Нефтегазовые доходы это налоговые или неналоговые доходы

Опубликовано: 12.05.2024

Занимая лидирующие позиции в мире по запасам, а также добыче нефти и газа, Россия в значительной части формирует федеральный бюджет за счет нефтегазовых доходов.

Их доля (хотя и остается достаточно высокой) заметно колеблется, имея явно выраженную тенденцию к снижению (см. рис. 1). Однако в 2019 году на фоне растущих доходов бюджета их нефтегазовая составляющая сократилась не только в относительном, но и в абсолютном выражении.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет планирование и мониторинг нефтегазовых доходов начиная с 2006 года в соответствии с разработанной методикой и статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым указанные доходы в составе федерального бюджета формируются за счет:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья) (далее – НДПИ);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти;

  • налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД).
  • При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используются среднегодовые значения следующих показателей:

    цена на нефть сырую марки Urals (40 долларов США за один баррель в ценах 2017 года с ежегодной индексацией на 2% начиная с 2018 года);

    экспортная цена на газ природный (прогнозируемое значение среднегодовой экспортной цены на газ природный, умноженное на соотношение базовой цены на нефть к прогнозируемой цене на нефть);

    обменный курс доллара США к рублю.

    Превышение фактически поступивших в бюджет сумм в виде НДПИ и таможенных пошлин над расчетными (базовыми) значениями, используемыми при планировании федерального бюджета, составляют дополнительные нефтегазовые доходы, формирующие Фонд национального благосостояния страны. Согласно статье 96.10 Бюджетного кодекса РФ пополнение Фонда национального благосостояния возможно также за счет доходов от управления его средствами.

    Доля дополнительных доходов

    Динамика ежемесячных абсолютных значений базового и дополнительного уровня нефтегазовых доходов за 2018–2019 годы и январь 2020 года свидетельствует о существенных колебаниях в абсолютных значениях дохода (см. рис. 2) и изменении степени участия дополнительных доходов в формировании нефтегазовых доходов страны в целом (см. рис. 3).

    Если в 2018 году абсолютное значение величины дополнительных нефтегазовых доходов практически равнялась базовому (расчетному) значению нефтегазовых доходов, составляя 89,6% от его уровня, то в 2019 году указанное соотношение оказалось на уровне 59,5%, что свидетельствует о потере дополнительных нефтегазовых доходов в размере 1 304,6 млрд руб. Однако в целом сумма нефтегазовых доходов в 2019 году сократилась против уровня 2018 года несколько меньше – на 1 093,5 млрд руб., что было обусловлено ростом в 2019 году базового объема нефтегазовых доходов на 211,1 млрд руб.

    Рассмотрим динамику структуры нефтегазового дохода России за 2018–2019 годы, на которую оказали влияние как негативные тенденции, имевшие место на мировом нефтегазовом рынке, так и внутренние изменения налогового законодательства Российской Федерации (реализация налогового маневра в связи с постепенным отказом от вывозных таможенных пошлин, а также проведение эксперимента с переходом от применения НДПИ к использованию НДД при добыче нефти) (см. табл.).

    Структура нефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации в 2018–2019 годах*

    Темп прироста (снижения)

    Нефтегазовые доходы, всего

    НДПИ, в том числе:

    Экспортная пошлина, в том числе:

    на нефтяное сырье без

    Базовый объем нефтегазовых доходов

    Дополнительные нефтегазовые доходы

    * - Расчеты выполнены автором на основании данных Министерства финансов РФ

    Постепенный отказ от взимания вывозных таможенных пошлин привел к сокращению их абсолютного значения на 731,9 млрд руб. в 2019 году по сравнению с 2018 годом, однако предполагаемого увеличения за этот же период величины НДПИ не последовало. Более того, произошло абсолютное сокращение средств указанного налога на сумму 38,1 млрд руб. при одновременном росте объемов добытого углеводородного сырья и применении повышающих коэффициентов к действующим налоговым ставкам на добычу углеводородного сырья. Сокращение суммы НДПИ при добыче нефти составило 56,8 млрд руб., газа – 3,6 млрд руб. И только росту добычи газового конденсата соответствовало увеличение суммы поступившего в бюджет НДПИ на 22,2 млрд руб.

    В целом сложившаяся ситуация по формированию федерального бюджета от поступления налога имеет только одно объяснение: более широкое использование нефтегазовыми компаниями права на льготы по НДПИ, которые могут быть получены по следующим основаниям:

    нулевая ставка (ст. 342 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ);

    налоговые вычеты (ст. 343 НК РФ).

    В настоящее время, по оценкам Минфина РФ, почти 50% нефти добывается на территориях, к которым в той или иной степени могут быть применены налоговые льготы, что обусловлено выработанностью действующих месторождений и введение льгот направлено на стимулирование сохранения добычи нефти на более-менее стабильном уровне. Считается, что к 2035 году этот показатель может достигнуть 90%. Кроме того, нефтяники стремятся получить налоговые вычеты в обмен на инвестиции в геологоразведку и освоение новых нефтяных регионов.

    Для российского бюджета это не что иное, как выпадающие доходы, ежегодный размер которых уже превысил 1,2 трлн руб., что представляет достаточно заметную величину как к сумме нефтегазовых доходов, так и доходной части бюджета в целом. В результате, по оценкам Минфина РФ, уже к 2022 году профицит бюджета не превысит 300 млрд руб. против 1,9 трлн руб. в 2019-м. Эксперты считают, что при сохранении сложившейся ситуации с налоговой нагрузкой на нефтегазовый бизнес сумма выпадающих доходов в ближайшие 5–10 лет может возрасти вдвое.

    Именно эта достаточно серьезная ситуация с формированием бюджета обусловила введение моратория на налоговые льготы, которые запросило в 2019 году у Правительства РФ ПАО «Сбербанк», кредитующее проекты по расширению добычи нефти в Арктике, а также ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Газпром нефть», активно занимающиеся разработкой Приобского месторождения нефти. При этом ПАО «НК Роснефть» в обмен на предоставленные льготы готово принять на себя обязательства по реализации масштабных инвестиционных проектов, что может обеспечить рост загрузки Северного морского пути.

    Новые проекты в Арктике, безусловно, призваны компенсировать падение добычи нефти на зрелых месторождениях, а возможно, и нарастить добычу в целом по стране, однако в условиях, когда в мире наметилась тенденция к сокращению потребления углеводородов, крупномасштабные проекты по развитию новых нефтеносных регионов могут оказаться для России менее привлекательными, чем те, которые направлены на глубокую переработку углеводородного сырья с получением продукции, характеризующейся более высокой долей добавленной стоимости. И льготы, предоставляемые нефтеперерабатывающим заводам, могут оказаться более эффективными с позиции формировании доходной части бюджета страны.

    Так или иначе в настоящее время в Минфине РФ проводится работа по инвентаризации предоставляемых нефтяникам льгот, чтобы при формировании бюджетов на ближайшую перспективу отказаться от неэффективных и предоставить те, которые позволят отрасли компенсировать выпадающие по этой причине доходы, не увеличивая тем самым нагрузку на другие сектора национальной экономики.

    Как отмечалось выше, для нефтяников сохраняются повышенные ставки на добычу нефти, что предполагалось отменить к 2020 году, поскольку необходимо компенсировать потери бюджета от снижения вывозных таможенных пошлин.

    Еще одной мерой, направленной на стабилизацию нефтегазовых доходов, является переход на взимание дополнительного дохода от реализации нефти. Так, с января 2019 года в России начал осуществляться пилотный проект по взиманию НДД, размер которого, в отличие от НДПИ и таможенной пошлины, рассчитывается не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за минусом пониженного НДПИ, экспортной пошлины, а также расходов на добычу и транспортировку реализованной нефти. При этом ставка НДД составляет 50% от расчетной налоговой базы. В перспективе предполагается при положительном результате эксперимента полностью перейти от НДПИ к расчету НДД. В настоящее время эксперимент ограничен определенным перечнем месторождений нефти и рядом дополнительных условий, его доля в составе нефтегазовых доходов России за 2019 год составила всего 1,3%, в то время как на долю НДПИ пришлось 75,3%.

    Таким образом, перед Минфином стоит сложная задача: в условиях нестабильности рынка углеводородов, ухудшающихся условий их добычи, стремления к экологизации деятельности организаций, а также меняющихся приоритетов в отношении структуры потребляемых первичных источников энергии и внимания к энергоэффективности найти компромисс между интересами бизнеса и общества при сохранении уровня жизни россиян.

    Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

    Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.

    Нефтегазовая игла

    Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
    Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
    Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

    В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
    То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
    Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
    За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей
    Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
    Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

    Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
    Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
    В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
    Это тоже невосполнимо.

    Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
    Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

    Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

    • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
    • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
    • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
    • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
    • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
    • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

    Причины, можно сказать, объективные:

    • падение цен на нефть,
    • снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
    • снижение объемов экспорта природного газа,
    • пандемия коронавируса.

    Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

    В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
    США/барр.

    Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:

    • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
    • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
    • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
    По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

    В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.

    Справочно

    Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

    • 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
    • 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
    • 3% - уровень инфляции;
    • 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
    • 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
    • 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
    • 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
    • 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
    • 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
    • 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
    • более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
    • 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
    • 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.

    Бюджетное стимулирование и перспективы изменения бюджетного правила

    По предварительным данным Минфина, за 2019 год доходы федерального бюджета составили 20,2 трлн руб., что на 3,7% больше соответствующего показателя прошлого года. При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета снизились на 12%, что было обусловлено, прежде всего, включением отрицательного акциза на нефть для нефтепереработки в расчет нефтегазовых доходов. Дополнительными факторами сокращения нефтегазовых доходов послужили снижение средних цен на нефть на 9% и сокращение стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов на 16% (за январь-ноябрь). Расходы федерального бюджета выросли на 9% в номинальном выражении и на 4,3% – в реальном.

    Национальные проекты финансируются хуже других направлений бюджетных расходов, но общее исполнение федерального бюджета по расходам (в процентах от запланированного уровня) в целом примерно соответствует средним показателям за последнее десятилетие.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

    Подключайтесь к выбранной стратегии— и все сделки, совершаемые автором, будут автоматически повторяться на вашем счете. Зарабатывайте на профессионалах!

    Медленный рост доходов федерального бюджета (на 3,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года) связан с падением нефтегазовых доходов на 12% при росте ненефтегазовых доходов на 17,5%.

    Сокращение нефтегазовых доходов обусловило снижение их доли в ВВП с 46% от общего объема доходов федерального бюджета в 2018 г. до 39,3% (см. рис. 1).

    Рис. 1. Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за 2011–2019 гг., в % к ВВП

    Доходы, расходы и баланс федерального бюджета за 2011–2019 гг

    Источник: Минфин, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

    Существенное снижение нефтегазовых доходов по сравнению с 2018 г. связано, прежде всего, с учетом в их составе отрицательных акцизов на нефтяное сырье, поступающее на нефтепереработку (за январь-ноябрь 2019 г. эти акцизы составили минус 389,5 млрд руб.). Далее, средняя цена нефти марки Urals за 2019 г. составила 64,38 долл./барр., тогда как за 2018 г. – 69,84 долл./барр. (снижение на 9%). В определенной степени влияние падения нефтяных цен на нефтегазовые доходы компенсировалось ослаблением рубля (за 2018 г. средний обменный курс доллара к рублю составил 62,54 руб., за 2019 г. – 64,73 руб., ослабление на 3,5%). На существенное снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета также повлияло снижение стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов (на 16% за январь-ноябрь 2019 г.).

    Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 2019 г. (см. табл. 1) выросли по сравнению с 2018 г. на 17,5%. При этом поступления НДС от продаж на внутреннем рынке под влиянием увеличения ставки НДС выросли на 19%, поступления от акцизов выросли на 10% (в данном расчете не учитываются отрицательные акцизы на нефтяное сырье), а поступления от налога на прибыль увеличились на 19%. Поступления от НДС на импорт увеличились на 29%, от импортной пошлины – на 6%. На динамику этих поступлений позитивно повлияло ослабление рубля. При этом объем импорта в валютном выражении, по оценке ЦБ РФ, за 2019 г. вырос на 3% по сравнению с 2018 г.

    Таблица 1. Доходы федерального бюджета за 2012–2019 гг., в % к ВВП

    Доходы, всего

    Налог на прибыль

    НДС на ввозимые товары

    Акцизы на ввозимые товары

    Источник: Минфин, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

    Расходы федерального бюджета в 2019 г. составили 18,2 трлн руб. и в номинальном выражении выросли на 9,0%. По отношению к плану расходы составили 98,5% (что незначительно отличается от средних показателей за последние годы), а по отношению к сводной бюджетной росписи – 94,2%. Из крупных разделов функциональной классификации расходов самый низкий процент освоения средств наблюдался по разделу "Национальная экономика", где расходы составили 91,8% от бюджетной росписи; по разделу "Национальная оборона" средства были освоены на 92,7%. По предварительным данным Минфина РФ, в 2019 г. финансирование национальных проектов осуществлялось медленнее расходов федерального бюджета в целом. По отношению к сводной бюджетной росписи эти расходы исполнены на 91,4%. При этом практически в полном объеме были профинансированы проекты "Здравоохранение", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Наука", "Культура". Низкий процент освоения средств в 2019 г. имел место по проектам "Экология" (66,3%), "Цифровая экономика" (73,3%), "Производительность труда и поддержка занятости" (87,1%), "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" (88%).

    Тем не менее выделение дополнительного финансирования на реализацию национальных проектов (по итогам 2019 г. это 9% общих расходов) стало важным фактором увеличения роста расходов федерального бюджета: за 2019 г. в реальном выражении они выросли на 4,3% по сравнению с 2018 г. В то же время по сравнению с 2012 г. расходы федерального бюджета в 2019 г. в реальном выражении все еще остаются ниже на 11%.

    Несмотря на недофинансирование, национальные проекты также оказали в 2019 г. определенное влияние на структуру расходов федерального бюджета (табл. 2). В частности, по сравнению с 2018 г. несколько выросла доля расходов на национальную экономику и здравоохранение, в результате чего, после временного снижения, отношение расходов на национальную экономику к ВВП вернулось примерно к уровням 2016–2017 гг., а на здравоохранение – к уровням 2013–2014 гг. Национальные проекты способствовали также тому, что расходы на социальную политику по отношению к ВВП в 2019 г. не снизились (можно отметить даже их небольшой рост), несмотря на начало осуществления пенсионной реформы (но при этом они остаются почти на 1 п.п. ниже уровня 2012–2013 гг.). Соотношение расходов на оборону и ВВП вернулось к уровням, характерным для 2011–2012 гг. В целом структура расходов федерального бюджета с 2012 по 2019 гг. поменялась незначительно.

    Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012–2019 гг., в % к ВВП

    К 2020 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета достигнет исторического минимума - на сырье будет завязана треть госказны, тогда как в "лучшие" для нефти и газа годы бюджет больше чем на половину состоял из НДПИ, прибыли от экспорта сырья и нефтепродуктов. Целью снизить зависимость от углеводородов российские власти задались (по крайней мере, на словах) еще до двукратного обвала нефтяных котировок, но едва ли сверстанный бюджет можно считать достижением. Следом за нефтегазовыми снижаются общие доходы бюджета, поддерживать которые приходится за счет роста налоговой нагрузки.

    Нефтегазовые доходы (включают в себя НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ), по прогнозу Минфина, в 2017 г. составят 39,4% от общих поступлений в госбюджет. В 2018 г. "сырьевая" доля снизится до 35,9%, в 2019 и 2020 гг. составит 33,7% и 33,4%. В 2018 г. госбюджет получит 5,479 трлн руб. (5,6% от ВВП) нефтегазовых доходов при цене на нефть $40,8 за баррель. В 2019 г. сумма уменьшится до 5,247 трлн руб. (5,1% ВВП), планы на 2020 г. - 5,440 трлн руб., но в процентах ВВП опять же происходит падение доли - до 4,9%.

    В прошлом году премьер Дмитрий Медведев на встрече с "Единой Россией" представил сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета как заслугу финансовых властей:

    "Задача в том, чтобы мы производили продукцию и товары, которые способны конкурировать на международных рынках. Если мы этого добьемся, то у нас будет другая экономика. И мы этого добиваемся. Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией".

    Строго говоря, на 70% из нефти и газа федеральный бюджет не состоял никогда, по крайней мере, по официальной версии статистов. Так, по данным Минфина, наибольший удельный вес сырьевые статьи доходов имели в 2012-2014 гг. - более 50% и три года назад нефтегазовые доходы перевалили за 51%, заняв 10,4% в ВВП страны. Затем - период низких цен на нефть с параллельными валютными скачками. Как итог - потеря нефтяного триллиона в 2016 г. и 10%-ный рост ненефтегазовых доходов (однако во многом это заслуга "приватизации" "Башнефти" государственной "Роснефтью").

    В нефтегазовых доходах наибольшую долю занимает НДПИ в виде углеводородного сырья, в 2018 г. это 3,547 трлн руб. Причем, поступления от главного сырьевого налога в следующие два года будут падать: на 332,3 млрд руб. в 2018-м и на 137,2 млрд руб. - в 2019-м. Отчасти снижение будет компенсировано лишь в 2020 г. Минфин объясняет динамику изменением цен (только удешевление барреля "Юралс" в следующем году "отнимет" 576 млрд руб.), падением добычи нефти и газа, а также корректировкой налогового законодательства.

    В прогнозном бюджете снижение доли нефтегазовых доходов вызвано тем, что на заниженном уровне фиксируется цена нефти, одновременно завышается экономический рост, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин: "В ситуации, когда мы предполагаем, что будет идти рост за счет ненефтяного сектора, доля доходов от него объективно снижается. При этом в прогнозе нет признаков правдоподобия, потому что он базируется на вещах, которые никак не обоснованы".

    Обратная динамика в ненефтегазовых доходах: увеличиваются поступления по налогу на прибыль, НДС, акцизам. Удельный вес этой части поступлений в ВВП растет с 9,7% в 2017 г. до 9,8% к ВВП в 2020 г. Но рост вызван не только экономической динамикой, Правительство увеличило ряд псевдоналоговых платежей: ставки утилизационного сбора на сельскохозяйственную, дорожную и строительную технику (от индексации на 15% до введения новых видов сборов), акцизы на топливо и автомобили (с 2018 г. вводится дифференцированная шкала акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с). Кроме того, с 1 июля 2018 г. планируется понизить порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физлицами, что отразится на стоимости покупок в иностранных интернет-магазинах.

    Заметим также, что прогноз по ненефтегазовым доходам сформирован с учетом направления на дивиденды 50% прибыли госкомпаний. Как известно, этот норматив ряд крупных игроков успешно обходят, если же "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Россети" и другие компании выполнят условия, бюджет в 2018 г. получит 379,8 млрд руб. дивидендов, в 2019 г. - 425,6 млрд руб., в 2020 г. - 456,9 млрд руб.

    Увеличение "косвенных" налогов, таких как акцизы, - результат манипуляции фискальными мерами, считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев. Однако перевес в сторону несырьевых доходов, по его мнению, - свидетельство того, что экономика становится более диверсифицированной и может развиваться не только за счет нефтегаза.

    "Доказательством может быть стабилизация курса рубля по отношению к конвертируемым западным валютам, прежде всего, к доллару. Он колеблется достаточно сильно, но вокруг определенной величины и зачастую в фазе, противоположной движениям цен на нефть. К тому же Росстат указывает на положительные темпы роста экономики за первое полугодие. Все говорит о том, что экономика вышла в позитивную зону, сделала она это как раз за счет ненефтегазовых отраслей. Я считаю, что это тенденция, она становится явной и видимой", - рассказал Накануне.RU Беляев.

    Однако в полной мере заместить нефтегазовые рубли не удалось, доказательство тому - снижение доходов относительно ВВП с 16% в 2017 г. до 14,8% в 2020 г. Динамика связана "с сокращением доли нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта", признают в Минфине. Свой эффект окажет и завершение сделки ОПЕК: цены на "Юралс" выйдут на траекторию $40 уже к концу 2018 г.

    Процент нефтегазовых доходов в госбюджете, как видно на графике ниже, все еще зависит не от усилий, якобы прилагаемых Правительством для диверсификации экономики, а от стоимости нефти. Нефтедоллары формируют запасы, от них зависит налоговая политика, да и политика в целом. Как результат - бюджет-2018 по своей структуре является практически полным отражением казны середины "нулевых".

    инфографика, слезание с нефтяной иглы, Стабфонд, ФНБ, Резервный фонд, цена на нефть urals, юралс, нефтяные доходы|Фото: Накануне.RU

    650? '650px': '100%' ); width:100%;" title="инфографика, слезание с нефтяной иглы, Стабфонд, ФНБ, Резервный фонд, цена на нефть urals, юралс, нефтяные доходы|Фото: Накануне.RU" />

    Средства Фонда национального благосостояния, который в будущем году поглотит Резервный фонд, значатся в числе источников финансирования дефицита в 2018 г., начиная с 2019 г. "кубышку" запечатают. Решение объясняется тем, что копить сверхприбыли от сырья в период отсутствия таковых не получается. На начало 2016 г. в ФНБ находилось 5,227 трлн руб., к концу 2017 г., по прогнозам кабмина, там останется уже 3,901 трлн руб. В 2018 г. предполагается снижение объема средств ФНБ до 3,756 трлн руб. за счет направления 1,113 трлн руб. на покрытие дефицита и формирование средств Пенсионного фонда. При этом дополнительные нефтегазовые доходы, которые поступят в ФНБ, оцениваются в 716 млрд руб. в 2018 г. и 547,1 млрд руб. - в 2019 г. За эти годы из ФНБ будет потрачено лишь 8,2 млрд руб. на формирование пенсий.

    Нефтегазовый дефицит федерального бюджета сократится с 9,1% в 2016 г. до 5,8% ВВП в 2020 г.

    "Де-факто бюджетная политика уже с февраля текущего года проводится в соответствии с переходными положениями бюджетных правил. Дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 г., не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета. Результатами такой политики уже стало снижение зависимости курсовой динамики от цен на нефть и укрепление доверия инвесторов к проводимой политике", - отмечено в документах к проекту бюджета 2018-2020 гг.

    Напомним, что в Госдуме находится проект закона о распределении части нефтегазовых доходов между россиянами. Авторы, депутаты фракции КПРФ, предлагают в 2018 г. отдать жителям порядка 1 трлн руб. Коммунисты уверены, что падение сырьевых доходов не является причиной отказа от инициативы.

    "Посмотрите на котировки нефти - цена растет. Мы получим дополнительные доходы, которые власти хотят инвестировать в американскую экономику. Напомню, что "кубышка", куда будут складывать доходы, номинирована в нефтедолларах. Мы считаем такую политику в корне неверной, нефтедоллары должны служить возрождению российской экономики. Сейчас бюджет в целом сокращает расходы, но при этом 38% тратится на оборону и безопасность, а на сельское хозяйство - 1,5% - это продолжение бюджетной политики, направленной на убиение собственной экономики. Как можно говорить о снижении сырьевой зависимости, если сама бюджетная политика формируется, исходя из долларовых цен на нефть и размера бивалютной корзины? Экономика остается зависимой", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев.

    "Отнять" доходы у госказны хотят не только коммунисты. Накануне на слушаниях бюджета в Совете Федерации Минфину предложили отдать часть ненефтегазовых доходов от акцизов регионам. В частности, речь шла о зачислении в бюджеты субъектов поступлений от акцизов на крепкий алкоголь и табак, доходов от топливных сборов. Однако в условиях борьбы за сокращение дефицита федерального бюджета просьба сенаторов в ближайшие годы навряд ли будет услышана.

    музей МВК имени И.С. Шемановского, выставка Полярный круг человечества, Салехард, нефть, месторождения|Фото:

    600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="музей МВК имени И.С. Шемановского, выставка Полярный круг человечества, Салехард, нефть, месторождения|Фото:" />

    Многие задаются вопросом – сколько доходов бюджет России получает от нефтяной отрасли. Существует множество мифов и домыслов, которые необходимо развеять и доказать на цифрах.

    • Бюджет России – сумма налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов регионов РФ (за исключением межбюджетных трансфертов и страховых взносов)
    • Доходы бюджета России от нефтяной отрасли – сумма всех налогов и сборов, которые платят в бюджет нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Тут не учитываются: налоги и сборы от газовой отрасли, НДС от продажи нефтепродуктов в розницу (на АЗС) и мелким оптом, дивиденды и доходы от приватизации нефтяных компаний с государственным участием

    Государство взимает с нефтяной отрасли как стандартные налоги: НДС, налог на прибыль и имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ за сотрудников) и т.п., так и специальные отраслевые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы на нефтепродукты (включая демпфер с 2019 г.), доходы от соглашений о разделе продукции (СРП), налоги на дополнительный доход (с 2019 г.), а также экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

    В 2018 году доходы бюджета от нефтяной отрасли составили 9,3 триллиона рублей. Это 31% бюджета России или 9% ВВП. В структуре налогов и сборов преобладает НДПИ и экспортная пошлина на нефть.

    За последние годы доля нефтяных доходов в бюджете России сильно колебалась – от 22% (в 2016 году) до 35% (в 2014 году).

    Поступления от нефтяной отрасли в бюджет зависят от 3 основных факторов:

    • Цены нефти в рублях (цена нефти Urals * курс доллара). Динамика нефтяных доходов бюджета повторяет колебания цены нефти. Коэффициент корреляции близок к 1 (0,98). При резком снижении цены нефти в долларах происходит девальвация рубля, которая частично компенсирует падение нефтяных котировок. Яркие примеры – 2008 г., 2014 г. и 2020 г. Если наблюдается обратная ситуация – рост цены нефти, то происходит умеренное укрепление рубля, однако этот эффект ограничен разницей (обычно не в пользу России) в накопленной инфляцией между Россией и иностранными торговыми партнерами.
    • Объема добыча нефти (и производства нефтепродуктов и направления их поставок: внутри страны или на экспорт). За период 2005-2018 гг. наблюдался непрерывный рост добычи нефти, что так же позволило увеличить бюджетные доходы от нефтяной отрасли. Вклад роста добычи в изменение бюджетных доходов составляет не более 10% (90% – влияние цены на нефть)
    • Налоговой системы – с какой базы и с помощью каких инструментов взимаются налоги и сборы. В России постоянно проходят «налоговые маневры», влияющие на формат и размер поступлений в бюджет. В последние годы – увеличение ставок НДПИ при снижении экспортных пошлин, введение демпфера и налога на дополнительный доход.

    Да, намного больше. Бюджетные доходы от нефтяной отрасли больше, чем от обрабатывающей промышленности, банковской и финансовой сферы, торговли, транспорта и строительства вместе взятых.

    Это связано с двумя причинами: большая рыночная стоимость произведённых товаров (нефти и нефтепродуктов) и дополнительное отраслевое налогообложение (влияет на налоговую нагрузку — доля налогов и сборов в выручке).

    Нефтяная промышленность имеет самую высокую налоговую нагрузку в России — 52%, при средней по экономике — 11% (данные за 2018 год). При цене барреля нефти Urals 70 долларов (в 2018 г.), 36 долларов составили налоги и сборы. Если бы нефтяные компании имели среднеотраслевую налоговую нагрузку, то весь бюджет России снизился на 25% (в 2018 г.)

    Роль нефтяного комплекса в наполнении бюджета высока и не ограничивается только наполнением бюджета — в поставку оборудования и оказание услуг для нефтяной отрасли вовлечено большое количество компаний других сфер деятельности. При существующей экономической модели с опорой на ресурсную ренту долгосрочное падение нефтяных цен приводит к негативному эффекту: девальвации, росту инфляции и снижению доходов населения.

    В данной статье не рассмотрены данные за 2019-2020 гг., для этого будет отдельный материал.

    Читайте также: