Налог на вывоз капитала в разных странах

Опубликовано: 26.04.2024

Советник президента РФ Сергей Глазьев предложил ввести налог на вывоз капитала. Законопроект обсуждается давно, но в связи с торговыми войнами, которые ведет Запад против России, он приобрел новый смысл – закон может стать адекватным ответным шагом, и борьба с оттоком капитала будет в том числе и антисанкционной мерой. Ведь если бы "национализацию" компаний начали раньше, то и санкции были бы не так страшны? Но тут возникает другая проблема – даже если законопроект примут, он будет направлен, прежде всего, на легальный отток. Тем не менее, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев считает, что принятие такого закона станет политическим шагом, направленным на дальнейшую "антиолигархическую" чистку экономики. Деоффшоризацию надо вести, но синхронизировать ее с действиями по нахождению точек приложения этого капитала внутри страны.

Вопрос: Глазьев предложил ввести налог на вывоз капитала. Можно ли считать этот закон антисанкционным? И насколько это будет разумный шаг?

Олег Сухарев|Фото: refdb.ru
Олег Сухарев: Это может сработать только на официальный вывоз капитала, а тех, кто вывозит в оффшоры, как вы будете облагать? Но плюс этой меры в том, что, может быть, усилятся контрольные функции на вывоз капитала, и этот закон позволит легально бороться с вывозом, то есть осуществлять деоффшоризацию не на словах, а на деле. Но нужно ознакомиться с положениями законопроекта. А ведь это еще проект – он должен вноситься на обсуждение, будут поправки, будет четыре чтения, и только потом он может быть принят или не принят.

Вопрос: А может как раз возвращение к обсуждению этого законопроекта есть политический шаг как возможность ответа Западу в санкционной войне?

Олег Сухарев: Сергей Юрьевич давно пишет о необходимости дедолларизации и деоффшоризации. И ваш покорный слуга это пишет тоже с середины 90-х годов. Много воды утекло с тех пор, но мало что изменилось. И за 2014 г. вывоз капитала будет близок к отметке в 100 млрд долларов.

Это, в общем-то, пиковое значение, никогда не было такого вывода даже в ельцинский период, было 70, 80, но до 100-120 не доходило. Это очень большой вывоз капитала, тем более в условиях санкций – это вообще интересно – они блокируют нашу финансовую систему, они не разрешают нам размещать капитал, а он все равно куда-то вытекает.

Вопрос: И куда же и как он вытекает?

Олег Сухарев: Вытекает туда, куда позволяют, в такие места типа Кипра, типа каких-то островов, где нет сильного англосаксонского влияния, например, в Гонконг, Сингапур. Но сути это не меняет, надо смотреть, куда он растекается, где находятся конечные точки его пребывания, какова форма и структура оттока – но облагать налогом вы сможете все равно только официальный отток капитала, то есть те транзакции, то пересечение капиталом границы, которое отслеживается документально. Другое дело, что этот закон, конечно, если он будет принят, наверняка вводит контрольно-процедурные алгоритмы, которые поставят определенные заслоны на несанкционированный отток капитала, что позволит применять к этому оттоку санкции вплоть до уголовных. В этом содержится определенный позитив, это необходимо для того, чтобы оставлять капитал внутри страны, но оставлять-то его мало, нужно искать ему точки приложения внутри страны и стимулировать его приложение внутри страны. Вот на что нужно обратить основное внимание.

Вопрос: Еще недавно обсуждался налог с продаж, якобы от этой идеи отказались. Есть ли смысл вводить НСП, когда у государства без дела лежит 70% доходной части федерального бюджета, так сказать, в "кубышке"?

Олег Сухарев: Понимаете, в чем дело – "кубышка" "кубышкой". Вы не берите сейчас в анализ "кубышку". Действительно, определенный резерв есть, и собственно говоря, мы благодаря ему и справляемся и с санкциями, и с другими потрясениями посткризисными уже в течение пяти лет почти, ведь кризис в 2009 г. был очень серьезный. Эта "кубышка" позволила сохранить какую-то стабильность и финансовую, и банковской системы, но у нас и на 2015 г. планируется дефицит бюджета, и сейчас есть 2% - это небольшой дефицит, но все же он есть. И при сложившейся международной обстановке эта "кубышка" должна и будет расходоваться.

Другой вопрос – найти верное направление расходования этой "кубышки". Это не просто развертывание инфраструктурных проектов, но и создание эффективного режима развития реального сектора, и разработка закона о промышленной политике, он обсуждается, и будет приниматься. Закон о стратегическом планировании принят, а о промышленной политике - в стадии принятия. Так вот туда надо внести такие поправки, чтобы развитие инфраструктуры осуществлялось за счет размещения заказов не за рубежом, а внутри страны. Нужна программа, чтобы наш добывающий сектор, особенно нефтехимию и добычу нефти, отвязать от стопроцентного импортного бурильного оборудования. Как было озвучено в Сочи (а я и раньше владел этой информацией, институт РАН нефти и газа давно бьет тревогу) – у нас 100% импорта бурильных установок и спецтехники. И, конечно, нужно развивать наши геологоразведочные технологии по экологически чистой добыче, и нужно финансировать эту работу для того, чтобы снизить зависимость от импортной техники, потому что санкции уже касаются и добывающего сектора, и оборонки. Они, конечно, будут бить и по технологиям, будут просто блокировать покупку этой техники. При таком развороте событий техника со временем будет выходить из строя – а где мы будем закупать новую технику, если не будем производить свою? Будем искать её через какие-то третьи страны, закупать через посредников? Зачем? Нужно учиться ее разрабатывать самим. Такая должна быть программа, причем ее необязательно афишировать – ее нужно создавать и реализовывать, выделяя средства и из "кубышки" в том числе.

Вопрос: А как быть с наукой, с новыми направлениями в промышленности, в реальном секторе?

Олег Сухарев: Еще в сентябре 1996 году у меня вышла статья в журнале "Инвестиции в России", где было показано, какая нужна политика относительно реального сектора. В 1995 г. у меня была статья о реструктуризации промышленности и о концепции технического развития России. Ну, и Глазьев примерно с этого же времени и раньше поднимал этот вопрос. А сейчас нам определенные вещи представляют как сенсацию, как будто они все только проснулись. Министр Мантуров, я его очень уважаю, он грамотный специалист, но докладывает президенту страны о том, что, мол, мы начали по редкоземельным металлам работу. В центре столицы здание Гиредмет на Третьяковской - 9 раз горело в 1990-ые годы, средний возраст специалистов 65-70 лет - китайцы покупали четыре завода по чистому кремнию, по редкоземельным металлам у Гиредмета – скупали на корню, буквально не выходили с проходных (ночевали). Это что, наше руководство не знало этого? Ранее это был секретный институт. И тут Мантуров докладывает – ой, надо бы начать работу по редкоземельным металлам. Что значит "надо начать"? Что значит "мы начинаем"? Причем, институт девять раз горел, и пожарная охрана давала девять раз резолюцию, что было девять поджогов – и это все знают, и сотрудники этого института, и те, кто с ним когда-либо соприкасался. А кто поджигал в центре Москвы, в связи с чем? Площади хотели освободить.

А сейчас идет зачистка Российской академии наук, представители ФАНО ходят по институтам и осматривают помещения и площади, их больше ничего не интересует, это беспардонная акция. Их не интересует ни зарплата, ни гранты, ни выполнение работы, ни заказы правительства, ни исследования, ни способности и таланты людей, - они ходят и помещения осматривают. Надо останавливать этот беспредел. О какой науке и реальном секторе речь? У нас что двуликая экономика, или трехликая или более?

Вопрос: Возможно, именно санкции заставят пересмотреть такое отношение и такие подходы?

Олег Сухарев: Нужно думать о своей стране, об организации экономики – не когда тебя клюнет петух в одно место, а постоянно, идя от цели к цели, от задачи к задаче. И главная цель и задача – это формирование эффективной структуры экономики, управление её пропорциями, с тем, чтобы получать необходимый социальный эффект. Именно это является центральным моментом в планировании. В оффшор много лет выводились грандиозные капиталы. Почему никто не принимал меры? Потому что олигархические кланы управляли страной? И это было выгодно – они наживались и размещали там капиталы, а теперь Запад их берет за эти капиталы, как за глотку. Но только он берет всю страну через эти кланы. И начинает политически и экономически шантажировать. С Крымом идет шантаж и с Украиной – почему Россия должна оправдываться, в чем она виновата, и что это за методы поведения на международной арене в 21 веке – санкции!

Это же торговые войны, они спровоцируют только кризис и войну, у них логика конечная, конечный пункт назначения любых санкций - реальная война, если не прекратить истерику. Это совершенно недемократическая процедура, нерыночная, не имеющая никакого отношения к нормальным формам госрегулирования, это административно-военно-силовая мера, причём практически любая санкция. Потому что она стремится нанести ущерб, ущерб для противника, и рассматривает страну, в отношении которой вводятся санкции, как противника.

Вопрос: То есть мы уже откровенно – противники?

Олег Сухарев: А что, не так? Да, к сожалению, это военный язык. Поэтому, если говорить о налоге на вывоз капитала - ответная данная мера или не ответная, но эта мера давно обсуждалась и, конечно, одна из задач, вне зависимости от санкций, - заставить работать капитал внутри страны, а для этого правительство Российской Федерации и бюрократия должны в одно место целовать собственников капитала, чтобы они открывали заводы здесь.

Инициатива Глазьева очень полезна и является важнейшей. Безусловно, его действия в нужном направлении идут, но я думаю, что он прекрасно понимает те вещи, о которых мы говорим. Конечно, нужны меры по деоффшоризации, безусловно, но это надо синхронизировать с действиями по нахождению точек приложения этого капитала внутри страны, а пока у нас вся экономика поросла бумагами, люди шевельнуться не могут нигде, не решены многие проблемы. И нужно двигаться в направлении их решения, что и предлагается многими национально ориентированными экономистами.

Вывоз капитала из РФ – процесс перемещения капитала из России в другие страны. Производится физическими или юридическими лицами с целью выгодного вложения денег, надежной защиты от инфляции, экспроприации и высоких налогов. Бегство капитала – не регулируемый государством процесс, негативно влияет на общую финансовую стабильность и тормозит экономический рост.

С начала 1994 года в России наблюдался стабильный отток капитала. Отметить можно только два успешных года – 2006 и 2007 года, когда баланс был положительным. Причина – снятие 1 июля 2006 года ограничений на движение капитала из страны. Правительство добилось полной либерализации валютного регулирования. Но эффект был кратковременным. С началом кризиса 2008 года за границу различными способами было выведено более 130 миллиардов долларов. Вывоз капитала активизировался в конце 2011 года и начале 2012, в период выборов президента и парламента. Суммарный отток денег в 2011 году превысил отметку в 80, 5 миллиардов долларов. Из них около 43 миллиардов долларов – это возврат кредитных средств, а остальная часть – чистое бегство капитала из России.

Начиная с 2008 года, после завершения мирового кризиса, внешний долг РФ постоянно растет. Одновременно с этим повышается ставка рефинансирования Центрального банка России, что только усугубляет ситуацию и приводит к снижению уровня ВВП почти на 8%. Год за годом снижается общий приток чистых инвестиций из-за рубежа – разницы между введенным в РФ капиталом и ПИИ, вышедшими из РФ за границу. На фоне постепенного снижения портфельных и прямых инвестиций увеличивается объем займов. Начиная с 2011 года, часть кредитов в общем доле финансовых вливаний достигла почти 90%. Одновременно с этим снижаются инвестиционные доходы, и увеличиваются расходы. На фоне политической ситуации в мире и стране-соседке отток капитала из РФ существенно вырос в 2014 году, когда за год было выведено более 150 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем в 2013 году (около 60 миллиарда долл аров).

Основной причиной столь резкого роста стали санкции, затронувшие сферу рефинансирования и закрыв доступ многим банкам к внешним рынкам.
Основная составляющая бегства капитала – потребность совершения выплат по внешнему долгу. За 2014 год должно быть выплачено более 180 миллиардов долларов. Часть из этой суммы была покрыта экспортной прибылью и рефинансирована, но остаток оказался все равно большим (около 130 миллиардов долларов).


За первый квартал 2015 году ЦБ РФ зафиксировал отток капитала на уровне 32,6 миллиардов долларов. За аналогичный период 2014 года показатель был намного выше (47,7 миллиардов долларов). Причины вывоза капитала из РФ

Отток капитала из России можно объяснить несколькими причинами:

1. Ошибками в формировании рыночного механизма. Собственник компании больше заинтересован в получении прибыли, а не судьбе своей компании.

2. Макроэкономической нестабильностью. Основная причина – неблагоприятная политическая среда, неуверенность в будущем, санкции, отсутствие четких прогнозов в отношении прибыли.

3. Неидеальной системой налогообложения, имеющей конфискационный и произвольный характер. Бизнесменам выгодней уклонятся от налогов и выводить деньги за границу.

4. Низкой надежностью банковской системы. Недоверие к банковскому сектору и неуверенность в защите личных интересов способствует выводу личного капитала в банковские системы других стран.

5. Слабой развитостью механизмов защиты права собственности в стране. Инвесторы боятся потерять свой бизнес, ведь из-за высокого уровня коррупции в доказать что-либо очень сложно. Еще сложнее вернуть собственный капитал в случае утери.

6. Возможностью приватизации, благодаря которой многие руководители получили шанс отчуждать имеющиеся активы и переводить капитал за границу.

7. Доступностью оффшорных зон, где надежно хранится банковская тайна, а уровень регулирования банковских операций и сделок с валютой минимален.

8. Ростом объемов работы МНК и ТНК, из-за чего развивается вненациональный рынок капитала. Появляется все больше механизмов, с помощью которых можно скрывать информацию о праве собственности и операции по движению капитала.

9. Отсутствием качественного регулирования законного экспорта капитала из РФ.

10. Высокие риски обесценивания активов.


Ускорение оттока капитала в последние два года вызвано внешним давлением на банковскую систему РФ, санкциями, политической нестабильностью в Украине и прочими факторами. Пути вывоза капитала из РФ

На сегодняшний день придумано множество схем для вывода капитала из России. Все они условно делятся на три типа:

- легальные (совершаются в рамках законодательства страны);

- внелегальные. Вывод капитала с использованием специальных «каналов» вывода на границе;

- криминальные. В этом случае деньги выводятся с грубым нарушением законодательства РФ.

При этом большая часть схем работает и сегодня:

2. Оффшорные компании. Это не самостоятельный канал для вывода средств, как думают многие, а лишь посредники в выводе капитала. Именно через оффшорные компании совершаются описанные выше мнимые сделки. Причина – более низкие налоги в оффшорных зонах, где и «оседает» большая часть прибыли. При этом регистрация в них доступна, как никогда.

3. Разрешение от ЦБ России. В законе есть пункт, по которому резидент может получить право на осуществление операций с валютой.

4. Слабый валютный контроль. Схема невозврата валютной прибыли активно применялась в 92-94-х годах прошлого века, еще до ввода валютного контроля. На территории РФ есть 15 таможенных режимов. Только 2 подпадают под валютный контроль. В последние годы активно применяется конверсия и вывод средств за границу, которые имеют иностранные компании.

5. Предоставление займов за границу. Есть два варианта «обмана». Первый - отказ нерезидентов в возврате денег, предоставленных российскими банками или компаниями. Как правило, это один из видов мнимых сделок, когда выведенные за границу средства оказываются на банковском счету резидента. Второй – повышение процентных ставок по займу.

6. Использование финансовых инструментов. Вывод капитала из РФ все чаще происходит через ценные бумаги – векселя, облигации, американские депозитарные расписки и так далее. Преимущество метода – возможность обхода существующих нормативов Центрального Банка РФ, оптимизация налогов. Недостаток – сложность манипуляций, которая требует определенных знаний финансового рынка. В последнее время открылся еще один канал вывода капитала – посредством заработка на разнице стоимости акций.

7. Вывод средств наличными. Многие люди не задумываются над реализацией сложных схем – они вывозят средства наличными. При ввозе/вывозе сумму до 10 тысяч долларов можно даже не вносить в декларацию.

По статистике только за 2012 год таким способом вывезено более десяти миллиардов долларов. Но сегодня этот показатель немного снизился. На этом фоне предлагается ограничить максимальную сумму на вывоз до 15 тысяч евро.


8. Прочие способы вывода капитала. Выше перечислены далеко не все способы вывоза валюты из РФ – их намного больше. Деньги могут выводиться в форме предметов искусства или старины, все чаще проводятся толлинговые операции. Постоянное бегство капитала отражается на экономике России следующим образом:

- снижаются объемы зарубежной валюты в стране, уменьшается предложение и общая денежная масса. Рубли попадают на валютный рынок, переводятся в другие денежные единицы, вывозятся или же вообще не попадают в страну. Все чаще подмечаются случаи нелегального вывода активов и факты скрытия валютной выручки;

падает объемы валюты, предлагаемой на ММВБ. Последствия – сужение «валютного поля», неустойчивость курса рубля. Снижается объем инвестиционных ресурсов, появляется спрос на займы из-за границы;

- уменьшается приток налогов в казну страны. При наличии государственного регулирования все сделки проходят процедуру регистрацию, налоги выплачиваются. Если капитал выводится «втемную», то прибыль обходит бюджет;

- повышается политическая нестабильность. Российские олигархи теряют доверие к государству, которое не способно защитить их активы. В дальнейшем доверие падает и у иностранных партнеров, увеличивается уровень оттока капитала. Получается своеобразный эффект "снежного кома";

- страдает экономика России. Замедляется рост ВВП, растет инфляция, снижаются объемы производства. повышается социальная напряженность . Снижение качества жизни приводит к повышению социальной напряженности в стране. Усиливает недовольство и тот факт, что вывоз капитала из РФ совершается безнаказанно и почти не контролируется государством.

Казалось бы уважительная причина для отставки правительства Медведева. Но для отставки чиновника нужно дать этому чиновнику взятку и поймать на получении взятки. Других причин и способов для отставки не существует. Для досканального разбора этой темы потребуется пересмотреть выборы в ГД и в результате партия ЕР может оказаться на задворках истории.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Фото с сайта escapemgz.com
Фото с сайта escapemgz.com

Многие европейские страны предлагают не только упрощенную и лояльную для бизнеса законодательную базу, но и оптимальные условия налогообложения.

Ирина Симонян, директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ, рассматривает несколько государств ЕС, на которые есть смысл обратить внимание предпринимателям.

Ирина Симонян
Ирина Симонян
директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ

Эстония

— Эстония известна доброжелательным отношением чиновников к бизнесу и развитой цифровой инфраструктурой. Практически все бизнес-процессы можно контролировать онлайн — регистрировать компанию, подавать отчеты, задавать вопросы государственным службам и др. Также привлекают умеренные цены на сопровождение бизнеса. Еще один бонус — возможность получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Отсутствует налог на нераспределенную прибыль. Налог на прибыль уплачивается только тогда, когда компания решила распределить дивиденды своим собственникам

Ставка корпоративного налога на распределенную прибыль составляет 20% (с 2020 года в некоторых случаях может применяться пониженная ставка в размере 14%)

Ставка НДС на некоторые товары и услуги составляет 0% и 9%. Стандартная ставка НДС — 20%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 60 странами мира, включая Беларусь и Украину.

Фото с сайта estonianworld.com

Фото с сайта estonianworld.com

Литва

Одна из самых близких к Беларуси европейских стран привлекает бизнесменов недорогой рабочей силой и относительно низкими налоговыми ставками. Процесс регистрации компании не требует больших временных и финансовых затрат. Преимуществом является и отсутствие языкового барьера — в стране распространен русский язык. Большинство бизнес-операций можно осуществлять онлайн.

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль — 15%. Льготная ставка в 5% предусмотрена для компаний, у которых не более 10 сотрудников и доход которых составляет не более € 300 тысяч в год

Стандартная ставка налога на дивиденды — 15%, но законодательством предусмотрен льготный режим для холдинговых компаний

Отсутствие валютного контроля

Нет налога на роялти и проценты

Стандартная ставка НДС — 21%, но к некоторым товарам и услугам применяются льготные ставки 9%, 5% или 0%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 56 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

Мальта

Многие компании регистрируются на Мальте из-за хорошей репутации страны, политической стабильности, отличного качества банковских услуг и, конечно, интересных условий для налогового планирования. Одной из самых выгодных схем для акционеров является создание на Мальте двухуровневой структуры, состоящей из холдинговой и дочерней компаний. Мальта также известна своими популярными программами получения ВНЖ и гражданства через инвестиции, что позволяет иностранным инвесторам стать полноправными резидентами или гражданами страны.

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль компании на Мальте составляет 35%. Однако большинство компаний используют систему так называемого условного начисления налога, которая позволяет в короткие сроки вернуть большую часть уплаченного налога при распределении дивидендов. Например, компания платит налог на прибыль по ставке 35%. Получатель дивидендов имеет право на возврат 30%, или 6/7, если бенефициарные владельцы этой компании не являются резидентами Мальты или резидентами без домицилия

Доход мальтийской компании, полученный в качестве дивидендов и прироста капитала от зарубежной компании, будет исключен из налогообложения на Мальте, если мальтийская компания имеет «квалифицированное участие» в зарубежной компании (применяются определенные критерии)

Мальтийская компания не несет валютных рисков, так как уплата налогов на прибыль, как и возврат, производится в той валюте, в которой она была получена

Договоры об избежании двойного налогообложения с 72 странами мира (Беларуси и Украины среди них нет).

Латвия

Еще одна прибалтийская страна является популярным направлением для регистрации бизнеса. Дело не только в географической близости, но и в простоте оформления компании и минимальных требованиях по наличию уставного капитала. Инвестиции в основной капитал предприятия в Латвии в размере от € 50 000 (при условии ежегодных налоговых выплат компании от € 40 000) позволят также получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Налог на нераспределенную прибыль — 0%. Налог на распределение прибыли (при выплате дивидендов) — 20%. Однако размер налога на дивиденды будет в первую очередь зависеть от резидентского статуса получателя

Микропредприятия платят фиксированный налог 15% (требование — оборот не выше € 40 000 в год). Они освобождаются от зарплатных налогов и подоходного налога

Налог на добавочную стоимость в Латвии составляет 21%, но для некоторых видов товаров и услуг — 12% и 5%. При совершении сделок внутри Евросоюза НДС составляет 0%. Нулевая ставка также действует для некоторых услуг, которые латвийская компания оказывает гражданам третьих стран

Договоры об избежании двойного налогообложения с 61 страной мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

После вступления в ЕС Кипр существенно изменил свою законодательную структуру, налоговую систему и правила по ведению отчетности, что превратило Кипр из офшора в низконалоговую юрисдикцию с хорошей репутацией. Членство Кипра в ЕС позволяет компании получить номер плательщика НДС, что открывает перспективы укрепления деловых связей и развития международной торговой деятельности со странами Евросоюза. Кипр, как и Мальта, позволяет получить ВНЖ и гражданство через инвестиции, что делает страну еще более привлекательной для инвесторов.

Фото с сайта taksi-kipr.com

Фото с сайта taksi-kipr.com

Налоговые преимущества:

Одна из самых низких ставок корпоративного налога в ЕС — 12,5%

Компания, зарегистрированная на Кипре, освобождается от уплаты налога на прибыль, если директором компании является нерезидент Кипра и компания не ведет свою деятельность на Кипре

Ставка НДС варьируется от 5% до 19%. Компания может быть освобождена от уплаты НДС, если предоставляет свои услуги и товары нерезидентам Кипра

В июле 2015 года на Кипре был введен статус «лицо без домицилия» (non-domiciled resident) в отношении физических и юридических лиц. Практически это означает, что лица, которые хотят переехать на Кипр и стать налоговыми резидентами Кипра, будут освобождены от подоходного налога и взноса в Фонд обороны в течение 17 лет после переезда на Кипр, если они получают только пассивный доход (например, дивиденды, роялти, проценты и т.д.)

Договоры об избежании двойного налогообложения с 65 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

На что обратить внимание при выборе юрисдикции

При выборе подходящей юрисдикции стоит рассматривать каждую конкретную ситуацию: вид деятельности компании, ее организационно-правовую форму, цель собственника, желание или нежелание становиться резидентом страны и многое другое:

Размер уставного капитала при регистрации компании

Ставка корпоративного налога и особые условия при распределении прибыли

Договор о двойном налогообложении с вашей страной

Условия для резидентов и нерезидентов

Защита активов компании

Налогообложение для физических лиц.

Ставка корпоративного налога в разных странах

Страна

Ставка корпоративного налога на 2019−2020, в %

Это поистине конец эпохи офшоров – так реагируют консультанты на слова президента Владимира Путина о повышении налоговой нагрузки на выплачиваемые за границу доходы. В обращении к населению 25 марта он предложил поддержать людей, а также малый и средний бизнес: повысить пособие по безработице, снизить страховые социальные взносы, увеличить выплаты по больничным. Платить за это предстоит бизнесу с зарубежными структурами, иностранным инвесторам и вкладчикам с депозитами больше 1 млн руб.

Адекватный налог

Все выплаты процентов и дивидендов за рубеж «должны облагаться адекватным налогом», сказал Путин, сейчас же они «облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%», что несправедливо, так как люди с зарплат платят 13%. Поэтому он предложил повысить ставку налога на выводимые за рубеж доходы до 15%, а если страны откажутся скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения, Россия из них выйдет. Это коснется как физических, так и юридических лиц, уточнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, будет ли увеличена нагрузка и на выплачиваемые за границу роялти, он не сказал.

У России более 100 таких соглашений. Без них компания, которая выплачивает дивиденды, проценты или роялти за границу, будет платить налоги по максимуму – по 15 и 20% соответственно, сейчас же это может быть и 0%, как, например, с процентов по займам, выплачиваемым на Кипр.

Путин хочет начать с пересмотра соглашений со странами, через которые проходят «значительные ресурсы российского происхождения». Первый в очереди – Кипр, говорит федеральный чиновник. А также, возможно, Нидерланды, уточняет еще один чиновник, все соглашения меняться скорее всего не будут – сделать это слишком сложно и вряд ли необходимо. За первые девять месяцев 2019 г. Россия вложила в Кипр $13,4 млрд, а получила $4,8 млрд прямых инвестиций.

Путин выступил с обращением к нации. Главное

С 2015 г. при выплате дохода за рубеж компаниям и без того все сложнее пользоваться пониженными ставками соглашений. Классическая схема – деньги транзитом, например, через Кипр переводятся в другие юрисдикции, оседая в итоге в офшорах. Но если получатель – промежуточная компания, которая не может ими распоряжаться, налоговики могут доначислить налоги. Повышение ставки до 15% еще сильнее снизит привлекательность зарубежных структур в странах, с которыми будут изменены или расторгнуты соглашения, говорит партнер EY Марина Белякова. Нагрузка на инвестиции в Россию вырастет, предупреждает партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов: для большинства стратегических инвесторов доходность вложений в российские активы снизится на 10 п. п., в некоторых случаях это может быть достаточным для отказа от инвестиций. Если странам не удастся договориться и соглашения будут расторгнуты, то есть риск, что иностранному бизнесу придется платить налоги и в России, и в других странах, опасается директор департамента налогов и права Deloitte Олег Трошин.

Пока не станет ясно, как будет работать новая норма, Россия скорее всего столкнется с оттоком капитала, предупреждает директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG Александр Токарев. Иностранные инвестиции сократятся, уверен налоговый менеджер крупной международной компании. Уйдут те, кто в нынешней ситуации и при новом налогообложении не сможет получать прибыль на российском рынке, считает Токарев.

Все страны постепенно к этому идут, но дьявол в деталях, говорит сотрудник крупного инвестфонда: важно, чтобы повышенная ставка налога не относилась к инвестструктурным и институциональным инвесторам. Судя по заявлению президента, у властей есть понимание, когда соглашения о двойном налогообложении используют фиктивные структуры, поэтому есть надежда, что эти меры будут применяться к недобросовестным компаниям, рассчитывает собеседник «Ведомостей».

Российские представительства иностранных фирм и так платят в России налоги с дивидендов, а 15% – это немного, сказал сотрудник западной компании. Сотрудник иностранного фонда, инвестирующего в Россию, также говорит, что компания не платила меньше 15%. SAP, по словам ее представителя, не использует схемы оптимизации налогов. Представитель «Норникеля» назвал меры, предложенные президентом, правильными и своевременными. «Магнит» полностью инкорпорирован в России и инициатива президента никак не скажется на операционной и финансовой деятельности компании, заверил его представитель.

Для тех, у кого за миллион

Под ударом и доходы части населения. «Во многих странах мира процентные доходы граждан от вкладов в банках и инвестиций в ценные бумаги облагаются подоходным налогом. У нас такой доход налогом не облагается. Предлагаю для граждан, чей общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб., установить налог на процентный доход в размере 13%», – сказал Путин. Будет ли это правило распространяться в том числе на «народные» ОФЗ, он не уточнил.

По словам президента, «мера затронет только порядка 1% вкладчиков». Но это 55,3% от общей суммы вкладов, или почти 17 трлн руб., по данным АСВ на 1 января.

Россиянам придется платить налог с процентов по вкладам и облигациям

Сейчас НДФЛ с процентов по вкладам и корпоративным облигациям взимается, только если их ставки превышают ключевую ставку ЦБ, увеличенную на 5 п. п. (сейчас это 11% годовых), – в размере 35% с суммы превышения. Купоны ОФЗ этим налогом не облагаются независимо от ставки.

Когда изменится налогообложение принадлежащих гражданам вкладов и облигаций, президент не указал. Согласно Налоговому кодексу вводить нормы, ухудшающие условия для налогоплательщиков, например НДФЛ для вкладов и облигаций, можно только с нового налогового периода, т. е. с 1 января 2021 г., констатирует старший юрист BGP Litigation Денис Савин. «Чтобы провести эти изменения задним числом, потребуется менять Налоговый кодекс и прописывать, что в случае чрезвычайных ситуаций, пандемии, кризисных явлений в экономике и проч. такие меры могут вводиться задним числом», – добавил он.

Финансисты разочарованы грядущими переменами. «Налог на депозиты – плохая идея, особенно после снижения ключевой ставки ЦБ. Это подстегнет спрос на валюту: люди будут забирать деньги из банков и покупать валюту, кредитуя США и ЕС», – сетует руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Эта мера сейчас может привести к перетоку денег с рублевых вкладов на валютные счета «до востребования» для защиты от риска обесценения рубля, согласен аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «В облигациях и евробондах есть риск, что, во-первых, инвесторы будут просить премию за недополученный из-за налога доход, поэтому доходности облигаций будут выше, а сами бумаги – дешевле, а во-вторых, часть инвесторов может переориентироваться на менее рискованные иностранные бонды», – говорит Порывай.

«Если вкладчики держат на рублевых вкладах больше 1 млн руб., то разумнее всего такие вклады сейчас закрыть и купить консервативные облигации, лучше всего ОФЗ. Доходность по ним сейчас даже за вычетом 13% будет выше, чем процентный доход по вкладам минус 13%. Также можно перевести эту сумму на индивидуальный инвестиционный счет и сэкономить деньги на налоговом вычете», – советует независимый финансовый консультант Наталья Смирнова.

СТАВКИ В СТРАНАХ МИРА

Уточните детали

К акой налог в первую очередь интересует всех владельцев компаний как в России, так и за рубежом? Скорее всего, все подумали именно о корпоративном налоге на прибыль или, по-другому, налоге на прибыль организаций. Ведь именно налог на прибыль взимается с полученной компанией прибыли и фактически уменьшает итоговую сумму прибыли, получаемой «на руки» компании, а потому крайне важно понимать, какой налог на прибыль платится в разных странах.

Ставки налога на прибыль в каждой стране разные. Какие-то страны более привлекательны с точки зрения налоговой нагрузки, какие-то менее. Но почти каждая страна предлагает льготные условия налогообложения, сниженные ставки налога на прибыль или всем известные территории, при создании бизнеса в которых компании освобождаются от налогообложения.

Что такое корпоративный налог на прибыль?

Корпоративный налог на прибыль — это прямой налог, который взимается с прибыли от деятельности организации. Прибыль чаще всего рассчитывается как доходы от деятельности организации минус расходы организации. При этом далеко не все расходы уменьшают налоговую базу.

Напомним:
Прямыми налогами называются налоги, которые взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц и при которых юридический и фактический налогоплательщики совпадают.

Понятие «прибыли» стоит изучать в каждой отдельной стране, поскольку под «доходами» и «расходами» в законодательстве каждой страны понимается разное.

Ставки налога на прибыль в странах мира

Наши специалисты собрали в таблице ставки корпоративного налога на прибыль в наиболее популярных для бизнеса юрисдикциях.

СтранаБазовая ставкаСниженная ставкаПринцип налогообложения прибыли
Австралия 🔗30%27.5%Глобальный
Аргентина 🔗25%НетГлобальный
Беларусь18%10%, 12%, 5%Глобальный
Белиз25%3%, 1.75%Территориальный
Болгария 🔗10%НетГлобальный
Бруней18.5% и 55%НетТерриториальный
Великобритания 🔗19%НетГлобальный
Германия15% + за поддержку солидарностиНетГлобальный
Гонконг 🔗16.5%8.25%Территориальный
Грузия 🔗15%0%Глобальный
Дания22%НетГлобальный
Индия 🔗25.17%15%, 22%Глобальный
Ирландия 🔗12.5%НетГлобальный
Исландия20%НетГлобальный
Испания25%НетГлобальный
Италия24% + региональный налогНетГлобальный
Канада 🔗38%, но эффективная ставка ниже15%Глобальный
Кипр 🔗12.5%НетГлобальный
Коста-Рика 🔗30%20%, 10%Территориальный
Латвия 🔗20%15%Глобальный
Литва15%5%Глобальный
Лихтенштейн12.5%НетГлобальный
Люксембург17% + муниципальный налог15%Глобальный
Маврикий 🔗15%Вплоть до 0%Территориальный
Македония10%НетГлобальный
Мексика30%НетГлобальный
Нидерланды 🔗25%16.5%Глобальный
Новая Зеландия 🔗28%НетГлобальный
Норвегия22%НетГлобальный
ОАЭ 🔗0%; для компаний в нефтегазовой и банковской сферах ставка может достигать 55%НетТерриториальный
Польша 🔗19%9%Глобальный
Португалия21%17%Глобальный
Россия20%15%, 13%, 10%, 9%, 0%Глобальный
Румыния16%3%, 1%Глобальный
Сейшельские острова 🔗33%25%Территориальный
Сент-Винсент и Гренадины 🔗30%НетГлобальный
Сингапур 🔗17%НетТерриториальный
Словакия21%15%Глобальный
Словения19%0%Глобальный
США 🔗21% + налог на уровне штатаНетСмешанный
Украина18%НетГлобальный
Уругвай 🔗25%НетТерриториальный
Финляндия 🔗20%НетГлобальный
Франция 🔗31%28%Глобальный
Черногория 🔗9%НетГлобальный
Чехия19%НетГлобальный
Швейцария 🔗Зависит от кантона:
от 11.97%
НетГлобальный
Швеция21.4%20.6% для компаний, чей отчетный период начнется после 31 декабря 2020 года
(это предложение шведского Правительства)
Глобальный
Эстония 🔗20% (на распределенную прибыль) и 0% (на нераспределенную прибыль)7%Глобальный

Знание ставок налога на прибыль имеет важное значение как при выборе юрисдикции для создания бизнеса, так и в процессе его ведения. Чтобы выбрать наиболее выгодную для Ваших целей юрисдикцию мы также рекомендуем изучить и другие параметры, такие как: удобство страны для ведения бизнеса, простота регистрации и обслуживания, возможность удаленного открытия банковского счета и т.д.

Чтобы не тратить драгоценное время на изучение информации по каждой стране, напишите специалистам GFLO Consultancy, мы с удовольствием проведем для Вас первую бесплатную консультацию, в ходе которой поможем Вам определиться с наилучшей для Ваших целей юрисдикцией.

Читайте также: