Экономическая безопасность в налоговой сфере

Опубликовано: 12.05.2024

Доверив оценку экономической безопасности предприятия нашим специалистам, вы узнаете о всех уязвимых местах и недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. Специалисты ООО «Невская перспектива» дадут полное, грамотное, независимое и объективное заключение об уровне защищённости бизнеса и разработают предложения по укреплению/повышению её надёжности. Рекомендуют профилактические методы нивелирования внешних/внутренних угроз (претензий, предъявляемых Федеральной налоговой службой, мошенничества, попыток осуществить несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, являющейся коммерческой тайной, невозвратной дебиторской задолженности) и сформируют стратегии эффективного отстаивания интересов компании в конфликтных ситуациях.

Угроза безопасности компании

Основная угроза в современном бизнесе лежит не в «силовой», а в экономической плоскости. Рейдерский захват собственности вооружёнными людьми в масках и камуфляжной/чёрной форме остался позади. На смену пришли более изощрённые, нечестные, но в некоторых случаях, юридически законные методы (манипуляции с акциями, доведение до банкротства). И пользуются ими высококвалифицированные правоведы, экономисты и бухгалтера, с которыми непросто состязаться. Взаимодействие с небезопасным контрагентом повлечёт угрозу разбирательств и тяжб с налоговыми органами.

Кому выгодна оценка безопасности

  1. Предприятиям, действующим без службы экономической безопасности. Имея конструктивные рекомендации наших специалистов (юристов, бухгалтеров, аудиторов), руководитель и администрация фирмы смогут сами (насколько это возможно) осуществлять управление рисками в финансово-хозяйственной деятельности, не создавая специального подразделения.
  2. Фирмам, у которых уже есть своя служба экономической безопасности. Сотрудники “ Невской перспективы” поделятся своим опытом и помогут вашим специалистам выявить слабые места или предотвратить их образование.
  3. Руководителям, которые желают оценить степень защищённости своего бизнеса от влияния негативных факторов. С внешней стороны и внутренней на организацию всегда воздействуют претензии со стороны Федеральной налоговой службы, необходимость проявления разумной осмотрительности и проверки при выборе контрагентов. Мы дадим им объективную оценку и разработаем необходимые рекомендации.
  4. Собственникам бизнеса. Вся ответственность за обеспечение экономической безопасности собственного бизнеса лежит на собственнике. Своевременно проведённый мониторинг возможности уменьшения активов, безопасности от внешних и внутренних угроз поможет не просто минимизировать риски, но и предусмотрительно их избежать.
  5. «Молодым» предприятиям. Начинающим своё становление на рынке организациям мы предлагаем помощь при проведении оценки внутренних и внешних угроз безопасности предприятия/бизнеса/проектов/контрактов, при проведении делового маркетинга (конкурентной разведки и контрразведки), при подготовки информационно-аналитических материалов о рынках/проектах/контрактах/партнёрах, проведём проверку деловой репутации и платежеспособности партнёров и контрагентов, проверку благонадёжности персонала, предотвратим возникновение угроз оказания противоправных действий со стороны недобросовестных конкурентов, поможем провести деловые переговоры с дебиторами, минимизируем дебиторскую задолженность, наладим взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами, защитим конфиденциальную информацию.

Аудит собственными силами или наёмными организациями?

Сторонние специалисты имеют более высокую квалификацию и независимы от владельцев бизнеса и руководителей. Это обеспечивает качественную оценку и непредвзятый конечный результат. В то время как своё подразделение безопасности может работать лишь для «замыливания глаз», либо не в состоянии охватывать контроль за всеми сферами.

На многих предприятиях не всегда служба безопасности сформирована из квалифицированных сотрудников, которые бы смогли в полном объёме и с должным уровнем качества выполнить необходимый комплекс мероприятий в “ экономической плоскости”. Целесообразно обратиться за услугами к сторонним организациям — аудиторским компаниям. Организация взаимодействия между нами и вашей службой экономической безопасности повысит уровень защищённости предприятия.

ООО «Невская перспектива» имеет штат опытных работников в сфере бухгалтерского учёта, управления, налогообложения, правоведения, аудита и консалтинга. Владеет постоянным доступом ко многим законным источникам информации. Сотрудничество с нами обезопасит ваш бизнес, дав возможность больше времени уделять росту компании!

Области анализа и оценки безопасности

  • Экономическая и финансовая (проверки партнёров, анализ бухгалтерской отчётности, инвестиционных проектов, бизнес-планов, системы информационного обеспечения сделок и операций, предотвращение воровства и мошенничества).
  • Информационная (проверка защиты электронных данных, содержащихся на компьютерах, передаваемых посредством локальных сетей и интернета, а также установка и наладка системы по контролю и обработке IT-информации).
  • Интеллектуальная и кадровая (оценка профессионализма принятых на работу сотрудников, контроль внутри коллектива, возможные «откаты», профилактика кадровых нарушений, анализ корпоративной политики).
  • Политико-правовая (проверка комплексной юридической экспертизы действий организации на предмет их соответствия требованиям закона, договорных отношений с контрагентами по бизнесу, с персоналом, готовности эффективного юридического отстаивания интересов фирмы в конфликтных ситуациях, планирования обеспечения поддержки бизнеса, стратегии деятельности по улучшению правовой среды).

Стадии анализа экономической безопасности предприятия

  1. Подготовка, согласование и подписание технического задания на оценку безопасности.
  2. Тщательный сбор сведений и углублённый анализ информации об интересующем клиента участке.
  3. Составление заключения и рекомендаций.

Наша профессиональная команда гарантирует качественное оказание услуг, индивидуальный подход и полную конфиденциальность. Учитывая потребности клиента и особенности бизнеса, мы создадим грамотную, чётко продуманную и структурированную систему безопасности. Разработаем приблизительную модель поведения сотрудников компании, если возникнет экстренная ситуация.

Библиографическая ссылка на статью:
Бердюгина А.С. Деятельность налоговой службы в контексте изучения экономической безопасности региона // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84063 (дата обращения: 23.04.2021).

Проблемы экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными.

Современная литература содержит множество определений экономической безопасности регионов, а также сформулированных принципов обеспечения экономической безопасности, хотя общего мнения по проблеме исследования до сих пор нет. Каждый автор выдвигает собственную и наиболее точную, по его мнению, версию понятия «экономическая безопасность региона». Понятие «экономическая безопасность региона» существенно раскрыто в определении, данной Маханько Г.В., которая утверждает, что экономическая безопасность региона – это не столько состояние защищенности региональных интересов, сколько способность региональной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики региона,

социально-экономической стабильности и устойчивости развития территории как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в экономику РФ [6].

При этом экономическая безопасность региона включает в себя такие составляющие как: институциональная, структурная, внешнеэкономическая, социально-экономическая, денежно-кредитная, инвестиционная, научно-техническая, бюджетная и налоговая политики.

По нашему мнению, налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности представляет собой поддержание устойчивого состояния налоговой сферы, при котором обеспечивается платежеспособность региона при оптимальной налоговой нагрузке.


Рисунок 1 – Налоговая безопасность региона как составляющая экономической безопасности

Налоговую безопасность региона можно определить по таким характеристикам, как:

– степень сбалансированности налоговой политики;

– численность налоговых льгот;

– количество льготных категорий налогоплательщиков;

– соблюдение налоговой дисциплины;

Налоговая безопасность региона предусматривает:

– достижение уровня собираемости налогов в соответствии с налогооблагаемой базой, налоговыми ставками, установленными Налоговым кодексом РФ и региональным законодательством;

– предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей способность предприятий и организаций региона экономически развиваться.

Налоговая безопасность региона как части экономической безопасности состоит в способности его органов:

– обеспечивать устойчивость экономического развития региона;

– способствовать развитию бизнеса в регионе;

– повышать конкурентоспособность региона за счет оптимальной налоговой региональной системы;

– предотвращать преступления и административные правонарушения в налоговой сфере.

Налоговая безопасность региона предусматривает осуществление такой налоговой политики, которая ориентировалась бы, прежде всего, на реализацию экономических интересов региона.

Вместе с тем, налоговая политика региона формируется не только на основе регионального законодательства, а в большей степени на основе федеральных законов.

В целом, функционирование налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях нельзя считать совершенным, поскольку в налоговой сфере в регионах России наблюдается расширение практики сокрытия доходов от системы налогообложения, определяемой фискальной направленностью налоговой системы. По данным Минфина России по причине сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов.

Сокрытие доходов является нарушением налогового законодательства и приводит к взысканию всей сокрытой прибыли и административного штрафа в размере той же суммы с налогоплательщика. Сокрытие доходов приводит к нарушению целостности системы налогообложения. Это приводит к дефициту бюджета, как на региональном, так и на федеральном уровнях, в результате чего, государство вынуждено повышать налоговые ставки для пополнения доходов путем увеличения налоговых поступлений. Повышение налоговых ставок приводит к ситуации, когда предприниматели и коммерческие организации «уходят в тень». Поэтому в настоящее время функционирование налогового законодательства можно назвать неэффективным и нестабильным. Для экономической безопасности регионов нужна более оптимальная налоговая политика, как на уровне региона, так и на федеральном уровне.

В Налоговый кодекс Российской Федерации часто вводятся изменения и поправки, что приводит к трудностям при расчете налогов у налогоплательщиков. При обновлении законодательства происходит усложнение норм и правил, регулирующих порядок налогообложения. Недостаточная четкость и ясность положений нормативных актов затрудняют применение норм на практике, что приводит к возможности субъективного толкования законодательства [1, 2].

Еще одной проблемой в обеспечении налоговой безопасности является малая результативность налогового контроля поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней. Налоговый контроль направлен на обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства. Как известно, налоговый контроль влияет на функционирование экономики государства. При малой результативности налогового контроля налогоплательщики будут находить способы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов устойчивого функционирования налоговой системы и экономики

государства. Под налоговым администрированием понимается система налогового процесса, включающая комплекс мер по обеспечению налоговых поступлений в бюджет государства, отвечающая за соблюдение налогового законодательства, а также за контроль правильности исчисления налогов.

В связи с отсутствием формальной организации органов налоговой системы эффективность налогового администрирования находится на низком уровне, что подвергает налоговую безопасность различным угрозам. Эффективность налогового администрирования можно определить через существенный показатель, которым является фискальная эффективность налоговой системы. При этом следует понимать, что это два разных понятия. В первом случае речь идет об эффективности деятельности государственных органов, а во втором случае о внутреннем свойстве налоговой системы.

Налоговая безопасность государства зависит от состояния защищенности налоговой системы регионов. Экономическое развитие регионов России имеет собственную специфику, которая решает задачи обеспечения налоговой безопасности регионов.

Анализ некоторых статистических данных позволяет судить о развитии налоговой системы и политики в регионах и влияние её специфики на экономическое развитие самих регионов и страны в целом. Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру за 2016 год составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона [5]. Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется – от 12% до 119%. Меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России – Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн. рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд. рублей. Это лишь на 22 млрд. рублей больше, чем получает в бюджет региона

Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры – в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же – 147 млрд. рублей. Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов – федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов – объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн. рублей – лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн. рублей составляют региональные налоги – к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд. рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд. рублей) – в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд. рублей).

Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд. рублей, а на третьем месте – Приволжский федеральный округ со 134 млрд. рублей.

Много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд. рублей), Московская область (54 млрд. рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд. рублей), Краснодарский край (31,4 млрд. рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд. рублей).

Показателен опыт работы налоговых служб Свердловской области, где очень активно ведется работа по повышению уровня собираемости налогов.

Так, с территории Свердловской области в бюджетную систему России в 2016 году поступили 270 млрд. рублей налогов и сборов, что на 26 млрд. рублей превышает объем доходов прошлого года [8]. В том числе, в федеральный бюджет направлено почти 79 млрд. рублей, рост по сравнению с 2015 годом на 9 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Свердловской области – 191 млрд. рублей, с ростом более 16 млрд. рублей.

По налогу на добавленную стоимость (НДС) поступления выросли на 14,5 % и составили 72 млрд. рублей; по налогу на доходы физических лиц поступления выросли на 2,6 % до 84 млрд. рублей; по налогу на прибыль организаций – на 21,7 % и поступления составили более 62 млрд. рублей. Кардинально перестроен механизм контроля НДС, который осуществляется полностью в автоматизированном режиме. Однако, за 2016 год отказано в возмещении из бюджета НДС по результатам камеральных проверок на сумму более 2 млрд. рублей.

Для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в 2016 году налоговыми органами передан в Следственное управление 191 материал, возбуждено 85 уголовных дел, с ростом на 7,6 % по сравнению с 2015 годом.

В ходе реализации процедур банкротства в бюджетную систему поступило 17 млрд. рублей.

С 1 января 2017 года налоговые органы приступили к администрированию страховых взносов. Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

С одной стороны, проводимая политика в сфере налогообложения в Свердловской области является эффективной для увеличения доходной части бюджета, однако, она может привести к серьёзным проблемам, которые не заставят себя долго ждать. Так, в 2016 г. Свердловская область вошла в топ-10 по количеству банкротств физических лиц [4]. Так, на конец ноября 2016 года число заявлений о банкротстве граждан, признанных

обоснованными, в Свердловской области достигло 699 (из них 61 дело появилось только за ноябрь месяц). Это шестой результат среди российских регионов. В среднем в России на 100 тыс. граждан приходится 14 банкротов, в Свердловской области показатель несколько выше среднероссийского – 16 банкротов. Отдельно юристы выделяют перекосы, связанные с банкротством крупных бизнесменов, как правило, выступавших поручителями по обязательствам своих предприятий [7]. Именно в таких делах из-за колоссального объема долгов кроется максимальное количество злоупотреблений, связанных с выводом всевозможного имущества из налогооблагаемой базы.

Таким образом, по Свердловской области в сфере реализации налоговой политики, как составляющей экономической безопасности региона выявлен ряд проблем:

– финансово-хозяйственная деятельность в регионе ведется с высоким налоговым риском;

– увеличение уголовных дел в налоговой сфере;

– увеличение случаев вывода налогооблагаемых объектов из налоговой базы;

– увеличение количества налоговой отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов;

– проблемы процесса возмещения НДС, большая доля данного налога не возвращается.

В целях стабилизации налогового законодательства статья 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу [1].

В целях повышения уровня эффективности налогового контроля профессорами Галкиной В.А. и Качановой Н.Н. предлагаются следующие действия [3]:

– включить в обязанности сотрудников отдела камеральных проверок проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций;

– управлениям ФНС России необходимо разработать, составить и согласовать единые методики проведения выездных налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов их осуществления;

– создать в инспекциях ФНС России подразделения внутреннего аудита для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок;

– для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов внедрить новые информационные и образовательные технологии в образовательный процесс подготовки кадров инспекций ФНС.

Что касается повышения эффективности налогового администрирования, то Федеральная Налоговая служба России создает условия для выполнения налогоплательщиками конституционной обязанности, по уплате законно установленных налогов и сборов посредством совершенствования исполнения функций налогового администрирования. К основным предложениям по устранению сокрытия доходов от системы налогообложения государство относит ужесточение санкций против правонарушителей, совершенствование законодательства, которое бы устраняло возможность сокрытия доходов, формирование комплекса организационных мер по предупреждению, контролю и пресечению сокрытия доходов от системы налогообложения.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №30.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №32.
  3. Галкина, В.А., Качанова, Н.Н. Направления совершенствования налогового контроля в России для обеспечения его эффективности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519155047/021.pdf.
  4. Комаров Д. Свердловская и Челябинская области вошли в топ-10 по количеству банкротств физлиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.znak.com/2016-12-02/sverdlovskaya_i_chelyabinskaya_oblasti_voshli_v_top_10_po_kolichestvu_bankrotstv_fizlic . 02.12.2016.
  5. Матвеев М. Кто платит, а кто тратит: кормящие страну автономные округа, триллионы от Москвы и забирающий свое Татарстан [Текст] // Реальное время. – 06.06.2017.
  6. Маханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России [Текст] // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 105.
  7. Щебров А. Эксперты подвели итоги работы закона о несостоятельности [Текст] // Правда УрФО. – 15.12.2016.
  8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Налоги

Налоги являются частью системы поддерживающей экономическую безопасность.

1. Налоги и налогообложение в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности страны – одно из приоритетных направлений политики российского государства. Здесь особое значение приобретает проведение сбалансированной налоговой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. Налоговая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Решение задач укрепления экономической безопасности, как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно - технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно - техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно - исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно - технической и коммерческой информации. Это требует развитой и четко функционирующей налоговой системы, способной обеспечить поступление необходимых денежных средств в бюджет государства и способной эффективно служить одним из важнейших компонентов материальной основы экономической безопасности страны.

Общий налоговый режим и налоговое бремя, несомненно, относятся к важным макроэкономическим факторам прогресса. Как заметил А.А. Соколов, «если даже налог вво­дится по чисто фискальным соображениям, он все же является тем но­вым искусственным фактором, который вторгается в прежние хозяй­ственные отношения и приводит к их перестройке, влияя на цены и прибыль, производство и потребление как облагаемых, так, отчасти, и необлагаемых товаров»[1].

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, поскольку основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи, с учетом которых формируются государственные и социальные программы и фонды, обеспечивается функционирование государственного аппарата. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс, писавший, что «налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов»[2].

Налоговая составляющая обеспечивает практически все уровни экономической безопасности необходимыми финансовыми ресурсами и является одной из фундаментальных составляющих многоуровневой системы экономической безопасности.

Несовершенство налоговой системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, способны существенно затруднить решение многих социально-экономических проблем, поскольку с налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства в целом, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, всех хозяйствующих субъектов. Пробелы в налоговом законодательстве порождают различные конфликты в области налоговых правоотношений, что может оказать негативное воздействие и на состояние экономической безопасности. Как верно замечает И.В. Цветков, «более всего для экономики опасны конфликты в сфере налоговых правоотношений, так как они прямо или косвенно затрагивают интересы всех, начиная от государства и заканчивая простыми гражданами страны. Все мы в той или иной степени оказываемся вовлеченными в названные правоотношения: мы являемся плательщиками (не только юридическими, но и фактическими) большого количества различных налогов - прямых и косвенных. Налоговые конфликты как никакие иные методично разрушают экономику, а при определенных обстоятельствах способны привести к политическому и экономическому кризису общества»[3].

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Удельный вес налоговых поступлений в государственных доходах большинства стран рыночной экономики составляет в среднем 80-90 %. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится: в США - 90 %, в Германии - 80%, в Японии - 75% от всех доходов бюджета. В России доля налоговых поступлений в общей сумме доходов консолидированного бюджета составляет около 85%.[4] При этом значение налоговых поступлений в экономической жизни общества неуклонно возрастает ввиду роста государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Таким образом, налоги выступают в качестве основы государственного финансового хозяйства. Как отмечает С.В. Барулин, «масштабы распределения и пере­распределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или нега­тивное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги - это важней­ший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики»[5].

Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и от­дельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешен­ную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регио­нах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции.[6] Следовательно, налогообложение выступает в ка­честве элемента организации и управления процессами общественного про­изводства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.

Важное значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет соблюдение баланса между экономическими интересами граждан, хозяйствующими субъектами и государства. Этот баланс возможно достичь только путем использования такого инструмента, как налоги. Налоги затрагивают интересы всех граждан и юридических лиц как налогоплательщиков, всего общества и государства: государство желает максимизировать совокупные налоговые обязательства налогоплательщиков, а налогоплательщики, со своей стороны, стремятся минимизировать налоговое бремя.

Институт налогов создается не только для принудительного изъятия части доходов и направления их сферу бюджетного потребления, но для обеспече­ния относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными интересами. Налоги по самой своей сути призваны обеспечить баланс, оптимальное сочетание общественных и частных интересов, выполнять роль буфера при их столкновениях.

В этой связи актуальное значение имеет определение опти­мальных размеров налогового бремени, с тем, чтобы в равной степени обеспечить учет общегосударственных и частных интересов. Возможность достижения баланса этих интересов определяется тем обстоятельством, что, как пишет В.В. Коровин, «при всех их различиях эти интересы имеют и определенные объективные точки соприкосновения. И государство, и корпоративные, и частные собственники для достижения своих отлич­ных друг от друга целей практически в равной степени заинтересованы в обеспечении социальной стабильности в обществе»[7].

Формирование эффективного рыночного механизма во многом определяется налоговой политикой государства. Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. При этом налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства и во многом определяет ее успех,

В современных условиях налоговая политика государства призвана стимулировать:

- активизацию перехода к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту;

- развитие эффективных форм хозяйствования на основе оптимальной структуры собственности, адекватной динамике рыночной экономики;

- рост рентабельности, снижение затрат и накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике;

- социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач;

- формирование достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.[8]

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.[9]

В Российской Федерации не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации, поскольку это ставит под угрозу ее экономическую безопасность. Это означает, что недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Для регулирования отношений в сфере экономической безопасности существенное значение имеют положения ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально - юридического равенства, единства экономического пространства и других конституционных принципов федеральный законодатель вправе не только формулировать общие принципы налогообложения и исчерпывающий перечень региональных (местных) налогов и сборов, но и прямо устанавливать общие (стандартные) для всей территории Российской Федерации элементы региональных (местных) налогов и сборов.

Однако, такое вмешательство не должно быть произвольным. Федеральный законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных региональных налогов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами субъектов Федерации - с одной стороны, и основными правами человека и гражданина, принципом единства экономического пространства - с другой.[10]

Целена­правленное использование налогов в качестве инструмента государст­венного регулирования экономики основано на использовании регу­лирующей функции налогов, и реализуется в рамках системы налогооб­ложения в целом за счет неравномерного воздействия налогов на различные объекты налогообложения и различные катего­рии налогоплательщиков. Такая заданная неоднородность воздей­ствия налогов и создает желаемый результи­рующий эффект регулирования. Ослабляя налоговое давление в ка­ком-либо направлении, государство создает более благоприятные условия для развития эко­номики в нужном направлении. Усиление же налогового давления в другом направлении создает дополнительные препятствия для развития экономики в этом направлении.

Налоговая система представляет собой весьма действенный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Ю.А. Крохина в связи с этим указывает, что «современная налоговая система Российской Федерации отражает не только стремление государства к пополнению через налоги бюджетной системы, но и желание воздействовать на поведение частных субъектов. Поэтому отдельные налоги (или налогообложение отдельных объектов) изначально предназначались для государственного регулирования общественных отношений (например, налог на покупку иностранной валюты, налог на землю, повышенное налогообложение игорного бизнеса, производства алкогольной продукции и т. д.). Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги способны влиять на доходы частных субъектов, уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.»[11].

Таким образом, посредством налоговой системы возможно создание условий, стимулирующих хозяйствующие субъекты к определенному виду деятельности в интересах развития всего народного хозяйства страны в целом, что ведет к усилению экономического потенциала государства. Используя такие инструменты, как налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и укрепляет свою экономическую безопасность. Можно также отметить, что посредством налогообложения государство может регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, в частности, на инвестиционный климат – ограничивая иностранные инвестиции путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо, наоборот, стимулируя приток капитала посредством освобождения от налогообложения.

Налоги являются не просто одним из средств пополнения доходной части государственного бюджета, но и инструментом, способствующим общественному взаимопониманию между гражданами и корпоративными образованиями с одной стороны и государством – с другой. Поэтому от того, насколь­ко оптимально определен уровень налогообложения, зависит не только успешное развитие индивидуального и корпоратив­ного бизнеса, но и богатство нации в целом, а, следовательно – экономическая безопасность страны. Значение системы налогообложения заключается не ограничивается созданием финансовой базы функционирования государства и наполнением на этой основе государственного бюджета, она также обеспечивает выполнение широкого спек­тра социальных задач, осуществление которых возможно исключительно на принципах централизованного аккумулирования значительных финансовых ресурсов, формирования основной доходной части общегосударственного, региональных и местных бюджетов. Это означает, что налогообложение как процесс установления и взимания налогов является социальной деятельностью, направленной регулирование широкого спектра как экономических, так и связанных с ними неэкономических отношений, и способствующей укреплению экономической (и шире – национальной) безопасности государства.

[1] Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003. С. 228.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 83.

[3] Цветков И.В. Налоговые споры: вопросы теории и практики // Проблемы и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Ростов-на-Дону. 2003. С. 59.

Налоги

Налоги являются частью системы поддерживающей экономическую безопасность.

1. Налоги и налогообложение в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности страны – одно из приоритетных направлений политики российского государства. Здесь особое значение приобретает проведение сбалансированной налоговой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. Налоговая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Решение задач укрепления экономической безопасности, как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно - технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно - техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно - исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно - технической и коммерческой информации. Это требует развитой и четко функционирующей налоговой системы, способной обеспечить поступление необходимых денежных средств в бюджет государства и способной эффективно служить одним из важнейших компонентов материальной основы экономической безопасности страны.

Общий налоговый режим и налоговое бремя, несомненно, относятся к важным макроэкономическим факторам прогресса. Как заметил А.А. Соколов, «если даже налог вво­дится по чисто фискальным соображениям, он все же является тем но­вым искусственным фактором, который вторгается в прежние хозяй­ственные отношения и приводит к их перестройке, влияя на цены и прибыль, производство и потребление как облагаемых, так, отчасти, и необлагаемых товаров»[1].

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, поскольку основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи, с учетом которых формируются государственные и социальные программы и фонды, обеспечивается функционирование государственного аппарата. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс, писавший, что «налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов»[2].

Налоговая составляющая обеспечивает практически все уровни экономической безопасности необходимыми финансовыми ресурсами и является одной из фундаментальных составляющих многоуровневой системы экономической безопасности.

Несовершенство налоговой системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, способны существенно затруднить решение многих социально-экономических проблем, поскольку с налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства в целом, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, всех хозяйствующих субъектов. Пробелы в налоговом законодательстве порождают различные конфликты в области налоговых правоотношений, что может оказать негативное воздействие и на состояние экономической безопасности. Как верно замечает И.В. Цветков, «более всего для экономики опасны конфликты в сфере налоговых правоотношений, так как они прямо или косвенно затрагивают интересы всех, начиная от государства и заканчивая простыми гражданами страны. Все мы в той или иной степени оказываемся вовлеченными в названные правоотношения: мы являемся плательщиками (не только юридическими, но и фактическими) большого количества различных налогов - прямых и косвенных. Налоговые конфликты как никакие иные методично разрушают экономику, а при определенных обстоятельствах способны привести к политическому и экономическому кризису общества»[3].

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Удельный вес налоговых поступлений в государственных доходах большинства стран рыночной экономики составляет в среднем 80-90 %. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится: в США - 90 %, в Германии - 80%, в Японии - 75% от всех доходов бюджета. В России доля налоговых поступлений в общей сумме доходов консолидированного бюджета составляет около 85%.[4] При этом значение налоговых поступлений в экономической жизни общества неуклонно возрастает ввиду роста государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Таким образом, налоги выступают в качестве основы государственного финансового хозяйства. Как отмечает С.В. Барулин, «масштабы распределения и пере­распределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или нега­тивное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги - это важней­ший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики»[5].

Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и от­дельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешен­ную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регио­нах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции.[6] Следовательно, налогообложение выступает в ка­честве элемента организации и управления процессами общественного про­изводства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.

Важное значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет соблюдение баланса между экономическими интересами граждан, хозяйствующими субъектами и государства. Этот баланс возможно достичь только путем использования такого инструмента, как налоги. Налоги затрагивают интересы всех граждан и юридических лиц как налогоплательщиков, всего общества и государства: государство желает максимизировать совокупные налоговые обязательства налогоплательщиков, а налогоплательщики, со своей стороны, стремятся минимизировать налоговое бремя.

Институт налогов создается не только для принудительного изъятия части доходов и направления их сферу бюджетного потребления, но для обеспече­ния относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными интересами. Налоги по самой своей сути призваны обеспечить баланс, оптимальное сочетание общественных и частных интересов, выполнять роль буфера при их столкновениях.

В этой связи актуальное значение имеет определение опти­мальных размеров налогового бремени, с тем, чтобы в равной степени обеспечить учет общегосударственных и частных интересов. Возможность достижения баланса этих интересов определяется тем обстоятельством, что, как пишет В.В. Коровин, «при всех их различиях эти интересы имеют и определенные объективные точки соприкосновения. И государство, и корпоративные, и частные собственники для достижения своих отлич­ных друг от друга целей практически в равной степени заинтересованы в обеспечении социальной стабильности в обществе»[7].

Формирование эффективного рыночного механизма во многом определяется налоговой политикой государства. Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. При этом налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства и во многом определяет ее успех,

В современных условиях налоговая политика государства призвана стимулировать:

- активизацию перехода к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту;

- развитие эффективных форм хозяйствования на основе оптимальной структуры собственности, адекватной динамике рыночной экономики;

- рост рентабельности, снижение затрат и накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике;

- социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач;

- формирование достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.[8]

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.[9]

В Российской Федерации не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации, поскольку это ставит под угрозу ее экономическую безопасность. Это означает, что недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Для регулирования отношений в сфере экономической безопасности существенное значение имеют положения ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально - юридического равенства, единства экономического пространства и других конституционных принципов федеральный законодатель вправе не только формулировать общие принципы налогообложения и исчерпывающий перечень региональных (местных) налогов и сборов, но и прямо устанавливать общие (стандартные) для всей территории Российской Федерации элементы региональных (местных) налогов и сборов.

Однако, такое вмешательство не должно быть произвольным. Федеральный законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных региональных налогов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами субъектов Федерации - с одной стороны, и основными правами человека и гражданина, принципом единства экономического пространства - с другой.[10]

Целена­правленное использование налогов в качестве инструмента государст­венного регулирования экономики основано на использовании регу­лирующей функции налогов, и реализуется в рамках системы налогооб­ложения в целом за счет неравномерного воздействия налогов на различные объекты налогообложения и различные катего­рии налогоплательщиков. Такая заданная неоднородность воздей­ствия налогов и создает желаемый результи­рующий эффект регулирования. Ослабляя налоговое давление в ка­ком-либо направлении, государство создает более благоприятные условия для развития эко­номики в нужном направлении. Усиление же налогового давления в другом направлении создает дополнительные препятствия для развития экономики в этом направлении.

Налоговая система представляет собой весьма действенный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Ю.А. Крохина в связи с этим указывает, что «современная налоговая система Российской Федерации отражает не только стремление государства к пополнению через налоги бюджетной системы, но и желание воздействовать на поведение частных субъектов. Поэтому отдельные налоги (или налогообложение отдельных объектов) изначально предназначались для государственного регулирования общественных отношений (например, налог на покупку иностранной валюты, налог на землю, повышенное налогообложение игорного бизнеса, производства алкогольной продукции и т. д.). Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги способны влиять на доходы частных субъектов, уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.»[11].

Таким образом, посредством налоговой системы возможно создание условий, стимулирующих хозяйствующие субъекты к определенному виду деятельности в интересах развития всего народного хозяйства страны в целом, что ведет к усилению экономического потенциала государства. Используя такие инструменты, как налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и укрепляет свою экономическую безопасность. Можно также отметить, что посредством налогообложения государство может регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, в частности, на инвестиционный климат – ограничивая иностранные инвестиции путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо, наоборот, стимулируя приток капитала посредством освобождения от налогообложения.

Налоги являются не просто одним из средств пополнения доходной части государственного бюджета, но и инструментом, способствующим общественному взаимопониманию между гражданами и корпоративными образованиями с одной стороны и государством – с другой. Поэтому от того, насколь­ко оптимально определен уровень налогообложения, зависит не только успешное развитие индивидуального и корпоратив­ного бизнеса, но и богатство нации в целом, а, следовательно – экономическая безопасность страны. Значение системы налогообложения заключается не ограничивается созданием финансовой базы функционирования государства и наполнением на этой основе государственного бюджета, она также обеспечивает выполнение широкого спек­тра социальных задач, осуществление которых возможно исключительно на принципах централизованного аккумулирования значительных финансовых ресурсов, формирования основной доходной части общегосударственного, региональных и местных бюджетов. Это означает, что налогообложение как процесс установления и взимания налогов является социальной деятельностью, направленной регулирование широкого спектра как экономических, так и связанных с ними неэкономических отношений, и способствующей укреплению экономической (и шире – национальной) безопасности государства.

[1] Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003. С. 228.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 83.

[3] Цветков И.В. Налоговые споры: вопросы теории и практики // Проблемы и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Ростов-на-Дону. 2003. С. 59.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.06.2020 2020-06-01

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Массаров, В. А. Роль налоговой политики государства в обеспечении экономической безопасности региона / В. А. Массаров, Г. Ф. Яричина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71008/ (дата обращения: 19.05.2021).

Главная потребность жизни людей, общества или государства — это потребность в безопасности, то есть потребность в защите от внешних и внутренних угроз. Важнейшим элементом национальной безопасности государства является экономическая безопасность, функционирование которой невозможно без корректной налоговой политики.

Целью данной работы является определение места и роли налоговой политики государства в обеспечении экономической безопасности региона.

– изучить структуру экономической безопасности государства;

– определить место и роль налоговой политики в системе экономической безопасности;

– выделить угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы региона.

Экономическая безопасность — защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения [1].

Структура системы экономической безопасности представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Структура системы экономической безопасности

Важнейший структурный элемент экономической безопасности — финансовая безопасность, в рамках которой безопасность бюджетно-налоговой системы является одной из самых уязвимых сфер.

Рассмотрим налоги и налоговую политику в разрезе 3 ключевых аспектов, представленных на рисунке 2.


Рис. 2. Основные подходы в рассмотрении налогов и налоговой политики в аспекте обеспечения экономической безопасности

Ключевой задачей государства в бюджетно-налоговой сфере является реализация фискальной политики, поскольку сбор и перераспределение налогов — важнейший элемент в формировании бюджета как государства, так и региона (например, в 2019 году налоговые доходы Красноярского края составили 89 % в структуре бюджета региона [2]). Рассмотрим количество налоговых доходов в бюджете Красноярского края на рисунке 3 [3,4].


Рис. 3. Налоговые доходы в структуре бюджета Красноярского края, млрд руб.

На основании данных, представленных на рисунке 3, можно сделать вывод, что налоговые доходы Красноярского края — важнейший элемент его экономической деятельности. Доля налоговых доходов в 2015 году составила 82,5 % от бюджета региона, а в 2019 году рекордные 89 %. Это свидетельствует о том, что регион в значительной мере может обеспечивать себя самостоятельно, не рассчитывая на такие финансовые инструменты, как дотации, субсидии, субвенции и прочее.

Несмотря на эффективную работу налоговой системы региона, существуют угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы:

– несоответствие фактического уровня сбора налогов с их плановыми показателями (например, в 2018 году налоговая задолженность по Красноярскому края составила 14,1 млрд руб.);

– отсутствие стабильного экономического роста в реальном секторе экономики;

– низкий уровень налоговой культуры населения.

Таким образом, рациональное построение налоговой системы, а также ее оптимизация в новых экономических реалиях, позволит нейтрализовать угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы, что в свою очередь укрепит экономическую безопасность как субъекта РФ, так и государства в целом.

Читайте также: