Монопольное право на налоги

Опубликовано: 26.04.2024

Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

§ 3. Сущность государства

Государство – это орудие классового господства или средство достижения политического согласия в обществе? В чём тайна государственного властвования? Необходимо ли современному обществу государство?

Государство часто рассматривали то как публично-правовой союз, то как политическую организацию общества, то как аппарат публичной власти. Все эти подходы характеризуют природу и сущйость государства с разных сторон, но в то же время указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государственную организацию, – публичную (политическую) власть и право. Именно они, соединяясь в одно целое, требуют особой организационной формы. Для чего она сформирована? Может ли современное общество обходиться без государства? Это важные вопросы, без ответа на которые не может быть сформировано мировоззрение современного человека.

Государство – организация политической власти, осуществляемой в обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства – вести «общие дела» общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учётом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах.

ГОСУДАРСТВО КАК ПУБЛИЧНАЯ (ПОЛИТИЧЕСКАЯ) ВЛАСТЬ

Каждое государство обладает совокупностью признаков. К ним, в частности, относятся:

  • публичная (политическая) власть;
  • территориальная организация населения;
  • государственный суверенитет;
  • взимание налогов и др.

Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения,, занимающего определённую территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Но эта механистическая формула (государство = население + территория + власть) существовала недолго, поскольку не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления. Более приемлемой в этом отношении была договорная трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений.

Суть этой трактовки в том, что государство находит своё оправдание в договорном праве, т.е. в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь со своей стороны материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств, либо заменить её, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижением того времени (XVII–XVIII вв.). Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно себе представить современное учение о государстве и современный конституционализм.

Достаточно указать на чётко сформулированную мысль о том, что государство принадлежит народу, который является источником государственной власти. Все представители государства, законодатели, судьи, должностные лица в исполнительном аппарате, лица, несущие военную и полицейскую службу, – все они лишь представители народа, ответственные перед ним. Вот что говорилось, например, в одной из статей ныне действующей конституции американского штата Массачусетс, принятой в 1780 г., в пору расцвета договорных теорий: «Правительственная власть образуется для общего блага, для защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа; но не для выгоды, почестей либо особых интересов какого-либо лица, семьи или класса людей; поэтому только народу принадлежит неоспоримое, неотъемлемое и нерушимое право образовывать правительственную власть и реформировать, изменять либо полностью упразднять её, когда того потребуют интересы защиты, безопасности, благосостояния и счастья людей» (Соединённые Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. – М., 1993. – С. 51).

Нельзя не видеть в этих словах «кредо» демократического государства. Признать сущностную связь публичной власти и права – значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ в конечном счёте высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора. Народоправие неотделимо от народовластия, и то и другое являются слагаемыми суверенитета народа, демократии. Преодолеть отчуждение человека от политической власти – значит покончить с его отчуждением как от государства, так и от права. Опираясь на исторический опыт, современные люди видят в народовластии, основополагающем принципе государственного развития, комплекс прав, принадлежащих народу, которыми он должен ответственно пользоваться.

Исторически у государственной власти и права одна судьба, одни корни. Кому принадлежит государственная власть, от того исходит законодательство – важнейший элемент правовой системы. Что касается права как единой системы общественных отношений, норм и ценностей, то оно регулирует и защищает поведение людей средствами государственной власти. В этом заключается его специфика по сравнению с другими нормативно-регулятивными системами, например моралью. Диапазон средств, о которых идёт речь, довольно широк – средства достижения политического согласия в обществе, убеждение и принуждение там, где без него не обойтись. Средства политической власти в правовой сфере используют не только государственные органы, но и общественные объединения, коллективы, граждане. Причём использование это носит разнонаправленный характер – от государства к обществу, от общества к государству, охватывает широкий спектр общественных отношений, от административных до самоуправленческих.

Когда говорят о том, что государство есть политическая организация общества, то имеют в виду главным образом его положение в системе политических отношений, которые складываются между различными слоями населения, классами, социальными группами, между категориями людей различного социального статуса, проживающими на определённой территории и подчиняющимися одной и той же власти.

Выше говорилось о подходах, для которых народ (население) был цельным и однородным образованием, выступающим стороной во взаимоотношениях с властью. На самом деле общество, а следовательно, и народ (население) социально дифференцированны, разделены на множество больших и малых групп, интересы и цели которых не всегда совпадают, нередко вступают в конфликт. В области политики и политических отношений интересы групп приходят в соприкосновение, сталкиваются, разграничиваются, сливаются и сочетаются, теснят друг друга, борются, примиряются и т.п. С тех пор как возникло государство, оно всегда находилось и находится в центре политики, в нём и около него разворачиваются основные политические события той или иной эпохи.

Многие теоретики видят в государстве особое балансирующее устройство, которое благодаря своей мощной организации, правовым, социальным и идеологическим институтам не позволяет политическим разногласиям выходить за рамки закона, контролирует политическую жизнь в обществе, удерживая её на некотором оптимальном уровне. Но для этого само государство должно заведомо выражать интересы всего общества, а не отдельной его части. Практически это трудно достижимый идеал, государству редко удаётся не идти на поводу у экономически сильных классов, элитарных групп, занимающих выгодные позиции в той или иной области общественной жизни. Именно элиты, а не народ чаще всего выступают стороной во взаимоотношениях с государством, ведут диалог с правительством, проталкивают свою волю и собственные интересы под видом общественных.

ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В гражданском обществе существуют политические организации, представляющие отдельные его части, различные социальные слои, классы, профессиональные, возрастные и иные группы. Это известные всем политические партии, общественные объединения, всякого рода союзы и организации с определёнными задачами – продвигать интересы отдельной части народа (населения). Но есть только одна политическая организация, представляющая всё общество в целом, – это государство. Оно является ядром политической системы общества, и на него ложатся основные руководящие функции, самыми крупными из которых выступают управление социальными процессами и регулирование общественных отношений. В качестве руководящего звена политической системы государство наделено несколькими исключительными признаками, выделяющими его среди других политических организаций общества. В результате длительного исторического развития выделились отдельные виды и формы общественной деятельности, определённые функции, которые ни одна другая политическая организация, кроме государства, осуществлять не может.

• Государство – это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, выступающая от имени всего общества, а не какой-либо его части; по своей политической природе всякое государство универсально (выполняет разносторонние функции); отношение государства с каждым членом общества юридически оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях.

• В силу своей универсальности государство есть единственная в обществе суверенная политическая организация. Это означает, что государственная власть верховна по отношению ко всякой политически организованной власти (местного самоуправления, партийного правления и т. п.) внутри страны и независима от любой другой власти вне страны.

• Государству принадлежит монопольное право принимать законы и таким образом формировать законодательство, правовую систему. Посредством закона и принципа верховенства права и закона государство определяет границы поведения всех других политических организаций и политическую систему в целом.

• Государству принадлежит монополия на легитимированное (узаконенное, оправданное) применение некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.) в строгих формах судебного и административного производства при соблюдении конституционных и законных гарантий прав личности.

• Только государство вправе иметь армию и иные войсковые формирования, содержать тюрьмы и другие уголовно-исправительные учреждения, осуществлять узаконенную репрессию, применять вооружённую силу.

• Государство – это единственная политическая организация, имеющая право на законных основаниях требовать от всех граждан периодических платежей (налогов) из их имущества и доходов на государственные и общественные нужды.

Государство должно предотвращать попытки других политических организаций перераспределять власть в своих интересах, использовать колоссальные возможности государства для процветания одной какой-либо части населения в ущерб обществу в целом. Вместе с тем на государстве лежит задача объединять вокруг себя все звенья политической системы общества, строить правильные, отвечающие закону отношения с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями, действующими в гражданском обществе. Государство должно быть способным интегрировать общество, успешно связывать его части в единое целое.

Среди юридических признаков государства есть давно известные, всемирно признанные демократические ценности, например такие, как стабильность конституционного порядка, верховенство закона в иерархии нормативных актов, юридическое равенство в виде равенства граждан перед законом и равноправия, широкая система прав, свобод и обязанностей граждан, отлаженный механизм правовой защиты, личности, в особенности судебной защиты, высший контроль за соблюдением конституции, надзор за исполнением законов.

Задача современного государства – совершенствовать демократические методы властвования, опираясь на весь опыт существования цивилизации. Речь идёт о целеустремлённом, систематическом и теоретически осознанном использовании того, что давно и широко присутствует в личном опыте талантливых руководителей, прирождённых организаторов, умеющих превосходно ладить с людьми и строить прекрасные межчеловеческие отношения. В основе их руководства лежит способность достигать высокой степени согласия между теми, кто призван осуществлять власть, и теми, на кого эта власть распространяется. В искусстве находить и упрочивать согласие – секрет власти. Там, где оно есть, власть достигает своих целей естественно и быстро, без всякого нажима, не говоря уже о принуждении, надобность которого просто не возникает. Проблема состоит в том, чтобы включить категорию согласия (консенсуса) в концепцию политической власти и серьёзно изучать способы, практические методы, посредством которых согласие может и должно быть установлено между всеми участниками властных отношений.

Конечно, на политическую жизнь в любом обществе нужно смотреть реалистично: в политике были, есть и будут конфликты, разногласия, столкновения мнений и действий, всегда будут люди сомневающиеся, недоверчивые или неуверенные, инертные, не желающие брать на себя бремя принятия решений и т.п. Важно сознательно и методично обеспечивать приоритет властвования, основанного на согласии, сотрудничестве, усилении творческих самодеятельных начал в коллективах, во всех социальных ячейках.

Пути достижения широкого согласия в политике в общем и целом известны: с формальной точки зрения это совершенствование узаконенных обязательных процедур совместной выработки политических решений, абсолютное расширение круга лиц, участвующих в этой выработке; с содержательной точки зрения это увязка, сочетание многообразных социальных интересов, адекватно выражаемых в политическом решении.

Необходим поворот от нажимных, приказных методов властвования к методам, основанным на согласии, которое возникает не на пустом месте, а на базе учёта и увязки жизненных интересов всех участников властных отношений, переход к управлению интересами и через интересы. Поэтому при выработке политических решений надо всерьёз и глубоко изучать разнообразные социальные интересы, так их соединить, чтобы человек, реализуя свои собственные цели, мог тем самым продвигать цели коллективные, общественные и, наоборот, быть лично заинтересованным в наиболее полном осуществлении интересов коллектива, государства и общества.

Народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определёнными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей. В современном правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, – обеспечение и защита человеческой свободы, определение её возможностей, границ и гарантий. Через идею свободы можно осмыслить практически все правовые проблемы, в её пространстве возникают и получают единственно верное решение вопросы об ответственности, обязанностях, дисциплине, об оправданном применении принудительных мер и многие другие. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Первичный генетический признак государства – централизованная публичная власть (направляемый единой волей особый слой людей, профессионально управляющих обществом) – выражается в деятельности госаппарата, который изначально осуществляет функции регулирования и управления обществом. Регулирование состоит в том, что высшие органы государства устанавливают нормы, правила поведения, законы для упорядочивания общественных отношений на основе широко прокламируемых целей и идеологий. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы, предполагающее исполнительно-распорядительную, контрольно-надзорную, координационную и иную деятельность государственных органов. Весь объём регулятивно-управленческих функций, соответствующих им властных полномочий распределяется между тремя властями государства (там, где такое деление существует) – законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения властных полномочий, компетенции, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения государственных задач.

Итак, под государственным аппаратом понимают систему органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

Вопросы для самопроверки

1) Какими признаками характеризуется любое государство? 2) Что такое публичная власть? Как она проявляется? 3) Что означает государственный суверенитет? 4) В чём суть и значение договорной теории происхождения государства? 5) Как связаны между собой государство и право? 6) В чём отличие государства от негосударственных политических организаций? 7) В чём сущность государства? Каково его главное назначение?

1. На основе изученных знаний по истории и обществоведению определите, чем власть в первобытном обществе отличалась от государственной власти.

2. Раскройте на конкретных примерах сущностные признаки государства.

3. Опираясь на текст параграфа, ранее изученные обществоведческие знания, составьте и заполните в тетради таблицу «Отличительные черты государства от негосударственных политических организаций».

4. Найдите в тексте параграфа фрагмент, в котором раскрывается связь публичной власти и права в демократическом государстве. Прокомментируйте положения этого фрагмента.

5. Опираясь на помещённое в тексте параграфа определение государственного аппарата, выявите признаки этого понятия и охарактеризуйте их.

6. В Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено четыре государственных языка (включая ретороманский).

В Коста-Рике нет армии, а в Панаме конституционной поправкой 1991 г. запрещено иметь армию на «вечные времена».

Выскажите ваше мнение: относятся ли к числу основных признаков государства, как иногда утверждают, единый язык общения и наличие армии? Приведите аргументы, подтверждающие ваш ответ.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), французский учёный-просветитель

«Все, кто размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи».

Аристотель (384–322 до н.э.), древнегреческий философ

Лекция.

  1. понятие полит. института. Гос-во как важнейший полит. институт.
  2. гражданское общество

Институт- устройство, установление, учреждение.

Соц. Институт- исторически сложившиеся, устойчивая форма, организации совместной дея-ти людей, предназначенные для удовлетворения их потребностей.

Типы соц. Институтов:

  1. экономии.
  2. духовная
  3. правовые и т.д

Полит. институт –эта форма организации совместной деятельности людей для осуществления функции властного упр-ия обществом.

Виды полит. институтов:

  1. полит. партия
  2. парламент
  3. правительство
  4. армия
  5. полиция
  6. гос-во !

Гос-во- организация полит. власти которая распространяется на всю терр-ию страны к ее населению и располагает для этого спец-ым аппаратом упр-ия, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внут. И внеш. Проблем.

Концепции(теории) происходжения гос-ва:

1. теологическая концепция (гос-во воля бога, продукт ценности)

2. патриархальная (гос-во большая разросшаяся семья)

3. договорная (т. Гоббс –гос-во образ. С помощью гос-го договора)

4. психологическая (чел-ку комфортно жить в гос-ом регулировании)

5. классовая(марксистская) (гос-во спец-ый аппарат (гос-во несомненное зло)

6. теория завоевания (гос-во образуется, и гос-во становится империей)

7. органическая (гос-во как огромный организм)

8. ирригационная теория

Признаки гос-во:

  1. отделение публичной власти от общества, появление слоя профессиональных управленцев.
  2. наличие территории
  3. суверенитет (верховенство, господство)- независимость. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенства
  4. монопольное право на применение силы
  5. монопольное право на взимание налогов и сборов с населения
  6. организация общественной жизни на правовых началах
  7. претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага

Функции гос-ва:

1.1 эконом. (обеспечение эконом. Общества)

1.2 соц-ая (забота о соц-ой поддержке)

1.3 правовая (гос-во защищает каждого чел. Права)

1.5 образовательная и культурно- воспитательная

1.6 экологическая(каждое гос-во имеет свою терр-ию)

2.1 защита интересов гос-ва на международ. Арене

2.2 обеспечение обороны страны

2.3 развитие сотрудничества и интеграции с др странами.

Формы гос-ва:

  1. форма правления
  2. форма гос-го устройства
  3. тип полит. режима

Форма правления! – эта структура высших органов гос-ой власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Виды форм правлении:

1.монархия (единовластие)- форма правления, при которой верховная гос-ая власть осуществляется единалично и переходит, как правило, по наследству.

1. абсолютная (бруней, ватикан, катар, оман, оаэ) (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью являетсятеократическая монархия

2. конституционная - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).

3. дуалистическая (иордания, кувейт) - государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган.

2.республика(общественное дело)- форма правления, при которой верховная гос-ая власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

2. президенсткая ( больше полнота власти у президента(или суперпрезидентская)-т.е республика, в которой власть большечем президенсткая. государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

| следующая лекция ==>
Вопросы | Форма гос-го устройства- терр-ое деление гос-ва и соотношение полномочий центральных и региональных (местных огранов власти

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является налог на добавленную стоимость, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60-х — начала 70-х [c.93]


Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе. [c.94]

В Древней Руси первые упоминания о дорожной пошлине относятся к концу X в. Она взималась в период Золотой Орды позднее сохранилась как доходная статья князей и монастырей. В XV—XVI вв. дорожная пошлина превратилась в государственную фискальную монополию, стеснявшую развитие внутренней торговли. [c.21]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ — полная или частичная монополия государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета. [c.113]

Фискальные доходы — доходы государственной казны. В более узком смысле — доходы от государственных фискальных монополий (например, табачной). См. также Государственные доходы. [c.198]

ФИСКАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ -доходы государственного бюджета. В более узком смысле - доходы от государственных фискальных монополий (винно-водочная, табачная). [c.806]


ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ — исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (полная монополия) или на его продажу (частичная монополия). Винная монополия была одной из наиболее важных государственных, фискальных, монополий, наряду с соляной и табачной, входившей в группу косвенных, налогов. Монополия получила распространение в Швейцарии и России. В Швейцарии монополия была полной, в России — частичной (монополизирована была только торговля спиртом и частично переработка его, производство же оставалось в частных руках). [c.43]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ [c.63]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.). Государственная фискальная монополия может быть полная, когда государство монополизирует и производство и реализацию какого-то товара, или частичная, при которой монополизировано только производство или только реализация. [c.63]

Государственная фискальная монополия устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет, при этом государство получает не только предпринимательский доход, но и высокие налоги. Возникла из регалий — исключительного права главы феодального государства на определенный вид деятельности. В современных условиях государственная фискальная монополия [c.63]

Современная финансовая система включает бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. С момента возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы, существовавшие с древнейших времен, с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным податям, налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относится государственный кредит и доходы от различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от продажи государственного имущества. [c.64]


Основные виды косвенного налогообложения являются акцизы, государственные фискальные монополий, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина. Понятие акцизы может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина акцизы предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы. [c.139]

В современных налоговых системах косвенные налоги действуют в форме акцизов, государственных фискальных монополий, таможенных пошлин. Специфической формой косвенных налогов являются взносы предприятий и организаций (юридических лиц) в фонды социального страхования, которые включаются в цену товаров и оплачиваются потребителем. [c.144]

ФИСКАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ — доходы государственной казны. В более узком смысле термин может применяться как для обозначения доходов государства от государственных фискальных монополий, так и для доходов, получаемых в результате сбора налогов. [c.472]

Косвенные налоги включают акцизы, государственные фискальные монополии и таможенные пошлины. [c.104]

Основными видами косвенного налогообложения являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина. Понятие акцизы может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошли - [c.272]

Доходность, как и в доменах, зависит от вкладываемого государством капитала. Чем больше капитал, тем больше доход, но есть в регалиях и другая сторона, которая сближает их с податями и налогами. Подати и налоги - исключительный доход государства. Так же и в регалиях государство производит продукты и продает их по цене, которая выше по сравнению с ценой продуктов частного производства. Этот излишек между ценой производства и ценой продажной и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара. Итак, регалии, с одной стороны, домены, а с другой - налоги. Они совмещают в себе тот и другой источники дохода. Л. Косса называет регалии фискальными монополиями и указывает некоторые их виды соляная, табачная, монополия на лото и прочие азартные игры, монополия на порох, на алкоголь (в России - питейная регалия), керосин, спички и т. д. [c.41]

Необходимые замечания. Государственная собственность в постиндустриальных странах это государственные земельные угодья, казенные предприятия, фискальные монополии, тотализаторы, железнодорожный транспорт, почта, телеграф, телефон, радио, предприятия акционерного типа, функционирующие в промышленности, кредитном деле, коммунальном хозяйстве, капитал которых полностью или частично принадлежит государству. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на правах собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на правах собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, [c.339]

На современной стадии капитализма решающую часть Н. д. составляют доходы от государственных предприятий, дивидендов на капитал, вложенный пр-вом в так наз. смешанные предприятия, от продажи государственных предприятий частным корпорациям, выпуска государственных займов и бумажно-денежной эмиссии. Буржуазные экономисты к Н. д. относят доходы от фискальных монополий (произ-во и продажа спиртных напитков, табачных изделий, соли и др.), к-рые по существу представляют собой косвенные налоги. Что касается государственных займов, то они фактически также носят налоговый характер, т. к. -их погашение и уплата процентов по ним производятся за счет налогов. В связи с этим [c.110]

Доходы обыкновенного бюджета на 1963/64 г. предусмотрены в 67 млн. ф., расходы — 58 млн. ф. против соответственно 61,0 млн. и 53,3 млн. ф. в 1962/63 г. Основным источником доходов являются косвенные налоги — таможенные пошлины и акцизы (включая сахарную фискальную монополию и сборы и начисления на товары и услуги), удельный вес к-рых в общей сумме доходов бюджета составляет ок. 70%. К прямым налогам (удельный вес в доходах бюджета не превышает 3%) относятся поземельный налог, подушная подать, налоги на урожай, на скот и др. С июля 1964 г. впервые вводится налог на личные доходы. Значительную статью доходов бюджета составляет участие гос-ва в с.-х. предприятиях. Средства обыкновенного бюджета расходуются в основном на управление, оборону, здравоохранение, транспорт. Незначительная часть средств выделяется на дотации местным бюджетам. Расходы на содержание государственного аппарата поглощают 15% всего обыкновенного бюджета. Военные расходы С. проходят по мин-ву обороны, департаменту складов оборудования мин-ва финансов и экономики и департаменту механич. транспорта мин-ва общественных работ. В 1960/61 г. общая сумма военных расходов выразилась в 10,8 млн. ф. при всей сумме бюджета в 47,8 млн. ф. Расходы на образование составили 7,5 млн. ф. По официальным данным, в 1960 г. число неграмотных превышало 85% населения страны. По бюджету развития проходят расходы по десятилетней программе развития (1961/62—1970/71), к-рая предусматривает общую сумму капиталовложений в 565 млн. ф., в т. ч. государственные вложения должны составить 337 млн. ф. и частные — 228 млн. ф. На 1963/64 г. бюджет развития утвержден в 54 млн. ф. Обыкновенный бюджет, как правило, сводится с превышением доходов над расходами, а бюджет в целом дефицитен. Значительная часть капиталовложений производится за счет внешних займов, кредитов и иностранной помощи . [c.403]

ФИСКАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ — доходы государственной казны. В более узком смысле термин применяется для обозначения доходов гос-ва от казенных фискальных монополий (винной, табачной и др.) и государственных предприятий. [c.547]

Введение горной подати при Петре I в 1719 г. было связано с существованием горной регалии. Регалии (от лат. regalis — царский) — это особые права и привилегии главы феодального государства на получение определенного вида дохода. В отдельных случаях регалии передавались крупным феодалам в порядке пожалования или фактически присваивались ими. Наиболее распространенными видами регалий были судебная, таможенная, рыночная, монетная, горная, лесная, охотничья, речная, морская. С развитием рыночных отношений утрачивали свое значение и заменялись государственной фискальной монополией и налогами. Термин регалии долгое время сохранялся в отношении доходов от чеканки монет, эмиссии денежных знаков и почтово-телеграфных сборов. Горная подать взималась и после отмены в 1782 г. горной регалии. [c.110]

При государственных фискальных монополиях, или фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновремен- [c.123]

Основное место в доходах бюджета принадлежит косвенным налогам на их долю приходится до 60%, а прямых налогов — до 30%. Наибольшие поступления дают таможенные пошлины и государственные фискальные монополии на табак, соль, удобрения и др. Подоходный налог введен только с 1934 г., взимается с заработной платы, прибыли, с доходов от недвижимости, ценных бумаг. В 1962г. ставка подоходного налога с физич. лиц увеличена с 30 до 35—50%. Расходы бюджета в 1963 г. распределяются след, образом (в млн. солей) содержание мин-ва внутренних дел — 1676, военные ассигнования — 2615, общественные работы — 2 429, здравоохранение — 2 042, образование — 2 579. В утвержденном бюджете на 1964 г. расходы увеличиваются до 18289 млн. солей. Рост расходов (на 30% по сравнению с 1963 г.) будет покрыт за счет дальнейшего увеличения налогов и выпуска займов, что приведет к росту государственного долга. 50% всей задолженности приходится на внешний долг — в основном Экспортно-импортному банку США и МБРР. [c.195]

РЕГАЛИИ (от лат. regalis — царский) — особые права и привилегии главы феодального гос-ва в Зап. Европе на получение тех или иных доходов. В ряде случаев передавались крупным феодалам в порядке пожалования или фактически присваивались ими. Отличались большим разнообразием Важнейшее значение имели судебная, таможенная, рыночная и монетная Р., а также горная, лесная, охотничья, речная, морская и ряд др., вытекавших из признания исключительного права короля или императора на эксплуатацию земных недр, лесов и вод. С течением времени ряд Р. исчезал, а нек-рые под влиянием развития буржуазного строя заменялись налогами и государственными фискальными монополиями. [c.282]

Государственные финансы. В буржуазной Ч. более 2/з всех расходов бюджета направлялось на содержание армии и полиции, субсидии банковским и др. капиталистич. монополиям, погашение займов и процентов по ним. На просвещение и здравоохранение отпускались незначительные суммы. В доходах преобладали поступления от косвенных налогов в 1937 г. прямые налоги составляли всего 18% доходов бюджета. Основная доля косвенных налогов поступала от акцизов на сахар мясо, спирт, уголь, пиво и др. товары массового потребления. Большое место в доходах бюджета занимали поступления от государственных фискальных монополий на табак соль, сахарин и др. За двадцать лет существования буржуазной Ч. 16 бюджетов были дефицитными. Государственный долг на конец 1936 г. достиг 44 млрд. крон, из них внешняя задолженность — 7 млрд. крон. В период оккупации страны фашистской Германией государственные финансы Ч. были обременены огромными расходами, связанными с содержанием оккупационной армии. На Протекторат Чехия и Моравия была возложена уплата специального оккупационного, т. н. матрикуляр-ного сбора, к-рый за 1940—1945 гг. составил 53,5 млрд. крон. Государственный долг с 1938 по 1945 г. увеличился с 52 млрд. до> 105 млрд. крон. [c.601]

Исторически косвенные налоги возникли в рабовладельческом государстве. Их развитие обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Вначале появляются привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товаров при въезде в город, где совершались сделки. В период феодальной раздробленности государств распространились внутренние таможенные пошлины, взимаемые феодалом с товаров, которые ввозились, вывозились или перевозились через его территорию. С образованием централизованного государства и национального рынка на смену им пришли внешние таможенные пошлины, акцизы, государственная фискальная монополия. [c.144]

В соответствии с приведенной нами структурой государственных доходов в России в 1906 г. доходы от фискального имущества составили 641 млн руб., пошлины и налоги - 458 млн руб., доходы от регалий (фискальных монополий) - 741 млн руб. Таким образом, в государственных доходах России начала века доля чистых налогов составляла 25%. Если сюда прибавить доходы от фискальных монополий, то эта доля повысится до 65%. В бюджете Италии за 1925/26 финансовый год из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд лир налоги вместе с фискальными монополиями (3,2 млрд лир) дали 14,4 млрд, что составило 85% всей суммы доходов2. В источниках государственных доходов в США в 1984 г. налоговые поступления составили 93,8% их общей суммы3. [c.42]

Но государственные финансы неотделимы от государства, а государство XVIII — начала XX веков — это ночной сторож , охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни в коем случае не хозяйствующий субъект, тем более претендующий на руководящую роль в общественном воспроизводстве. Государству можно, конечно, доверить руководить почтой, связью, непомерно дорогим даже для акционерных обществ строительством железных дорог и несколькими фискальными монополиями, но от всего, что приносит хотя бы среднюю прибыль, государство необходимо отстранить. Это основа национального менталитета и господствующее мировоззрение периода капитализма совершенной конкуренции. И роль, значимость государственных денежных фондов, полностью подчинялась ведуще-58 [c.34]

Государственные финансы. До 1958 г. бюджетный год в С. совпадал с календарным. После объединения в февр. 1958 г. Сирии с Египтом в ОАР в течение четырех лет составлялся объединенный бюджет ОАР, и бюджетный год начинался с 1 июля. Начиная с 1963 г. бюджетный год вновь совпадает с календарным. Для перехода к новому бюджетному году утвержден государственный бюджет на 18 месяцев — с 1 июля 1962 г. по 31 дек. 1963 г. Наряду с обыкновенным государственным бюджетом в САР существуют присоединенные бюджеты различных государственных организаций и бюджет экономического развития. Общая сумма расходов по всем бюджетам возросла с 1144 млн. ф. в 1961/62 г. до 1872 млн. в переходном 18-месячном бюджете. Расходы обыкновенного бюджета в переходном году утверждены в 943,4 млн. ф. (в 1961/62 г.— 554,4 млн.), в т. ч. на оборону ассигнуется 443 млн. ф., просвещение—141 млн., здравоохранение — 30 млн., содержание полиции, судебных органов, прокуратуры — 99,8 млн., с. х-во — 20 млн., платежи по госдолгу — 69,5 млн. ф. В доходной части бюджета на прямые налоги приходится только ок. 15% всех доходов (165,6 млн. ф.). Подоходное обложение построено по системе нескольких шедулярных налогов, налог на совокупный доход отсутствует. Доходы от пром-сти, торговли и т. п. облагаются по ставке от 6 до 36% на доходы от ценных бумаг (акций, облигаций) налог установлен в 66% налог с заработной платы взимается в размере от 6 до 12% по введенному в 1952 г. налогу с наследств действуют ставки от 1,5 до 40%. Имеется также налог на скот. Св. /з всех бюджетных поступлений (372,4 млн. ф. в 18-мес. бюджете 1963/64 г.) дают косвенные налоги и сборы. Важнейшие из них — таможенные пошлины (168,5 млн. ф.), табачная фискальная монополия (54 млн. ф.) и акцизы на нефтепродукты (34,5 млн. ф.). Относительно крупную сумму (121,6 млн. ф.) составляют поступления от многочисленных регистрационных сборов. Более Vs доходов (203,5 млн. ф.) поступают от государственных предприятий и учреждений. В доходы бюджета зачисляются также платежи иностранных компаний за проходящие по территории страны нефтепроводы. В марте 1962 г. заключено соглашение между пр-вом САР и амер. компанией Транс арабиэн пайплайн, по к-рому эта компания обязалась выплачивать ежегодно 2,8 млн. долл. за проходящий по САР нефтепровод. [c.345]

ФУНДИРОВАННЫЕ (КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ) ЗАЙМЫ—в каииталистич. стра-. нах долгосрочные или бессрочные государственные займы, образованные в результате консолидации краткосрочных и среднесрочных займов (см Консолидация займов). В первый период развития капитализма Ф з. назывались займы, обеспеченные какими-либо определенными источниками государственных доходов (таможенные пошлины, фискальные монополии и т д.) [c.571]

Страницы

  • Главная страница
  • Ссылка на biblio-online
  • Зачетные вопросы
  • Кроссворды
  • Практические задания

четверг, 3 декабря 2020 г.

Тема 3.1 Роль государства в развитии экономики - 2 занятие.

Тема 3.1 Роль государства в развитии экономики.

1. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Цели государственного регулирования.

2. Общественные блага и спрос на них .

Государство как рыночный субъект.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:

1. «Регулирующий субъект» - Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в эко­номике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему. Государство применяет политику монетаризма, как экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

2. « Внерыночное происхождение государственного дохода » - государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Государство обладает монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Как известно, доход будет являться ры­ночным, если он создается и приумножается за счет участия субъек­та в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий, т.е. как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства.

3. « Императивный статус государства» (норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме) т. к., государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер. Это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур.

Экономические функции государства

Защита прав собственности, поддержка конкуренции (антимонопольная политика), поддержка малого бизнеса, экологическая политика

Предоставление общественных благ

Оборона, здравоохранение, образование, культура, СМИ и прочее.

Обеспечение экономического роста

Фундаментальная наука, энергетика, промышленность, строительство, с/х, инфраструктура

Проведение социальной политики

Социальные трансферты - пенсии, пособия по безработице, дотации малоимущим и многодетным семьям

Преодоление инфляции, обеспечение полной занятости, баланс экспорта и импорта, преодоление экономических кризисов.

Цели государственного регулирования.

Высшая цель - достижение максимального благосостояния всего общества.

- обеспечение полной занятости

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты

- обеспечение экономической безопасности

- оказание поддержки социально незащищенным слоям населения

Общественное благо (англ., public good) - благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника , т.е. когда потребитель старается уклониться от оплаты ).

Разделение общественного и частного блага восходит к политике Аристотеля . Общественное благо является целью существования государства. Традицию Аристотеля продолжил Фома Аквинский, выделяя «общее благо».

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения. Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим признаками:

ü признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; (например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно.

ü признак неконкурентности, проявляется в том, что потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим, не уменьшает ценности и значения (например, дорога и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты) .

ü признак неделимости - обусловленн тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства, благо нельзя разложить на отдельные единицы (к примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших граждан?) .

Нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ.

Спрос на общественные блага определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей.

Государство должно брать на себя заботы о производстве общественных товаров и организовывать совместную оплату гражданами.

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам неисключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора.

В ряде случаев государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Это касается, прежде всего, социально значимых благ.

Словарь : дотации, субсидии, субвенции.

Дотация (от лат. dotatio -дар, пожертвование):

В российском законодательстве -межбюджетные трансфеты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (например, денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям; дополнительные выплаты работнику- дотация на питание, проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей).

Субсидия (от лат. subsidium -помощь, поддержка) - выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. Основные свойства субсидии:

ü безвозмездная передача средств (возможен возврат средств)

ü целевой характер

ü софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Субвенция (от лат. subvenire «приходить на помощь») - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям. Имеет конкретные цели и подлежат возврату в случае отклонения от цели.

ОТКУПА - передача государством частным лицам на срок за определённую плату права сборов налогов и других государственных доходов, а также права продажи или производства определённых видов товаров, на которые распространялась казённая монополия.

Впервые Откупа получили распространение в Древней Персии (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.). Существовали генеральные Откупа (охватывающие всю территорию государства или целый комплекс налогов), при которых генеральный откупщик имел сеть подоткупщиков; областные Откупа (в рамках города, провинции); специальные Откупа (например, доходы от табачной государственной монополии и тому подобное). Откупщики давали гарантию внесения в казну определённой суммы, а собранные сверх неё средства составляли их прибыль. Поскольку Откупа требовали больших капиталов, откупщики иногда объединялись в компании (в Древнем Риме известны с 217 года до н. э.), для сбора доходов создавался специальный аппарат. В средние века и Новое время Откупа существовали во многих странах, особенно были развиты во Франции, где в 1726 году создана специальная компания откупщиков.

В России Откупа появились в конце XV - начале XVI веков, наибольшее распространение получили в XVIII - 1-й половине XIX веков. Регулярно отдавались на Откупа разного рода небольшие сборы: лавочные, конские, извозные, мостовые пошлины, сборы с торговых бань, мельниц, рыбных ловель и прочих. Откупа использовались для взимания основных видов косвенных налогов - питейных сборов (до 1863 года), таможенных сборов с внутренней (до таможенной реформы 1753-1754 годов) и внешней (до 1762 года) торговли (таможенные Откупа отменялись в 1681-1705 годах). На Откупа часто передавалась принадлежавшая государству монополия на продажу табака, льняного семени, ворвани и некоторых других товаров. До 1873 года действовала откупная система добычи нефти.

Откупа периодически сменялись «верной» системой сборов (повинностью выборных посадских людей), которая прекратила существование в конце XVIII века. Чаще всего применялись обе эти системы одновременно (например, в 1730-1740-е годы). Все сборы отдавались на Откупа в 1-й половине 1720-х годов, с середины XVIII века Откупа стали основной системой сборов. С точки зрения властей Откупа имели преимущества перед «верной» системой: договор с откупщиком заключался, как правило, на несколько лет, при определении размера Откупов к той сумме, которая собиралась в прошлые годы (окладу), по соглашению с откупщиками прибавлялась надбавка («наддача»), что обеспечивало неуклонное возрастание государственных доходов. При «верной» системе постоянно возникали недоимки. Однако откупщики брали на Откупа тот или иной сбор только в условиях благоприятной экономической конъюнктуры. Если после экономического подъёма происходил спад (например, по причине неурожая или другого бедствия), откупщик сам оказывался должен казне или отказывался от продолжения контракта, после чего сборы перекладывались «на веру».

Наибольший доход государственной казне приносили винные откупа (одна из форм реализации винной монополии). С конца XVI века откупщикам периодически передавалось (с XVIII века на публичных торгах) право розничной продажи спиртных напитков в кабаках в определённой местности по установленной государством цене (винные Откупа отменялись в 1652-1663, 1681-1705 годах, во 2-й половине 1720-х годов). Водка откупщикам продавалась централизованно под контролем казны (в 1799 году они получили право заготовлять её самостоятельно). Устав о винокурении 1765 года наделил откупщиков статусом «коронных поверенных служителей» и предоставил им ряд привилегий (освобождение от службы по выборам, от постойной повинности и другого). С 1767 года винные Откупа вводились повсеместно, в конце XVIII века стали единственной формой реализации винной монополии. В 1819 года Откупа заменены казённой продажей вина в качестве подготовки к введению акциза, но вследствие злоупотреблений чиновников и снижения питейных доходов в 1827 году откупная система восстановлена, в 1847 году в неё введены элементы акцизного обложения («акцизно-откупное комиссионерство»). Злоупотребления откупщиков вызвали в 1858-1859 годах массовый протест крестьян и городских низов («трезвенное движение»). «Положением о питейном сборе» от 4(16).7.1861 года винные Откупа заменены с 1(13).1.1863 года акцизной системой (в Царстве Польском введена в 1866 году, в Туркестанском крае - в 1869 году, в Закавказье - в 1873 году).

Откупа являлись одним из важнейших источников первоначального накопления капитала. В Откупах особенно активно участвовало купечество (в XVII веке Откупа занимали существенное место в деятельности членов купеческих корпораций гостей, гостиной сотни и суконной сотни), с XVIII века также дворяне. На основе Откупов сложились состояния многих крупнейших представителей купечества (Яковлевых, Злобиных, Кокоревых, Мамонтовых, Гинцбургов и других) и дворянства (Долгоруковых, Куракиных, Шуваловых, Рюминых, Бенардаки и других). Накопленные на Откупах капиталы инвестировались в горнозаводскую промышленность, золотодобычу, железнодорожное строительство, банковское дело, в учреждение крупных компаний в нефтяной, угольной, машиностроительной и других отраслях промышленности.

Читайте также: