Налог на рекламу в рк на 2020 год

Опубликовано: 10.05.2024

Налог на рекламу: кто и за что платит.

Дата публикации 24.09.2020

Налог на рекламу введен в Казахстане с 2019 г., однако, до сих пор у предпринимателей возникают вопросы: за какую рекламу нужно платить, а какая является бесплатной. Палата Предпринимателей «Атамекен» дала ответы на самые популярные вопросы предпринимателей.

Какая реклама облагается налогом?

Согласно пп.1-2 ст.3 закона «О рекламе» №508-II от 19.12.2003 г. и НК РК налогом облагается наружная реклама (визуальная), в том случае, если она размещена в открытом пространстве в населенных пунктах или в полосе отвода автодорог. Это могут быть такие объекты, как:

  • билборды;
  • баннеры;
  • стенды;
  • стелы;
  • световые табло;
  • указатели;
  • афиши и т.д.

Согласно ст.605 НК РК, размер платы за размещение рекламы зависит от размера рекламного объекта. Чем больше площадь баннера, афиши и т.д., тем выше сумма к уплате. Если объект не двумерный, а например, представляет собой стелу из 2-х или 4-х рекламных сторон, то в расчет принимается каждая сторона объекта.

Если реклама размещена вдоль автодорог, и на въездах в город, а площадь объекта по одной стороне не превышает 3 кв.м., то ставка платы составляет 3-8 МРП (в зависимости от близости к населенному пункту). Если площадь объекта по одной стороне более 3 кв.м., то ставка увеличивается пропорционально отношению фактической площади объекта к базовым 3 кв.м.

При размещении рекламы на открытых пространствах внутри населенных пунктов размер платы зависит от вида объекта и от категории населенного пункта (республиканского, областного или районного значения). Точные базовые ставки платы можно узнать в п.3 ст.605 НК РК. При этом местные власти имеют право устанавливать более высокие ставки в пределах своих районов, но не более, чем в 2 раза выше базовой.

Вносится плата ежемесячно до 25 числа следующего месяца (ст.606 НК РК).

Правила размещения наружной рекламы утверждены Приказом Мининдустрии №233 от 18.04.2019 г.

За какие объекты не нужно платить?

Не вся информация, размещенная предпринимателем в открытом доступе, с точки зрения закона признается рекламой. Так, не относятся к наружной рекламе, а следовательно, не требуют внесения платы, следующие объекты:

  • вывески (информация о роде деятельности физлица или организации, без привлечения внимания к качеству или цене);
  • график работы;
  • афиши (театральные, выставочные, спортивные, спортивно-массовые), если они размещены в специально отведенных для них местах;
  • брендированые инструменты и авто;
  • табло на АЗС с указанием видов и цен на нефтепродукты;
  • мемориальные таблички;
  • информация о курсах валют возле обменников;
  • внутреннее оформление окон и витрин (в т.ч. декоративное и праздничное).

Кто и как контролирует предпринимателей по вопросу размещения рекламы?

Контролем за размещением рекламы занимается Управление городского планирования при акиматах. Госконтроль осуществляется в форме:

  • профилактического контроля (анализа сведений из различных источников);
  • целевых проверок.

При выявлении нарушений предпринимателю в течение 5 рабочих дней направляется рекомендация (вручается под роспись или письмом с уведомлением). Предприниматель вправе:

Если же нарушение не будет устранено в срок, на объект будет направлена проверка, по итогам которой будет наложен административный штраф по ст.505 КоАП РК:

  • для физлиц -20 МРП;
  • для малого бизнеса -30 МРП;
  • для среднего бизнеса -40 МРП;
  • для крупного бизнеса -100 МРП.

В случае, если объект будет признан объектом наружной рекламы, также будет доначислен налог (плата) с даты обнаружения такого объекта.

Защитить свои права предприниматель может:

  • обжаловав действия проверяющих в вышестоящий госорган;
  • обратившись в суд (гл.29 ст.157 Предпринимательского Кодекса РК).

ТОО, ОУР, плательщик НДС.

ТОО для размещения наружной рекламы обратилось в рекламное агенство.

1. Кто является плательщиком платы на размещение наружной рекламы: заказчик или исполнитель?

2. В какие сроки необходимо произвести оплату?

В соответствии с положениями п. 13 - 17 Правил размещения наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Приказом Министра национальной экономики РК от 13 мая 2019 года № 37 (далее по тексту - Правила):

Размещение наружной (визуальной) рекламы на объектах наружной (визуальной) рекламы допускается при условии направления уведомления о размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования по форме согласно приложению к настоящим Правилам в соответствии с Законом РК от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях».

Не допускается самовольное размещение наружной (визуальной) рекламы без соответствующего уведомления местных исполнительных органов.

Уведомления направляются рекламораспространителями, размещающими наружную (визуальную) рекламу:

- в местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы, городов областного значения - при размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городах республиканского значения, столице, городах областного значения, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территории городов республиканского значения, столицы, городов областного значения;

- в местные исполнительные органы районов - при размещении наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в городах районного значения, селах, поселках, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования.

Уведомление направляется не менее чем за пять рабочих дней до предполагаемой даты размещения наружной (визуальной) рекламы на объектах наружной (визуальной) рекламы.

К уведомлению прилагаются:

1) форма сведений, содержащая информацию о периоде и месте размещения наружной (визуальной) рекламы;

2) документ, подтверждающий внесение платы за первый месяц размещения наружной (визуальной) рекламы в соответствии с Налоговым кодексом РК;

3) описание рекламы в произвольной форме на казахском и русском языках с приложением ее эскизов.

Размер платы за первый и последующие месяцы размещения наружной (визуальной) рекламы рассчитывается в соответствии с базовыми ежемесячными ставками, утвержденными Налоговым кодексом РК, исходя из места расположения и площади стороны размещения наружной (визуальной) рекламы, вне зависимости от количества размещаемой наружной (визуальной) рекламы, в том числе изображений, видеоизображений, бегущих строк на государственном и русском языках на стороне размещения объекта наружной (визуальной) рекламы в течение уплаченного месяца.

Согласно положениям п. 1 ст. 603 Налогового кодекса РК плата за размещение наружной (визуальной) рекламы (далее по тексту - плата) взимается за размещение наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на открытом пространстве за пределами помещений вне населенных пунктов и вне полосы отвода автомобильных дорог общего пользования.

Учитывая положения п. 1 ст. 604 Налогового кодекса РК, плательщиками платы являются лица, размещающие наружную (визуальную) рекламу.

Следовательно, если Ваша Компания планирует разместить наружную рекламу, то Ваша Компания становится плательщиком платы.

Ставки платы установлены в ст. 605 Налогового кодекса РК и зависят от вида наружной рекламы.

Исходя из положений п. 2 - 4 ст. 606 Налогового кодекса РК:

Сумма платы, подлежащая внесению в бюджет, уплачивается ежемесячно, в срок не позднее 25 числа текущего месяца.

При этом в случае размещения наружной (визуальной) рекламы на основании уведомления уплата платы за первый месяц размещения рекламы должна быть произведена до направления уведомления.

При направлении уведомления местным исполнительным органам городов республиканского значения, столицы, городов областного значения и районов плательщики платы прилагают документ, подтверждающий внесение в бюджет суммы платы за первый месяц размещения наружной (визуальной) рекламы.

Сумма платы уплачивается в бюджет по месту размещения наружной (визуальной) рекламы.

Традиционно, конец календарного года соответствует периоду повышенной нормотворческой деятельности уполномоченных органов, связанной с внесением изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, в том числе, оказывающие влиянии на ведение учета.

В статье Изменения законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету с 2020 года собраны основные изменения 2020 года, а также проектные поправки, которые еще не приняты, но анонсированы на предстоящий год.

Также рекомендуем вам ознакомиться с материалами по планируемым поправкам на 2020 год:

На сайте Министерства национальной экономики РК, размещен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» , которым планируется внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, в том числе и поправки в Налоговый кодекс РК.

Обращаем Ваше внимание, что текущий документ является проектным и периодически обновляется на сайте уполномоченного органа. В данный момент проект актуален по состоянию на 30.10.2019 года. Таким образом, редакция положений проекта не является окончательной и может быть изменена при прохождении согласований в палатах Парламента РК.

Добавьте данную статью в избранное и следите за ее обновлением!

Рассмотрим основные изменения, внесение которых планируются в нормативно-правовые акты РК, в том числе и в положения Налогового Кодекса РК на 2020 год.

Планируемые изменения по ККМ (ККМ-онлайн)

С 2020 года кодексом «Об административных правонарушениях» , планируется ужесточить ответственность за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин (в том числе ККМ-онлайн, применение которых обязательно с 2020 года).

Так в статье 284 КОАП указано, что неприменение ККМ, либо применение неисправной или не состоящей на учете ККМ, влечет штраф. Размер штрафа варьируется в зависимости от «размера» налогоплательщика. Для частных нотариусов, судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства штраф составит 7 МРП. Субъекты среднего предпринимательства будут оштрафованы на 15 МРП. Субъекты крупного предпринимательства на 25 МРП.

В случае невыдачи чека контрольно-кассовой машины, либо товарного чека, также в случае, если такие документы были выданы, но в них некорректно указанны суммы по операции – налогоплательщика также ожидает штраф. Субъекты малого предпринимательства будут оштрафованы на 10 МРП, среднего предпринимательства – 15 МРП, субъекты крупного предпринимательства – 20 МРП.

Если нарушены сроки подачи заявления на внесение изменений в регистрационные данные ККМ, то налогоплательщик снова подвергается штрафным санкциям: 15, 20 и 25 МРП соответственно для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.

Если налогоплательщик не заполняет книгу учета наличных денег при эксплуатации ККМ, либо заполняет ее некорректно, то штрафы составят 10, 15 и 20 МРП в зависимости от категории субъекта предпринимательства.

В случае если показания отчета о текущем состоянии кассы не соответствует сумме наличных денежных средств в кассе, данное нарушение карается штрафами в размере 10, 15 и 20 МРП.

По текущим положениям КОАП все вышеперечисленные правонарушения, совершенные впервые, влекут только предупреждение.

Еще одно изменение, связанное с обязательностью применения контрольно-кассовых машин. С 2020 года в качестве налогоплательщиков НЕ обязанных применять ККМ, планируется добавить религиозные организации, а также Национального оператора почты. Соответствующее изменение планируется в статью 166 НК РК.

В связи с планируемыми изменениями в статье 168 НК РК, подача заявления на внесение изменений в регистрационные данные ККМ, производится в налоговый орган только в явочном порядке. Сейчас заявление может быть подано как в явочном порядке, так и в электронной форме.

Изменение места использования ККМ или места нахождения налогоплательщика, приводящее к изменению налогового органа, больше не будет приводить к необходимости снятия ККМ с учета. В данный момент в случае таких изменений, производится снятие с учета ККМ для последующей постановке на учет в другом налоговом органе.

Новые понятия в Налоговом кодексе с 2020 года

В 2020 года в положениях НК РК планируется ведение понятия Инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит - это изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН или налогу на имущество на срок до трех лет.

Еще одно новое понятие, планируемое с 2020 года - Электронный кошелек налогоплательщика.

Предполагается, что механизм Электронного кошелька налогоплательщика позволит проводить автоматическую разноску платежей в бюджет от физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Деньги из Электронного кошелька будут автоматически зачислены на соответствующие налоги, по которым возникли налоговые обязательства при представлении деклараций, расчетов, сведений уполномоченных органов. Это позволит решить проблему некорректных платежей, необоснованной пени, неправомерного выставления уведомлений и инкассовых распоряжений.

Планируемые изменения по налогам (КПН, НДС, ЕСП)

В целях оптимизации налоговой отчетности, планируется исключить представление Декларации по косвенным налогам по импортированным товарам (ФНО 320.00).

Расходы по проезду в пределах одного населенного пункта, произведенные при служебных командировках, планируется относить на вычеты по КПН. В текущей редакции данные расходы на вычеты не относятся.

В размер облагаемого импорта планируется включить специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, уплачиваемые налогоплательщиками в качестве мер защиты внутреннего рынка

Планируется освободить от уплаты НДС следующие обороты:

  • услуг по регулярным автомобильным перевозкам пассажиров и багажа в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении;
  • по транспортным средствам и сельскохозяйственной техники при соблюдении следующих условий:
  1. реализующее юридическое лицо является уполномоченным представителем производителя;
  2. транспортные средства и (или) сельскохозяйственная техника приобретены у производителя без НДС.
  • услуги назначенного оператора, оформленные едиными документами в соответствии с актами Всемирного почтового союза по:
  1. международным почтовым отправлениям, за исключением почтовых переводов денег;
  2. возврату международной коммерческой корреспонденции с ответом;
  3. приему к оплате международного ответного купона;
  4. транзиту международных почтовых отправлений назначенных операторов других стран-членов Всемирного почтового союза через территорию РК.

Для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, планируется разрешить относить на вычеты следующие расходы:
  • на оплату услуг связи, электроэнергии, воды, теплоэнергии, газа, используемых в предпринимательских целях;
  • расходы, произведенные арендатором в отношении арендуемого имущества, используемого в предпринимательских целях.
В данный момент такие расходы на вычеты не относятся.

Планируемые изменения по ЭСФ с 2020 года

В статью 401 НК РК планируется внесение дополнений, связанных с уточнением периода отнесения НДС в зачет при наличии исправленных электронных счетов-фактур (ЭСФ).

Так, в случае выписки исправленного ЭСФ, НДС по такой операции учитывается в том налоговом периоде, в котором он был учтен по аннулированному счету-фактуре. Исключение составляет ситуация, когда дата совершения оборота, указанная в аннулированном счете-фактуре и в исправленном счете-фактуре, отличаются и приходятся на разные налоговые периоды. То есть когда происходит исправление самой даты совершения оборота по реализации.

В статью 412 НК РК планируется добавить категорию налогоплательщиков, обязанных выписывать ЭСФ:

«1. При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:

7) налогоплательщики, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае реализации товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации личного имущества физическим лицом, в том числе физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой».

Важное требование связанное с заполнением электронного счета-фактуры. При реализации товаров, работ или услуг по договору государственных закупок, в ЭСФ, выписываемом по такой операции, должны быть указанны данные такого договора (дата и номер).

В статью 419 НК РК планируется добавить требование которое на данный момент содержится в Правилах документооборота ЭСФ.

Если к ранее выписанному счету-фактуре выписаны дополнительные счета-фактуры, то при выписке исправленного к такому ранее выписанному счету-фактуре дополнительные счета-фактуры также аннулируются.

Для их восстановления, необходимо выписать дополнительные счета-фактуры к исправленному счету-фактуре.

Планируемые изменения в НК, касающиеся физических лиц

Уплату транспортного налога физическими лицами планируется «перенести» на 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть в случае принятия поправки за 2020 год транспортный налог подлежит уплате до 1 апреля 2021 года. По текущим положениям уплата транспортного налога производится до 31 декабря текущего года.

Физическое лицо может добровольно исполнить налоговое обязательство по уплате налогов, платежей, штрафов за другое физическое лицо, в размере, не превышающем 200 МРП.

Военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов с 2020 года не будут уплачивать обязательные пенсионные взносы. Работодатель за таких лиц не будет уплачивать отчисления на ОСМС.

Знаете и о других изменениях, которые интересны Вам и могут быть интересны вашим коллегам? Вы можете писать о них в ветке форума «Изменения законодательства 2020 года».

С 11 апреля вступают в силу поправки в закон «О рекламе». Государство берёт курс на борьбу с так называемым визуальным шумом


В Казахстане с 11 апреля 2019 изменятся требования по плате за размещение наружной (визуальной) рекламы. Налогом будут облагаться витрины и окна, оформленные для привлечения внимания покупателей и клиентов. Также изменены ставки налогообложения на видеоизображения LED-дисплеев и бегущих строк.

Когда размер имеет значение: магазин выиграл суд с чиновниками

Когда размер имеет значение: магазин выиграл суд с чиновниками

В январе президент Казахстана подписал законодательные поправки по вопросам рекламы. В старой редакции закона «О рекламе» говорилось: «К объектам наружной (визуальной) рекламы не относятся следующие объекты рекламы, размещаемые предприятиями торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг: вывеска; оформление витрин и окон; информация о режиме работы; внутреннее оформление помещений».

В новой редакции закона конкретизируется, что относится к рекламе, а что нет. Внутреннее оформление витрин и окон не является рекламой, только если это «товарная продукция, размещаемая внутри помещений; виды оказываемых услуг; средства индивидуализации; декоративное и праздничное оформление». Цены, сообщения об акциях и скидках, меню, адреса электронной почты или контактных телефонов в перечень не попадают.

Налогом по-прежнему не облагаются вывески, но только оформленные определённым образом. Если вместе с текстом изображены товары или перечень услуг - это тоже считается рекламой.


Источник: Управление городского планирования и урбанистики Алматы

«Начнут накладывать штрафы»…

Айтуар Кошмамбетов

- Мы боимся, что сейчас начнут выявлять всех подряд и накладывать штрафы, - не стал скрывать опасений Айтуар Кошмамбетов, заместитель директора по правовым вопросам палаты предпринимателей «Атамекен».

Мониторинг рекламных носителей в Казахстане проводится постоянно. По словам юриста, предпринимателей сразу штрафуют, не уведомляя о нарушениях и не давая времени на их устранение. Несогласие бизнеса с начисленными налогами за рекламу уже не раз становилось поводом для судебных разбирательств.

- Изменения в законодательстве всё усложнят. Проблема в том, что предприниматель по закону должен сам уведомить о наличии рекламы. О штрафах он узнаёт только тогда, когда счета арестованы. Мы сейчас с Министерством национальной экономики разрабатываем методику уведомления предпринимателей, чтобы сразу не арестовывали счета, а делали предупреждение, - пояснил Айтуар Кошмамбетов.

Борьба с визуальным шумом

Оформление вывесок и витрин регламентирует не только закон «О рекламе». В прошлом году были приняты поправки в закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». В нём впервые прописали понятие единого архитектурного стиля.

Алмасхан Ахметжанов

- Мы формируем комфортную городскую среду: это комфорт не только в плане уюта, но и психологический комфорт. Агрессивная реклама может действовать на психику. Идёт тенденция к тому, чтобы уменьшить визуальный шум. Мы с прошлого года начали разрабатывать дизайн-код Алматы с требованиями к вывескам. Они должные быть ненавязчивые, информативные и сделаны с учётом пропорций зданий, - пояснил Алмасхан Ахмеджанов, руководитель управления городского планирования и урбанистики Алматы.

В результате многие предприниматели в Алматы уже столкнулись с тем, что оформление, не подходящее по критериям, демонтируют. Вероятно, по этому пути пойдут и другие города Казахстана.

- Недавно мы открыли Центр семейного развития. Оформили его фотографиями семьи: дедушки, бабушки, дети - несколько поколений. Это была не реклама. Но пришли и всё сняли. Мы понесли расходы. Мне кажется, если чиновнику дадут задание, то, как в поговорке: пошли его богу молиться, он весь лоб расшибёт, - поделилась своим мнением Чинара Бугимбаева, основательница крупнейшей в Казахстане сети столовых «Каганат».

Размер базовых ежемесячных ставок оплаты за размещение наружной (визуальной) рекламы не изменился. За одно рекламное сообщение площадью до 2 квадратных метров предприниматель ежемесячно должен платить 2 МРП (5 050 тенге), на улицах с большой проходимостью (категория А) ставки удваиваются до 4 МРП (10 100 тенге). Окончательный размер налога на каждой улице определяют городские и областные маслихаты. В таблице приведены цены для предпринимателей города Алматы.


Источник: Управление городского планирования и урбанистики Алматы

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

То, что реклама является во многом двигателем торговли, является аксиомой. Эта деятельность может приносить значительную прибыль, часть которой в виде налога не должна проходить мимо государственного бюджета.

Однако налога под этим названием нет в Налоговом кодексе РФ с начала 2005 года. Несмотря на это, он по-прежнему актуален, но не как налогообложение продвижения результатов предпринимательской деятельности (товаров, работ, услуг), а под другими наименованиями, в случае подпадания рекламной активности под другие налоговые сборы или законы других стран.

Рассмотрим, кто в 2017 году в РФ должен платить налог на рекламу, в каких формах это происходит, как правильно вычислить сумму и сопроводить платеж нужной документацией. Все о налоге на рекламу в современном отечественном бизнесе читайте в этой статье.

Реклама и законы

Главные законодательные акты, которым не должно противоречить местное самоуправление в части принятия норм относительно налога на рекламу:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (в рамках, устанавливающих для каждого налога основные существенные признаки: базу, ставку, плательщиков, льготников, учетный период и др. – для налога на рекламу все они в наличии);
  • Закон Российской Федерации № 108-Ф3 «О рекламе», утвержденный в 1995 году, в который много раз вносились изменения, в частности, самое свежее датируется 2017 годом.

СПРАВКА! На территории г. Москвы уплата налога на рекламу регламентируется Законом № 59 от 21.11.2001 года.

Данный вид налога также кратко упоминается в Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где утверждается его ставка.

Примерные рекомендации по вычислению суммы этого налога приводятся в Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденного Письмом Минфина РФ от 02 июня 1992 года № 04-05-20, ФНС России от 02 июня 1992 года № ИЛ-6-04/176 и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, налогам и ценам от 04 июня 1992 года № 5.1/693.

Все остальные законодательные тонкости прописываются в региональных нормативных актах, поскольку данный налог является местным.

Итак, можно дать следующее определение налогу о рекламе – это местный сбор, берущийся с предпринимателей, в чьи расходные статьи входят траты на продвижение собственной продукции.

Основные категории рекламной деятельности

Осуществление рекламной деятельности – это любая форма донесения информации о своих товарах, услугах, работах и др. продукции до общественности через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) или иллюстративные средства (табло, «бегущая строка», вывеска, плакат, афиша и т.п.).

Рекламодатель – это юридическое или физическое лицо, несущее расходы на рекламную деятельность, от чьего имени она осуществляется.

Рекламоизготовитель (распространитель) – лицо или организация, изготовившая (и/или разместившая) рекламную информацию по заказу или поручению рекламодателя.

Рекламный носитель – место и способ размещения рекламы.

Не относятся к рекламе следующие сведения, переведенные в публичную форму:

  • вывески, информирующие о часах работы заведения;
  • любое оформление данных о правилах обслуживания клиентов;
  • оповещения и перемене места, режима работы, контактов или реквизитов организации;
  • государственные уведомления;
  • предупреждающие или запрещающие надписи;
  • другие информационные сообщения.

Кому предстоит платить налог на рекламу, а кому – нет

Плательщиками данного вида налогового платежа являются физические и/или юридические лица любой формы собственности или ведомства, которые осуществляют рекламные действия касательно своей продукции. Деятельность должна отвечать таким критериям:

  • рекламируемая продукция должна находиться в собственности рекламодателя;
  • рекламодатель как предприниматель должен быть зарегистрирован на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если иностранный гражданин зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность на территории под юрисдикцией РФ, налог на рекламу относится к нему в той же степени, что и к гражданам России.

Не платят налог на рекламу:

  • организации, проводящие политические кампании (агитацию формально не относят к рекламной деятельности);
  • лица, чья рекламируемая продукция или услуги продвигаются без цели получения прибыли;
  • центры по реабилитации и адаптации;
  • социальные и благотворительные организации.

К СВЕДЕНИЮ! Плательщиком налога может быть не только сам рекламодатель, но и его комитент – организация, осуществляющая для него рекламную деятельность. В таком случае к сумме оплаты этих услуг по договору добавляются средства в размере налогового платежа. Ответственность же за неуплату или ошибки остается на рекламодателе.

С каких сумм исчисляется данный налог

Налоговой базой этого вида муниципальных платежей является конкретная цифра, обозначающая расходы фирмы (или ИП), отнесенные на рекламную деятельность, обозначенную таковой в законодательстве. Траты, считающиеся рекламными:

  • активы, затраченные на разработку, производство и размещение рекламной продукции, заказанной у рекламоизготовителя и разместителя;
  • финансы, в которые вылилось приобретение материалов и самостоятельное изготовление рекламы или участие в ней;
  • вложение средств в продвижение от другого предпринимателя (организации), то есть помощь спонсоров.

К этим видам трат относятся не только материальные расходы, но и отчисления на амортизацию и оплату наемного труда.

Не входят в налоговую базу по рекламе следующие расходы:

  • внесение платы за разрешение на рекламную кампанию;
  • средства, затраченные на информирование о будущей рекламной акции.

Как вычислить сумму налога на рекламу

Порядок исчисления не отличается от других налоговых сборов: численный показатель налоговой базы нужно умножить на ставку, которая по данному налогу неизменна и составляет 5%. Данные о расходах берутся из бухгалтерского учета. Они списываются как траты, уменьшающие базу по налогу на прибыль, причем некоторые в полной сумме, а отдельные – только в размере 1% от выручки. Из потраченных на рекламу средств исключается НДС.

ВАЖНО! Если оплата за рекламную деятельность производилась не в рублях, а в иностранной валюте, то для исчисления налога нужно произвести переоценку валютных остатков, то есть перевести показатели в рубли по текущему курсу Центробанка РФ.

Сроки уплаты

Тонкости, касающиеся сроков, устанавливаются муниципальным (региональным) законодательством. Обычно период расчета, уплаты и предоставления декларации составляет:

  • для юридических лиц – квартал;
  • для физических лиц – год.

Ответственность за налоговые нарушения

Юридически значимыми нарушениями уплаты налога на рекламу, влекущими за собой ощутимые последствия, могут быть следующие:

  1. Неправильное вычисление суммы налога, в результате чего образуется недоимка.
  2. Ошибка, повлекшая за собой переплату.
  3. Несвоевременное внесение данного платежа.
  4. Непредоставление налоговой декларации или предоставление ее с нарушениями сроков.

В первом и втором случае у предпринимателя есть декада на исправление допущенной неточности, далее насчитываются пени (при недоимке) или излишнюю сумму уже нельзя будет вернуть или перезачесть (при переплате).

Читайте также: