Способы уклонения от уплаты налогов

Опубликовано: 17.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко С.С. Уклонение от уплаты налогов: действие и противодействие // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10380 (дата обращения: 12.04.2021).

Для многих не секрет, что большинство хозяйствующих субъектов пытаются сократить свои расходы, в том числи и налоговые платежи. Они добиваются этого различными способами: как легальными, так и нелегальными. Целью моей статьи является анализ этих способов уклонения от уплаты налогов, а также выявление методов по их устранению. Кроме того, важным является рассмотрение примеров организаций, которые уклоняются от уплаты налогов или пытаются свести их к минимуму, не вступая в противоречие с законодательством.

В ходе проведённых мною исследований по проблеме данной статьи выяснилось, что достаточно большое количество организаций занимаются уклонением от налогового бремени в различных регионах нашей страны [1]. Также эта проблема не прошла и мимо столицы [2]. Однако сначала необходимо вспомнить, что же такое налоги и за что они взимаются. Попытаемся определить, почему множество фирм пытаются уклониться от налогов.

Итак, «налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3]. По определению видно, что этот платёж носит принудительный характер. Каждый бизнесмен желает минимизировать свои расходы, из чего можно сделать вывод, что цели государства и бизнесмена противоречат друг другу. Это может служить одной из причин, стимулирующих бизнесмена на мысль об уклонении от уплаты налогов. Что же представляет собой сам процесс уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет?

Уклонение от уплаты налогов подразумевает под собой уменьшение налоговых платежей, путём умышленного избегания уплаты налогов, сокращения их выплат, как правило, способами, противоречащими законодательству [4]. Умышленными же считают избегание, при котором лицо осознанно совершило деяние, повлекшее за собой негативные последствия.

По последним данным с официального сайта Федеральной налоговой службы на 1 августа 2015 года налоговая задолженность в консолидированный бюджете Российской Федерации составляет 6 263 544 671 рублей [5]. Для сравнения в начале текущего года, на 1 января налоговая задолженность в бюджет РФ составила 6 375 864 837 рублей [6]. По этим данным мы можем видеть, что ситуация существенно не изменилась. По сравнению со статистикой прошлых лет, например, 2012 года [7], в котором налоговый долг составлял 1125,8 млрд. рублей, эта цифра изменилась в лучшую для страны сторону. Однако даже такой показатель является индикатором большой проблемы для страны, ограничивающий её экономические ресурсы [8].

Причины уклонения от уплаты налога могут быть разными. Сюда может входить: экономическая, политическая, правовая, организационная и другие причины. В академической среде особое внимание концентрируется на определённом ряде причин [9]. Так уклонение от уплаты налогов связано с:

  • ухудшением финансового положения бизнеса:
  • общим снижением доходов населения;
  • наличием спорных моментов и недоработок в налоговом законодательстве и налоговой политике;
  • · отсутствием стимулирующих условий для обеспечения конкурентоспособности.


Рисунок 1. Классификация способов уклонения от уплаты налогов

Рассматриваемый вопрос поднимался и поднимается и на международном уровне. Например, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) также пытается противодействовать уклонению от уплаты налогов. Многие крупные фирмы, чтобы минимизировать налоговые платежи, переводят свои доходы в страны, где налоговая нагрузка минимальна [10]. При этом ОЭСР сообщает: «Приняты меры к устранению двойного налогообложения и содействию инвестициям, к избежанию того, что мы называем двойным уходом от налогообложения. Оно означает, что вы переводите прибыль в то место, где нет налогов, и где вы не ведёте никакой деятельности. С этим покончено» [11].

Есть также и другие методы – легального характера по уклонению от уплаты налогов. Сюда относятся: затягивание выплат налоговых платежей с целью к списанию налоговыми органами безнадёжных задолженностей, разработка различных схем для ухода от уплаты налогов, альтернативные способы расчёта, бартерные сделки и многое другое [12]. Могут также реализовываться фиктивные сделки, проводимые псевдооперациями [13].

В качестве последствий уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов можно выделить:

  • · сокращение и недополучение налоговых поступлений в бюджет страны;
  • · дестабилизация ценовых соотношений и рыночной конкуренции;
  • · влечение за собой последствий несоблюдения принципа социальной справедливости [14].

Государство активно борется с налоговыми неплательщиками. Оно вправе вносить поправки в законодательство, тем самым ужесточая наказания недобросовестным организациям [15]. Борьба с уклонением от уплаты налогов осуществляется следующими способами:

  • · изменением нормативно-правовой базы, которая будет закрывать возможные законные пути для неуплаты налога [16];
  • · принятием мер по ужесточению наказаний для нарушителей законодательства;
  • · создание эффективного комплекса мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от выплат налога [17].

Подводя итог, можно сказать, что уклонение от уплаты налогов — это, безусловно, актуальная проблема государства, негативно сказывающаяся на её экономике. Однако я считаю, что полностью решить эту проблему вообще крайне сложно, если и вовсе невозможно. Но существуют способы, минимизирующие негативные последствия данной проблемы. Необходимо как можно быстрее и эффективнее внедрять в профессиональную среду профильную информацию, подкреплённую управленческими решениями, которая будет являться сдерживающим фактором для любой организации. Необходимо сократить желание уклоняться от налогов, не поводи и необходимости в этом, широко применяя меры экономического стимулирующего характера. Важно распространить в обществе определённую налоговую дисциплину и шире – налоговую культуру, которая будет препятствовать желанию к такой деятельности.

Библиографический список

  1. Балдов Д.В., Суслов С.А. Государственный резерв – основа стабильного развития экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 5-11.
  2. Генералов И.Г. «Конкурентоспособность»: эволюция подходов к определению // Современные тенденции в фундаментальных и прикладных исследованиях Вторая Международная научно-практическая конференция: сборник. Рязань, 2015. С. 69-72.
  3. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  4. Соболев В.И. Отраслевые особенности финансов торговых организаций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 687-693.
  5. Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  6. Гордиенко М.С. Анализ плановых документов бюджетной политики Российской Федерации // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6. № 5 (31). С. 129-143.
  7. Жахов Н.В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования национальных экономик // Молодой ученый. 2011. № 2-1. С. 109-112.
  8. Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  9. Жарова Е. Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия [Текст] / Е. Н. Жарова, М. Ф. Желтова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 336-339
  10. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  11. Никонец О.Е., Мандрон В.В. Влияние мировой экономической ситуации на финансовый рынок России // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 309-313.
  12. Гордиенко М.С. К вопросу о мобилизации собственных налоговых источников местных бюджетов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 58-64.
  13. Федоров Д.А. к вопросу об экономических целях общества // Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 492-495.
  14. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 10. С. 36.
  15. Соболев В.И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015-2017 гг. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (53). С. 54-59.
  16. Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  17. Закирова О.В. Проблемы развития межбюджетных отношений на современном этапе // Итоги научно-исследовательской работы вуза за 2012 год: сборник научных статей. Под редакцией Н. М. Швецова. Йошкар-Ола, 2012. С. 394-400.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Уклонение от налогов – может не довести до добра. Закон указывает на необходимость оплаты налоговых сборов каждому гражданину, организации поскольку в основе финансовой системы страны лежат налоги.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат поможет в защите, если преследование Вас фискальных органов уже началось. Налоговое консультирование – гарант защиты прав налогоплательщика.

Ответственность за неуплату налогов организации

В случае полного или частичного уклонения от уплаты налогов юридическое лицо может быть привлечено к следующим видам ответственности:

  1. Налоговая, в данном случае ответственность предусмотрена за несвоевременную сдачу декларации по статье 119 НК РФ, за уменьшение налоговой базы и неверное исчисление налога по ст. 122 НК РФ
  2. Административная, Кодексом об Административных правонарушениях предусмотрена лишь ответственность за несвоевременную сдачу декларации оп ст. 15.5 КоАП РФ
  3. Уголовная, для юридических лиц статьей 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неуплату налогов

Получить полную информацию о том, чем грозит неуплата налогов ООО, можно у нашего юриста по налогам – адвокату по налоговым преступлениям, который не раз участвовал в данных делах и даст совет, как действовать в той или иной ситуации.

Если юридическое лицо совершило мелкие правонарушения в отношении неуплаты налогов, наказание может быть избрано согласно налоговому или административному праву. Данное правило не действует в случаях, когда неуплаченные налоги составили крупную или очень крупную сумму.

Виновными в неуплате налогов юридические лица признаются в том случае, если неуплаченная сумма составила 2 млн. рублей или превысила 10% отчислений за три года. Согласно сумме невыплат выделяют следующие разновидности особо крупного размера:

  • более 6 млн. рублей независимо от периода
  • не менее 10 млн. рублей или 20% не выплат за 3 года
  • не менее 30 млн. рублей

Суд определяет наказание за неуплату налогов юридических лиц с учетом суммы невыплат и ряда других факторов: смягчающих и отягчающих обстоятельств, важно не упустить детали, чтобы получить наименьшее из зол.

Наказание за неуплату налогов, сборов и страховых взносов

Если директором, главным бухгалтером, временно исполняющими обязанности сотрудниками или другими работающими в компании лицами внесены в отчетность бухгалтерскую или налоговую ложные сведения намеренно, то мерой пресечения может быть уголовная ответственность (читайте, как привлечь к ответственности главного бухгалтера).

Законодательство РФ предусматривает следующие виды наказаний:

  1. штраф за неуплату налога
  2. ограничение свободы до 6 месяцев
  3. принудительные работы до 2х лет
  4. уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом в виде лишения свободы до 2х лет

Если преступные деяния были совершены в особо крупном размере или группой лиц, то суд за неуплату налогов может назначить крупные штрафы или лишить свободы уже сроком до 6 лет. Дополнительным наказанием является лишение права занимать должность до 3 лет.

Схемы уклонения от уплаты налогов: налоговый анализ

При выявлении преступлений в налоговой сфере налоговыми органами предпринимаются все меры, направленные на доскональный анализ деятельности проверяемого лица, с целью выявления в его действия признаков уклонения от уплаты налогов, зачастую схемы уклонения от налогов однотипны, данные схемы рассмотрим ниже:

  1. Вступление в фиктивные сделки. В данном случае организация или индивидуальный предприниматель сознательно либо завышают свою расходную часть, сознательно занижают свою доходную часть с целю уменьшения налоговой базы для исчисления налога. Обычно для данных схем используются так называемые однодневные фирмы. Данная схема как правило раскрывается налоговыми или правоохранительными органами посредством истребования сведений о хозяйственной деятельности контрагента, запрашивается информация о реальном исполнении заключенных договоров. В случае с фирмой однодневкой, не имеющей целью получения прибыли, а лишь использования в преступной схеме данные обстоятельства с легкостью устанавливаются, что влечет привлечение к ответственности.
  2. Сознательное разделение хозяйственной деятельности. При данной схеме налогоплательщик для снижения налогового бремени и использования упрощенной системы налогообложения или единого налога на вмененный доход, зная условия использования данных систем сознательно дробит бизнес. Что приводит к ситуации, когда документально осуществляется деятельность несколькими предпринимателями, хотя фактически прибыль получается одним лицом. В данном случае налоговым органом проверяется потенциальная связь между индивидуальными предпринимателя на одной торговой площади, в том числе ведение кассовой деятельности, использование данными лицами одного общего складского помещение, ведение общих расходов, родственные отношения, представительство одним ИП с иными хозяйствующими субъектами или государственными органами.
  3. Незаконное применение налоговых льгот. При данной схеме налогоплательщик используя ложную информацию, либо специальных контр агентов с целью получения налоговых льгот.
  4. Подмена одного договора другим. В налоговой практике нередко для получения налоговой выгоды стороны под видом одно сделки вступают в иные отношения, в частности используется схема для уменьшения налоговой базы заключения договора агентирования, при этом исполнение по данному договору возмездного оказания услуг либо подрядных работ, в данном случае налоговым органом путем проверки контрагента, а также результатов работ раскрывается данная схема. Поэтому важно пример уже на стадии ответа на требование налоговой о предоставлении документов думать о последствиях, а не надеяться на русский авось.

Следует учесть, что это лишь примерный перечень используемых схем, в наш век развития технологий, внедряются и применяются и иные схемы уклонения от излишнего налогообложения. Вот почему оценка налоговых рисков предприятия, анализ оптимизации налогообложения так помогает избежать проблем и выиграть прибыль, которая так важна каждому предприятию.

Как избежать ответственности за уклонение организации от уплаты налогов?

Если все же в отношении руководителя организации возбуждено уголовное дело ввиду неуплаты налогов и сборов, что в данном случае существуют следующие виды освобождения от уголовной ответственности:

  • Ликвидация задолженности по налогам и сборам. Законодательство прямо предусматривает для освобождение от уголовной ответственности в случае первичного привлечения к ответственности и при условии полной выплаты причитающейся государству денежной суммы, включая все пени и штрафы. При этом следует отразит, что данные дела возбуждаются на основании решения налогового органа о доначислении налога или привлечения к налоговой ответственности, в данных решения отражен срок исполнения решения, ввиду чего возможно вовсе избежать возбуждения дела исполнив налоговое бреема в установленным данным решением срок.
  • Истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности. В данном случае следует учесть, что руководитель может быть привлечен к ответственности в случае если он не привлечен к уголовной ответственности в течении двух лет с момента совершения преступления. Отдельно стоит отметить, что если данное преступление совершено в особо крупном размере, то срок привлечения увеличивается до десяти лет.

Размер задолженности по налогам и сборам. Следует детально обратить внимание на вменяемый размер неуплаченных налогов, если налоговые и правоохранительные органы допустили ошибку расчетах данной суммы, и вы докажете данную ошибку посредством предоставления соответствующих документов, то также сможете избежать ответственности.

Кроме того, вопрос размера доначисления в части случаев удается отстоять при доказывании отсутствия искусственного дробление бизнеса, данное явление часто налоговики видят даже там, где оно отсутствует.

Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге

Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.

Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.

Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.

Отзыв о нашем уголовном адвокате

Адвокатам рассказали о проблемных аспектах налоговых преступлений

15 апреля в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Налоговые преступления. Актуальные проблемы в свете нового постановления Пленума Верховного Суда РФ» выступил доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», советник Адвокатского бюро «ЗКС» Геннадий Есаков.

В начале своего выступления Геннадий Есаков остановился на судебной статистике за 2019 г. по числу осужденных лиц за налоговые преступления, по видам наказания, по срокам реального лишения свободы. Согласно данным статистики доминирует привлечение к ответственности лиц по ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов, совершенное в особо крупном размере).

Как отметил лектор, невозможно с уверенностью предсказать зависимость вида назначаемого наказания от размера неуплаченных налогов. По его мнению, «не должно существовать жесткой зависимости от размера неуплаченных налогов и того, какой реальный срок лишения свободы будет назначен судом при вынесении приговора. Возможно, это правильно. Однако, с другой стороны, это может приводить к парадоксальным ситуациям. Например, были случаи, когда за небольшие суммы уклонения от уплаты налогов, не превышающие особо крупный размер, суды назначали достаточно серьезные сроки лишения свободы – до трех лет.

Отдельное внимание Геннадий Есаков уделил дискуссионным вопросам объективной стороны двух базовых налоговых преступлений: уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица-плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ). Первый вопрос – это бланкетность законодательства. В данном случае лектор обратил внимание на п. 3, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее – Постановление). Так, п. 29 Постановления требует, чтобы в процессуальных документах были указаны те нормы налогового законодательства, которые были нарушены обвиняемым. Это формальный, но важный момент, поскольку он корректно описывает и объем обвинения, и пределы судебного разбирательства. Если нормы налогового законодательства представлены не в полном объеме или содержат некорректные отсылки – это основание для задействования процессуальных механизмов возврата дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению», – пояснил спикер.

Геннадий Есаков подчеркнул важность п. 3 Постановления, поскольку он фактически определяет вопросы обратной силы закона в ситуациях изменения налогового законодательства. По словам эксперта, в ситуации с налоговыми преступлениями нюанс заключается в том, что нормы уголовного законодательства в части налоговых преступлений меняются достаточно редко, в то время как налоговое законодательство нестабильно и меняется очень часто. И, соответственно, оно меняется как в сторону, улучшающую положение налогоплательщиков, так и в обратную сторону. Лектор обратил внимание на то, что п. 3 Постановления допускает отступление от общего принципа обратной силы более мягкого уголовного закона и воспроизводит правила ст. 5 НК РФ о том, что налоговый закон, смягчающий положение налогоплательщика, имеет обратную силу только в том случае, если он это прямо предусматривает. По мнению эксперта, несмотря на то что Пленум ВС РФ зафиксировал это положение, вопрос остается сложным, поскольку упирается в общие принципы действия уголовного закона во времени.

Спикер также остановился на проблеме преюдициальной силы судебных решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции по налоговым спорам. Это связано с возможностью возбуждения и расследования уголовного дела параллельно с оспариванием решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Поскольку процессы идут параллельно, не исключены ситуации, когда итоговый расчет суммы недоимки оказывается разным.

Еще один дискуссионный вопрос связан с моментом окончания преступления. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 ноября 2019 г. оставил то же разъяснение, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 4 Постановления). Как считает спикер, «абсолютно справедливо обоснование того понимания момента окончания налогового преступления, которое сейчас дается в Постановлении Пленума ВС РФ, поскольку оно связано с современным пониманием уклонения от уплаты налогов».

Эксперт также отметил, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ был изменен механизм исчисления крупного (особо крупного) размера неуплаченного налога. Лектор напомнил, что «старая» модель исчисления предлагала два альтернативных варианта: процентный и исчисление в «твердой сумме». Эта модель была одобрена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 27-П, поскольку она позволяла учесть размер деятельности налогоплательщика, но законодатель от нее отказался. «Новая» модель исчисления предполагает только «твердые суммы» неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом учитывается только сумма недоимки (штраф и пени не входят). Лектор подробно остановился на практических вопросах применения «новой» модели.

В ходе онлайн-лекции Геннадий Есаков дал характеристику составам налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента) и ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов).

Кроме того, лектор рассказал об аспектах взыскания налоговой задолженности, которое предполагает «ординарные» и «экстраординарные» процедуры. «Ординарные» процедуры регламентированы ст. 46–48 Налогового кодекса РФ, а также ст. 45 НК РФ о взыскании с зависимых лиц. К «экстраординарным» относятся банкротство организации или физического лица; уголовная ответственность – гражданский иск в уголовном деле влечет взыскание ущерба с виновного лица (ст. 1064 ГК РФ) или банкротство физического лица.

Принципиальное значение, как отметил Геннадий Есаков, в вопросе возмещения ущерба по налоговым преступлениям имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П.

С презентацией к данной лекции можно ознакомиться по ссылке.

Обращаем внимание, что сегодня, 15 апреля, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в понедельник, 20 апреля.

Обычно судебные приставы из налоговой стучаться в гости к должнику, если бюджет государства недосчитался налогов на сумму более трех тысяч рублей. При невыплате более десяти тысяч рублей должника не выпустят за границу. При более значительных суммах долги перед казной переходят в разряд «уклонение от налогов». Рассмотрим подробнее, когда должник несет уголовную ответственность за сознательные невыплаты в пользу государства.

Что считается преступлением?

Случаев, которые можно рассматривать как налоговое правонарушение, в судебной практике множество: начиная от подачи документов не вовремя в ФНС и заканчивая учинением препятствий налоговой проверке и сокрытием подлежащего уплате налогов имущества. Бывает часто, что в бытовом понятии называется уклонением от уплаты сборов, на практике таковым не считается, и претензий со стороны закона не имеет.

Поэтому в уголовном кодексе РФ четко обозначены тезисы, которые характеризуют состав преступления и относят его к наказуемым, где:

  • Объектом является государственный бюджет и его доходные статьи, которые пострадали вследствие деятельности злоумышленника;
  • В роли субъекта выступает гражданин или юридическое лицо, сознательно не выплачивающая налоги в бюджет;
  • Объективная часть состава преступления – фактически совершенные действия, которые повлекли уменьшение доходов объекта;
  • Субъективные моменты, содержащие осознание степени вины, намерение, мотивы и эмоции самого правонарушителя по отношению к совершенному деянию.

Когда случай считается уклонением от уплаты налогов?

В законодательстве уклоняющимся от налогов и сборов согласно 198 и 199-й статье УК будет признано физическое лицо или организация, если:

  • Им сознательно не подавалась налоговая декларация, хотя оно было в курсе ответственности за несвоевременную и полную подачу сведений. Тоже самое касается, если не были поданы все обязательные для налогообложения бумаги, либо искажены данные о текущей налогооблагаемой базе;
  • В результате действий злоумышленника государство не получило или недополучило количество денежных средств, которое полагалось по расчетам изначально, исходя из действительного материального состояния субъекта;
  • Задолженность по налоговым сборам признана крупной или особо крупной в ходе изучения состава преступления.


Граждане привлекаются к 198 статье, если задолженность по налогам составила:

  • За три года больше 600 тысяч рублей, где должник не выплатил более 1/10 исчисляемой налоговой базы либо свыше 1 800 тысяч рублей;
  • В особо крупном размере, когда деяние признается сокрытием денежных средств, из которых должно было поступить в бюджет больше 3 млн. рублей. Либо должник не заплатил больше 1/5 положенных государству налогов.

Юридическое лицо ожидают судебные разбирательства по 199 статье, где:

  • Уклонением в крупных размерах будет считаться недоплата больше 2 млн. рублей за три года, либо бюджет не досчитается больше 1/10 от фактически скрытых начислений;
  • Злодеянием в особо крупном размере, если должник не перечислил больше десяти миллионов или недоплатил в бюджет 1/5 соответственно.

О чем это говорит? В первую очередь, что законодательно считается, что если отсутствует хотя бы один элемент состава преступления, то уголовная ответственность не позволяет причислить деяние к одной из статей и нести по ней наказание. Решающим фактором при определении состава преступления является размер понесенных убытков государством.

Поэтому если ущерб значительно меньше уровня, по которому предполагается ответственность, то суд ограничится простым принудительным взысканием задолженности с нарушителя и наложит штраф за невыполнение налоговых обязательств.

Второй момент позволяет не привлекать должника к уголовной ответственности, если злоумышленник не довел преступное деяние до конца. То есть лицо не подало декларацию, но потом опомнилось и перечислило денежные средства в полном объеме. В этом случае суд может причислить действия к добровольному отказу от преступления и судить нарушителя по меньшей строгости, так как состав преступления отсутствует.

Разбирательство в суде и ответственность за уклонение от уплаты налогов

Если налогоплательщик все-таки провинился и суд признал его уклоняющимся от налогов, то в уголовном кодексе назначается наказание следующим образом:

  • Если задолженность квалифицируется как крупная, то предлагается взыскать штраф в размере 100-300 тысяч рублей, заработок за 1-2 года, арест на 6 месяцев или ограничение свободы под подписку о невыезде на 1 год;
  • Особо крупная задолженность повлечет за собой штрафные санкции в размере 200-500 тысяч рублей, а сроки обязательных работ и ограничения свободы соразмерно увеличиваются вдвое.


Особенно если за нарушение налогоплательщик привлекается впервые, то с большей вероятностью его деяние будет квалифицироваться по 198 статье. Однако в этом случае у гражданина есть шанс избежать наказание, если он согласен добровольно выплатить задолженность и начисленные пени со штрафом в полном размере.

На деле оказывается, что не так страшен черт, как его малюют. Чаще в судебной практике органы власти по делам, проходящим по 98-й статье, выносят гражданам меру пресечения в виде штрафов, изредка назначая условное лишение свободы до 1 года.

Зато должностные лица, проходящие по 99-й статье и виновные в уклонении от налогов организации, получают условный срок, теряя возможность в дальнейшем занимать руководящие должности. Под стражу и отбывание наказания в заключении попадает треть осужденных, являвшихся виновниками или соучастниками в сокрытии налоговых выплат.

Суд с большой вероятностью назначит наказание в виде ограничения свободы либо обязательные работы, чем штраф. Как правило, заниматься предпринимательской деятельностью провинившееся должностное лицо тоже теряет.

Содержание статьи

    1. Основные термины
    2. Формы уклонения от уплаты налогов с организации
    3. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов юридическим лицом
    4. Основание для возбуждения уголовного разбирательства
    5. Наказание за уклонение от уплаты налогов с организации

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом

Уклонение от уплаты налогов, которое совершается организацией, — сокрытие налоговой отчетности в виде декларации или прочей обязательной для проверки документации, внесение в данные документы фальсифицированных сведений. Статья 199 УК РФ предусматривает уголовное наказание, когда речь заходит о крупном либо особо крупном размере.

Основные термины

В роли объекта уклонения выступает правонарушение в порядке налогов. Предметом выступают сборы и налоги, которые взимаются с организации, согласно НК РФ. Налоги — платежи (индивидуально безвозмездные и обязательные), которые взимаются с организаций и физлиц. Цель налогообложения — обеспечить государство и его муниципальные образования.

Сборы (пошлины) — обязательные платежи, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными.

Уголовное наказание налогоплательщиков, которое предусмотрено за налоговые нарушения, – это принудительные меры воздействия, используемые к правонарушителям в виде наказания в установленном законодательством порядке.

Формы уклонения от уплаты налогов с организации

Уклонение от уплаты налогов с юрлиц совершается за счет снижения или сокрытия в первичной бухгалтерской документации сведений о доходах (выручке), завышения истинных затрат, сокрытия прочих объектов налогообложения. Искаженную информацию о данных объектах переносят из первичной учетной документации в бухгалтерские регистры (журналы-ордера, балансовые счета, ведомости и т. д.), а из них — в бухгалтерскую отчетность и расчеты сумм налоговых вычетов, которые направляют в ФНС. Оканчивается уклонение от уплаты налогов или страховых взносов внесением в бюджет сниженных сумм либо полным отсутствием выплат.

Чтобы сокрыть налогооблагаемую прибыль и оборот от реализации продукции или услуг по НДС, виновные лица снижают в бухгалтерской документации сведения о выручке (доходе) или целиком скрывают их. Если доход поступает наличными, деньги оприходуют не полностью, не оформляют приходные кассовые ордера или не отмечают их в кассовой книге предприятия.

Бывают случаи занижения дохода при полном оприходовании, что происходит путем перечисления основной части на расчетные счета иной (обычно дочерней) организации по фальсифицированным платежным договорам и поручениям.

Для сокрытия налогооблагаемой прибыли используется и другой способ — повышение расходов, которые включены в себестоимость товара (услуг). Как правило, завышают затраты на производство. К расходам виновные относят стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, в производственном процессе не применяемых.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов юридическим лицом

Наказание за уклонение от уплаты налогов юрлицом предусматривает статья 199 УК РФ, которая отнесена к преступлениям в области экономических отношений (Гл. 22 УК РФ).

Основание для возбуждения уголовного разбирательства

Основанием для возбуждения уголовного производства по ст.199 УК РФ считается совершением лицом умышленных действий, направленных на неуплату указанных законодателем налоговых вычетов в крупном или особо крупном размере, которые повлекли частично или полностью непоступление соответствующих средств в бюджет РФ.

На лицо, которое совершило деяние, предусмотренное ст.199 УК РФ, уголовное разбирательство возбуждается во время привлечения виновного или подозреваемого по делу, возбужденному по факту неуплаты сборов и налогов с юрлица.

Наказание за уклонение от уплаты налогов с организации

Наказание в виде штрафных санкций по статье 199 УК может быть от 100 до 500 тыс. в зависимости от отсутствия или наличия квалифицированного состава преступления.

Законодательством определено (ч.1 ст. 199 УК РФ), что уголовное преследование за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере предусмотрено в виде:

  • взыскания в 100-300 тыс. руб.;
  • годового либо двухлетнего заработка осужденного;
  • принудительных работ, сопровождаемых с запретом судом занимать определенные должности;
  • ареста продолжительностью полгода;
  • тюремного заключения до двух лет.

Важно! Крупной считается сумма более пяти миллионов рублей. Если неуплата налогов юрлицом за 3 года превысила 15 миллионов рублей — это особо крупный размер.

Однако законодательство лояльно к гражданам, которые впервые совершили подобное преступление. Виновные избавляются от наказаний, если добровольно вносят в бюджет соответствующие налоги вместе со штрафными санкциями согласно налоговому законодательству.

Особо крупный размер налогов или совершение нарушения группой предварительно договорившися лиц считается квалифицированным составом преступного деяния и рассматривается в ст. 199 ч.2 УК. Санкции здесь следующие:

  • Штраф (от 200 тыс. до 500 тыс. рублей) или в размере дохода за 1-3 года.
  • Принудительные работы (до пяти лет) с запретом/без запрета вести конкретный вид деятельности до трех лет.
  • Лишение свободы (до 6-ти лет) с приостановлением деятельности или без него.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Читайте также: