Методика налоговой проверки страховых взносов

Опубликовано: 23.04.2024

Правовая ответственность ответственности за налоговые правонарушения. Состав прав и обязанностей налоговых органов, их ответственность. Полномочия органов контроля по уплате страховых взносов. Методики поведения проверок плательщиков страховых взносов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.12.2013
Размер файла 55,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Заочное отделение

Кафедра БУА и А.

по дисциплине

Организация и методика налоговых проверок

на тему:

Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Методика налоговой проверки страховых взносов.

Выполнил (а) студент Павлов А.В.

Принял Фролова Т.А.

Таганрог 2013 г.

Содержание

Введение

  • 1. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
  • 1.1 Состав прав и обязанностей налоговых органов
  • 1.2 Ответственность налоговых органов
  • 2. Методика налоговой проверки страховых взносов
  • 2.1 Полномочия органов контроля по уплате страховых взносов
  • 2.2 Методики поведения проверок плательщиков страховых взносов
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложение. Практическая часть
  • налоговый орган ответственность правовая

    Права органов контроля за уплатой страховых взносов

    Обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов

    требовать от плательщика страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты, по установленным формам;

    контролировать соблюдение законодательства РФ о страховых взносах;

    проводить проверки плательщиков страховых взносов;

    вести учет плательщиков страховых взносов;

    вызывать страхователей для дачи пояснений;

    разъяснять порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также принятых нормативно-правовых актов;

    определять суммы страховых взносов, подлежащих уплате;

    сообщать страхователям все необходимые сведения для заполнения поручений на перечисление страховых взносов;

    требовать устранения выявленных нарушений;

    принимать решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов;

    взыскивать недоимку, пени, штрафы по страховым взносам;

    направлять страхователю в случаях, предусмотренных законом, акты проверок, решения по ним, требования об уплате страховых взносов;

    требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщиков страховых взносов;

    выдавать справки о состоянии расчетов по страховым взносам;

    взыскивать в судебном порядке недоимку по страховым взносам, пени, штрафы;

    осуществлять по запросу страхователя сверку расчетов;

    инициировать процедуру банкротства в отношении неплательщиков страховых взносов;

    Выдавать по заявлению плательщиков страховых взносов копии решений, принятых органом контроля.

    предоставлять отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

    Задание № 1

    Организация является подрядчиком при выполнении строительно-монтажных работ на территории РФ. Она пригласила на субподряд организацию из Беларуси, которая в России не зарегистрирована. В контракте указана общая сумма строительных работ - 100 000 руб., в том числе НДС - 15 255 руб. Субподрядчиком выписаны акты по формам N КС-2 и КС-3 на соответствующую сумму. При этом счет-фактуру с НДС субподрядчик отказывается выписывать, аргументируя это тем, что он не платит НДС в Беларуси (счет-фактуру он выписывает только в том случае, если сам платит НДС).

    Должен ли субподрядчик выписывать счет-фактуру на выполнение работ и отражать в нем НДС? Какие документы должна подготовить российская организация для подтверждения оплаты НДС за субподрядчика и как передаются эти документы в Беларусь (через налоговую инспекцию или через российскую организацию)? Отражает ли российская организация сумму НДС в книге покупок?

    Согласно ст.5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 г. "О принципах взимания косвенных налогов…" (ратифицированного Федеральным Законом от 28.12.2004 г. №181 ФЗ) порядок взимания косвенных налогов должен устанавливаться отдельным протоколом. Но до настоящего времени такой протокол не подписан.

    Поэтому порядок обложения НДС при выполнении строительных работ для российской организации субподрядчиком их Беларуси регулируется нормами национальных законодательств России и Беларуси. Поскольку местом реализации строительных работ признается территория РФ, стоимость работ, выполненных белорусским субподрядчиком, облагается НДС по правилам главы 21 НК РФ (ст.148 НК РФ).

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ при реализации вышеуказанных работ, местом реализации которых признается территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации возникают обязанности налогового агента, предусмотренные п.1 ст.161 НК РФ.

    В рассматриваемой ситуации документами, подтверждающими место выполнения строительных работ, являются:

    Ш контракт, заключенный с белорусским субподрядчиком;

    Ш документы, подтверждающие факт выполнения работ (акты N КС-2, КС-3), (п.4 ст.148 НК РФ).

    Налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории РФ товары (работы услуги) у иностранных лиц, указанных в п.1 ст.161 НК РФ.

    Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика-иностранца и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности плательщика НДС или нет (п.2 ст.161 НК РФ).

    При реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (п.1 ст.161 НК РФ).

    При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст.161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п.4 ст.173 НК РФ).

    Сумма налога исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в соответствии с порядком, установленным ст.161 НК РФ.

    Налоговые агенты должны уплачивать НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

    Банк обслуживающий налогового агента, не в праве принимать от него поручение на перевод денежных средств, в пользу иностранных лиц, если налоговый агент не предоставил в банк также поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ). Уплата НДС осуществляется налоговым агентом по месту своего нахождения (п.3 ст.174 НК РФ).

    Сумму НДС, фактически уплаченную в бюджет, организация, выступающая в качестве налогового агента, вправе предъявить к вычету.

    Российская организация сумму налога (15 255 рублей), удержанную из доходов белорусского партнера и уплаченную в бюджет, может принять к вычету (п.3 ст.171 НК РФ) при соблюдении следующих условий:

    Ш организация состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз.2 п.3 ст.171 НК РФ);

    Ш у организации есть платежные документы, которые подтверждают, что НДС был удержан ею из доходов иностранца и перечислен в бюджет (п.1 ст.172 НК РФ);

    Ш товары (работы, услуги) приобретены у иностранного лица для их использования в деятельности, облагаемой НДС (абз.3 п.3 ст.171 НК РФ).

    При это налоговые органы на местах, как правило, настаивают на том, что для вычета НДС налоговый агент должен обязательно иметь еще и счет-фактуру, выписать который должен он сам.

    Задание № 2

    Организация (общество с ограниченной ответственностью) применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Учредитель организации внес в кассу денежные средства в качестве безвозмездной помощи. Как оформляется данная операция и каков порядок ее отражения в налоговом учете? Существует ли ограничение в размере наличных денежных средств, передаваемых учредителем в качестве безвозмездной помощи фирме?

    Налоговая база.

    Формируя налоговую базу, организация - "упрощенец" не учитывает доходы, предусмотренные в статье 251 Налогового кодекса (п.1 ст.346.16 Кодекса).

    На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

    Ш от организаций, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей организации;

    Ш организации, если уставный капитал передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада получающей организации;

    Ш физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада этого физического лица.

    Указанное имущество не признается доходом для целей налогообложения прибыли. Если в течении одного года со дня получения оно (кроме денежных средств) не передается третьим лицам.

    Иными словами, если учредителю (юр. либо физ. лицу) принадлежит более 50% доли в уставном капитале ООО, то безвозмездно полученные от него денежные средства не учитываются в налоговой базе при исчислении налога, уплачиваемого при УСН.

    Причем не имеет значения, как использовались эти денежные средства в хозяйственной деятельности организации в течении года со дня их получения. Следовательно, полученная сумма не отражается в Книге учета доходов и расходов. Затраты, осуществленные за счет безвозмездно полученных денежных средств, включаются в состав расходов в соответствии со статьями 346.16 и 346.17 НК РФ. Естественно, при условии, что эти затраты соответствуют критериям, приведенным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

    Когда доля учредителя в уставном капитале ООО составляет менее 50%, безвозмездно полученные от него денежные средства признаются доходом организации в момент их поступления в кассу (на расчетный счет). Порядок признания доходов при применении "упрощенки" прописан в пункте 1 статьи 356.17 НК РФ.

    Организация в которой доля участия другого юридического лица превышает 25%, не вправе применять УСН (подп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ). Исключение - фирмы, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых среднесписочная численность работников-инвалидов составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%.

    Бухгалтерский учет.

    Для целей бухгалтерского учета (если организация - "упрощенец" ведет его) безвозмездное получение денежных средств отражается в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99). При этом делается запись (проводка):

    Дебит 50 (51); Кредит 91-1

    на сумму безвозмездно полученных денежных средств.

    Кассовые операции.

    Согласно пункту 4 статьи 346.11 Налогового кодекса для организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 №40 (далее - Порядок).

    В соответствии с Порядком прием наличных денег производится по приходным кассовым ордерам (унифицированная форма N КО-1), подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя организации. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера (лица, на это уполномоченного) и кассира. Квитанция должна быть заверены печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

    Требования к оформлению приходного кассового ордера содержатся в журнале регистрации (унифицированная форма N КО-3). Все поступления наличных денежных средств организации учитывают в кассовой книге (унифицированная форма N КО-4). Организация обязана сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе. Порядок и сроки сдачи наличности необходимо согласовать с обслуживающим банком.

    Все организации обязаны применять на территории России контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах в случаях продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Таково требование пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ. Поступление в кассу организации наличных денежных средств в качестве безвозмездной помощи от учредителя не попадает под признаки торговых операций (работ, услуг). Следовательно, в данном случае применение контрольно-кассовой техники не требуется.

    Предельная сумма наличных денежных средств, полученных организацией в качестве безвозмездной помощи от учредителя, законодательством не определена. Банк России установил предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 100 000 рублей. Основание - Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1843-У. напомним, что в соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Поскольку таких действий не происходит, рассматриваемая ситуация под определение сделки не подпадает. А значит, ограничение, установленное Банком России при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами, на данный случай не распространяются

    Иначе говоря, размер безвозмездной помощи, оказываемой учредителем (юридическим или физическим лицом), не зависит от решения участников общества и может превышать установленный предел независимо от того, наличным или безналичным путем вносятся денежные средства.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Акт выездной налоговой проверки. Решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Привлечение к ответственности налогоплательщика. Дополнительные мероприятия контроля. Ответственность налоговых органов за нарушение налогового законодательства.

    реферат [28,2 K], добавлен 30.11.2009

    Особенности исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды по различным категориям плательщиков. Последствия неправильно выполненных расчетов страховых взносов. Перспективы развития и пути совершенствования законодательства по страховым взносам.

    дипломная работа [118,2 K], добавлен 01.03.2012

    Изучение нормативных основ бухгалтерского и налогового учета на предприятии ООО "Газпром трансгаз Москва". Определение функций и роли страховых взносов в формировании доходной части бюджетов. Налоговые ставки по страховым взносам, расчет и уплата ЕСН.

    дипломная работа [83,0 K], добавлен 24.06.2014

    Права и обязанности налогоплательщиков и контролирующих налоговых органов. Налоговые правонарушения, условия привлечения и степень ответственности за них. Порядок расчета и уплаты предприятием налога на добавленную стоимость. Налоговые ставки и льготы.

    контрольная работа [17,5 K], добавлен 01.07.2009

    Повышение значимости налоговой функции государства. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства. Правовая основа деятельности налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов Российской Федерации.

    курсовая работа [28,5 K], добавлен 21.11.2008

    Объект, а также база для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам. Выплаты, которые исключены из перечня необлагаемых. Размер страховых взносов для плательщиков, которые не производят выплаты физическим лицам.

    контрольная работа [21,5 K], добавлен 21.09.2010

    Изучение внутренней организационной структуры налоговых и финансовых органов России и их структурных подразделений. Изучение полномочий, стоящих перед ФНС России в налоговой сфере. Права, обязанности и ответственность налоговых и финансовых органов РФ.

    курсовая работа [89,1 K], добавлен 13.05.2010

    Для чего нужны проверки ФСС?

    Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:

    • начисление и своевременность перечисления взносов;
    • целевое расходование средств на страховые случаи;
    • правильность учета путевок;
    • произошедшие на предприятия случаи травматизма и проведенные расчеты по ним;
    • контроль выполнения банками обязательств о предоставлении информации по процедурам открытия и закрытия счетов страхователями.

    К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.

    Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:

    • сверяют даты на больничном листе и в табеле;
    • производят пересчет страхового стажа, учитываемого для определения процента выплаты по временной нетрудоспособности;
    • сличают подписи на разных документах для выявления подделок.

    Что проверяет ФСС

    Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

    • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
    • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
    • Путевки;
    • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

    Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

    Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

    Необходимые документы

    Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

    ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

    Документы общего характера

    В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

    • учетных регистрах;
    • расчетах по взносам;
    • книге учета доходов и расходов;
    • главной книге и журналах операций;
    • кассовых и банковских бланках;
    • актах выполненных работ или оказанных услуг;
    • авансовых отчетах;
    • кадровой документации.

    Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

    ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

    Какие документы потребует ФСС при проверке

    Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.

    Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.

    Порядок проведения выездной проверки

    Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.

    Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.

    СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.

    Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.

    Что проверяет ФСС при выездной проверке в 2021 году

    Как уже отмечалось выше, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Для проверки соблюдают ли плательщики взносов требования законодательства, ФСС составляет план на год. Причинами для плановых проверок становятся: запросы средств на выплату пособий, жалобы от работников, а также процессы ликвидации и реорганизации компании.

    Важно! Основное, что интересует проверяющих из ФСС, это то, каким образом происходят траты переведенных сумм, порядок начисления и уплаты взносов в случае больничных или декретных выплат.

    Порядок проведения камеральной проверки

    Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.

    Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:

    1. Несоответствие информации, имеющейся в распоряжении фонда, сведениям, показываемым предприятием.
    2. Выявлены явные ошибки в расчетах работодателя.
    3. Один или несколько оплаченных страховых случаев вызывают подозрения относительно подлинности документации.

    При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.

    На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.

    Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.

    Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.

    Какие проверки проводит ФСС

    Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):

    • Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
    • Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
    • Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
    • Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2021 года.

    Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

    Важно! Узнать о предстоящих плановых проверках ФСС можно на их официальном сайте по региональному отделению.

    Результаты проверки

    В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

    Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

    Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

    Адвокат по ФСС в Екатеринбурге

    В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» Вы найдете адвоката, который специализируется на спорах данной категории, он сможет:

    1. проконсультировать Вас по проверке, которая проводится фондом
    2. проведет анализ предоставленных документов, в том числе, результатов работы надзорного органа и выскажется о возможных вариантах развития событий и перспективах дела
    3. подготовит мотивированную жалобу в вышестоящий орган ФСС
    4. подготовит заявление в суд на обжалование результатов контроля
    5. будет представлять интересы доверителя при проверке, при обжаловании результатов проверки, в ином споре с ФСС в суде

    Помимо оказания приведенного перечня услуг, наш адвокат готов оказать иные юридические услуги, которые связаны с фондом соцстрахования и иными органами власти, в том числе, запрос документов, обжалование решений судов и т.д. Звоните нам уже сегодня.

    Что заинтересует ФСС во время выездной проверки

    Фонд социального страхования утвердил новый порядок проведения выездных документальных проверок. Ежеквартальный план ревизий теперь будет составляться по новым критериям отбора кандидатов на проверку. Посмотрим, на что сотрудники ФСС обратят внимание в ходе проверки страхователей по обязательному социальному страхованию и как избежать ошибок.

    Что проверяют Теперь выездные документальные проверки Фонда социального страхования будут проходить по новым правилам. Новые критерии отбора кандидатов на ревизии, а также сроки проведения проверок утверждены постановлением ФСС России от 7 апреля 2008 г. № 81 (зарегистрировано Минюстом России 13 мая 2008 г. № 11667)1. В ходе проверок инспекторов обычно интересует правильность расходования средств на цели соцстрахования, начисления и уплаты страховых взносов. В частности, с особым пристрастием проверяющие подходят к начислению детских пособий, больничных и других подобных выплат за счет средств ФСС России. Также объектом проверки могут стать расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей. Кроме того, сотрудники ФСС могут осущест­вить проверку начисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. При этом инспекторы запросят расчетные ведомости, копии платежных документов, подтверждающих оплату взносов в ФСС, а также заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и т. д.). Кто попадет в план проверок Проверки ФСС могут затрагивать не только плательщиков ЕСН, но и страхователей-работодателей, применяющих спецрежимы, в том числе уплачивающих добровольно страховые взносы в соцстрах. Принятие решения о включении той или иной компании в план не зависит от того, проводилась проверка на предприятии за последние три года или нет. Обязательная ревизия ждет тех, кто попал под один из трех новых критериев. Первое, на что обратят внимание сотрудники ФСС, — в отчетности по форме 4-ФСС РФ (4а-ФСС РФ) компания показывает значительные расходы на цели соцстраха. Второе — страхователь систематически получает из Фонда социального страхования крупные суммы на финансирование данных расходов. И третье — если в ходе проверки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний проверяющие обнаружили ошибки или несоответствия в расчетной ведомости 4-ФСС РФ или 4а-ФСС РФ и страхователь не выполнил требования внести исправления. Сроки проверок — на усмотрение руководителя отделения ФСС Типовой срок выездной проверки теперь составляет один месяц, а не два, как прежде. Но это еще не означает, что ревизии стали вдвое короче. Наоборот, они могут, как и раньше, длиться два или три месяца либо вовсе затянуться на неопределенный срок. Это связано с тем, что управляющий отделением фонда или его заместитель получили право продлевать проверки еще на месяц, в исключительных случаях — на два. Кроме того, к основному сроку прибавляется по одному месяцу на проверку каждого филиала или представительства. При этом срок проведения проверки исчисляется со дня предъявления решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенном контрольном мероприятии. Также руководителем отделения ФСС ревизия может быть и приостановлена. А вот на какой срок, об этом Методические указания умалчивают.

    • Внутренние документы налоговиков
    • План налоговых проверок
    • Запрос налоговой инспекции

    С 16 февраля Пенсионный фонд России начал проводить выездные проверки по страховым взносам. Это самая ранняя дата, когда контролеры вправе приступить к ревизии – не ранее срока представления расчетов за последний расчетный период (п. 5.2 распоряжения Правления ПФР от 11.05.10 № 127р). А срок подачи документов должен быть не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).

    В распоряжении редакции «ПНП» оказались внутренние рекомендации по организации таких проверок, которые ПФР не собирается обнародовать (далее – Рекомендации). В целом действия контролеров из фондов будут мало отличаться от методов налоговиков. Но в Рекомендациях есть некоторые нюансы, на которые ПФР советует территориальным подразделениям обратить особенное внимание.

    Какие компании заинтересуют контролеров из фондов

    Как и налоговики, сотрудники ПФР будут отбирать компании для проверки исходя из данных предварительного анализа. В первую очередь фонд рекомендует обращать внимание на следующих юридических лиц:

    • крупнейших плательщиков страховых взносов. К ним ПФР, согласно Рекомендациям, относит организации, имеющие наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников;
    • компании, которые, по сведениям ФНС России, применяли схемы минимизации взносов. Для этого контролеры запросят у налоговиков материалы по выездным проверкам юрлица;
    • компании, которые не повысили уровень зарплаты после приглашения на «зарплатные» комиссии;
    • компании, ведущие деятельность в отраслях, в которых масштабы ухода от уплаты страховых взносов могут быть значительными. Такие данные предлагается получать у сотрудников ФНС и правоохранительных органов;
    • компании, деятельность которых не проверялась более четырех лет. В Рекомендациях не уточняется, какие проверки имеются в виду – налоговые или проведенные сотрудниками фондов. Вероятнее всего, контролеры будут ориентироваться на давность выездных ревизий по налогам;
    • компании на спецрежимах, поскольку в 2010 году они могли неправомерно применять пониженную ставку взносов в размере 14 процентов;
    • компании, у которых в отчетности в ПФР и ФСС за один и тот же период имеются расхождения, а также неоднократные корректировки расчетов;
    • компании, у которых по итогам камеральных проверок взносов выявили недоимку и которые ее не погасили в течение двух отчетных периодов;
    • компании, которые нерегулярно предоставляют расчеты по взносам или которые не сдавали отчетность (формы РСВ – 1 ПФР) или сведения персонифицированного учета более чем за один прошедший отчетный период;
    • компании, у которых резко изменилась величина взносов при неизменной численности работников;
    • компании, «мигрирующие» между налоговыми органами. Информацию о неоднократном снятии с учета и постановки на учет контролеры запросят в инспекциях;
    • компании, которые задерживают зарплату более чем на три месяца. Источником такой информации может быть Государственная инспекция труда, объединение организаций профсоюзов региона, а также сведения, полученные от граждан по «телефону доверия»;
    • компании, которые подлежат ликвидации или реорганизации. В этом случае проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей ревизии.

    Ежегодный план-график проведения выездных проверок контролеры из ПФР будут составлять совместно с региональными отделениями ФСС России. Соглашение о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов утверждено приказом от 28.10.09 № АД-30-35/10 сог, № 02-43/07-2205П.

    Требовать подлинники документов контролеры из фондов вправе только в первоначальном требовании

    Перед проверкой контролеры из фондов обязаны предъявить служебные удостоверения. Основанием для нее, как и при налоговом контроле, является решение руководителя (или его заместителя) территориального органа фонда. Форма такого решения № 9-ПФР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.09 № 957н. Один экземпляр документа вручается плательщику, а второй – приобщается к материалам дела.

    Далее контролерам рекомендуется определиться с помещением и графиком своей работы. Если компания препятствует доступу на территорию офиса, руководитель проверяющей группы составляет акт о воспрепятствовании (форма № 13, утв. приказом № 957н), который должен подписать сам он и проверяемое лицо.

    На основании такого документа контролеры из фондов вправе расчетным путем определить сумму взносов к уплате (ч. 2 ст. 36 закона № 212-ФЗ). Если плательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, ее могут провести по местонахождению территориального органа ПФР.

    Каким методом проверять бумаги – сплошным или выборочным, ревизоры решают на месте. Это зависит от объема бумаг и состояния бухучета.

    Одновременно с решением о проведении выездной проверки обществу вручается требование о представлении документов (ст. 29 и 37 закона № 212-ФЗ). Форма № 14 такого требования утверждена в том же приказе № 957н.

    Количество требований, которые могут выставить сотрудники фондов, в Рекомендациях не ограничено. Но запрашивать подлинные документы ревизоры могут только в первоначальном требовании (ч. 4 ст. 37 закона № 212-ФЗ). В дальнейшем компания вправе представлять только заверенные копии (ч. 2 ст. 37 закона № 212-ФЗ). При этом знакомиться с подлинниками ревизоры могут только на территории плательщика. За исключением случаев проведения проверки по местонахождению фонда.

    Представить документы на проверку по письменному требованию контролеров компания обязана в течение 10 рабочих дней со дня его вручения (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 6 ст. 37 закона № 212-ФЗ). В случае выездной налоговой проверки срок такой же (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Контролеры из фондов запросят документы, которые касаются полностью всей деятельности компании

    ПФР в Рекомендациях привел перечень документов, которые необходимо запросить у проверяемой организации. Причем фонд интересуют сведения не только о начисленной зарплате, но и обо всех иных операциях общества.

    Учредительные и разрешительные документы. Здесь контролерам понадобятся устав, учредительный договор, лицензии и т.п. Информация из таких документов поможет выявить Ф.И.О. учредителей, заявленные виды деятельности, наличие лицензий. В дальнейшем любые нестандартные выплаты денег в пользу учредителей будут анализироваться тщательнее. А наличие лицензий покажет, есть ли у компании право вести вид деятельности, по которому предусмотрены пониженные тарифы взносов.

    Приказы и положения об учетной политике. Они позволят контролерам проанализировать всю деятельность компании и выявить нетипичные операции, которые могут прикрывать выплату «серых» доходов. Также ПФР советует проверить, какие регистры компания утвердила в приложениях к учетной политике. Здесь, скорее всего, идет речь о плане счетов и открываемых к нему субсчетам. По ним легче сориентироваться в поиске нужных сумм и выплат.

    Бухгалтерская отчетность. Контролерам понадобятся все формы бухгалтерской отчетности, а также пояснительные записки к ним и при наличии аудиторские заключения. В Рекомендациях сказано, что документы должны относиться к проверяемому периоду. В статье 37 закона № 212-ФЗ такого уточнения нет. Поэтому есть вероятность, что контролеры не будут ограничиваться таким сроком и потребуют более ранние документы. Это даст возможность проследить динамику показателей. Так, подозрительным для контролеров может стать общее улучшение бухгалтерских показателей на фоне резкого снижения взносов.

    Регистры бухгалтерского и налогового учета. В частности, ПФР рекомендует посмотреть Главную книгу, книги учета доходов и расходов, оборотно-сальдовые ведомости, кассовую книгу, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат или иных вознаграждений и страховых взносов и т.п. Перечень счетов бухучета, на который ПФР рекомендует обратить внимание, представлен в таблице 1.

    По каким счетам проверяющие могут запросить подробную информацию

    В каких случаях запросят карточки по субконто Счета бухгалтерского учета
    В любом случае – 50 «Касса»; – 51 «Расчетные счета»; – 52 «Валютные счета»; – 55 «Специальные счета в банках»; – 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; – 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; – 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; – 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям; – 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»; – 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
    Если были выплаты в натуральной форме – 10 «Материалы»; – 41 «Товары»; – 43 «Готовая продукция»; – 45 «Товары отгруженные»
    Если производилась безвозмездная передача ТМЦ – 91 «Прочие доходы и расходы»

    Документы кадрового учета. В частности, приказы о зачислении и увольнении сотрудников, табели учета рабочего времени и расчета зарплаты, расчеты об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и т.п. Такие внутренние документы компании подробно раскрывают нюансы выплат по каждому работнику.

    Гражданско-правовые договоры. Основное внимание будет сосредоточено на соглашениях с физлицами, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Но не исключено, что контролерам понадобятся и другие договоры, которые могут прикрывать выплату доходов. Например, договоры аренды имущества физлиц или договоры страхования работников.

    Первичные и другие документы. Здесь проверяющие могут запросить все что им будет угодно. В частности, в Рекомендациях перечислены следующие документы:

    • выписки и платежки банка;
    • расчетные и платежные документы в отношении всех вознаграждений в пользу физлиц: ведомости по начисленным доходам, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также документы по зачислению денег на банковские карточки и счета физлиц;
    • накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ и оказанных услуг;
    • документы персонифицированного учета. В том числе сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица.

    Компьютерная бухгалтерская программа. Здесь особый акцент ПФР делает на операции, введенные вручную, и на бухгалтерские справки. Ведь в таких регистрах и документах могут быть отражены нетипичные хозяйственные операции, по которым неправомерно не исчислены взносы (см. табл. 2).

    Какие нетипичные проводки привлекут внимание контролеров из фондов

    Какое нарушение контролеры будут искать Какая проводка поможет выявить нарушение С какими документами сравнят проводки
    Выплаты сотрудникам денег из кассы, которые не учтены при обложении взносами Дт 41, 44, 91, 89, 96 – Кт 50 Дт 60, 62, 73, 75, 76 – Кт 50 Проведут сверку сумм, выданных физлицу по кассе, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета
    Выплаты, осуществленные безналичным путем, минуя счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», которые не учтены при исчислении взносов Дт 84 – Кт 51, 52 Дт 60, 76 – Кт 50, 51, 52, 55 Истребуют журнал-ордер по счету 51 «Расчетный счет», банковские выписки, платежные поручения
    Занижение страховых взносов через выплаты подотчетным лицам Дт 71 – Кт 50, 51 Запросят приказы, в которых определен круг подотчетных лиц, а также сроки возврата неизрасходованных сумм, авансовые отчеты и журнал-ордер по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Также могут запросить все документы по командировке
    Наличие невозвращенных в установленные сроки подотчетных сумм и их последующее неудержание из зарплаты работника Дт 94 – Кт 71 Дт 70 – Кт 94 Дт 71 – Кт 73
    Выплаты работникам в натуральной форме, минуя счет реализации Обороты по кредиту счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» Проверят накладные на передачу материалов, товаров, услуг и т.п.
    Операции по реализации работникам основных средств и прочих активов, в том числе при безвозмездной передаче Дт 91 субсчет «Прочие расходы» – Кт 01, 10, 41 Проанализируют акты о ликвидации ОС, накладные на отпуск ОС, ТМЦ для реализации или выдачи в счет оплаты труда иного вознаграждения; акт приема-передачи или безвозмездной передачи ОС

    Возможность использования «зарплатных» схем проверят по алгоритму налоговиков

    ПФР детально описал схемы, на которые следует обратить особое внимание. Доводы, с помощью которых контролерам рекомендуется разоблачать незаконную оптимизацию, приводятся те же, что и ранее использовали налоговики.

    Методы разоблачения конвертной схемы. Контролеры из фондов будут анализировать уровень зарплаты и динамику изменений, сравнивать уровень с такими показателями, как МРОТ и среднеотраслевой уровень зарплаты по региону и т. д. Подробнее об этом читайте в статье «В 2011 году 77 процентов практиков планируют выплачивать “серые” зарплаты».

    Схема, основанная на фиктивных страховых выплатах. Если компания застраховала своих сотрудников от несчастных случаев и болезней или оформила договоры, по которым выплата производится при дожитии до определенной даты, то контролеры будут проверять их на предмет фиктивности. Они так же, как и налоговики, осведомлены о самой распространенной схеме, когда организация перечисляет взносы на счет страховой компании. Та в свою очередь под видом страховых выплат переводит эти деньги на карточки сотрудников общества.

    Чтобы разоблачить такую схему еще до проверки, контролеры запросят у налоговиков информацию о контрагентах страховых компаний.

    «Инвалидная» схема. Применение такой схемы контролеры из фондов обнаружат теми же способами, что использовали и налоговики. Так, например, проверяющих заинтересуют договоры аренды персонала у компании, которая пользуется льготами по причине найма инвалидов. Ведь такие лица могут до 2015 года платить взносы по пониженным ставкам.

    Выплаты в пользу предпринимателя по гражданско-правовому договору. Здесь контролеры проанализируют сам договор, выясняя, не дублируются ли функции ИП с трудовыми обязанностями других сотрудников. Не имеет ли он признаков трудового договора. Еще одним доказательством схемы будут акты приема-сдачи работ, которые фиксируют не исполнение разового задания, а регулярное выполнение трудовых обязанностей (об этом также читайте в статье «Как на практике заменяют штатный персонал предпринимателями для экономии на взносах»).

    Иные способы минимизации страховых взносов. Дополнительно в числе иных схем были названы схема обналички денег через однодневки, а также неначисление взносов на компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника.

    Процессуальные сроки проверки по взносам не отличаются от налоговых

    Как и налоговики, в рамках выездной проверки контролеры из фондов могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но поскольку страховые взносы компании платят с 1 января 2010 года, то для проверки доступен только 2010 год. ПФР особо отметил, что уплату ЕСН контролируют налоговики.

    Сроки для оформления результатов проверки такие же, как и в случае проведения выездной налоговой проверки. Они представлены в таблице 3.

    Сроки проведения выездных проверок страховых взносов и налоговых проверок практически совпадают

    Сроки оформления результатов выездной проверки Нормы закона № 212-ФЗ Нормы НК РФ
    Справка о выездной проверке выдается в последний день проверки Часть 23 статьи 35 Пункт 15 статьи 89
    Длительность проверки не может превышать два месяца Часть 11 статьи 35 Пункт 6 статьи 89
    В общем случае приостановить проверку могут не более чем на шесть месяцев. Как исключение – еще на три месяца Часть 18 статьи 35 Пункт 9 статьи 89
    Акт проверки составляется не позднее двух месяцев со дня составления справки Часть 2 статьи 38 Пункт 1 статьи 100
    Акт проверки вручается в течение пяти дней со дня даты его подписания Часть 4 статьи 38 Пункт 5 статьи 100
    Письменные возражения можно представить в течение 15 дней со дня получения акта проверки Часть 5 статьи 38 Пункт 6 статьи 100
    Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения не должны занимать более 10 дней со дня истечения срока для представления возражений Часть 1 статьи 39 Пункт 1 статьи 101
    Решение по проверке вручается в течение пяти дней после дня его вынесения Часть 13 статьи 39 Абзац 6 пункта 15.1 статьи 101
    Решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения Часть 12 статьи 39 Пункт 9 статьи 101
    Обжаловать решение в вышестоящем органе можно в течение трех месяцев со дня вручения решения Часть 2 статьи 55 Пункт 2 статьи 139

    Выездная проверка взносов может быть приостановлена для истребования дополнительных документов, для получения информации от иностранных государств или для перевода документов на русский язык (ч. 15 ст. 35 закона № 212-ФЗ). При проведении налоговой проверки в числе таких оснований также есть проведение экспертиз (п. 9 ст. 89 НК РФ). Но и в том, и в другом случае сроки приостановления также совпадают – шесть месяцев. Плюс дополнительно три месяца в случае, если невозможно получить информацию от иностранных стран (ч. 18 ст. 38 закона № 212-ФЗ).

    Плательщик страховых взносов также участвует в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. А обжаловать решение по результатам проверки он вправе в течение трех месяцев.

    Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    С 01.01.2017 ФНС осуществляет проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся в соответствии с налоговым законодательством. Данный контроль ведется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с проведением камеральных налоговых проверок.

    В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность их уплаты, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

    по месту нахождения организации;

    по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

    Таким образом, отчетность за 2018 год, представляемая по форме, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, должна быть представлена не позднее 30.01.2019.

    Принятый налоговым органом расчет проходит камеральную проверку.

    Как проводится камеральная проверка?

    Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

    В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

    Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

    Об истребуемых при проверке документах

    Нередко у учреждения-страхователя возникает вопрос: вправе ли налоговый орган затребовать от страхователя дополнительные документы, кроме представленного расчета по страховым взносам? По общему правилу объектом проверки является расчет по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок № ММВ-7-11/551@).

    Кроме того, объектом проверки могут быть и другие документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. ФНС вправе их истребовать при проведении налогового контроля (см. п. 8.6 ст. 88 НК РФ). Как видим, данное право законодательно утверждено в НК РФ.

    К сведению: для всех случаев истребования пояснений или документов, а также внесения исправлений у налогоплательщика в рамках камеральной проверки ст. 88 НК РФ установлен единый срок представления – в течение пяти дней.

    Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должно письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов. В уведомлении следует отразить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика ФНС установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Однако необходимо учесть, что направление в адрес организации-страхователя требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в расчете по страховым взносам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует о налоговом правонарушении. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.

    В каких случаях расчет является непредставленным?

    Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:

    1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:

    в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

    в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;

    в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину;

    в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

    в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;

    2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;

    3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

    4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

    В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):

    не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;

    не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

    О недостоверных персональных данных

    Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

    В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

    В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

    Об ошибках, обнаруженных в расчете

    Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

    внести необходимые изменения в расчет;

    представить уточненный расчет в налоговый орган.

    При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

    Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

    Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

    Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

    в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

    в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

    Ответственность за непредставление расчета в срок

    Непредставление расчета в установленный срок влечет наступление ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

    Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

    Кроме налоговой ответственности за нарушение сроков представления расчета, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

    В Письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 Минфин обратил внимание, что в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями. Если он этого не сделает, то может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

    418-основа.jpg

    Оплата труда сотрудника – это вознаграждение за его трудовую деятельность, которое исчисляется исходя из его квалификационных качеств, сложности выполняемой работы, количества отработанных часов, качества труда и других критериев. Помимо заработной платы, к таким вознаграждениям относят выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

    По законодательству Российской Федерации с таких выплат работодатель выплачивает обязательные суммы, которые идут в бюджет страны. Они называются страховыми взносами (далее – СВ).

    Что такое страховые взносы?

    Налоговый кодекс, а точнее его восьмая статья говорит, что это платежи, которые государство взимает с работодателей на финансовое обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение обеспечения по тому или иному виду обязательного социального страхования.

    Виды страховых взносов: какие бывают?

    Статья 8 Налогового кодекса различает такие виды взносов на обязательное страхование:

    — на пенсионное (ОПС);

    — на медицинское (ОМС);

    — на социальное - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);

    — на травматизм (от несчастных случаев и профзаболеваний).

    СВ рассчитываются с зарплаты и иных выплат сотрудникам, к которым относятся (ст. 420 Налогового кодекса):

    — отпускные и компенсации за неистраченный отпуск;

    — материальная помощь более 4000 руб. на одного сотрудника за год.

    Плательщики страховых взносов: кто они?

    СВ должны уплачивать все работодатели, выплачивающие зарплату и другие выплаты работникам (п.1 ст. 419 НК РФ).

    Уплату взносов производят непосредственно из денежных средств организации: данная сумма не вычитается из зарплаты сотрудника.

    Плательщиками могут быть как юридические лица (организации и ИП), так и физические лица.

    Важный момент: ИП уплачивают СВ не только за своих сотрудников, но и за самих себя (п.2 ст. 419 НК РФ).

    Взносами облагаются выплаты сотрудникам, нанятым по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера (ГПХ).

    Если сотрудник нанят по договору ГПХ, то работодателю за него не нужно уплачивать СВ на ВНиМ и по травматизму. Но на ОМС и ОПС всё равно придётся платить.

    Выплаты, не подлежащие обложению

    Согласно 422 статье Налогового кодекса обложению взносами не подлежат:

    — Пособия от государства: по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочие.

    — Компенсационные выплаты: возмещение вреда, причинённого здоровью, плата за аренду жилого помещения, возмещение затрат на питание, спонсирование повышения квалификации и т.д.

    — Единовременно выплачиваемая материальная помощь – из-за ЧС, стихийного бедствия, смерти члена семьи, рождения ребёнка.

    — Доходы (кроме з/п), полученные членами общин малочисленных коренных народов РФ.

    — Материальная помощь – до 4 000 руб. на сотрудника.

    — Возмещение трат сотрудников на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья.

    — Прочие виды выплат компенсационного характера.

    Предельная база страховых взносов

    При расчёте суммы взносов значение имеют не только ставки, но и предельная величина базы по ним – то есть максимальные лимиты. Лимит базы устанавливается только по взносам на ОПС и ВНиМ. По СВ на ОМС и на травматизм – нет. В 2020 году предельные величины базы по СВ следующие:

    — на ОПС – 1 292 000 руб.

    — на ВНиМ – 912 000 руб.

    Ставки страховых взносов

    В 2020 году установлены следующие ставки (тарифы) СВ.

    Доходы сотрудника В ПРЕДЕЛАХ установленной предельной величины базы

    Доходы сотрудника СВЫШЕ установленной предельной величины базы

    Для некоторых компаний установлены пониженные (льготные) ставки СВ. Право использовать их есть у компаний, соблюдающих условия из п. 5 ст. 427 НК РФ. Например, у ИТ-компаний, которые разрабатывают ПО для ЭВМ. Они могут использовать ставки СВ 8% - на ОПС, 4% - на ОМС, 2% - на ВНиМ.

    А если выплаты сотруднику превысят предельные базы (лимиты), то СВ на ОПС и на ВНиМ с выплат этому сотруднику начислять не требуется.

    Что касается СВ на травматизм, то ставки по этому виду в 2020 году остаются на прежнем уровне. Размер ставки зависит от класса профессионального риска деятельности компании. Для расчёта СВ в 2020 году организации нужно было в срок до 15 апреля 2020 года подтвердить свой основной вид деятельности – так ФСС установит ей тариф на текущий год.

    Всего существует 32 тарифа, они сформированы с учётом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ). Минимальная ставка – 0,2%, она соответствует первому классу профриска. Максимальная ставка – 8,5%, соответствующая тридцать второму классу.

    Приведём примеры ставок на травматизм в 2020 году.

    Класс профессионального риска

    Ставка СВ на травматизм

    Порядок и сроки начисления и уплаты

    СВ на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения плательщиков, СВ на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вовсе.

    Если у компании есть обособленные подразделения в других городах, то СВ уплачиваются по месту нахождения головной компании, за исключением случаев, когда «обособка» наделена специальными полномочиями.

    Начисление СВ происходит ежемесячно по каждому работнику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления СВ. А уплачиваются они не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если 15 число попадает на выходной день (сб/вс/праздник), то взносы платятся в следующий за выходным рабочий день. Например, СВ за октябрь необходимо оплатить не позднее 16 ноября.

    Можно оплатить раньше, позже – нельзя. За каждый день просрочки начисляются пени.

    Уплаченные СВ оформляются в виде отдельных платёжных документов.

    Отчётность по страховым взносам

    Итак, сдавать отчётность по страховым взносам обязан работодатель, который заключил трудовой договор и (или) договор ГПХ с физическим лицом и выплачивает ему вознаграждение. При начислении вознаграждений он обязан исчислить с них и страховые взносы, уплатить их, а затем предоставить отчётность в госорганы.

    Организации отчитываются по страховым взносам в любом случае: вне зависимости от того, производились ли выплаты физлицам в отчётном периоде или нет. Если выплат не было, сдаются так называемые нулевые отчёты.

    С индивидуальными предпринимателями дело другое. Если ИП не имеет сотрудников и не зарегистрирован как работодатель, то отчёты по страховым взносам он не сдаёт.

    Отчётные периоды для всех видов страховых взносов одинаковые: это квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный период – год. По завершению каждого из указанных периодов плательщики СВ должны отчитаться о базе, размере, в котором были исчислены страховые взносы, и о том, какие выплаты не подпали под обложение взносами.

    Формы отчётности в 2020-2021 годах состоят из 4-ФСС и единого расчёта по страховым взносам. 4-ФСС предназначен для расчёта базы и взносов на травматизм, он сдаётся в ФСС. В едином же расчёте рассчитываются СВ на пенсионное, медицинское страхование и на случай нетрудоспособности. Этот документ сдаётся в налоговую службу.

    Сроки сдачи отчётности

    Сроки сдачи 4-ФСС зависят от способа подачи – в бумажном или электронном виде. Если отчёт сдаётся на бумаге (для компаний, где среднесписочная численность (ССЧ) или число сотрудников менее 25 человек), то крайний срок – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Если отчёт отправляется в электронном виде (для компаний с ССЧ или числом сотрудников свыше 25 человек), то сроки увеличиваются на 5 дней.

    Единый расчёт по страховым взносам работодатели сдают до 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Здесь срок сдачи не зависит от способа отправки. Однако требование к численности сотрудников также есть. Сдавать отчёт в электронном виде должны работодатели с ССЧ или числом сотрудников более 10 человек.

    Такском предлагает на выбор три сервиса для электронной отчётности, в зависимости от масштабов бизнеса, его нужд и используемых учётных и информационных систем.

    Так, малому и среднему бизнесу отлично подойдёт облачное решение компании Онлайн-Спринтер. Это веб-кабинет, для работы в котором нужен лишь любой ПК и доступ в интернет. Онлайн-Спринтер представляет собой дополнительную вкладку в браузере, через которую можно сдавать отчётность и переписываться с ФНС. Данные надёжно хранятся в облачном архиве.

    Обновлять сервис не придётся: пользователям всегда открывается только актуальная версия ПО.

    Форма 4-ФСС в Онлайн-Спринтере:

    418-1.jpg

    Форма единого расчёта по СВ в Онлайн-Спринтере:

    418-2.jpg

    Решение Доклайнер подойдёт предприятиям покрупнее и тем, кто склоняется в пользу выбора программных решений, устанавливаемых на рабочий компьютер. Хранение данных осуществляется на ПК пользователя. При этом работа в сервисе так же проста, как в Спринтере.

    В Доклайнере может работать сразу несколько сотрудников одновременно, что удобно для компаний с несколькими бухгалтерами, отвечающими за разные направления отчётности. Можно настроить разные права доступа для них.

    У Доклайнера предусмотрен фоновый режим обновлений, который не отвлекает пользователя ПК. Также программа автоматически умеет определять тип документа, отправителя и получателя – достаточно перенести документ из папки на компьютере в окно Доклайнера. Сервис моментально запускается даже с большой базой документов.

    А тем, кто привык работать в системе 1С, Такском предлагает напрямую из неё сдавать отчётность. Решение 1С: Электронная отчётность поддерживает большинство популярных конфигураций семейства 1С. Таким образом, решение позволяет работать из привычного интерфейса всем знакомой программы, не перенося данные, и без повторного их ввода.

    Читайте также: