Налог на свадьбу зачем

Опубликовано: 20.09.2024

Преимущества и последствия, о которых нужно подумать как до свадьбы, так и после

Зачем нужен брак?

Брак – это союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах ЗАГС. Отношения двух человек одного пола или более чем двух человек, как и союз мужчины и женщины, не прошедший регистрацию в ЗАГСе, в России браком не признаются. Подтверждением его наличия являются штамп в паспорте и свидетельство о регистрации брака.

Брак можно назвать договором между мужчиной и женщиной, который порождает у них целый ряд прав и обязанностей.

Совместная собственность

Все, что приобретут супруги в браке, будет считаться их общим имуществом: машины, земельные участки, квартиры, мебель, бытовая техника, посуда, заработная плата, пенсии, пособия, выплаты в возмещение ущерба здоровью, суммы материальной помощи, доходы от предпринимательства, паи, доли в уставных капиталах общества и т.д. (ст. 34 СК РФ).

За чей счет приобретено имущество и на чье имя открыт счет или вклад в банке, значения не имеет, как и факт трудоустройства и размер доходов супругов в период брака. Всё общее. Исключение составляют вещи личного пользования каждого из супругов и имущество, полученное безвозмездно (подаренное, приватизированное).

Изменить режим совместной собственности супругов можно только брачным договором (подробнее об этом в статье «Брачный договор перестал быть прерогативой миллионеров»).

Зарегистрированный брак – это определенность в имущественных вопросах и гарантия того, что после прекращения отношений один из партнеров не останется на улице с пустыми руками.

Ребенок, рожденный в браке, автоматически получает двух родителей – мать и отца (ст. 48 СК РФ). А у них появляются право воспитывать ребенка и обязанность по его содержанию.

Рождение ребенка в браке исключает в дальнейшем необходимость установления факта отцовства в судебном порядке для взыскания алиментов, признания иждивенцем с целью получения пенсии по потере кормильца или решения вопроса о вступлении в наследство.

Если брак не зарегистрирован, в свидетельстве о рождении ребенка в графе «Отец» может появиться прочерк. Алименты на его содержание можно будет получать только после судебного установления отцовства. Факт нахождения на иждивении также подлежит установлению в суде.

(Ответы на популярные вопросы получателей алиментов и их плательщиков – в статье «Об алиментах на ребенка – в подробностях».)

Алименты на содержание супруга

Лица, состоявшие в браке, после его расторжения имеют право на получение алиментов от бывшего супруга (ст. 90 СК РФ). Такое содержание может быть предоставлено:

  • бывшей жене в период беременности и в течение 3 лет со дня рождения общего ребенка;
  • нуждающемуся бывшему супругу, осуществляющему уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет или за общим ребенком – инвалидом с детства I группы;
  • нуждающемуся бывшему супругу, ставшему нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с этого момента;
  • нуждающемуся бывшему супругу, достигшему пенсионного возраста не позднее чем через 5 лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Наследственные права

Супруги являются наследниками друг друга (ст. 1150 ГК РФ). Отсутствие штампа в паспорте даже при длительном совместном проживании партнеров и вложении ими средств в покупку имущества не позволит в случае смерти одного из них вступить в наследство второму. Имущество не будет считаться общим, а партнер умершего – наследником первой очереди.

Пенсия

Брак позволяет супругу претендовать на пенсию по потере кормильца в случае смерти второго супруга, который содержал семью, а также получить пенсионные накопления умершего (ст. 7 Закона «О страховых пенсиях», ст. 7.1 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Сожители таких прав не имеют.

(«Пенсия в наследство»: кто и как сможет получить по наследству пенсионные накопления? И что делать, если ПФР отказывает в выплате из-за позднего обращения?)

Налоги и налоговые вычеты

Супруги освобождены от уплаты налогов при совершении дарения между ними (ст. 217 НК РФ). Если имущество получено от человека, с которым брак не оформлен, возникает необходимость уплаты налога в размере 13%.

Каждый из работающих супругов может получить налоговый вычет на детей, даже если они работают совместно (ст. 218 НК РФ). Супруг имеет право на вычет, если второму супругу была оказана платная медицинская помощь (ст. 219 НК РФ). Также они могут дважды получить вычет при покупке одной квартиры – 520 тыс. руб. вместо 260 тыс. руб. (ст. 220 НК РФ).

Покупка недвижимости за счет средств маткапитала

Если брак зарегистрирован, то использование маткапитала на улучшение жилищных условий дает мужчине право на долю в недвижимом имуществе. Отсутствие брака не обязывает женщину, который выдан сертификат, выделять партнеру долю в имуществе.

Средствами маткапитала можно также погасить ипотеку, оформленную на имя супруга, даже если она была взята до брака. Сожительство такой возможности не дает.

Правила распоряжения средствами материнского капитала установлены в ст. 7 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Здоровье

Супруг имеет право на получение информации о состоянии здоровья второго супруга, а также на посещение его в реанимации (ст. 22, 79 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Трудовые права

Больничный

Листок нетрудоспособности по уходу за больным выдается одному из членов его семьи, осуществляющему уход за ним.

К членам семьи относятся пасынки и падчерицы, т.е. неусыновленные дети законного супруга. Без регистрации брака ребенок одного сожителя не может считаться пасынком или падчерицей другому. А значит, сожитель, ухаживающий за больным ребенком своей гражданской «половины», не имеет права на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Прописка и вселение в жилье

Законного супруга проще прописать в квартире или вселить в жилье, доставшееся по соцнайму.

Проживание у супруга без регистрации по месту жительства не наказуемо (абз. 6 примечания к ст. 19.15.1, примечание к ст. 19.15.2 КоАП РФ). Но если брак не зарегистрирован, такое проживание будет являться правонарушением, причем для обоих сожителей (ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ).

Уголовное дело

Супруги вправе не свидетельствовать друг против друга (ст. 144 УПК РФ). У сожителей такого права нет: сокрытие информации о преступлении, совершенном одним из них, может служить основанием для уголовного наказания второго.

Риск выдворения за пределы РФ иностранных граждан

Согласно Европейской конвенции по правам человека и позиции ЕСПЧ, нарушителя-иностранца не должны выдворять за пределы России при наличии брака с гражданином РФ, т.е. если сложились прочные семейные связи, а выдворение может повлечь серьезное ущемление права человека на уважение семейной жизни.

Отсрочка от армии

Отсрочка дается только при наличии ребенка и законной супруги со сроком беременности 22 недели и более. Беременность сожительницы такого права на дает.

Пособие по беременности для жен военнослужащих и бесплатный проезд

Право на бесплатный проезд предусмотрено для супругов военнослужащих и жителей Крайнего Севера.

Жены военнослужащих, находящиеся на седьмом месяце беременности, имеют право на пособие по беременности.

Вступление в брак до 18 лет

Это дает возможность получить полную дееспособность, а значит, с момента регистрации брака несовершеннолетний может самостоятельно принимать решение по любым вопросам (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Хотим провести конкурс и вручить приз. Победитель сам заплатит налог?

Читатель Вячеслав спрашивает:

Хотим провести конкурс среди клиентов и подарить победителю ноутбук за 150 000 рублей. Нужно ли платить какой-то налог? Кто это делает: тот, кто выиграет приз, или мы как организаторы конкурса?

С призов дороже 4000 рублей нужно платить налог

Вячеслав, да, призы дороже 4000 рублей облагаются налогом. При этом неважно, в какой форме победитель получает приз: деньгами или техникой, одеждой, едой, недвижимостью.

Но есть исключения. Налоги не нужно платить за призы, которые получают:

  • спортсмены или тренеры на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы;
  • победители конкурсов, соревнований или мероприятий, которые проводятся некоммерческими организаций за счет грантов президента России.

35% — налоговая ставка для призов — пункт 2, статья 224 Налогового кодекса

Победитель — физическое лицо. А физические лица со всех доходов должны платить налоги, в случае с доходами от призов — по ставке 35% с той суммы, что превышает 4000 рублей.

Например, налог за ноутбук стоимостью 150 000 рублей считают так:

(150 000 рублей — 4000 рублей) * 0,35 = 51 100 рублей.

С оплатой налога на приз есть два варианта: победитель платит сам или организатор платит налог за него. Какой вариант использовать, выбирает организатор.

В правилах конкурса нужно указать, кто платит налог

Кто будет платить налог, организатор прописывает в правилах — такие правила должны быть у каждого конкурса, розыгрыша призов, акции. Если организатор платит налог сам, в правилах пишет примерно так:

Приз — ноутбук стоимостью 150 000 рублей.

Приз оплачивается за счет средств организатора.

Приз не подлежит обмену, денежный эквивалент приза не предоставляется.

НДФЛ — 35% от части той стоимости приза, что превышает 4000 рублей, — оплачивает организатор .

Если налог за приз будет платить победитель, нужно изменить формулировку в последнем пункте:

НДФЛ — 35% от части той стоимости приза, что превышает 4000 рублей, — оплачивает победитель.

От того, кто платит налог, зависит срок уплаты и то, как будет выглядеть акт вручения приза.

Заплатить налог в течение двух дней, если платит организатор

О сроках уплаты налога за победителя — пункт 6, статья 226 Налогового кодекса

Если организатор платит налог за победителя, у него есть два дня на оплату — день вручения приза и следующий за ним.

Чтобы заплатить НДФЛ за победителя, нужны документы:

  • сканы или копии всех страниц паспорта победителя;
  • документа с подтверждением временной регистрации, если победитель живет не по прописке;
  • СНИЛС;
  • ИНН.

Еще понадобится акт о вручении приза — он нужен как доказательство, что приз вручили.


Сроки и акт будут другими, если налог за приз платит победитель.

Рассказать о налоге, если победитель платит сам

Если в правилах конкурса написано, что победитель платит налог сам, у организатора появляется обязанность разъяснить ему налоговые обязанности. То есть рассказать, что за приз нужно заплатить 35% налогов. Объяснить победителю, что и куда платить, можно своими словами, а в акт добавить ссылку на статью Налогового кодекса, например так:


Победитель должен указать приз в декларации 3-НДФЛ и сдать ее до 30 апреля следующего года. А налог нужно заплатить до 15 июля следующего года. Например, если победитель получает приз в феврале 2021 года, декларацию он сдает до 30 апреля 2022 года, а налог платит до 15 июля 2022 года.

Подробнее о том, как компании проводить розыгрыши призов и конкурсы, мы рассказывали в другой статье.

Справочная / Бизнес‑будни

Самозанятым: какой товар продавать можно, а какой нет?

Самозанятые — это физлица, которые работают на себя. Государство придумало для них мягкий налог на профессиональный доход — не более 6%. А ещё освободило от целого вороха предпринимательских забот — взносов в Пенсионный фонд, деклараций, бухгалтерии и касс.

Но вместе с плюшками государство ограничило формат бизнеса самозанятых.

⛔ Одно из ограничений — по товару. Самозанятые не могут продавать чужой товар. А товар собственного производства не должен попадать под акциз и маркировку. Иначе налоговая снимет с НПД и начислит 13% НДФЛ — и физлицу, и действующему ИП.

Разбираемся, что такое товар собственного производства и что нельзя продавать из-за акцизов и маркировки. Бонусом — как быть с этикетками и ценниками на товар, который сделал самозанятый

Товары собственного производства — можно, перекупленные — нельзя

Самозанятым нельзя перепродавать чужой товар. Исключение — продажа личных вещей, например, старой одежды или автомобиля через Авито. Правило — из п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона о налоге на профессиональный доход.

Чужой товар — это который закупили у поставщика, а потом как есть выставили на продажу в соцсети, интернет-магазине или обычном магазине офлайн.

❌ Купить в Икее 100 заварочных чайников, привезти в свой город и продать дороже в магазине самозанятому нельзя.

❌ Набор из чужих товаров — не свой товар. Купить оптом шампуни и бальзамы, сложить в коробку с бантом и продать в розницу как подарочный набор — нельзя. Это перепродажа.

❌ Продавать купленные запчасти, сырье и материалы нельзя. Перепродажу запчастей для машин Минфин запретил напрямую в Письме № 03-11-11/91220.

❌ Совмещать продажу своих и чужих товаров тоже нельзя. Разнообразить ассортимент магазина собственной бижутерии чужим хэндмэйдом и фурнитурой для рукоделия от поставщика не выйдет. Закон не разрешает платить со своих товаров НПД, а с остальных другой налог.

Товар собственного производства самозанятым продавать можно. Так пояснил Минфин в Письме № 03-11-11/95715.

Собственный товар не обязательно создается с нуля. Покупать материалы, заготовки и даже другой товар для переработки можно. Главное, чтобы в итоге получился новый товар.

✅ Можно закупать товар, улучшать его и продавать. Купить заварочный чайник в Икее, разрисовать и продать — можно.

✅ Купить материалы и создать новую вещь — можно. Например, из ткани и каркасов сделать кресла.

✅ Подключить к производству помощника — можно. Купить листы бумаги, нарисовать рисунок, сверстать макет и напечатать плакат в типографии — нормально.

По некоторым товарам уже высказывался Минфин. НПД разрешили применять, если самозанятый:

✅ делает флористические композиции и букеты из цветов — Письмо № 03-11-11/15055;

✅ собирает компьютеры из запчастей — Письмо № 03-11-11/92485;

✅ изготавливает электротовары, в том числе из материала заказчика — Письмо № 03-11-11/101162;

✅ и даже собирает и сдаёт лом черных и цветных металлов — Письмо № 03-11-11/112575.

Подакцизные и маркируемые товары — нельзя

Самозанятым нельзя продавать подакцизные и маркируемые товары. Даже сделанные своими руками дома или на подсобном хозяйстве. Производство таких товаров под особым контролем государства. Это ограничение из п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона о налоге на профессиональный доход.

❌ Подакцизные — это товары, за которые платят дополнительный налог — акциз. Потому что они могут навредить здоровью человека и экологии.

Подакцизные товары перечислены в ст. 181 НК РФ:

— этиловый спирт в чистом виде;

— спиртосодержащая продукция с долей этилового спирта более 9%;

— алкоголь с долей этилового спирта более 0,5% — домашние вино, пиво, медовуха, ликёр, сидр и водка, виноградное и фруктовое сусло, порошок для вина;

— табачная продукция — к примеру, самодельный кальянный табак;

— автомобили и мотоциклы;

— бензин, дизельное топливо и моторные масла.

❌ Маркируемые — это товары, на которые наносят специальный код и регистрируют в системе мониторинга Честный ЗНАК. Так государство отслеживает некачественный и контрафактный товар.

— сигареты и табак;

— духи и туалетную воду;

— шины и покрышки;

— постельное белье, кухонный текстиль;

— фотоаппараты и лампы-вспышки;

Список маркируемых товаров постоянно растёт. Следить за ним можно на сайте Честный ЗНАК.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Нужна ли этикетка на товар и уголок потребителя

ИП и организациям обязательно писать на товаре состав, вес, срок годности и другие сведения о товаре. А еще вешать на товар ценник. Так нужно, чтобы покупатель видел, что берёт и сколько это стоит. Это требования из ст. 10 Закона о правах потребителей.

Для самозанятых физлиц нет требования вешать на товар этикетуку и ценник. Но это можно сделать по желанию и из любви к покупателям.

А вот для ИП на НПД требование об этикетке и ценнике обязательно. И повышенная ответственность к продажам потребителям тоже. В частности ИП на НПД обязаны делать уголок потребителя — так пишет налоговая.

Однако самозанятые физлица обязаны выдать покупателю чек — ст. 14 Закона о налоге на профессиональный доход.

И вот в чеке обязательно писать свои ФИО и ИНН, наименование и цену товара. Так нужно, чтобы покупатель смог найти продавца и вернуть некачественный товар. Так могут сделать абсолютно все покупатели — по правилам из ст. 475 ГК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

«У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления.

Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать?

Федеральный бюджет не для всех

Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество „секретных“ статей минимально, как и возможность „перепрограммирования“ ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя „разменять“ на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко.

В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров.

Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии».

Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах.

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?»

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

«В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель.

«В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Система, существующая в России, вполне эффективна и удобна как для работодателя, так и для работника, практически единогласно подтвердили опрошенные Банки.ру эксперты. Ведь в реальности на сознательность граждан влияет не только и не столько то, кто уплачивает налоги — работодатель или сотрудник. Например, в Германии, как и в России, работник получает зарплату, уже «очищенную» от налогов. «Однако сотрудник получает также и так называемую карту зарплаты, в которой прописывается, какие именно суммы удерживаются из заработной платы работника и куда они идут — в федеральный, региональный или местный бюджеты», — обращает внимание Елена Казакевич.

«Нет прямой зависимости между самой налоговой системой и сознательностью граждан, — считает партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Системы могут не отличаться принципиально. Разница, как ни странно, лежит в политической плоскости. То есть мы можем зафиксировать отличия не на этапе сбора налогов, но главным образом на этапе дальнейшего взаимодействия граждан и государства, получения государственных услуг, контроля за действиями госорганов, работы политических и неполитических объединений, активности парламентских партий».

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

Целевые или из общего котла — важно, чтобы за расходованием бюджета велся четкий контроль. На всех уровнях, в том числе со стороны СМИ. «За рубежом существуют сайты, на которых налогоплательщики могут ознакомиться со списками осуществленных программ и проектов, которые финансировались из бюджета города, региона или государства. В РФ такие события полноценно освещаются редко», — отмечает Елена Муратова.

Однако для эффективного контроля бюджетных расходов одной гражданской активности недостаточно, нужны еще и определенные технологии. Например, машинная обработка большого объема неструктурированных данных. «Такая обработка должна выявлять закупочные процедуры с искаженными названиями, упрощать анализ информации и помогать экспертному сообществу быстрее обнаруживать различные нарушения», — говорит Юлия Русинова.

«Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, безболезненно переводятся с помощью современных информационных и финансовых технологий в добровольный и прозрачный формат. Без всяких революций, уличных протестов и погромов», — считает Артем Матвеев.

В России многое уже есть

«За прошедшие годы мы стали свидетелями (и неважно, заметили мы или нет) того, что вокруг нас формируется полноценная инфраструктура, на базе которой может быть реализован процесс по ознакомлению, управлению и контролю за „общественными финансами“, — говорит Василий Кисленко из „Налогии“. — Это портал „Открытое правительство“, портал „Российская общественная инициатива“, официальные сайты финансовых органов с реализованным функционалом обратной связи, программы поддержки местных инициатив, территориальное общественное самоуправление, проекты „Народный бюджет“ и многое другое». Кроме того, в России уже внедряются программы под общим названием «инициативное бюджетирование», добавляет Виталий Манжос.

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

С тем, что вырастить в нас «чувство налогоплательщика» — задача малореалистичная, соглашается и Александр Ермоленко. «Пока мы, скорее, делаем наоборот: государство глубоко заинтересовано в социальном иждивенчестве — так меньше спроса, в противном случае придется гораздо больше стараться, ведь настоящие граждане, налогоплательщики, несравнимо более требовательны, — говорит эксперт. — Не заинтересованы в новом подходе и мы сами, поскольку контроль — это большая, притом постоянная общественная работа, к которой мы непривычны. Кроме того, начав что-то менять в этом вопросе, дальше мы уже не сможем остановиться. Во всех странах и всегда это приводило к появлению настоящей политики и конкуренции в сфере государства, что также не добавит нам всем спокойствия. И трудно сказать, кто этого больше боится — государство или граждане».

Есть такое мнение предпринимателей (возможно, Вы тоже его слышали): «Я все посчитал, если мы заплатим налоги, то с прибыли в 100 рублей, мы заплатим 105 рублей налогов. Бизнесу не дают работать в белую, мы вынуждены уйти в тень и т.д.»

Исходя из таких рассуждений создается впечатление, что будет убыток 5 руб.
Правда это или нет?

Если Вы не знаете ответа на этот вопрос, то давайте посчитаем вместе, откуда взялись эти цифры.

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (С НДС)
Заработная плата:1 079 тыс руб
Взносы с заработной платы: 325 тыс руб (1 079*30,2%)
НДС к уплате: 477 тыс (13 924/118*18 - 10 443/118*18 - 348/118*18)

Налоговая база по налогу на прибыль: 1 251тыс руб (13 924/1,18 – 10443/1,18 – 348/1,18-1079-325)

Налог на прибыль: 250 тыс.руб (1 251*20%)
Чистая прибыль: 1 000 тыс

Всего уплачено налогов 1 050 тыс: (325 тыс + 250 тыс + 477 тыс)

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (с НДС)

Все, что осталось, идет на обналичку.
«Нарисованные расходы» (деньги на обналичку): 3 133 тыс руб (13 924-10 443-348)

Комиссия обнальщиков (допустим, 10%): 313 тыс

Получено налом: 2 820 тыс руб
Заработная плата в конвертах:1 079 тыс руб
Остаток денежных средств: 1 741 тыс

Комиссия? Ну и ладно. Все равно выгодно… Но нет, подождите… Что еще? Есть еще расходы, которые вроде бы не связаны напрямую с тем фактом, что компания не платила налоги! А именно: второй учет или черная бухгалтерия. Конечно, здесь можно возразить, что бухгалтерия получает фиксированную зарплату, и какая разница, сколько учетов она ведет.

Но задумайтесь о таком факте: собственник платит сотрудникам заработную плату для того, чтобы они приносили прибыль компании, в каждый момент своего рабочего времени. Значит, любое рабочее время, затраченное на прочие операции, является бесполезно потраченным, но оплаченным. Все дополнительные операции создают дополнительные затраты. На «черные» структуры может уходить огромное количество рабочего времени сотрудников (переговоры с «обнальщиками», дополнительные платежи, «рисование документов», обмен документами, сверка расчетов, забор нала, начисление и выплата зарплат в конвертах, согласование «нарисованных» справок для банка, переговоры и обсуждения, походы в налоговую «на ковер», составление «реальной» отчетности для собственникаи т.д. и т.п)– И все это за счет собственников бизнеса!

Увеличение штата и затраты рабочего времени на все ЭТО, могут незаметно съесть все эту кажущуюся выгоду. А мы еще даже не начинали говорить о рисках!

Переходим к рискам.
Все компании, занимающиеся обналичкой, рано или поздно вычисляются налоговой инспекцией. Отдел предпроверочного анализа собирает и анализирует данные о движениях по счетам всех налогоплательщиков, суммах уплаченных налогов, сомнительных поставщиках компании и доле налоговых вычетов НДС по ним.
Что бы они (обнальщики) не рассказывали, на тему того что они совсем не подозрительные, и что налоговая никогда и никому по ним никаких вопросов не задавала – верить им не стоит.

Проверьте самостоятельно и бесплатно любого контрагента на сайте «За честный бизнес».

Основные вопросы: давно ли существует компания (менее 3-х лет? скорее всего), какой оборот заявлен в предыдущей отчетности (если она вообще была), сколько налогов исчислила компания за предыдущий год? какой вид деятельности ведет компания (не факт, что назначение платежа, по которому они перечисляли деньги на "обнал", хотя бы близко к тому, какой вид деятельности заявлен в Уставе), кто ее директор и учредитель (их кто-нибудь видел? они являются массовыми?), адрес (массовый?).

Но, увы, несмотря на любое субъективное мнение, которое может сложиться у нас, относительно какого-либо контрагента, налоговая все равно вычисляет "их". Взаимодействие с такими компаниями может послужить причиной вызова на комиссию, камеральной или выездной налоговой проверки. Дальше вся работа будет вестись на собирание доказательств того, что руководители компании, в лучшем случае, не проявили должной осмотрительности с этим/этими поставщиками, и максимальный риск доначисления состоит в следующих суммах:

Подведем итог,

Вариант 1 "Белый".
Сумма уплаченных налогов - 1 050 тыс руб
Чистая прибыль - 1 000 тыс руб
+Спокойствие собственника

Вариант 2 "Черный"
Сумма уплаченных налогов - 0
Чистая прибыль - 1 741 тыс руб
Прибыль больше на 741 тыс.
Из этой суммы нужно вычесть:
1) дополнительные затраты на обслуживание "черных" структур (пусть это будет 5% от ФОТ) - 54 тыс
2) излишнюю премию топ-менеджерам с этой "якобы" экономии (например, многие компании платят топам 20% от прибыли) - 148 тыс руб
Оставшаяся экономия: 541 тыс руб (741-52-148)
А теперь, просто ради эксперимента посчитаем, какова должна быть вероятность проведения проверки "с пристрастием", для того, чтобы оставшаяся экономия не имела смысла.
Это рассчитывается следующим образом. Полная сумма возможных налоговых доначислений умножается на вероятность прихода проверки.
Получается такая формула:

1 846 тыс руб * Х% вероятности = 541 тыс руб
Отсюда х=30%

А у нас во втором расчете, как мы рассмотрели ранее, вообще вероятность налоговой проверки стремится к 100%. Поэтому, с точки зрения экономики, второй вариант с обналичкой не выгоден.

Но на этом точку поставить не удалось, ведь есть еще третий, промежуточный вариант:

Конечно же, здесь речь идет про "небольшую" доплату в конверте.
Давайте сравним.
Какие выгоды/потери мы получим, если вывести часть денег (сумму Х) на заработную плату через обналичку. Для простоты расчетов возьмем 100 рублей, чтобы легче было перевести в проценты.

экономия 30,2 руб - страховые взносы с ФОТ (100*30,2%);
экономия 15,25 руб - дополнительное уменьшение НДС к уплате, ведь в зарплате нет НДС, а в сумме на "однал" НДС в том числе (100/118*18);
доп.затраты 10 руб - комиссия за обналичку ( я беру примерную цифру 10%, но на практике она может отличаться)
Итого экономия: 35,4 руб

Риски:
доначисление НДС 15,25 руб
доначисление налога на прибыль 16,95 руб (100/1,18*20%)
доначисление страховых взносов с ФОТ 30,2 руб
Общая сумма доначисленных налогов 62,4 руб
штраф 20% со всех доначисленных налогов 12,48 (62,4*20%)
пени со всех доначисленных налогов 19,26 руб ( 1/150 от ставки рефинансирования в день, возьмем за 1,5 года - может набежать 30%: (62,4*30%)
Итого риски 94,1 руб

А теперь еще раз вернусь к вероятностям. Есть такой раздел в науке об управлении - технология принятия управленческих решений. Цель технологии заключается в том, чтобы найти подходы для суммовой оценки показателей, которые влияют на принятие решений. Если показатель вероятностный, то есть может наступить, а может и не наступить, то для принятия решения нужно умножить сумму на вероятность.
В данном случае мы умножаем полную сумму налоговых рисков на вероятность наступления события. И полученный результат используем в расчете, для того, чтобы понять, применять чуть-чуть "серую" схему или нет.

Мы можем использовать 2 подхода:
Подход 1. Оценить вероятность проверки самостоятельно исходя их своего субьективного мнения, полученное значение умножить на сумму рисков и результат добавить к дополнительным затратам, т.е. к комиссии за обналичку, и затем уже сравнивать полученный результат с той экономией, которая получена на налогах от применения схемы.
Пример моей оценки: я бы оценила вероятность проверки для такой компании на уровне 1 раз в три года, т.е. 33,33% каждый год.
94,1 руб*33,33% =31,4 руб

То есть выгода - 4 руб (35,4-31,4). Переводим в проценты, т.к. мы считали от 100 рублей, это очень легко сделать, будет 4%
4% - это очень незначительная экономия, учитывая, что размер 2-х показателей был оценен приблизительно: комиссия за "обнал" и возможные пени по налогам.

Подход 2. Пойти от обратного. Рассчитать сумму выгоды без учета налоговых рисков и найти через уравнение, какой должен быть процент вероятности налоговой проверки, чтобы при принятии решения учитывалась сумма, равная этой выгоде, то есть принимать такое решение не имело бы смысла.
Выгода 35,4 руб, налоговые риски 94,1 руб,
значит 94,1 * х% = 35,4, отсюда Х=37,6%

37,6% - это нормальный показатель вероятности проведения налоговой проверки, а значит нет смысла принимать решение об использовании схемы.

Оба расчета очень близки. Используя научный подход к вопросу применения "чуть-чуть" серой схемы, целесообразно отказаться. Вот такая математика.

Читайте также: