Начислили земельный налог какую бухгалтерскую запись аудитор признает правильной

Опубликовано: 14.05.2024

Дата публикации 12.04.2021

По решению суда была уменьшена кадастровая стоимость земельного участка с даты начала применения кадастровой стоимости (2017 год), в связи с этим образовалась переплата за 2018 и 2019 гг. Бюджетное учреждение применяет общую систему налогообложения. Уточненную декларацию подали в 2021 году. Какими проводками следует оформить:

    • образование переплаты и зачет денежных средств в счет авансового платежа за I квартал 2021 года?
    • образование переплаты и возврат денежных средств?

В соответствии с п. 16 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, бухгалтерский учет ведется с использованием принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни. Он означает, что объекты признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета.

Следуя этому принципу, учреждению необходимо скорректировать в учете кадастровую стоимость земельного участка с 2017 г., а также сумму начисленного за 2018 - 2019 гг. земельного налога. Наилучшим вариантом является отражение этих операций в порядке исправления ошибок прошлых лет. Соответственно, во входящих остатках на 2021 г. будут отражены кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением суда, а также дебиторская задолженность по земельному налогу.

Ошибка прошлых лет исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки. Это установлено п. 28 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.

Операции по корректировке кадастровой стоимости земельного участка и начислению земельного налога относятся на финансовый результат (пп. 20, 128 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н). Следовательно, для исправления ошибок могут применяться счета 401 19, 401 29.

Положениями Инструкции № 174н операции по исправлению ошибок не предусмотрены. Поэтому их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н.

В учете могут отражаться следующие записи:

Дебет КДБ Х 401 19 176 Кредит КРБ Х 103 11 430 - уменьшена кадастровая стоимость земельного участка;

Дебет КРБ Х 401 29 291 Кредит КРБ Х 303 13 731 - способом "красное сторно" скорректирована сумма земельного налога.

Любая переплата в бюджет (по налогу, сбору, штрафу, пеням) может быть зачтена в счет любых аналогичных предстоящих платежей в бюджет либо в счет погашения любой аналогичной налоговой задолженности (независимо от вида налога). Момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты (письмо Минфина России от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100).

Если земельный налог зачитывается в счет уплаты этого же налога, в учете будет числиться дебиторская задолженность на счете 303 13. Дебиторская задолженность будет зачтена в момент начисления земельного налога за 2021 г.

Операции по зачету дебиторской задолженности по земельному налогу в счет кредиторской задолженности по другим налоговым платежам Инструкцией № 174н не предусмотрены. Поэтому их необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н. На наш взгляд, в такой ситуации можно отразить зачетную операцию прямой корреспонденцией:

Дебет КРБ Х 303 ХХ 831 Кредит КРБ Х 303 13 731 - отражено решение о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет других налоговых платежей.

Если налоги учитываются в рамках разных видов деятельности, переплату можно зачесть в корреспонденции со счетом 304 06 (п. 281 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). Положениями этого пункта прямо не предусмотрено применение счета 304 06 для отражения подобной операции. Однако перечень расчетов, подлежащих учету на счете 304 06, не является закрытым.

Согласно п. 365 Инструкции № 157н для учета операций по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет предназначен забалансовый счет 17 "Поступления денежных средств".

При этом в соответствии с п. 13.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, п. 48.5.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, операции отражаются по статье 510 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов и статье 510 КОСГУ.

Таким образом, возврат земельного налога, уплаченного в прошлом периоде, отражается записью:

Дебет КИФ Х 201 11 510, увеличение 17 (КИФ 510, КОСГУ 510) Кредит КРБ Х 303 13 731 - поступила переплата по земельному налогу (п. 132 Инструкции № 174н).

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.

Пени и штрафы

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Налог на прибыль

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыль

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В 2018 году, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом доначислен налог на прибыль за 2015 год вследствие неправомерного включения в состав расходов 2015 года затрат на капитальный ремонт, относящихся к 2016 году. Кроме того, наложен штраф за несвоевременную уплату налога и начислены пени на образовавшуюся недоимку. Как в 2018 году в бухгалтерском учете организации отразить операции по налогу на прибыль, относящиеся к 2015 и 2016 годам согласно решению по проверке?

При отражении в бухгалтерском учете доначислений налогов, штрафа и пени датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения налогового органа по проверке, на которую необходимо осуществить все исправительные проводки. Данный документ будет служить основанием для внесения исправлений в учет (статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В бухгалтерском учете начисленные пени и штрафы по налогу на прибыль на дату вступления в силу решения по проверке отражаются записью по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов, Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 № 07-04-09/78875).

На порядок отражения записей по счетам бухгалтерского учета, в части отражения суммы налога на прибыль будет влиять также то, насколько существенна допущенная ошибка.

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).

Критерии, по которым устанавливается уровень существенности, экономическим субъектом закрепляются в его учетной политике.

Если ошибка несущественная, то исправительные записи будут следующие (п. 14 ПБУ 22/2010):

Дебет 99 Кредит 68 субсчет по налогу на прибыль — доначислена сумма налога на прибыль за 2015 год, признаваемая несущественной.

При доначислении налога на прибыль, величина которого существенна, ис­поль­зу­ет­ся счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п.9 ПБУ 22/2010).

Исправительные записи в бухгалтерском учете будут следующие:

Дебет 84 Кредит 68 субсчет по налогу на прибыль — доначислена сумма налога на прибыль за 2015 год, признаваемая существенной.

Кроме того, необходим также ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухгалтерской отчетности за прошлые годы (п. 9 ПБУ 22/2010).

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

В случае если существенная ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов, корректировке подлежат вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из представленных отчетных периодов.

Так как ошибка относится к 2015 году, то в годовой отчетности за 2018 год показатель чистой прибыли за 2016 год должен быть приведен с учетом выявленной ошибки по налогу на прибыль за 2015 год.

Если организация имеет обоснования для включения расходов по ремонту, фактически произведенных в 2015 году, в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в 2016 году, в таком случае организации необходимо подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год (статья 81 НК РФ).

Исправления в бухгалтерском учете так же будут проведены в 2018 году на дату обнаружения ошибки. Отражение исправлений в бухгалтерском учете будет зависеть от существенности допущенной ошибки.

Если ошибка несущественна, то уменьшенный налог на прибыль за 2016 год отражается в учете записью: Д68 субсчет налог на прибыль К99 субсчет по налогу на прибыль (уменьшен налог на прибыль в связи с завышением налога в 2016 году).

Если ошибка существенная, то уменьшение налога на прибыль за 2016 год будет отражаться проводкой Д68 субсчет налог на прибыль К84 (уменьшен налог на прибыль в связи с завышением налога в 2016 году).

Исходя из вышеизложенного следует, что если организация, будет отражать исправления по налогу на прибыль за 2015 год (увеличивать сумму налога на прибыль) и одновременно отражать исправления по налогу на прибыль за 2016 год (уменьшать сумму налога на прибыль), то на соответствующие показатели отчетности за 2018 год указанные исправительные записи не повлияют, как не повлияют и на показатель чистой прибыли и величину дебиторской/кредиторской задолженности за 2016 год, отражаемые в отчетности 2018 года.

В отчете о финансовых результатах за 2018 год суммы начисленных пеней и штрафа по налогу на прибыль отражаются по строке 2460 «Прочее» (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина ПФ от 29.07.1998 № 34н, Инструкция по применению Плана счетов) Если ошибка признана не существенной (доначисление налога за 2015 год отражено записью Д 99 К 68 субсчет по налогу на прибыль) и исправления в декларацию за 2016 год не внесены, то в отчете о финансовых результатах за 2018 год сумма доначисленного налога так же войдет в показатель строки 2460 «Прочее». (п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н).

Если организацией отражены исправления по налогу на прибыль за 2015 год (увеличена сумма налога на прибыль) и одновременно отражены исправления по налогу на прибыль за 2016 год (уменьшена сумма налога на прибыль), то в отчете о финансовых результатах в составе показателя строки 2460 «Прочее» отражаются только пени и штрафы по налогу на прибыль.

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Индекс материала
Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Страница 2
Все страницы

Целью аудита единого социального налога (ЕСН) физических лиц является установление соответствия по­рядка исчисления этих налогов требованиям налогового законода­тельства.

Задачами аудита ЕСН является оценка:

— систем синтетического учета расчетов по этим налогам;

— формирования налоговой базы неправомерно исключенных выплат;

— определения сумм, обложению ЕСН

— отражения налоговых обязательств перед бюджетом отчетности;

— соблюдения налогового законодательства при формирова­нии налоговой базы;

— полноты уплаты налогов.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, главы аудита);

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, Положение по бухгал­терскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, ут­вержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика для целей налогообложения, регистры бухгал­терского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы лиц», 69, субсчет «Расчеты по единому соци­альному налогу», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ве­домости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений коллективный договор или поло­жение налоговые карточки, карточки по ЕСН работников согласно выборке, другие документы, под­тверждающие применение организацией

Работы при проведении аудита ЕСН можно разделить последовательных этапа: ознакомительный, основной и за­ключительный.

Основной задачей аудита ЕСН является проверка правильности формирования налоговой базы. Аудитору необходи­мо выполнить следующие процедуры:

— оценку систем бухгалтерского учета;

— оценку аудиторских рисков;

— расчет уровня существенности;

— определение основных факторов, влияющих показатели;

— анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

— анализ организации документооборота функций служб, ответственных налогов.

Выполнение вышеуказанных процедур этапе позво­лит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организа­цией порядка налогообложения нормам действующего законода­тельства, оценить уровень налоговых обязательств налоговых нарушений.

Перед проведением аудита ЕСН аудитору необходи­мо проанализировать операции, которые имели место проверяемого периода,

— изменение методологии ведения бухгалтерского учета, методологии расчета налогов;

— внедрение новых видов начислений при расчете заработной платы договоров подряда.

В связи что время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были опубликованы разъяснения по вопросам исчисления ЕСН (информационное письмо от 14.03.2006 № 106), аудитор должен выяснить следующие аспекты:

— рассмотрев порядок начисления суточных, необходимо уста­новить, организацией сверх норм, оп­ределенных законодательством, единый социальный налог. указано письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выплачиваемые сверх норм, ЕСН начисляться

— требуется определить, организация выбором: уменьшить налог ЕСН или налог и ЕСН. Разъяснениями Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации такой выбор поэтому аудитор должен пересчитать сумму начисленного ЕСН, если организация применяет такую схему;

— проанализировав компенсации, которые входят за­работной платы ст. РФ, необходимо устано­вить, выплат компания ЕСН;

— изучив выплаты членам совета директоров налогово­го периода, надо выяснить, такие выплаты ЕСН. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, даже если совета директоров организации заключены трудовые договоры, ЕСН должен быть начислен, поскольку выплаты членам совета директоров могут быть включены

На этом этапе производится углубленная проверка тех участ­ков налогового учета, выявлены проблемные зоны значения уровня существенности.

Данный этап включает:

— оценку правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН

— проверку налоговой отчетности, представленной по установ­ленным формам;

— расчет налоговых последствий некорректного при­менения норм налогового законодательства;

— разработку рекомендаций организацией налоговых льгот по улучшению контроля исчисления налогов.

Содержание разделов (подразделов) проверки им процедуры приведены

Содержание разделов (подразделов) проверки

Аудиторские процедуры, комментарии

Проверка полноты определения нало­гооблагаемой базы по ЕСН по видам выплат осуществления выплат вознаграждений (полу­чения доходов), числе выплат работников -физических лиц, выплат по гражданско-правовым договорам

Общие процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских записей, отсылка за­просов подтверждений, подсчет процедуры). Анализ трудовых до­говоров, договоров подряда выполнен­ных работ

При проверке необходимо обратить внимание факт, что суммы вознаграждений по догово­рам подряда, выплачиваемые как работникам, состоящим организации-налогоплатель­щика, так и подлежат обложению ЕСН порядке (письмо от 26.06.2007

Проверка правильности определения сумм, нало­гообложению со ст. п. РФ, числе:

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур.

Не подлежат обложению ЕСН числе посо­бия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу ребенком, пособия по без­работице, беременности Письмом от 29.03.2007 было разъяснение: доплата заработка, превышающая размер пособия по беременности выплачиваемого производится организацией собственных средств и государственным пособием. Следовательно, аудитор должен проверить, что эти суммы подлежат налогообложению. случае, если суммы оплаты дополнитель­ных отпусков, предоставляемых гражданам, под­вергшимся воздействию радиации вследствие ка­тастрофы АЭС, осуществля­ются средств федерального бюджета, такие выплаты объектом обложения ЕСН (письмо от 01.06.2007

К компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатное пре­доставление жилых помещений услуг (денежная компенсация бесплатного жилья), питания топлива или соответствующего денежного возме­щения;

оплата стоимости и (или) выдача полагающегося натурального довольствия, выплата де­нежных средств взамен этого довольствия; опла­та стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной формы, получаемых спортсменами физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса соревнованиях; выплаты работников, включая компенсацию отпуск; возмещение иных расхо­дов, включая расходы профессионального уровня работников, трудо­устройство работников, уволенных мероприятий по сокращению чис­ленности или штата, реорганизацией или ликви­дацией организации; расходы, связанные физическим лицом трудовых обя­занностей числе расходы местность), возмещение суточ­ных

Аудитор должен учитывать, что денежная компенса­ция отпуск превышаю­щей дней, работника расходов труда при определении налоговой базы по налогу подлежит

— сумм страховых платежей (взносов)

К таким платежам (взносам) относятся:

— суммы обязательного страхования работников, осуществляемого налогоплательщиком установленном законодательством Россий­ской Федерации, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

— суммы платежей (взносов) налогоплательщи­ка по договорам добровольного личного стра­хования работников, заключаемым исключи­тельно наступления смерти застра­хованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности им трудовых обязанностей

— сумм материальной помощи

К таким суммам относится помощь физическим лицам бедствием или дру­гим чрезвычайным обстоятельством воз­мещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью, физическим лицам, пострадавшим актов Российской Федерации, членам семьи умершего работника или работнику члена (членов)

— выплат, уменьшающим налоговую базу по налогу организации отчетном (налоговом) периоде

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования или трудо­выми договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют. Дополнительно можно обратить внимание момент: если компания обучает своих сотрудни­ков иностранным языкам, то аудитор должен учитывать, что имеются следующие факторы, которых ЕСН

— обучение требуется проводить необходимостью по распоряжению руководителя организации и в по­рядке, которые определяются коллективным до­говором, соглашениями, трудовым договором;

— обучение должно проходить учреждениях, имеющих лицензии.

Если указанные выше условия то компания

— вознаграждений, выплачи­ваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, ав­торским договорам суммы налога, подлежащей упла­те России)

— иные виды выплат

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют

Проверка правильности применения

От уплаты ЕСН освобождены числе нало­гоплательщики выплат вознагра­ждений, налогового периода физическое лицо, являющееся инвалидом I, организации, уставный капитал полностью состоит общест­венных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов составляет 50%, заработной платы инвалидов оп­латы труда составляет 25%

Проверка правильности при­менения налоговых вычетов

При проведении проверки правильности примене­ния налоговых вычетов аудитор должен учиты­вать, что при расчете ЕСН предусмотрено умень­шение суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащего уплате бюджет, начисленных период страховых взносов (авансовых платежей по стра­ховому взносу) пенсионное стра­хование (налоговый вычет) таких сумм, исчисленных исходя страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

При этом расчет суммы налога, уплачиваемого бюджет, должен быть произведен по следующему алгоритму:

1) определяется сумма налога, подлежащего уплате бюджет, исходя базы налога, установленной ст. РФ;

2) бюджет суммы налога исключается сумма начисленных период страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

Аудитор должен обратить внимание что сумма налогового вычета период превышать величину уплаченного стра­хового взноса период. случае разница будет признана занижением на­лога (п. РФ)

Проверка правильности при­менения налоговых ставок (ст. РФ)

Аудитор осуществляет проверку правильности ис­пользования регрессивной шкалы, аналитический пересчет налога по ставкам

Проверка своевременности уплаты налога

Расчет суммы ЕСН, анализ соответствия резуль­татов данным налоговой декларации, проверка правильности заполнения налоговых деклараций

Пример оформления рабочих документов приведен 11.1.

После того как была определена сумма единого социального налога период, аудитору необходимо проверить пра­вильность отражения налога бухгалтерского учета, определить, какие счета бухгалтерского учета были ис­пользованы организацией.

Наиболее распространенным вариантом и, авторов, правильным является распределение единого социального налога счета распределения заработной платы. бухгалтерского учета должны быть произведены сле­дующие записи:

08 «Вложения активы»

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

29 «Обслуживающие производства

70 «Расчеты по оплате труда» по социально­му страхованию

Авторы придерживаются мнения, что порядок отнесения социального налога можно закрепить поли­тике для целей налогообложения.

По каждому физическому лицу, которого осуществ­ляются выплаты по трудовому, гражданско-правовому договорам, аудитор должен проверить, компа­нией индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взно­сов пенсионное страхование (налогового вычета). Форма заполнения индивидуальной карточки учета ут­верждены приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. Рекомендуется пересчитать сумму начисленного ЕСН по несколь­ким работникам первичные документы, подтверждаю­щие те или иные виды выплат.

При проведении аудита начисленных премий аудитор должен учесть следующие условия:

— премии должны быть выплачены средств специаль­ных фондов, сформированных чистой прибыли;

— компании выплачивать премии, размер ко­торых существенно превышает размер оплаты труда, который ус­тановлен трудовым договором.

По окончании правильности расчета налога ау­дитор должен проверить правильность заполнения налоговой дек­ларации.

При проверке налоговой декларации по ЕСН аудитору реко­мендуем проверить:

— налоговую базу по ЕСН бюджет и медицинского страхования. совпадать. России будет меньше выплаченных года выплат по договорам гражданско-правового характера договорам;

— расчеты по ЕСН должны быть заполнены рублях, без копеек;

— при правильном ведении индивидуальных карточек по ЕСН вероятность наличия ошибки декларации уменьшается.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены проведения аудита ЕСН:

— неправильное формирование налоговой базы;

— неправильное формирование налоговых льгот;

— нарушения порядка формирования налоговых вычетов по ЕСН;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля исчисления ЕСН;

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся проверки, его совместно доку­ментацией (приложение 11.1) руководителю проверки.

Период проведения проверки

Раздел рабочей программы

Номер риска программе

Процедура 1. Проверка правильности исчисления налоговой базы

Вид начислений по заработной плате)

Статья Налогового кодекса Российской Федерации, которой выплата включена базу

Итого по кредиту счета по оплате труда»

Итого налоговая база

Процедура 2. Пересчет ЕСН (пример)

Сумма начисленной заработной платы (данные руб.

Многие организации привлекают аудиторов для подтверждения достоверности своей отчетности, консультирования по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и т. д. Стоимость качественных аудиторских услуг достаточно высока, поэтому важно правильно учитывать такие расходы. Отметим, что с 1 января 2002 года изменился порядок учета расходов на оплату услуг аудиторов в целях налогообложения прибыли. В статье мы расскажем об этих изменениях.

Общие положения

Изменения в порядке учета аудиторских услуг при налогообложении прибыли связаны со вступлением в силу главы 25 НК РФ. Отметим, что в подпункте 17 пункта 1 статьи 264 НК РФ приведена достаточно противоречивая формулировка этих затрат. Так, в целях налогообложения могут быть учтены расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ.
С одной стороны, можно сделать вывод, что в расходы включаются только затраты на аудиторскую проверку, которая является обязательной. Напомним, что критерии, при которых организация подлежит обязательному аудиту, определены Законом РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции от 14.12.2001, далее — Закон об аудите). В этом случае расходы на проведение инициативного аудита не могут учитываться при налогообложении прибыли.
Однако иная трактовка: аудиторские услуги должны быть оказаны в соответствии с действующими законами. При этом подходе в расходы могут включаться затраты на аудит, проводимый по инициативе организации. Отметим, что в НК РФ не содержится прямого указания на то, что при налогообложении учитываются затраты только на обязательный аудит.
Обратим внимание, что все противоречия и неясности НК РФ будут толковаться в пользу организации. Поэтому, по нашему мнению, в расходы для целей налогообложения можно включать затраты на проверки, которые проводятся аудиторами, имеющими на это право.
Напомним, что до 1 января 2002 года налоговые органы зачастую требовали не учитывать при налогообложении затраты на проведение инициативного аудита. Однако это требование не следовало из подпункта "и" пункта 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (далее — Положение о составе затрат). При этом налоговые органы ссылались на письмо Минфина России от 17.08.2000 № 04-02-05/1. В нем указано, что в целях налогообложения могут учитываться только затраты на обязательный аудит. Отметим, что в этом письме не приводится обоснование такой позиции. Однако суды признавали, что неправомерно исключать затраты на инициативный аудит из себестоимости. Это отражено, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.01.2001 № А72-30082000-Л200.
Обратим также внимание, что по нашему мнению, расходы на проведение налогового аудита не могут быть учтены при налогообложении прибыли в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Это связано с тем, что такие услуги относятся к проверке достоверности налоговой, а не бухгалтерской отчетности. Кроме того, отметим, что в статье 1 Закона об аудите приведен перечень услуг, сопутствующих аудиту. К ним, например, относятся постановка бухгалтерского учета, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности и т. д. Эти услуги не являются аудиторскими в трактовке статьи 264 НК РФ. Поэтому их можно включать в расходы и учитывать в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ как консультационные услуги.

Требования к аудиторам

Деятельность по проведению аудиторских проверок отчетности может вестись только при наличии лицензии. Поэтому для отнесения затрат на аудит к расходам организация должна получить заверенную копию действующей лицензии аудиторской фирмы или индивидуального аудитора.
Отметим, что новые лицензии, выданные Минфином России в соответствии с Положением о лицензировании, действуют в течение пяти лет. В лицензии теперь не будет указываться вид аудита (общий, инвестиционный и т. д.). Вместе с тем, если лицензия на аудит старого образца была выдана до 9 сентября 2001 года, то есть до даты вступления Закона об аудите в силу, то она сохраняет свое действие до окончания срока, предусмотренного в ней.
Для правомерного проведения аудиторских проверок фирма или частный аудитор должны соответствовать отдельным требованиям, которые определены Законом об аудите и Положением о лицензировании. В частности, фирма должна иметь в штате аудитора с аттестатом, соответствующим профилю аудиторской проверки.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона об аудите, в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты. Однако это требование начинает применяться только с 9 сентября 2003 года. Поэтому до этого срока организации могут пользоваться услугами аудиторских фирм, не имеющих в штате такого числа аудиторов.
Кроме этого, аудиторская фирма или частный аудитор должны предоставлять организациям информацию об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их проверки. В частности, нельзя проверять организацию, если:
— руководители аудиторской фирмы являются собственниками, руководителями и главными бухгалтерами или состоят в близком родстве с этими лицами;
— аудиторская фирма владеет долей в капитале организации;
— организация является собственником аудиторской фирмы;
— организация является дочерней по отношению к предприятию, в котором собственником является аудиторская фирма;
— у организации и аудиторской фирмы есть общий собственник и т. д.
Следует учитывать, что в Законе об аудите не говорится о величине доли участия в капитале, при которой нельзя проводить аудит. Поэтому аудиторская проверка не может происходить при любой, даже символической доле участия.
Кроме того, в проверке не могут участвовать аудиторы, которые являются собственниками, руководителями и главными бухгалтерами проверяемой организации или состоят в близком родстве с этими лицами.

Пример 1
ООО "Клен" обратилось в аудиторскую фирму "Аудит и К." по вопросу проведения аудиторской проверки. В результате анализа ситуации фирма "Аудит и К." выявила, что участником ООО "Клен" является Сергеев И.Н., владеющий также 5 процентами акций фирмы "Аудит и К.".
В связи с этим аудиторская фирма направила письмо в адрес ООО "Клен", в котором указало, что имеются обстоятельства, препятствующие проведению аудита.

Обратим внимание, что при оказании аудиторскими фирмами консультационных услуг по бухгалтерскому учету и налогообложению вышеуказанных ограничений не существует.
Также отметим, что нельзя проводить аудит, если аудиторская фирма или индивидуальный аудитор* в последние три года оказывали услуги организации по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности.
____
* Если к аудиторской фирме и индивидуальному аудитору применяются одинаковые требования, то в статье далее они именуются — аудитор.
____

Отметим, что если аудитор нарушит требования законодательства, то это не может иметь налоговых последствий для организации, поскольку она не несет ответственности за нарушения, допущенные ее контрагентом, которые она не может предусмотреть.
Обратим внимание, что, согласно статье 7 Закона об аудите, индивидуальные аудиторы не могут проводить проверки организаций, подлежащих обязательному аудиту. Следовательно, если аудитор проведет проверку такой организации, то она не сможет учесть стоимость аудиторских услуг при налогообложении прибыли. Обязательную ежегодную аудиторскую проверку должны проводить, в частности:
— открытые акционерные общества;
— организации и индивидуальные предприниматели, у которых выручка от реализации продукции (работ, услуг), по данным отчетности за год, превысила 500 тысяч МРОТ (за 2001 год — более 50 млн рублей) или сумма активов по балансу на конец отчетного года более 200 тысяч МРОТ (на конец 2001 года — более 20 млн рублей).
Следует также учитывать, что для муниципальных унитарных предприятий показатели выручки и стоимости активов, при которых аудит обязателен, могут быть снижены законом субъекта РФ.

Требования к проверяемой организации

Для того чтобы иметь право на осуществление проверки аудитор должен быть утвержден решением общего собрания акционеров или участников организации. Это требование содержится в статье 86 Закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 07.08.2001, далее — Закон об АО) и статье 48 Закона РФ от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции от 31.12.98, далее — Закон об ООО).
Согласно статье 86 Закона об АО, размер оплаты аудиторам определяется советом директоров проверяемой организации. Если в акционерном обществе нет такого органа управления, то стоимость услуг по аудиту устанавливается общим собранием акционеров в соответствии с уставом организации.
В соответствии со статьей 33 Закона об ООО в таких организациях решение о проведении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием участников.
Обратим внимание, что для включения в расходы затрат на аудит организации следует иметь протоколы общего собрания акционеров или участников, в которых утвержден аудитор организации и определен размер оплаты его услуг. Если проводится инициативный аудит, то также должно быть решение собственников о его проведении. При этом ходатайство о целесообразности проведения аудита может быть представлено руководителем организации.

Пример 2
Общее собрание акционеров ЗАО "Корвет" (протокол № 7 от 01.03.2001) приняло решение провести аудиторскую проверку за 2001 год. Оно было принято на основании ходатайства директора. Аудитором организации утверждена фирма "Аудит и К.". Сумма оплаты услуг аудитора установлена в размере 90 000 рублей, в том числе НДС — 15 000 рублей.
ЗАО "Корвет" заключило 5 марта 2002 года договор с фирмой "Аудит и К." на проведение аудита за 2001 год. В апреле 2002 года аудиторская фирма выдала аудиторское заключение, и был подписан акт приемки-передачи услуг.
По условиям договора ЗАО "Корвет" перечисляет аванс в размере 30 000 рублей, остальная сумма оплачивается после приемки услуг.
В момент перечисления аванса ОАО "Корвет" будет сделана проводка:
ДЕБЕТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" КРЕДИТ 51
— 30 000 рублей — перечислены денежные средства аудиторской фирме.

После подписания акта выполнения услуг, в бухгалтерском учете ОАО "Корвет" операции отражены следующим образом:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
— 30 000 рублей — зачтена сумма выданного аванса;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
— 75 000 рублей (90 000 — 15 000) — включены в себестоимость расходы на аудит;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 15 000 рублей — выделен НДС со стоимости услуг;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 60 000 рублей (90 000 — 30 000) — оплачены услуги аудиторов;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
— 15 000 рублей — предъявлен к вычету НДС.
В целях налогообложении прибыли ЗАО "Корвет" включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 75 000 рублей (90 000 — 15 000).

Проверка по инициативе одного собственника

В деятельности организации может возникать ситуация, когда один из акционеров (участников) сомневается в финансовом положении организации, показанном в отчетности. При этом он вправе требовать проведения проверки независимой аудиторской фирмой, даже если собственниками уже был утвержден аудитор.
Такая проверка в акционерном обществе может быть проведена в соответствии со статьей 103 ГК РФ в любое время по требованию акционеров, которые имеют долю в капитале 10 и более процентов. В отношении обществ с ограниченной ответственностью, статьей 91 ГК РФ установлено, что аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого из участников, но только по итогам года.
Напомним, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат затраты на аудит, проведенный по инициативе одного из собственников организации, не учитывались при налогообложении прибыли.
С 1 января 2002 года прямого запрета для включения затрат на проверку по инициативе собственников не существует. Однако, согласно статье 48 Закона об ООО, при такой проверке услуги аудитора оплачивает участник общества, по требованию которого она проводится. Эти расходы затем могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества. То есть эти расходы несет собственник, а организация не обязана их возмещать. В связи с этим, по нашему мнению, расходы на возмещение стоимости аудиторской проверки, которая проводилась по требованию собственника нельзя учитывать при налогообложении прибыли.

Пример 3
ЗАО "Бриз", являющееся участником ООО "Сатурн", направило требование о проведении проверки отчетности этой организации за 2001 год. Для этого была привлечена аудиторская фирма "СН-Аудит". Ранее решением общего собрания участников ООО "Сатурн" аудитором на 2001 год была утверждена фирма "Аудит-Прогресс".
В результате аудита, проведенного фирмой "СН-Аудит", были выявлены существенные искажения отчетности за 2001 год. В связи с этим общее собрание учредителей ООО "Сатурн" приняло решение о возмещении ЗАО "Бриз" затрат на проведение аудита в сумме 60 000 рублей, в том числе НДС — 10 000 рублей за счет нераспределенной прибыли 2001 года. Эта сумма была перечислена ЗАО "Бриз".
В бухгалтерском учете ООО "Сатурн" были сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75
— 60 000 рублей — начислена задолженность перед ЗАО "Бриз" по возмещению расходов на проведение аудита;
ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 51
— 60 000 рублей — перечислены денежные средства ЗАО "Бриз".
При налогообложении прибыли ООО "Сатурн" не включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 50 000 рублей (60 000 — 10 000).

Поэтапная ежеквартальная проверка

На практике возникают ситуации, что в договоре организации с аудитором предусмотрено подтверждение годовой отчетности с проведением проверок по итогам отчетных периодов. Как правило, при этом аудиторы проверяют отчетность за 6 месяцев, 9 месяцев и за год.
В такой ситуации возникает вопрос, вправе ли организации поквартально включить в расходы, учитываемые при налогообложении, затраты по оплате услуг аудиторов. В зависимости от этого, в разные сроки можно поставить к вычету НДС, уплаченный аудитору.
Напомним, что в расходы включаются затраты на аудиторские услуги по проверке достоверности бухгалтерской отчетности. В соответствии со статьей 10 Закона об аудите официальным документом, содержащим мнение аудитора о достоверности отчетности, является аудиторское заключение. Поскольку при проведении проверки по отчетным периодам цель аудита не изменяется, то акт приемки-передачи услуг может быть подписан после представления фирмой аудиторского заключения.
Отметим, что, по нашему мнению, организация может учесть в целях налогообложения затраты по проверке отчетных периодов. Для этого за каждый период должно быть выдано аудиторское заключение, а также подписан акт об оказании услуг. Организация должна также включить условие о выдаче заключений по итогам отчетных периодов в договор оказания аудиторских услуг.

А.С. Богословский, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен Аналитической группой "РАДА"

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Читайте также: