Организация налогового контроля рк

Опубликовано: 11.05.2024

Рынок и налоги – это самые актуальные темы сегодняшнего дня. Проблема интересна потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений. Высоко развитый рынок – это не хаос и разгул стихии, а строгий порядок и договорная дисциплина. С полным основанием его можно назвать «укрощенным хаосом», где одним из «укротителей» выступает налоговая система.

Мировым сообществом Казахстан признан государством с развитой рыночной экономикой, но уровня высокоразвитого рынка казахстанская экономика, к сожалению, еще не достигла. Правительством страны ведется поиск путей эффективных экономических реформ, способных привести страну к заветной цели.

Одним из направлений достижения этой цели является создание сбалансированной налоговой системы, отвечающей интересам, как государства, так и общества в целом и каждого налогоплательщика в отдельности.

Целью настоящей статьи является изучение существующих проблем налогообложения и организации налогового контроля в Казахстане, а также путях ее решения, их обобщение и систематизация.

Всем известно, что одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок.

Налоговый контроль - контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования. Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения его налоговых обязательств в полном объеме, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения применять способы по их обеспечению и меры принудительного исполнения налогового обязательства.

Таким образом, целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства [1].

Осуществление эффективного налогового контроля, в свою очередь, требует наличия четкой системы органов, контролирующих уплату налогов и сборов в государственный бюджет Республики Казахстан, поскольку основная его часть формируется именно за счет налоговых поступлений.

Фактически систему органов, контролирующих уплату налогов, можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности: непосредственно налоговые (органы налоговой службы, состоящие из налоговых комитетов) - органы, основная деятельность которых связана с обеспечением налоговых поступлений и осуществляющих ее без всяких дополнительных условий; опосредованно налоговые (таможенные органы, органы казначейства, финансовой полиции) - органы, которые наряду со своей основной деятельностью, опосредованно обеспечивают поступления платежей, которые составляют налоговую систему.

Однако основные задачи по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществлению налогового контроля над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств возложены на органы налоговой службы Республики Казахстан [2].

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

В практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т. п.

Проверки непосредственно на предприятиях, как правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков. Вместе с тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.

В этих условиях всеобъемлющий контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей и по каждому плательщику.

Касаясь проблемы уклонения от уплаты налогов, нельзя не согласиться с мнением бывшего председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан М. Оспанова, который писал: «Отсутствие серьезных научно-теоретических разработок в области налоговых отношении и управлении налогами, слепое копирование западного быта без глубокого анализа его использования в конкретных условиях современного Казахстана привели сегодня к тому, что вновь принятый Налоговый кодекс (речь идет об указе Президента РК от 24.04.1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет») насквозь пропитан отрицательным отношением налогоплательщику как к заведомому злоумышленнику - потенциальному нарушителю налогового законодательства, и поэтому ориентирует не на сотрудничество с ним, а на превентивное выявление и беспощадное пресечение якобы задуманных им правонарушений» [4].

Так в чем же причина этого уклонения? По мнению Худякова А.И. и Бродского Г.М., «мы имеем дело с реализацией на практике теории А. Лаффера, согласно которой развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. увеличение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется и скрывается от налогообложения». Далее авторы определяют «виновника» этих явлении и предлагают: «борьбу с уклонением от уплаты налогов надо начинать с совершенствования налоговой системы и того законодательства, которое эту систему создает, делая налоги экономически обоснованными и приемлемыми для налогоплательщиков» [5].

Проанализируем одну из форм налогового контроля – камеральный контроль. Под камеральным контролем понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Лидирующие позиции камеральных проверок в системе налогового контроля обусловлены рядом факторов: Меньшая трудоемкость, чем на проведение рейдовых проверок, максимальная возможность автоматизации; Возможность охватить до 100% налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчетность в налоговые органы, при проведении рейдовых проверок лишь у 1 % налогоплательщиков; Камеральные проверки стали более эффективными не только в связи с контролем показателей налоговой отчетности, но и анализом уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверкой отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников; Предоставляется возможность налоговым органам проводить анализ по результатам камеральных проверок для отбора налогоплательщиков по проведению рейдовых проверок с помощью программных комплексов. Недостатком существующего программного обеспечения является то, что предполагается значительная автоматизация камеральных проверок, а отбор налогоплательщиков для проведения рейдовых проверок осуществляется в запросном режиме.

Контрольная работа налоговых органов последнее время имела больше фискальную направленность, с целью максимального сбора налогов с налогоплательщиков с выявлением налоговых правонарушений. При осуществлении камеральных проверок налоговыми органами устанавливаются регулярно случаи применения предприятиями схемы «оптимизации» - уклонения от налогообложения, направленные на: сокрытие заработной платы налоговыми агентами-организациями и индивидуальными предпринимателями за счет неполного отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности сумм выплаченной заработной платы; незаконное занижение, либо возмещение НДС и акцизов на внутреннем рынке, путем предъявления налоговых вычетов по счетам-фактурам и первичным документам, подписанным неустановленными лицами, либо составленным с иными нарушениями, занижение налоговой базы вследствие не включения в налогооблагаемую базу доходов от реализации, а также посредством использования «схем» реализации товара через договоры комиссии; не исполнение обязанностей налогового агента по уплате НДС.

Также основными нарушениями, регулярно выявляемыми в ходе налоговых проверок, являются: нарушение порядка ведения учета доходов и расходов; неправильное определение сумм облагаемого дохода; уменьшение налоговой базы за счет включения в расходы документально не подтвержденных затрат; не отражение в составе доходов сумм авансов, полученных от покупателей в соответствующем налоговом периоде; занижение налоговой базы, как следствие нарушения порядка заполнения налоговых деклараций.

Очень часто по окончании проверок и на стадии вынесения решений налогоплательщиками предоставляются «недостающие» документы, корректирующие декларации, которые приводят к полному пересмотру результатов проверок, что должно быть исключено на стадии обжалования результатов проверок. Это будет способствовать сокращению трудозатрат на осуществление самих проверок и в большой степени дисциплинировать налогоплательщиков в отношении необходимости сохранности и предоставления в полном объеме документов, а также достоверности в налоговой отчетности.

Отражая диалектику рынка, специфику местных условий и современных требований, сегодня они становятся все сложней и острей, все больше сталкиваются с решением принципиально новых задач, что связано с увеличением использования различных функций, как самих налогов, так и функциональных особенностей механизма управления ими.

Необходимость постоянного преодоления этих естественных противоречий, направленная на либерализацию методов государственного регулирования экономики, снижение угрожающего роста инфляции и бюджетного дефицита, является наглядным проявлением действия закона единства и борьбы противоположностей внутри самой налоговой системы. Поэтому очень важен глубокий анализ налоговых отношений, которые являются важнейшей составляющей всей бюджетно-финансовой системы.

Гармонизация налоговых отношений является одним из главных условий успешного осуществления любой налоговой реформы. Как свидетельствует мировой опыт, она обречена на провал, если население не будет считать ее во всех отношениях необходимой и справедливой и, в качестве таковой, на всех стадиях и этапах не будет решительно поддерживать ее. Гармонизация налоговых отношений – проблема комплексная, решаемая на всем протяжении осуществления реформы в процессе управления ею. Под ней понимается комплекс специальных мероприятий и работ по адаптации налогоплательщиков и работников самих налоговых служб к новому налоговому законодательству, соответствующему изменению их менталитета, улучшению делового сотрудничества и взаимопонимания между ними, повышению их ответственности за неукоснительное выполнение своих налоговых обязанностей перед государством и реализацию предусмотренных законом прав. Гармонизация налоговых отношений во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные ее социально-экономические и политические последствия и факторы риска.

Таким образом, исходя их того, что налоговое администрирование, фактически, и есть налоговая политика, управление налоговой реформой заключается в ее юридическом, организационно-техническом и административном обеспечении как сложного таксометрического процесса, с точки зрения своевременного и экономически эффективного претворения в жизнь предусмотренных ее проектом программных и целевых задач, сведения к минимуму всех возможных потерь (отклонений) по сбору и распределению налогов; повседневного контроля над однозначным толкованием на всей территории страны и неукоснительным соблюдением требований налогового законодательства, в том числе, по защите прав налогоплательщиков; оперативного решения возникающих при этом вопросов.

Все это обусловливает объективную необходимость пристального внимания к налоговой системе и глубокий анализ налоговых отношений.

Недостатками системы налогового администрирования в РКявляются: игнорирование налоговыми инспекторами существующих процессуальных норм налогового законодательства; апатичное поведение налоговых органов по отношению к процедурам и формальным требованиям назначения и проведения налоговой проверки, к порядку и срокам оформления ее результатов; отсутствие адекватных мер юридической ответственности за нарушение норм налогового законодательства представителями налоговых органов.

Поэтому можно предложить следующее. создать эффективную налоговую политику, чтобы государство могло максимально пополнять свой бюджет для осуществления социальной политики; налоговый кодекс необходимо строить на принципах справедливости, удобства и стабильности; государственные расходы необходимо приспосабливать к уровню бюджетных доходов государства; создать устойчивую, надежную, социально справедливую и гибкую систему пенсионного обеспечения.

В связи с этим, считаем, что необходима гармонизации налоговых отношений, которая достигается в столкновении и приведении к общему знаменателю в основном не совпадающих, а то и противоположных интересов участвующих в налогообложении сторон. Казахстану необходима в области налогообложения собственная научная школа или нескольких школ, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

Необходимо снижение налогового бремени, но не сверх меры. Налоги играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что может вызвать ряд негативных последствий. Порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика.

Необходимо налоговое планирование нашим компаниям, которое неотделимо от общего процесса планирования финансово-хозяйственной деятельности на всех ее уровнях и этапах и должно быть приемлемым и непосредственным элементом финансовой политики любой компании. Необходим процесс прогнозирования объемов налоговых поступлений, который может исполнять роль финансового анализа налогооблагаемой базы, корректировать их на объективные и субъективные факторы, прямо или косвенно влияющие на объемы поступлений налогов.

Таким образом, совершенствование налоговой системы неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

Литература: Бондаренко И.Н. Органы, контролирующие уплату налогов и сборов: состояние, противоречия, перспективы//Налоговое право – 2004. - № 6 – с. 29. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 года № 209-II. Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами в РК. Алматы, 1996. - 40 с. Худяков А.И., Г.Н. Бродский. Теория налогообложения. Алматы, 2002.-135 с. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Алматы, 2002. - 7

2.2 Организация налогового контроля

С переходом на рыночные отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего, частной, появляются новые объекты и субъекты финансового контроля. В связи с этим появляется необходимость в выделении налогового контроля в самостоятельный вид контроля. Самостоятельность налогового контроля установлена Законом РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" 1995 г., где указано, что проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и правильности уплаты в государственный бюджет осуществляется исключительно органами налоговой службы.

Налоговый контроль характеризуется следующими признаками.

Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен этим государством определенными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.

Во-вторых, налоговый контроль выступает видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

В-третьих, налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это выражается в первую очередь в том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это.

Специализированность налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Данное положение зафиксировано в указе о налогах в виде права налогоплательщика "не предоставлять информацию и документы не относящиеся к налогообложению". Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают люди, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.

Налоговый контроль начинается с построения и поддержания функционирующей налоговой системы, которая является непременной предпосылкой контроля.

Система налогового контроля – это совокупность субъектов, объектов, видов, типов, принципов контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления результатов исполнения, изменения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных, полученных путем изменения, выработки корректирующих воздействий.

Основным звеном налогового контроля являются территориальные налоговые органы, в числе функций которых выделяется одна из наиболее трудоемких функций контроля. Пи этом вполне допустимо признание территориальных комитетов, как органов выполняющих функцию первичного контроля, способствующих установлению и предупреждению возможных налоговых нарушений.

Налоговый контроль следует рассматривать в организационном и методическом аспектах. Организационный представляет собой состав субъектов и объектов контроля и определение форм контроля.

В настоящее время в работе налоговых органов приоритетное место занимает проведение документальных проверок (последующий контроль), так как именно эти проверки наиболее эффективны в части выявления допущенных нарушений и в части до начисленных сумм налоговых платежей.

Важной по значимости является камеральная проверка (предварительный контроль), она служит основой для проведения документальной проверки.

По мере создания компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть текущий контроль, связанный с работой по разъяснению налогового Законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и.т.д.

Следует отметить, что в практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.

Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки .

Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реогирование на собранную информацию .

В процссе сбора информации субект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте . Получив эти сведения , проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и.т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования . Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён : финансово – правовой, административно-правовой или уголовной .

Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы .

Налоговая проверка включает в себя несколько стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .

Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при предыдущей проверке, а также, как правило, вслучаях ликвидации или банкротства организаций.

Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика .

До выхода на проверку работник налогового органа должен :

а) ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имеющих место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверок и их исполнением ;

б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой ;

в) на основании лицевого счёта налогоплатильщика, имеющегося в налоговом оргоне, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплатильщика о перечисленных в бюджетсуммах налоговых платежей;

Результаты документальной проверки должны оформлятся в следующем порядке:

а) при отсутствии нарушений проверяющим состовляется справка в двух экзэмплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплатильщика, банковского счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о дакументах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;

б) при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных следует приводить описание допущенных нарушений.

Акт документальной проверки составляется в двух экзэмплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первыйэкземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:

- последовательно, объективно, четко и подробно описывать выявленные факты нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные и иные правовые нормативныеакты;

- текст акта проверки не должен загромождаться различными таблицами, справочными данными, второстепенными фактами, перечислениями однородных нарушений, которые должны найти отражение в приложениях к акту;

- в акте необходимо указывать только конкретные, обоснованные и документально подтвержденные данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование законодательного либо иного нормативного правового акта, его статья или пункт, содержание фамилии и иницналв должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога )

Не допускается включение в акт различного рода выводов, предложений и данных не подтвержденных соответствующими документами.

В конце акта проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.

Акт документальной проверки не позднее следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который должен быть пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.

Уведомление выписывается в двух экземплярах по установленной форме, подписывается начальником налогового органа или установленным должностным лицом с указанием их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой пепечатью и неправлена или вручена налолгоплательщику.

Уведомление о начисленной сумме налога должно содержать следующие сведения:

1) Фмилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;

2) Регистрационный номер налогоплательщика;

3) Дату уведомления;

4) Объект, к которому относится уведомление и ставку налога;

5) Сумму начисленного налога и штрафных санкций;

6) Требование уплатить налог и срок уплаты;

7) Место и способ уплаты налога;

8) Порядок обжалованя;

После регистрации акта в журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.

В случае установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к налогоплательщикам применяются финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные лица налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.

Все материалы проверок (акт документальной проверки, уведомление и другие) передаются в отдел учета для проведения записи в лицевом счете организации о размерах доначисленной суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.

Если в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы проверки передаются проверяющими в подразделение Департамента финансовой полиции для принятия соответствующего решения.

При этом в Департамент финансовой полиции должны быть переданы следующие документы:

а) акт проверки, подписанный проверяющими, руководством проверяемого налогоплательщика с приложением подлинников документов, по которым выявлены нарушения, или которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства;

б) объяснения должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения налогового законодательства, подпадающие под признаки преступления;

в) заключение по разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим и должностным лицом налогоплательщика;

г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика в свое оправдание.

Завершающим этапом налоговой проверки является осуществление систематического контроля за поступлением доначисленных сумм налогов и штрафных санкций и устранением выявленных нарушений налогового законодательства.

Следует отметить, что в целях ограждения налогоплательщиков от бесконечных налоговых проверок, осуществляемых различными государственными органами, Указ о налогах предусматривает, что, во-первых, эти проверки могут осуществляться, о чем уже было сказано, исключительно органами налоговой службы; во-вторых, проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а комплексные проверки — не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Налогового комитета в отношении конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством.

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Гл. 89 Налогового кодекса РК (далее — НК РК) устанавливает порядок и сроки проведения налоговых проверок, определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, косвенным методом. Гл. 2—3 НК РК установлены перечень прав (ст. 13 НК РК) и обязанностей (ст. 14 НК РК) налогоплательщиков, прав (ст. 19 НК РК) и обязанностей (ст. 20 НК РК) налоговых органов.

Виды налоговых проверок:

  • документальная проверка (тематическая, комплексная, встречная);
  • хронометражное обследование.

Типы налоговых проверок (ст. 627 НК РК):

  • выборочные;
  • внеплановые.

В отношениях с органами налоговой службы во время налоговой проверки налогоплательщик вправе:

  • требовать предъявления служебного удостоверения налогового инспектора (ст. 633 НК РК) и предписания на проведение налоговой проверки (ст. 632 НК РК);
  • отказать в доступе в помещение в случае непредставления налоговым инспектором предписания на проверку (п. 5 ст. 636 НК РК);
  • представлять проверяющим налоговым инспекторам налоговую отчетность на бумажном носителе либо в электронной форме (ст. 68 НК РК);
  • представлять свои интересы во время проверки лично либо через своего представителя (адвоката) или с участием налогового консультанта (п/п. 2 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • требовать соблюдения налоговой тайны (п/п 11 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других платежей в бюджет по результатам налогового контроля (п/п. 6 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • письменно фиксировать вопросы, возникающие у должностного лица органов налоговой службы в ходе проведения налоговой проверки, и согласовывать с ним документ, отражающий эти вопросы (п/п 13 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • не предоставлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением (п/п 14 п. 1 ст. 13 НК РК);

После проведения налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать:

  • в суд либо вышестоящий налоговый орган уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление (гл. 93—94 НК РК);
  • в вышестоящий налоговый орган или суд действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы (гл. 95 НК РК).

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (п. 1 ст. 631 НК РК).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по месту нахождения. В случае отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение плановой комплексной и (или) плановой тематической проверки производится без извещения.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты (ст. 632 НК РК):

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период (при документальных проверках).

Предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале.

Предписание на проведение встречных проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя органа налоговой службы.

Согласно п. 5 ст. 632 НК РК в случае продления сроков проведения проверки, изменения количества, замены лиц, проводящих проверку, изменения проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, где должны указываться номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (при их наличии) лиц, привлекаемых к проведению проверки.

Обратите внимание! На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку (за исключением тематической проверки), обязан предъявить налогоплательщику свое служебное удостоверение, вручить налогоплательщику подлинник предписания.

В копии предписания ставится подпись налогоплательщика об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

При проведении тематических проверок налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется для ознакомления подлинник предписания и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

При отказе налогоплательщика в подписи на предписании налоговым инспектором составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых (не менее двух).

Обратите внимание! Отказ налогоплательщика от получения предписания не отменяет налоговую проверку.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания означает недопуск должностных лиц налоговых органов к налоговой проверке.

При воспрепятствовании доступу налоговому инспектору на территорию местонахождения налогоплательщика и (или) в помещения (кроме жилых помещений) составляется акт о недопуске должностных лиц органов налоговой службы для проведения налоговой проверки. Акт подписывается налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку, и налогоплательщиком. При отказе от подписания указанного акта налогоплательщик обязан дать письменные объяснения о причине отказа.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки налоговых инспекторов в случаях, если (п. 5 ст. 636 НК РК):

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски.

Налогоплательщик, не представивший по требованию налогового инспектора документы, связанные с объектами налогообложения, обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов. Налоговым законодательством установлен 30-дневный срок для исполнения требования налогового органа по предоставлению документов к налоговой проверке.

Согласно ст. 629 НК РК срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей. При этом, как указано в пп 2, 3 данной статьи, срок проведения налоговой проверки может быть продлен, например, для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, до 180 рабочих дней, для налогоплательщиков со структурными подразделениями — до 60 рабочих дней и др.

Течение срока проведения налоговой проверки может быть приостановлено на время направления запроса органа налоговой службы в иностранные государства, в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды и получения ответа от них (п. 4, 5 ст. 629 НК РК).

По завершении налоговой проверки налоговым инспектором составляется акт налоговой проверки. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы (п. 2 ст. 637 НК РК).

Акт налоговой проверки составляется в количестве не менее 2 экземпляров и подписывается должностными лицами органа налоговой службы, проводившими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику (налоговому агенту).

В случае когда налоговая проверка проводится в рамках досудебного расследования налоговой проверки, уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого ведется досудебное расследование, выносится по завершении рассмотрения уголовного дела (п. 4 ст. 638 НК РК). При этом в срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет не включается период времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу.

Обратите внимание! Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан уплатить доначисленные налоги и другие обязательные платежи в бюджет в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.

В случае согласия налогоплательщика с начисленными суммами налогов, других платежей, пеней, указанными в уведомлении о результатах налоговой проверки, сроки исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей, пеней могут быть продлены на 60 рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.

Актуальность информации: июль 2016 г.

калькулятор, очки, бумага

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налогового органа, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Виды и сроки проведения налоговых проверок

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

  1. Налоговая проверка, проводимая по особому порядку на основе оценки степени риска.
  2. Внеплановая налоговая проверка.

Сроки проведения налоговых проверок:

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания.

Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  1. Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы - до 60 рабочих дней;
  2. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 75 рабочих дней;
  • вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Основание для проведения налоговой проверки

Согласно 148 ст. Налогового кодекса основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);
  • идентификационный номер;
  • форма и вид проверки;
  • фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также привлекаемых специалистов;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;
  • наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

Начало проведения налоговой проверки

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

В случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых. При этом в акте об отказе в подписи указываются:

  1. Место и дата составления.
  2. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт.
  3. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых.
  4. Номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер.
  5. Обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания о проведении налоговой проверки не является основанием для отмены налоговой проверки.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

Завершение налоговой проверки

По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:

  • места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
  • вида и формы проверки;
  • должностей, фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;
  • наименования налогового органа;
  • фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
  • места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также его идентификационного номера;
  • фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан (при проведении комплексных, тематических проверок);
  • проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;
  • подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан;
  • результатов проверки.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

При невозможности вручения акта налогоплательщику в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):

Одним из основных источников доходной части бюджета являются дополнительные поступления сумм по корпоративному подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, которые поступают в ходе проведения камерального контроля.

Камеральным контролем является контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 96 Налогового Кодекса и (или) уплаты налогов и платежей в бюджет.

Порядок и сроки проведения камерального контроля

Камеральный контроль проводится путем сопоставления следующих данных, имеющихся в налоговых органах:

  • налоговой отчетности;
  • сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;
  • сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика;
  • иной отчетности, установленной Налоговым Кодексом.

Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного Налоговым Кодексом.

Результаты камерального контроля

Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности с учетом положений, установленных статьей 48 Налогового Кодекса.

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Камеральный контроль

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Налогоплательщик не вправе представлять пояснение по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля ( п.3 ст.96 Налогового кодекса):

  • при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН и при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:
  1. на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
  2. по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • при отнесении на вычеты расходов при исчислении КПН по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу;
  • при отнесении в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам:
  1. по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
В случае признания уведомления не исполненным налоговый орган выносит решение о признании уведомления по результатам камерального контроля не исполненным (далее-Решение). Вынесенное налоговым органом решение направляется налогоплательщику (налоговому агенту) по почте, электронным способом.

Обжалование налогоплательщиком (налоговым агентом) решения, производится в течении 5 рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд ( п.4-1 ст.96 Налогового кодекса ).

При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган, направивший решение.

В случае пропуска по уважительной причине срока обжалования, этот срок по ходатайству налогоплательщика (налогового агента), подающего жалобу, восстанавливается налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу.

В целях восстановления пропущенного срока подачи жалобы налоговым органом, рассматривающим жалобу, в качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, которому направлено решение, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика (налогового агента).

При этом налогоплательщиком (налоговым агентом) к ходатайству о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы должен быть приложен документ, подтверждающий период временной нетрудоспособности лиц и документ, устанавливающий организационную структуру такого налогоплательщика (налогового агента).

Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется налоговым органом и (или) уполномоченным органом, рассматривающим жалобу, при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности лиц.

Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) не осуществляется при подаче им жалобы на решение:

  1. со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом - до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;
  2. со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству - до вступления в законную силу судебного акта.
При подаче жалобы на уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд, течение срока исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, приостанавливается:
  1. со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом - до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;
  2. со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству - до вступления в законную силу судебного акта.
При этом в случаях подачи жалобы в суд на действия (бездействие) должностных лиц налогоплательщик вправе доказать фактическое получение товаров, работ, услуг от юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, регистрация (перерегистрация) которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

Срок исковой давности продлевается до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности ( пп. 5 п.9 ст. 48 Налогового Кодекса ).

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 118 Налогового Кодекса.

Невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц влечет административную ответственность, согласно ст.288 Кодекса РК «Об административных нарушениях» .

Читайте также: