй, що об'єдналися. Якщо нація здійснила своє право на політичне самовизначення шляхом об'єднання в союзну державу (федерацію), суверенітет кожної з націй, що об'єдналися досягається шляхом забезпечення суверенних прав суб'єктів союзу, які поступилися частиною своїх прав багатонаціональній державі (наприклад, охорону загальних державних кордонів, здійснення спільної фінансової, податкової та оборонної політики).

Головне полягає в тому, щоб нація, яка становить більшість в країні і дала назву державі, не використала свою перевагу для обмеження прав представників іншої нації. Противоправна і неприпустима будь-яка національна дискримінація або прагнення однієї нації підкорити іншу.

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников"

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

2. Содержание налоговой политики

Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Главный источник государственных доходов являются налоги.

Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики.

Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики:

обеспечению государства финансовыми ресурсами,

созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом,

сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1. Фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая; или регулирующая, — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3. контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

- четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

- ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

- проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

- оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

- анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

- корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением.

Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода.

В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной, однако, недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения.

Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.

Под налоговым суверенитетом подразумевается право определенной страны создавать в пределах своей территории налоговую систему, назначать и получать налоги, определять источники налогообложения и т. д.

Налоговый суверенитет справедливо считается одним из главных атрибутов независимого государства.

Налоговому суверенитету присущи следующие признаки:

1. Исключительное право государства устанавливать и взимать налоги на территории, находящейся под его юрисдикцией. Иные субъекты, общественные институты, иностранные правительства не вправе устанавливать налоговые платежи на территории, находящейся под территориальной юрисдикцией Российской Федерации.

2. Независимость государства в реализации функции налогообложения и взимания налогов. Государство самостоятельно определяет круг налогоплательщиков, объекты налогообложения и иные элементы налога. Вмешательство в налоговую деятельность государства недопустимо.

3. Единство налогового суверенитета. Налоговую функцию реализует единая государственная власть. На территории России как демократического государства отсутствуют иные источники власти, кроме как ее многонациональный народ. Единство налогового суверенитета выражается в единой налоговой системе России. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не обладают государственным суверенитетом. Они осуществляют деятельность в сфере налогообложения по региональным и местным налогам, реализуя полномочия, предоставленные Российской Федерацией. Такие полномочия носят производный характер.

4. Производный от народного суверенитета характер. Налоги устанавливаются и вводятся в действие на основании нормативных правовых актов представительных органов власти, которые являются формой реализации представительной демократии. Производный характер налогового суверенитета обусловлен демократической формой правления в России. Отнесение вопросов установления и введения налогов к компетенции представительных органов власти подчеркивает реализацию воли народа в установлении системы налогов.

5. Реализация в правовой (законной) форме. В соответствии с положениями статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить только законно установленные налоги. Таким образом, налоговый суверенитет государства может быть реализован только в правовой форме, установление и введение налогов осуществляется в форме закона.

Содержание налогового суверенитета раскрывается в реализации государством функции налогообложения. К таковым относятся следующие:

1. Установление налогов на территории, находящейся под государственной юрисдикцией.

2. Введение установленных налогов и их отмена.

3. Делегирование некоторых полномочий по установлению и введению налогов иным публично-территориальным образованиям на своей территории.

4. Взимание установленных налогов, включая осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

5. Международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Низконалоговые «Гавани».

Упрощенная отчетность, льготное налогообложение, частичная или полная анонимность — вот три кита, на которых покоятся офшорные методы международного налогового планирования. Однако следует четко различать налоговое планирование и уклонение от налогов.

Налоговое планирование — это такая деятельность по минимизации налогов, которая не вступает в противоречие с законом. Уклонение же от налогов — это нарушение закона, а в особо серьезных случаях — уголовное преступление.

Налоговое планирование включает в себя:

· анализ правовой информации по осуществляемым операциям;

· оценку налоговых обязательств, налагаемых на компанию при совершении сделок;

· оптимизацию проводимых операций с учетом налоговых обязательств;

· подготовку необходимых документов и обоснований для оформления и обеспечения операций;

· осуществление расчетов и оплаты налогов в случае необходимости.




Основными принципами налогового планирования являются:

· законность всех способов и методов оптимизации налогообложения;

· экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения;

· индивидуальный подход к разработке схемы деятельности и особенностям конкретной компании-налогоплательщика;

· комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения.

Офшор (от английского offshore — «вне берега», «вне границ») — это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. В настоящее время данное понятие очень многогранно.

Основой «офшорного» метода налогового планирования являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам. На сегодняшний день в мире существует около 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для офшорных компаний. К числу самых известных относятся: Британские Виргинские острова, Белиз, Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Сейшельские острова и др.

Низконалоговые гавани по своей сути не совсем классический офшор.

Налоговые «гавани» — страны, предоставляющие налоговые льготы, однако все-таки облагающие «офшорные» компании по результатам их «офшорной» деятельности минимальным налогом. Здесь можно выделить две подгруппы.

Первая подгруппа — это государства, где кроме офшорных компаний, существуют обычные, оншорные, которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. К данной группе относятся: Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария.

Вторая подгруппа — совсем уж не офшорные страны, а даже наоборот, но если правильно там себя вести, то можно работать во вполне приличной компании и платить самую малость. Представители данной подгруппы — США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров.

Отличительной особенностью низконалоговой «гавани», в противовес «чистым» офшорам, помимо уплаты налогов, является также необходимость вести бухгалтерский учет своей деятельности, а также по итогам отчетных периодов готовить и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Чистые офшоры — это классические офшорные юрисдикции — страны, полностью освобождающие офшорные компании от какого-либо налогообложения.

В некоторых странах этой категории также предусмотрено прохождение обязательного аудита для компаний, занимающихся «офшорным» бизнесом.

«Внутренний» оффшор это разновидность низконалоговой «гавани» только в рамках одной страны. Законодательно определенная географическая область на территории государства, на которой для резидентных компаний определенной формы собственности или осуществляющих определенные виды деятельности на этой территории, предусмотрены налоговые льготы.

Схемы снижения налогов в международном бизнесе могут быть самыми разнообразными.

Простейший вариант использования офшорной компании — когда офшорная компания выступает одним из участников бизнеса. В торговых операциях, например, от ее имени производятся сделки по импорту или экспорту. Регулируя контрактную цену, владелец компании тем самым регулирует и сумму выплачиваемых налогов и пошлин. Эта техника называется трансфертным ценообразованием.

Низконалоговая компания может использоваться в качестве холдинга. Так, для России классической юрисдикцией для создания холдинга может выступать Кипр в силу, во-первых, выгодного налогового соглашения с Россией, предполагающего низкий налог на дивиденды у источника в России при выплатах на Кипр, и, во-вторых, низкой ставки налога на самом Кипре.

Часто офшорные компании используются для владения авторскими правами, торговыми марками, патентами и другой интеллектуальной собственностью. При этом лицензионные выплаты (роялти), идущие из страны основной деятельности транснациональной корпорации, накапливаются в офшорной зоне в безналоговом режиме.

Офшорная компания может использоваться в качестве финансовой, выдавая кредиты и получая их обратно с процентами. Проценты при этом также накапливаются в безналоговом режиме. Помимо этого можно заводить через офшорную компанию оборудование и основные средства как напрямую в уставный фонд, так и при помощи лизинговых схем (при этом еще появляется возможность выгона в обратную сторону лизинговых процентных платежей).

Поскольку офшорные зоны обычно не имеют соглашений об исключении двойного налогообложения, часто в схемах с выплатой роялти и процентов в качестве промежуточного элемента в виде «престижной прослойки» используются неофшорные компании из стран, которые такие соглашения имеют.

Читайте также: