Ликвидация кормлений и введение налога кормленичьего окупа

Опубликовано: 16.05.2024

Жестоко расправившись с еретиками и нестяжателями, правительство Ивана IV в январе 1555 г. вернулось к государственным преобразованиям. Снова встал вопрос о борьбе с социальными движениями.

Был обнародован первый приговор из серии законов о губной реформе. Главным в следствии по делам о «лихих людях» признавался «обыск», расспросы населения. Если у «лихого человека» находилось «поличное», похищенное имущество, то он приговаривался к казни, хотя бы даже на пытке отпирался в совершении преступления. Ранее по Судебнику 1550 г. в таких случаях подсудимый приговаривался только к пожизненному заключению. Таким образом, репрессии по отношению к «лихим людям» усиливались, Более строгие меры принимались и по отношению к соучастникам преступления. Дабы избежать бегства «лихих людей» из одного уезда в другой, указ 28 ноября 1555 г. вводил обязательную регистрацию — «явку» всех «новоприбылых» людей. Дела о воровстве, в том числе и конокрадстве, передавались в ведение губных старост.

Всего этого дворянам и боярам казалось мало для борьбы с выступлениями крестьянства и бедного городского люда — выборная администрация действовала недостаточно оперативно. «Губные старосты, — говорилось в одном, из докладов царю, — у себя в волостях лихих людей, татей, не сказывают». Поэтому на протяжении 1555–1556 гг. один за другим следовали указы, уточнявшие сферу деятельности губных старост и целовальников, повышавшие их ответственность за борьбу с хищениями феодальной собственности.

Запустение центра и северо-запада, связанное с усилением феодального гнета, вызывало беспокойство правительства. Губным старостам теперь было вменено в обязанность производить сыск о запустении земельных владений и следить за тем, чтобы в их округах «пустых мест… не было». Органы местного управления должны были предотвращать самоуправство «сильных людей» — феодальной аристократии.

С целью повышения роли губного управления был ликвидирован архаичный судебный поединок — «поле». Основным методом судопроизводства был признан розыск, производившийся губными старостами. Губной округ расширялся до территории целого уезда, тогда как раньше он соответствовал отдельной вотчине или волости. Наконец, для руководства губными учреждениями в эти же годы была создана «Разбойная изба». В 1555–1556 гг. было завершено создание губных органов по борьбе с «татями» и «разбойниками».

Пути складывания централизованного аппарата власти сходны с бывшими в других странах Европы, несмотря на разницу экономического и культурного развития. Губные старосты несколько похожи на мировых судей Англии, появившихся в середине XVI в. Мировые судьи также избирались из мелких землевладельцев, но функции их не ограничивались одними судами. Они издавали указы о бедных, ведали дорожным строительством, регулировали торговлю и промышленность.

Утверждая диктатуру помещиков и бояр, «наихристианнейший» государь выступал в маске доброго правителя. Именно таким его и рисует приговор об отмене кормлений августа 1556 г., изложение которого помещено в одном из списков Никоновской летописи.

Смысл реформы сводился к замене наместникови волостелей органами земского самоуправления, выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных кругов крестьянства. Земские власти творили суд и расправу по делам второстепенной важности и собирали подати, которые ранее платились кормленщикам («кормлёный окуп»). Эти подати теперь поступали в царскую казну, а позднее в особые финансовые приказы (четверти), и шли на обеспечение дворянской армии. Губные и земские учреждения были сословно-представительными органами дворянства, а также верхов посада и зажиточного черносошного крестьянства. Реформа местного управления содействовала уничтожению феодальной раздробленности в местном правительственном аппарате, укрепляла власть феодалов над крепостным крестьянством и городскими низами. По-видимому, единого указа об отмене кормлений не было. Наместники постепенно сменялись «излюбленными старостами», выборными из посадского населения и зажиточных кругов крестьянства.

Земская реформа распространялась по преимуществу на тяглых жителей посада и черносошное население, поэтому большая часть грамот относится к Двине, южной окраине и к Псковской земле. Двинская земля, присоединенная к Русскому государству в 1478 г., была районом черносошного крестьянства. Неплодородные почвы Подвинья отпугивали как новгородских, так и московских феодалов. Даже монастыри, столь предприимчивые в захватах новых земель, двигались на север медленнее, не успевая за крестьянином, осваивавшим и трудно поддающуюся землю, и лесные богатства, и тогда еще сравнительно мало ценившиеся морские. Крестьяне организовывали и соледобычу. Район Подвинья стал своеобразным перевалочным пунктом между земледельческими районами центра и промысловыми севера. В быстро развивавшихся районах русского Севера на протяжении первой половины XVI в. формировался новый тип крестьянина, торговавшего и рожью, и мехами, и солью, и рыбой. Выделились династии крупных рыбо-, соле- и лесопромышленников, владевших огромными участками земли. Прощелыкины, Савины, Кобелевы, Шульгины все эти недавние выходцы из крестьян вели почти такие же промыслы и торговлю, как и знаменитые Амосовы, наследники двинских бояр. «Торговые мужики» — скупали все новые и новые клочки, дополнявшие и округлявшие их прежние владения, рыбные тони, бобровые гоны, уточные ловища, доли в соляных варницах, лавки и места на посаде в городах.

Именно они и воспользовались земской реформой. Из их состава избирались «выборные судьи» (на Двине), «излюбленные головы» (на Пинеге), которым надлежало решать вопросы о наказании «ведомого душегубцы» (известного убийцы), разыскивать лихих людей и представлять их на суд губных старост, следить, чтобы никто не открывал по собственному почину корчмы, а пиво варили бы только в канун праздников или на поминки, крестины или родины, да и то только испросив их позволения. Они же должны были следить за возвратом крестьян из монастырских владений и за пополнением тяглого населения: «На… пустыя деревни и на селища… крестьян назвати и старых своих тяглецов крестьян из иных волостей, из монастырей вывозити назад по старым их деревням безсрочно и безпошлинно, где хто в которой деревне жил преж сего». 1

Верхушка волостного и посадского населения взяла в свои руки бразды местного самоуправления. Однако последнее даже на Севере утверждалось далеко не сразу. Правительство то передавало земли на откуп, то вновь восстанавливало кормления.

В центре, где доминировало поместно-вотчинное землевладение, земское самоуправление не могло соперничать с дворянским, представленным губными старостами. На южной и западной окраинах вскоре произошло возвращение к кормлениям, причем кормленщики выступали одновременно и в роли воевод, возглавлявших оборону от набегов и нападений.

В целом на основных территориях земская реформа оставалась неосуществленной, но власть наместников — кормленщиков постепенно заменилась воеводским управлением, более тесно связанным с центральным правительственным аппаратом. Губная и земская реформы были двумя сторонами одного и того же процесса усиления центрального аппарата принуждения трудового населения.

Тем же целям была подчинена и военная реформа. Принятое в 1555–1556 гг. уложение о службе установило для дворянства строгий порядок несения ратной службы. Каждый служилый человек, вотчинник или помещик, помимо личного участия, должен был выставлять вооруженных воинов из числа своих людей: один конный воин в полном вооружении, для дальнего похода снабженный запасным конем со 100 четвертей «доброй» земли в одном ноле. За каждого выставленного господин получал небольшое вознаграждение (2 рубля за человека в полном доспехе и 1 рубль за человека в тегиляе ), а за недоданного — платил двойной штраф».

Воинская служба отныне строго регламентировалась и приводилась в соответствие с поземельным описанием 50-х годов. Уложение о службе должно было обеспечить возможность строгого учета и проверки исправного несения военной службы феодалами, создать предпосылки роста поместной армии. Уложение о службе отвечало интересам среднепоместного дворянства, так как утверждало принцип несения воинской повинности в соответствии с размерами землевладения, увеличивая тем самым военно-служилые обязанности крупных феодалов. Слабое звено реформы заключалось в увеличении роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы.

К середине 1556 г. был установлен новый «оклад» (денежное жалованье дворянам), размеры которого зависели от родовитости землевладельца и его военно-служилого положения. Получавшие денежное жалованье из приказов служилые люди теперь обязаны были регулярно нести военные обязанности. Одновременно вследствие создания земских и губных органов основная масса дворянского войска освобождалась от участия в финансово-судебном управлении на местах. Замена кормлений и вознаграждения за исполнение судебно-административных поручений денежным жалованьем из государевой казны за несение воинской службы была дальнейшим шагом на пути ликвидации пережитков феодальной раздробленности в местном управлении и придания дворянской коннице черт постоянного войска.

Для урегулирования местнических споров было проведено еще одно мероприятие: в 1555 г. был составлен «Государев родословец», справочник по вопросам «родовитости» феодальной знати. Другим справочником, касающимся военной службы феодалов, стали разрядные книги, содержавшие списки — «росписи» воевод в походах и на городовой службе. «Государев разряд» систематизировал сведения о военной службе знати за 80 лет (1475–1556 гг.). Наряду с «Государевым родословцем» разряд помогал регулировать и контролировать местнические споры. Способствуя наведению порядка в местнических отношениях знати и признав тем самым местничество, «Государев разряд» отразил противоречивый, компромиссный характер деятельности Избранной рады.

В ходе реформы сложились два учреждения по руководству военно-служилыми делами — Поместная и Разрядная избы. Первая ведала вопросами земельного обеспечения дворянства, вторая — организацией его военной службы. Во главе них были поставлены лица, зарекомендовавшие себя в качестве опытных руководителей. Так, во главе Разрядной избы некоторое время стоял И. Г. Выродков. Под его руководством Разрядная изба превращалась в постоянно действующее учреждение, являвшееся как бы генеральным штабом войска. Из казны постепенно выделялись и другие ведомства — Холопья изба, Стрелецкая изба и др.

Так в середине 50-х годов начинает оформляться система центрального приказного управления. Место территориального принципа, господствовавшего в управлении страной до этого, постепенно начинал занимать функциональный. Термин «изба» как нарицательное наименование центрального правительственного учреждения вскоре вытесняется другим — «приказ», служащие которого получают название «приказных людей». К 70-м годам приказами стали именоваться не только бывшие избы, но и учреждения дворцового ведомства — Дворцовый, Постельный, Бронный, Конюшенный приказы. Но и в это время названия «изба» и «приказ» сосуществовали (говорили о Ямской, Поместной, Посольской избах). Складывание ведомств с постоянным составом дьяков и строго очерченными функциями делало ненужной сеть областных дворцов, которая ранее осуществляла контроль над деятельностью местных властей. Исчезают тверские, дмитровские, углицкие, рязанские дворецкие, хотя вновь присоединенные земли по-прежнему управляются дворцами (Казанским и Нижегородским).

Реформы коснулись и имущественных отношений в среде феодалов. Частые войны, рост товарно-денежных отношений в стране приводили к обеднению и задолженности некоторой части служилых людей. Приговором 5 мая 1555 г. устанавливался месячный срок взыскания (правежа), в течение которого долг должен был быть уплачен, иначе должник превращался в холопа своего заимодавца. Через два года, убедившись, что закон мая 1555 г. лишает государство большого числа военно-служилых людей, а это в условиях подготовки Ливонской войны было нежелательно, правительство пошло на уступки. Запрещалось взимание «роста» (процентов) по старым долгам служилых людей, а срок продлевался на 5 лет — до 1562 г. Впредь по новым долговым обязательствам «рост» снижался с 20 до 10 %, срок правежа увеличивался до 2 месяцев. В 1560 г. военно-служилые люди получили новую льготу. Если во время пожара в Москве у них сгорели дворы, срок правежа увеличивался на 5 лет.

Одновременно с этим правительство предпринимало меры, чтобы сохранить земельные владения дворянства и боярства, быстро переходившие в руки духовных феодалов. Еще в 1551 г. устанавливалось, что в случаях передачи вотчин духовным феодалам родичи завещателя могли выкупать их, исходя из цены земли, указанной в завещании. Монастыри часто настаивали на завышении цены, делая тем самым невозможным выкуп владения. Приговор 15 августа 1557 г. предоставлял родичам возможность оспаривать цену земли, указанную в завещании, если последнее еще не было зарегистрировано («вершено»). Комиссия «мерщиков» могла назначить новую цену. Этим в некоторой степени ограничивался рост монастырской земельной собственности и размывание светских вотчин. Приговор 1558 г. создавал льготные условия для выкупа вотчин, заложенных монастырям. Выкуп, как и платеж долгов, должен был происходить с рассрочкой в 5 лет по частям — «жеребьям». После внесения пятой части долга вотчина возвращалась ее прежнему хозяину, однако он получал право распоряжения ею только после полной выплаты долга. Приговор 1558 г., как и другие законы в области гражданского права, защищал интересы служилых людей, основной опоры царской власти. Но полностью удовлетворить требования дворянства новые юридические нормы не могли. Так, государство отказывалось от удовлетворения исков в случае бегства добровольных холопов, зависимость которых не была оформлена. Лишь служилая кабала, оформленная в губном или земском учреждении, согласно приговору 1555 г. могла служить основанием для розыска беглого холопа. В условиях массового бегства холопов от хозяев приговор был невыгоден служилым людям, после каждого похода наполнявшим поместья холопами. Приговор 1558 г. требовал оформления служилыми кабалами холопства и тех иноверцев, которые принимали христианство, — указ о «новокрещенах». Кабалы на «полоняников» тоже должны были регистрироваться в книгах у казначеев. Само холопство «полоняников» ограничивалось лишь временем жизни его владельца. Дети холопа-«полоняника» в зависимость не попадали. Все эти мероприятия, отражавшие изживание полного холопства и рост служилого, мало устраивали дворянство. Зато приговор 1 сентября 1558 г. полностью отвечал их интересам. Он запрещал превращение самого служилого человека в холопа. Ликвидировалась холопья зависимость малолетних дворян, совершеннолетние могли возбуждать иски о возвращении в свободное состояние.

50-е годы — это завершающий этап деятельности Избранной рады, время необычайной остроты идеологической борьбы противников и защитников самодержавия. Достигнув значительных успехов в централизации страны, обеспечив финансы и войско, укрепившееся самодержавие безжалостно подавляло всякие попытки вольномыслия и, как всякое теократическое государство, нашло союзника, хотя и непоследовательного, в лице церкви. Таким образом был предопределен путь дальнейшего усиления реакции.


Реформирование государства в середине XVI века

Датой начала царствования Ивана IV стал 1547 год. Царь вступил на трон в условиях, когда почти все уделы были ликвидированы, под его контролем была огромная территория, от Чердыни на востоке и до Пскова на западе, от Белого моря на севере и до Дикого поля и донских степей на юге.


Рис. 1. Иван Грозный.

Некоторые реформы начались еще в период регентства при малолетнем Иване Васильевиче. В 1530-е годы при Елене Глинской была проведена первая централизованная денежная реформа. Помимо этого, началось проведение губной реформы. Ее целью было изменение организации местного самоуправления и улучшение борьбы с преступностью.

При молодом Иване IV, в первые годы его царствования, сформировалось неофициальное правительство — Избранная Рада. Основными ее участниками были:

  • воевода Алексей Адашев;
  • царский духовник Сильвестр;
  • митрополит Макарий;
  • князь Курбский.

Это правительство провело реформы всех сторон жизни государства. У царства Русского появился новый свод законов — Судебник, а также сборник правил для церкви — Стоглав. Стал созываться сословно-представительный орган власти — Земский собор. Была проведена военная реформа, усилена артиллерия, сформированы стрелецкие полки.

Избранная Рада провела налоговую реформу. В государстве была введена поземельная единица налогообложения — соха. С 1550 года началось проведение земской реформы, которая прямо связана с отменой кормлений.

Избранная Рада

Рис. 2. Избранная Рада.

Суть и итоги земской реформы

Ликвидация устаревшей системы кормлений проходила в рамках земской реформы. Собственно, кормления существовали с XII века, то есть еще с феодальной раздробленности домонгольского периода. В период ордынского ига система кормлений позволила сформировать систему местного управления, княжеской администрации на местах. Великий князь жаловал должностному лицу, например, боярину какую-нибудь волость, где тот выполнял функции представителя князя.

За свою деятельность он получал содержание — корм. Население выплачивало его на Рождество, Пасху и Петров день. Княжеский кормленщик на выплаты от населения мог содержать свою прислугу и лошадей, еще получал дополнительные средства за участие в судебных делах.

В ходе проведения земской реформы в государстве появились новые выборные должностные лица местного самоуправления:

  • выборные судьи и старосты;
  • излюбленные старосты и головы;
  • земские старосты.

К 1556 году земская реформа шла более успешно в северных районах государства, где не было крепостного права, а медленнее — в районах, где существовало крепостное право.

В рамках проведения реформы был издан царский указ 1555 года об отмене кормлений. Однако устаревшая система содержания местных властей просуществовала еще какое-то время во второй половине XVI века. Одним из новшеств этой реформы стало преобразование сборов по содержанию кормленщиков в новый налог, который шел в казну. Он получил название кормленый окуп. Сбор налога проводили земские старосты и городовые приказчики.

К началу XVI века выплаты кормленщикам чаще становились денежными, а не натуральными. Местные власти часто стали злоупотреблять этим и поэтому размеры выплат им князья стали регламентировать в кормленых и уставных грамотах.

Россия при Иване Грозном

Рис. 3. Россия при Иване Грозном.

Что мы узнали?

Отмена системы кормлений (содержания местных властей) связана с земской реформой, начавшейся в 1550 году. Сборы по содержанию кормленщиков преобразовались в новый налог — кормленый окуп, который шел в казну.

Основные события:

1533 - 1538 гг. Правление Елены Глинской

1538 - 1547 гг. Боярское правление

1547 г. - венчание Ивана IV на царство

1549 г. - начало деятельности Избранной рады

1550 г. - принятие “царского” Судебника, ограничение местничества, организация стрелецкого войска.

1551 г. - Стоглавый собор

1556 г. - отмена кормлений

50-е гг. XVI в. - начало складывания приказной системы

Действующие лица

Важнейшие понятия:

Приказ, кормление, наместник, волостель, губные старосты

Служилые люди: по отечеству, по прибору

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Русское государство в середине XVI в.

Реформы Избранной рады

Содержание ответа:

1. Начало царствования Ивана IV. Боярское правление

После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол занял его сын - трехлетний Иван IV. Регентшей стала его мать, вторая жена Василия III, Елена Глинская.

В первую очередь она расправилась с удельными князьями - братьями Василия III Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, опасаясь их претензий на трон. Юрий был схвачен уже в 1533 г., а Андрей - в 1537 г.

В 1538 г. Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Основную роль играли Шуйские, Бельские и Глинские. Никто из них не стремился вернуться ко временам феодальной раздробленности. Борьба велась только из-за обладания властью и связанными с ней богатствами.

В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централизации. В результате денежной реформы была создана единая монетная система (прежде существовали отдельные новгородская и московская монетные системы). Местное управление было укреплено проведением губной реформы. Некоторые важнейшие уголовные дела были переданы из юрисдикции наместников в ведение губных старост - выборных представителей местного дворянства (или земских старост - выборных из черносошных крестьян).

Тем не менее боярское правление было неблагоприятным периодом для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди были заняты отстаиванием своих собственных корыстных интересов, а не интересов страны.

Годы боярского правления наложили отпечаток и на характер Ивана IV. Наблюдая в детстве бесконечные ссоры, интриги и даже расправы с соперниками, он стал скрытным, жестоким и злопамятным. Уже в 13 лет он вынес свой первый смертный приговор.

2. Венчание Ивана IV на царство

В январе 1547 г. повзрослевший Иван IV “венчался на царство”. Титул великого князя сменился титулом царя. Инициаторами этого нововведения были люди, окружавшие Ивана IV, в том числе, вероятно, митрополит Макарий. При этом преследовались и внешне-, и внутриполитические цели.

Царями на Руси называли ордынских ханов. Принимая царский титул, Иван IV подчеркивал равенство Русского государства с Ордой и его окончательную независимость.

Слово “царь” происходит от латинского “цезарь”. Так именовали римских и византийских императоров. Царский титул русского государя подчеркивал претензии Русского государства на наследие уничтоженной турками Византии.

В Европе титул “царь” нередко переводили как “император”. Это ставило русского государя выше королей и вровень с императором Священной Римской империи (Германии). Между тем великокняжеский титул считался ниже королевского.

Если князей, в том числе и великих (тверских, ярославских, рязанских и т.п.) на Руси было много, то царь - один. Новый титул выделял московского государя из массы князей, подчеркивал его единовластие.

Наконец, ркв Византии император считался верховным главой церкви. Принимая царский титул, московский государь как бы провозглашал себя главой православного мира, а светская власть возвышалась над цеовной.

3. Правление Избранной Рады

В июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар. Выгорела половина города. Царь бежал в подмосковное село Воробьево. Горожане под влиянием слухов о том, что город подожгли родственники царя - Глинские - пришли толпой в Воробьево и требовали выдать поджигателей. Ивану удалось убедить толпу разойтись, но и много лет спустя он с ужасом вспоминал об этих минутах. Под влиянием народного волнения Иван IV осознал необходимость проведения реформ с целью укрепления государственной власти.

С 1549 г. он приблизил к себе новых советников - так называемую Избранную Раду. Руководителями рады стали дворянин Алексей Федорович Адашев и духовник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр. В 50-х гг. XVI в. Избранная рада провела ряд реформ.

4. Кодификация права: Судебник и Стоглав

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался "государем" крестьянина и нес ответственность за его преступления. Судебник несколько ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки, вызывавшие давнее недовольство в народе.

В 1551 г. состоялся церковный собор, названный Стоглавым, так как его решения были сведены в сто глав. Собор уделил основное внимание совершенствованию нравов духовенства: искоренению пьянства, разврата, сквернословия. В то же время по инициативе митрополита Макария собор утвердил решение о признании всех “местночтимых” (т.е. почитаемых лишь в отдельных местностях страны) святых общерусскими. Были утверждены также единый порядок исполнения обрядов, единый иконописный канон. Все это способствовало укреплению религиозного единства страны.

5. Складывание приказной системы

В годы правления Избранной Рады сложилась новая система центрального управления - приказная. Уже с начала XVI в. отдельным боярам поручалось (приказывалось) ведать тем или иным вопросом. Постепенно вокруг боярина складывался постоянный штат - дьяки и подьячие. Так приказ-поручение превращался в приказ-ведомство. Некоторые приказы просуществовали всего несколько лет или даже месяцев, другие стали постоянными органами власти. Важнейшими приказами были Посольский, Разбойный, Поместный и Разрядный. Последний ведал назначением на командные должности в войсках.

Система управления приобретала отраслевой характер. Складывался профессиональный аппарат управления - опора центральной власти.

6. Реформа местного управления. Отмена кормлений

Избранная Рада провела реформу местного управления. В 1555 -1556 гг. были отменены кормления, а вся власть в уездах перешла к губным или земским старостам, а в городах - к излюбленным головам, избиравшимся посадскими людьми. Таким образом, власть сосредоточилась в руках выборных, а не назначаемых из центра людей. Это объяснялось нехваткой и людей, и средств в казне. Должность губного или земского старосты не оплачивалась. Поэтому губные старосты выполняли свою работу неохотно. В одном документе того времени даже предписывалось отправлять на время в заключение тех губных старост, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей. После отбытия срока их вновь направляли на ту же должность. Таким образом, и реформа, проведенная Избранной Радой, еще не создала такого типа местной власти, который характерен для централизованного государства.

7. Военная реформа

Отмена кормлений позволила провести военную реформу. Средства, ранее шедшие на содержание кормленщиков, составили теперь единый государственный налог - кормленичий окуп. Он расходовался на возмещение затрат, понесенных служилыми людьми в походах. Отныне всякий служилый человек должен был выставить одного воина с каждых 100 четвертей (около 170 га) принадлежавшей ему земли. С первых 100 четвертей выходил в поход он сам, с остальных - его военные холопы. Если же у дворянина было 370 четвертей, то он выходил с тремя вооруженными слугами, а за недостающие 30 четвертей получал возмещение. Зато, если он выходил с теми же тремя слугами, но имел при этом 410 четвертей, то вносил в казну компенсацию за “лишние” 10 четвертей.

Наряду со служилыми людьми “по отечеству” (т.е. по наследству), получавшими за службу землю, появились и служилые люди по “прибору” - по найму. Они получали денежное жалованье. В 1550 г. было организовано стрелецкое войско. Стрельцы сражались в пешем строю, были вооружены саблей, бердышом и огнестрельным оружием - пищалью. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско было постоянным, то есть не распускалось после походов. Однако оно не было регулярным. Стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов и караульной службы время занимались ремеслами и торговлей, поскольку жалование их было недостаточным.

8. Ограничение местничества

В 1550 г. было ограничено местничество. Перестала считаться местническим прецедентом служба молодых дворян. Появилась возможность назначать молодых выходцев из знатных родов на невысокие должности, где они могли набираться опыта. Было упрощено местничество в походах. На совместной службе считались отныне все первые воеводы между собой, все вторые - между собой, и каждый первый воевода - со своим вторым. Но первый воевода какого-либо полка не мог спорить о местах со вторым воеводой другого полка.

9. Выводы

Таким образом, Избранная Рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени. В условиях отсутствия сильного профессионального аппарата власти в центре и на местах это был единственный путь, который мог быть осуществлен без избыточной жестокости.

На что следует обратить внимание при ответе:

Основная проблема внутриполитической жизни России XVI в. - пути централизации государства. Централизация - процесс закономерный, конкретные обстоятельства могут задержать его, но не повернуть вспять. Даже боярское правление было этапом на пути централизации.

Говоря о венчании на царство, следует четко указать его причины и значение:

а) с точки зрения международного положения Русского государства,

б) с точки зрения взаимоотношений царя и княжеской аристократии,

в) с точки зрения взаимоотношений светской и церковной власти.

Важно выдержать структуру ответа по реформам Избранной рады: законодательство - церковное-религиозное (идеологическое) единение - центральное управление - местное управление - военное дело - порядок прохождения службы.

Задания

1. Проверьте то, как вы усвоили тему, с помощью теста.

2. Составьте характеристику одного из видных деятелей Избранной рады.

3. Какие из мер, предпринятых Избранной радой, вели к формированию централизованного государства?

4. Какие из мероприятий Избранной рады могли вызвать сопротивление московских бояр?

Ссылки

1. Дистанционный курс "История России" об этом периоде

2. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова "История России с древнейших времен до начала XХ века" (Под редакцией В.В. Керова). Глава об Иване Грозном

3. Россия в XVI в. Глава из пособия под ред. И.Я.Фроянова

Вопрос 26.

Около 1549г во время правления Ивана Грозного сложился правительственный кружок – Избранная Рада(так назвал её князь Курбский). Возглавил это правительство Алексей Фёдорович Адашев, гос. Деятель, выходец из богатого рода костромских вотчинников. Участвовал в этом правительстве и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Влиял на политику правительства и глава Церкви митрополит Макарий. В сер 16 века Избранная рада провела серию серьёзных реформ, направленных на централизацию государства. В 1550г был принят новый «Судебник», он был основан на Судебнике 1497г, но расширен, лучше систематизирован, в нём была учтена судебная практика. Были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев День. «Пожилое» которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено. Усилилась власть феодала над крестьянами: на барина возлагалась ответственность за преступления крестьян, феодала именовали «государем» крестьянина: тем самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа, это был шаг на пути к крепостничеству. Более жестокими стали наказания для «лихих людей», обвиняемых в «разбоях». Впервые в Судебнике были введены наказания для бояр и дьяков – взяточников, ограничены права наместников и волостелей. Ко времени избранной рады относится создание первых функциональных органов управления – приказов (первоначально они назывались «избами»). Внешней политикой занимался Посольский приказ во главе с Иваном Михайловичем Висковатовым. Адашеву был поручен Челобитный приказ: там принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Это был высший орган контроля. Поместный приказ ведал землевладением феодалов. Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих людей». Сбор дворянского ополчения и назначение воевод были в компетенции Разрядного приказа. В 1550г созданные ещё при Василии III отряды пищальников были преобразованы в Стрелецкое войско. Стрельцов было несколько тысяч, они получали денежное жалованье, огнестрельное оружие и обмундирование. Ведал ими Стрелецкий приказ. В 1556г были отменены кормления. Население теперь должно было платить общегосударственный налог – «кормленичий окуп»(большая соха). За счёт него служилым людям платили «помогу» для выхода на военную службу. Её размеры были определены в принятом тогда же Уложении о службе. Согласно Уложению, с каждых 100 четвертей земли «в одном поле» должен был выходить на службу вооруженный конник. С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, со следующих – его военные холопы. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 100 четвертей(150 десятин или около 165га). Тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф. Между Уложением о службе и отменой кормлений была тесная связь: без «кормленичего окупа» правительство не получило бы денег для «помоги». В реформах избранной рады, отмена кормлений и земская реформа – центровые и структурообразующие. Они повлекли за собой перестройку судебной и финансово – налоговой систем, центральных и местных органов власти. С отменой кормлений возникла потребность в централизации сбора налогов. В связи с перераспределением властных прерогатив в пользу центра возросло значение приказов, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию приказной системы. Эти же реформы сближали различные группы феодалов, уравнивая их по принципу единого обеспечения «государевым жалованьем». Земская реформа способствовала объединению провинциального дворянства в уездные корпорации – служилые «города», которые стали важным институтом сословного устройства основной массы помещиков. Вместе с тем, реформы не завершили процесса централизации. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей. Таким образом, Россия развивалась в направлении сословно – представительной монархии, формы правления, предусматривающей участие сословных представителей в управлении страной. В 1549г был созван 1 Земской собор состоящий из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. В правительственной деятельности Избранной рады важное место занимала организация класса феодалов. В 1550г было решено дать в радиусе 60-70 вёрст от Москвы поместья 1000 бояр и дворян – «лутчих слуг», обязанных быть всегда наготове для исполнения ответственных поручений. Но вероятно предположение(разделяемое не всеми историками), что реформу не провели в жизнь, не нашёлся необходимый резерв земель. В 1552г была составлена Дворовая тетрадь – полный список Государева двора, около 4000 человек. Именно из состава двора выходили и воеводы, и головы(высший и старший командный состав), и дипломаты, и администраторы и т.д. Централизация коснулась и Церковного управления. Ещё в конце 40-х годов многие «местночтимые» святые были признаны общерусскими. В государстве создавался единый пантеон святых. Эти решения были утверждены в 1551г Стоглавым собором( в сборнике его решений было 100 глав, отсюда и название). Собор, работой которого руководил Макарий, унифицировал церковные обряды. При участии Ивана IV он принял меры для искоренения безнравственности в духовенстве. Например, Собор запретил монахам пить водку, а разрешил лишь виноградное вино, пиво и мёд. Протопопы (старшие священники) должны были следить, чтобы священники не дрались, не ссорились, не сквернословили, не входили в церковь пьяными. Хотя далеко не все из реформ Избранной рады удалось в полной мере осуществить, все они означали невиданный шаг вперёд в направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности. В 1560 г. пало правительство Избранной рады. Разногласия между Иваном IV и его приближенными накапливались долго. В 1553 г. царь опасно
заболел. Многие придворные, в том числе Сильвестр и отец А. Ф. Адашева —
Федор Григорьевич, не желали присягать грудному младенцу, сыну царя Ивана
Дмитрию. Высказывалось опасение, что при царе «пеленочнике» может
повториться боярское правление. В наследники предлагали двоюродного брата
Ивана IV — удельного князя Старицкого Владимира Андреевича. Правда, все
обошлось: все в конце концов присягнули, а царь выздоровел. Но отношения
царя с советниками охладились.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отмена кормлений при Иване Грозном стала одной из последних реформ Избранной Рады 1550-х годов. Ликвидация кормлений произошла в 1556 году в процессе проведения земской реформы. Для понимания особенностей управления царством Русским в XVI веке необходимо знать при каком царе произошла отмена системы кормлений. Кратко причины, последствия и результаты этой реформы изучают в школьном курсе истории 7 и 9 класса.

Отмена кормлений 1556 года – при Иване Грозном, последствия ликвидация системы

Реформирование государства в середине XVI века

Датой начала царствования Ивана IV стал 1547 год. Царь вступил на трон в условиях, когда почти все уделы были ликвидированы, под его контролем была огромная территория, от Чердыни на востоке и до Пскова на западе, от Белого моря на севере и до Дикого поля и донских степей на юге.

Отмена кормлений 1556 года – при Иване Грозном, последствия ликвидация системы

Рис. 1. Иван Грозный.

Некоторые реформы начались еще в период регентства при малолетнем Иване Васильевиче. В 1530-е годы при Елене Глинской была проведена первая централизованная денежная реформа. Помимо этого, началось проведение губной реформы. Ее целью было изменение организации местного самоуправления и улучшение борьбы с преступностью.

При молодом Иване IV, в первые годы его царствования, сформировалось неофициальное правительство — Избранная Рада. Основными ее участниками были:

  • воевода Алексей Адашев;
  • царский духовник Сильвестр;
  • митрополит Макарий;
  • князь Курбский.

Это правительство провело реформы всех сторон жизни государства. У царства Русского появился новый свод законов — Судебник, а также сборник правил для церкви — Стоглав. Стал созываться сословно-представительный орган власти — Земский собор. Была проведена военная реформа, усилена артиллерия, сформированы стрелецкие полки.

Избранная Рада провела налоговую реформу. В государстве была введена поземельная единица налогообложения — соха. С 1550 года началось проведение земской реформы, которая прямо связана с отменой кормлений.

Отмена кормлений 1556 года – при Иване Грозном, последствия ликвидация системы

Рис. 2. Избранная Рада.

Суть и итоги земской реформы

Ликвидация устаревшей системы кормлений проходила в рамках земской реформы. Собственно, кормления существовали с XII века, то есть еще с феодальной раздробленности домонгольского периода. В период ордынского ига система кормлений позволила сформировать систему местного управления, княжеской администрации на местах. Великий князь жаловал должностному лицу, например, боярину какую-нибудь волость, где тот выполнял функции представителя князя.

За свою деятельность он получал содержание — корм. Население выплачивало его на Рождество, Пасху и Петров день. Княжеский кормленщик на выплаты от населения мог содержать свою прислугу и лошадей, еще получал дополнительные средства за участие в судебных делах.

В ходе проведения земской реформы в государстве появились новые выборные должностные лица местного самоуправления:

  • выборные судьи и старосты;
  • излюбленные старосты и головы;
  • земские старосты.

К 1556 году земская реформа шла более успешно в северных районах государства, где не было крепостного права, а медленнее — в районах, где существовало крепостное право.

В рамках проведения реформы был издан царский указ 1555 года об отмене кормлений. Однако устаревшая система содержания местных властей просуществовала еще какое-то время во второй половине XVI века. Одним из новшеств этой реформы стало преобразование сборов по содержанию кормленщиков в новый налог, который шел в казну. Он получил название кормленый окуп. Сбор налога проводили земские старосты и городовые приказчики.

К началу XVI века выплаты кормленщикам чаще становились денежными, а не натуральными. Местные власти часто стали злоупотреблять этим и поэтому размеры выплат им князья стали регламентировать в кормленых и уставных грамотах.

Отмена кормлений 1556 года – при Иване Грозном, последствия ликвидация системы

Рис. 3. Россия при Иване Грозном.

Что мы узнали?

Отмена системы кормлений (содержания местных властей) связана с земской реформой, начавшейся в 1550 году. Сборы по содержанию кормленщиков преобразовались в новый налог — кормленый окуп, который шел в казну.

Читайте также: