Особенности налогового планирования в банках

Опубликовано: 30.04.2024

"Международный бухгалтерский учет", 2012, N 1

Статья публикуется по материалам журнала "Финансовая аналитика: проблемы и решения". 2011. N 45 (87).

Автором проанализированы ключевые особенности налогообложения кредитных организаций и актуальные проблемы, которые следует учитывать при выборе инструментов налогового планирования. Обоснована целесообразность рассмотрения в теоретическом и практическом аспектах налогового планирования как подсистемы в системе управления финансами организации. Предложены модели налогового планирования с характерными свойствами и инструментарием.

Кредитные организации в современной экономике любого государства являются ведущими финансовыми институтами, способствующими процессам аккумуляции и распределения свободных денежных средств физических и юридических лиц, реализации денежно-кредитной политики государства.

Экономический кризис 2008 - 2009 гг. в еще большей степени обратил внимание на деятельность банков и методы регулирования финансового рынка. Основной вывод, сформировавшийся у специалистов, сводится к тому, что кредитные организации должны прежде всего обеспечивать необходимыми денежными средствами предприятия реального сектора экономики с помощью механизмов кредитования, доверительного управления и т.д. Преобладание финансовых спекуляций, не подкрепленных реальной стоимостью, в деятельности банков недопустимо, поскольку это связано не только с высокими рыночными рисками, но и с рисками очередного финансового кризиса глобального масштаба.

Согласно данным обзора банковского сектора Российской Федерации, по состоянию на 01.08.2011 в России было зарегистрировано 1129 кредитных организаций. Из этого числа учреждений, имеющих право на осуществление банковской деятельности, было 994. При этом только в Центральном федеральном округе размещалось 575, а в Москве и столичной области - 515. Таким образом, в пределах административного центра и областных территорий сосредоточено более 50% основных финансовых институтов страны, исполняющих помимо своих основных функций в финансовой системе государства функции налогоплательщиков и налоговых агентов.

Многочисленные источники посвящены вопросам применения методологии налогового планирования в организациях различных сфер. Однако управление финансами кредитных организаций с помощью приемов и инструментов налогового планирования практически не раскрыто авторами. Вместе с тем применение принципов и методов разработки плана погашения налоговых обязательств, квалифицированного расчета налогов, анализа налоговых рисков, налоговой нагрузки и их влияния на финансовое состояние банка имеет большое значение для эффективного функционирования организации.

Актуальность данной проблематики для кредитных организаций обусловлена необходимостью рассмотрения нескольких назревших вопросов, ориентированных на практику:

  • недостаточная изученность методики налогового планирования в учреждениях финансового сектора экономики по сравнению с организациями реального сектора, подвергающимися не меньшим налоговым рискам;
  • обоснование и выбор модели управления налоговыми издержками, адекватной целям финансовой стратегии;
  • новации в налоговой политике на 2012 - 2014 гг., отдельные положения которых ориентированы на финансовые институты и операции;
  • разработка предложений по совершенствованию порядка налогообложения банков.

Алгоритм процесса налогового планирования строится на стандартном подходе к планированию как к деятельности, состоящей из нескольких стадий, имеющих между собой прямые и обратные связи. Это показано на приводимом рисунке.

Этапы налогового планирования в кредитной организации

Остановимся на ключевых аспектах каждого из представленных этапов, обращая особое внимание на рекомендации по применению специального инструментария.

Важными при управлении налоговыми издержками являются вопросы разработки плана налоговых выплат в соответствии с налоговым календарем, оценки возможных налоговых рисков, обусловленных спецификой финансовой деятельности и налоговой нагрузки, что позволяет соотнести сумму обязательных платежей в бюджет с другими финансово-экономическими показателями организации (выручка, прибыль, добавленная стоимость и др.).

Прикладной инструментарий налогового планирования включает несколько методов регулирования налоговых обязательств банка:

Большое значение при решении задач конкретизации финансовой стратегии организации и формирования модели налогового планирования имеют особенности налогообложения той или иной сферы деятельности. Необходимо принять во внимание тот факт, что кредитные организации, и в частности банки, являются плательщиками следующих налогов:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • государственная пошлина;
  • земельный налог.

Специального освобождения от уплаты какого-либо налога, подлежащего уплате в бюджет юридическим лицом, законодательством не предусмотрено. При расчете обязательных платежей банки руководствуются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), опираясь на нормы отраслевого банковского законодательства, включая Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

В целом по всем перечисленным налогам банки применяют общий порядок налогообложения. Ряд особенностей связан с двумя налогами: налог на прибыль организаций и НДС. Поэтому при установлении главных положений учетной политики банка в целях налогообложения целесообразно в первую очередь оптимальным образом выбрать метод учета НДС, проанализировать все виды доходов и расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговая нагрузка кредитных организаций также имеет определенную специфику, обусловленную порядком налогообложения банковских операций и других видов финансовой деятельности, свойственной банкам. В их нагрузке преобладает налог на прибыль. Гораздо меньший удельный вес приходится на налог на имущество и транспортный налог.

До введения в действие Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. " от 24.07.2009 доля единого социального налога была сравнима с долей налога на прибыль. Действующую сейчас совокупность страховых взносов нельзя отнести к налогам и следует рассматривать как совокупность обязательных платежей во внебюджетные фонды, не включаемые в расчет налоговой нагрузки.

Таким образом, налоговое регулирование банков проходит прежде всего через налогообложение прибыли и находящегося в их собственности имущества. Следовательно, в этих налогах сосредоточены стимулирующие потенциальные возможности и сдерживающие фискальные механизмы.

При этом налог на имущество и транспортный налог - региональные налоги, в связи с чем органы власти субъектов Российской Федерации могут использовать свои полномочия по внедрению норм, изменяющих налогообложение кредитных учреждений. В компетенции федерального центра находится один значимый для банков налог - на прибыль организаций.

Таким образом, налоговая политика оказывает прямое влияние посредством налога на прибыль на формирование чистой прибыли банка, управление налоговыми издержками, а значит, на перспективы развития этих организаций.

Кредитные учреждения могут заявить в налоговом учете один из вариантов расчетов по НДС, основываясь на положениях ст. ст. 149, 170, 172 НК РФ. В табл. 1 приведены возможные способы проведения расчетов по НДС и аргументы в пользу применения или отказа от них.

Варианты расчетов с бюджетом по НДС кредитными организациями

Таким образом, в зависимости от структуры выполняемых операций и особенностей объекта налогообложения по ним кредитная организация может выбирать один из рассмотренных вариантов учета расчетов по НДС.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль кредитные организации опираются на положения ст. ст. 290 - 292 НК РФ. Одновременно применяются общие нормы законодательства по налогообложению прибыли (ст. ст. 251, 253, 260 - 265, 268, 270 НК РФ и др.).

Вместе с тем приведенный перечень доходов и расходов учитывает далеко не весь широкий спектр операций, имеющих место в деятельности кредитных организаций и требующих квалифицированной оценки с точки зрения налогообложения. Группировка финансовых операций в целях налогового планирования может быть проведена в составе банковских и всех остальных. Однако в этом случае все особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль не будут приняты во внимание. С учетом многогранности деятельности кредитной организации формирование бюджета налоговых платежей целесообразно по каждой из приведенных ниже групп:

  • кредитные операции;
  • обслуживание банковских карт;
  • депозиты и их обслуживание;
  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • операции центров клиентского обслуживания;
  • операции на рынке ценных бумаг;
  • операции с валютой;
  • доверительное управление от лица банка;
  • депозитарная деятельность;
  • операции с паями паевых инвестиционных фондов;
  • операции с драгоценными металлами;
  • операции с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • иные операции.

Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части регулирования налогообложения финансовых операций весьма своевременно, так как развитие экономики требует корректировки правовой основы налогообложения.

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрены меры по совершенствованию подходов к налогообложению деятельности на финансовом рынке. Изменения планируются в практике налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также с акциями при выплате дивидендов.

Главная задача состоит в обеспечении стимулов для инвесторов на финансовом рынке и одновременно в повышении прозрачности, экономической обоснованности процессов налогообложения финансовой деятельности. Частным аспектом совершенствования налогообложения является рекомендация по разработке и внедрению в Налоговый кодекс Российской Федерации положений в отношении исчисления налога на прибыль по дивидендам при совершении операций РЕПО. Предлагается также освободить от НДС оказание профессиональными участниками рынка ценных бумаг брокерских, депозитарных услуг по управлению активами. Как отмечено в указанном документе, корректировка налогового законодательства должна способствовать реализации идеи создания в Российской Федерации Международного финансового центра.

В перспективе, на взгляд автора, налогообложение банков может осуществляться в соответствии с одной из следующих альтернатив:

  • налогообложение банков по общей схеме, характерной для большинства организаций (как в настоящее время), но с коррективами, связанными с перераспределением налогового бремени между видами финансовых операций;
  • установление специального налогового режима для кредитных организаций;
  • введение дополнительных норм в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование налогообложения кредитных организаций при сохранении для них общего порядка налогообложения.

Следует подчеркнуть, что многие операции в деятельности кредитной организации на практике вызывают целый ряд вопросов и даже ситуаций налоговых споров. В табл. 2 приведены виды налогов и финансовых операций, при осуществлении которых у налогоплательщиков наиболее часто возникают затруднения при расчете сумм налога или налоговой базы.

Операции кредитных организаций, вызывающие вопросы при исчислении налогов

Глубокий анализ возникающих между налоговыми органами и плательщиками противоречий должен послужить основой для выработки уточняющих налогообложение финансовых операций норм законодательства.

При налогообложении банков необходимо достичь сбалансированного сочетания стимулирующей и фискальной функций налогов в отношении банковского сектора, а также реализации принципов налогообложения. Это связано прежде всего с тем, что доходы в финансовом секторе традиционно выше, чем в ряде отраслей и видов хозяйственной деятельности.

Обобщение накопленного опыта управления налоговыми издержками и финансового планирования позволяет представить модель налогового планирования в банковском секторе. По итогам рассмотрения методологических основ налогового планирования целесообразно привести типологию моделей этой деятельности, или, иначе, подсистемы управленческих воздействий в сфере финансов кредитных организаций. Каждой модели присущи определенные инструментарий и методы налогового бюджетирования, а также поведенческая позиция организации как налогоплательщика и (или) налогового агента (табл. 3).

Модели налогового планирования кредитной организации

Источник: разработано автором.

В случае выявления деструктивных моделей планирования налоговыми органами или другими специалистами, подтвердившими наличие правонарушений, перспективы кредитной организации связаны с исполнением применяемых санкций различного характера.

Последняя из представленных в таблице моделей налогового планирования отличается целым рядом преимуществ по сравнению с традиционной, состоящей в систематической оценке исполнения финансовых планов, влияния налогового бремени на платежеспособность организации в кратко- и среднесрочном периодах, что способствует выявлению насущных проблем, достижению стратегических целей организации на финансовом рынке.

Необходимо подчеркнуть существенное значение реализации на практике принципа гармонизации интересов государства и налогоплательщиков с помощью эффективного налогового планирования. Уплата налогов в условиях применения методов налогового учета и планирования, а также наиболее благоприятных норм налогообложения заключаемых кредитными организациями финансовых сделок в рамках действующего законодательства позволяет высвобождать часть финансовых ресурсов и направлять их на развитие предпринимательской деятельности, социальных функций и стимулирующих мер в отношении персонала. Положительные результаты в этом случае становятся следствием конструктивной работы специалистов по налоговому планированию в системе управления финансами организации с учетом требований и процедур налогового администрирования и контроля.

По нашему профессиональному мнению налоговая система РФ имеет сильные дисбалансы. Налоги могут уплачиваться не с фактически полученной прибыли, а с затрат. Чаще всего данные диспропорции возникают в компаниях с высокой добавленной стоимостью (например, производственные предприятия) и в конкурентной среде. Мы неоднократно слышим от собственника бизнеса вопрос: «Каким образом получается так, что компания работает „в белую“, платит налог на прибыль, но при этом фактически работает в убыток? Ведь налог должен составлять лишь часть прибыли?».

Ряд особенностей налоговой системы РФ,
которые дают некоторое объяснение этому

  • Предприятия с высокой добавленной стоимостью — это фактически компании, которые имеют большую долю расходов на заработную плату. При этом уровень налогообложения заработной платы является очень существенным с учетом следующих факторов:
    • Страховые взносы в Фонды полностью ложатся на работодателя — 30%.
    • НДФЛ на конкурентном рынке труда вынужден платить сам работодатель, т.к. работник запрашивает именно рыночный уровень дохода, и работодатель начисляет НДФЛ «сверху» — 13%.
    • Заработная плата является объектом налогообложения НДС, поскольку по данным затратам отсутствует вычет НДС — 18%.
    • Итоговая налоговая нагрузка в этом случае составляет 61% с затрат (не с прибыли).
  • В конкурентной среде компания фактически не может формировать цену на свои товары/работы/услуги по принципу «цена + НДС», как это предусмотрено в теории и в Налоговом Кодексе РФ. Если рыночная цена составляет 100 у.е., то компания не может просто выставить покупателю 100+18. Соответственно фактически НДС в конкурентной среде вынужден платить именно продавец за счет собственных средств (ставка «в том числе» составляет 18/118, чуть более 15%). Т.е. НДС теряет свойство косвенного налога.
  • Налог на имущество (как правило по максимальной ставке 2,2%) уплачивается с основных производственных фондов и недвижимости и не зависит от фактической прибыли компании.
  • В дополнение к вышеперечисленному если компания является поставщиком/производителем для сетевых супермаркетов, то фактически она уплачивает НДС с суммы премии за свой счет. Торговые сети активно способствовали возникновению практики, при которой ретробонус не облагается НДС. Соответственно для поставщика/производителя это является еще одним расходом, с суммы которого он не может принять к вычету НДС и вынужден включать его в свою добавленную стоимость. Это приводит к уплате дополнительного налога с затрат.
  • Компания, импортирующая какие-либо товары, фактически уплачивает НДС с оборота. Пример: компания ввезла в РФ товары таможенной стоимостью 100 у.е., уплатила НДС при импорте 18 у.е. (в целях упрощения примера таможенные пошлины не рассматриваются). Одновременно этот НДС принят к вычету. Далее допустим, данный товар был продан за 200 у.е., в т.ч. НДС 30,5 у.е. (18/118). НДС к уплате в этом случае составил: 30,5 — 18 (вычет таможенного НДС) = 12,5 у.е. Однако если суммировать кассовый расход на налоги, то фактически компания заплатила 18+12,5 = 30,5 у.е. А эта сумма как раз и составляет НДС с оборота: 200*18/118.

С учетом данных особенностей на практике мы получали модели налогового планирования, в которых, если ничего не оптимизировать, налоговая нагрузка могла доходить до 40-42 % от оборота. Соответственно возникает логичный вопрос, с какой рентабельностью должен работать бизнес, чтобы окупать данные налоговые затраты. Причем в данном случае не рассматривается влияние фактора процентных ставок, что еще больше увеличивает нагрузку на бизнес. Даже официальные гос. органы РФ признают, что налоговая нагрузка составляет 33-36% за 2012-2013 гг. (по другой оценке — 32%)

В процессе своей работы по налоговой оптимизации мы учитываем все эти факторы. При этом мы рекомендуем и разрабатываем методы, разрешенные действующим законодательством и ясно представляем себе новые методы налогового контроля, которые введены в действие с 1 января 2015 года — изменения по электронной декларации по НДС.

Наши услуги:

Разработка финансово-юридической Схемы деятельности Компании с учетом (приоритет по убыванию):

  • оптимизации налогообложения;
  • обеспечения безопасности ведения бизнеса с точки зрения надзора со стороны контролирующих органов;
  • оптимального баланса налоговых рисков.

Задачи консалтинговых проектов по налоговому планированию и оптимизации всегда решаются с учетом специфики бизнеса клиента. Для данного направления характерен комплексный подход, который требует серьезного «погружения» в деятельность клиента. Для реализации данных проектов всегда привлекаются высококвалифицированные специалисты уровня ведущего аудитора и/или ведущего юриста. Как правило, в этом случае работает команда, состоящая из юристов и аудиторов, использующая лучший кадровый ресурс группы компаний Legal Bridge.

Мы оказываем услуги в сфере налогового планирования и оптимизации налогообложения как в Москве и регионах РФ, так и на территории стран СНГ и за рубежом. За 21 год работы нами были реализованы консалтинговые проекты не только в Москве, но и в таких городах России, как Йошкар-Ола, Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону, Кемерово, Таганрог, Усинск и другие. А также в Украине, Республике Беларусь, Казахстане и других странах.

Содержание работ

Этап 1.

  • Экспресс-анализ и оценка прошлых налоговых рисков Компании. Выявление прочих особенностей деятельности Компании, влияющих на схему деятельности;
  • Разработка схемы деятельности с учетом возможностей оптимизации налогообложения и снижения налоговых рисков. При разработке схемы учитываются подходящие для компании изменяемые параметры деятельности. В результате может быть разработано более одного варианта схемы деятельности. Как правило, разрабатывается 2-3 варианта;
  • Расчет налоговой нагрузки по разработанным вариантам схемы деятельности. Составление числовой модели деятельности Компании, с расчетом налогов исходя из плановых доходов и расходов Компании. Предусматривается возможность изменения числовых данных с автоматическим перерасчетом результата.

После завершения первого этапа работ вы получаете модель деятельности компании в файле Excel с расчетами налоговых обязательств и графическим изображением вариантов схемы деятельности. Результат согласовывается с Заказчиком, возможна доработка, уточнение расчетов в случае необходимости.

Этап 2.

Подготовка письменной информации по утвержденному Заказчиком варианту схемы деятельности с подробным описанием разработанной модели, а именно:

  • Договорных отношений (с указанием предметов договоров, важных прав и обязанностей);
  • Документооборота;
  • Особенностей налогообложения тех или иных операций.

По завершению второго этапа вы получаете конфиденциальный документ, включающий подробное описание алгоритма работы разработанной схемы.

Этап 3.

По результатам третьего этапа вы получаете формы договоров, сопутствующих документов, вновь созданные юридические лица, ИП.

Почему мы?

  • Опыт работы с 1994 года.
  • Профессиональная и опытная команда. Руководитель департамента финансового консалтинга Вадим Крючков — признанный практикующий специалист в сфере налогового планирования, автор и преподаватель семинаров по налоговому планированию в Moscow Business School, член рабочей группы экспертного совета Комитета по образованию Госдумы РФ — один из разработчиков законопроектов по налогообложению образовательных учреждений.
  • Наши риски при ведении профессиональной деятельности застрахованы на 5 миллионов рублей.
  • За 21 год работы нами успешно реализованы более 8 200 проектов. Среди наших клиентов — Hoсhland, Московская Городская Реклама, NEWS OUTDOOR RUSSIA и другие. Отзывы клиентов

Мы понимаем, что в налоговом планировании не существует универсальных решений. Каждый случай требует индивидуального подхода. Пожалуйста, свяжитесь с нашим консультантом удобным для Вас способом и Вы получите предварительную консультацию.






Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

С 1 января 2021г вступил в силу долгожданный Закон N 259-ФЗ от 31.07.2020г «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее закон «О ЦФА». Закон устанавливает понятия «цифровых финансовых активов», «цифровой валюты» и многие другие, вносит ясность в деятельность, которая ранее никогда и ничем в нашей стране не регулировалась.

Признав новый пласт экономики государству остается урегулировать многие вопросы связанные с налогообложением криптовалют и банковским контролем. В данной статье, опираясь на имеющиеся данные и опыт попробуем разобраться с тем, что делать с налогами и банками сейчас.

  • 1 Что нового в налогообложении цифровых валют?
  • 2 Нужно ли открывать ИП, при торговле криптовалютами?
    • 2.1 Незаконной предпринимательской деятельностью является получение предпринимательского дохода более 2-х раз в год.
  • 3 Налогообложение криптовалют, какой режим выбрать?
    • 3.1 Налоговый режим для самозанятых при налогообложении криптовалют.
      • 3.1.1 Позиция №1 – применять НПД при торговле криптовалютами можно.
      • 3.1.2 Позиция №2 – применять НПД при торговле криптовалютами нельзя.
    • 3.2 Можно ли использовать режим самозанятости (НПД) при майнинге криптовалют?
    • 3.3 НДФЛ при налогообложении криптовалют.
      • 3.3.1 Доходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.
      • 3.3.2 Расходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.
        • 3.3.2.1 Какие документы представить налоговикам для подтверждения налогообложения криптовалют для целей НДФЛ?
    • 3.4 ИП на упрощенке при торговле криптовалютами. Какой вариант упрощенки выбрать?
  • 4 Блокировка счета банком по 115 ФЗ при операциях с криптовалютами.
    • 4.1 Банк заблокировал счет по 115 ФЗ за операции с криптовалютой и прислал запрос. Что делать?
    • 4.2 6 ошибок при работе с банками и торговле криптовалютами.
  • 5 Заключение.

На сегодняшний день остается много неясностей, так как не приняты изменения в Налоговом Кодексе, а официальные разъяснения финансового и налогового ведомства очень скудны. По мере принятия новых законов данная статья будет обновляться, а сейчас имеем:

  • Понимание того, что цифровая валюта – это имущество, соответственно должны применяться нормы имущественного права. Ее можно купить, продать, подарить, пожертвовать и т.д. Но, с точки зрения налогообложения, требуются изменения в НК.
  • Физические лица, ИП, а также российские и иностранные компании на территории РФ будут представлять в налоговые органы специальные отчеты об операциях с криптовалютами. Подача отчетности будет носить обязательный характер при сделках, сумма которых превысит 600 000 рублей в год. Срок подачи первой декларации – до 30 апреля 2022г.
  • Пока не утверждены формы уведомления ФНС о факте приобретения криптовалюты.
  • Пока не понятно, как облагать доход от получения криптовалюты в подарок, по промо – акции на бирже. Обычно такая валюта не обменивается на фиатную валюту (официальная валюта страны, которая выпускается Правительством).
  • Не до конца понятно, нужно ли открывать ИП и будет ли регулярное получение дохода считаться «незаконной предпринимательской деятельностью».
  • В законе не указано, где опубликован официальный курс обмена цифровых валют.
  • Нет ясности в вопросе переноса убытков от сделок с криптовалютами на будущие периоды.
  • Можно ли будет применять УСН с объектом «Доходы уменьшенные на величину расходов» в рамках статьи 346.16 и по какому подпункту?
  • И т.д. и т. д…

Официальных разъяснений, касаемо обязанности открытия ИП при получении доходов от операций с криптовалютами, Минфин пока не представил. Поэтому, попробуем порассуждать об этом в контексте уже сложившейся практики при заключении возмездных имущественных сделок.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делать это он может с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). За ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая, а иногда и уголовная ответственность.

Незаконной предпринимательской деятельностью является получение предпринимательского дохода более 2-х раз в год.

Попробуем проследить логику налоговиков:

  1. Согласно статьи 11 НК РФ индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
  2. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  3. Таким образом, лицо, ведущее деятельность по«систематическому получению прибыли» на свой страх и риск можно назвать предпринимателем, и оно должно зарегистрироваться в качестве ИП. Систематическим получение дохода, по мнению налоговиков, считается – более 2-х раз в год. Логика перетекает из определения термина «систематический», приведенного в пункте 3 статьи 120 НК РФ. В абзаце 3 этого пункта говорится о том, что под «систематическим» нарушением правил учета доходов и расходов понимается совершение нарушения два раза и более в течение календарного года. Аналогичным образом налоговики оценивают и «систематичность» получения физлицом прибыли от совершения им тех или иных возмездных сделок (письма УФНС России по г. Москве от 14.03.05 № 09-10/15594 и УМНС России по г. Москве от 30.03.04 № 29-08/21721).

Вывод:

Операции торговли криптовалютами имеют признаки предпринимательской деятельности так как направлены на получение прибыли, осуществляются на свой страх и риск и, как правило, совершаются систематически, т.е. более 2-х раз в год.

Таким образом, учитывая текущее мнение налогового органа, можно сделать вывод о необходимости регистрации ИП для совершения операций с криптовалютами. Не принимая во внимание данный факт остаются определенные риски, что в дальнейшем деятельность могут признать предпринимательской, а это крайне неприятная ситуация. Будет ли начисляться при этом НДС — пока не понятно.

Как всегда, однозначного ответа на вопрос, какой налоговый режим при операциях с криптовалютами выбрать — нет. Попробуем разобраться.

Рассмотрим следующие налоговые режимы для операций с криптовалютами:

  • Налог на профессиональный доход (НПД). Так называемый «налог для самозанятых».
  • УСН
  • НДФЛ

Налоговый режим для самозанятых при налогообложении криптовалют.

Подходит ли режим НПД для совершения операций купли-продажи цифровых валют? На этот счет, как всегда, существует 2 (два) мнения. Согласно одному мнению НПД для данных операций применять нельзя, согласно другому — НПД применять можно.

Позиция №1 – применять НПД при торговле криптовалютами можно.

Перечень исключений указан в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. В данных статьях нет ограничений для деятельности по продаже цифровых валют.

Позиция №2 – применять НПД при торговле криптовалютами нельзя.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 4 Закона от 27.11.2018г «О НПД» (самозанятых): «Не вправе применять специальный налоговый режим лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд».
Законом «О ЦФА» цифровая валюта признается имуществом. В ст. 128 ГК РФ, «К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права) и т.д.
Вывод:

Из обеих норм очевидно, что перепродажа цифровых валют не попадает под нормы закона «О самозанятых» в силу того, что это перепродажа, чего быть не должно согласно пп. 2 п. 2 ст. 4 Закона от 27.11.2018 «О НПД» (самозанятых).

Можно ли использовать режим самозанятости (НПД) при майнинге криптовалют?

В упомянутом выше пп. 2 п. 2 ст. 4 Закона от 27.11.2018 «О НПД» законодатель прямо запрещает «перепродажу» имущественных прав и товара. Но, физическое лицо может получить криптовалюты не только через покупку. Криптовалюта может быть получена в результате майнинга. В таком варианте продажа цифровых валют не может считаться «перепродажей». Это обычная «продажа» имущества собственного производства. Для такой операции, по моему мнению, запрет на применения НПД отсутствует. Поэтому продажа майнером криптовалюты может быть отнесена к данному налоговому режиму с учетом ограничений прописанных в законе, в том числе по сумме 2,4 млн. рублей за год.

НДФЛ при налогообложении криптовалют.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет НДФЛ и, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором реализована криптовалюта, представляет в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ. Исчисленный НДФЛ за прошедший год необходимо уплатить в бюджет не позднее 15 июля.

В 2021 году доходы от сделок с криптовалютами облагаются НДФЛ в общем порядке. Налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях. Чтобы рассчитать НДФЛ для налогообложения криптовалют, необходимо придерживаться следующей формулы:

Доходы от продажи криптовалюты минус документально подтвержденные расходы на приобретение криптовалюты — это налоговая база. Получившуюся разницу резиденты РФ должны обложить НДФЛ по ставке — 13%. Если налоговая база превысит 5 млн. рублей, то налоговая ставка, для суммы превышения составит 15%.

Доходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.

Доходы от продажи криптовалюты это:

  1. Поступления от обмена криптовалют на фиатные деньги. Обычно такие поступления оседают в электронных кошельках, и, в дальнейшем, либо выводятся в банк, либо используются для совершения сделок с переводом в кошельки других пользователей, на биржу и т.д. Так вот, для целей НДФЛ любой обмен на фиатные деньги – это доход. Вне зависимости, будет ли этот доход выводиться на счет в банке или использоваться как-то иначе.
  2. Поступления от продажи криптовалюты на банковский счет.

Если в декларации 3 НДФЛ вы показываете доход и расход от операций по данным кошелька, то перевод денег из кошелька на банковский счет декларировать не надо. В данной ситуации доход отражен по данным кошелька и операция может задвоиться. При получении денег напрямую от покупателя на расчетный счет доход следует задекларировать.

Расходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.

Расходом, для целей НДФЛ, можно признать документально подтвержденные расходы на приобретение криптовалюты (письмо Минфина от 26.09.2019 № 03-04-05/74126).

Какие документы представить налоговикам для подтверждения налогообложения криптовалют для целей НДФЛ?

Законодательно перечень не установлен, поэтому, с учетом специфики деятельности, это могут быть:

Отправляя декларацию 3 НДФЛ не поленитесь приложить указанные пояснения и документы. Если этого не сделать, то налоговики могут отказать в уменьшении доходов на расходы и тогда придется заплатить немалую сумму.

ИП на упрощенке при торговле криптовалютами. Какой вариант упрощенки выбрать?

Какой объект упрощенки при налогообложении криптовалют выбрать? Как мы знаем, упрощенная система налогообложения предполагает 2 (два) типа объекта налогообложения. Можно выбрать объект, подав соответствующее Заявление при регистрации ИП, либо в течение одного месяца с момента регистрации ИП:

  • Объект УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов», с налоговой ставкой 15%
  • Объект УСН «Доходы» со ставкой 6%

Сразу оговорюсь. Если вы собираетесь торговать криптовалютами, то применять объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов» в настоящее время рискованно, так как не совсем понятно, как это делать. Единственно возможное основание принятия расходов в Налоговом Кодексе прописано в подпункте 23 п.1 ст. 346.16 и звучит, как «расходы по оплате стоимости ТОВАРОВ, приобретенных для дальнейшей реализации». Пока не понятно, позволит ли Минфин определять продажу криптовалюты, как ТОВАР, и можно ли применить данный подпункт для торговли криптовалютами. Ждем разъяснений Минфина или соответствующих поправок в НК.

Наименьшее количество вопросов вызывает применение УСН с объектом «Доходы». При таком варианте использования все доходы, поступившие в кошелек и/или на счет ИП будут облагаться по ставке 6%. С точки зрения налоговой нагрузки, не очень комфортный режим, ведь учесть расходы по приобретению криптовалюты нельзя.

Не секрет, что счета многих физлиц и ИП при работе с криптовалютами, блокируются банками на основании закона №115 ФЗ «О легализации…». Я часто сталкивалась с подобной проблемой, так как зачастую такие люди обращались ко мне за помощью с просьбой помочь разблокировать счет.

Анализируя свой опыт, могу сделать вывод о том, что в основном пользователями совершаются стандартные ошибки, которых можно избежать. Для этого достаточно понять, что Банк — это довольно-таки не мобильный орган и, в силу закона №115-ФЗ, он обязан следить за «легальностью» денежных средств, поступивших на счет. Видя непонятную ему активность, пусть уже и более-менее легализованную в РФ, у банка все равно остаются вопросы, которые клиент обязан рассеять:

  1. Что за операции совершаются? Откуда деньги?
  2. Платятся ли налоги с данных доходов?
  3. Сдается ли налоговая отчетность?

Отвечая на данные вопросы надо максимально раскрыть имеющуюся информацию.

Банк заблокировал счет по 115 ФЗ за операции с криптовалютой и прислал запрос. Что делать?

  1. Незамедлительно ответить на КАЖДЫЙ вопрос.

Ничего не пропускайте! Следует отвечать даже на те вопросы, которые кажутся вам несущественными, лишними. Знайте, что для банка они могут иметь решающее значение!

  1. Подготовьте ВСЕ запрашиваемые банком документы.

Иногда банк запрашивает документы используя обобщенные формулировки, какая-либо конкретика отсутствует и люди не знают что дать. В данном случае подтвердить легальность деятельности поможет перечень который я рекомендовала выше, см. пункт 3.3.

6 ошибок при работе с банками и торговле криптовалютами.

Есть перечень элементарных правил, соблюдая которые возможно избежать блокировки счета по 115 ФЗ при торговле криптовалютами.

  1. Не снимайте более 20-30% наличных в сутки с карт по которым у вас идут расчеты по криптовалюте. Отслеживайте, чтобы снятие наличных в месяц также не превысило 20-30%.
  2. Старайтесь тратить деньги на личные нужды по безналу, не снимая наличными. Банк видит, куда вы их расходуете, и это благоприятный фактор.
  3. Не отправляйте деньги непонятным контрагентам занимающимся незаконной «легализацией», обналом и т.д.
  4. «Транзитьте» деньги аккуратно. Между приходом и расходом денег по счету должно пройти минимум 3 дня. Если это правило невыполнимо и нужно срочно провести оплату, то будьте готовы объяснить все детали банку. К примеру, можно предоставить подтверждающие скрины с биржи. Нелишним будет пояснить, что сделка оплачивается в течение определенного срока. При ином варианте она будет расторгнута.
  1. Не создавайте 1 (один) аккаунт на криптовалютной бирже для нескольких партнеров.

Это будет большой ошибкой. Зачастую, такое совершают для удобства вывода денег на карты физлиц, ведь у многих банков существуют суточные лимиты. Пытаясь обойти это ограничение люди скидывают деньги по сделкам из кошелька одного бирже-аккаунта на карточные счета нескольких лиц. Используя данную схему можно попасть в неприятную ситуацию. Доказать легальность получения дохода сможет лишь тот партнер, на которого зарегистрирован биржевой аккаунт. При возникновении проблем с налогами и банками у других партнеров подтвердить доходы и расходы будет нечем. И это не удивительно, ведь операции на бирже осуществляются от чужого имени. В данном случае необходимо на каждого регистрировать отдельный аккаунт. Возможно, это не всегда удобно, так придется делать много дополнительных операций. Однако, с точки зрения банковской и налоговой безопасности, это намного выгоднее, чем переплачивать налоги и иметь заблокированный счет!

  1. Совершая сделки с контрагентами напрямую, не через биржу, не забывайте оформлять договоры купли-продажи. Пропишите в договоре согласование посредством электронной почты.

Занимаясь майнингом и/или куплей-продажей цифровых валют необходимо:

  1. Понимая все риски решить открывать ИП или работать как физлицо. Открыть ИП наиболее безопасный вариант.
  2. Понимая все риски и налоговую нагрузку выбрать для себя приемлемую систему налогообложения.
  3. Оставаясь работать как физлицо, не забудьте подать декларацию 3 НДФЛ и заплатить НДФЛ. Помните о том, что риск признания незаконной предпринимательской деятельности остается.
  4. Налоговая база для исчисления НДФЛ – это ДОХОДЫ минус документально подтвержденные РАСХОДЫ на покупку криптовалюты.
  5. Подавать отчет в налоговую об операциях с криптовалютами. Форма отчета разрабатывается.
  6. Выполняйте рекомендации при работе с банками. Это поможет избежать блокировок счета по 115-ФЗ.

Обращайтесь, кому нужна личная консультация, оставляйте заявку на сайте. Буду рада помочь!

Если у вас остались вопросы, то пишите в наш чат для живого общения в Телеграме:

по проблемам блокировок и налоговой оптимизиции, бух учету и другим вопросам:

Читайте мои статьи по теме 115 — ФЗ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения

В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование. Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

Для текущего исполнения налоговых обязательств важное значение имеют:

  • такое состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация надежна;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;
  • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.
Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование включает:

  • стратегию оптимального управления предприятием и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективный способ увеличения прибыли — не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решении, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. В этой связи важное значение имеет выбор вида деятельности, поскольку ряд видов деятельности имеет существенные льготы по ряду налогов, и выбор организационно-правовой формы организации бизнеса. Например, функционирование бизнеса в форме ПБЮЛ позволяет более легко использовать упрошенную систему налогообложения с существенной экономией по ряду налогов, а в форме ООО предоставляет определенные преимущества в части выплаты долей участникам;
  • учетную политику — выбранную предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных.
В рамках учетной политики предприятия возможности получения налоговой экономии достигаются за счет:

  • применения ускоренной амортизации и повышающих амортизационных коэффициентов;
  • сокращения срока полезного использования нематериальных активов;
  • оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции;
  • создания резервов, что минимизирует текущие обязательства по налогу на прибыль;
  • списания на финансовый результат положительных курсовых разниц единомоментно в конце года;
  • определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары и позволяет иметь реальный источник уплаты НДС.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

  1. организацию надежного налогового учета;
  2. контроль за правильностью расчетов налогов;
  3. минимизацию налогообложения в рамках действующего законодательства.
Работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как оптимизация налогообложения может потребовать привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Под налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Оптимизировать налогообложение можно путем:

  • воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;
  • получения дохода в тех формах, по которым установлены льготы.Например, получение доходов в виде дивидендов не подлежит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;
  • выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;
  • выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС, так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.
Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

  1. «Простые» схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателей решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.
  2. «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование оффшорных зон.
Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

Отмена ряда налоговых льгот привела к сужению рамок налогового планирования в российской организации. В связи с этим многие крупные предприятия с большим оборотом прибегают к международному налоговому планированию. На возможности поиска налоговых привилегий обращал внимание еще А. Смит, который писал: «Владелец капитала есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство, в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, и переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснения».

В настоящее время для международного налогового планирования используютоффшорные зоны. Почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых благодаря особенности национального налогового законодательства более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц. Некоторые страны свою государственную политику строят на предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себя выгоду в форме притока иностранных капиталов.

Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

Основной принцип схем вывода деятельности предприятий из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании и предприятия формально оформляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

Пример 1. Российская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 2 200 000 долл. Прибыль российской фирмы составляет 100 000 долл. С этой суммы российская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 24 000 долл. Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей российской фирме. Поставка товара в этом случае прошла через оффшорную компанию, которой российская фирма поставила тог же товар в том же количестве, но по цене 2 180 000 долл.

Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю (иностранной компании) по цене 2 100 000 долл. Прибыль 80 000 долл. остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами.

Пример 2. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1 000 000 долл. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200 000 долл. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижении таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму — 200 000 долл. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40 000 долл. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1 500 000 долл.

В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобилей), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для того, чтобы основная прибыль оказалась на счете оффшорной компании.

Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие:

  • оффшорная компания — посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем создается компания для того, чтобы локализовать максимум прибыли на облагаемом наименьшим налогом субъекте;
  • оффшорная компания — подрядчик. В этом случае компанию используют для увеличения расходов, включаемых в себестоимость, и уменьшения налогооблагаемой базы;
  • оффшорная компания — владелец дорогостоящего имущества. Эта схема применяется в том случае, если собственник старается сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;
  • оффшорная компания — владелец и лицензиар товарного знака. При ведении бизнеса в нестабильной стране товарный знак можно зарегистрировать на эту компанию или продать ей уже зарегистрированный. Это позволяет даже при ликвидации бизнес-единицы оставлять товарный знак, а затем на основании лицензионных договоров предоставлять право пользования им кому-либо;
  • оффшорная компания — владелец авторских прав. Если бизнес состоит в приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то эта схема — удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;
  • оффшорная компания — держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а уже компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту;
  • оффшорная компания — залогодержатель. Схема реализуется в рамках тонкого налогового планирования в том случае, если владелец имущества опасается за его сохранность;
  • оффшорная компания — инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компания, может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать в такой компании очень оперативно и без налогов;
  • оффшорная компания — судовладелец. Например, если лицо приобрело яхту, то помимо соображений безопасности есть и налоговый плюс: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные условия налогообложения;
  • оффшорная компания — исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом не подпадает под определение постоянного представительства, то данная компания не будет облагаться российским налогом на прибыль.
Специализация оффшорных зон не имеет жесткого характера. В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наиболее известными «налоговыми убежищами». На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций.





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!

Читайте также: