Налогообложение предприятий курсовая работа

Опубликовано: 16.05.2024

Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет)

Курсовая работа по дисциплине

«Налоговая система».

Налогообложение предприятий.

Выполнила: студентка группы 3зЭ2

Проверил: Луковецкий М.А.

Налог на имущество предприятий.

Плательщиками налога в соответствии с Законом от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Не являются плательщиками налогов на имущество:

Центральный Банк Российской Федерации и его учреждения;

организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности – в частности имущества, используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный налог;

филиалы и обособленные подразделения организаций.

Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.

К последним, в частности, относятся материалы, комплектующие изделия, готовая продукция и товары, расходы будущих периодов, осуществленные производственные затраты, не включенные в состав себестоимости продукции (работ, услуг) по состоянию на каждую отчетную дату, издержки обращения на остаток товаров, а также товары отгруженные (выполненные работы, оказанные услуги).

К нематериальным активам относятся исключительны права на результаты интеллектуальной деятельности, оформленные лицензиями, патентами или другими документами. Не относятся к нематериальным активам лицензии на право осуществления определенных видов деятельности, компьютерные программы, приобретаемые у организаций, обладающих исключительными правами на эти программы. Также к НМА можно отнести обладание коммерческой тайной («ноу-хау»).

Под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемую в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказание услуг) или для управления организацией (пункт 1 статьи 257 главы 25 НК РФ).

Кроме того, стоимость основных средств, нематериальных активов малоценных и быстроизнашивающихся предметов при исчислении налогооблагаемой базы принимается за вычетом сумм начисленного износа.

Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности – участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества устанавливается Инструкцией ГНС «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущества предприятий». За отчетный период она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если предприятие создано во второй половине квартала среднегодовая стоимость рассчитывается, начиная с первого квартала, следующего за кварталом создания.

Расходы по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 1 число месяца, следующего за истечением срока строительства (монтажа).

Данным налогом не облагается имущество:

бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; коллегий адвокатов и их структурных подразделений;

предприятий по производству, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову, переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

специализированных протезно-ортопедических предприятий;

используемое исключительно для нужд образования и культуры;

религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;

предприятий народных художественных промыслов к (предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50%);

вновь созданных предприятий, учреждений и организаций – в течение одного года после их регистрации, за исключением созданных на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, учреждений и организаций, их филиалов и подразделений;

используемое для образования стразового запаса (при наличии норм, учрежденных органами государственного управления) на предприятиях, связанных сезонным (природно-климатическим) циклом поставок ТЭЦ и др.), а также запасов, созданных в соответствии с решением соответствующих органов государственной власти и управления;

полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа;

жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, организаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;

общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников;

научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу; государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%;

предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);

Специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

Органов управления и Государственной противопожарной службы, при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;

Иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной подготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанные по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления. Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации;

Профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований;

Используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

Используемое исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции, в случае, если такое имущество находится в собственности инвесторов в соответствии с указанными соглашениями, а также в случае, если в соответствии с условиями указанных соглашений такое имущество передано инвесторами в собственность государства при сохранении за ними исключительного права на пользование указанным имуществом.

Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам);

Объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или

частично находящихся на балансе налогоплательщика;

Объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности

или гражданской обороны;

- Имущества, используемого для производства, переработки и хранения

сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработке рыбы;

Продуктопроводов, путей сообщения (включая автомобильные дороги), линий связи

и энергопередачи, а также земельных полос вдоль них и сооружений, вводимых с целью

поддерживания в эксплутационном состоянии указанных объектов;

Специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;

Ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания, магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

Мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей;

Имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия) на срок его использования в данных целях;

Эталонного и стендового оборудования территориальных органов РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Законодательными актами субъектов Федерации могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы. Например, Московская Дума приняла Закон от 2 марта 1994 года № 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий». Законом освобождены от уплаты налога предприятия городского пассажирского транспорта (кроме такси) и столичный метрополитен.

Освобождены также от налога предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению; предприятия, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляют не менее 50%, организации, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому заказу, у которых выручка по выполнению таких работ составляет не менее 70% от объема таких работ; общественные организации участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных; детские подростковые клубы и центры. Если предприятия имеют на своем балансе памятники истории и культуры, являющиеся городской собственностью, то их стоимость вычитается из стоимости имущества, подлежащего налогообложению. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.

При отсутствии разрешений органов государственной власти соответствующих уровней об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятия, применяется указанная выше максимальная ставка налога.

Исчисленная ставка налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям на операционные и разные расходы. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. Сумма налога начисляется плательщиками самостоятельно нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Зачисление суммы налога на имущество предприятий производится в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов.

Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля реализуются Законом РФ «ОБ основах налоговой системы Российской Федерации» и другими законодательными актами.

Являясь региональным, налог на имущество предприятий поддерживает доходную часть местных бюджетов. Сумма платежей налога равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты.

Роль налога на имущество предприятий в последние годы возрастает. Это можно проследить даже по тому, как изменяется предельная ставка налога. Законом РФ от 13 декабря 1991 года

№ 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» максимально допустимая ставка была установлена в размере 0,5% стоимости имущества. Однако уже в июле того же года предельная ставка повышается до 1%. Указом президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней» разрешено вводить налог размером до 2%.

Накануне каникул 2002 г. Дума в первом чтении одобрила проект главы НК «Налог на имущество организаций», подготовленный депутатом Оксаной Дмитриевой. По сравнению с действующим законодательством проект выводит из-под налогообложения объекты незавершенного строительства и товарные запасы. Второе чтение главы намечено на октябрь.

Однако в августе 2002 года Министерство экономического развития и торговли России опубликовало концепцию реформирования системы имущественных налогов в Российской Федерации.

Проблемы существующей системы налогообложения имущества организаций:

широкое определение объекта налогообложения (в объект налогообложения наряду с основными средствами включаются материальные активы, запасы и затраты);

большой объем льгот, позволяющий исключать из налоговой базы до 60% стоимости налогооблагаемого имущества.

Предлагаемая концепция налога на имущество организаций:

налог является региональным налогом, то есть ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также льготы определяются региональными органами власти;

объектом налогообложе5ния должны являться только основные средства.

Понятие «основные средства» должно определяться в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, а не в соответствии со статьей 257 главы 25 (налог на прибыль) Налогового кодекса Российской Федерации;

налоговой базой должна стать среднегодовая остаточная стоимость основных средств;

сокращение налоговых льгот на федеральном уровне;

доходы от сбора налога должны распределяться между бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями в разных долях.

Предельную ставку налога при этом предлагается увеличить с 2% до 2,6%. Кроме того, концепция, разработанная министерством, предполагает возможность замены регионом налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога налогом на недвижимость. В настоящее время такой эксперимент проводится в Новгороде и Твери. После получения его предварительных итогов планируется приступить к тщательной разработке этого налога.

На сегодняшний день налог на имущество существует в 130 странах. В большинстве из них поступления от этого налога составляет от 1 до 3 процентов доходов бюджета. Но в некоторых государствах значимость его больше, например в Великобритании, - 10 процентов. Почти везде этот налог является местным и поступает в региональные бюджеты.

  • Содержание

Налог на добавленную стоимость

Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость. Налогообложение добавленной стоимости обеспечивает более 45% поступлений в бюджет.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

Сумма налога рассчитывается в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов, стоимость которых включается в издержки производства и обращения. Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий - производителей промежуточной продукции, так как уплаченный ими как потребителями сырья и материалов налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам). Налог включается производителем или продавцом в цену товара и оплачивается покупателем.

Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. НДС взимается в нашей стране при реализации всех товаров, услуг и выполнении всех работ за редкими исключениями, оговариваемыми в специальных постановлениях.

Налог на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса РФ.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все организации и индивидуальные покупатели, которые в соответствии со статьей 144 НК РФ подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

При этом согласно статье 145 НКРФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. Положения статьи 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение:

- выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);

- выписку из книги продаж;

- выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС РФ от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

· реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

· передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание слуг) для собственных нужд расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

· выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

· ввоз товаров на таможенную территорию Российской федерации.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 ЙК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

Статьей 163 НКРФ календарный месяц установлен налоговым периодом для исчисления налога. В том случае, если ежемесячно в течение квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, для налогоплательщиков (налоговых агентов) не превышает один миллион рублей - налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (п. 1 ст. 164 НК РФ) при реализации:

- товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

- работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортированных за пределы РФ товаров и импортированных в РФ, выполняемых российскими перевозчиками, и иные Подобные работы (услуги);

- работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем;

- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ по единым международным перевозочным документам;

- работ (услуг), выполняемых (оказываемый) непосредственно в космичёском пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

- драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

- товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним Представительствами;

- припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% (п. 2 ст. 164 НКРФ) при реализации:

· следующих продовольственных товаров -

- скота и птицы в живом весе;

- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбоната и языка заливного);

- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на. плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

- яйца и яйцепродуктов;

- сахара, включая сахар-сырец;

- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

- маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

- хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

- рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);

- море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры, осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского); осетровых, -рыб -белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи.и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе-ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов, варено-мороженых; лангустов);

- продуктов детского и диабетического питания;

- овощей (включая картофель);

· следующих товаров для детей -

- трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий; перчаток, варежек, головных уборов;

- швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ);

- обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;

- тетрадей для рисования;

- альбомов для рисования;

- альбомов для черчения;

- папок для тетрадей;

- обложек для учебников, дневников, тетрадей;

- касс цифр и букв;

· периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

· книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

· услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);

· редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);

· услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях (утрачивает силу с 01.01.2003 Закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ);

· услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера), в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки;

· следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства -

- лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

- изделий медицинского назначения.

По остальным товарам (работам, услугам) налогообложение производится по налоговой ставке 20%.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 20 и 10%, применяются расчетные ставки соответственно 16,67 и 9,09% (п. 4 ст. 164НКРФ).

При определении налоговой базы сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду (ст. 166 НК РФ).

В соответствии со статьей 167 НКРФ моментом определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) является для налогоплательщиков:

· утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов -

- день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

· для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств -

- день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этом сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов) и не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры.

В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры оформляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Порядок оформления счета-фактуры изложен в главе 22 «Учет готовой продукции».

На основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и подтверждающих фактическую уплату сумм налога производятся налоговые вычеты.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов, от успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом, она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др.

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса Российской федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Актуальность темы исследования определена тем, что налоговые платежи самым существенным образом влияют на работу предприятия, и прежде всего на конечные финансовые результаты.

Естественно, налоговая система влияет и на социальные процессы на уровне коммерческих предприятий через эффективность функционирования коммерческой организации. Если налоговая система позволяет эффективно функционировать коммерческой организации, то в этом случае у нее имеются возможности для повышения заработной платы, что ведет не только к повышению материального положения работников предприятия, но и к увеличению отчислений по единому социальному налогу, НДФЛ.

Объект исследования – налогообложение предприятия в современных условиях.

Предмет исследования - система организации учета расчетов по налогам и сборам на предприятии.

Цель курсовой работы - раскрыть особенности и методику учета расчетов по налогам и сборам на предприятии.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

1. рассмотреть особенности налогообложения предприятий, его нормативное обеспечение, систему действующих налогов и сборов и организация их учета

2. раскрыть особенности учета расчетов по федеральным налогам;

3. проанализировать особенности учета региональных налогов и сборов;

4. раскрыть особенности учета местных налогов и сборов;

5. проанализировать особенности учета отложенных активов и обязательств.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализ, синтез.

Информационной базой исследования явились соответствующие нормативные акты в рамках данной темы.

Структура работы: введение, пять глав, заключение и список источников и литературы.

Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования государственного и местного бюджетов. Основная функция налогов регулировать экономику. С Помощью рычагов налоговой политики государство оказывает воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры, стимулирует экономический рост.

Налоговая система выполняет следующие функции: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную.


С помощью фискальной политики формируются доходы государства, необходимые для реализации политических, социально-экономических задач. Государство осуществляет распределительные функции, формируя доходы и расходы (федерального, регионального, местного бюджетов, внебюджетных фондов), обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения. Сущность регулирующей функции проявляется в дифференцированном подходе к различным отраслям, видам деятельности, регионам. Регулирующая функция проявляется в форме льгот и санкций. Налоговые льготы стимулируют развитие перспективных отраслей, обеспечивают вложения инвестиций в основной капитал, налоговые санкции выступают проявлением контрольной функции. Количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах проявляется в контрольной функции.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и финансовую политику. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов.


Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога. Налоги классифицируются по уровням взимания, по методу установления, источникам выплат, по субъекту уплаты, по методу исчисления и т.д. В Налоговом кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 1999 года определено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов.

Согласно статье 19 НКРФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.

В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (ст. 39 НК РФ). Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. 5

1.1 Предприятие, его цели в рыночной экономике. 5

1.2 Основные налоги, уплачиваемые предприятиями. 8

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «КРЫМСКОЕ». 12

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. 12

2.2 Оценка финансового состояния и финансовых результатов. 15

2.3 Анализ динамики начисления и платежей по налогам. 18

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 31

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1 Предприятие, его цели в рыночной экономике

В настоящее время предприятия - элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обла­дающий экономической и юридической самостоятельностью.

В развитой рыночной экономике предприятия многообраз­ны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посредниче­ских, информационных, консультативных, научно-исследова­тельских.

Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функциони­рования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват ново­го рынка; повышение качества продукции и т.п.

1.2 Основные налоги, уплачиваемые предприятиями

Любое предприятие платит налоги. С помощью налогов государство, с одной стороны, управляет рыночной экономикой, а с другой - изымает часть доходов предприятия в бюджеты различных уровней. Налогами облагаются доходы предприятий, их имущество, обращение и потребление товаров, работ и услуг. Схема уплаты основных налогов малыми предприятиями.

1.НДС - ставка налога 16%; по продовольственным товарам - 10%; местный - 25%; объект налогообложения - обороты по реализации на территории РК товаров, выполненных работ и услуг, импортируемые товары. Сроки уплаты налога: квартальный - до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Составление расчетов по НДС производится отдельно за каждый отчетный период - месяц или квартал.

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «КРЫМСКОЕ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Одной из основных и жизнеобеспечивающих составляющих всего производства республики является сельское хозяйство. Таким образом, реформа экономики в целом не могла затронуть и сельскохозяйственное производство. За время реформ почти каждое сельскохозяйственное предприятие успело сменить форму собственности и несколько раз форму хозяйствования. Более сорока лет назад на базе ряда колхозов был организован совхоз Крыловский, в Сорочинском сельском округе, Сарыкольского района. 07.01. 1999 года КП «Крыловское» был перерегистрировано в ТОО «Крыловское». Хозяйство специализируется в основном на производстве зерна, незначительно молоко и мясо КРС.

2.2 Оценка финансового состояния и финансовых результатов

Для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия, проанализируем основные коэффициенты финансовой устойчивости, которые представлены в таблице 1.

Как видно из данных таблицы, в 2003 году основные коэффициенты финансового состояния ниже данных предыдущего 2002 года и несколько ниже данных 2001 года. Кроме коэффициента соотношения привлеченного и собственного капитала невысокий и к тому же снижается коэффициент независимости свидетельствует что большая часть имущества сформирована не за счет собственных, а за счет заемных средств. Об этом же свидетельствует коэффициент финансирования равный в 2003 году 0,6.

Таблица 1. Показатели платежеспособности предприятия


2.3 Анализ динамики начисления и платежей по налогам

Согласно статье 135 Налогового Кодекса Республики Казахстан налогооблагаемый доход юридического лица подлежит обложению налогом по ставке 30%. Как известно, сумма налога определится путем умножения налогооблагаемого дохода на ставку налога. Исходя из этого, можно прийти к заключению, что ставка подоходного налога с юридических лиц в данном случае остается величиной постоянной. Таким образом, величина начисленного налога будет полностью зависеть от налогооблагаемого дохода.

ТОО «Крыловское» работает в режиме «Патента», поэтому при расчете стоимости патента сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, уменьшается на 80% (см. приложение 2).

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» одним из основных направлений государственной поддержке малого бизнеса является установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения и уплаты таможенных пошлин.

Постепенному и последовательному вовлечению субъектов малого предпринимательства в сферу легальной экономики на начальном этапе будет способствовать уменьшение уровня на­логообложения в рамках действующего налогового законода­тельства, включая регулирование стоимости патентов и лицен­зий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любое предприятие платит налоги. С помощью налогов государство, с одной стороны, управляет рыночной экономикой, а с другой - изымает часть доходов предприятия в бюджеты различных уровней. Налогами облагаются доходы предприятий, их имущество, обращение и потребление товаров, работ и услуг. Правовая форма налогообложения весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18. Прудников В.М. «Налоговая система РК»: Сборник нормативных документов, М: ИНФРА-М, 1998 г.

19. Райзберг Б.А. «Курс экономики»: ИНФРА-М, 1998 г.

20. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение»: Алматы, 1999 г.

Читайте также: