Признаки льгот в налоговом праве

Опубликовано: 15.04.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Одним из вариантов предоставления льгот физическим и юридическим лицам, предусмотренным налоговым законодательством, является освобождения от уплаты некоторых видов налоговых сборов, при наличии соответственных оснований и условий. Так, например, предусматривается предоставление льгот по имущественному налогу для физического лица.

    Виды льгот Федерального уровня

    Основные налоговые льготы установлены в Налоговом Кодексе РФ. Эти льготы имеют юридическую силу на территории всей страны. Отмена норм, предусматривающих льготы кодексом на региональном уровне не допускается.

    Налоговым законодательством предусматривается передача части полномочий по установлению налогообложения органам власти субъектов страны, а также органам власти местного уровня. Действие таких налоговых норм распространяется на территорию конкретного субъекта или конкретной муниципальной единицы. Итак, на основании норм кодекса к налогам, которые устанавливаются субъектом, относят:

    1. На имущество предприятий;
    2. На игорный бизнес;
    3. Транспортный налог для физических лиц и юридических лиц.

    К платежам местного уровня отнесены:

    1. Земельный налог для физических лиц и юридических лиц;
    2. Налог на имущество;
    3. Торговый сбор.

    Итак, какая же специфика льгот по имущественным налогам для физических лиц?


    Транспортный налог

    Такой налог взимается в связи с наличием в собственности транспортного средства. Нормы по налогообложению устанавливаются на федеральном уровне и дополняются нормами, разрабатываемыми субъектами.

    Так, на основании федеральных уровня сумма налогообложения зависит от:

    • Вида транспортного средства;
    • Мощности двигателя транспортного средства (от лошадей).

    Не подлежат обложению следующие виды транспортных средств:

    • Автомобили инвалидов, мощность которых не превышает сто лошадиных сил;
    • Спецтехника;
    • Лодки;
    • Транспортные средства, которые получили статус угнанных в соответствии с решением уполномоченных органов;
    • Морские, речные суда.

    В различных регионах эти нормы могут быть дополнены на законодательном уровне. Например, у субъектов есть возможность установить льготные категории граждан, которые могут быть освобождены полностью от уплаты сбора или ставка, для которых снижена.

    Если Вы – уже пенсионер и хотите получить скидку на оплату транспортного сбора или не платить то необходимо обратиться в органы фискальной службы. Только по факту Вашего обращения и подтверждения статуса льготника по возрасту тогда можете рассчитывать на получение льготной скидки. В случае, если Вы достигли пенсионного возраста и не сообщили об этом в ИФНС, то Вам будет направлено уведомление об уплате сбора в полном объеме.

    К льготным категориям, которые могут быть установлены властями соответствующего региона, могут быть отнесены:

    1. Граждане, признанные малоимущими;
    2. Семьи, которые имеют статус многодетных;
    3. Герои СССР и РФ;
    4. Ветераны и инвалиды ВОВ, а также участники иных боевых действий;
    5. Собственники транспортных средств, которые не обладают большой мощностью двигателя.

    Перечень льгот, а также лиц, которые вправе на них претендовать, можно узнать на сайте региональных Правительств, законодательных органов.

    Земельный налог

    Изменился налог на земельный участок, теперь, осуществление платежей производится с учетом не только региональных норм, но и правил, установленных местными органами власти.

    На уровне государства закреплен перечень лиц, которые от уплаты налогового сбора освобождены.

    В отношении ряда налогоплательщиков, предусмотрена возможность уменьшения ставки налога, путем вычета до 10 000 рублей из кадастровой стоимости объекта. Более подробную информацию можно найти на официальных сайтах законодательного органа местного самоуправления.

    Полностью от уплаты земельного налога освобождаются коренные народы Дальнего Востока, Сибири и Севера, кроме того коренные общины народов, с целью сохранения их традиционного образа жизни. Их земельные участки находящихся в пожизненном пользовании на территории крупных муниципальных образований федерального значения устанавливается необлагаемая налогом сумма в 10000 рублей. К таким физическим лицам относятся:

    • Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;
    • инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;
    • ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;
    • физические лица, попадающие под действие закона №3061-1 от 18.06.1992 (ликвидация последствий взрыва на АЭС в Чернобыле), ФЗ № 175-ФЗ от 26.11.1998 (ликвидация аварии на производстве «Маяк») и ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 (пострадавшие в результате ядерных испытаний в Семипалатинске);
    • лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;
    • лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений.

    Налог на имущество

    Имущественный налог подлежит уплате, как физическим лицом, так и организациями, которые зарегистрировались в установленном порядке.

    Внесение налогового платежа физическими лицами, регулируется нормами местного законодательства, внесение платежей организациями регулируется законами субъектов.

    Налоговым законодательством установлен большой реестр физических лиц, освобождающихся от оплаты платежей по имущественному налогу.

    Внесение платежей физическими лицами по налогу на имущество.

    Так, например, к ним отнесены следующие категории лиц:

    1. Лица, имеющие статус инвалидов I, II группы;
    2. Ветераны ВОВ и участники других военных действий;
    3. Лица, имеющие звание Героя СССР и РФ;
    4. Лица, проходившие военную службу;
    5. Военные пенсионеры;
    6. Лица, находящиеся на пенсионном обеспечении.

    Для организаций дозволяется освобождение от осуществления налогового платежа, если они зарегистрированы в качестве:

    1. Религиозной организации;
    2. Организации осуществляющей поддержку лиц, имеющих статус инвалида;
    3. Организации, которая осуществляет производство фармакологических товаров и другие организации.

    Налоговые вычеты

    Государством осуществляется возмещение расходов, в случаях, которые определены законом. К ним относятся:

    1. Приобретение недвижимого имущества;
    2. Внесение платы за учебу;
    3. Оплата медикаментов или медицинских услуг;
    4. Уплаты взнос по страхованию, пенсионному обеспечению.

    Главным условием возмещения является осуществление трудовой деятельности лицом, претендующим на получение вычета.

    Претендовать на его получение могут лица, получающие заработную плату, с которой в налоговой орган перечисляется налог на доход самостоятельно лицом, либо работодателем.

    Это означает, что на получение возврата потраченных сумм не могут претендовать те лица, которые осуществляют трудовую деятельность не официально. Исключением являются пенсионеры, поскольку для них законодательством предусмотрена возможность перенесение остатка по имущественному вычету на три года, которые предшествовали обращению. На иные, предусмотренные кодексом вычета претендовать они не смогут, пока не представят сведения о дополнительном доходе, кроме пенсионного обеспечения.


    Рубрика: Юриспруденция

    Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

    Статья просмотрена: 1188 раз

    Библиографическое описание:

    Белисова, А. В. Понятие, признаки налоговых льгот / А. В. Белисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1241-1243. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30582/ (дата обращения: 20.05.2021).

    В статье анализируются разнообразные научные подходы к пониманию правовой природы налоговых льгот. Автор приходит к выводу о том, что льготы по налогам и сборам представляют собой правомерные исключения из общих правил налогообложения, строящиеся на основе принципа справедливости.

    Ключевые слова: налог, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик.

    В юридической науке правовые льготы являются самостоятельным объектом исследования. Сформировалось несколько подходов к определению их сущности.

    Представители теории государства и права советского периода времени рассматривали правовые льготы в основном как особую разновидность субъективных прав отдельных категорий населения [1, с. 198]; как поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей [2, с. 66].

    Современная наука исследует правовые льготы в разрезе функционального и информационного подходов.

    Так, по мнению А. В. Малько правовые льготы есть «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» [3, с. 391].

    С. В. Мирошник определяет правовые льготы как вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей [4].

    Мы считаем обратить внимание на то, что правовые льготы представляют собой межотраслевой правовой институт. То есть с точки зрения функционального подхода правовые льготы можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих дополнительные субъективные права отдельных категорий субъектов российского права.

    Правовые льготы весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от территории действия можно различать правовые льготы, действующие в пределах всей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

    Целевая направленность позволяет классифицировать правовые льготы на экономические и социальные.

    В зависимости от выполняемых функций правовые льготы могут иметь компенсаторный или стимулирующий характер.

    Предмет правового регулирования позволяет выделять льготы, содержащиеся в нормах конституционного, финансового, административного, иных отраслей права. Следовательно, налоговые льготы являются одной из разновидностей правовых льгот.

    Многие ученые обращают внимание на то, что льготы по налогам и сборам являются составным элементом специального правового статуса лица. Они расширяют правовые возможности налогоплательщика, представляя собой правомерные исключения, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с демократическими процедурами правотворчества [5].

    Некоторые ученые исследуют налоговые льготы в разрезе теории правового стимулирования. Правовые льготы сегодня являются признанной разновидностью правовых стимулов [6].

    Д. В. Булгак определяет налоговые льготы как выгодные условия, предоставляемые налогообязанным лицам для сокращения объема налоговых обязательств на правовой основе, создания благоприятного режима осуществления экономической деятельности [7].

    С данной позицией принципиально не согласен Е. А. Еременко, считающий, что налоговые льготы по своей сути противоречат налогам, поскольку являются дополнительным источником финансирования определенных категорий налогоплательщиков [8].

    Интересную точку зрения высказал Э. Цыганков. Оценивая правовые условия осуществления инвестиционной деятельности, налоговые льготы ученый рассматривает через призму публичного договора. Отношения между налогоплательщиком и государством, по его мнению, строится на основе принципа инвестиции в обмен на налоговые преимущества [9, с.4].

    Б. А. Назаренко отождествляет налоговые льготы и налоговую оптимизацию [10]. А. И. Бабкин оценивает как синонимы налоговые льготы и налоговые преференции [11]. С их позицией принципиально не согласен О. Ю. Горбачева. Она справедливо подчеркивает, то термин преференции является категорией таможенного права, он не используется наукой финансового права и законодателем [12].

    Статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации признает льготами по налогам и сборам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [13].

    В течение длительного периода времени налоговая льгота рассматривалась как элемент налогообложения, позволяющий налогоплательщику получить определенную экономическую выгоду.

    Новый акцент в понимании налоговой льготы сделала судебная практика. По мнению ВАС Российской Федерации, с которым согласилось Министерство финансов Российской Федерации [14], освобождение от уплаты налога относится к категории льгот только в том случае, если оно нацелено на предоставление преимуществ одних категорий лиц по сравнению с другими. Если же налоговые преимущества являются частью специальных правил налогообложения, налоговыми льготами они не являются [15].

    Мы разделяем позицию ряда ученых, которые рассматривают льготы как право на облегченное выполнение обязанностей или освобождение от них [16]. Таким образом, налоговая льгота — это правовой институт, который носит вторичный характер. Сначала законодательно закрепляется налоговая обязанность, только затем может появиться у налогообязанного лица дополнительные преимущества, выражающиеся либо в уменьшении налогового бремени, либо в любом ином облегчении выполнения налоговой обязанности (например, в освобождении от подачи налоговых деклараций).

    Поскольку налоговая льгота представляет собой разновидность субъективного права, то налогоплательщик вправе отказаться от ее использования на один или несколько налоговых периодов. Однако в ряде случаев законодатель может ограничить право налогоплательщика не применять налоговую льготу. Это обусловлено тем, что налоговая льгота — это часть юридической конструкции налога. В некоторых случаях отказ лица от использования налоговой льготы может создавать трудности для осуществления налогового контроля, нормального стабильного функционирования экономической и социальной сферы жизни общества. В частности, согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, не могут отказаться от использования данного права до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

    Выводы: налоговая льгота представляет собой право лица на освобождение от уплаты фискального платежа при соблюдении законодательно закрепленных условий либо право на облегченное исполнение данным лицом возложенной на него налоговой обязанности. Льгота носит вторичный, производный характер от налоговой обязанности. Она является составным элементом правового режима налогообложения, для которого характерно гармоничное сочетание интересов многих участников налоговых правоотношений.

    Налоговая льгота обладает как общими признаками, свойственными всем разновидностям правовых льгот, так и специфическими, позволяющими выделять их в самостоятельную группу, а именно:

    а) налоговые льготы — это правомерные исключения из общих правил налогообложения являющиеся:

    ‒ одной из форм выражения принципа справедливости;

    ‒ составным элементом проявления действия регулирующей и стимулирующей функции налогов;

    б) налоговые льготы являются основанием для дифференциации налогоплательщиков на льготные и общие категории налогоплательщиков, выделения льготного и общего режимов налогообложения;

    в) налоговые льготы могут содержаться только в актах законодательства о налогах и сборах;

    г) налоговые льготы — субъективное право налогоплательщика, использование которого обусловлено его волей. Содержательно оно выражается в уменьшении налогового бремени либо предоставлении иных налоговых преимуществ.

    1. См.: Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 83; Лившиц Р. З. Социальная политика и ее правовое опосредование // Правовая система социализма. М., 1986. Т. 1.
    2. Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
    3. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие /Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Юристъ, 2002.
    4. См.: Мирошник С. В. Финансово-правовые стимулы и ограничения// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3; Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5.
    5. См.: Филин М. В., Цешковский А. М. Правовое регулирование налоговых льгот и меры государства по борьбе с уклонением от уплаты налогов // Налоги. 2009. № 6. С. 24.
    6. См.: Мирошник С. В. Финансово-правовые стимулы и ограничения// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3; Шевелева Н. А., Братко Т. Д. Налоговая льгота как категория финансового права // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2014. № 10. С. 63–80.
    7. См.: Булгак Д. В. Теоретико-методологические аспекты дефинирования и классификации налоговых льгот // Российская юстиция. 2016. № 2.
    8. См.: Еременко Е. А. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения // Финансы. 2015. № 9.
    9. Цыганков Э. Закон под кластер // ЭЖ-Юрист. 2016. № 3.
    10. См.: Назаренко Б. А. К проблеме определения юридических критериев налоговой оптимизации // Налоги. 2015. № 1.
    11. См.: Бабкин А. И. Право на налоговые преференции // Российский судья. 2015. № 2.
    12. См.: Горбачева О. Ю. Обоснование подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации // Финансовое право. 2014. № 5.
    13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016)// Российская газета. 1998. № 148–149; Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2064.
    14. Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03–07–15/61906// Акты и комментарии для бухгалтера. 2015. № 3.
    15. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»// Вестник ВАС РФ. 2014. № 7.
    16. См.: Мирошник С. В. Повышение эффективности налогового законодательства: проблемы и способы их разрешения// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1.

    Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

    Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

    Формы налоговых льгот

    Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

    пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

    освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

    уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

    Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

    НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

    освобождении от налога;

    уменьшении налоговой базы;

    предоставлении налогового кредита.

    Налоговые освобождения

    Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

    налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

    налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

    полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

    изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

    пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

    Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

    Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

    налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

    необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

    Налоговые кредиты

    Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

    Кто может использовать налоговые льготы

    Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

    Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

    Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

    Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

    Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

    Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

    Уровни применения налоговых льгот

    На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

    Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

    Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

    Порядок отмены налоговых льгот

    Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

    Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

    Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

    Итоги

    Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

    Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Что за льготы

    Если у вас есть квартира, дом, участок или машина, за них нужно платить налоги. Они так и называются — налог на имущество, земельный и транспортный, или коротко — имущественные налоги.

    На налогах можно сэкономить, если есть право на льготу.

    Льготы по налогу на имущество

    Кто получает. В налоговом кодексе есть список льготников, которые могут экономить на налоге на имущество в любом регионе, — это федеральные льготы. В этот список входят, например, многодетные, пенсионеры и предпенсионеры.

    Льготы в конкретном городе или поселке можно проверить через сервис налоговой.

    Льготы по налогу на имущество устанавливает не регион, а конкретный муниципалитет и город федерального значения. В одном и том же регионе могут быть разные категории льготников в зависимости от населенного пункта. Например, в Ярославле дети освобождены от налога на имущество, а в поселке Пречистое Ярославской области местных льгот вообще нет.

    Как считают. По налогу на имущество даже на федеральном уровне есть разные виды льгот. Их считают по-разному: у многодетных один порядок, у пенсионеров другой, у владельцев хозпостроек свои условия. Все это знает налоговая, можно не разбираться. От собственника имущества понадобится заявление, что он имеет право на льготу, а считать ее не придется.

    Примеры категорий льготников на федеральном уровне

    Кому положена льгота На каких условиях
    Многодетные семьи Дополнительный вычет на каждого ребенка: по 5 м² из площади квартиры или комнаты, 7 м² — из площади дома. Только на один объект
    Владельцы оборудованных творческих мастерских, ателье и студий Не платят налог за один такой объект, если используют его только для творческой деятельности
    Владельцы зарегистрированных хозпостроек площадью до 50 м² Не платят налог только за одну хозпостройку
    Пенсионеры и предпенсионеры Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
    Военнослужащие и уволенные со службы с выслугой не менее 20 лет Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
    Родители и супруги погибших при исполнении военнослужащих и госслужащих Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
    Участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
    Инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади

    Условия расчета льгот в конкретном регионе нужно проверять отдельно: в налоговом кодексе они не описаны. Например, в Санкт-Петербурге от налога на имущество освобождают детей-сирот, а в Москве есть льготы для владельцев апартаментов.

    На какие объекты дают. Многодетным по всей стране дают дополнительный вычет только на жилье. Остальные льготники могут не платить налог на имущество по одному объекту каждого вида — на один дом или одну квартиру.

    Есть льготы, которые зависят от вида объекта, а не от статуса собственника. Например, льготы для творческих студий и хозпостроек касаются только одного объекта такого типа, а не всех, что принадлежат налогоплательщику. Любой владелец зарегистрированной бытовки или летней кухни площадью 40 м² сэкономит на налоге 100%. Но если у него две таких постройки, за вторую придется заплатить налог.

    Нельзя получить льготу на элитное жилье, кадастровая стоимость которого больше 300 млн рублей.

    Вычет по налогу на имущество

    Кроме льготы по налогу на имущество есть налоговый вычет, его дают всем и автоматически.

    Вычет — не то же самое, что льгота, потому что его не надо заявлять и подтверждать. С ним даже разбираться не нужно: налоговая сама учитывает его по каждому объекту, когда считает налог. При этом вычет дается на все объекты в собственности, хоть на пять квартир.

    Вычет по налогу на имущество — это площадь жилья, на которую не начисляют налог. При расчете стоимость этой площади вычитают из налоговой базы и начисляют налог на оставшуюся часть.

    На сколько уменьшают общую площадь жилья

    Объект Вычет
    Квартира или часть дома 20 м²
    Комната или часть квартиры 10 м²
    Дом 50 м²

    Если нет права на льготы, но есть квартира или дом, вам все равно предоставят вычет. Это можно проверить в налоговом уведомлении.

    Один и тот же собственник может одновременно получить льготу и вычет. Например, если у пенсионера две квартиры в собственности, ему автоматически дадут вычет по каждой. Но по одной из квартир пенсионер может заявить льготу и вообще не платить налог. Тогда для вычета ничего делать не нужно, а для льготы придется один раз подать заявление.

    Льготы по земельному налогу

    Кто получает. Есть льготы на федеральном уровне, поэтому они действуют по всей России. Список федеральных льготников — в статье 391 налогового кодекса. Уменьшить или не платить земельный налог могут, например:

    1. многодетные родители;
    2. пенсионеры — те, кто имеет право на пенсию по возрасту, по выслуге лет, потере кормильца или инвалидности;
    3. предпенсионеры — женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет;
    4. инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
    5. ветераны, герои, ликвидаторы и чернобыльцы.

    Еще есть муниципальные льготы, их устанавливает местный закон. В одном поселке могут давать льготу инвалидам третьей группы, а в соседнем — нет. Список льгот по регионам есть на сайте налоговой.

    Как считают. Федеральным льготникам из перечня в налоговом кодексе налог не начисляют со стоимости шести соток. Считают так: из кадастровой стоимости земли вычитают стоимость шести соток, а уже на разницу начисляют налог. Если у дедушки шесть соток или меньше, то он не платит налог совсем, если семь — платит только за одну.

    Собственникам ничего считать не нужно, это делает налоговая. При условии, что она знает о праве на льготу.

    На какие объекты дают. Льготу дают на один участок. Собственник может указать налоговой, по какому объекту учесть льготу. Или налоговая выберет участок, по которому насчитает больше всего земельного налога, и учтет льготу по этому объекту. Если у многодетного отца два земельных участка площадью по шесть соток, федеральную льготу можно получить только на один из них, а за второй придется платить налог.

    Льготы по транспортному налогу

    Федеральных льгот на транспорт нет, есть только региональные. Например, в Москве предусмотрены льготы для инвалидов и многодетных родителей. Проверить льготы можно через сервис налоговой. Имеет значение статус собственника машины и регион, в котором зарегистрирован транспорт.

    Как получить льготу по имущественным налогам

    Льготы по налогу на имущество, землю и транспорт не дают автоматически. Чтобы сэкономить, надо сообщить налоговой о своем праве на льготу — передать заявление.

    Что заполнять. Форма одинаковая для всех имущественных налогов. Документы для подтверждения можно не прикладывать: с 2018 года налоговая сама делает запросы и проверяет.

    Проще всего подать заявление через личный кабинет налогоплательщика. Там нет сложных форм — все делается за минуту.

    Если отправляете заявление на бумаге, укажите телефон для связи. Вдруг инспектору будет что-то непонятно или не совпадут данные — тогда он перезвонит и вопрос решится быстрее.

    Сколько раз отправлять. Заявление подается один раз. Если налоговая раньше учитывала льготу — значит, она знает о ней, в следующем году сообщать не нужно. Пенсионерам, которым три года не начисляют налог на имущество за дом, не надо каждый год отправлять заявление. Очевидно, что льгота им положена всегда и налоговая уже в курсе. А вот многодетным, которые получили право на льготу и дополнительный вычет задним числом с 2018 года, лучше побыстрее подать заявление. Раньше льгот для многодетных не было, и налоговая не знает о статусе семьи.

    В какие сроки подавать. У заявления нет сроков подачи, но лучше успеть до 1 апреля следующего года. Если подать заявление позже, льготу все равно учтут, а налог пересчитают даже за прошлые годы. Но к тому времени может прийти налоговое уведомление и появится задолженность. Помогите родителям разобраться с правами на льготу и подать заявление. На это уйдет несколько минут, а экономия составит тысячи рублей.

    Как выбрать объект для льготы

    Если льгота действует только для одного участка или одной квартиры, нужно определиться, по какому объекту ее предоставят. Есть два варианта:

    1. на усмотрение налоговой. В этом случае кроме подтверждения права на льготу ничего делать не надо. При расчете налоговая выберет объект с максимальным начислением. Сначала посчитают все налоги без льгот, посмотрят, где самая большая сумма, и применят льготу к этому объекту;
    2. по желанию. Чтобы самим выбрать объект, понадобится уведомление. В отличие от заявления о праве на льготу, для него есть жесткие сроки: до 31 декабря того года, за который считается налог. Выбирать объект для 2018 года уже поздно. До конца 2019 года можно выбрать льготный объект, за который не начислят налог в 2020 году.

    В личном кабинете уведомление можно заполнить за минуту и без похода в налоговую. На сайте налоговой пока написано, что уведомление нужно подать до 1 ноября, но это не так: срок продлили до 31 декабря, но текст, видимо, еще не изменили.

    Как проверить, учтена ли льгота

    Если есть право на льготу и налоговая должна ее учесть, это можно проверить в личном кабинете или налоговом уведомлении. Если у бабушки единственная квартира, ей не должны присылать уведомление с суммой налога на имущество, потому что у нее льгота, как у пенсионерки. Если уведомление присылают, значит, налоговая не знает, что бабушка на пенсии, — нужно подать заявление.

    Бывает, что еще молодые и работающие родители имеют право не платить налог, но платят, потому что не знают о льготе, а налоговая ее не применяет. Например, женщина работает учителем и с 45 лет находится на пенсии. Она купила квартиру в 51 год и два года платит за нее налог на имущество, хотя не должна. А всё потому, что налоговая не знает, что женщине уже назначили пенсию и у нее льгота.

    Если льготу не применили

    Пожаловаться через сайт. Для вопросов и жалоб по имущественным налогам и льготам налоговая запустила сервис для обращений граждан. Он подходит, если с налогами что-то не так. Например, кажется, что за дом не надо платить, а налоговая прислала уведомление.

    Написать в личном кабинете. Если есть личный кабинет на сайте налоговой, сообщить об ошибке по поводу льгот можно прямо там. Подсказки есть в разделе «Мое имущество» и описании каждого объекта, а все данные о квартире или участке заполняются автоматически. Подтверждающие документы можно не прикладывать.

    Чтобы получить доступ в личный кабинет, нужно посетить налоговую инспекцию, там выдадут регистрационную карту. Еще можно авторизоваться через госуслуги, но тогда доступны не все возможности. Один раз все-таки придется сходить в инспекцию с паспортом.

    Читайте также: