Грант в декларации по налогу на прибыль

Опубликовано: 14.05.2024

Разъяснены правила учета региональных грантов в целях НДС и налога на прибыль
vectorspoint / Depositphotos.com

Нормами налогового законодательства установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются. Поэтому, как указываем Минфин России средства, полученные в виде субсидий из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), не учитываются при исчислении НДС (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/12530). При этом, стоит учесть, что не подлежат вычету и суммы НДС уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) за счет субсидий. В случае получения субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить.

Однако, как указывает Министерство, если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, то налогоплательщик может принять к вычету (не восстанавливать) суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет таких субсидий, полученных с 1 января 2019 года.

Если же субсидии были получены налогоплательщиком не на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), а в качестве оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг), то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету.

Что касается налога на прибыль, то полученные бюджетные субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов. Также они могут учитываться единовременно, если к моменту их получения они будут произведены и признаны в налоговом учете.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Для того, чтобы не учитывать гранты при определении налога на прибыль они должны быть отнесены к средствам целевого финансирования и должны представляться безвозмездной и безвозвратной основах НКО или иностранными и международными организациями и объединениями по утверждаемому перечню. Они должны быть направлены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (кроме профессионального), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина и прочее. Также грант должен быть представлен на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств. При невыполнении вышеуказанных условий полученные денежные средства или иное имущество не будут признаваться грантами для целей налога на прибыль.

Те налогоплательщики, которые получили такие гранты обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета, средства должны быть учтены для целей налогообложения с даты их получения.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-07/29697 от 14.04.2020

Если целевое финансирование получено из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, их нужно учитывать как гранты. Если они использованы по назначению, а результаты выполненных проектов остаются у организации-исполнителя, то ни полученные средства, ни произведенные за их счет расходы не учитываются при налогообложении прибыли.

Гранты и грантодатели

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме в таких областях:

образование, искусство, культура, наука, физическая культура и спорт (кроме профессионального спорта);

охрана окружающей среды;

защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренная законодательством РФ;

социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Кто может быть грантодателем? Список невелик, его можно найти в НК РФ:

российские физические лица;

российские некоммерческие организации;

иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому постановлением Правительства России от 28 июня 2008 г. № 485.

Кроме грантов, фирмы могут получать средства из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ). Они тоже выделяются на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Для целей налогообложения прибыли такие средства приравниваются к грантам.

Целевое назначение выделяемых средств и способы их использования определяет источник финансирования (или федеральный закон).

А в основе расчета суммы гранта лежит смета, которую представляет соискатель.

Как вести учет средств целевого финансирования

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». При использовании средств на финансирование расходов коммерческие фирмы используют счет 98 «Доходы будущих периодов».

Аналитику по счету 86 ведут по направлениям средств и источникам поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример. Учет поступления и расходования гранта

Фирма получила грант на испытание технической установки в сумме 580 000 руб. За счет этих средств будут профинансированы расходные материалы стоимостью 480 000 руб. (в т. ч. НДС – 80 000 руб.) и выплачено вознаграждение приглашенному персоналу в сумме 100 000 руб. (включая страховые взносы).

Бухгалтер сделал в учете записи:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86

– 480 000 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;

– 480 000 руб. – оплачены материалы;

– 400 000 руб. – оприходованы материалы;

– 80 000 руб. – учтен НДС по материалам;

– 400 000 руб. – переданы материалы для проведения испытаний;

– 100 000 руб. – начислена зарплата и взносы на выплаты приглашенным специалистам;

– 500 000 руб. – стоимость испытаний отражена в составе доходов будущих периодов;

– 80 000 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;

– 500 000 руб. – стоимость испытаний включена в состав прочих доходов.

Налог на прибыль

Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):

грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;

грантодателем является лицо из приведенного нами перечня;

грант предоставлен для осуществления конкретного проекта;

грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Что касается целевого финансирования из фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, который создан в соответствии с Законом № 127-ФЗ, то для освобождения от налога на прибыль этих средств необходимо еще одно условие. Результаты выполненных проектов должны оставаться у организации-исполнителя.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета средства гранта подлежат налогообложению с даты их получения.

Отчетность и целевое использование

Важным условием при получении гранта является обязательная отчетность по нему. Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать даже промежуточных отчетов о выполнении сметы с приложением выписок из бухгалтерских регистров и подтверждающих документов. Это могут быть копии договоров с соисполнителями, акты выполненных работ, счета-фактуры, документы, подтверждающие фактическую оплату работ и др.

Если грантодатель установит нецелевое использование средств, то они должны учитываться в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с даты их получения.

О получении и расходовании средств целевого финансирования необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций.

Куда относить неиспользованные остатки

А если по итогам проекта у грантополучателя останутся неиспользованные денежные средства?

Грантодатель может разрешить оставить эти суммы в распоряжении получателя. В этом случае их придется включить в состав внереализационных доходов и обложить налогом на прибыль. Ведь в дальнейшем их будут использовать уже не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если же грантодатель не разрешит оставить неиспользованную сумму, то ее придется возвратить.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

Вопрос

Что понимается под грантами для целей исчисления налога на прибыль?

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

В целях применения гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а в случае предоставления грантов Президента РФ – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента РФ;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Вопрос

Иностранные и международные организации и объединения могут предоставлять гранты российским организациям на осуществление конкретных программ (например, в области образования). Может ли грантополучатель не учитывать суммы данных грантов для целей исчисления налога на прибыль?

Гранты предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основах, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования. Но не все полученные гранты не облагаются налогом на прибыль. Этот вопрос решается в зависимости от того, кто предоставляет грант.

Не подлежат обложению налогом на прибыль гранты, полученные от иностранных и международных организаций, которые входят в перечень таких организаций, утверждаемый Правительством РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485[1]. В перечень входит всего 13 организаций, фондов и объединений.

В случае если иностранная организация, предоставившая налогоплательщику денежные средства на безвозмездной и безвозвратной основах, не входит в указанный перечень организаций, полученные средства не признаются для целей налогообложения прибыли грантами и согласно п. 8 ст. 250 НК РФ подлежат учету коммерческими организациями в составе внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 15.12.2011 № 03-03-06/4/147).

Вопрос

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602[2] утвержден перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению. Должна ли российская некоммерческая организация входить в данный перечень, чтобы предоставленные ею гранты не учитывались для целей исчисления налога на прибыль грантополучателем (при выполнении прочих условий)?

Из положений пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что гранты, полученные от иностранных и международных организаций и объединений на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль получателей грантов при условии включения организаций-грантодателей в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485. При получении грантов на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, от российских некоммерческих организаций такого условия не предусмотрено.

В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ Правительство РФ Постановлением от 15.07.2009 № 602 утвердило перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению. Данная норма применяется только в отношении грантов, предоставленных грантодателями налогоплательщикам – физическим лицам, и не применяется для целей налогообложения прибыли.

Соответственно, гранты, полученные от российских некоммерческих организаций на осуществление конкретных программ в областях, указанных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций – получателей грантов вне зависимости от включения российской некоммерческой организации в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (Письмо Минфина России от 19.03.2010 № 03-03-06/4/23).

Вопрос

Какие условия должны быть выполнены при получении грантов, а также средств целевого финансирования на осуществление научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, чтобы полученные средства не надо было учитывать в доходах для целей исчисления налога на прибыль?

При выполнении условий, установленных пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, доходы в виде грантов могут быть отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.

Так, для целей расчета налога на прибыль организаций грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Из приведенных норм следует, что для признания в целях расчета налога на прибыль полученных средств грантами необходимо соблюдение вышеперечисленных условий, в частности:

  • средства должны быть получены на осуществление конкретных программ в перечисленных областях только от российских физических лиц, некоммерческих организаций, а также от иностранных и международных организаций, в случае если такие организации включены в перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485;
  • данные средства должны быть получены на безвозмездной и безвозвратной основах.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 13.01.2020 № 03-03-06/1/554, от 14.04.2020 № 03-03-07/29697.

Вопрос

После окончания выполнения научных исследований за счет грантов, предоставленных организации российскими организациями – грантодателями, специальное оборудование, предназначенное для выполнения научных исследований, приобретенное организацией за счет средств грантов, остается в организации, грантодателю не передается и используется для осуществления организацией уставной деятельности. Возникает ли в данном случае у организации – получателя гранта доход в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта?

При определении объекта обложения налогом на прибыль налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В статье 251 НК РФ предусмотрен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. Данный перечень доходов является закрытым. Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде грантов отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования.

При этом одним из условий для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования является их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах.

Соответственно, имущество, полученное в виде гранта, а также имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, на осуществление конкретных программ, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, возврату не подлежит, в том числе в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком (Письмо Минфина России от 06.10.2017 № 03-03-06/3/65440).

Соответственно, если условия, при которых полученные денежные средства или иное имущество признаются грантами, соблюдены (в частности, были использованы по целевому назначению), то у налогоплательщика не возникает дохода в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.

Вопрос

Должна ли организация учитывать для целей налогообложения прибыли грант, выделенный некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, предназначенный физическому лицу (сотруднику организации), если денежные средства поступили на счет данной организации?

При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.

Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде полученных грантов.

Из приведенных норм следует, что если получателем гранта, выделенного некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, является физическое лицо, то денежные средства в виде гранта, перечисленные на счет организации для указанного физического лица, не могут рассматриваться в качестве налогооблагаемого дохода организации (письма Минфина России от 12.12.2016 № 03-03-06/1/73834, от 08.12.2015 № 03-03-06/4/71724).

Отметим, если организация удерживает из средств гранта денежные средства в связи с оказанием услуг грантополучателям – физическим лицам по предоставлению им условий для выполнения научных, научно-технических проектов, то данные средства на основании ст. 249 НК РФ следует рассматривать у организации в качестве выручки от реализации услуг в общем порядке.

Вопрос

Организация получила грант, но раздельный учет доходов и расходов по этому гранту не вела. Обязательно ли в этом случае учитывать средства гранта в доходах для целей исчисления налога на прибыль?

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования не учитываются для целей расчета налога на прибыль при выполнении всех условий, установленных указанной нормой. Одним из таких условий является обязательное ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. Если раздельный учет отсутствует, то налогоплательщик, получивший средства целевого финансирования, в том числе гранты, должен учесть их в доходах для целей исчисления налога на прибыль с даты их получения.

Вопрос

В каком разделе декларации по налогу на прибыль нужно отражать полученные гранты?

Данные о полученных грантах отражаются в декларации по налогу на прибыль[3] – в листе 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который включается в состав декларации согласно п. 14 ст. 250 НК РФ.

Организация выбирает соответствующие видам полученного имущества наименования и коды из приложения 3 к порядку заполнения декларации и переносит в графу 1 отчета: для грантов установлен код 010.

В отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным грантам, срок использования которых не истек, а также по тем, по которым не имеется срока использования. Далее в отчете приводятся данные о грантах, полученных в налоговом периоде, за который составляется отчет.

Отчет включается в состав налоговой декларации за налоговый период – календарный год. Такое требование установлено п. 14 ст. 250 НК РФ: налогоплательщики, получившие целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации.

Вопрос

Организация, получившая грант в рамках целевого финансирования, использовала часть средств не по назначению. В какой момент нужно учесть в доходах указанную сумму денежных средств?

Согласно п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Соответственно, средства гранта, использованные не по назначению, нужно учесть в качестве внереализационных доходов.

Если организация применяет метод начисления, то датой получения внереализационного дохода в данном случае является дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись. Такое правило применяется для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), названных в п. 14 и 15 ст. 250 НК РФ, в том числе грантов (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то по общему правилу датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Отдельного порядка для признания внереализационных доходов НК РФ не установлено. Соответственно, логично предположить, что при нецелевом использовании средств гранта доход признается на дату использования данных средств с нарушением условий, на которых он предоставлен. Это объясняется тем, что оснований считать указанные средства облагаемым доходом на дату получения гранта нет.

[1] «О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».

[2] «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

[3] Утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Налог на прибыль рассчитывают все организации на ОСНО. Кодекс предусматривает два типа отчетных периодов (ст. 285 НК РФ), т. е. периодичность представления декларации по налогу на прибыль:

  • раз в месяц;
  • раз в квартал.

Налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Если компания отчитывается раз в квартал, то декларации нужно представлять по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Соответственно, в 2021 году отчетными датами будут: 29.03.2021​ (за 2020 год), 28.04.2021, 28.07.2021, 28.10.2021 и 28.03.2022.

Организации, которые рассчитывают налог по фактической прибыли каждый месяц, ежемесячно сдают декларации не позднее 28-го числа каждого месяца.

Небольшие компании со среднесписочной численностью работников до 100 человек могут сдать декларацию на бумаге, остальным придется отчитаться в электронном формате (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Сдайте декларацию по налогу на прибыль бесплатно через Контур.Экстерн в рамках «Тест-драйва»!

Попробовать

Согласно Порядку заполнения налогоплательщики обязательно представляют в составе декларации следующие листы:

  • титульный лист (лист 01);
  • подраздел 1.1 раздела 1;
  • лист 02;
  • приложения № 1 и № 2 к листу 02.

Остальные листы и приложения заполняются при наличии определенных показателей.

Рассмотрим заполнение обязательных разделов.

Титульный лист

Заполняются все данные об отчитывающейся организации.

Раздел 1

Сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, отражают в разделе 1.

Подраздел 1.1 заполняется в обязательном порядке. Здесь показываются суммы налога на прибыль и авансовых платежей, подлежащих уплате за отчетный период. Данные берутся из строк 270–281 листа 02 декларации. Налог к доплате или к уменьшению показывается с учетом авансовых платежей.

Если компания в I квартале в федеральный бюджет заплатила 5 000 рублей, а налог на прибыль в этот бюджет за полугодие равен 8 000 рублей, по итогам полугодия нужно доплатить 3 000 рублей (8 000 — 5 000). То есть по строке 040 подраздела 1.1 нужно указать сумму 3 000 рублей.

Подраздел 1.2 подлежит заполнению организациями, уплачивающими авансовые платежи каждый месяц исходя из прибыли за предыдущий квартал или фактической прибыли. В годовой декларации этого раздела быть не должно.

По строкам 120–140 и 220–240 отражается третья часть сумм, указанных по строкам 300–310 и 330–340 листа 02.

Если компания платит налог на прибыль с процентов и дивидендов, заполняется подраздел 1.3.

Лист 02

Налоговая база определяется как разница между доходами и расходами организации, которые находят свое отражение в листе 02 налоговой декларации.

Подробная расшифровка доходов и расходов отражается в приложениях к листу 02. В самом же листе показываются общие суммы доходов и расходов, налоговая база и исчисленный налог.

В строке 110 отражаются убытки прошлых лет, перенесенные на текущий период.

Ставка налога на прибыль (строки 140–170) в 2017-2020 годах составляет 20 %: 3 % — федеральный бюджет, 17 % — бюджеты субъектов РФ (ст. 284 НК РФ).

Приложение № 1 к листу 02

В данном приложении отражаются все доходы по данным налогового учета, включая внереализационные.

Итоговая сумма полученных доходов записывается в строку 040, которая затем дублируется в строке 010 листа 02.

Внереализационные доходы отражаются отдельно от доходов с продажи товаров или услуг (работ). При этом некоторые виды внереализационных доходов выделяются в отдельные строчки, например доходы в виде безвозмездно полученного имущества (строка 103).

Приложение № 2 к листу 02

Данное приложение содержит информацию о расходах компании, в том числе о внереализационных.

Условно расходы, которые присутствуют в деятельности почти любого предприятия, можно разделить на три блока:

  • прямые расходы (строки 010–030);
  • косвенные расходы (строки 040–055);
  • внереализационные расходы (строки 200–206).

Если организация работает по кассовому методу, строки 010–030 не заполняются.

Отдельными строками отражаются расходы, касающиеся оборота ценных бумаг, имущественных прав и т.д.

Суммы убытков показываются в строках 090–110 приложения № 2.

Отдельно выделяется сумма начисленной амортизации (строка 131).

В строке 205 показывают суммы штрафных санкций и пени за неисполнение условий договоров.

Обратите внимание, что штрафы контролирующих органов за нарушение учета или несвоевременную уплату налогов в строке 205 не отражаются.

Бухгалтерский учет

Отражение в учете полученной из бюджета субъекта РФ субсидии производится организацией в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В рассматриваемой ситуации субсидия получена на закупку и установку оборудования, то есть учитывается как средства на финансирование капитальных расходов организации (п. 4 ПБУ 13/2000).

ПБУ 13/2000 устанавливает два возможных варианта признания бюджетных средств в бухгалтерском учете:

  • по мере появления у организации уверенности в получении этих средств (п. 5, абз. 1 п. 7 ПБУ 13/2000);
  • по мере фактического получения бюджетных средств (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000).

Следовательно, организации необходимо закрепить один из этих вариантов в своей учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Если учетной политикой организации установлено, что бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения денежных средств, то на дату поступления бюджетных средств организация отражает возникновение целевого финансирования. При этом производится бухгалтерская запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Полученную из бюджета субсидию организация отражает в учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В рассматриваемой ситуации субсидия получена на приобретение объектов ОС (оборудования). Она учитывается как средства на финансирование капитальных затрат организации (п. 4 ПБУ 13/2000).

Приобретенное оборудование, которое удовлетворяет условиям, перечисленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, принимается к учету в качестве объекта ОС.

Объекты ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на его приобретение. Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. п. 17, 18 ПБУ 6/01).

При линейном способе амортизация начисляется ежемесячно исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока его полезного использования (абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01). Срок полезного использования объекта ОС устанавливается при принятии его к учету в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01. Например, исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.

Амортизация по приобретенному объекту ОС начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем его принятия к учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Сумма амортизации ежемесячно признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных затрат, относятся на финансовый результат организации (п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000). На дату ввода в эксплуатацию объекта ОС сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, что отражается записью по дебету счета 86 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». А затем по мере начисления амортизации относится на финансовые результаты организации. Это отражается бухгалтерскими записями по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

Таким образом, признание в доходах стоимости приобретенного оборудования, непосредственно привязано к порядку начисления амортизации. Доход признается в момент погашения стоимости каждого объекта основных средств (оборудования). Иными словами, доход признается при каждом вводе основных средств в эксплуатацию (при наличии возможности ввода в эксплуатацию как отдельного элемента).

Таблица проводок

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям с учетом изложенного производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В месяце получения бюджетных средств
Отражено возникновение целевого финансирования 76 86 1604317084 Документ, подтверждающий уверенность в получении бюджетных средств
Получена субсидия из бюджета 51 76 1604317084 Выписка банка по расчетному счету
Возврат целевого 51 76 541459978 Выписка банка по расчетному счету
При принятии объекта ОС к учету
Отражены затраты на приобретение объектов ОС 08 60 Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств) Отгрузочные документы продавца
Приобретенное имущество включено в состав ОС 01 08 Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Полученная субсидия включена в состав доходов будущих периодов 86 98 В размере стоимости приобретаемого оборудования Бухгалтерская справка
Произведен расчет с продавцом объекта ОС 60 51 Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств) Выписка банка по расчетному счету
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объектов ОС, в течение срока его полезного использования
Начислена амортизация 20 (25 и др.) 02 Сумма амортизационных отчисления по принятым к учету объектам ОС Бухгалтерская справка-расчет
Признан прочий доход в сумме начисленной амортизации 98 91-1 В размере суммы амортизационных отчислений по принятым к учету объектам ОС Бухгалтерская справка-расчет

Налог на добавленную стоимость

Объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В рассматриваемой ситуации получение субсидии связано с оплатой расходов на приобретение организацией объекта ОС, а не с оплатой реализованных организацией товаров (работ, услуг). Соответственно, сумма полученной субсидии в налоговую базу по НДС не включается.

Аналогичный вывод сделан, например, в Письме Минфина России от 14.04.2016 N 03-07-11/21297.

Налог на прибыль организаций

Субсидия, полученная организацией на приобретение объекта ОС, признается внереализационным доходом как безвозмездно полученные денежные средства, освобождение которых от налогообложения ст. 251 НК РФ не предусмотрено (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Аналогичный вывод сделан, например, в Письме Минфина России от 15.04.2016 N 02-01-11/21926.

Порядок учета в составе доходов средств полученных субсидий определен п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

В частности, субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением амортизируемого имущества, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

Приобретенное организацией оборудование включается в состав амортизируемого имущества по первоначальной стоимости (п. 1 ст. 256 НК РФ).

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Такой срок организация устанавливает самостоятельно с учетом Классификации основных средств на дату ввода объекта в эксплуатацию (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Таким образом, сумма субсидии учитывается в составе внереализационных доходов в размере, пропорциональном сумме начисленной амортизации.

Читайте также: