17 налог на имущество физических лиц экономическая сущность назначение перспективы совершенствования

Опубликовано: 16.05.2024

Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц

Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в дешевых средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешевых средств являются налоги.

Налоги - это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Пепеляева С.Г. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2009. - 20с.

Налоги выражают денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Таким образом, экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

Налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Выделяют следующие функции налогов:

· контрольную. Черника Д.Г. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника - 4-ое изд. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 30с.

Причем распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцать первый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов Федерации и местных), налоги есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

· удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т. д.;

· регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;

· решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

· обеспечение международных договорных обязательств и т. д.

Роль налогов на имущество физических лиц и их назначение можно оценить, уяснив место этих налогов в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни органов местного самоуправления.

Налоги на имущество физических лиц, как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). Мамедов О.Ю. Современная экономика / Ю.О. Мамедов. - М.: Феникс, 2009. - 107с. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина в целом и на народное хозяйство как единое целое. Она раскрывается в том, что налоги на имущество физических лиц выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налог на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны. Так, налоговыми органами в 2011 г. было учтено более 64 млн. граждан, собственников строений, помещений и сооружений, которые являются объектами налогообложения. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] - http://www.nalog.ru/

Налоги на имущество (в том числе на жилые помещения) принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после демонополизации роли государства в жилищной сфере вопрос налогообложения жилья стал актуален.

В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало приобретать жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Комплекс нормативных актов, регулирующих процедуру налогообложения имущества, был введен в ходе налоговой реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества.

Налоги, взимаемые с жилых помещений, можно разделить на две основные группы:

1) регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом (налог на имущество физических лиц);

2) разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделка купли-продажи и другие операции с имуществом).

Можно вывести четыре основных принципа взимания налога на имущество физических лиц:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

В настоящее время налоговые взаимоотношения физических лиц- собственников имущества и государства регулируются Налоговым кодексом РФ (частью 1) и Законом РФ « О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 г. № 2003-1, с учетом внесенных в него изменений. В соответствии с налоговым кодексом РФ налог на имущество физических лиц является местным. Следовательно, органы местного самоуправления могут устанавливать отчетные периоды, ставки (в пределах ставок, закрепленных в Федеральном законе), порядок, сроки уплаты, а также льготы по налогу.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п.1-6 настоящей статьи.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Ставки устанавливаются в следующих пределах: суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения до 300 тыс. руб. (включительно) - ставка налога до 0,1% (включительно); свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) - свыше 0,1 % до 0,3% (включительно); свыше 500 тыс. руб. - свыше 0,3 % до 2,0 %(включительно).

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются

следующие категории граждан (ст.4): герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн и др.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак и др. Порядок исчисления и уплаты налогов (ст.5) Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ.

Билет 6. Функции налогов и их содержание. Взгляды современных российских экономистов на состав и содержание функций налогов

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства и инструмента стоимостного перераспределения доходов.

В России функции налогообложения в течение продолжительного времени находились в центре внимания финансовой науки. Помимо фискальной, особо выделяется значение его регулирующей функции. Данная позиция была реализована в работах юристов и экономистов А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, В. B. Дитмана, К. М. Кулишера, П. В. Микеладзе, А. А. Соколова, В. Н. Твердохлебова, А. А Тривуса, К.Ф. Шмелева, И. И. Янжула.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения относительно количества выполняемых налогом функций. Однако принято выделять пять функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и социальную.

Фискальная функция является основной функцией налога. Посредством данной функции реализуется основное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им функций - обороны страны и защиты правопорядка, решение социальных природоохранных и ряда других задач. В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение денежного потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Контрольная функция налогов создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.

Распределительная функция выражает сущность налога как инструмента распределительных отношений. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция предполагает влияние, системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Подфункция воспроизводственного и природоохранного назначения реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функции налогов. Ее предназначение - обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Экономическую сущность налога на имущество физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этих налогов в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни органов местного самоуправления.

Налоги на имущество физических лиц, как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина в целом и на народное хозяйство как единое целое. Она раскрывается в том, что налоги на имущество физических лиц выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Налог на имущество является регулярным налогом и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налог на имущество физических лиц охватывает значительную часть населения страны.

Налоги на имущество (в том числе на жилые помещения) принадлежат к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после демонополизации роли государства в жилищной сфере вопрос налогообложения жилья стал актуален.

В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало приобретать жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Комплекс нормативных актов, регулирующих процедуру налогообложения имущества, был введен в ходе налоговой реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества.

Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Первоначально существовали два налога на имущество физических лиц: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. С 1 января 2003 г. в связи с введением гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ в качестве налога на имущество физических лиц взимается только налог на строения, помещения и сооружения.

Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Поскольку согласно Закону налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.

В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика - физических лиц, которыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

- родители, усыновители или попечители несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26 и 33ГК РФ);

- родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. ст. 28 и 32 ГК РФ);

- опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

- попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 20.06.2019 2019-06-20

Статья просмотрена: 1381 раз

Библиографическое описание:

Егоров, Е. В. Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития / Е. В. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60880/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения.

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Имущественные налоги зависят от финансового состояния организаций и от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье значительно в минимальной степени, чем налоги на прибыль или ресурсные платежи и НДС, поэтому и являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета, это особенно ярко проявилось в условиях экономического кризиса, динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов [6].

Доля доходов от имущественных налогов незначительна, что показано на рис. 1:


Рис. 1. Доля доходов от имущественных налогов в бюджетной системе РФ, %

Около 71 % всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог — 18 %, транспортный налог с организаций и физических лиц — более 12 %. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 4 %.

В качестве основных способов совершенствования имущественного налогообложения и увеличения собираемости имущественных налогов целесообразно перечислить следующие.

Во-первых, привлечь в налоговый оборот по возможности максимальное количество субъектов и объектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между службой государственной регистрации, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

Во-вторых, ввести единое сводное налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу и указывать сумму задолженности (налоги и пени по расчетам за предыдущие налоговые периоды), по состоянию на дату формирование уведомления, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

В-третьих, нужно предусмотреть освобождение от обложения налогом на имущество организаций высокотехнологичного оборудования, в целях стимулирования инновационного развития организаций, всех отраслей экономики.

Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для более качественного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Для реализации работы подразделений Федеральной налоговой службы разработана и функционирует многоуровневая система автоматизированная информационная система (АИС «Налог» — 3, обеспечивающий решения задач обработки и накопления информации в инспекциях. Конечная цель АИС Налог –3 налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, казначейства, банков, регистрационных центров, таможни, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др. [3].

Одним из востребованных направлений работы должны стать меры по повышению роли имущественных налогов в доходах бюджета как стабильного ресурса поступлений. Соответственно, порядок работы с регистрирующими органами должен полностью измениться. Сегодняшняя ситуация недопустима, когда из-за некорректных сведений информационных баз под налогообложение подпадает только 56 % объектов недвижимости. Для этого, следует постоянно анализировать динамику формирования и обработки сведений, получаемых из службы государственной регистрации [4].

Также стоит обратить внимание к упрощению налоговых процедур и повышению открытости Федеральной налоговой службы, включая взаимодействие с налогоплательщиками. Это может быть осуществимо за счет развития информационных технологий, развития действующих электронных сервисов, создания новых.

В связи с вышеизложенным, необходимо создать систему управления электронными архивами, а также специализированные центры обработки и хранения документов. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами [7].

Центры обработки данных в настоящее время работают в определённых направлениях и будут поэтапно модернизироваться в межрегиональные аналитические центры обработки и генерации информации при проведении контрольных мероприятий [7].

По состоянию на сегодняшний день даже в непростых экономических условиях не утрачивается темп поступления налогов и сборов. К примеру, в консолидированный бюджет Российской Федерации за девять месяцев 2017 года поступило 10,5 триллиона рублей, что на 1 % выше соответствующего периода 2016 года. Естественно, не положительное воздействие на динамику поступлений оказывает налог на добычу полезных ископаемых и его сокращение на 15,7 % вследствие снижения цены на нефть. Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет выросли на 6,3 %. Причем это происходит в условиях, когда основные макроэкономические показатели уменьшаются. Вспомним, что объем ВВП в начале, полугодии сократился на 0,8 %, оборот розничной торговли — на 5,6 %, инвестиции — на 4,2 %.

Если посмотреть на доходную часть имущественного налогообложения в целом за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли на 18 % [1].

Необходимо так же отметить, что налоговая служба не обладает инструментами прямого влияния на налоговую политику, занимаясь в первую очередь администрированием. Основным функционалом налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства, именно поэтому необходимо рассматривать контрольную работу как один из основных влияний повышения эффективности администрирования доходов [2].

Для увеличения плодотворности налогового администрирования не только, в общем, по стране, но и субъектов Российской Федерации необходимо решить некоторые проблемы, существующие в области налогообложения.

В последнее время проблемы экономической безопасности чаще оказываются в центре общественного внимания, становятся предметом обсуждения, как представителей различных областей научного знания, так и властных структур [9]. Основную экономическую базу для функционирования государства создают налоги, поэтому налоговая безопасность — это неотделимая часть экономической безопасности в обществе.

С целью обеспечения налоговой безопасности региона уполномоченными органами всех уровней власти непрерывно осуществляется проведение налоговой политики, подразумевающей комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на достижение каких — либо целей, в основе которых лежат налоговые льготы, объекты и ставки налогов, как непосредственное проявление налоговой политики [5].

Проведение налоговой политики в целях обеспечения налоговой безопасности на макроуровне должна быть направлена не только на борьбу с уклонением от уплаты налогов и теневой экономики, но и на повышение качества налогового администрирования с использованием современного математического аппарата и новейших информационных технологий [8]. При этом следует учитывать специфику отдельных регионов, их географическое положение, отраслевую специфику, налоговый потенциал, осуществлять применение методов налогового планирования и прогнозирования, обеспечивать взаимодействие государственных и региональных стратегических целей развития и использования эффективного налогового механизма для их достижения.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салпагаров М.И.,

Эффективная налоговая система является важной составляющей экономического роста. Налог на имущество физических лиц в соответствии Налоговым Кодексом является местным налогом и одним из основных источников финансовых ресурсов муниципального образования. С принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ данный налог рассчитывается по кадастровой стоимости объекта налогообложения. Вместе с тем дискуссии о принципах, способах его исчисления, а также существующих проблемах, до сих пор ведутся и остаются актуальными. Целью данной работы является рассмотрение экономической сути данного налога и перспектив его использования. Для достижения указанной цели, в работе ставятся следующие задачи: Изучение законодательной базы; Рассмотрение взаимосвязи функций муниципальных образований с данным налогом; Рассмотрение возможных проблем при использовании данного налога органами местного самоуправления .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Салпагаров М.И.,

The economic essence of the tax on property of physical persons

The effective tax system is an important component of economic growth. Tax on property of physical persons in accordance with the Tax Code is a local tax and one of the main sources of financial resources of the municipality. With the adoption of the Federal Law of 04.10.2014 N 284-FZ, this tax is calculated on the cadastral value of the object of taxation. At the same time, discussions about the principles of its calculation and existing problems are still ongoing and remain relevant. The purpose of this work is to consider the economic essence of this tax and the prospects for its use. To achieve this goal, the work poses the following tasks: Study of the legislative framework; Consideration of the relationship of the functions of municipalities with this tax; Consideration of possible problems with the use of this tax by local governments.

Текст научной работы на тему «Экономическая суть налога на имущество физических лиц»

Экономическая суть налога на имущество физических лиц The economic essence of the tax on property of physical persons

Студент 3 курса

Финансовый университет при правительстве РФ (КФ)

Россия, г. Курск e-mail: ravemin@icloud. com

Student 3 term Financial University Russia, Kursk e-mail: ravemin@icloud. com

Научный руководитель Кондратьева З.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Финансовый университет при правительстве РФ (КФ)

Россия, г. Курск e-mail: ZAKondrateva@fa. ru

Scientific adviser Kondratyeva Z.A.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of "Economics and Finance"

Financial University Russia, Kursk e-mail: ZAKondrateva@fa. ru

Эффективная налоговая система является важной составляющей экономического роста. Налог на имущество физических лиц в соответствии Налоговым Кодексом является местным налогом и одним из основных источников финансовых ресурсов муниципального образования. С принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ данный налог рассчитывается по кадастровой стоимости объекта налогообложения. Вместе

тем дискуссии о принципах, способах его исчисления, а также существующих проблемах, до сих пор ведутся и остаются актуальными. Целью данной работы является рассмотрение экономической сути данного налога и перспектив его использования.

Для достижения указанной цели, в работе ставятся следующие задачи: Изучение законодательной базы;

Рассмотрение взаимосвязи функций муниципальных образований с данным налогом; Рассмотрение возможных проблем при использовании данного налога органами местного самоуправления.

The effective tax system is an important component of economic growth. Tax on property of physical persons in accordance with the Tax Code is a local tax and one of the main sources of financial resources of the municipality. With the adoption of the Federal Law of 04.10.2014 N 284-FZ, this tax is calculated on the cadastral value of the object of taxation. At the same time, discussions about the principles of its calculation and existing problems are still ongoing and remain relevant. The purpose of this work is to consider the economic essence of this tax and the prospects for its use.

To achieve this goal, the work poses the following tasks: Study of the legislative framework;

Consideration of the relationship of the functions of municipalities with this tax; Consideration of possible problems with the use of this tax by local governments.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, кадастровая стоимость, рыночная стоимость, местное самоуправление, местные налоги.

Key words: tax on property of physical persons, cadastral value, market value, local self-government, local

Экономическое основание любого налога требуется как для соблюдения пункта 3 статьи 3 НК РФ, так и для финансовой устойчивости и экономического развития государства. Так местные налоги в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2006 и статьёй 9 Европейской хартии местного самоуправления, необходимы для обеспечения местного самоуправления достаточными финансовыми ресурсами в рамках национальной экономической политики в целях реализации их функций. Налог на имущество физических лиц в соответствии со статьями 12 и 399 НК РФ является доходной части местного бюджета, он устанавливается налоговым кодеком, а так же муниципальными нормативно-правовыми актами. Объектом налогообложения является любое недвижимое имущество физического лица за исключением общего имущества многоквартирного дома.

последнее время роль данного налога в бюджетах муниципальных образований растет, данный факт иллюстрируют данные таблицы 1.

Таблица 1. Показатели бюджета города Курск за 9 месяцев

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Налоговые и неналоговые доходы (тыс. руб.) 3629688 3878430 2720755 2880303 2945636 3251305 3015494

Налог на имущество физических лиц (тыс. руб.) 36245 62107 99700 108368 108500 123025 164000

Доляналога всоставе налоговых и неналоговых доходов(%) 1,00 1,60 3,66 3,76 3,68 3,78 5,44

Исходя из данных таблицы видно, что с 2012 по 2018 размер поступлений налога по городу Курску увеличился в 4,5 раза. Данный факт связан, в том числе с изменением в методике расчета налогооблагаемой базы. На данный момент законодательный орган субъекта РФ может определять налоговую базу одним из двух способов:

Как инвентаризационная стоимость имущества, умноженная на Коэффициент-дефлятор [1, ст. 404].

Как кадастровая стоимость имущества по данным ЕГРН на 1 января года за минусом налоговых вычетов, если таковые предусмотрены муниципальным образованием [1, ст. 403].

Однако с 01.01.2020 года допускается использование только второго способа. Отказ от использования инвентаризационной стоимости в пользу кадастровой объясняется различиями в их расчете, которые представленными в таблице 2

Таблица 2. Различия факторов, влияющих на стоимость объекта

Инвентаризационная стоимость Кадастровая стоимость

• Площадь сооружения; • Коммунальные удобства; • Год постройки. • Внешняя среда объектов; • Состояние рынка недвижимости и его сегментов; • Иные факторы [3, п.4.1.].

Соответственно целью данного перехода является приближение налогооблагаемой базы к её рыночной цене. В связи с этим следует повторно рассмотреть метод определения кадастровой стоимости, но во взаимосвязи

выполняемыми местным самоуправлением функциями, установленными законодательными актами таблица 3.

Таблица 3. Функции местного самоуправления и критерии кадастровой стоимости объекта

Критерии кадастровой стоимости Функции местного самоуправление

Внешние условия: • природные условия, окружающая среда; • социально-экономическая ситуация и т.п.; Стоимость объекта на рынке недвижимости, где косвенно учитывается: • наличие школ, поликлиник, больниц; • благоустройство территорий; • состояние дорог, наличие остановок, общественного транспорта и т.п. Состояние объекта. Создание условий для обеспечения жителей: • услугами связи, торговли, организаций культуры; • водо-, тепло-, газоснабжения и т.п.; • транспортными услугами; • массовым отдыхом, досугом и т.п. Организация деятельности по: • благоустройству территорий; • сбору твердых коммунальных отходов; • утверждению правил застройки; • иная деятельность.

При сравнении критериев кадастровой стоимости объекта с функциями местного самоуправления можно отметить их частичную схожесть. Другими словами в случае если местное самоуправление хорошо выполняет свои функции, то рыночная и соответственно кадастровая стоимость недвижимости на территории данного образования будут расти. В связи с этим будут увеличиваться и поступления по налогу на имущество физических лиц. Данная взаимосвязь, безусловно, является положительной.

Вместе с тем подобный вывод не может быть применим ко всем объектам налогообложения. Примером выступают положения статей 406 п.2.2 и 372.2 НК РФ, устанавливающие максимальную двух процентную ставку по данному налогу для субъектов бизнеса без учета территориальных особенностей и последующего результата. Подобные и иные ситуации создают определенные трудности при использовании данного налога. Основными причинами этого являются:

Заинтересованность органов власти в завышение кадастровой цены, в целях увеличения поступлений

Заинтересованность физических лиц и организаций в занижение кадастровой цены в сравнении с рыночной стоимостью, в целях снижения налогового бремени.

Данная конфликтная ситуация может быть разрешена правовым путем, но только в случае, если у каждой сторон имеются равные права и возможности для отстаивания своих законных интересов. Закон отчасти обеспечивает это двумя способами:

Орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления может раз в три года, а для городов федерального значение раз в два года, принимать решение о проведении государственной кадастровой оценки и соответственно быть её заказчиком [2, ст. 24.12].

Физические лица могут оспорить результаты кадастровой оценки, в судебном порядке или в соответствующей комиссии [2, ст. 24.18].

Несмотря на наличие данных положений в законе, органы государственной власти и местного самоуправления в сравнении с физическими лицами, обладают сравнительно большими возможностями в реализации своих интересов, это связано с такими факторами как:

Наличие финансовых и трудовых ресурсов для отстаивания своих интересов.

Возможность влияния на орган, осуществляющий государственную кадастровую оценку, в связи с фактической оплатой данных услуг.

3. Присутствием в составе комиссии лиц замещающих государственные должности (до 50%) [2, ст.

Отсутствием серьезной правовой и экономической ответственности в случае некорректной оценки объекта налогообложения, в том числе по причине заключения соответствующего договора страхования по данному риску [2, ст. 24.14].

Вместе с тем при желании оспорить результаты оценки у физического лица возникают значительные трудности. Они связанны со сравнительно высокими финансовыми и трудовыми затратами, которые требуются реализации своих интересов, к примеру:

Оплата адвокатских услуг при рассмотрении дела в суде.

Оплата услуг по обязательному проведению экспертной оценки, так в приказе Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 указывается, что при рассмотрении дела в комиссии, а также отличии кадастровой стоимости объекта от цены по рынку более чем на тридцать процентов необходимо положительное экспертное заключение.

Транспортные и иные расходы.

Вместе с тем следует отметить, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 в п.6 абзац 9 указывается, что прокурор может обратиться в суд для оспаривания результатов оценки в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Это возможно в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и иным причинам не может сам обратиться в суд. Подобное положение служит определенной гарантией социальной защиты. Однако для развития государства в экономическом и правовом направлении необходимо предоставление широких возможностей для законного отстаивания своих прав каждому гражданину.

Подводя итог можно сделать несколько выводов по налогу на имущество физических лиц.

Во-первых, при правильном применении данного налога он может исполнять роль не только одного из основных источников финансовых ресурсов местного самоуправления, но и стать стимулом к повышению качества выполняемых органами власти муниципального образования функций.

Во-вторых, его применение к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью может быть не рациональным. В связи, с чем данный аспект требуют более детального рассмотрения органами муниципальной власти.

В-третьих, для обеспечения принципов законности и равноправия необходимо, обеспечение физических лиц дополнительными правовыми механизмами защиты их прав и интересов, которые будут учитывать их финансовое положение.

Список используемой литературы:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // СПС «КонсультантПлюс»;

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017)"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс»;

Приказ Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46860) // СПС «КонсультантПлюс »;

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"// СПС «КонсультантПлюс»;

Читайте также: