Налогообложение в советском союзе в период 1930 1940 годы эссе

Опубликовано: 17.04.2024

Советскими апологетами представляется, будто бы в СССР все социальные блага, как то: медицина, образование, общественный транспорт и инфраструктура етс, предоставлялись бесплатно. Однако мы прекрасно понимаем, что ничего бесплатного не бывает. В данной статье мы вкратце, не претендуя на всеобъемлющее исследование, на некоторых общих и частных примерах рассмотрим налогообложение в СССР в 1930–40 гг.

Александр Станкевичюс

Jan 18, 2019 · 14 min read

Налоги — необходимый для существования любого государства источник финансирования. В этом отношении п ролетарская диктатура, которая должна была обеспечить всем своим гражданам равенство и покончить с эксплуатацией, ничем не отличалась от обычных “буржуазных” государств. Советская налоговая система отражала вопиющее неравенство в обществе на всех уровнях, в чем мы убедимся далее. Прогрессивная шкала в СССР имеет такую особенность, отличие от аналогов в “буржуазных” странах, что для каждого социального слоя предназначалась своя, индивидуальная шкала. В “буржуазных” странах ставка прогрессивного налога зависела и зависит от дохода гражданина, независимо от того, к какому классу его можно отнести (о этом даже не идет речи). В СССР же для рабочих, интеллигенции, врачей, учителей, колхозников, кулаков, единоличников и т.д. предназначались различные ставки. То есть, налоговая система пролетарского государства была подчеркнуто неравной для разных категорий граждан и откровенно репрессивной для определенных категорий. Прогрессивный характер налогообложения хорошо показывает, что никакого равенства в СССР не было, а суровые кары за неуплату демонстрируют хищническую природу советской власти. Еще одним отличием “буржуазной” прогрессивной шкалы от советской является её предназначение — в первом случае она предназначена для выравнивания доходов между гражданами, что, хоть и наивно, но предполагается как общественное благо. В случае СССР сложные, социально избирательные, шкалы ставок предназначались для выполнения чисто идеологических задач, в чем мы так же убедимся ниже.

Основные налоги с населения можно разделить на подоходный налог, который мы будем рассматривать по документу “Закон о подоходном налоге с населения” от 4 апреля 1940-го и “Положению о сельскохозяйственном налоге на 1934 год”. В силу откровенной кастовости советского общества и широкого барьера между городским и сельским (колхозным) населением, для каждой этой “большой касты” предназначалось свое собственное налогообложение: “Подоходным налогом не облагаются доходы, подлежащие обложению сельскохозяйственным налогом” (статья 4 Закона о Подоходном налоге).


Подоходным налогом облагались “рабочие, служащие, литераторы, работники искусств, кустари, ремесленники и другие граждане, имеющие самостоятельные источники дохода на территории СССР” (статья 1), в то время как герои СССР, военнослужащие и военнообязанные, старатели, пенсионеры по получаемым ими довольствиям от налога освобождались. Так же освобождались от налога рабочие с заработком меньше 150 рублей в месяц, учащиеся-стипендиаты со стипендией менее 210 рублей в месяц и некооперированные кустари и ремесленники с доходом не более 600 рублей в год.

Теперь перейдем к разбору подоходного налога для разных групп населения (каст), который, как мы видим, был прогрессивным.


Можно заметить, что разброс заработков рабочих в социалистическом государстве был поразительным. Кто-то получал 151 рубль, другие получали 1001 рубль. За счет каких механизмов госплан определял полезность того или иного труда? В условиях отсутствия рыночных механизмов ценообразования можно предположить, что заработки наемных рабочих определялись их полезностью для одного-единственного заказчика и работодателя — государства.

Кажется, что налоги для рабочих не столь велики. Скажем, если рабочий получал 151 рубль, то подоходный налог на него составлял 0,79%+3% от 1 рубля, а если 200 рублей, то 0,6% + 3% от 50 рублей — 1,5 рубля. Итого рабочий с заработком 200 рублей платил всего 1,35%. А вот рабочий с заработком 301 рубль платил уже 1,99%+ 4% от 1 рубля. С заработком в 701 рубль рабочий платил 3,42% + 6% от 1 рубля, а в 1001 рубль — 4,2% + 7% от одного рубля.

Это может показаться очень скромным налогом, но не стоит торопиться. Во-первых, в первой половине 20-го века во многих странах подоходный налог был невысоким (не считая повышенных ставок для богатых, но они были и в СССР, о чем мы узнаем ниже). Например в США, когда впервые был введен федеральный подоходный налог (1913-й), его ставка колебалась от 1 до 7%. Во-вторых, подоходный налог — лишь один из множества налогов, которые существовали в СССР. В-третьих, существовали намного большие ставки для обычных людей, а не богачей, обусловленных идеологическими причинами, о чем мы узнаем далее. В-четвертых, шкала выше касалась только налога с основного заработка в месяц. С “заработков рабочих и служащих по совместительству (не по месту основной работы) и от выполнения временных работ налог исчисляется отдельно по каждому месту работы. Необлагаемый минимум (ст. 2) для этих заработков не применяется и с заработков до 150 рублей в месяц налог исчисляется в размере 0,8% от суммы месячного заработка” (статья 8).

Но и это не все. Дополнительно налог увеличивался на 10% для работников артелей и работников на дому (статья 14).

А вот работникам искусств и литераторам повезло намного меньше. Для особенно обеспеченных из них устанавливались поистине драконовские налоги. Смотрим:


Так, самые бедные литераторы и работники искусств платили всего 0,8% от заработка (почти столько же, сколько самые бедные рабочие). А вот самые богатые представители этой касты, получавшие, скажем, 300 тысяч рублей в год, платили 28,79% от заработка, т.е. почти треть. Впрочем, обращаем внимание на просто невероятный разброс доходов. Рабочие с заработком в 150 рублей в месяц (1800 в год) и литераторы с заработком в 300 тысяч (25 тысяч в месяц)— это самые настоящие советские олигархи!

Однако и эти налоги меркнут на фоне тех, что применялись для некооперированных промыслов. Работники некооперированных промыслов это “частники”, такие, как: “с апожники, жестянщики, гончары, пимокаты, портные, фотографы, слесари, бондари, зеркальщики, часовщики, шорники, точильщики, корзиночники, извозчики и др ”. С них драли по полной программе, естественно, руководствуясь идеологическими соображениями, поскольку частная хозяйственная деятельность в СССР всячески подавлялась, выживая лишь благодаря бюрократическому хаосу и коррупции на местах.


Разброс ставок бросается в глаза сразу. Минимальная — 4%, что намного выше, чем у рабочих и литераторов. Средняя — для заработка в 4801 рубль — 11%. А максимальная , для годового заработка в 24001 рубль и выше — 37,3% + 60% от превышающей суммы! Но и это не потолок. “При обложении налогам некооперированных кустарей, производящих изделия из собственного материала, а также извозчиков, работающих на своих лошадях, волах, верблюдах и т. п., размер налога повышается на 35%, а при обложении служителей религиозных культов и других лиц, имеющих нетрудовые доходы, — на 40%” (статья 19). То есть при работе с собственным материалом и транспортом, и при годовом заработке 24 тысячи рублей (2000 в месяц), “частник” платил сумасшедшие 50,3%, а священнослужители и другие лица — 52,2%. От государства эти люди не получали ничего — ни защиты, ни уважения, хотя именно такая деятельность приносила больше всего денег от подоходного налога в казну. Остается лишь надеяться, что эти славные люди, как правило, умудрялись скрывать свои реальные доходы.

А теперь перейдем к врачам, учителям, и проч. социально важным профессиям, которые так любят и уважают социалисты. К сожалению, этим профессиям тоже не очень повезло с налоговыми ставками. Их частная практика облагалась достаточно высокими поборами.


Заработки до 1000 рублей облагались низкой ставкой в 1%, средняя (5–6 тыс.) в 2,3–2,8%, самая высокая ставка составляла почти 20% (естественно, к этому прибавляется процент к превышающей предел сумме).

На мой взгляд, налоговая система СССР служит одним из самых ярких свидетельств социального неравенства в советском государстве. Разброс как заработков, так и ставок очень велик. Высокие ставки по отношению к “частникам” откровенно репрессивны, при том, что “частники” получали меньше литераторов и прочих профессиональных патриотов. Наличие рабочих, получавших мизерные 150 рублей в месяц и ниже говорит о существовании целой касты “шудр”, людей, которые в сравнении с некоторыми врачами или олигархами из мира искусства были просто нищими.

Нарушителей налогового законодательства ждали суровые наказания. За не-поданную в срок декларацию полагался штраф до 200 рублей (статья 34). Заведомо неверные сведения в декларации влекли к уголовной ответственности. Просрочка налогового платежа влекла ежедневную пеню в 0,2% (статья 36) вплоть до конфискации имущества и уголовной ответственности. Т.е. вполне стандартные меры принуждения, общие для всех “буржуазных” государств.

Как и в случае с подоходным налогом, поборы с сельского населения имели широкие пределы и зависели от идеологической составляющей. “Положение о сельскохозяйственном налоге на 1934 год” упоминает следующих налогоплательщиков: колхозы и колхозников, “единоличников” и кулаков. Последние, можно не сомневаться, сильно редели за все 1930-е годы, особенно после выполнения приказа НКВД №00447, согласно которому было расстреляно 390 тысяч человек, многие из которых как раз относились к кулакам. Ситуация с налогообложением на селе повторяет большевистские установки вытравливать наиболее экономически эффективные хозяйства в пользу наименее эффективных.

Налоги с колхозов исчислялись с каждого гектара посевов и насаждений, а так же с неземледельческих доходов. Комментировать тут особенно нечего, разве что тот факт, что обложению подлежало практически все, что только можно вырастить и с чего можно получить плоды. Поэтому просто приведу таблицу ставок:


Колхозники тоже платили налоги со своих скромных “личных” хозяйств — от 15 до 30 рублей на хозяйство “ от полеводства, луговодства, специальных отраслей сельского хозяйства, кустарно-ремесленных промыслов и других неземледельческих заработков не по найму”. А вот “единоличники-середняки”, т.е. индивидуальные хозяйства крестьян, до поры-до времени не раскулаченных (коммунисты не собирались мириться с существованием таких крестьян и постепенно подавляли их) и не вошедших в колхозы, платили намного больше. Для них в 1934-м году существовали следующие ставки:

Доход до 200 рублей — твердая ставка в 25 рублей (т.е. 12,5%)

От 200 до 300 рублей — 25 рублей + 5 копеек от каждого рубля сверх 200 рублей. Т.е. с 300 рублей в итоге выйдет 30 рублей или 10%.

От 300 до 400 рублей — 30 рублей + 15 копеек с каждого рубля сверх 300 рублей. Т.е. при доходе 400 рублей налог составлял 45 рублей (11,25%).

От 400 до 500 рублей — 45 рублей + 20 копеек с каждого рубля сверх 400 рублей или 65 рублей с пятиста (13%).

От 500 до 700 рублей — 65 рублей + 30 копеек с каждого рубля сверх 500 рублей или 95 рублей с семиста (13,57%).

Свыше 700 рублей — 125 рублей + 35 копеек с того, что сверху. Т.е. доход в 701 рубль облагался уже по почти 18% ставке + надбавки за превышение минимума.

Что любопытно, государство заставляло “единоличников” выполнять планы посева и отдавать часть продукта, словно какой-то феодал: “ хозяйства, злостно не выполняющие заданных им планов посева и обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству, облагаются сельскохозяйственным налогом на общих основаниях, но сумма налога с них удваивается. Никакими льготами по сельскохозяйственному налогу (в том числе и скидками по ст. 66) эти хозяйства не пользуются. Списки этих хозяйств утверждаются районными исполнительными комитетами”. Правда, в отличие от феодала, обязанного предоставлять защиту и справедливый суд крестьянину, коммунисты себя ничем “единоличнику” не обязывали.

Но меньше всего повезло, конечно же, кулакам. Никаких норм и льгот для них предусмотрено не было (у “единоличников” льготы подразумевались). Существовали следующие ставки:

Доход от 1000 до 3000 рублей — 350 рублей + 50 копеек с каждого рубля сверх 1000 рублей. Т.е. для зарабатывающих 3000 рублей была ставка в 45%!

Доход от 3000 до 6000 рублей — 1350 рублей + 60 копеек с каждого рубля сверх 3000 рублей. При доходе в 6000 рублей кулак платил в казну 52,5% дохода.

Доход от 6000 рублей облагался минимальной ставкой в 3150 рублей + 70 копеек с каждого рубля сверх минимальной в категории суммы. Думаю, нетрудно подсчитать, что такие налоги были просто разорительными для кулацких хозяйств.

Разумеется, и на селе не обходилось без штрафов. Тут вам и удвоение налога в случае сокрытия дохода, и штраф до 25 рублей за неправильные сведения, и принудительное взыскание со стороны сельских советов. Имущество неплательщиков могли продать (а вы думали, это в “капиталистической” России могут продать имущество за долги? Нет, и в советском раю было так же), на просроченные платежи налагалась пеня в 0,1% с колхозов, 0,2% с “единоличников” и 1% с кулаков.

В 1939-м году вышел новый закон о сельскохозяйственном налоге, где для колхозников и единоличников устанавливались новые ставки, которые вы можете увидеть в таблицах ниже:



Таким образом, средняя ставка для колхозников, при доходе в 2000 рублей, стала почти 10%, а для единоличников — почти 20%. Т.е. с 1934 по 1939 год налоги с личных хозяйств этих категорий граждан увеличились.

Налоги с оборота

Конечно же, подоходный и сельскохозяйственный налоги были не единственными в СССР тех лет. Существовали многие другие налоги, одним из которых был налог с оборота тех или иных товаров. Это, конечно, смешно что государство облагало налогом государственную же промышленность, т.е. само себя. Посмотрим примеры такого налога. Ниже я сразу же буду цитировать постановления народных комиссаров о ставках налога с оборота, в скобках дата документа и ссылка на него:

  • “Установить на резиновую обувь, вырабатываемую предприятиями государственной промышленности, ставку налога с оборота в размере 60% к розничной цене, за вычетом из нее торговой скидки” (8 октября 1940 г).
  • “Установить на тетради производства предприятий государственной и кооперативной промышленности следующие ставки налога с оборота (в процентах к розничным ценам за вычетом из них торговых скидок): а) на тетради из 12 листков бумаги № 2…..10%; б) на все прочие тетради (в том числе для рисования и дневники школьные)………..25%” (9 октября 1940 г).
  • “Установить взимание налога с оборота по свежим и сухим фруктам и ягодам, орехам, ореховому и урюковому ядру по следующим ставкам (в процентах к розничным ценам): а) свежие фрукты (яблоки, груши, виноград), а также сухие фрукты, заготовляемые в Узбекской, Таджикской, Туркменской и Киргизской ССР, чернослив, заготовляемый в Грузинской ССР и Краснодарском крае, орехи и арахис….. 20%; б) компоты и ядро всех видов орехов, кроме грецкого и абрикосового (урюкового) ядра………..15%; в) сухие фрукты, заготовляемые в прочих районах (кроме перечисленных в пункте Примечание. По арахису налог с оборота 20% с розничной цены уплачивается торгующими организациями сверх налога, уплачиваемого Наркомзагом с отпускной цены. При установлении на яблоки, груши и виноград повышенных сезонных зимних розничных цен выше действовавших цен на эти фрукты в 1939 году сумма повышения розничной цены на указанные фрукты, за вычетом разницы в торговой скидке и налога с оборота, падающего на сумму повышения, вносится в бюджет” (27 ноября 1940 г).
  • “Установить следующие отпускные цены на хлопковое сырое масло и саломас технический франко-вагон-станция (или трюм-баржа-пристань) отправления: хлопковое сырое масло — 4500 рублей за 1 тонну, саломас технический — 5600 рублей за 1 тонну. 2. Установить ставку налога с оборота на хлопковое сырое масло, вырабатываемое маслобойными заводами, расположенными на территории РСФСР, в размере 45%” (3 сентября 1940 г).
  • “Установить с 1 июля 1940 г. на карманные часы «ЗИМ» производства предприятий Наркомата Боеприпасов ставку налога с оборота в размере 60% к розничной цене за вычетом из нее торговой скидки” (7 декабря 1940 г).
  • “Установить на кондитерские товары по счетам, выписанным с 24 января 1940 г., следующие ставки налога с оборота (в процентах к розничной цене):1) мармелад, пастила, зефир, джем, желе, варенье……6%; 2) бисквит и печенье из муки высшего сорта, карамель завернутая, не содержащая какаопродуктов, мягкие конфеты всякие и ирис, кроме глазированных шоколадом, пралиновых: «Батоны пралине», «Нуазет», «Домино» и с гидрированным жиром ….. 15%; 3) карамель всякая, содержащая какаопродукты, кроме обсыпанной какао открытой карамели, халва всякая, драже шоколадное . … ………….. 30%; 4) мягкие конфеты глазированные шоколадом, в том числе пралиновые: «Батоны пралине», «Нуазет», «Домино», кроме трюфелей ……………40%; 5) какао и шоколад в порошке, шоколад в плитках и фигурный, шоколадный набор, мягкие конфеты-трюфели, а также соевое какао …………60%” (14 ноября 1940 г).
  • “Установить следующие ставки налога с оборота на масло животное, сыры, мороженое и молочные продукты (в процентах к розничным ценам)”:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование тенденций изменения системы налогообложения Советской России.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. охарактеризовать становлений системы налогооблажения в эпоху «военного коммунизма», НЭПа;
2. рассмотреть проведение и последствия реформы 1930-1932гг.;
3. дать характеристику становления современной системы налогооблажения в послевоенный период.

Содержание

Введение………….………….………….………….………….………….……….2
Глава 1. История развития налогов и налогообложения в СССР в довоенный период………….………….………….………….………….……………………..4
§1.1 Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг. ………….………….………………….4
§1.2 Налоговая реформа 1930—1932 гг.: проведение и последствия…………9
Глава 2.Становление налоговой системы современной России……………. 16
§2.1 Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг……..16
§2.2 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг………………….19
Заключение………….………….………….………….………….………………23
Список использованной литературы………….………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Налоги в Советской России.docx

Глава 1. История развития налогов и налогообложения в СССР в довоенный период………….………….………….………….………… .……………………..4

§1.1 Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг. ………….………….………………….4

§1.2 Налоговая реформа 1930—1932 гг.: проведение и последствия…………9

Глава 2.Становление налоговой системы современной России……………. 16

§2.1 Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг……..16

§2.2 Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг………………….19

Список использованной литературы………….………….………….………… 25

Рассматривая проблемы экономической реформы невозможно представить их решение без совершенствования налоговой системы. Введение действующей налоговой системы в Российской Федерации породило множество проблем, связанных со структурой самой налоговой системы, правовым обеспечением ее подсистем и элементов.

Изучение истории развития законодательства в области налогообложения позволит нам сделать правильный выбор законодательного регулирования в настоящее время. «Знание своего прошлого облегчает такой выбор; оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости», - отмечал В.О. Ключевский.

Налоги неотделимый элемент государства, развитие и изменение форм которого всегда касалось реформирования налоговых систем. Государство, обеспечивая жизнедеятельность общественного организма, всегда нуждалось в немалых деньгах для обеспечения собственного существования, для наведения общественного порядка, ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, развития связи и иных задач, стоящих перед государством. Одним из источников покрытия расходов государства были, прежде всего, налоги, один из самых действенных инструментов мобилизаций денежных средств. Проводимые в стране реформы коснулись многих сфер жизнедеятельности общества, в т.ч. экономики и политики. Обнажили много не решенных проблем стоящих перед нашим обществом и стоящие перед государством проблемы совершенствования законодательства, и в частности налогового законодательства. Уроки, которые мы можем почерпнуть из истории развития налогового законодательства Советской России, могут оказать положительное влияние на развитие налогового законодательства Российской Федерации и пути его совершенствования.

Актуальность рассмотрения указанной темы обусловлена богатством исторического опыта налогообложения, который позволяет не только более глубоко оценить динамику происходящего в данной области в сегодняшние дни и сделать определенные выводы о перспективах развития рассматриваемого вопроса в будущем, но и определить, какие эффективные методы и решения, а также удачные юридические конструкции могут быть использованы в сегодняшней работе в сфере налогообложения.

Целью настоящей работы является исследование тенденций изменения системы налогообложения Советской России.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. охарактеризовать становлений системы налогооблажения в эпоху «военного коммунизма», НЭПа;

2. рассмотреть проведение и последствия реформы 1930-1932гг.;

3. дать характеристику становления современной системы налогооблажения в послевоенный период.

Таким образом, объектом данного исследования является российское налогообложение, предметом - тенденции и развитие системы налогообложения Советской России.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, включающего в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. История развития налогов и налогообложения в СССР в довоенный период

§1.1 Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг.

В результате революций 1917 г. — февральской и октябрьской произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Характерными чертами деятельности советского правительства в финансовой сфере с 1917 г. по 1921 г. являлись:

1) использование инструментов налоговой политики не в фискальных, а в социально-политических целях (о чем было открыто заявлено в Конституции РСФСР 1918 г.);

2) стремление перевести страну на натуральное обложение;

3) постепенная отмена существовавших ранее налогов.

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Одним из элементов налоговой политики советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии.

Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб. 1

В 1918 г. для сельских хозяев был введен натуральный налог, который строился по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

В 1919 г. в общегосударственном масштабе была введена продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

Помимо этого, советским правительством были предприняты и другие попытки налоготворчества. Особого внимания заслуживает проведенная Декретом от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного обложения, по которой продукты, произведенные на национализированных и взятых на учет фабриках, сдавались на основании плана использования главному управлению продуктораспределения Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым самим государством в лице так называемого “комитета цен”, прибавлялись начисления в пользу государства, которым подлежало большинство продуктов. Система просуществовала немногим более года и была отменена Декретом от 17 января 1920 г., поскольку реальные поступления от начислений в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались меньше запланированных более чем в 27 раз. Несмотря на тот факт, что эксперимент полностью провалился, предполагалось, что надбавочная система будет использоваться и в дальнейшем в целях сокращения размеров ассигнований Компроду по его расходным сметам и, следовательно, сокращения дефицита бюджета. 2

В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, огромная эмиссия привела к обесцениванию рубля, а следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено.

С переходом весной 1921 г. к новой экономической политике появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики. Налоговая система России 1920-х гг. была во многом идентична дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной России с уже сформированными научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:

1) восстановление денежных налогов создаст спрос на деньги, увеличит значение денег в хозяйстве;

2) денежные налоги будут нести определенную социально- воспитательную роль (заставят население использовать более совершенные приемы труда и отчуждать некоторую часть своих доходов на нужды государства).

В период новой экономической политики наиболее четко просматривается роль налоговой политики в общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.

Возродив частную торговлю и промышленность и восстановив тем самым объекты обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма обложения дополнительного дохода граждан.

Признавая принцип концентрации обложения как более желательный в дальнейшем, руководство страны на первом этапе пошло по пути создания достаточно разветвленной налоговой системы, постепенно отсекая те налоги, непригодность которых выявлялась в процессе развития. 3

К концу 1922 г. ее построение принципиально было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать — косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.

Следует отметить, что некоторые из введенных в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной. 4

Таким образом, переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

§1.2 Налоговая реформа 1930—1932 гг.: проведение и последствия

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:15, реферат

Описание

Рассмотрение темы «Налоги и сборы в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет
Цель работы – изучение и анализ налогов и сборов в СССР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Налоги во время НЭПа…………………………………………………….4
2. Налоговые реформы в 30-х годов……………………………………… 5
3. Реформы налогов во время ВОВ и после нее (1941-1965)……………6
4 Налоги с 1965-1985……………………………………………………… 8
5. Налоговая политика во время перестройки…………………………….9
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….18

Работа состоит из 1 файл

Особенности налогообложения в СССР.docx

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

ТЕМА: «Налогообложение в СССР»

Работу выполнил студент IV курса

Ананьев Ярослав Андреевич

Кандидат юридических наук

1. Налоги во время НЭПа………………………… ………………………….4

2. Налоговые реформы в 30-х годов……………………………………… 5

3. Реформы налогов во время ВОВ и после нее (1941- 1965)……………6

5. Налоговая политика во время перестройки………………………… ….9

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».

Рассмотрение темы «Налоги и сборы в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет. Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР. Цель работы – изучение и анализ налогов и сборов в СССР.

1. НАЛОГИ ВО ВРЕМЯ НЭПА

Начало существованию НЭПа положил Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921г. Продналог предусматривал сначала примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда(это в 2 раза меньше, чем во время продразверстви), причем впоследствии намечалось снизить его до 10% урожая и перевести в денежную форму. Благодаря этой реформе, благосостояние крестьян, повысилось, количество богатых и бедных уменьшилось, а для середняков возросла.

С введением 26 июля 1921г. промыслового налога началось восстановление налоговой системы. Таким налогом облагались частные торговые и промышленный предприятия, и граждане, которые имели доходы от занятий промыслами. Через год промысловый налог распространился на государственный и кооперативные предприятия. Промысловый налог состоял из двух видов платежей: патентный сбор, что подразумевал в себе, плату по определенным ставкам, при выдаче патента на разрешения торговой и промышленной деятельности, и уравнительный сбор, где взималось в процентах от суммы хозяйственного оборота.

Налог на сверхприбыль было введено для классовой борьбы против финансово состоятельных граждан.

Переход к НЭПу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России.

Во время НЭПа в СССР существовали следующие виды налогов:
- прямые налоги(был основным источником доходов государства): индивидуальное наложение обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, единый общегражданский налог, налог на сверхприбыль, промысловый налог, единый натуральный налог, налог с наследств и дарения.

- косвенный налоги( в период НЭПа они составляли примерно 11-20% от всех доходов государства): акцизы (на пиво, спички, вино, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстрации кинофильмов(от оплаты освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительского и художественно-показательного значения).

-сборы: прописочный, на нужды жилищного и культурно- бытового строительства, канцелярский, гербовой.

Существовавшая система государственных доходов к 1930 году характеризовалось большим количеством отдельных платежей, многократностью обложения одного и того же товара на разных стадиях производства и обращения.

2. НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ 30-Х ГОДОВ

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа.

Цель налоговой реформы этого времени была ликвидация множественности платежей (около 86 видов) и сделать систему государственных доходов более четким.
Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Доход государства формируется не за счет налогов, а за счет прямого изъятия ВНП, производимого на основе государственной монополии. Поэтому, налоги сильно потеряли свое значение для бюджета.

Отчисления производилось по плановой, а не по фактической прибыли. Из-за этого в 1931 году, отчисления от прибылей и налога с оборота начали производиться по фактической прибыли за истекший месяц и по фактическим оборотам за месяц.

В течение налоговой реформы было сокращено число обязательных платежей с физических лиц. Основным платежом взимаемым с физически лиц стал подоходный налог.

Политика в сельскохозяйственной деятельности тоже изменилась. Происходила политика увеличения обложения зажиточных (кулацких) хозяйств. К 1930 году 16% кулацких хозяйств выплачивала 60% сельхозналога. В тоже самое время, середняцким и бедным хозяйствам давались различные льготы.

Сельскохозяйственный налог в 1933 году был изменен на четыре вида налогов: с колхозов, с колхозников, с единоличных крестьянских хозяйств, с кулацких хозяйств, которые вместе действовали как эффективный механизм стимулирования процесса коллективизации.

В 1936-1939 была проведена новая налоговая реформа, для увеличения сборов с колхозного крестьянства. Теперь вместо территориального счисления доходов было установлено обложение по фактически полученным доходам. Были отменены льготы от технических культур и животноводства.

В 1939 году был принят новый закон, суть которого заключалось в увеличения давления на колхозников и немногочисленных хозяйств крестьян-единоличников. Было введено прогрессивная ставка, что означает возрастания обложения дохода в зависимости от прибыли.

3. РЕФОРМЫ НАЛОГОВ ВО ВРЕМЯ ВОВ И ПОСЛЕ НЕЕ (1941- 1965)

Во время ВОВ действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленный в предвоенный период. Из-за увеличения бюджета государства понадобились новые виды налогов и сборов с населением, с чем связано появление налога на одиноких и малосемейных граждан, холостяков, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Один из самых интересных налогов является – налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог существовал только в СССР и Монголии. Цель налога – оказание социальной помощи многодетным матерям и одиноким матерям, воспитание и содержание детей в детских домах. Сначала этот налог вводился как временный, но просуществовал до 1990 года. Налог должны были платить мужчины(20-50 лет) и женщин(20-45 лет).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 вводилось военный налог, который уплачивался по фиксированным ставкам в зависимости отрайон(150-600 рублей). Военный налог отменили 1 января 1946 года. За все время государством было собрано примерно 7,2 млрд. рублей.

Указом Президиума Верховного Совета от 29 декабря 1941 г. в первые годы войны была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу.

После войны произошло постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Один из них было перераспределение основной части государственных доходов организаций и предприятий. Так же они уплачивали налог с оборота, что составляло примерно 40% от государственного бюджета.

После войны (до 1953) налоговая система не претерпела значительных изменений. В 1946 году был отменен военный налог. Из-за чего сократилось доходы в пользу государства от населения на 5,5% процентов по сравнению с последним годом ВС.

8 августа 1953 года была проведена сельскохозяйственная налоговая реформа. Налог исчислялся с помощью фиксированной ставки от каждого 0,01 гектара площади земельного участка. Плательщиками налога являлись хозяйства членов колхозов, хозяйства граждан, которые имели приусадебные земельные участки и надели. Налога не брали, если участок земли был не больше 50 кв.м. Каждая союзная республика имела свою среднюю ставку.

В 1957 году отменили взимание патентного сбора, размер которого исходил от разряда предприятия, который устанавливался для производственных предприятий в зависимости от годового объема валовой продукции, а для торговых – в зависимости от плана товарооборота. В 1958 году сельских граждан освободили от дорожных повинностей. С этого времени строительство, и ремонт местных автомобильных дорог было передано совхозам, колхозам, промышленным, транспортным и другим хозяйственным организациям и предприятиям.

В 1960-е годы произошло сильное изменение в налоговой идеологии. Цель этих изменений было для улучшения системы управления народным хозяйством и усиления экономического стимулирования производства. Н.С. Хрущев попытался осуществить постепенную ликвидацию налогообложение из-за «неминуемого построения коммунизма». Самой первой реформой намеривалось полная отмена налогов с заработной платы рабочих. В связи с чем был принят законодательный акт «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих» от 7 мая 1960 г.

Изменение в обложение колхозов (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г.). Платили такой налог колхозы. Подоходным налогом облагался чистый доход за вычетом части дохода, соответствовавшей рентабельности в 25% и часть фонды оплаты труда колхозников.

4. НАЛОГИ С 1965-1985

В это время в бюджет союзных республик поступали следующие виды налогов: государственная пошлина, отчисления от подоходного налога с населения в размере 50%, подоходный налог с колхозов и кооперативных предприятий, платежи из прибыли государственных предприятий, доход от демонстрации фильмов, местные налоги и другие виды налогов.

2 февраля 1970 г. указом Президиума ВС СССР были изменены некоторые стати о подоходном налоге с колхозов. Некоторые экономисты считают, что функция налога заключалось в том, чтобы использовать денежные ресурсы народного хозяйства для достижения высоких темпов социалистического воспроизводства и планомерного использования средств для первоочередном направлении их в отрасли, имеющие решающее значения для развития экономики страны. Налог с оборота обеспечивал устойчивость поступления в бюджет, так как не зависел от выполнения предприятием плана прибыли.

Были и такие платежи как лесной доход(платеж в бюджет государства за использования лесных ресурсов для рационального использования и воспроизводства этих ресурсов), плата за воду(для рационального использования воды, забираемой из водохозяйственных систем), плата за разработку и добычу торфа на топливо – это платеж организаций и предприятий для исследования торфяных залежей.

1 июля 1981 году был введен земельных налог. Этот налог заменил ранее существовавшую земельную ренту. Налог взимался с физических лиц и предприятий по выделенным им земельным участкам. Расчет налога производилось с квадратного метра земельной площади.

Взимался налог с владельцев транспортных средств как с физических лиц, так и с предприятий. Налог рассчитывался с каждого киловатта мощности или лошадиной силы в зависимости от вида транспорта и от значения местности, в которой проживает владелец.

В 1960-е годы Н.С. Хрущевым была принята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». Закон осуществлялся путем постепенного увеличения необлагаемого минимума доходов и расширение налоговых льгот.

5. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ

Основой экономической программы перестройки стала стратегия ускорения, то есть использования всех ресурсов для увеличения производительности труда.

Так как в 1985 году началась перестройка, то система платежей в бюджет подверглась коренному реформированию. К главному мероприятию налоговой реформы можно отнести принятие указа Президиума ВС СССР об индивидуальной трудовой деятельности, из чего вытекало возможность любому гражданину заниматься кустарным промыслом или создавать предприятия бытового обслуживания, однако при этом он должен иметь патент. В 1986 году государство расширило разрешенные масштабы индивидуальной трудовой деятельности граждан. Доходы, которые получали от такой деятельности, облагались налогами, размер которых рассчитывалось в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Реформирование системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет началось с принятием закона «О государственном предприятии (объединении)».

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах. По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.

С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого. Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка. Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот. После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в госбюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили. В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.

Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку. Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца». Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:

Отчисления для тунеядцев

В мае 1961 г. Верховным Советом был ратифицирован специфический указ. Он предписывал «бороться с тунеядцами всеми возможными методами». А также власти страны разработали комплекс мер, призванных устранить трудовую незанятость.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

то время снимались агитационные игровые фильмы с участием великолепных советских актеров. Герой-труженик в них активно противопоставлялся советскому «мажору», который часто оказывался не просто тунеядцем, а вредителем, преступником. Лица, обвиненные в тунеядстве, не только подлежали общественному порицанию. За «паразитизм» им грозила реальная статья. Каждый член общества обязан был приносить пользу стране. Делать это можно было, только занимаясь трудом, обычно физическим. Понятия «замужняя домохозяйка» в шестидесятые не существовало. По мнению общественности, женщина должна была работать наравне с мужчиной. Исключение составляли те, кто вынашивал ребенка, и молодые мамы, находящиеся в лактационном периоде.

Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы. От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям. Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.

Постепенно был введен налог на тунеядство,

актуальный для следующих людей:

Работающих на дому белошвеек.

Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.

Советская налоговая система предполагала, что 96 % отчислений шли в госбюджет. Оставшиеся 4 % перераспределялись в ПФ, на зарплаты и монетизацию производства. Каждый, кто не вносил свою долю в 96 %, признавался «паразитом».

Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.

Студенты были избавлены от поисков работы, рассылки резюме. Трудиться их устраивали по распределению. По окончании одного–двух лет они могли устроиться на любое другое предприятие по своему выбору.

Особенности транспортных отчислений

Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж

Ставка налога для последних в первой половине тридцатых годов варьировалась от 15 коп. до 6 р./1 л. с. Последние ставки были установлены советским Верховным Советом 21.03.88. Размер налога для владельцев машин составил 50 коп./1 л. с. 18.10.91 был принят закон «О дорожных фондах». Для автолюбителей были установлены новые правила. Соответственно легковушки были впервые разделены на две категории: до 100 л. с. и от 100 л. с. Представители первой — платили в госбюджет 50 коп./1 л. с., ставка для относящихся ко второй составляла 1,3 р./1 л. с.

Налогообложение культур Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых.

После войны он повышался. 10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам. На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.

Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.

По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР. В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля. Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.

Инициатива руководства страны не привела ни к чему хорошему. Деревья массово вырубались.

Как жили советские пенсионеры

14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона. В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета. Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Пенсионный фонд был сформирован в 1990 году.

Читайте также: