Запрос из налоговой по нерезидентам

Опубликовано: 30.04.2024

Работа на территории другого государства в современных экономических условиях явление нередкое. Бухгалтеру важно правильно определить налоговый статус таких сотрудников, четко понимать отличие от обычного персонала, когда речь идет о расчете НДФЛ.

Кто они?

Для разграничения прав и обязанностей указанных групп работников используют понятия резидента и нерезидента в целях НДФЛ. Об этом сказано в ст. 207 п. 2 НК РФ. Законодатель определяет резидента как лицо, находящееся в РФ 183 календарных дня и более на протяжении года. Этот период не прерывается, если гражданин выехал за границу:

  • для лечения, обучения (на срок менее полугода);
  • для работы на морских сырьевых месторождениях.

Особый случай – российские военные, проходящие службу за пределами РФ. Независимо от того, сколько дней они физически находятся за границей, военнослужащие признаются резидентами (п. 3 той же статьи). Такое же положение занимают сотрудники госорганов и органов местного самоуправления, работающие за рубежом.

Обратим внимание на следующее: ФЗ от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил ст. 207 пунктом 2.2 (п. 2 ст. 1 ФЗ). Дополнение касается только периода с 1 января по 31 декабря 2020 года. Если в этот период физическое лицо находилось в России 90-182 календарных дня (т.е. срок меньше, чем по умолчанию) и хочет получить статус налогового резидента за указанный период, необходимо заявить письменно об этом в налоговую. Заявление должно быть подано не позднее 30/04/2021 года. Порядок действует только при признании налоговым резидентом РФ в 2020 году.

Таким образом, налоговый резидент – это лицо, находящееся на территории страны как минимум 183 календарных дня на протяжении 12 месяцев подряд (в 2020 году срок меньше), военные и чиновники, работающие фактически за границей. Из сказанного вытекает, что налоговый нерезидент – это лицо, находящееся в России меньше указанного срока.

Гражданство РФ или его отсутствие не влияет на статус резидента (нерезидента) в целях НДФЛ. Гражданин РФ может иметь статус нерезидента. Обычно статус нерезидента получают лица, недавно переехавшие в РФ или часто выезжающие за ее пределы. Основной категорией являются резиденты РФ.

Важно! Международными соглашениями с отдельными странами может устанавливаться иной порядок определения статуса. В целях устранения двойного налогообложения они подписаны с Великобританией, Германией, Израилем, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Республикой Беларусь и целым рядом других стран.

Особенности статуса

Для резидентов и нерезидентов ставки налога и перечни облагаемых доходов различаются. Нерезидент не вправе рассчитывать на налоговые вычеты, в отличие от резидента. Такие выводы следуют из анализа нескольких статей НК РФ (ст. 210 п. 3-4, ст. 220 п. 1 пп. 1, ст. 224 п. 1, 3, ст. 209). Основная налоговая ставка для резидента — 13%, для нерезидента — 30%. Нюансы применения налоговых ставок подробно описаны в ст. 224 НК РФ.

Удержание и уплата НДФЛ может производиться налоговым агентом и самим лицом, получившим доход. В первом случае отсчитывать срок 12 месяцев «назад» и определять, является ли лицо резидентом, нужно от даты выплаты дохода. Такой вывод следует из ст. 226 – 4, ст. 223 НК РФ и ряда разъяснительных документов Минфина (например, письмо № 03-04-06/6-122 от 25/05/11 г.).

Если НДФЛ облагается доход, по которому налогоплательщик сам уплачивает налог, 12-месячный период – это год получения дохода, отсчитывать по календарю обратным порядком придется от 1 января следующего года (ст. 216, 228 НК РФ, письмо Минфина № 03-04-05/6-293 от 25/04/11 г.).

Срок 183 дня (или другой, в соответствии с законом) считают от дня въезда на территорию РФ до дня выезда, включая эти дни. Такой порядок подтверждают чиновники в ряде документов (письмо ФНС № ОА-3-17/1702 от 24/04/15 г.).

В некоторых случаях, о которых мы говорили выше, при выезде за рубеж указанный срок не прерывается, дни поездки включаются в необходимый для статуса резидента период. При выезде за рубеж для лечения, в других аналогичных случаях необходимо предоставить подтверждающие цель документы: договор с клиникой, учебным заведением, справки из этих учреждений. Таким образом статус резидента сохранится.

Даты въезда и выезда обычно устанавливают по таможенным отметкам российской стороны в выездных документах, например, в загранпаспорте, в миграционной карте, в любых документах, свидетельствующих о пребывании физлица на территории РФ. В некоторых случаях доказательством могут служить иные документы, например, справки учебных заведений России для студентов, учащихся. При этом чиновники не принимают во внимание регистрационные отметки с места жительства при подтверждении статуса резидента. Такое мнение высказано, например, в письме Минфина № 03-04-05/69536 от 13/01/15 г.

Важный нюанс содержит письмо Минфина № 03-04-06/6-123 от 26/05/11 г. Если иностранный работник выезжает за рубеж в связи с окончанием срока разрешения на работу, а затем при получении нового разрешения трудоустраивается (1 раз в год), статус резидента он не теряет; и срок 12 месяцев, как и в случае с выездом на учебу, лечение, не прерывает. Однако время, проведенное вне пределов РФ, вычитается из общей суммы дней пребывания в стране.

Если за определенный период в течение года человек накопил необходимое число дней пребывания в РФ, он приобретает статус резидента и пользуется им до окончания года (налогового периода). Об этом сказано в письме Минфина № 03-04-06-01/94 от 29/03/07 г. При этом подчеркивается, что следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период на дату получения доходов, но рассмотрены две ситуации:

  1. Если расчет идет за 12-месячный «переходящий» с года на год период, то, достигнув статуса резидента в текущем году, его можно потерять, и тогда применима ставка не 13%, а 30%.
  2. Если срок пребывания 183 дня достигнут от начала налогового периода, статус резидента по итогам данного налогового периода не изменяется.

ФНС на своем официальном сайте разъясняет и вопрос о двойном резидентстве. Статус резидента какого-либо государства не является препятствием для получения такого же статуса в России.

И для организации, и для ее работников вопрос налогового резидентства работников актуален всегда. Ведь организация должна удержать НДФЛ с их доходов по правильной ставке НДФЛ. А сотрудникам важно избежать уплаты налогов в двойном размере: в РФ и стране пребывания.

Налоговый статус работника

Налоговый резидент в целях уплаты налогов это человек, находящийся в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, граждане, которые находятся в России меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, считаются налоговыми нерезидентами.

Даже несмотря на то, что гражданин России изначально считается налоговым резидентом, при определении резидентства гражданство человека значения не имеет (письмо Минфина России от 19 марта 2012 г. № 03-04-05/6-318). Гражданин России может быть налоговым нерезидентом, а иностранец – резидентом. Причем налоговый статус может меняться в течение налогового периода неоднократно.

Утратить статус налогового резидента работник может, если он был в длительной зарубежной командировке. Поэтому в интересах работодателя проверять статус любого человека при приеме на работу, даже если это гражданин России.

Как установить 12-месячный период

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, - это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом. Так, если налоговый статус определяется на 30 августа 2019 года, то 12-месячный период начинается 30 августа 2018 года, а заканчивается 29 августа 2019 года.

В течение календарного года организация должна контролировать налоговый статус работников. При выплате зарплаты – на каждую дату ее начисления, то есть, в последний день календарного месяца. На день выплаты доходов – по другим видам доходов, например, по отпускным.

Как посчитать 183 дня

Число дней пребывания работника в РФ определяют суммированием всех календарных дней, в которых он находился в России в течение этого периода. При их подсчете учитывают дни - календарные даты въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России.

183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.

При подсчете 183 дней нахождения в России в их количество не включают время пребывания за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ.

Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения не учитывается (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155).

Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: копиями паспортов с отметками пограничного контроля, договорами с медицинскими или образовательными организациями либо справками от них. В справках должно быть указано время лечения или обучения.

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории РФ, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь за границей, прошел лечение или обучение, эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

Какими документами подтвердить резидентство

Время пребывания в России можно подтвердить документом, удостоверяющим личность, с отметками пограничного контроля о въезде-выезде.

Иногда при пересечении границы такие отметки не ставятся, например, на границе с Белоруссией, Казахстаном, или Арменией согласно положениям Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. В этом случае подтверждающими документами могут быть авиа- и железнодорожные билеты, квитанции из гостиниц.

Кроме того, время пребывания в России можно подтвердить договорами, справками с места работы от предыдущих работодателей, выписками из табелей учета рабочего времени, приказами о командировках, путевыми листами, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства и др. Такие рекомендации дала ФНС России в письме от 10 июня 2015 года № ОА-3-17/2276@.

С 1 июля 2017 года по заявлению гражданина налоговая инспекция обязана выдать ему или его представителю документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ (пп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Читайте в бераторе


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 марта 2020 г. № ВД-4-17/5372@ О представлении резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает, что отсутствие конкретных документов и информации не позволяет дать однозначные ответы на вопросы, указанные в обращении. Вместе с тем, ФНС России считает возможным сообщить следующее.

В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) налоговые органы имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В свою очередь на резидентов возложена обязанность представлять органам валютного контроля такие документы и информацию (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ). За непредставление сведений (информации) КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Процедуры назначения и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства регламентированы Административным регламентом ФНС России по валютному контролю 1 .

В соответствии с пунктами 18-20 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по назначению проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.

Административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки заключается в изучении и анализе всех имеющихся в распоряжении налогового органа документов и (или) информации о деятельности субъекта проверки, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям и иных документов и (или) информации.

Исходя из изложенного, налоговый орган вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые необходимы для осуществления предпроверочного анализа субъекта проверки и принятия решения о целесообразности или нецелесообразности проведения проверки.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля" (далее - Постановление N 98).

При этом Закон N 173-ФЗ, Постановление N 98 и Административный регламент не содержат требований о том, должна ли в направляемом запросе содержаться информация о номере и дате поручения о проведении проверки.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании, отличном от положений настоящего письма.

Государственный советник
Российской Федерации 1 класса
Д.В. Вольвач

1 приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)" (далее - Административный регламент).

Обзор документа

Налоговые органы вправе запрашивать и получать документы и информацию по валютным операциям, открытию и ведению счетов. Материалы должны быть предоставлены в срок не менее 7 рабочих дней. При этом резиденты обязаны предоставлять такие документы и сведения органам валютного контроля.

ФНС отметила, что налоговый орган вправе запрашивать и получать материалы, которые необходимы для предпроверочного анализа субъекта проверки и принятия решения о целесообразности самой проверки. При этом не установлено, должна ли в направляемом запросе содержаться информация о номере и дате поручения о проверке.

Имеет ли право работодатель по валютному законодательству РФ продать товары нерезиденту работнику-иностранцу, а стоимость товаров удержать из зарплаты? Выдавать нерезиденту зарплату наличными из кассы нельзя. В данном случае деньги удерживаются из начисленной зарплаты в счет задолженности за товар. Правомерна ли данная операция?

Олег Солодовников

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Трудового кодекса РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ такие отношения регулируются иностранным правом.

Соответственно, если трудовой договор с иностранцем заключен по российскому трудовому законодательству, порядок выплаты ему заработной платы регулируется ст. 136 Трудового кодекса РФ, которая, в частности, устанавливает, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Вместе с тем при реализации этой нормы в отношении работников-иностранцев необходимо учитывать положения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и соответствующую правоприменительную практику.

Согласно п. 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» все иностранные граждане, кроме постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, для целей применения указанного закона признаются нерезидентами.

Как следует из пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», выплата заработной платы работникам-нерезидентам подпадает под определение валютной операции.

При этом согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств. В указанной норме содержится перечень исключений из приведенного правила, когда расчеты между юридическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами возможны в наличной иностранной валюте и валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Однако выплата заработной платы в число таких случаев не включена.

Таким образом, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», по сути, устанавливает для работодателей – юридических лиц запрет на выплату заработной платы работникам-нерезидентам в наличной форме.

Верховный Суд РФ поддержал сторонников позиции, в соответствии с которой реализация норм трудового права в отношении работников-нерезидентов должна осуществляться с соблюдением Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а кадровые документы не должны противоречить требованиям валютного законодательства.

Вышесказанное касается работодателей – юридических лиц. Однако аналогичные ограничения по способу осуществления валютных операций с нерезидентами Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает и для резидентов – физических лиц.

Так, согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках за рядом исключений, в числе которых выплата заработной платы работникам не указана. В связи с этим представляется, что вопрос о возможности выплаты работникам-нерезидентам заработной платы наличными должен решаться одинаково как для организаций, так и для работодателей – физических лиц.

Как Россия помогла налогоплательщикам, задержавшимся за рубежом из-за пандемии

Все равно я буду резидентом

В статье «После пандемии придется платить больше налогов» мы упоминали, что из-за изоляции за рубежом человек мог утратить статус налогового резидента РФ, а это привело бы к обложению его российских доходов налогом по более высокой ставке – 30% вместо 13%. Тем же, кто приобрел этот статус из-за вынужденного пребывания в России, пришлось бы платить налог со всех своих мировых доходов.

В статье мы также рассуждали о мерах, которые принимает мировое сообщество для поддержки граждан, оказавшихся в условиях локдауна из-за пандемии, а именно о смягчении требований к определению их налогового статуса. Соответствующие разъяснения еще в апреле дала Организация экономического сотрудничества и развития. ОЭСР признала пандемию форс-мажором, который не должен стать основанием для изменения налогового статуса человека, оказавшегося в непривычном для себя месте пребывания. Такая же логика постепенно появлялась и в национальном регулировании ряда государств.

Поправки в Налоговый кодекс РФ – в поддержку налогоплательщиков

До середины лета Россия хранила молчание по этому вопросу, а представители власти высказывались, что изменения в правила определения налогового резидентства вводить не планируется.

Напомним: человек считается налоговым резидентом РФ с правом применения ставки НДФЛ 13% с полученного дохода, если проводит на российской территории более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если же в период пандемии человек не смог вернуться в Россию и более полугода находился за рубежом, то он автоматически становится налоговым нерезидентом и его доходы от источников в России облагаются по ставке 30% вместо 13%. Последствия ощутимые, поэтому многие ожидали реакции от российских властей в поддержку налогоплательщиков.

Реакция последовала в конце июля. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ все же были внесены 1 . Что предложено? Если человек находился в России в 2020 г. от 90 до 182 дней включительно, то он может стать налоговым резидентом РФ. Но это происходит не автоматически. Необходимо выразить свою волю и намерение считаться российским налоговым резидентом: человек должен подать заявление в произвольной форме в налоговый орган по месту своего жительства (пребывания). К заявлению пока только одно требование – в нем обязательно должны быть указаны Ф.И.О. заявителя и его ИНН. Представить его нужно не позднее 30 апреля 2021 г.

Поправки представляют собой всего один дополнительный абзац в ст. 207 НК РФ. Регламентов, разъясняющих писем Минфина или ФНС России, которые бы детализировали порядок использования нововведений, – нет.

Какие выводы можно сделать из новых положений Налогового кодекса РФ?

Во-первых, возможность признать себя резидентом при нахождении в России от 90 дней действует только в 2020 г. Это значит, что в 2021 г. будут действовать старые правила о 183 днях (если не последуют новые изменения). То есть это краткосрочная мера, которая была вызвана «ковидными» обстоятельствами. Во-вторых, в связи с этим настораживают молчание правоприменителя и отсутствие инструкций с четкими полномочиями налоговых органов, которым граждане будут направлять заявления о признании их резидентами.

Если мы исходим из того, что эта мера временная и вынужденная, обусловленная пандемией, то будет ли она распространяться на всех, кто пожелает? Или же она предусмотрена для тех, кто оказался в «ковидной» ловушке за границей и не смог вовремя вернуться? Станет ли инспектор на месте выяснять, мог ли г-н Петров, подавший заявление о признании его резидентом, вернуться в Россию и пробыть в стране должные полгода?

Здесь уместно напомнить комментарии министра финансов А.Г. Силуанова в отношении принятых изменений. Он указал, что они предполагают сохранение условия налогообложения доходов для тех граждан, у которых не было возможности вернуться в Россию по объективным причинам (из командировки или отпуска, после учебы или лечения). Право признать себя резидентом означает недопущение ухудшения условий для граждан из-за сложившейся ситуации с коронавирусом.

То есть направленность новых правил очевидна – сохранить прежние условия для тех, кто не смог вернуться. Хотя ни из текста закона, ни из каких-либо разъясняющих писем контролирующих органов это не следует, и из буквального прочтения кажется, что эти правила действуют для всех.

Примечание редакции: 15 сентября на ежегодной конференции «Налоги-2020: стратегии, которые работают», организатором которой является ИД «Коммерсантъ», с докладом выступил заместитель руководителя ФНС Дмитрий Вольвач. Он упомянул о том, что поправками в Налоговый кодекс РФ предусмотрена «возможность учета срока, меньшего, чем было установлено ст. 207 НК РФ, если пребывание резидента на территории РФ сократилось по причинам, не зависящим от него. В 2020 г. мы будем учитывать эти обстоятельства для определения налогового резидентства». Также Дмитрий Вольвач напомнил о прошлогоднем законопроекте, который предусматривает изменение основного критерия определения налогового резидентства уже не как временную меру – срок пребывания в России для получения статуса налогового резидента РФ может быть сокращен до 90 дней. Но пока судьба законопроекта неясна. Выводы о развитии института налогового резидентства будут делаться на основании опыта, полученного в 2020 г. Кроме того, Дмитрий Вольвач напомнил о сервисе на сайте ФНС, который позволяет получить сертификат, подтверждающий статус налогового резидента РФ. По его словам, срок выдачи сертификатов сократился до 10 дней, но чаще его выдают и раньше.

Советы налогоплательщикам

Для тех, кто планирует воспользоваться нововведением, с учетом вышесказанного рекомендуем:

  • отслеживайте разъяснения контролирующих органов по данному вопросу и развитие практики применения ст. 207 НК РФ;
  • по возможности позаботьтесь о наличии подтверждения вынужденности пребывания за рубежом и намерения въехать в Россию (отмененные авиабилеты, сообщения авиаслужб, переписка об отмене встреч в России и т.п.);
  • подавайте заявление о признании резидентом, только будучи убежденными в безопасности такой опции применительно к вашей ситуации.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Читайте также: