Особенности определения налоговой базы по отдельным видам доходов

Опубликовано: 19.05.2024

Плательщики налога и объект налогообложения.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, яв­ляющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от ис­точников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения признается доход, который получен физическим лицом

Статус налогоплательщика Доходы, признаваемые объектом налогообложения по НДФЛ
Физическое лицо - налоговый резидент РФ Доходы от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ
Физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ Доходы от источников в РФ

Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

К физическим лицам - налоговым резидентам РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарных дней в течение 12 сле­дующих подряд месяцев.

По общему правилу доходом признается экономическая выгода в денежной или нату­ральной форме.

Но не всякая экономическая выгода будет признана доходом физического лица, а только та, которую можно оценить и определить по правилам гл. 23 НК РФ.

Итак, экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:

1) она подлежит получению деньгами или иным имуществом;

2) ее размер можно оценить;

3) она может быть определена по правилам гл. 23.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Исчисление налоговой базы налоговыми агентами - российскими организациями произ­водится на основе данных бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных дан­ных о доходах.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов.

Физические лица (то есть мы с вами, в случае работы на 2 и более местах) исчисляют налоговую базу на основе справок о полученных доходах и удержанных суммах налога, выда­ваемых налоговыми агентами.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полу­ченные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды (от экономии на процентах, от приобретения ценных бумаг).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, преду­смотренных Кодексом.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то налоговая база принимается равной нулю.

2.1. При получении доходов в натуральной форме.

В случае оплаты труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость выданной работнику продукции (выполненных в его интересах работ, оказанных услуг) по ры­ночным ценам.

Сумма налога, исчисленного с оплаты труда в натуральной форме, удерживается налого­вым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удержи­ваемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

2.2. При получении доходов в виде материальной выгоды

Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:

1) MB, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или предпринимателей, за исключением MB, полу­ченной в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, уста­новленного в договоре о предоставлении банковской карты, и MB, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае, если плательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета;

2) MB, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и предпринимателей, являющихся взаимо­зависимыми по отношению к налогоплательщику;

3) MB, полученная от приобретения ценных бумаг. Определение налоговой базы при получении дохода в виде MB, выраженной как эконо­мия на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется налоговым агентом.

При уплате плательщиком процентов - исчисление налога с суммы материальной выго­ды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средст­вами, по ставке 35% (у налогоплательщиков - нерезидентов - по ставке 30%).

Расчет суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах в нало­говом периоде, производится в следующем порядке:

1. Определяется сумма процентной платы за пользование заемными (кредитными) сред­ствами исходя из 2/3 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, по рублевым средствам (и 9 % годовых по валютным) по формуле:

С1 = Зс х Пцб х Д/365 или 366 дней, где

С1 - сумма процентной платы, исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату фактического получения дохода;

Зс - сумма заемных (кредитных) средств, находящаяся в пользовании в течение соответ­ствующего количества дней в налоговом периоде;

Пцб - сумма процентов в размере 2/3 действующей ставки рефинансирования на дату фактического получения дохода;

Д - количество дней нахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика со дня выдачи займа (кредита) до дня уплаты процентов либо возврата суммы займа (кредита).

2. Из суммы процентной платы - С1, вычитается сумма процентной платы, внесенной со­гласно условиям договора займа (кредита) - С2, Налоговая база определяется в размере полу­ченной положительной разницы (Мв).

Пример. Работнику организации 20 февраля этой организацией выдан рублевый заем в сумме 50 ООО руб. на три месяца. Процентная ставка за пользование заемными средствами по договору определена в размере 10% годо­вых. Заем с процентами возвращен 21 мая. Уплачено процентов 1233 руб. <(50 000 руб. х 10% х (90 дней : 365 дней)>.




Ставка рефинансирования на дату выдачи заемных средств была установлена в размере 24% (здесь и далее в примерах размер ставки принят условно), две третьих от ставки рефинансирования составили 16%. Сумма процен­тов за период пользования заемными средствами исходя из 16% определена в размере 1973 руб. <(50 000 руб. х 16% х (90 дней : 365 дней)>.

Сумма материальной выгоды, полученная от экономии на процентах, составила 740 руб. (2219 руб. – 1233 руб.).

Сумма налога, исчисленная по ставке 35%, составляет 259 руб. (740 руб. х 35%). Удержание налога произве­дено 2 июня при выдаче заработной платы за май месяц.

Рассчитывать и уплачивать НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах должен налоговый агент (организация - заимодавец или кредитор)

2.3. По договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обес­печения.

При заключении договоров страхования за счет средств налоговых агентов налоговая оа-за определяется следующим образом.

Суммы страховых взносов, уплаченные работодателями за своих работников в обяза­тельном порядке, не учитываются при определении налоговой базы.

Также не учитываются суммы страховых взносов, уплаченные за счет средств организа­ций по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физ. лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физ. лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физ. лицам.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные физ. лицами в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:

по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном дейст­вующим законодательством, страхователями, застрахованными лицами, выгодо­приобретателями или иными третьими лицами;

по договорам добровольного долгосрочного (не менее 5 лет) страхования жизни; в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оп­латы санаторно-курортных путевок) страхователей, застрахованных лиц; по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщи­ками на любой срок, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсион­ных возраста.

Суммы страховых выплат, полученные по договорам добровольного страхования жизни, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы таких страховых выплат не пре­вышают сумм, внесенных физ. лицами в виде страховых взносов, увеличенных на сумму, рас­считанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соот­ветствующий год среднегодовой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

То есть, в случае возникновения положительной разницы она подлежит налогообложе­нию у источника выплаты по ставке 35 %.

Пример. Физ. лицо заключило договор добровольного страхования жизни на 1 год и ежемесячно вносило равными долями сумму страхового взноса всего в размере 5 тыс. руб. (согласно условиям договор вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса, ставка рефинансирования Банка России на этот момент - 28%. При наступлении страхового случая физ. лицу производится страховая выплата в размере 7 тыс. рублей. В налоговую базу по ставке 35% включается 600 рублей <7 ООО руб. - (5 ООО руб. + 5000 руб. х 0,28)>.

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

| следующая лекция ==>
Налог на добычу полезных ископаемых | Стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговые агенты должны исчислять, удерживать и платить в бюджет определенную сумму НДС.

Определение налоговой базы налоговыми агентами

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами устанавливает ст. 161 НК РФ.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять в бюджетную систему Российской Федерации рассчитанный ими в соответствии с требованиями ст. 161 НК РФ НДС.

Статья 45 НК РФ предполагает, что обязанность налогоплательщика считается исполненной после того как удержан налог. Не удержание налога налоговым агентом обязанность по его уплате, а соответственно и ответственность, оставляет за налогоплательщиком.

Агенты и налогоплательщики идентичны в своих правах, а также обязаны достоверно и своевременно рассчитывать и перечислять в государственный бюджет налоги, включая НДС.

Таким образом, в соответствии со статьей 24 КРФ обязанностью налоговых агентов является:

  • правильное и своевременное перечисление в бюджет НДС и других налогов;
  • письменное уведомление налогового органа на протяжении одного месяца о невозможности удержать налог и сумме возникшие в результате этого задолженности налогоплательщика;
  • вести учет персонально по каждому налогоплательщику и перечисленных в бюджет налогов;
  • предоставлять налоговым органам для осуществления контроля необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления.

Ответственность за выполнение данных действий ст. 24 НК РФ возлагает на налогового агента.

Сроки уплаты налогов для налоговых агентов не отличаются от сроков, предусмотренных для налогоплательщиков.

В таких случаях налогоплательщик обязан выступать налоговым агентом и, соответственно, рассчитывать и перечислять НДС, как устанавливает статья 161 НК РФ.

Данная статья устанавливает также определенные особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, которыми могут являться организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ у иностранных лиц товары.

Являться налоговыми агентами, которые должны исполнить обязанность по уплате НДС, могут также лица, которое по закону освобождены от такой обязанности (например, по ст. 145 НК РФ или в силу применения льготных налоговых режимов).

Определяться налоговая база должна отдельно по каждой хозяйственной операции, связанной с реализацией товаров.

Обязательства по уплате НДС возникает у налогового агента в случае приобретения на Российской территории товаров у иностранных лиц, которые не обязаны уплачивать НДС по правилам российского законодательства. Если в таком контракте не предусмотрена сумма НДС, налогоплательщик определяет ее самостоятельно, увеличивая на сумму налога стоимость приобретенного товара.

Обязанность по уплате НДС в данном случае возлагается на налоговых агентов, которыми являются лица, приобретающие товары у иностранных лиц, при этом не важно являются ли они плательщиками НДС и производят ли они его исчисление и уплату в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Не освобождаются от такой обязанности лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ.

Если иностранная организация состоит на учете в налоговых органах ФНС, уплату налога она производит самостоятельно, и в этом случае покупатель не является налоговым агентом для такой иностранной организации.

Порядок определения налоговой базы налоговыми агентами

Налоговая база для расчета НДС для иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ, состоит из суммы дохода от реализации товара с учетом НДС. Если продавцом доход выплачивается в иностранной валюте, то при определении базы налогообложения, производится пересчет в рубли по курсу НБУ на дату осуществления расчетов.

Размер налога определяется налоговым агентом в процентном соотношении к налоговой базе, которая в данном случае составляет 100%. Ставка налога составляет соответственно 10% или 18%.

При этом уплата НДС должна быть произведена одновременно с перечислением денежных средств, несмотря на то, что фактическое оказание услуг или выполнение работы произойдет позднее.

Руководствуясь статьей 174 НК РФ банк, на обслуживании у которого находится налоговый агент, не в праве принимать платежное поручение на оплату работ (услуг) без одновременной подачи платежного поручения на уплату НДС.

Статья 171 НК РФ позволяет налоговым агентам получить налоговый вычет, если не соблюдены следующие условия:

  • приобретенный товар принят к учету;
  • операции, для осуществления которых приобретался товар, облагаются НДС;
  • НДС перечислен в бюджет.

Пунктом 3 статьи 161 НК РФ предусмотрена обязанность рассчитывать и перечислять в бюджет НДС при аренде федерального и муниципального имущества, арендуемого компаниями и индивидуальными предпринимателями у органов государственной власти или местного самоуправления.

Не возникает необходимости исполнять функции налогового агента для тех компаний и ИП, у которых данное имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Определение налоговой базы НДС агентами при аренде государственного имущества производится отдельно по каждому объекту, при этом она состоит из арендной платы с учетом НДС.

Если услуги по аренде имущества, которые оказываются казенными учреждениями, не являющимися плательщиками НДС, то организации, приобретающие такие услуги аренды, не будут выступать налоговыми агентами и соответственно уплачивать НДС.

Сложившаяся судебная практика показывает, что налоговыми агентами признаются непосредственно покупатели государственного муниципального имущества, третьи лица, которые производят за них оплату. Соответственно, обязанность по уплате налога лежит непосредственно на налоговых агентах, а не на третьих лицах.

В порядке п. 4 ст. 161 НК РФ в случае если производится реализация конфискованного иди бесхозяйного имущества, а также ценностей, которые перешли государству в порядке наследования, налоговыми агентами считаются компании или ИП, которые были уполномочены проводить реализацию такого имущества.

В отличие от предыдущих двух ситуации, обязанности налогового агента, уполномоченного уплатить НДС, в данном случае исполняет продавец товара.

Понятие бесхозяйной вещи дает статья 225 ГК РФ – это вещь, собственник которой неизвестен либо отказался от права собственности на нее. Понятие клада установлено статьей 233 ГК РФ – им являются зарытые в земле ценные предметы или деньги, собственник которых неизвестен, или утратил право на них.

Собственником клада считается собственник земельного участка, на котором он был зарыт и лица, которые его обнаружили в равных долях, если другой порядок владения не установлен по договоренности между ними.

Определение налоговой базы производится, основываясь на цене реализуемого имущества, которая устанавливается на основании положений статьи 40 НК РФ, к ней добавляется НДС и акциз (если товар является подакцизным).

Еще одной отличительной особенностью является то, что в порядке ст. 171 НК РФ налоговые агенты, реализующие товары, в данном случае не имеет права на налоговый вычет.

Что говорит закон

В соответствии с действующим фискальным законодательством, налоговая база определяется как характеристика налогооблагаемого объекта по его ключевым элементам: количественным, физическим, стоимостным, имущественным и прочим. Следовательно, объект налогообложения и налоговая база тесно связаны между собой. Так как объект определяет то, что подлежит обложению, а НБ определяется, как конкретный признак объекта.

Иными словами, для каждого фискального обязательства вопрос объекта обложения должен иметь конкретную характеристику. Например, НДФЛ или налог на прибыль организаций, определяемый по стоимостному признаку. То есть НБ признается стоимостное (денежное) выражение полученного физлицом дохода или прибыли компании за отчетный период.

Отметим, что НБ по налогам определяется не только НК РФ . По региональным и местным фискальным обязательствам особенности формирования налоговой базы устанавливают законодательные органы власти соответствующего субъекта и(или) муниципального образования.

Методы определения

НК РФ предусматривает всего два метода формирования налогооблагаемой базы:

  1. Кассовый метод, при котором НБ исчисляется на основании проведенных кассовых операций. Например, сумма дохода исчисляется на основании проведенных кассовых поступлений на расчетный счет компании за отгруженный товар, выполнение работ, услуг. Расходами признаются только те траты, которые были фактически оплачены в отчетном периоде. Иными словами, данный метод отражает реальные (фактические) операции налогоплательщика.
  2. Метод начисления или накопительный, при котором дата фактического получения дохода или осуществления расходной операции значения не имеет. К расчету принимают те операции, которые были начислены, накоплены в отчетном периоде. Например, учитываются начисленные суммы дохода без учета фактов оплаты. Расходами в данном случае признаются все принятые обязательства, вне зависимости от произведенной оплаты.

Отметим, что налогоплательщик имеет право определять собственный метод исчисления НБ. Исключением является только НДФЛ. Для исчисления подоходного налога применяется только кассовый метод, то есть НДФЛ считают по дате выплаты, получения дохода.

Способы исчисления

Чиновники закрепили следующие виды определения налоговой базы:

  1. Прямой способ, самый простой и распространенный. Заключается в том, что НБ исчисляется на основании данных первичной документации, учетных регистров и отчетности бухгалтерского и налогового учетов.
  2. Косвенный, или расчет по аналогии. Применяется, когда исчислить сумму фискального обязательства в текущем периоде прямым способом невозможно. В таком случае исчисление проводится на основании данных НУ и БУ аналогичных предприятий.
  3. Условный, или презумптивный способ, при котором исчисление НБ производится исходя из условных характеристик объекта обложения. Примером данного способа является исчисление НБ при ЕНВД.
  4. Паушальный — это способ исчисления, при котором размер фискального обязательства определяется исходя из вторичных признаков. Например, в некоторых европейских странах с определенной категории граждан взимается налог в 12 % от суммы произведенных затрат на проживание.

В большинстве случаев НБ определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода. Например, прибыль суммируется помесячно с начала календарного года. Аналогично суммируются доходы физического лица или предпринимателя на упрощенном режиме налогообложения.

Но есть и исключения: не определяется нарастающим итогом налоговая база для имущественных обязательств. Например, налог на имущество физлиц НБ определяется как стоимость объекта недвижимости на конкретное число. По транспортным сборам НБ исчисляется исходя из мощности транспортного средства. Аналогично рассчитывается и земельное обременение.

Теперь определим порядок формирования налоговой базы на конкретном примере.

Налоговая база, пример для НДФЛ

Как известно, налоговая база юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчисляется в особом порядке по каждому фискальному обязательству. Определим ключевые особенности расчета НБ для подоходного налога.

При обложении доходов населения ставка налога применяется к НБ, определенной в соответствии с главой 23 НК РФ . Следовательно, облагаемая сумма дохода — это налоговая база для исчисления подоходного налога. Отметим, что обложению подлежат не все доходные поступления российского или иностранного гражданина. Чиновники определили перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Помимо перечня исключаемых доходов, законодатели предусмотрели и ряд фискальных льгот и послаблений. Например, для НДФЛ — это налоговые вычеты (имущественные, социальные, стандартные, инвестиционные и профессиональные).

Пример для налога на прибыль организаций

Аналогичным методом исчисляется и НБ для налога на прибыль. К учеты принимаются все доходы компании, полученные за отчетный период. Причем сумма определяется методом, который выбрала компания самостоятельно и закрепила в учетной политике. Например, при кассовом методе считается вся выручка, фактически зачисленная на расчетные счета, и полученная наличность.

Отметим, что для налога на прибыль законодатели также определили перечень необлагаемых доходов. Так, при исчислении налоговой базы не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ . Их нужно исключить из расчета.

Затем общая сумма облагаемой выручки уменьшается на расходы, оплаченные фактически либо по объему принятых обязательств. Полученный результат и есть НБ для налога на прибыль организаций.

Упрощенная система налогообложения — это специальный режим, который в большинстве случаев применяют предприниматели и некоторые организации. Для перехода на упрощенку придется соблюсти конкретные требования.

Порядок определения НБ по УСН зависит от выбранного метода обложения. Их предусмотрено два:

  1. «Доходы», при котором НБ равна всей полученной выручке за отчетный период.
  2. «Доходы минус расходы», при котором НБ исчисляется аналогично налогу на прибыль организаций: выручка уменьшается на сумму разрешенных расходов, произведенных в отчетном периоде.

Например, налоговая база ИП на УСН «Доходы» равна сумме полученной выручки по облагаемым доходным операциям.

НДС, НДПИ

Для определения налоговой базы по НДС при реализации товаров из цены продажи товара (включая НДС) вычитается стоимость приобретения товара (также с НДС).

При выявлении НБ для добычи полезных ископаемых учитывают вид ископаемого: для нефти и газа — объем в натуральном выражении, для других — стоимость ископаемых.

Для подакцизных товаров в соответствии со ст. 187 НК РФ НБ определяется по каждому виду подакцизного товара.

1. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса.

При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.

2. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

1.1) полученные налогоплательщиком имущественные права при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками, пайщиками), а также права требования к организации, полученные безвозмездно или с частичной оплатой. Стоимость указанных имущественных прав в целях налогообложения определяется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;

3) оплата труда в натуральной форме.

В статье 211 установлен порядок определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме.

Официальный орган пояснил, что в стоимость товаров включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров (см. письмо от 25.12.2009 N 03-04-07-01/391).

В письме Минфина России от 11.02.2014 N 03-04-05/5487 разъясняется, что с учетом положений статьи 211 НК РФ стоимость питания, оплаченного организацией за своих сотрудников, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Также в письме Минфина России от 15.04.2014 N 03-04-06/17104 указывается, что оплата организацией за налогоплательщиков стоимости обучения, а также проезда, проживания и питания признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме.

А в письме от 29.03.2011 N 03-04-06/6-60 Минфин России указал, что оплата организацией за работников 50 процентов стоимости электрической и тепловой энергии является их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом пункта 1 статьи 211 НК РФ суммы такой оплаты, производимой организацией-работодателем, включаются в налоговую базу сотрудников организации.

Минфин России пояснил, что оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с положениями статьи 211 НК РФ (см. письмо от 10.06.2010 N 03-04-06/6-111).

Также в письме Минфина России от 29.01.2014 N 03-04-06/3282 рассмотрен вопрос о налогообложении НДФЛ средств, уплаченных организацией за проезд и проживание физических лиц - исполнителей по гражданско-правовым договорам. По данному вопросу Минфин России указал, что оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте исполнения услуг признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме, и суммы такой оплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

На практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают споры о налогообложении налогом на доходы физических лиц оплаты проживания работникам в соответствии с условиями трудового договора.

НК РФ на вопрос о налогообложении налогом на доходы физических лиц оплаты проживания работникам в соответствии с условиями трудового договора не отвечает.

Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 17.01.2011 N 03-04-06/6-1, оплата организацией за работников и членов их семей расходов по аренде жилого помещения (включая оплату аренды гаража, Интернета и пр.) является их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом пункта 1 статьи 211 НК РФ суммы такой оплаты, производимой организацией-работодателем, включаются в налоговую базу сотрудников организации и членов их семей.

В письме от 11.06.2010 N 03-04-06/6-118 Минфин России пояснил, что доходы сотрудников филиала российской организации в виде стоимости проживания, питания и медицинского обслуживания, предоставляемых филиалом российской организации, находящимся за пределами Российской Федерации и зарегистрированным в качестве юридического лица иностранного государства, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Однако арбитражные суды придерживаются другого мнения.

Так, Западно-Сибирского округа в Постановлении ФАС от 17.11.2010 N А45-26455/2009 пришел к выводу о том, что оплата жилья для временного проживания работников на время выполнения работы непосредственно связана с выполнением работниками своих трудовых обязанностей и является компенсационной выплатой, не подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, в связи с чем расходы по оплате проживания, по проезду до места работы и обратно не являются полученной работниками экономической выгодой в виде дохода в натуральной форме в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

ФАС Московского округа в Постановлении от 21.08.2008 N КА-А40/7732-08 пришел к выводу о том, что оплата за проживание иностранных работников обложению налогом на доходы физических лиц также не подлежит.

Анализируя пункт 2 статьи 211 НК РФ, Минфин России пояснил, что при получении от организации физическими лицами - участниками рекламной акции подарочных сертификатов у таких лиц образуется доход в натуральной форме в виде оплаты права на получение соответствующих товаров (работ, услуг).

Отнесение доходов, полученных налогоплательщиками в виде стоимости подарочных сертификатов, к подаркам либо к иным видам доходов зависит от документального оформления выплаты (выдачи) доходов (см. письмо от 04.04.2011 N 03-03-06/1/207).

А в письме от 23.04.2010 N 20-14/3/043593@ налоговый орган указал, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями коммунальных услуг.

Также официальный орган пояснил, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе питания в его интересах (см. письмо от 31.03.2011 N 03-03-06/4/26).

В письме от 15.03.2011 N 03-04-05/6-127 Минфин России заметил, что суммы оплаты товариществом собственников жилья коммунальных услуг за собственников квартир, являясь их доходами, полученными в натуральной форме, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке в размере 13 процентов.

Как отметил Минфин России в своем письме от 28.10.2010 N 03-04-05/6-646, автомобиль, выигранный при участии в рекламной акции, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 НК РФ, признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, и его стоимость подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

В письме от 15.09.2010 N ШС-37-3/11236 налоговый орган пояснил, что услуги банка по перечислению дивидендов оказываются самому обществу, и оплата этих услуг производится исключительно в его интересах, а не в интересах участников общества.

С учетом изложенного оплата организацией услуг банка по перечислению физическим лицам дивидендов не приводит к образованию дохода в натуральной форме, подлежащего налогообложению.

Также налоговый орган в письме от 05.07.2010 N 20-14/4/069913 отметил, что при получении сотрудниками от организации подарков стоимостью менее 4000 руб. за налоговый период дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, у сотрудников не возникает.

Следовательно, если стоимость подарка не превышает 4000 руб., то такой доход является необлагаемым. Если же стоимость превышает указанный размер, то налогообложению подлежит разница между суммой, уплаченной за подарок, и суммой, указанной в пункте 28 статьи 217 НК РФ.

В письме от 03.06.2010 N 03-04-05/3-309 Минфин России заметил, что доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с СК РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Таким образом, доход в виде стоимости недвижимого имущества, полученного от физического лица, не являющегося членом семьи и (или) близким родственником, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

А в письме от 20.05.2010 N 03-04-05/6-269 Минфин России указал, что предоставление организацией бывшим работникам железнодорожного транспорта бесплатного проезда на железнодорожном транспорте является доходом, полученным указанными лицами в натуральной форме.

В письме от 19.02.2010 N 03-04-06/3-16 финансовое ведомство указало, что суммы, затрачиваемые на обучение по общеобразовательной программе воспитанников в лицее-интернате, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, в случае если лицей-интернат имеет соответствующую лицензию.

На практике у налогоплательщика возникает вопрос, должна ли организация, оплачивающая личные телефонные переговоры работникам, удерживать налог на доходы физических лиц в данном случае.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Таким образом, оплата личных телефонных переговоров подлежит включению в доход работника, облагаемый налогом на доходы физических лиц.

Следовательно, организация вправе удерживать налог на доходы физических лиц в данном случае.

В письме ФНС России от 05.03.2014 N БС-4-11/4032@ рассмотрен вопрос о налогообложении НДФЛ сумм оплаты организацией расходов работника на участие в мероприятиях, не связанных с выполнением им трудовых обязанностей. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующие разъяснения.

С учетом того, что в рассматриваемой ситуации работники направляются для участия в мероприятиях, не связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, такие поездки не являются командировками, и, соответственно, расходы, связанные с участием работников в данных мероприятиях, не являются командировочными расходами. Таким образом, оплата организацией расходов работника, связанных с участием в мероприятиях, не связанных с выполнением трудовых обязанностей, на основании положений статьи 211 НК РФ является доходом работника, полученным в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2014

При таких обстоятельствах положения статьи 211 НК РФ регулирующей особенности определения налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме, не подлежали применению судом к спорным правоотношениям в связи с иным субъектным составом.

Неправильного применения судами норм материального права (в частности, статей 20, 40, 211 Налогового кодекса Российской Федерации) не установлено.

При разрешении спора суды апелляционной и кассационной инстанций руководствовались положениями статей 122, 143, 169, 171, 172, 210, 211, 214.1, 217, 224, 226, 227, 228, 246, 247, 252, 264 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическими обстоятельствами дела.

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пунктом 4.1 настоящей статьи), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. При реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Читайте также: