Корпоративный налоговый менеджмент рк

Опубликовано: 23.04.2024

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни казахстанских предприятий, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в Казахстане корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент–это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве казахстанских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати


ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

Корпоративный налоговый менеджмент, объекты, субъекты, принципы, функции, Республика Казахстан, Corporate tax management, objects, subjects, principles, functions, the Republic of Kazakhstan

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье рассматривается организация налогового учета в Республике Казахстан. Развитие экономических отношений показывает о необходимости совершенствования теоретико-практической методологии корпоративного налогового менеджмента, поскольку налоговые взаимоотношения являются неотъемлемой частью данного развития. Но, не рассматривая принципы нельзя создавать систему, тем более такую сложную, как корпоративный налоговый менеджмент.

Текст научной статьи

Теоретическое обоснование корпоративного налогового менеджмента напрямую зависит от определения его элементов. Элементный аспект предусматривает исследование объекта как системы и установление его элементного состава. В современных условиях совершенствования налоговый менеджмент по элементному составу можно классифицировать следующим образом: - объекты: по возможности корректировать - условно-постоянные параметры налога (объект налога, налоговая ставка, налоговый период, источники уплаты налога), переменные параметры налога (налогооблагаемая база, льготы, порядок уплаты налога, сумма налога, подлежащая уплате); по способу участия в налоговом менеджменте - внешние факторы (налоговая политика государства) и внутренние факторы (политика предприятия: учетная, договорная); - субъекты: собственники фирмы, управленческий персонал, контрагенты, налоговые органы. Необходимо организовать такую иерархическую структуру параметров системы корпоративного налогового менеджмента, при которой будет четко виден каждый параметр (элемент) в отдельности и системы в целом. Каждая система должна иметь параметры (элементы), определяющие ее целостность и самостоятельность, такие как: - необходимость, в научном и практическом обосновании системы; - принципы, на основе которых должна быть организована система; - цель и задачи, для достижения которой организуется система; - объекты, для которых должна функционировать система; - субъекты, которые осуществляют действия над объектами; - функции, на основе которых действует система; - отношения, между субъектами по вопросам объектов; - факторы, влияющие на систему. Необходимость в научном и практическом обосновании. Этот параметр является главным, с точки зрения как научно-теоретического, так и научно-практического обоснования, поскольку если нет необходимости обосновывать что либо, значит, либо этого не существует, либо это уже доказано. Развитие экономических отношений в мире говорит о необходимости совершенствования теоретико-практической методологии корпоративного налогового менеджмента, поскольку налоговые взаимоотношения являются неотъемлемой частью данного развития. То, что корпоративный налоговый менеджмент (либо его некоторые функции) функционирует на практическом уровне, но не имеет четкого комплексного научно-практического и научно-теоретического обоснования, пагубно влияет на совершенствование теоретико-практической методологии корпоративного налогового менеджмента. Следовательно, обоснование корпоративного налогового менеджмента как системы является большой методологической необходимостью. Принцип (Principium) в переводе с латинского означает начало или основу. Как известно, принципом является основополагающее первоначало, основные положения, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции, т.е. это то, на основе чего организуется система корпоративного налогового менеджмента. Не рассматривая принципы нельзя создавать систему, тем более такую сложную, как корпоративный налоговый менеджмент. Таким образом, выделяются следующие принципы корпоративного налогового менеджмента: 1) Принцип законности. Этот принцип является главенствующим, поскольку именно на этом принципе организуется вся система корпоративного налогового менеджмента. Принцип законности определяет организацию корпоративного налогового менеджмента на основе действующего налогового и иного законодательства, непосредственно влияющего на деятельность корпоративного налогового менеджмента. Принцип законности обеспечивает непротиворечивость внутренних и внешних основополагающих документов. Так при организации налоговой учетной политики, необходимо руководствоваться Налоговым Кодексом, при формировании стандартов внутреннего налогового аудита (налогового контроля) следует рассмотреть основы внешнего налогового аудита (налогового контроля), при создании свода нормативных законодательных актов для законодательного обеспечения корпоративного налогового аудита, следует использовать действующее законодательство РК [1]. 2) Принцип двувременности. Рассмотрение данного принципа определяется разностями финансового (календарного) года и налогового года (налогового периода). При организации корпоративного налогового менеджмента необходимо всегда придерживаться этого принципа, особенности при составлении бюджета компании, при сравнении данных финансового и налогового учета, при составлении финансовой и налоговой отчетности, а также при определении конечного результата операционно-финансовой деятельности. Следует помнить, что финансовая наука может определить конечный результат, только после определения конечного результата налоговой наукой. 3) Принцип скоординированности. Данный принцип призывает все элементы, части, функции корпоративного налогового менеджмента работать как один механизм, стремящийся выполнить все задачи, поставленные перед ним для достижения единой цели. Для обеспечения координации корпоративного налогового менеджмента, нами выстраиваются иерархические цепи каждого блока системы корпоративного налогового менеджмента. Так, были четко прописаны функции корпоративного налогового менеджмента, их цели задачи, действия; нами предпринимается попытка комплексного представления системы корпоративного налогового менеджмента, что позволяет рассмотреть деятельность корпоративного налогового менеджмента изнутри. 4) Принцип эффективности (результативности). Этот принцип необходим для системы корпоративного налогового менеджмента, как и для любой системы, поскольку именно принцип эффективности позволяет принять решение о дальнейшем развитии либо ликвидации системы. Однако при определении эффективности системы необходимо разрабатывать индивидуальные показатели, так как у каждой системы имеются свои цели и измерители результата. Для корпоративного налогового менеджмента показателями эффективности могут служить: сумма сэкономленных денежных средств путем нахождения оптимальных налоговых решений; сумма предотвращенных штрафных санкций, за счет скоординированности деятельности системы корпоративного налогового менеджмента. Цель и задачи корпоративного налогового менеджмента. Обобщая сказанное о корпоративном налоговом менеджменте, необходимо еще раз подчеркнуть, что главной его целью является не минимизация налогов, а стратегия оптимального управления налоговыми издержками и, следовательно, финансами предприятия в целом [2, 18]. Хотелось бы подчеркнуть, что на протяжении жизнедеятельности компании, на каждой из ее стадий цель корпоративного налогового менеджмента может быть разной, однако суть ее заключается в одном - скоординировать все отношения по налогам таким образом, чтобы у компании не возникали конфликты с налоговыми и иными государственными органами. Задачи корпоративного налогового менеджмента необходимо рассматривать через его функции, таким образом можно достичь четкой скоординированности и регламентации корпоративного налогового менеджмента и его функций. Объектами корпоративного налогового менеджмента, по нашему мнению, являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Для более глубокого рассмотрение объектов корпоративного налогового менеджмента следует их расчленить и рассмотреть их по элементному составу. Так, разделяя налоги и другие обязательные платежи в бюджет поэлементно, нами выделяются следующие позиции: - первичные документы; - объекты налогообложения; - корреспонденция счетов налогового учета; - налогооблагаемый оборот; - налогооблагаемая база; - налогооблагаемый доход; - вычеты; - сводная документация налогового учета; - льготы по налогам; - налоговые корректировки; - ставки налогов; - сумма налоговых обязательств; - налоговая отчетность; - счета оплаты налоговых обязательств. Субъекты корпоративного налогового менеджмента - это лица, осуществляющие прямое и косвенное воздействия по отношению к объектам корпоративного налогового менеджмента. К лицам, осуществляющим прямое воздействие, следует относить лиц, непосредственно формирующих объекты корпоративного налогового менеджмента, к ним можно отнести налоговых менеджеров. А к лицам, осуществляющим косвенное воздействие, следует относить лиц, которые используют уже сформированные объекты для проведения аналитических процедур, для представления какого-либо заключения. Хотелось бы отметить, что лиц косвенного воздействия можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним лицам косвенного воздействия можно отнести: налоговых юристов, налоговых аудиторов-аналитиков, налоговых аудиторов, которые проверяют объекты на факт обнаружения ошибок с целью рекомендаций и контроля по их устранению. К внешним лицам косвенного воздействия можно отнести: служащих налоговых органов, иных служащих государственных органов, непосредственно контролирующих налоговые отношения, которые проверяют объекты на факт обнаружения ошибок, с целью наложения штрафных и иных санкций. К внешним промежуточным лицам косвенного воздействия относятся: внешние налоговые аудиторы, внешние налоговые консультанты, которые проверяют объекты на факт обнаружения ошибок, с целью рекомендаций по их устранению (таблица 1). К функциям корпоративного налогового менеджмента нами были отнесены основные пять функций: функция законодательного обеспечения корпоративного налогового менеджмента; функция налогового планирования корпоративного налогового менеджмента; функция осуществления налогового учета и отчетности; функция внутреннего налогового аудита (налогового контроля); функция налогового административного управления. Таблица 1 Цели и задачи корпоративного налогового менеджмента на стадиях жизненного цикла компании Стадии жизненного цикла компании Цель корпоративного налогового менеджмента Задачи законодательного обеспечения Задачи налогового планирования Задачи налогового учета Задачи внутреннего налогового аудита (налогового контроля) Задачи внутреннего налогового администрирования 1 Создание компании Организация системы корпоративного налогового менеджмента. - обеспечение юридическими нормативно-правовыми законодательными актами для создания компании; - разработка налоговой учетной политики; - разработка внутренних стандартов налогового аудита (налогового контроля). - определить место с наиболее оптимальными налоговыми условиями для успешной деятельности компании; - разработать сценарии налоговых планов при различных финансовых ситуациях. - выбор формы и методов ведения налогового учета; - выбор режима налогообложения; - выработка основных направлений организации налогового учета. - выработка основных направлений организации контрольной функции - постановка компании на учет налогоплательщика в налоговом органе; - предупреждение штрафных санкций. 2 Ведение деятельности компании Организация эффективного управления всеми функциями корпоративного налогового менеджмента. - законодательное обеспечение функций корпоративного налогового менеджмента; - контроль за изменениями налогового законодательства и обеспечения нужными нормативно-правовыми документами соответствующие подразделения. - внесение статьи расходов по налоговым обязательствам перед бюджетом в процессе определения бюджета компании; - составление индивидуального налогового календаря по сдачи отчетности и сроков оплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. - четкое построение налогового учета; - своевременное составление и представление налоговой отчетности; - оперативная реакция на изменение налогового законодательства; - своевременная уплата налоговых обязательств. - контроль правильности организации налогового учета; - контроль своевременности сдачи налоговой отчетности; - контроль своевременности уплаты налоговых обязательств; - аудит достоверности налоговой отчетности. - предупреждение штрафных санкций. 3 Продажа (покупка) филиала, части компании Анализ и оценка сложившейся ситуации для разработки новой системы корпоративного налогового менеджмента - законодательное обеспечение по вопросам покупки, продажи филиала, части компании - рассчитать точную сумму возникающих налоговых обязательств при покупке организаций (их части); - изучить возможные пути снижения налоговых обязательств; - рассчитать точную сумму снижаемых налоговых обязательств при продаже филиала компании. - при покупке произвести учет всех вновь поступивших объектов налогообложения; - при продаже снятие с учета всех выбывших объектов налогообложения; - своевременное составление и представление налоговой отчетности по филиалам отдельно и компании в целом; - своевременная уплата налоговых обязательств. - контроль за правильностью принятия на либо снятие с учета объектов налогообложения; - контроль правильности организации налогового учета; - контроль своевременности сдачи налоговой отчетности; - контроль своевременности уплаты налоговых обязательств; - аудит достоверности налоговой отчетности. - юридическое оформление сделки; - предупреждение штрафных санкций 4 Ликвидация компании (банкротство). Четкая координация функций корпоративного налогового менеджмента для безболезненной ликвидации компании. - законодательное обеспечение по вопросу ликвидации компании. - рассчитать точные суммы по каждому из видов налогов; - внести корректировки в бюджет компании для планомерного погашения налоговой задолженности. - закрыть все счета налогового учета; - погасить всю налоговую задолженность; - составить и представить ликвидационную отчетность в налоговые органы. - контроль за правильностью закрытия счетов; - контроль своевременности сдачи и уплаты налоговой отчетности; - контроль за полнотой погашения налоговой задолженности; - аудит достоверности налоговой отчетности. - юридическое оформление ликвидаций компании; - сопровождение судебных процессов; - снятие с налогового учета компании и филиалов; - предупреждение штрафных санкций. Одним из важнейших параметров системы является установление отношений, между субъектами корпоративного налогового менеджмента по вопросам объектов. Отношения можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние отношения - это обмен информацией и корректировка ее внутренними субъектами как прямого, так и косвенного воздействия. Данный вид отношений имеет неофициальный характер, поскольку выполнение функций корпоративного налогового менеджмента осуществляется для достижения конкретной поставленной цели. Таким образом, нами были определены все параметры определяющие систему корпоративного налогового менеджмента - целостность, самостоятельность, действенность (рисунок 1). Рисунок 1. Система корпоративного налогового менеджмента компании Неофициальные отношения более доступны, оперативны и действенны в компании, поскольку каждый субъект компании руководствуется единой целью - отличное выполнение своих непосредственных обязанностей, для получения высокого конечного результата компании. Внешние отношения более консервативны и официальны, поскольку это взаимоотношения компании с государственными и иными органами по вопросам налогов и других обязательных платежей в бюджет. У каждой самостоятельной системы имеются факторы, влияющие на нее. Факторы, как и отношение можно разделить на внешние и внутренние. Внешний фактор - это внешняя среда компании, деятельность которой осуществляется вне зависимости от компании. Их можно разделить на общие и частные, к общим внешним факторам можно отнести изменение налогового и иного законодательства, влияющего на корпоративный налоговый менеджмент. К частным внешним факторам относятся: применение либо отмена налоговых льгот, применение санкций, возбуждение уголовного и/или административного дела в отношении компании. Внутренние факторы - это внутренняя среда компании, создаваемая и корректируемая руководством компании по вопросам корпоративного налогового менеджмента. К ним можно отнести: изменение модели налогового учета, изменение методики учета (оценки, списания) объектов налогообложения, изменение налоговой учетной политики компании.

Если говорить об основах корпоративного управления в нашей Республике, то они были заложены еще при существовании Советского Союза, тогда когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено «Положение об акционерных обществах» и были в правовом смысле установлены основные правила управления акционерными обществами.

Позднее, уже после получения независимости, в рамках программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахстане, управление акционерными обществами получило свое развитие как в правовом плане, так и в практическом. В этот период (период 1996-1999 годы) завершается процесс приватизации, активно формируется инвестиционный рынок и его составляющие: инвестиционные фонды, депозитарии, регистраторы, пенсионные фонды. Принимается Закон «об акционерных обществах» - одно из основополагающих событий в развитии корпоративного управления в Казахстане.

Двухтысячные года ознаменовались двумя основными проектами по развитию корпоративного управления: проект Center for International Private Enterprise (2001-2002 годы), и проект международной финансовой корпорации по корпоративному управлению в Центральной Азии и Казахстане (2006-2009 годы).

Именно в это десятилетие корпоративное управление получило наиболее широкое распространение и развитие в Республике.

Формируется рабочая группа по корпоративному управлению при Ассоциации финансистов Казахстана, разрабатываются «Рекомендации по корпоративному управлению» Экспертного Совета при Национальном банке Республики Казахстан, проводятся ежегодные конференции по корпоративному управлению, разрабатывается и одобряется модельный Кодекс корпоративного управления, вносятся в листинговые правила KASE требования по наличию кодекса корпоративного управления. Фактически создается единая система корпоративного управления, направленная на решение основной проблемы в этой сферы – конфликт между собственниками, органами управления и советом директоров, нарушение баланса интересов каждой из групп.

В 2006 году создается Специализированный совет по вопросам государственного корпоративного управления при Правительстве Республики Казахстан и в этом же году IFC объявляет о своем проекте по корпоративному управлению в Казахстане и Центральной Азии. Результатом этого проекта уже в 2008 году запускается Пилотная программа с целью проведения детальной оценки применяемой в компаниях практики корпоративного управления.

В этом же году проектом Center for International Private Enterprise инициируется обучение в ВУЗах Казахстана обучение корпоративному управлению.

За все это десятилетие проводилось несколько международных конференций по корпоративному управлению и саммитов независимых директоров, где рассматривались пути повышения эффективности корпоративного управления, причины глобального финансового кризиса и пути возможного решения такого рода проблем в части улучшения качества ведения и своевременной оценки корпоративного управления и сопутствующих рисков для бизнеса компаний.

Если говорить о настоящем времени, то экономика Казахстана также как и многие другие страны мира характеризуется кризисными явлениями, причиной которых является финансовый кризис и реализация риска ликвидности в банковской сфере, снижение цен на углеводороды и девальвационные процессы, что только увеличивает значение качества организации управления крупным, да и не только крупным, бизнесом Казахстана. Одними из общих черт управления крупными компаниями в Республике является непрозрачность вопросов управления компании, отсутствие равноправного представительства участников деятельности корпораций, закрытость информации о собственниках бизнеса, неразвитость систем управления рисками, отсутствие реальной независимости директоров, слабая развитость «внешних» условий для развития корпоративного управления (рынок ценных бумаг, контроль корпоративного управления и т.д.). То есть, многие стандарты принятые в мире в части корпоративного управления, могут не иметь эффективных механизмов для компаний Казахстана, и по факту, мы можем наблюдать это в сегодняшних реалиях, носят формальный характер, имея больше внешний эффект, приводя к неоправданным затратам и теряя изначальную целесообразность.

Следовательно, для казахстанского бизнеса одной из первичных задач на сегодняшний день стоит развитие корпоративного управления исходя из взвешенных решений для применения передовых мировых практик, оценивая полезность тех или иных инструментов корпоративного управления исходя из реального улучшения механизмов управления компанией и/или выполнения задач, поставленных собственниками.

Кризисные явления, происходящие в мировом сообществе, все скандалы связанные с корпоративным управлением в недавнем прошлом, так или иначе, заставляют задуматься о мере и способах внедрения мировых стандартов по корпоративному управлению и возможности адаптации их к реалиям казахстанской экономики.

Слабые и неработающие системы управления рисками, формальная «независимость» совета директоров, отсутствие прозрачной подотчетности совета директоров перед владельцами/акционерами бизнеса, вот тот небольшой перечень причин, который можно выделить как главный из того, что обсуждается относительно корпоративного управления и его результативности.

Реалии мировой экономики, и тем более, экономики Казахстана порождают сомнения в том, что улучшения в системе КУ обязательно должно привести к улучшению результативности бизнеса как следствие эффективного управления.

В разных исследованиях в мире крупного бизнеса запада, было показано, что компании с наибольшим количеством независимых директоров достигли результатов не лучше, чем другие компании. Или высокие стандарты прозрачности информации и некоторых других элементов КУ отрицательно сказались на стоимости акций данных компаний. Среди специалистов существует мнение о возможной бесполезности большинства принципов КУ, и что внедрение стандартов КУ не дает гарантии от мошенничества и других недобросовестных действий органов управления компаний.

Действительно, с этим сложно не согласиться, и можно с уверенностью сказать, что внедрение самых передовых стандартов корпоративного управления не дает абсолютной защиты бизнеса от ошибок в управлении, или неквалифицированных управленческих решений. Также необходимо отметить, что между корпоративным управлением и финансовой результативностью бизнеса отсутствует прямая зависимость.

Однако если рассматривать результаты исследования Open Compliance&Ethics Group (далее OCEG), то есть несколько неоспоримых фактов положительного влияния на результативность компаний, таких как:

1. Готовность инвесторов платить высокую премию от стоимости акций для компаний с высоким уровнем развития корпоративного управления. Особенно это касается развивающихся рынков, к коим мы может отнести и рынок Казахстана.

2. Отказ от применения передовых методов КУ чаще всего приводит к снижению стоимости акций компании.

3. Следование самым высоким принципам КУ, чаще всего расценивается как единственное подтверждение высоким моральным и этическим стандартам, жесткую дисциплину управленческого сектора компании, а следовательно косвенно может влиять на рост стоимости акций на рынке капитала.

Все исследования в области оценки КУ говорят о важности следования принципам КУ и внедрения различных его инструментов, однако улучшение КУ и внедрение передовых стандартов не всегда приводит впрямую к результативности самого бизнеса.

Можно с уверенностью подтвердить тот факт, что развитая система КУ обеспечивает экономическое здоровье компании, увеличивает приток инвестиций, приносит пользу не только внешним стейкхолдерам, но и внутренним, таким как работники самой компании.

Однако, чтобы данная система была действительно эффективной и приносила реальные результаты, казахстанским компаниям необходимо взвешенно подходить к перениманию передовых практик КУ, не подходя к данному процессу формально, возможно даже избирательно принимая для себя те или иные инструменты, адаптируя под свои цели, а также изменяя данные инструменты исходя из самых передовых бизнес тенденций настоящего времени.

В этом смысле имеет огромное значение, каким образом и на основании, каких показателей производится контроль и оценка управления, его эффективность и результативность. Именно правильная система показателей основанная даже не столько на внешних институтах контроля (в реалиях Казахстана, мы можем констатировать слабое развитие институциональной базы для контроля КУ), а сколько на внутреннем контроле самих органов управления и в особенности Советами директоров соответствия бизнес реальности действий предпринимаемых система управления компанией, их гибкости реакции на потребности рынка и клиентов, внутреннего климата и корпоративной культуры, слаженность работы команды управленцев и соответствие управления компанией этапу жизненного цикла бизнеса и многие другие факторы, эффективность которых стала предметом исследований многих бизнес сообществ современного мира.

Список литературы

1. Корпоративное управление: казахстанский контекст. Учебное пособие. Под общей редакцией Филина С.А. – Алматы, 2009. – 372 с.

2. Сарсенов Н. « О пользе и вреде корпоративного управления» Вестник корпоративного управления №12 лето 2012 года.

3. Кодекс корпоративного управления

4. Закон РК « Об Акционерных обществах»

5. Горцова Н.П. Проблемы корпоративного управления в Казахстане. http://group- global.org/ru/publication/43110-problemy-korporativnogo-upravleniya-v-kazahstane

6. Исследование практики корпоративного управления в Казахстане. Международная финансовая корпорация (IFC) Группа Всемирного банка.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 08:42, лекция

Краткое описание

1. Теоретические аспекты налогового менеджмента
2. Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента
3. Организация государственного налогового менеджмента в Республике Казахстан
4. Основные направления развития налогового менеджмента в Казахстане на стратегическую перспективу

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1. Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан.doc

Лекция 1. Тема: «Государственный налоговый менеджмент в Республике Казахстан »

  1. Теоретические аспекты налогового менеджмента
  2. Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента
  3. Организация государственного налогового менеджмента в Республике Казахстан
  4. Основные направления развития налогового менеджмента в Казахстане на стратегическую перспективу

1. Теоретические аспекты налогового менеджмента

Налоговый менеджмент является одним из подвидов финансового менеджмента, выполняя соответствующую функцию в системе управления. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями- налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Специфическим объектом налогового менеджмента выступают экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.

Предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их — задачи налогового менеджера. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов.

Как и менеджмент вообще, налоговый менеджмент — это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.

Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым. Налоговый менеджмент является составляющей финансового менеджмента. В конечном счете, у них одна цель — максимизация ценности фирмы. Таким образом, управление налогами — одно из стратегических направлений финансового менеджмента.

Управление налогами, или налоговый менеджмент, представляет собой составную часть общей системы управления финансами.

Налоговый менеджмент — это процесс управления налогами путем использования налогового механизма для воздействия на налоговую систему.

Целью налогового менеджмента является реализация налоговой политики государства и хозяйствующего субъекта.

Объектами налогового менеджмента являются:

  • налоговое администрирование;
  • налоговое планирование;
  • налоговый учет.

Налоговое администрирование предполагает:

•постановку налогоплательщика на налоговый учет и выполнение им других обязательных организационных действий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности;

•установление законодательных и нормативных актов по исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов;

•регулирование порядка изменения срока уплаты налогов;

•контроль и обеспечение исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов.

Налоговое планирование — это неотъемлемая часть планирования на уровне государства и хозяйствующего субъекта управления.

Государственное налоговое планирование — совокупность действий исполнительных органов управления по выработке общей структуры доходных статей бюджета, оценка налоговых поступлений бюджета в расчете на перспективу и на текущий год. Корпоративное налоговое планирование — целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Налоговый учет — выбранная в соответствии с Налоговым кодексом РК совокупность способов определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом Комитете по месту нахождения организации, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Фирмы, имеющие обособленные подразделения, расположенные на территории Казахстана, обязаны также встать на учет в других налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Постановка на учет налогоплательщика в качестве организации и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических или индивидуальных предпринимателей одновременно с государственной регистрацией фирмы. В свидетельстве о постановке на налоговый учет указываются присвоенные фирме регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и код причины постановки на учет (КПП).

Обособленное подразделение — место, расположенное отдельно от головного отделения фирмы, в котором оборудованы стационарные рабочие места и ведется деятельность. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца и работа сотрудников на стационарных рабочих местах (обособленным подразделением фирмы может считаться даже просто арендованная комната, в которой стоят стол и стул и работает сотрудник фирмы).

В течение месяца после создания обособленного подразделения необходимо подать в налоговый комитет заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения. Вместе с заявлением нужно подать в налоговые органы заверенную у нотариуса копию свидетельства о постановке фирмы на налоговый учет, а также документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. Это могут быть приказ о создании подразделения, положение о нем, доверенность, выданная руководителю обособленного подразделения, и др.

Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных документов налоговые органы должны выдать уведомление о постановке обособленного подразделения фирмы на учет. В уведомлении указывается присвоенный фирме код причины постановки на учет (КПП). Новый РНН не присваивается.

Фирма должна также встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества — земельных участков, зданий, сооружений, помещений. Становиться на учет нужно только тогда, когда недвижимость принадлежит фирме на праве собственности. Право собственности должно быть зарегистрировано в БТИ. При этом, если недвижимое имущество находится на территории, контролируемой налоговой органом, в котором фирма уже состоит на учете, повторно становиться на учет не нужно.

Наконец, в течение 30 дней со дня регистрации транспортного средства фирма должна встать на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, самолетов, вертолетов, речных и морских судов. Согласно Налоговому кодексу РК, местом нахождения самолетов, вертолетов и судов, принадлежащих фирме, является юридический адрес этой фирмы. Местом нахождения автомобилей и мотоциклов является место регистрации в ГАИ. Если регистрация производится по месту нахождения фирмы (или ее филиалов и представительств), поставленной на учет, повторно становиться на учет в одной налоговой инспекции не нужно.

Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных документов налоговые работники должны выдать уведомление о постановке недвижимости фирмы на учет. В уведомлении указывается присвоенный фирме код причины постановки на учет (КПП).

Налогоплательщик в соответствии с законами Республики Казахстан несет ответственность за нарушение срока прохождения государственной регистрации налогоплательщиков; достоверность представляемых сведений при присвоении регистрационного номера налогоплательщика и постановке на регистрационный учет, а также за правильность проставления регистрационного номера налогоплательщика в налоговой отчетности и в иных случаях, установленных законами Республики Казахстан.

Расчетный счет в банке может быть открыт организации или индивидуальному предпринимателю только при предъявлении ими свидетельства, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе. При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган об открытии (закрытии) счета в течение семи дней, а банк - в течение трех дней для соответствующего налогоплательщика.

Под понятием «счет» следует понимать расчетные (текущие), валютные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие денежные средства на открытый клиенту счет, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В отличие от договора банковского счета, договор банковского вклада (депозита) не допускает осуществления расчетных операций за товары (работы, услуги). Ссудный счет открывается банком организациям-заемщикам на основании кредитного договора. Поэтому сведения об открытии таких счетов в налоговые органы подавать не требуется.

Фирма подлежит снятию с учета в налоговой инспекции в случае:

  • реорганизации (слияния, присоединения, разделения или преобразования);
  • ликвидации;
  • закрытия обособленного подразделения, по месту нахождения которого фирма состоит на учете;
  • •прекращения права собственности на недвижимое имущество, по месту нахождения которого фирма состоит на учете;
  • •прекращения права собственности на транспортное средство, по месту нахождения которого фирма состоит на учете.

Чтобы снять фирму с учета, нужно подать в налоговую инспекцию заявление. Налоговый орган должна снять фирму с учета в течение 10 дней со дня получения заявления.

2.Теоретическое обоснование формирования и развития государственного налогового менеджмента

В системе государственного управления социально-экономическими процессами налогообложение выступает как важный рычаг перераспределения финансовых ресурсов с целью формирования основной части доходов бюджетов различных уровней и назначения. Трудности теоретического обоснования управления системой налогообложения в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса связаны, прежде всего, со спецификой налоговых отношений, которые существенно отличаются от совокупности всех других производственно-экономических отношений, характерных для товарно-денежных взаимоотношений между независимыми товаропроизводителями в ходе рыночного взаимодействия. В отличие от командно-административной системы, рыночная экономика базируется на свободе выбора вида деятельности каждым товаропроизводителем, на самостоятельном определении основных параметров производственной и коммерческой деятельности, на добровольности вступления в экономические взаимосвязи с поставщиками, потребителями и другими деловыми партнерами. В основе взаимодействия товаропроизводителей лежит принцип эквивалентности, который обеспечивается действием законов и закономерностей рыночной экономики. Налоговые отношения коренным образом отличаются от собственно рыночных отношений, по крайней мере, на поверхности социально-экономической действительности.

Среди специфических характеристик налоговых отношений можно выделить явно контрастирующие свободному рыночному взаимодействию. Во-первых, налогоплательщики лишены права выбора, потому что вся система налогообложения жестко регламентирована, в ней однозначно определены виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, субъекты и объектов налогообложения, сроки уплаты, методы и процедуры исчисления налоговых платежей и т.д. Во-вторых, налоговые отношения носят односторонний, безэквивалентный характер, причитающиеся налоговые платежи изымаются у индивидуальных и корпоративных собственников в доход государства на безвозмездной основе. В-третьих, взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками осуществляются в основном с использованием административно-правовых методов, в большинстве стран с рыночной экоомикой в систему налоговых органов входит налоговая полиция. Специфика налоговых отношений настолько существенна, что значительное число исследователей используют для обозначения государственного управления сферой налогообложения термин "налоговое администрирование"

Проведенный сравнительный анализ теоретических воззрений различных специалистов в сфере налоговых отношений позволяет сделать следующую группировку концептуальных подходов к совершенствованию системы налогообложения:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Корпоративный налоговый менеджмент - составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений согласно целевым установкам организации с учетом масштаба возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Корпоративный налоговый менеджмент— новое научно-практическое направление, которое сформировалось после перехода нашей страны от планово-административной к рыночной экономике, и связано с формированием современной российской налоговой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………..3
1.1 Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………3
1.2 Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента………………………………………………………9
1.3 Минимизация налогов в структуре корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ практического применения корпоративного менеджмента……………………………………………………………………20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организации в БС РФ………………………………………………………………………………..20
2.2 Способ оптимизации налога на прибыль………………………..22
Глава 3. Проблемы и перспективы корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………….32
3.1 Проблемы корпоративного налогового менеджмента………….32
3.2 Перспективы развития корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………….43

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

Глава 1. Теоретические основы корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… ………………..3

1.1 Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… …………………3

1.2 Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента…………………… …………………………………9

1.3 Минимизация налогов в структуре корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… ………………….14

Глава 2. Анализ практического применения корпоративного менеджмента………………………………………………… …………………20

2.1 Анализ поступления налога на прибыль организации в БС РФ…………………………………………………………… …………………..20

2.2 Способ оптимизации налога на прибыль………………………..22

Глава 3. Проблемы и перспективы корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… ………………….32

3.1 Проблемы корпоративного налогового менеджмента………….32

3.2 Перспективы развития корпоративного налогового менеджмента………………………………………………… …………………34

Введение.

Корпоративный налоговый менеджмент - составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений согласно целевым установкам организации с учетом масштаба возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Корпоративный налоговый менеджмент— новое научно-практическое направление, которое сформировалось после перехода нашей страны от планово-административной к рыночной экономике, и связано с формированием современной российской налоговой системы. Потребность в корпоративном налоговом менеджменте обусловлена стремлением руководителей предприятий к управлению такой весомой статьей расходов как налоговые отчисления. Выделение корпоративного налогового менеджмента в качестве самостоятельного научно-практического направления произошло в начале текущего столетия, и только начиная с 2000-го года, появляются его первые теоретические обоснования, построенные на анализе имеющей место практики.

Цель исследования заключается в формировании инструментария организации корпоративного налогового менеджмента.

Объект исследования - промышленные предприятия и организации.

Предмет исследования - система организационно-экономических отношений, проявляющих свое действие в функционировании корпоративного налогового менеджмента.

Глава 1. Теоретические основы корпоративного налогового менеджмента.

    1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента.

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии и бизнес-решения.

Налоги в идеале не должны влиять на выбор экономических решений предприятия, они не должны существенно менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же функциональные элементы, но со своими особенностями:

организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

корпоративное налоговое планирование;

корпоративное налоговое регулирование;

корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны, переплетены и, рассматривая процессы налогового менеджмента на предприятии, их довольно сложно отделить. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий,

– более полно учесть изменения внешней среды,

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров,

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. [38] Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

В учебной и другой специальной литературе зачастую ставят знак равенства между такими понятиями корпоративного налогового менеджмента как минимизация налоговых платежей, налоговая оптимизация, налоговое планирование. На самом деле их необходимо четко разграничить, поскольку данные понятия характеризуют близкие, но не равнозначные явления и процессы управления налоговыми потоками предприятия.

Довольно часто также можно встретить мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация[39]. Это приводит к тому, что налоговое управление сводится лишь к деятельности организаций, направленной на простое сокращение своих налоговых обязательств, к сожалению, не только в теории, но и на практике. Вместе с тем, корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности, шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи. Налоговой менеджмента связан, прежде всего, с оптимизацией налоговых потоков и налоговым планированием.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т. е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов). Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т. е. их рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с расходной политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании включает в себя и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к применению) налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Читайте также: