Уточненная декларация по налогу на доходы иностранных организаций

Опубликовано: 15.05.2024

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Организации на ОСНО сдают декларацию по налогу на прибыль регулярно. За 2020 год и в 2021 году сдавайте отчет на бланке, который утвержден приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 . В статье расскажем о заполнении декларации и проверке ключевых показателей.

Кто должен сдавать декларацию по налогу на прибыль

Список налогоплательщиков, которым нужно сдать декларацию, указан в ст. 246 НК РФ. Декларацию обязаны представлять:

  • организации из РФ и других стран, находящиеся на ОСНО и уплачивающие этот налог;
  • налоговые агенты по налогу на прибыль;
  • ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков;
  • компании на упрощенке или ЕСХН, уплачивающие налог с прибыли по ценным бумагам или дивидендам иностранных компаний.

Формы декларации по налогу на прибыль в 2020 и 2021 году

Для отчетности в 2020 году применяется форма декларации по налогу на прибыль, утвержденная приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

С отчета за 2020 год форма изменится. Новый бланк декларации и порядок ее заполнения утвержден приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655. Этой формой нужно воспользоваться для отчета за 2020 год и промежуточной отчетности в 2021 году. В обновленную декларацию добавили новые коды признака налогоплательщика, видов доходов, корректировок, а также дополнительные приложения. Вот что изменилось:

  1. Приложение № 2 будут заполнять налогоплательщики, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
  2. В лист 02 добавили новые поля для участников инвестиционных контрактов, резидентов ТОСЭР и порта Владивосток.
  3. В приложение № 7 к листу 02 добавили поля для прочих расходов, которые можно заявить к вычету.
  4. Новые коды признака налогоплательщика: «15» и «16» — для пользователей недр; «17» — для IT-компаний; «18» — для резидентов Арктической зоны; «19» — для проектировщиков и разработчиков изделий электронной базы и продукции.
  5. Новый код вида дохода «9» — для доходов акционера, участника или правопреемника при распределении имущества ликвидируемой организации;
  6. Новый код вида корректировки «6» — по результатам процедуры взаимного согласия.

Порядок заполнения декларации и формат представления отчета в электронной форме тоже изменены.

Разделы декларации по налогу на прибыль

Их много, но вам не придется заполнять все. Налогоплательщики, которые получили доход, должны заполнить обязательные листы:

  • титульный лист;
  • раздел № 1, подраздел 1.1 с суммой налога, которую нужно исчислить в бюджет;
  • лист 02 с расчетом налога на прибыль;
  • приложение № 1 ко второму листу с реализационными и внереализационными доходами;
  • приложение № 2 ко второму листу с затратами на производство и продажу, внереализационными расходами и убытком, который к этим расходам приравнен.

Остальные разделы придется заполнить при наличии особых условий:

  • раздел № 1 подраздел 1.2 — для тех, кто уплачивает ежемесячные и квартальные авансовые платежи. Его включайте только в декларации за отчетные периоды, в годовой он не нужен;
  • раздел № 1 подраздел 1.3 — для налоговых агентов по налогу на прибыль;
  • приложение № 3 ко второму листу с расчетами всех расходов по операциям, по которым результаты финансовой деятельности учитываются при обложении прибыли налогом по ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ, кроме тех, которые отражены в пятом листе — заполняют организации, которые продали амортизируемое имущество;
  • приложение № 4 ко второму листу с расчетом убытка или его части, которая влияет на уменьшение базы налога — заполняют организации, которые переносят убыток, полученный в прошлые годы;
  • приложение № 5 ко второму листу с расчетом распределения платежей в бюджет субъекта между организацией и ее подразделениями— заполняют организации с обособленными подразделениями (кроме тех, кто платит налог за обособки по адресу головного офиса);
  • приложение № 6 ко второму листу с расчетом платежей по налогу в бюджет субъекта среди консолидированной группы — заполняют организации, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков. Участники консолидированных групп с обособленными подразделениями заполняют приложение №6а. С новой формой приложение пополнилось двумя разделами:
    • Раздел А — с суммой налоговых баз (убытков) участников КГН, в котором производится расчет консолидированной налоговой базы КГН и расчет консолидированной налоговой базы КГН по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами;
    • Раздел Б — с доходами и расходами участника КГН аналогично разделу А.
  • ​п риложение №7 ко второму листу с расчетом инвестиционного вычета, которое состоит из четырех разделов: А, Б, В, Г. Сначала рассчитывается вычет из авансовых платежей и налога, перечисляемых в бюджет субъекта РФ. Затем рассчитывается уменьшение суммы авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Также есть дополнительные разделы для расчета предельной величины вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, по организации с обособленными подразделениями и без них.
  • третий лист — заполняют налоговые агенты, которые выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам;
  • четвертый лист с расчетом налога на прибыль по отдельной ставке (п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • пятый лист с расчетом базы налога по организациям, которые совершают операции с особым учетом финансового результата (за исключением тех, которые есть в прил. № 3 ко второму листу) — заполняют организации, которые получили доходы от операций с ценными бумагами, векселями и срочным сделкам;
  • шестой лист с расходами, доходами и налоговой базой негосударственных пенсионных фондов — заполняют негосударственные пенсионные фонды;
  • седьмой лист с отчетом по цели пользования имуществом, деньгами, работами, и благотворительными услугами, целевым поступлениям и целевому финансированию — заполняют организации, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления, и только в годовой декларации;
  • восьмой лист — заполняют организации, которые делают самостоятельную корректировку доходов и расходов, которые получены по контролируемым сделкам. Теперь тут дополнительно нужно указывать сведения о скорректированной сделке: реквизиты договора, предмет сделки, тип и коды предмета сделки;
  • девятый лист — заполняют организации, получившие доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании;
  • приложение №1 к декларации — заполняют организации с доходами и расходами, которые перечислены в приложении №4 к Порядку заполнения декларации;
  • приложение №2 к декларации — заполняют налоговые агенты (по ст. 226.1 НК РФ). С 2021 года его будут заполнять налогоплательщики, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Как заполнять декларацию по налогу на прибыль

Налог на прибыль

Заполнение декларации в 2020 году регламентировано в При­ка­зе ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@. Там раскрываются основные вопросы: из чего состоит декларация, как ее заполнять и как сдавать, по какому регламенту заполнять отдельные листы. С 2021 года ищите всю информацию в новом документе, утвержденном приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

Часть Приказа сделана в виде построчной инструкции (приложение №2) к заполнению декларации. В ней объясняется, какие цифры и показатели нужно указать, каким нормам должна соответствовать информация, какую информацию и в какой строке нужно отразить.

  1. Чтобы в налоговой поняли, за какой период вы представляете декларацию, укажите на титульном листе код отчетного периода:
    • «21» для 3 месяцев (1 квартала);
    • «31» для 6 месяцев (2 квартала);
    • «33» для 9 месяцев (3 квартала);
    • «34» для года.

Если вы платите авансовые платежи ежемесячно, укажите код из диапазона от «35» до «46». За один месяц — код «35», за год — код «46».

Внимательно заполните поля реквизитов и уточните актуальный код ОКВЭД, они часто обновляются.

Чтобы декларацию было проще заполнить, рекомендуем следующую последовательность:

  1. Начните со специальных листов и приложений, в которых можно подробно раскрыть операции, доходы и расходы — Приложения 1–7 к листу 02, листы 03-09, приложения к декларации.
  2. В лист 02 перенесите общие суммы доходов и расходов из приложений и листов и рассчитайте налог и авансовые платежи.
  3. Суммы к уплате отразите в разделе 1.
  4. Титульный лист заполняйте в конце. В нем надо указать количество страниц в декларации, а оно будет известно только после заполнения всех приложений.

Если вы платите только ежеквартальные платежи по налогу на прибыль, декларацию за кварталы заполняйте с некоторыми особенностями. Подраздел 1.2 разд. 1 в декларацию включать не нужно, а в листе 02 строки 290 – 340 вы не заполняете. За первый квартал также не нужно заполнять строки 210-230 в листе 02.

Как подать уточненную декларацию по налогу на прибыль

Уточненную декларацию обязательно нужно подать в четырех случаях:

  • вы обнаружили в первичной декларации ошибку, из-за которой в прошлом периоде уплатили налог в меньшем размере или не уплатили совсем;
  • вы нашли ошибки в прошлых периодах, из-за которых образовалась переплата по налогу, а в текущем периоде вы получили убыток;
  • вы нашли ошибку в расчетах налоговой базы «убыточной декларации». Хоть налог и не начислялся по причине убытка, уточненку с увеличенными расходами представить нужно;
  • вы получили от налоговой требование о внесении исправлений и не имеете возражений.

Особого порядка заполнения уточненки нет. Используйте тот же алгоритм, что и для первичной декларации: заполните все листы, разделы и приложения верными данными. Разницу между первичными и исправленными показателями отражать нигде не нужно. Также отметьте на титульном листе в реквизите «номер корректировки» порядковый номер уточненной декларации («1--», «2--» и т. д.).

К декларации рекомендуем приложить сопроводительное письмо в произвольной форме с описанием причин, из-за которых появились изменения. А также добавьте платежные документы на перечисление налогов и пеней, если уточняете декларацию с завышенными расходами или заниженными доходами.

Срок представления уточненной декларации не установлен НК РФ. Но в случае камеральной проверки на это отводится пять рабочих дней со дня получения требования.

Коронавирусные изменения 2020, которые надо учесть при заполнении декларации по налогу на прибыль

1. Субсидии, предоставляемые государством для наиболее пострадавших отраслей, не облагаются налогом на прибыль. К ним относятся и деньги, которые компании получили от государства на зарплату и другие неотложные нужды. Также расходы, которые компания оплатила за счёт субсидии, не будут учитываться в базе по налогу.

Субсидия на профилактику коронавируса не носит целевой характер, а также в правилах ее предоставления не сказано, что ИФНС будет контролировать ее использование. Поэтому не отражайте сумму субсидии в декларации.

2. Расходы на дезинфекцию помещений , приобретение термометров, антисептиков, масок, спецодежды и прочих средств защиты можно учитывать при расчете налога на прибыль. Также можно списать в расходы приобретение медицинских изделий для диагностики и лечения коронавируса.

Чтобы обосновать эти расходы, издайте приказ о введении в организации режимы повышенной готовности и перечислите в нем все меры, утвержденные руководством. Дополнительно сошлитесь на рекомендации и распоряжения Правительства, Роспотребнадзора, Минздрава и т.п.

Эти затраты относятся к косвенным расходам. Учитывайте их после передачи средств защиты сотрудникам. В декларации их нужно отражаться на листе 02 в приложении 2 в строка 40 и 130 и дополнительно на листе 02 в строке 30.

3. Расходы на тестирование сотрудников на коронавирус можно учесть в расходах, но только если власти региона обязали проводить такие исследования. Составьте бухгалтерскую справку с расчетом доли тестируемых, но учитывайте, что ИФНС может усомниться в корректности расходов, если вы самовольно решите протестировать больше сотрудников.

Эти расходы учитывайте как косвенные и отражайте в декларации аналогично маскам, термометрам и антисептикам.

4. Мобильные перегородки для обеспечения социальной дистанции в офисе можно учесть в расходах, если они куплены по требованию региональных властей. Сделайте ссылку на региональные нормы, чтобы обосновать учет перегородок в прочих расходах. Если же власти таких требование не устанавливали, учтите перегородки как расходы на материалы или основные средства.

Расходы учитывайте единовременно или через амортизирование, если заплатили за них больше 100 000 рублей. В декларации отразите их как косвенные расходы и заполните лист 02 приложение 2 строки 40 и 130. Если на перегородки начисляете амортизацию, также отразите ее в строке 131 соответствующего приложения.

Как уменьшить налог на прибыль

Чтобы платить меньше налога на прибыль, нужно получать меньше доходов или нести больше расходов. Увеличить расходы можно законно. Например, формировать резервы на выплату отпусков, покрытие сомнительных долгов, гарантийный ремонт и пр. Формирование резервов помогает не платить налоги с еще неполученных доходов и похоже на отсрочку уплаты.

Также налог можно уменьшить за счет убытков прошлых лет. Если организация получила убыток, его можно включить во внереализационные расходы и уменьшить налог за текущий период. Налоговый убыток также можно перенести на будущее, уменьшив на его сумму облагаемую по ставке 20% прибыль.

Еще два вида налоговой оптимизации связаны с покупкой основных средств — это амортизационная премия и инвестиционный вычет. Премия помогает раньше отразить в расходах часть капитальных вложений. Она признается как косвенные расходы в том периоде, в котором начата амортизация или изменена первоначальная стоимость ОС. Инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить региональную часть налога на прибыль до 90% суммы расходов на покупку, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств из 3 - 7-й амортизационных групп. Обычно такие расходы признаются в течение срока полезного использования, а не сразу.

Подробнее о способах уменьшения налога мы рассказывали в статье «Как уменьшить налог на прибыль».

До какого дня нужно подать декларацию

Декларацию по налогу на прибыль нужно сдать до 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В стандартных случаях сроки выглядят так:

  • за 1 квартал — до 28 апреля;
  • за 2 квартал — до 28 июля;
  • за 3 квартал — до 28 октября;
  • за год — 28 марта.

Если вы платите авансы по вашей прибыли каждый месяц, вам нужно подавать декларацию ежемесячно до 28-го числа.

Для большинства отчетных форм действует правило переноса: когда крайний день отправки выпадает на выходной или праздник, он переносится на ближайший следующий рабочий день. Например, если 28 число выпадет на субботу, то декларацию можно будет сдать в понедельник — 30 числа.

В 2020 году в связи с коронавирусом сроки сдачи деклараций по налогу на прибыль сдвинули. Это касается всех организаций и ИП. Те, кто не попал в реестр МСП и продолжал работу во время периода самоизоляции, тоже могут сдать отчеты по новым срокам:

Старый срок сдачи

Новый срок сдачи

Более подробно о том, когда нужно рассчитать и уплатить налоги, сдать декларации, можете посмотреть в нашем Календаре бухгалтера.

Как и куда подавать декларацию по налогу на прибыль

Согласно НК РФ, подавать декларацию нужно в налоговую инспекцию по месту своего нахождения — в том городе (районе), где зарегистрирован бизнес. Если у вас есть филиалы и подразделения, через которые вы платите налог, тогда подавать документы нужно и по месту их нахождения, и по месту регистрации головного офиса. Исключение делается для очень крупных налогоплательщиков, они могут сдавать декларацию в налоговый орган по месту учета (п 1. ст 289 НК РФ).

Важно! Если в организации более 100 сотрудников или вы входите в категорию крупнейших налогоплательщиков, то подавать декларацию по налогу на прибыль можно только в электронном формате.

Последствия несвоевременной подачи декларации

Если вы не успеете сдать декларацию вовремя, вам не избежать штрафа. Это прописано в ст. 119 НК РФ. Придется исчислить в бюджет 5 % от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не меньше 1000 рублей и не больше 30% от общего размера налога. Если вы вовремя заплатили налог, но забыли или не смогли подать декларацию, штраф тоже начислят. Минимальный штраф в таком случае — 1 000 рублей.

Налоговая может приостановить операции по банковским счетам, если задержать подачу годовой декларации более чем на 10 дней. За расчеты по итогам отчетного периода операции не приостанавливают, а штраф за их несдачу составляет 200 рублей.

Руководители и бухгалтеры согласно ст. 15.5 КоАП РФ тоже могут оштрафовать за отсутствие контроля и срыв сроков. Штраф — от 300 до 500 рублей.

Легко готовьте и сдавайте через интернет декларацию по налогу на прибыль с помощью онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия. Декларация формируется автоматически на основе бухучета и проходит проверку перед отправкой. Избавьтесь от рутины, сдавайте отчеты и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Первые две недели новые пользователи работают в сервисе бесплатно. Для новых ООО подарок — 3 бесплатных месяца работы и отправки отчетности.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 20 февраля 2021 г. N ШЮ-4-13/2243@

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ

КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ (ИНФОРМАЦИИ) О СУММАХ

ВЫПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОХОДОВ

И УДЕРЖАННЫХ НАЛОГОВ

Федеральная налоговая служба в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках проводимых налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, по результатам которых предполагается неправомерное применение налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН), при выплате доходов иностранным организациям, сообщает следующее.

Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выплаты налоговым агентом в адрес иностранной организации доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, а именно:

- подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык;

- подтверждение того, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

В случае несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным Кодексом.

При анализе материалов камеральных налоговых проверок, в которых рассматриваются вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС России выявлены следующие основные вопросы, возникающие при формировании доказательной базы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса:

1) Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН);

2) Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода;

3) Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств;

4) Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.

В этой связи при проведении мероприятий налогового контроля, направленных на подтверждение указанного предполагаемого нарушения, налоговым органам необходимо учитывать следующее.

1. В отношении подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено СОИДН.

1.1. Общие требования.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве (далее - Сертификат) в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат, в том числе:

- подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;

- период действия (может быть не указан);

- наименование СОИДН (может быть не указано);

- указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

В случае, если комплект документов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, предоставленный налогоплательщиком, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговым органам необходимо выставить в адрес налогоплательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными.

При этом если налогоплательщиком не были представлены документы по требованию, то налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.

1.2. Компетентный орган иностранного государства.

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят, в том числе:

- выдача и заверение Сертификата, и (или) назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за выдачу и заверение соответствующего Сертификата;

- регулирование процедуры и способа выдачи Сертификата (на бумажном носителе или в электронном виде).

Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи "Общие определения" СОИДН. Так, например, в соответствии с подпунктом (i) пункта 1 статьи 3 "Некоторые общие определения" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" термин "компетентный орган" применительно к Королевству Нидерландов означает Министра финансов или его уполномоченного должным образом представителя.

Методологическое и организационное обеспечение обмена указанными сведениями на текущий момент относится к компетенции Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России.

1.3. Период действия и сроки предоставления налоговым агентам Сертификатов.

В случае если Сертификат содержит указание на конкретный период, в рамках (пределах) которого подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства, данный документ считается подтверждающим налоговое резидентство налогоплательщика в течение всего обозначенного периода. В случае если документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается календарный год, в котором упомянутый документ был выдан .

Письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-08-05/47828; от 19.12.2018 N 03-08-05/92537; от 15.04.2019 N 03-04-05/26553.

Согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса основанием для применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, является предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений, в том числе постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Однако, на практике нередко встречаются случаи, когда Сертификат содержит:

- указание на период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом иностранного государства и (или) представлен налогоплательщику или проводящему камеральную налоговую проверку налоговому органу после даты выплаты дохода, или

- указание на более ранний/поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода,

вследствие чего налоговые органы по результатам проведенных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.

Согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 Кодекса, предусматривающего подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Положениями пункта 1 статьи 312 Кодекса предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде .

Письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, от 19.08.2015 N 03-08-05/47828, от 02.12.2015 N 03-08-05/70230; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 по делу N А53-20698/2014.

Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие Сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений .

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу N 305-ЭС14-1210, А40-14698/13.

С учетом вышеизложенного, согласно складывающейся практике рассмотрения данной категории дел отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные Сертификаты:

- содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока, например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной налоговой проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган;

- содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. При этом, необходимо отметить, что выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям; в этом случае наличие Сертификата необходимо за каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, и начисление пени в соответствии со статьей 75 Кодекса в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки, предусмотренной статьей 284 Кодекса, в отношении соответствующего вида дохода. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

2. В отношении подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода в связи с непредставлением соответствующих документов.

Из всех проанализированных материалов налоговых проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением "неполного" комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний, со стороны налогоплательщика.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении налогоплательщиками писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению налогоплательщика) фактическое право на доход (кредитных договоров (соглашений) - в случае выплаты процентов, лицензионных соглашений - в случае выплаты роялти).

ФНС России обращает внимание, что позиция налоговых органов не должна строиться на формальном подходе, выраженном, в том числе, в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо осуществлять проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, а также подходами Минфина России , иностранная компания признается технической, обладающей признаками "кондуитности", в случае если:

Письма ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285; от 06.05.2019 N СА-4-7/8448.

Письма Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236; от 27.03.2015 N 03-08-05/16994.

- деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);

- отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;

- платежи обладают "транзитным" характером;

- деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;

- иностранная компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;

- сотрудники иностранной компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.

При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, налоговым органам следует также учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.

Основанные лишь на формальном подходе выводы налогового органа об отсутствии у иностранной компании статуса фактического получателя доходов, не подкрепляемые надлежащим образом сформированной доказательной базой и анализом профиля иностранной компании, не могут считаться обоснованными.

3. Особенности по уплате налога в отдельных случаях.

ФНС России обращает внимание, что положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольного выбора в отношении необходимости уплаты налога с соответствующего дохода на территории Российской Федерации или на территории другого Договаривающегося государства.

Наличие в ряде СОИДН формулировки о том, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве "могут облагаться налогом в этом другом Государстве" и одновременно формулировки "могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают" означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель таких доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов. Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в Российской Федерации как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в Российской Федерации. При этом участники указанных операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги .

Пункт 9 "Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Неисполнение налогоплательщиками обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации в данном случае является основанием для привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц.

Налоговым органам при применении СОИДН также необходимо учитывать, что положения СОИДН могут не распространяться на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.

Так, например, партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании, прямо исключены из числа субъектов, к которым применяются положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества". Указанная норма содержится в подпункте "е" пункта 1 статьи 3 Конвенции.

Аналогичные особенности предусмотрены абзацем 3 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 в отношении партнерств, созданных в соответствии с законодательством США.

ФНС России обращает внимание, что исключения отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами, таким образом, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к категории лиц, на которых не распространяются положения такого СОИДН.

Налоговым органам необходимо руководствоваться изложенными в настоящем письме рекомендациями при формировании доказательной базы по предполагаемым нарушениям, связанным с неисполнением налогоплательщиками обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным организациям по причине несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса; ошибочным/произвольным толкованием положением ряда отдельных СОИДН; применением преференций СОИДН в отношении лиц, на которых не распространяются положения соответствующего СОИДН.

Иные нарушения, которые могут быть установлены по результатам проведения камеральных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, в настоящем письме не рассматриваются.

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения" утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что ВАС РФ решением от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 "О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения" не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения N 4 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ" признал пункт 2 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций недействительным, кроме того, суд определил, что Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@ применяется к декларированию, осуществляемому после 28 февраля 2011 года.

Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ утверждена форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Приказом МНС РФ от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 утверждена Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утверждены форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1. Приказом МНС РФ от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ), а также соответствующих изменений в иные законодательные акты РФ утверждены формы:

- уведомления участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ об использовании права на освобождение (о продлении использования права на освобождение, об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- расчета совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ;

- расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Также данным Приказом утвержден Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ установлено, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.

Минфин России в письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 обратил внимание на пункт 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71), согласно которому предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.

Финансовое ведомство предположило, что налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Минфин России пришел к выводу, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако в судебной практике выработана противоположная позиция.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 пришел к выводу, что обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 НК РФ, в то время как представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды ни НК РФ, ни иными актами налогового законодательства не определено.

Таким образом, толкование понятия "налоговая декларация, представляемая за отчетный период" как расчета авансового платежа не основано на положениях НК РФ. Следовательно, в случае представления такой налоговой декларации с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 НК РФ.

Ссылку нижестоящих судов на разъяснения, содержащиеся в пункте 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, суд признал некорректной, так как эти разъяснения основаны на обстоятельствах, касающихся представления расчета авансового платежа (в частности, по единому социальному налогу), и положениях главы 24 НК РФ, которые обязывали плательщиков единого социального налога по итогам отчетного периода представлять в налоговый орган именно данный расчет как документ, а не налоговую декларацию.

В отношении письма Минфина России суд указал, что оно является ответом на частный вопрос по обстоятельствам, идентичным фактам в настоящем деле, и выражает мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, которое противоречит положениям НК РФ.

При этом данная позиция Президиума ВАС РФ ранее уже поддерживалась частью судов (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2009 N А74-1719/08-Ф02-7037/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 N А70-7521/2009).

Таким образом, рассматривать налоговую декларацию, представляемую за отчетный период, в качестве расчета авансового платежа, неправомерно.

Как разъяснил Минфин России в письме от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. В настоящее время налоговые органы при начислении пеней на авансовые платежи применяют следующий механизм их расчета. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пени начисляются на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансового платежа, исчисленного исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

Как указано в письме от 09.07.2009 N 03-03-06/1/455, уплата налога организацией, не имеющей обособленных подразделений, производится по месту ее нахождения.

Таким образом, представление деклараций и уплата налога на прибыль производятся по месту нахождения организации, а не по месту нахождения управляющей компании. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Минфин России в письме от 07.10.2009 N 03-08-05 пришел к выводу, что налоговая декларация представляется в налоговые органы всеми иностранными организациями, имеющими отделения и филиалы в Российской Федерации, независимо от того, привела их деятельность к образованию постоянного представительства или нет.

Что касается вопроса определения статуса иностранной организации, то статус постоянного представительства и представительства определяется на основании норм национального законодательства о налогах и сборах, а также соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения самой иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. Окончательное решение данного вопроса налоговые органы могут определить только в ходе проведения налогового контроля в соответствии с главой 14 НК РФ.

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" внес ряд изменений в нормы статьи 289 НК РФ.

Так, были введены в действие пункты 7 и 8.

В связи с введением указанных пунктов, участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника, не подают налоговые декларации, если они не осуществляют деятельность, доход от которой не учитывается в рамках консолидированной группы. В свою очередь, на ответственного участника возложена обязанность ведения налогового учета только в рамках консолидированной прибыли.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

Возможность самостоятельного зачета переплаты, отраженной в представленной 25.02.2015 декларации за 2014 год, у налогового органа до наступления срока уплаты налога на прибыль организаций, установленного в пункте 4 статьи 289 НК РФ, то есть до 30.03.2015, не имелась, в том числе и по причине камеральной проверки данной декларации, в которой был заявлен убыток (уменьшение налога), на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ. По этим основаниям суд первой инстанции счел оспариваемое требование от 17.03.2015 № 25 законным.

Рассмотрев заявление, обсудив изложенные в нем доводы, а также выводы судов, коллегия судей таких оснований не усматривает. При рассмотрении дела суды установили, что учреждение в срок установленный статьями 174, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, не исполнило обязанность по своевременной и полной уплате налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2012 года и налога на прибыль за 2010 год и 9 месяцев 2012 года, в связи с чем налогоплательщику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременную уплату НДС и налога на прибыль; выставлены требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа: от 28.08.2012 № 106416; от 06.09.2012 № 107027; от 08.10.2012 № 107145; от 12.11.2012 № 107515; от 06.12.2012 № 112979.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суды указали, что в рассматриваемом случае совершение действий по корректировке налоговых обязательств и предоставлению уточненной налоговой декларации не могут считаться моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате налога.

image_pdf
image_print

Предприниматели на ОСНО, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, должны подать декларацию 3-НДФЛ. Эта обязанности есть и у граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, если они продали имущество, получили дорогостоящие подарки и в некоторых других случаях. О правилах заполнения и подачи формы 3-НДФЛ наш сегодняшний материал.

3-НДФЛ: Кто должен подавать

Все доходы физических лиц облагаются в России налогом. Граждане, работающие по найму, получают заработную плату, уменьшенную на его сумму. В этом случае исчислением, удержанием и перечислением в бюджет занимается работодатель, который является налоговым агентом по НДФЛ своих работников.

Но бывает, что доходы физлицом получены самостоятельно. В отношении таких доходов налогового агента нет, поэтому обязанность исчисления и уплаты НДФЛ ложится на самого гражданина. Например, это случаи, когда физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность:

  • реализовало принадлежащее ему имущество;
  • получило доход от его сдачи в аренду;
  • получило доход по иным договорам гражданско-правового характера (если лицо, которое этот доход выплатило, не является налоговым агентом по НДФЛ);
  • получило в подарок дорогостоящее имущество не от близкого родственника;
  • иным способом самостоятельно получило доход, облагаемый НДФЛ.

Отдельная категория граждан — налоговые резиденты РФ, которые в отчетном году получили доходы за пределами страны. Отметим, что налоговыми резидентами признаются лица, которые прожили в России не менее 183 дней в году, при этом источники их доходов находились за границей.

Во всех этих случаях гражданин (налоговый резидент) должен самостоятельно уплатить налог со своих доходов и отчитаться в ИФНС по форме 3-НДФЛ.

Итак, первая группа лиц, которые подают рассматриваемую форму — это физические лица (не ИП), получившие доход без налогового агента.

Вторая группа — это лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а именно:

  • индивидуальные предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения;
  • адвокаты, нотариусы и некоторые другие лица, занимающиеся частной практикой;
  • главы крестьянских фермерских хозяйств.

Назначение декларации 3-НДФЛ заключается в информировании ИФНС о доходах физического лица. Это необходимо, чтобы:

  • налоговые органы проконтролировали правильность уплаты им НДФЛ;
  • гражданин мог получить налоговый вычет.

Правила подачи

Форма декларации

Действующая форма 3-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@. Это многостраничный бланк, который состоит из титульного листа, двух разделов и листов приложений. Причем приложения составляют большую часть декларации. Заполнять их нужно в зависимости от наличия сведений. А вот Титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 заполнять должны все налогоплательщики.

Сроки отчетности

В общем случае 3-НДФЛ подается до 30 апреля следующего года. То есть за доходы, полученные физлицом в 2020 году, следует отчитаться до 30 апреля 2021 года. Этот срок относится к случаям, когда отчет подается с целью декларирования доходов. Если же физлицо сдает форму для получения вычетов, то никаких сроков нет — это можно сделать в любое время.

Куда и как подать 3-НДФЛ

Форма подается в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика, то есть по месту жительства физического лица. Способы подачи стандартные:

  • в территориальный орган ФНС лично;
  • через представителя по нотариальной доверенности;
  • по почте;
  • в электронной форме через сайт ФНС либо при помощи онлайн-сервисов.

Ответственность

Неуплата НДФЛ карается штрафом в размере 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки. Просрочка считается со дня после истечения срока уплаты налога. При этом считаются как полные, так и неполные месяцы.

Если 3-НДФЛ не подана, то штраф зависит от того, присутствует ли в ней налог к уплате или нет:

  • если налога нет, последует штраф 1 тыс. рублей;
  • если НДФЛ к уплате есть, то штраф составить до 30% от его суммы.

Порядок заполнения 3-НДФЛ

Общие правила

Бланк декларации можно заполнить:

  1. Вручную. Необходимо использовать синие или черные чернила. Поля заполняются слева направо с крайней ячейки. Информацию необходимо указывать печатными символами по образцу с сайта Налоговой службы. В пустых ячейках ставятся прочерки. В полностью пустых полях также должны стоять прочерки в каждой ячейке.
  2. На компьютере. Текст в полях формы должен быть выровнен по правому краю. Рекомендуемый шрифт — Courier New размером 16-18.

Вне зависимости от способа заполнения, необходимо придерживаться следующих правил:

  • если страниц раздела не хватает, нужно использовать дополнительные;
  • все суммы, кроме налога, указываются с копейками;
  • сумма налога округляется по стандартным правилам (до 50 к. — отбрасывается, 50 к. и более — округляется до рубля);
  • если в декларации отражаются доходы, полученные в иностранной валюте, их следует перевести в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения;
  • страницы формы следует пронумеровать в специальном поле «Стр.», при этом номер «001» присваивается титульному листу;
  • необходимо приложить документы (копии), подтверждающие отраженные в декларации сведения (их также можно перечислить отдельным списком в произвольной форме);
  • на титульном листе указывается количество листов декларации и количество дополнительных (подтверждающих) документов.

Заполнение титульного листа

Самая верхняя строка титульного листа, а также всех прочих листов в декларации, предназначается для ИНН. Далее указывается номер страницы. В следующей строке заполняются:

  1. Номер корректировки. При сдаче первичной декларации ставится «0», при повторной — порядковый номер корректировки.
  2. Налоговый период. Указывается код налогового периода «34», соответствующий году. Коды других периодов: 21 — I квартал, 31 — полугодие, 33 — 9 месяцев.
  3. Отчетный период. Указывается соответствующий год — 2017.
  4. Код налогового органа, в который подается декларация. Это четырехзначный код, первые две цифры которого соответствуют коду региона, а последние — коду налоговой инспекции.

Форма 3-НДФЛ, титул

Титульный лист декларации 3-НДФЛ

Далее заполняются сведения о налогоплательщике. В поле «Код страны» для России ставится код «643». Следующее поле «Код категории налогоплательщика» является очень важным. Данные для него берутся из приложения 1 к порядку заполнения отчета из упомянутого Приказа ФНС. Мы перечислили эти коды в таблице:


Светлана Дорн - руководитель практики аудита

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

С 2015 года часть первая Налогового Кодекса РФ дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», состоящая из четырех статей.

В настоящей статье разберемся, какие иностранные компании признаются контролируемыми, каким образом осуществляется налогообложение, в чем состоят налоговые риски.

Какая иностранная компания признается контролируемой (КИК)

Согласно п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее – «КИК») признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям:

  • Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ.
  • Сама иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ.

Контролирующим лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Контроль определяется по доле участия: если большая часть всех участников является налоговыми резидентами РФ, то для признания налогоплательщика контролирующим лицом достаточно 10%, иначе критерий повышается и составляет 25% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (п. 9 ст. 25.13 НК РФ).

Кто должен платить налоги с прибыли КИК и декларировать ее

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом пропорционально доле его участия при определении налоговой базы (п. 2 ст. 25.15 НК РФ):

  • по НДФЛ (если контролирующим лицом является физическое лицо);
  • по налогу на прибыль (если контролирующим лицом является организация).

Следует подчеркнуть, что даже если контролирующее лицо – организация, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяет УСН, то в отношении прибыли КИК применение УСН не допускается (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Соответственно, декларирует прибыль КИК также контролирующее лицо. При этом к декларации (по НДФЛ или налогу на прибыль) должны быть приложены следующие документы:

  1. Финансовая отчетность КИК (составленная за декларируемый период)
    В случае отсутствия финансовой отчетности предоставляются иные документы, подтверждающие величину прибыли КИК. Перечень таких документов в настоящее время не установлен и не разъяснен.
  2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК – при необходимости
    Аудиторское заключение предоставляется вместе с финансовой отчетностью в случае проведения обязательного аудита (в соответствии с личным законом или учредительными документами). Также аудиторское заключение может быть предоставлено, если аудит проводился добровольно.

Все документы должны быть переведены на русский язык.

Когда можно не платить налог с прибыли КИК

Освобождение прибыли в пределах лимита

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

  • прибыль КИК, полученная за 2015 год - 50 миллионов рублей;
  • прибыль КИК, полученная за 2016 год - 30 миллионов рублей.

Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

Освобождение по иным основаниям

Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

  • Эффективная налоговая ставка

Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

  • Иностранная компания является активной

Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

  1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
  2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  3. Сертификат налогового резидентства.

Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК - до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

Способы расчета прибыли КИК

Статьей 309.1 НК РФ предусмотрены два способа расчета налогооблагаемой прибыли КИК.

Способ №1. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности.

Этот способ допустим к применению при выполнении хотя бы одного из условий:

  • КИК имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения (за исключением государств, не обеспечивающих обмена информацией)
  • Имеется аудиторское заключение (которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения)

Если условия не выполняются или по выбору налогоплательщика расчет производится вторым способом.

Способ №2. Прибыль определяется по правилам гл. 25 НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций

Приказом ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. На момент написания настоящей статьи в перечне числится 109 государств и 9 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сент-Китс и Невис, Белиз, Доминика, Лихтенштейн, ОАЭ и др.

Следовательно, если КИК имеет постоянное местонахождение в таких государствах (территориях), определение налогооблагаемой прибыли осуществляется по правилам 25 главы НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций. Однако, если контролирующее лицо располагает аудиторским заключением в отношении финансовой отчетности КИК, то допускается рассчитывать прибыль на основании данных финансовой отчетности. Важно заметить, что аудиторское заключение в данном случае должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).

Какие особенности нужно учитывать при расчете прибыли КИК

Прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов (в том числе промежуточных), выплаченных иностранной организацией в году, следующем за годом составления финансовой отчетности.

Пропорциональное определение прибыли

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом при определении налоговой базы пропорционально доле его участия (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно в отношении каждой контролируемой компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ).

Если доля участия в КИК отличается от доли прибыли, на которую контролирующее лицо имеет право, то при определении налоговой базы во внимание принимается доля в прибыли.

Увеличение уставного капитала

Если прибыль, полученная иностранной компанией, подлежит направлению на увеличение уставного капитала (и не будет распределяться между участниками), то величина данной прибыли не подлежит налогообложению (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).

Не учитываемые доходы и расходы

При расчете прибыли КИК не учитываются некоторые доходы (расходы), в том числе (п. 3 ст. 309.1, абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ):

  • в виде сумм от переоценки долей в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
  • в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов;
  • дивиденды, полученные от российских организаций, если контролирующее лицо имеет фактическое право на них

Если расчет прибыли осуществляется на основании данных финансовой отчетности, прибыль, отраженная в отчетности, должна быть скорректирована путем исключения указанных статей доходов (расходов) из расчета.

Перенос убытка

Если КИК получен убыток, то он может быть перенесен на будущее без ограничений и учтен при определении налоговой базы. Вместе с тем, перенос убытка не допустим, если контролирующим лицом не было представлено уведомление о КИК за тот период, когда был получен убыток (п. 7, 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Убыток, сформировавшийся до 01.01.2015, может быть перенесен с учетом ограничений, установленных п. 8 ст. 309.1 НК РФ.

Избежание двойного налогообложения

Налог может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (пропорционально доле участия). При этом необходимо представить подтверждение уплаты налога, заверенное компетентным органом иностранного государства.

Налог, уплаченный в иностранном государстве, следует пересчитать в рубли по курсу на дату его фактического перечисления (Письмо Минфина России от 26.10.2016 N 03-12-11/2/62523).

Если иностранная организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то налог на прибыль КИК может быть уменьшен на величину налога на прибыль, уплаченного постоянным представительством (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

Чем мы можем помочь?

Мы можем провети целый комплекс услуг при подготовке отчетности КИК с сопровождением в налоговых органах, в зависимости от ситуации мы можем подготовить следующие отчетные формы:

  • Уведомление об участии (о прекращении участия) в иностранной организации (разовое)
    Уведомление предоставляет участник иностранной организации, если доля его участия превышает 10% (пп. 1 п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (ежегодное)
    Уведомление предоставляет контролирующее лицо. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, которое (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
    • имеет долю участия более 25%;
    • имеет долю участия более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов более 50%
  • Декларация 3-НДФЛ
    Декларацию предоставляет физическое лицо, признаваемое контролирующим лицом иностранной компании.
  • Декларация по налогу на прибыль
    Декларацию предоставляет организация, признаваемая контролирующим лицом иностранной компании.

Читайте также: