Налог на охрану окружающей среды сша

Опубликовано: 28.04.2024

Определить необходимость проведения государственной политики в какой-либо области и ее приоритеты часто бывает гораздо легче, чем разработать конкретные меры.

В определенном смысле последний подход, по утверждению его сторонников, представляет некоторый компромисс. Если использовать запреты, то серьезный урон будет нанесен экономике, если оградить экономику от вмешательства государства, то урон будет нанесен окружающей среде. Выход в том, чтобы использовать экономические рычаги, т. е. налоги. Для нежелательных видов деятельности или для «грязных» продуктов и производств могут устанавливаться более высокие налоги.

Противники этого подхода отмечают, что недостатки подхода являются продолжением его достоинств. Налоги на загрязнение фактически легализуют загрязнение окружающей среды, которое станет возможным для тех, кто сможет за это заплатить. Кроме того, крайне сложно определить тот уровень налогов, который будет действительно стимулировать нужные изменения. Занижение налога сводит его действенность на нет, а завышение будет неприемлемо экономически.

На практике в США используется широкий спектр мер, включающих и тот, и другой, и третий подходы. В одних случаях используются запреты на производство или употребление тех или иных веществ, в других случаях применяются специальные налоги на определенные виды деятельности или продукцию.

Экономические рычаги экологического регулирования

Начиная с 1980-х гг. в системе экологического регулирования происходят заметные изменения: отныне акцент делается на исследованиях и попытках достаточно широкого применения механизмов стимулирования деятельности по борьбе с загрязнением при сохранении на практике ведущей роли уже апробированных и встроенных в систему государственного регулирования административнозаконодательных подходов.

Экономические инструменты экологического регулирования направлены на использование возможностей, предоставляемых рыночным механизмом, для эффективной охраны окружающей среды. Важным преимуществом экономических рычагов регулирования является предоставляемая хозяйствующим объектам возможность свободно маневрировать при определении конкретной тактики достижения природоохранных целей, что обеспечивает в конечном счете снижение природоохранных затрат. Рассмотрим конкретные методы экономического воздействия на природопользователей.

Налоги на пользование природными ресурсами и окружающей средой могут взиматься, когда существует различие между ценой, которая устанавливается за пользование природными системами, и их реальной стоимостью для общества. Налоговая система в сфере экологического регулирования, считают ее сторонники, может обеспечить достижение поставленных природоохранных целей при существенно меньших затратах по сравнению с методом нормирования окружающей среды. Реализации такого подхода к экономии ресурсов, как предполагается, будет способствовать то обстоятельство, что предприятия с большими издержками на борьбу с загрязнением предпочтут платить налоги, а предприятия с низкими издержками — максимально снижать уровень загрязнения, чтобы не платить налоги. В балансе может быть достигнуто желаемое качество окружающей среды при снижении общих затрат.

Примером использования налогов является введенная в 1980 г. администрацией Дж. Картера и дополненная позднее уже при администрации Р. Рейгана система налогов на производство различных токсичных веществ (химикаты, нефтепродукты и др.) по закону о компенсации и гарантиях от ущерба при загрязнении окружающей среды от 1980 г.

Прямые платежи за загрязнение окружающей среды также являются объектом пристального внимания со стороны американских экономистов. В отличие от налогов платежи, устанавливаемые для любого источника загрязнения, взимаются только в том случае, если загрязнение превышает определенный, заранее установленный уровень. Платежи, по мнению американских экономистов, более эффективны с точки зрения стимулирования природоохранной деятельности, т. к. выбор конкретных противозагрязняющих мер остается за теми, кто их осуществляет. Предприятия будут стремиться к применению наиболее экономичных методов, и поэтому платежи будут обеспечивать минимизацию природоохранных издержек; в более широких масштабах будут внедряться и передовые технологии борьбы с загрязнением.

Одной из форм платежей является плата за пользование экологическими услугами. Она может взиматься с пользователей товаров или услуг, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Все большее число муниципалитетов в Северной Америке вводят такую плату за сбор твердых отходов и за пользование водой, которая затем отражается на цене соответствующих услуг.

Налоговые льготы и ускоренная амортизация очистного оборудования — другой важный инструмент экономического регулирования в области охраны окружающей среды. В некоторых штатах собственность на очистное оборудование не облагается налогами, в других штатах не взимаются налоги при его продаже. В целом в США очистное оборудование списывается всего за 5 лет.

Налоговые льготы имеют тот же существенный недостаток, что и прямые субсидии: они ускоряют и стимулируют установку капиталоемкого очистного оборудования в ущерб внедрению малоотходной технологии. Кроме того, налоговые льготы возрастают по мере увеличения капиталовложений в очистное оборудование. Следовательно, наибольшую помощь получают крупные компании. В то же время именно мелкие предприятия нуждаются в помощи государства. По оценкам американских специалистов, себестоимость мер борьбы с загрязнением окружающей среды на небольших предприятиях в 8-9 раз выше, чем на крупных.

Беспроцентные займы специального выпуска для приобретения очистного оборудования в США получили большое распространение. Достаточно сказать, что в среднем 40 % ежегодных поставок такого оборудования в промышленности финансировалось за счет этого источника.

Для помощи мелким и средним предпринимателям ряд правительственных организаций (Администрация малого бизнеса, Управление экономического развития и др.), а также коммерческие банки на гарантированной государством основе выдают на природоохранные цели долгосрочные ссуды с низким процентом.

Небольшим фирмам (численностью до 250 чел.) предоставляется безвозмездная помощь для проведения природоохранных мероприятий.

Субсидии в США достаточно распространены. Их получение в определенной степени поощряет дальнейшие капиталовложения, ведет к увеличению текущих расходов промышленных фирм и муниципалитетов на охрану окружающей среды. Однако у системы субсидий есть и минусы. Государственные дотации носят целевой характер — предназначаются для строительства и установки только очистного оборудования (в год выделяется 4-6 млрд долл, штатам и местным органам управления, а также иногда малым предприятиям).

Система залога, или возмещения предстоящих издержек, все более привлекает американских экономистов. В цену продукта включается дополнительная сумма, которая возмещается полностью или частично, когда продукт возвращается потребителем после использования. Эта система наиболее часто используется по отношению к таре под напитки, но может применяться и в отношении автомобильных шин, элементов электропитания или корпусов автомобилей и т.п.

Одним из примеров трастовых природоохранных фондов является фонд в размере 100 млн долл, для борьбы с аварийными утечками нефти на Трансаляскинском нефтепроводе, создание которого предусмотрено законом об ассигнованиях на Трансаляскинский нефтепровод. Фонд формируется за счет сбора специального налога (0,5 долл, за каждый баррель пропускаемой по трубопроводу нефти), который упраздняется после накопления установленной суммы в 100 млн долл. Это, впрочем, не значит, что финансирование борьбы с утечками нефти осуществляется исключительно за счет фонда. Закон предусматривает возмещение убытков фонда за счет владельцев и операторов нефтепровода, виновных в утечках нефти.

Рыночные методы регулирования в сфере экологии

Один из рыночных методов экологического регулирования, апробированных в США, получил название «пузырькового принципа». Суть его состоит в том, что ограничения на выброс устанавливаются исходя не из отдельного источника загрязнения (например, фабричной трубы), а для целого предприятия либо группы предприятий. Предполагается, что эти предприятия находятся как бы под одним «пузырьком», для которого и устанавливаются стандарты допустимого загрязнения. Фактически такой подход позволяет в некоторых отраслях с большими природоохранными издержками (металлургия, энергетика и др.) сэкономить значительную часть расходов на охрану окружающей среды за счет более высокой степени очистки тех источников загрязнения, где соответствующие меры дешевле.

Федеральным правительством также была разработана специальная программа, по которой фирмы и отдельные предприятия, добившиеся большего («сверхнормативного») сокращения загрязнения, чем того требует законодательство, могут продавать «излишки» другим предприятиям или фирмам. Фирмы снижают уровень загрязнения ниже установленных стандартов для того, чтобы модернизировать или расширить свои производственные мощности с установкой дополнительных источников загрязнения.

Наиболее широкомасштабная схема торговли допусками на выброс применяется в рамках национальной программы по борьбе с кислотными дождями. Целью программы является сокращение выбросов окислов серы (S02) на 10 млн т в год. На первой фазе реализации программы, начавшейся в 1995 г., выбросы снижались на 110 энергопредприятиях — крупнейших источниках S02, на второй фазе — на оставшихся энергоблоках с суммарной мощностью более 25 мегатонн. Разрешенный при этом коммерческий обмен допусками на выбросы S02, согласно проведенным исследованиям, обеспечивает экономию средств в размере 20-40% от стоимости традиционной программы, основанной на административном регулировании. Это дает ежегодную экономию в 2,8 млрд долл, на затратах, необходимых для охраны атмосферного воздуха от кислотного загрязнения.

Новый подход был применен для создания «экологических банков», депозитами в которых является «сверхнормативное сокращение загрязнения». Вначале в США функционировало пять таких учреждений: в штатах Орегон, Кентукки, Калифорния, Вашингтон и Пенсильвания. Сейчас создано еще восемь банков под государственным управлением и один частный банк. «Пузырьковый принцип» стимулирует нововведения, внедрение малоотходной технологии, развертывание научных исследований и разработок в области охраны окружающей среды.

Важно отметить, однако, что экономические инструменты применимы далеко не во всех случаях. В тех из них, когда речь идет о здоровье или безопасности или важным является фактор времени, традиционные подходы к регулированию, такие как запрет или подробные предписания, остаются предпочтительными.

Опыт США показывает, что обе модели экологического управления, развиваясь в противоречивом единстве, постепенно сдвигают современный рыночный механизм на путь экологизации, что особенно явно прослеживается в ведущем частном секторе экономики страны.

Эффективность государственной экологической политики

Эффективность экологической политики можно оценивать двумя основными способами. Первый оценивает реальные изменения, которые произошли в результате ее проведения. С начала 1970-х гг. масштабы загрязнения окружающей среды значительно снизились. Заметно уменьшились объемы выбрасываемых в атмосферу взвешенных частиц, окислов серы, окиси углерода и других соединений. Например, современный американский автомобиль выбрасывает в воздух углеводородов и окиси углерода на 95% меньше, чем модели 1970-х гг. Снизилось загрязнение водоемов нефтепродуктами, фосфатами, тяжелыми металлами и другими веществами. Вместе с тем оценка того, насколько снижение загрязнения окружающей среды повлияло на улучшение здоровья населения, является более сложной задачей, требующей детальных расчетов и проверенных методик.

Второй способ предполагает сравнение полученных выгод и произведенных затрат. Поскольку общественные ресурсы ограниченны, каждое направление расходования средств должно давать максимальный социальный эффект. Такой подход стал широко использоваться с 1980-х гг., прежде всего при выборе тех или иных рычагов экологической политики, которые могут быть использованы для достижения цели, в данном случае — обеспечения экологической безопасности.

Законодательство США об окружающей среде касается правовых норм, направленных на защиту здоровья человека и улучшение окружающей среды Соединенных Штатов . Несмотря на то, что страна подвергается критике внутри страны и за рубежом по вопросам защиты, правоприменения и чрезмерного регулирования, страна остается важным источником экологических юридических знаний и опыта.

Содержание

  • 1 Область применения
  • 2 История
  • 3 Правовые источники
    • 3.1 Федеральные законы
    • 3.2 Федеральное регулирование
    • 3.3 Судебные решения
    • 3.4 Общее право
  • 4 Администрация
    • 4.1 Правоприменение
    • 4.2 Образование и обучение
  • 5 Защита окружающей среды
    • 5.1 Вода
    • 5.2 Загрязнение воздуха
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки

Объем

Конгресс Соединенных Штатов ввел в действие федеральных законов , направленные на борьбу с загрязнением адреса и реабилитацию, в то числе, например, Закон о чистом воздухе ( загрязнение воздуха ), то Закон о чистой воде ( загрязнение воды ), а также комплексный экологический ущерб, компенсация и Закон об ответственности (CERCLA , или Superfund) (очистка загрязненных участков). Есть также федеральные законы , регулирующие использование ресурсов природного и биоразнообразие , которые сильно зависят от экологических принципов, в том числе Закона об исчезающих видах , Закона Национального лесного хозяйства , а также Закон управления прибрежной зоны . Закон о национальной экологической политике , регулирующий рассмотрение воздействия на окружающую среду в действиях, предпринимаемых или одобренных федеральным правительством США, может затрагивать все эти области.

Федерализм в Соединенных Штатах сыграл роль в форме национального экологического законодательства. Многие федеральные законы об окружающей среде используют механизмы совместного федерализма - многие федеральные программы регулирования осуществляются в координации со штатами США . Более того, штаты обычно принимают свои собственные законы, охватывающие области, не подпадающие под действие федерального закона. Сюда входят области, в которых Конгресс действовал ограниченным образом (например, законы штата об очистке территорий для обработки участков за пределами Суперфонда ) и где Конгресс оставил регулирование в основном штатам (например, закон о водных ресурсах ).

История

Историю экологического права в США можно проследить до самых ранних корней в доктринах общего права , например, в законе о причинении неудобств и в доктрине общественного доверия . Первым экологическим законом был Закон о реках и гаванях 1899 года , который в значительной степени был заменен Законом о чистой воде (CWA). Однако большинство действующих в настоящее время крупных природоохранных законодательных актов, таких как федеральные законы, перечисленные выше, были приняты в период с конца 1960-х до начала 1980-х годов. До принятия этих законодательных актов большинство федеральных природоохранных законов не были столь всеобъемлющими.

Безмолвная весна , 1962 книга Рейчел Карсон , часто приписывают как запуск экологическое движение в Соединенных Штатах. В книге задокументировано воздействие пестицидов , особенно ДДТ , на птиц и других диких животных. Среди наиболее значительных экологических катастроф 1960-х годов был разлив нефти в Санта-Барбаре в 1969 году , вызвавший значительное возмущение общественности, поскольку Конгресс рассматривал несколько важных законодательных актов по охране окружающей среды. ( См. Экологическое движение в США .)

Одним из судебных исков, получивших широкое признание в качестве одного из самых ранних экологических дел, является « Конференция по сохранению природы Гудзона против Федеральной энергетической комиссии», решение по которому было принято в 1965 году Апелляционным судом второго округа до принятия основных федеральных законов об охране окружающей среды. Это дело помогло остановить строительство электростанции на горе Сторм Кинг в штате Нью-Йорк. Был описан случай , как рожают споры по экологическим вопросам и помогает создать правовую доктрину стоя , чтобы принести экологические требования. Дело Scenic Hudson также, как говорят, вдохновило на принятие Закона о национальной экологической политике (NEPA) и создание таких групп защиты окружающей среды, как Совет по защите природных ресурсов .

Правовые источники

Законы всех слоев законодательства Соединенных Штатов относятся к вопросам окружающей среды. Конгресс принял ряд знаковых природоохранных нормативных актов, но многие другие федеральные законы не менее важны, хотя и менее всеобъемлющи. Одновременно законодательные органы пятидесяти штатов приняли бесчисленное множество сопоставимых сводов законов. Эти государственные и федеральные системы покрыты слоями административного регулирования. Между тем судебная система США проверяет не только законодательные акты, но и административные решения многих агентств, занимающихся вопросами окружающей среды. Там, где заканчиваются уставы и правила, начинается общее право.

Федеральные законы

Федеральное регулирование

В соответствии с федеральными законами, которыми они управляют, федеральные агентства США публикуют правила в Своде федеральных правил, которые дополняют широкие программы, принятые Конгрессом. Основным среди них является Раздел 40 Свода федеральных правил , содержащий правила Агентства по охране окружающей среды (EPA). Другие важные разделы CFR включают Заголовок 10 (энергия), Заголовок 18 (Сохранение энергии и водных ресурсов), Заголовок 21 (Продукты питания и лекарства), Заголовок 33 (Судоходные воды), Заголовок 36 (Парки, леса и общественная собственность), Заголовок 43 (Общественные земли: Внутренние территории) и Титул 50 (Дикая природа и рыболовство).

Судебные решения

Федеральные судебные органы и судебные органы штатов сыграли важную роль в развитии экологического права в Соединенных Штатах, во многих случаях разрешив серьезные разногласия относительно применения федеральных законов об охране окружающей среды в пользу экологических интересов. Решения Верховного суда по таким делам, как Координационный комитет Калверт-Клиффс против Комиссии по атомной энергии США (в широком смысле - процедурные требования NEPA), Власть долины Теннесси против Хилла (в широком смысле - в Законе об исчезающих видах ) и, в гораздо более позднем, , Массачусетс v. EPA (EPA требует пересмотреть регулирование выбросов парниковых газов в соответствии с Законом о чистом воздухе ) имел политические последствия далеко за пределами фактов конкретного дела.

Общее право

Обычное деликтное право является важным инструментом для разрешения экологических споров, выходящих за рамки регулируемой деятельности. До современного распространения экологического регулирования, доктрины неприятности (государственной или частной), причинения вреда , небрежности и строгой ответственностью распределенную вреда и назначаются ответственность за деятельность , которая сегодня будет рассматриваться загрязнением и , вероятно , регулируемые режимами регулирования. Эти доктрины остаются актуальными, и в последнее время их использовали истцы, стремящиеся наложить ответственность за последствия глобального изменения климата.

Общее право также продолжает играть ведущую роль в американском водном праве , в доктринах прав прибрежных территорий и предварительного присвоения .

Администрация

В Соединенных Штатах ответственность за соблюдение экологических законов разделена между многочисленными федеральными агентствами и агентствами штата с различными, частично совпадающими и иногда конфликтующими задачами. EPA - наиболее известное федеральное агентство, в ведении которого находятся многие национальные программы страны по воздуху, воде, отходам и опасным веществам. Другие федеральные агентства, такие как Служба охраны рыбных ресурсов и дикой природы США и Служба национальных парков, преследуют в первую очередь природоохранные задачи, в то время как третьи, такие как Лесная служба США и Бюро землепользования , как правило, больше сосредотачиваются на полезном использовании природных ресурсов.

Федеральные агентства действуют в пределах федеральной юрисдикции . Например, юрисдикция EPA в соответствии с Законом о чистой воде ограничена « водами Соединенных Штатов ». Во многих случаях федеральные законы допускают более жесткое регулирование со стороны штатов и передачу определенных федеральных полномочий от федерального контроля к государственному. Поэтому правительства штатов США, применяющие законы штата, принятые в соответствии с полномочиями полиции штата или федеральный закон путем делегирования полномочий , обычно включают в себя природоохранные агентства. Степень, в которой экологические законы штата основаны на федеральном законодательстве или отклоняются от него, варьируется от юрисдикции к юрисдикции.

Таким образом, в то время как разрешение на заполнение нефедеральных водно - болотных угодий может потребовать разрешения от одного государственного агентства, более крупные и сложные проекты - например, строительство угольной электростанции - могут потребовать одобрения от многочисленных федеральных агентств и агентств штата.

Исполнение

В Соединенных Штатах нарушения экологического законодательства обычно являются гражданскими правонарушениями , влекущими за собой денежные штрафы и, возможно, гражданские санкции, такие как судебный запрет . Многие законы об окружающей среде также предусматривают уголовное наказание за вопиющие нарушения. Некоторые федеральные законы, такие как Закон о чистой воде, также позволяют гражданину США подавать иск против нарушителя, если правительство не приняло принудительных мер.

Природоохранные агентства часто включают в себя отдельные исполнительные органы, в обязанности которых входит мониторинг разрешенной деятельности, проведение инспекций соблюдения, выдача ссылок и преследование правонарушений (гражданско-правовые или уголовные, в зависимости от нарушения). Одним из таких агентств является Управление по обеспечению соблюдения и обеспечению соответствия EPA . Другие, например, полиция парков США , осуществляют более традиционные правоохранительные действия.

Судебные разбирательства по экологическим нарушениям часто проводятся самими агентствами в рамках административного права . В некоторых случаях апелляции также рассматриваются внутри организации (например, Апелляционный совет по охране окружающей среды EPA). Как правило, окончательные решения агентства могут быть впоследствии обжалованы в соответствующем суде.

Образование и обучение

Курсы по экологическому праву предлагаются в качестве факультативных курсов на втором и третьем курсах обучения в области права во многих американских юридических школах . Учебные программы различаются: вводный курс может быть посвящен «большой пятерке» федеральных законов - NEPA , Закону о чистом воздухе , CWA , CERCLA (Superfund) и Закону о сохранении и восстановлении ресурсов (или, альтернативно, Федеральному закону об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах ) - и может быть предложен вместе с курсом права природных ресурсов. Небольшие семинары могут быть предложены на более узкие темы. Некоторые юридические школы США также предлагают специализацию LLM или JSD в области экологического права. Кроме того, в нескольких юридических школах есть юридические клиники , специализирующиеся на экологическом праве, что дает студентам возможность узнать об экологическом праве в контексте реальных споров с участием реальных клиентов.

Статуя свободы

Соединённые Штаты Америки — современная, стремительно развивающаяся страна, с бурной экономической деятельностью. Имеет одну из основных проблем мира — массовое загрязнения окружающей среды. Несмотря на принятую программу «экологичной» экономики, экологические проблемы в США занимают одно из ведущих мест.

Основные экологические проблемы США

Развитие промышленности и рост населения ведут к большому загрязнению воды, воздуха и почвы, а загрязнение несёт вред всему живому.

Важными экологическими проблемами США являются:

  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение воды;
  • твёрдые бытовые отходы;
  • парниковые газы.

Проблема загрязнения атмосферы

Загрязнение воздуха в США

Острой проблемой США является загрязнение атмосферы. Во вредных выбросах промышленных предприятий и огромного потока автомобилей содержится большое количество токсичных веществ, которые превышают предельно-допустимые нормы иногда в десятки и сотни раз.

Это приводит к изменению состава воздуха. В нём появляется кадмий, ртуть, диоксиды серы, марганец, свинец, хром, цинк и другие вредные примеси. Последствием загрязнения является образование кислотных дождей, особенно на Северо-Востоке Америки.

Ущерб окружающей среде наносится не количеством попадания в атмосферу вредных химических соединений, а качеством очистки выбросов. В целях экономии денег, фильтрация вредных веществ во многих случаях вовсе не производится.

Загрязнение воды

Промышленные предприятия и сельское хозяйство являются источником загрязнения водной системы США. В результате слива в реки и озёра токсичных и грязных вод, кислых растворов, эмульсий, пестицидов и минеральных удобрений, на несколько километров вниз по течению не обитают живые организмы. В такой воде не водится рыба, в ней нельзя купаться и нельзя её употреблять.

Расширение добычи нефти и газа в шельфовой зоне загрязняет морскую среду.

Озёра Мичиган, Эри, Гурон, Верхнее и Онтарио являются одними из самых загрязнённых водоёмов в Америке. Виноваты в этом химические, нефтеперерабатывающие, металлургические заводы и химические удобрения.

В водах реки Миссисипи и Миссури обильно присутствуют оксиды серы, углерода, азота, промышленные отходы, пестициды, продукты бытовой химии. Попав на дно, они смешиваются с илом и становятся частью рациона рыб.

Загрязняется гидросфера по причине плохой очистки стоков, прошедших ряд технологических процессов или полного ее отсутствия.

Наиболее загрязнённые реки, озёра, каналы и морские акватории США нуждаются в очистке, поступающих в них сточных вод.

Проблема твёрдых бытовых отходов

Острой проблемой США являются отходы. Замусоривание является виной не только промышленных и производственных предприятий, но и населения. Каждый день из мегаполисов Америки вывозятся на полигоны тысячи тонн отходов. Это стекло, пластик, металл, бумага, пищевые отходы. Большую часть вывозимых отходов составляет бытовая и электронная техника, отработанные запасные части и элементы. Районы Северо-Восточный, Приозёрский, Калифорнийский считаются районами наибольшего загрязнения США.

Для уменьшения количества отходов в стране практикуется:

  • переработка вторичного сырья;
  • система раздельного сбора мусора;
  • пункты приёма бумаги, стекла и других материалов;
  • предприятия переработки металлов.

Но перерабатывается лишь малая часть отходов, что абсолютно недопустимо в современном мире.

Парниковые газы

Развитие энергетики в Америке привело к выбросу большого количества парниковых газов в атмосферу. Массовые выбросы осуществляют ТЭС, нефтяные и сталелитейные заводы, целлюлозные комбинаты. Главными загрязнителями являются тепловая энергетика и автомобильный транспорт. Страна лидирует по количеству атомных электростанций в мире.

Более экологичными методами добычи электроэнергии является строительство ветряных мельниц и использование солнечных батарей.

Правовая регуляция охраны окружающей среды США

Экологические законы

Во 2 половине XX века США занимали 1 место по темпам развития среди стран всего мира. Строилось множество заводов, процветала космическая, авиационная, горная, пищевая, электронная, атомная промышленности.

Развитие промышленности привело к масштабной вырубке лесов, загрязнению воды и воздуха вредными выбросами. Оказало негативное влияние на флору и фауну дикой природы. Возникли сильные экологические проблемы в США. Их пик пришёлся на 60-70 годы XX века. В это время был утверждён закон Соединённых Штатов Америки о национальной политике в области охраны окружающей среды. Документ возлагал обязательства по охране окружающей среды на государственные органы, создавал механизм их осуществления. Америка стала первым государством, где на законодательном уровне установили экологические нормы.

Затем были приняты следующие нормативные документы:

  • 1973 – «Закон об исчезающих видах».
  • 1974 – «О безопасной питьевой воде».
  • 1976 – «О сохранении ресурсов».

После принятия федеральных законов, были разработаны нормативные документы отдельных штатов. В стране развилась целая отрасль права, регулирующая отношение к природным ресурсам.

Целью разработки законодательства в сфере экологии являлось решение следующих проблем:

  • предупреждение загрязнения окружающей среды;
  • охрана ценных природных объектов;
  • эффективное и рациональное использование ресурсов природы.

Значительное влияние на принятие природоохранных законов оказали неправительственные организации, финансируемые за счёт благотворительных взносов. Большое влияние оказала также судебная система США. Так, Конференция по сохранению живописи Гудзона в противостоянии с Федеральной комиссией по энергетике, смогла предотвратить строительство электрической станции на горе Шторм Кинг.

В 2004 году произошёл небольшой спад в борьбе за экологию законодательных органов Соединённых Штатов Америки. Появились альтернативные движения, которые указывали на необходимость продолжения совершенствования мер, направленных на сохранение природных ресурсов. Вместе с тем, было создано множество организаций, отрицающих глобальное потепление и воздействие на него парниковых газов.

Топ 5 самых грязных городов США

Авторитетный журнал для путешествующих «Travel+Leisure» назвал 5 наиболее загрязнённых городов Соединённых Штатов Америки:

  1. Нью-Йорк – славится огромными горами мусора на улицах и несчётным количеством крыс в районе метро. Однако лидирует в списке самых стильных городов с роскошными театрами, фешенебельными отелями и ресторанами.
  2. Новый Орлеан – город, считается родиной джаза и карнавала Марди Гра, завален мусором.
  3. Балтимор – несмотря на классическую музыку и очаровательных местных жителей, население жалуется на крупных крыс, расплодившихся в бессчетном количестве.
  4. Лос-Анжелес – город Ангелов задыхается от смога.
  5. Атланта – на улицах этого города с богатым шопингом и местным барбекю столько окурков, что власти ввели штраф за курение в парках.

В США остаётся много нерешённых проблем в области экологии и охраны окружающей среды. Добиться прекрасных результатов в защите природы поможет применение новых технологических процессов в промышленности, развитие безотходных производств, совершенствование законодательной базы, рациональное использование ресурсов.

Самые заселенные и самые промышленные районы США в $60$-$70$-е годы стояли на грани экологического кризиса. Открытый способ добычи ряда полезных ископаемых приводил к увеличению площадей «бедлендов», автомобилизация страны превращала целые города в «смогополисы», органическая жизнь Великих американских озер постепенно угасала. Эти катастрофические условия заставили страну принять федеральный закон о национальной политике в области окружающей среды. Расходы на природоохранные мероприятия были увеличены.

«Бедленд» – переводится как «дурная земля». Это холмисто-увалистый, непригодный для освоения труднопроходимый рельеф.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Охрана окружающей среды и экологические проблемы США 490 руб.
  • Реферат Охрана окружающей среды и экологические проблемы США 240 руб.
  • Контрольная работа Охрана окружающей среды и экологические проблемы США 200 руб.

В стране формировалась комплексная отрасль экологического права, которая была направлена на реализацию модели экологически безопасного развития. Основу экологического права составляют нормы общего права, но ещё действует законодательство, которое направлено на регулирование отношений специального экологического права. Кроме законодательства федерального, существуют и законодательства отдельных штатов.

Экологическое законодательство страны имеет следующие направления:

  1. Предупреждение загрязнения отдельных объектов природы;
  2. Рациональное использование природных ресурсов;
  3. Охрана и сохранение особо ценных объектов природы.

Центральным местом законодательства является закон о национальной политике в области охраны окружающей среды.

Закон был принят в $1969$ году и преследует две основные цели:

  1. Обязанность по охране окружающей среды должна быть возложена на федеральные органы;
  2. Механизм реализации этих обязанностей.

В рамках исполнительного аппарата президента предусмотрено создание совета по качеству окружающей среды. Этот совет существует на правах вспомогательного и совещательного органа. Кроме этого на президента возлагаются обязанности ежегодного доклада о качестве окружающей среды и её изменении. Правовое регулирование охраны окружающей среды имеет не только комплексный подход. Американское законодательство обеспечивает ещё и регулирование отношений охраны окружающей среды от загрязнения по отдельным объектам. Касается это охраны вод, морской среды, охраны растительного и животного мира, обезвреживания и утилизации твердых отходов, токсичных веществ и др.

Экологические проблемы для достижения экономических целей

В Рио-де-Жанейро в $1992$ году была принята Декларация по окружающей среде и развитию. В ней говорится о том, что все страны мира должны сотрудничать для того, чтобы создать открытую международную экономическую систему с целью устойчивого развития всех стран. Все технологии, направленные на решение экологических вопросов и ресурсосбережения, должны быть доступны для всех. Но решения конференции Рио-$92$, как сказал В.И. Данилов-Данильян – представитель Госкомитета РФ по охране окружающей среды, такие страны как США, Франция, Англия, Греция не выполнили. Миру рекомендуются такие экономические правила поведения, считает академик Н.Н.Моисеев, которые уже апробированы развитыми странами. Но внедрять современные методы хозяйствования даже с позиций сохранения окружающей среды невозможно в развивающихся странах. Причина естественна – отсутствие экономического опыта и достаточных финансовых средств.

Одной из важных экологических проблем является борьба вокруг потребления энергии и выбросов углекислого газа. США на душу населения потребляют энергии во много раз больше развивающихся стран и производят $25$ % выбросов углекислого газа. Страны Юга считают, что те, кто больше всех повинен в изменениях климата планеты, т.е. в загрязнении воздуха и «парниковом эффекте», должны больше себя ограничивать и нести большую ответственность. Но, США подобную логику отвергают. Американский Конгресс выступает против какого бы ни было подписания соглашения, сковывающего развитие американской энергетики. Т. Джунипер – руководитель международного природозащитного движения «Друзья Земли», считает, что США стремятся сохранить свое превосходство в области экономики и сохранить свой образ жизни за счет интересов мирового сообщества. Экологические подходы и экологические обязательства хорошо проявились в Денвере, на встрече «большой восьмерки» и специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Разгоревшиеся споры привели к тому, что сессия закрылась на сутки позже с расплывчатой резолюцией – «значительное» сокращение выбросов углекислого газа. Вашингтон, как показала резолюция сената США, не только не желает идти дальше договоренностей в Рио, но, даже отказывается от них.

Вторая проблема касается парниковых газов. Сегодня существует продажа квот на их выброс – такая уникальная возможность появилась у России. Суть заключается в том, что в результате спада промышленного производства, Россия имеет резервное право загрязнять планету. Япония же, например, выбросы парниковых газов должна сократить на $6$ %, а каждый процент снижения выбросов представляет огромные затраты для государства. Выходом для японского правительства является приобретение квот недоиспользованных другими странами. Глобальная экономика имеет жесткую логику, которая заставляет производителей экспортировать отходы за национальные границы. С истощением местных ресурсов – леса, нефти, рыбы – начинается поиск новых рынков. Идет интернационализация доступа к природным ресурсам.

Современная экономика США уже не может поддерживать себя собственными ресурсами, поэтому, чтобы найти новые источники нефти американское руководство использует различные для этого способы, разжигая международные конфликты и войны. Разрушая природную среду и за счет этого добывая больше ресурсов, производитель выигрывает, потому что обслуживает прибыльный глобальный рынок. Использование современных высокоэффективных технологий, с одной стороны снижает уровень загрязнения окружающей среды, а с другой стороны увеличивает интенсивность эксплуатации ресурсов, создавая новые проблемы.

Загрязнение окружающей среды в США

Нагрузка на природную среду увеличилась с бурной индустриализацией стран в $XX$ веке. «Грязные» производства принимают в этом самое непосредственное участие, если учесть, что на территории США сегодня действует более $2400$ ТЭС, более $250$ заводов по нефтепереработке, $144$ завода по производству стали, более $100$ целлюлозно-бумажных комбинатов.

В вопросах загрязнения окружающей среды США достигли высокого уровня, особенно в загрязнении атмосферы диоксидом углерода, ежегодный выброс которого более $6$ млрд. тонн – примерно по $21$ тонне на каждого американца. Главными загрязнителями являются тепловая электроэнергетика и автомобильный транспорт. Последствием такого загрязнения являются кислотные дожди Северо-Востока США.

Проблема водных ресурсов не менее острая. Ежегодное потребление пресной воды в стране в начале $XXI$ века составляет $500$ млрд. куб м. Крупнейшими потребителями воды являются промышленность – $45$ %, сельское хозяйство – $42$ %, коммунальное хозяйство – $13$ %, которые и дают большое количество сточных вод. Результатом стало то, что $120$ тыс. км водотоков США сильно загрязнены. К загрязнению морской среды приводит расширяющаяся добыча нефти и газа в шельфовой зоне.

Экологическая проблема, связанная с эрозией, коснулась и земельных ресурсов страны, ущерб от которой оценивается в $1$ млрд. долларов.

Промышленные и муниципальные отходы стали особой проблемой США. Огромная масса пищевых продуктов, бумаги, металлов, стекла и др. достигает колоссальной цифры и приближается к $300$ млн. тонн, что в расчете на душу населения составляет $700$ кг. По данному показателю американцы занимают первое место в мире. Впечатляющие цифры о бытовых отходах страны часто приводятся в литературе – на ежегодный выброс приходится $65$ млрд. металлических ёмкостей от напитков, $30$ млрд. бутылок, $65$ млрд. т бумаги, $100$ млн. старых автопокрышек, $5$ млн. старых автомобилей, образующих свалки к подъездам крупных городов. Безусловно, интенсивность загрязнений на территории далеко неодинакова и принимает большие масштабы в пределах трех американских мегалополисов – Северо-Восточный, Приозерский, Калифорнийский.

Правовая регуляция охраны окружающей среды

Наиболее заселённые районы США, а также те регионы, в которых в 60-70-х годах наблюдался высокий уровень промышленного развития, стояли в то время на границе масштабного экологического кризиса. Из-за применения открытого способа добычи некоторых полезных ископаемых, существенно начала увеличиваться площадь «бедлендов» (дословный перевод — «дурная земля», это земля с очень трудным, холмисто-увалистым и абсолютно непригодным для освоения рельефом), из-за поголовной автомобилизации страны крупные города начали превращаться в «смогополисы», а органическая жизнь больших американских озер начала понемногу угасать. Все вышеперечисленные факторы вынудили руководство Соединенных Штатов утвердить специальный закон, который на федеральном и национальном уровне начал защищать окружающую среду. Затраты на проведение природоохранительных мероприятий были существенно увеличены и начали достигать рекордных в то время показателей.

В США начала формироваться комплексная отрасль по экологическому праву, которая была сосредоточена на реализации модели безопасного (в экологическом плане) развития. В основе экологического права находятся нормы по общему праву, однако, действует также и законодательство, направленное на регулировку отношений экологических прав. Помимо федерального законодательства, есть и специальные законы отдельных штатов.

Законодательство страны касающееся экологии имеет такие направления как:

  • Сохранение и охрана особо ценных природных объектов;
  • Рациональное применение природных ресурсов;
  • Предотвращение загрязнения природных объектов.

Основным является закон о национальной политике, относящийся к охране окружающей среды.

Его приняли еще в 1969 году и он предназначен для контроля таких моментов как:

1. Обязанность охраны окружающей среды должна возлагаться на федеральные органы;

2. Схема реализации данных обязанностей

При президенте существует специальный совет, который отвечает за качество окружающей среды. Он функционирует на правах совещательного и вспомогательного органа. Помимо этого, на президента страны возложена обязанность проводить ежегодные доклады о состоянии окружающей среды и изменениях в ней. Также законодательство США обеспечивает регуляцию отношений по охране окружающей среды, а также ее изменении. Правовая регуляция в данной сфере не ограничивается комплексным подходом. Законодательства США регулирует отношения по охране окружающей среды от разных загрязнений также и по отдельным объектам. Имеется ввиду охрана вод, животного и растительного мира, морской среды, обезвреживающих и утилизационных работ по токсичным веществам и твердым отходам и др.

Проблемы экологии для достижения определенных целей в экономике

Еще в 1992 году в Рио-де-Жанейро приняли специальную декларацию, относительно окружающей среды и ее развития. Там сказано о том, что всем странам необходимо вести сотрудничество для создания открытой международной экономической системы, так как это будет способствовать устойчивому развитию этих стран. Любые технологии, которые направлены на разрешение проблем по ресурсосбережению и экологии, должны являться доступными для всех. Однако, декларации утвержденной на конференции в Рио-92, такие государства как Греция, Британия, Франция и США так и не выполнили. По словам академика Н. Н. Моисеева, — для мира рекомендуются такие правила поведения в экономике, которые уже апробированы в разных странах. Однако, заниматься внедрением современных методов хозяйствования не представляется возможным в тех странах, которые развиваются. Причина вполне логична — недостаток денежных средств и экономического опыта.

Основной экологической проблемой является борьба с выбросами углекислого газа и потреблением энергии. Америка потребляет гораздо больше энергии на душу населения, чем это происходит в развивающихся странах, а ее выбросы углекислого газа равняются 25% от общего количества всех выбросов на нашей планете. Южные страны считают, что те государства, которые больше всех виноваты в том, что климат на планете изменяется, то есть те, из-за которых загрязняется воздух и создается «парниковый эффект», должны нести за это серьезную ответственность. Однако, США с такой риторикой категорически не согласны. Конгресс отказывается подписывать любое соглашение или договор, в котором ограничивается развитие энергетики США. Руководитель одного из международных движений по защите природы «Друзья Земли» — Т. Дженипер заявил, что США любой цены хотят сберечь свое превосходство в экономической сфере, а также сохранить традиционный для американцев образ жизни, не взирая на интересы мирового сообщества. Обязательства, которые касаются экологии очень наглядно были продемонстрированы в Денвере, где проходила встреча «большой восьмерки», а потом и на специально созванной сессии ООН, которая традиционно проводилась в городе Нью-Йорк. Споры, которые разгорелись во время данной встречи закончились тем, что встреча закончилась на один день позже, а результатом стала лишь расплывчатая резолюция о том, что нужно значительно сократить выбросы углекислого газа. Однако, Вашингтон не только не захотел двигаться дальше, как предусматривают договоренности в Рио-92, но и вообще начал отказываться от этих договоренностей.

Еще один вопрос затрагивает проблему парниковых газов. Сейчас применяется продажа квот по их выбросу — данную возможность начала использовать Российская Федерация. Это стало возможным из-за серьезного спада в промышленном производстве. У России есть резервное право на загрязнение планеты. А такая страна как Япония, должна уменьшить парниковые выбросы газов на 6%, однако, каждый из этих процентов может повлечь за собой очень серьезные затраты для страны. Японское руководство нашло для себя очень удобное решение данной проблемы — они покупают недоиспользованные квоты у других стран. У глобальной экономики очень жесткая логика, которая вынуждает производителей заниматься экспортом отходов за границы своего государства. После того как истощаются их местные ресурсы — рыба, нефть, уголь, газ, лес, они начинают искать для себя новые рынки. Начинается интернационализация подступа к природным ресурсам.

Сегодняшняя экономика Соединенных Штатов уже не в состоянии удерживать себя при помощи своих собственных ресурсов, из-за этого, чтобы иметь доступ к новым источникам нефтепродуктам (а это жизненно-важный ресурс для США, учитывая количество автомобилей у американцев), руководство США применяет разные стратегии, способствуя разжиганию международных войн и конфликтов. Занимаясь разрушением природной среды и добывая при этом все большее количество ресурсов, производитель остается в выигрыше, так как он занимается обслуживанием очень доходного глобального рынка. Применение инновационных технологий, само собой, значительно уменьшает уровень нанесенного ущерба окружающей среде, однако, при этом увеличивается интенсивность добычи, а поэтому появляются новые проблемы.

Уровень загрязнения окружающей среды на территории США

Очень серьезно увеличилась нагрузка на природную среду после активной индустриализации в ХХ веке. Непосредственное участие в этом приняли «грязные» производства, учитывая то, что в США сейчас функционирует около 2500 ТЭС, работает больше 250 нефтеперерабатывающих заводов, больше 140 заводов производящих сталь и около 100 комбинатов целлюлозно-бумажной промышленности.

Одна из самых катастрофических ситуаций в США с загрязнением атмосферы диоксидом углерода, каждый год США выбрасывают в атмосферу больше 6 млрд. тонн этого вещества. Основные загрязнители — это ТЭС и автомобили. Причиной данного загрязнения являются систематические кислотные дожди на Северо-Востоке страны.

Муниципальные и промышленные отходы являются отдельной большой проблемой соединенных штатов. Очень большое количество бумаги, пищевых отходов, стекла, металла, пластика и др. достигает цифры в более 300 млн. тонн. По этому показателю жители США находятся на первом месте в мире. Само собой, интенсивность загрязнений в США непропорциональна и является катастрофической в пределах лишь трех мегаполисов Америки — Калифорнийском, Приозерском и Северо-Восточном.

Читайте также: