Кредиторская задолженность по налогу на доходы физических лиц в казенном учреждении

Опубликовано: 26.04.2024

Дата публикации 19.01.2021

Муниципальное казенное учреждение по решению суда списывает кредиторскую задолженность (истек срок исковой давности). Как отразить эту операцию? Является ли сумма списанной задолженности внереализационным доходом при формировании базы по налогу на прибыль?

В соответствии с пп. 102, 120 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами в течение срока исковой давности, списывается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 и кредиту счета 0 401 10 173.

Основанием для списания кредиторской задолженности с балансового учета является решение профильной комиссии учреждения (п. 371 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). Такое решение может быть принято:

    • если задолженность не подтверждена кредитором по результатам инвентаризации;
    • если истек срок исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого на основании ст. 200 ГК РФ. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с п. 371 Инструкции № 157н задолженность учреждения, не востребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета. Для учета такой задолженности используется забалансовый счет 20.

Задолженность списывается с забалансового счета 20 также на основании решения профильной комиссии учреждения в случаях (п. 371 Инструкции № 157н):

    • истечения срока исковой давности;
    • регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством.

В рассматриваемой ситуации срок давности истек, задолженность списывается по решению суда, поэтому принимать ее на счет 20 не нужно (письмо Минфина России от 25.05.2020 № 02-07-05/4327). Если по результатам инвентаризации выявлена невостребованная кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, основания для возобновления процедуры взыскания такой задолженности отсутствуют, информацию о ней отражать на забалансовом счете 20 не нужно.

При принятии решения о списании задолженности по расходам, не востребованной кредитором, в бюджетном учете казенного учреждения оформляется запись:

Дебет КРБ 1 302 ХХ 83Х Кредит КДБ 1 401 10 173 - списана с балансового учета невостребованная кредиторская задолженность (пп. 102, 120 Инструкции № 162н).

В соответствии с приложением 2 к Инструкции № 162н в разрядах 1 - 17 номера счета 302 00 указываются первые 17 разрядов кода классификации расходов бюджетов, а в разрядах 1 - 17 номера счета 401 10 - первые 17 разрядов кода классификации доходов бюджетов.

По сути, списание задолженности, не востребованной кредитором, означает, что учреждению были безвозмездно оказаны услуги, выполнены работы, поставлены материальные ценности. Поэтому полагаем, что в разрядах 1 - 17 номера счета 1 401 10 173 можно указать соответствующие подстатью, элемент доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 10000 00 0000 180 "Прочие безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (п. 14 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

Ранее в сопоставительной таблице кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 году, к кодам, применяемым в 2019 году, увязанной с кодом КОСГУ, допускалась увязка подстатьи 173 КОСГУ с аналитическим кодом вида доходов 180.

Согласно ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 "Доходы от реализации" НК РФ. Суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, кроме случаев, предусмотренных подп. 21, 21.1, 21.3 и 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По состоянию на 01.01.2020 на балансе казенного учреждения числится кредиторская задолженность перед подрядчиком по расторгнутому контракту. Задолженность была начислена по первичным документам в 2017-2018 годах путем частичного их признания. Соответственно, по данным подрядчика, задолженность учреждения занижена.
В 2018-2019 годах к подрядчиком были предъявлены исковые требования в полной сумме (по данным подрядчика). Сумма исковых требований к учреждению превышает сумму кредиторской задолженности. В 2018-2019 годах резервы предстоящих расходов по этим искам не формировались в соответствии с учетной политикой учреждения.
Можно ли при первом применении ФСБУ "Резервы" по состоянию на 01.01.2020 в межотчетный период в бухгалтерском учете сформировать резерв на всю сумму иска проводкой Дебет 401.29 Кредит 401.60 с одновременным списанием с баланса кредиторской задолженности (Дебет 401.29 Кредит 302.25) на сумму кредиторской задолженности по расторгнутому контракту (методом красное сторно), с целью убрать просроченную кредиторскую задолженность, так как сумма требований превышает сумму кредиторской задолженности?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для формирования казенным учреждением резерва по претензиям и искам на основании искового требования, предъявленного в прошлом году, следует:
- проанализировать сумму предъявленного искового требования с целью выявления оспоримой части;
- отразить начисление резерва по претензиям, искам в порядке исправления ошибки прошлых лет с применением счетов 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному" и 401 29 "Расходы прошлых лет" датой обнаружения ошибки в 2020 году.
Если у учреждения нет оснований для корректировки неоспоримой части искового требования, отраженного в бюджетном учете в составе кредиторской задолженности, то такая задолженность не подлежит переносу в создаваемый резерв.

Обоснование вывода:
Начиная с 2020 года учреждения бюджетной сферы применяют Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденный приказом Минфина России 30.05.2018 N 124н, (далее - федеральный стандарт "Резервы"). Методические рекомендаций по применению данного стандарта (далее - Методические рекомендации) доведены письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716.
Резерв по претензиям, искам (далее - Резерв) признается на основании предъявленных претензий, исков по оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета (в рассматриваемом случае - казенное учреждение) предполагается или не предполагается досудебное урегулирование (п. 11 федерального стандарта "Резервы"). Создание такого Резерва является обязательным. В бюджетном учете Резерв признается в полной сумме претензионных требований и исков. Однако в рамках формирования учетной политики субъект учета вправе установить особенности признания суммы Резерва, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы (п. 4.1 Методических рекомендаций). Так, при оценке выставленного иска или предъявленной претензии можно учитывать степень вероятности положительного исхода судебного разбирательства и формировать Резервы только по тем исковым требованиям, по которым такая вероятность мала.
Следует отметить, что требование формирования резерва по претензиям, искам для учреждений бюджетной сферы не является новой нормой. В прошлые года аналогичный Резерв должен был создаваться и отражаться по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (см. п. 302.1 Инструкции N 157н, абз. 5 п. 124.1 Инструкции N 162н, письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-06-10/23392), а в учетной политике необходимо было определить порядок признания резерва в учете (метод оценки обязательств по резерву, дату признания и т.п.).
Поэтому в рассматриваемом случае нет оснований для отражения входящих остатков по "новому" виду Резерва в соответствии с п.п. 40, 41 федерального стандарта "Резервы, так как такой Резерв на сумму ожидаемых расходов учреждение должно было сформировать еще в прошлых (2018-2019) годах, т.е. в тот момент, когда была получена информация о начале претензионной работы. Так как указанная норма не была исполнена учреждением, то возникшую ситуацию надо квалифицировать как ошибку прошлых лет.
В целях отражения в учете выявленной ошибки казенному учреждению следует руководствоваться федеральным стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". Ошибка прошлых лет отражается путем выполнения записей по счетам бухгалтерского учета в период (на дату) обнаружения ошибки и (или) ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 33 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"). При этом в зависимости от ситуации исправление выявленной ошибки может быть осуществлено в бухгалтерском учете бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Отражение данных записей осуществляется на основании Справки, содержащей следующую информацию: обоснование внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета - Журнала операций, а также период, за который Журнал был составлен, и период, в котором была выявлена ошибка (п. 18 Инструкции N 157н, п. 28 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
В связи с тем, что выявленная ошибка относится к расходам прошлых отчетных периодов и влияет на финансовый результат, то ее исправление осуществляется с применением специально предназначенных для этого случая счетов: счета 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному" и счета 401 29 "Расходы прошлых лет".
Отметим, что детальный порядок применения указанных счетов положениями Инструкции N 162н не урегулирован. Поэтому при необходимости исправления ошибки прошлых лет конкретный порядок применения данных счетов учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном абз. 21 п. 2 Инструкции N 162н, и закрепить в учетной политике.
В отношении определения суммы Резерва, по нашему мнению, следует руководствоваться следующим:
- учитывая, что ранее (в прошлые года) часть исковой суммы учреждением уже была признана расходом и отражена на соответствующем счете 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества", то эту сумму следует считать неоспоримой задолженностью казенного учреждения перед подрядчиком. Следовательно, создаваемый Резерв должен быть уменьшен на соответствующую сумму кредиторской задолженности. Возможность принятия такого решения необходимо закрепить в Учетной политике учреждения, определив, кто и каким документом подтверждает суммы неоспоримых требований (например, комиссия, в обязанность которой входит подготовка Экспертного заключения по исполнению Государственного контракта или иного документа по оценке объемов и качества выполненных работ);
- если у учреждения есть основание считать учитываемую на счете 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества" кредиторскую задолженность необоснованной (например: отсутствие первичных документов, наличие документального подтверждения факта невыполнения подрядчиком ранее учтенных работ или иное), то ее следует скорректировать также в порядке признания и исправления ошибки прошлых лет. В этом случае сумма корректировки должна быть учтена при формировании Резерва предстоящих расходов.
Таким образом, в зависимости от анализа суммы кредиторской задолженности, ранее учтенной на счете 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества", исправление ошибки прошлых лет по начислению Резерва в учете следует отразить следующим образом:
а) кредиторская задолженность признана неоспариваемой
Дебет КРБ 1 401 28 (29) ХХХ Кредит КРБ 1 401 60 ХХХ - отражается начисление Резерва в части оспариваемой задолженности;
б) кредиторская задолженность признана не верной
Дебет КРБ 1 401 28 (29) ХХХ Кредит КРБ 1 302 25 73Х - методом "Красное сторно" корректируется ранее начисленный объем оказанных контрагентом услуг на сумму, определенную ошибочной,
Дебет КРБ 1 401 28 (29) ХХХ Кредит КРБ 1 401 60 ХХХ - отражается начисление Резерва на новую сумму оспариваемой задолженности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

11 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Рассылка "Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 3/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 3/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Задолженность

Содержание

Выполняя свои функции, казенные учреждения вступают в трудовые и гражданско-правовые взаимоотношения. Все это влечет за собой возникновение обязательств.

Обязательства казенного учреждения

Согласно Гражданскому кодексу РФ обязательством признают обязанность одного лица совершить в пользу другого лица определенное действие – передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное или воздержаться от определенного действия (ст. 307 ГК РФ). Если согласно договору одна сторона несет обязанность в пользу другой стороны, то ее считают должником. Но она же будет и кредитором по тем обязательствам, которые имеет право требовать от другой стороны. В зависимости от того, кто является должником (контрагент или само учреждение), возникающие в результате заключенных договоров обязательства принято называть дебиторской или кредиторской задолженностью.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Кредиторская задолженность

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст. 120 ГК РФ). При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Поскольку денежных средств в распоряжении казенного учреждения нет никаких, возникает уникальная ситуация, которой не бывает ни с какими иными видами юридических лиц: казенное учреждение своими действиями может привести к возникновению кредиторской задолженности, а вот расплачиваться за это будет бюджет публично-правового образования. Поэтому к кредиторской задолженности казенных учреждений и оказывается такое пристальное внимание, тем более к просроченной.

Вся система исполнения бюджета по расходам организована так, чтобы кредиторской задолженности не образовывалось вообще. Откуда может взяться кредиторская задолженность? Если учреждение приняло на себя обязательство и не смогло его исполнить. Но получатель бюджетных средств имеет право принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ст. 219 БК РФ). Неисполнение этой нормы будет административным правонарушением по ст. 15.15.10 КоАП РФ. То есть, не должно быть так, чтобы казенное учреждение заключило договор, а потом не нашло денег, чтобы его оплатить. Договор может быть заключен только в пределах свободных лимитов бюджетных обязательств.

Допустимой следует считать просроченную кредиторскую задолженность, возникшую только по двум причинам, не зависящим от воли учреждения: на основании нормативно-правовых актов или на основании исполнительного листа.

Например. Принят нормативно-правовой акт, вводящий новый вид социальных выплат населению. Но количество граждан, имеющих право на эту выплату, превысило заложенное в расчеты при составлении бюджета. В результате у учреждения, уполномоченного производить соответствующие выплаты, не хватило бюджетных ассигнований, и образовалась просроченная кредиторская задолженность.

Или, например, нормативно-правовым актом городского округа в середине года 2013 года была увеличена в десять раз кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании казенного учреждения, относящегося к бюджету субъекта РФ. В результате этого казенному учреждению просто не из чего было оплатить земельный налог за 2013 год.

Или, например, Министерство дорожного хозяйства субъекта РФ заключило контракт на поставку специальной дорожной техники. Поставленная техника не была оплачена по причине несоответствия требованиям. Поставщик отказался принимать технику назад, обратился в суд и доказал, что дело было не в технических характеристиках поставленной техники, а в неточности формулировок в контракте. Суд обязал министерство оплатить контракт и неустойку. Все это время (более двух лет) в учете министерства числилась кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность продолжила числиться и далее, поскольку в текущем году в бюджет министерства не были заложены средства на оплату этого контракта.

В составе кредиторской задолженности казенных учреждений отражают задолженность перед бюджетом (налоговые обязательства), перед государственными внебюджетными фондами, перед поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, перед сторонними организациями (полученные от них авансы по предстоящим расчетам на основании заключенных договоров), перед подотчетными лицами, перед работниками по депонированной заработной плате и т.д.

Кредиторская задолженность может быть прекращена двумя способами – исполнением обязательства (в том числе зачетом) и ее списанием как невостребованной.

Дебиторская задолженность

Дебиторской задолженностью считают задолженность юридических и физических лиц перед организацией, которая отражена в ее балансе на определенную дату (или имущественные требования учреждения к другим лицам, которые перед ним в долгу). В практике казенных учреждений дебиторская задолженность возникает чаще всего, когда учреждение перечисляет аванс поставщику или отпускает покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, оказывает услуги, выполняет работы на условии последующей оплаты.

Кроме того, должниками казенных учреждений могут быть подотчетные лица, не погасившие долг виновники недостачи, бюджет, государственные внебюджетные фонды и др.

Дебиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства или продана, а также списана как нереальная к взысканию по истечении срока исковой давности либо вследствие невозможности исполнения обязательства.

Все доходы, полученные казенными учреждениями, должны быть отправлены в доход бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ). Поэтому, если казенное учреждение оказало платные услуги, выполнило работы или отгрузило продукцию, а оплату не получило, убыток понес непосредственно бюджет публично-правового образования.

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может исполнять свои обязательства только за счет бюджетных ассигнований. Поэтому, если учреждение произвело предоплату и не получило товары, работы, услуги в течение текущего года, то на следующий год эти средства надо истребовать с дебитора и вернуть в бюджет. Если же дебиторская задолженность прошлых лет не погашается, убыток несет непосредственно бюджет публично-правового образования.

Поэтому дебиторской задолженности в казенных учреждениях также уделяют пристальное внимание.

Управление задолженностью

В процессе своей деятельности казенные учреждения совершают различные хозяйственные операции, связанные с движением материальных и финансовых ресурсов или принятием обязательств. Если обязательства должно исполнить учреждение, то их называют кредиторской задолженностью, то есть учреждение должно своему кредитору (юридическому или физическому лицу) определенные суммы денежных средств или других активов. А если долги возникают у других юридических или физических лиц по отношению к учреждению, то такие обязательства называют дебиторской задолженностью, то есть дебитор должен учреждению деньги или имущество.

Конечно, наличие оперативной дебиторской и кредиторской задолженности – естественная ситуация финансово-хозяйственной деятельности. И трудно представить организацию, у которой на отчетный период отсутствовал бы тот или иной вид задолженности. Однако эта очевидность приводит к тому, что зачастую руководитель учреждения уделяет анализу и контролю дебиторской и кредиторской задолженности недостаточно внимания, просто передавая эти функции в бухгалтерию.

А ведь в настоящее время финансовые органы на всех уровнях бюджета практически во всех регионах активно ведут мониторинг и контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности казенных учреждений с целью предотвращения, снижения и ликвидации просроченной задолженности. При этом наличие прежде всего кредиторской задолженности, ее увеличение служит для органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, тревожным сигналом в отношении качества управления учреждением. Но если финансовый орган волнует кредиторская задолженность, то руководителя должна волновать дебиторская – поскольку именно она ведет к финансовым потерям учреждения. Поэтому не должен руководитель одну из основных функций – управление дебиторской и кредиторской задолженностью и контроль за нею – пускать на самотек.

Управление задолженностью представляет собой достаточно сложный процесс, в котором должны участвовать служба снабжения, руководители проектов, финансовая, юридическая службы.

Основные задачи, решаемые при управлении задолженностью учреждения:

– постоянный контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору. Например, своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную дебиторскую задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию;

– проверка достоверности этих обязательств, целесообразности и эффективности использования;

– снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;

– уделение большего внимания контролю дебиторской задолженности, так как именно она приводит к отвлечению денежных средств, что может привести к дальнейшей неплатежеспособности учреждения;

– своевременное погашение кредиторской задолженности, не допуская просрочек и штрафных санкций;

– выявление недобросовестных потребителей и поставщиков;

– проведение бухгалтерской и юридической службами учреждения совместных мероприятий, направленных на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов.

В управлении есть правило: "Хочешь управлять – начни измерять". Поэтому очень важно проводить периодический анализ показателей задолженности. Но предварительно нужно разработать порядок контроля задолженности (формы сводных документов, графиков платежей, регламент анализа задолженностей) и отразить в приказе об учетной политике.

Далее нужно назначить ответственного за контроль задолженности – внутреннего ревизора-аудитора, причем важно, чтобы ревизор подчинялся напрямую руководителю.

Затем определить периодичность, с которой будут контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Как правило, такой период устанавливают в 1–2 недели.

Для минимизации рисков, связанных с дебиторской задолженностью, ее необходимо постоянно контролировать. С установленной периодичностью нужно анализировать дебиторскую задолженность по контрагентам, срокам образования и объемам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Нет времени читать?

Ситуации, при которых необходимо выполнять перерасчет удержанного налога на доходы физических лиц в сторону увеличения или уменьшения, получают все большее распространение и вызывают много вопросов у бухгалтеров. Рассмотрим случаи, встречающиеся в хозяйственной практике учреждений при излишнем перечислении сумм НДФЛ.

Почему нужен перерасчет

Причины, вызывающие необходимость производить перерасчет НДФЛ:

  • перечислили зарплату за истекший налоговый период;
  • изменение расчетной базы (суммы начислений);
  • предоставление заявления о праве на налоговые вычеты с опозданием;
  • и др.

Излишнее удержание НДФЛ из дохода сотрудника может быть обнаружено как самим налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При обнаружении излишнего удержания налоговым агентом, согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, налогоплательщик должен быть оповещен об этом в течение 10 дней со дня обнаружения. Независимо от того кем была обнаружена переплата, для того чтобы вернуть налог необходимо письменное заявление налогоплательщика с указанием банковских реквизитов для перечисления средств.

Как возвращать НДФЛ

Переплаченные суммы можно вернуть на лицевой счет учреждения. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию заявление, с образцом которого можно ознакомиться в приказе ФНС от 14.02.2017 №ММВ-7-8/182. Также к заявлению должны быть прикреплены платежные поручения и выписки из регистра по НДФЛ, которые доказывают внесенные вами лишние суммы налога в бюджет.

Обратите внимание: некоторые инспекции не принимают утвержденную форму, если налоговым агентов было перечислено в бюджет больше, чем удержано или если налоговый агент заплатил налог раньше срока, так как в данном случае возникает переплата за счет средств налогового агента, а не налогоплательщика. Чтобы вернуть такую переплату необходимо заполнить заявление в свободной форме.

А как же отразить данные ситуации в учете учреждения?

Ситуация 1.

Переплата за счет средств бюджета, которую можно либо вернуть, либо зачесть в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам.

В данном случает сумма перечисленных учреждением средств за налоговый период превышает суммы, удержанные у налогоплательщиков, образуется дебиторская задолженность на счете 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Сложившиеся показатели нужно будет отражать в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769). Заметим, что формы с дебиторской задолженностью по счету 303.01 могут быть не приняты финансовым органом, потому что в соответствии с НК РФ юридические лица не являются налогоплательщиками и не имеют права перечислять НДФЛ за счет средств соответствующего бюджета. В качестве плательщика – налогового агента налог уплачивается за счет средств, удержанных у сотрудников с их доходов.

В бюджетных учреждениях уплату излишних сумм налога из средств субсидий, полученных на выполнение государственного задания или субсидии на иные цели, может быть расценено как нецелевое использование, что является административным правонарушением и влечет административную ответственность должностных лиц его допустивших в виде административного штрафа. В казенных учреждениях такие расходы однозначно будут признаны нецелым расходованием бюджетных средств.

Если в 2020 г. была обнаружена переплата, подтвержденная сверкой расчетов и налоговый орган вернул учреждению сумму излишне перечисленного налога, в бухгалтерском учете данная ошибка исправляется методом «красное сторно».

В 2019 г. учреждение сделало следующую запись по удержанию излишнего налога из зарплаты: Дт Х 302.11 837 Кт Х 303 01 732.

Для того чтобы отразить исправление необходимо использовать специальные счета по исправлению ошибок прошлых лет 304.86 и 304.96. В нашем случае исправленная корреспонденция будет иметь следующий вид:

  1. Дт Х 302.11 837 Кт Х 304.86 732 «красное сторно»;
  2. Дт Х 304.86 832 Кт Х 303.01 732 «красное сторно».

Результат таких проводок — это задолженность ФНС перед учреждением и задолженность учреждения перед сотрудником.

Ситуация 2.

Работодатель – бюджетное учреждение, обязан вернуть сотруднику излишне удержанный налог, а не учесть его в текущем году.

Не имеет значения по какому КФО будет отражена данная ситуация, главное, чтобы все хозяйственные операции по начислению и исправлению были отражена по одному КФО. После того, как сумма налога будет возвращена сотруднику, ни в ф. 0503737, ни в ф. 0503723 она отражена не будет.

  1. Дт Х 201.11 510 Кт Х 303.01 731 - возврат от налоговой;
  2. Дт Х 302.11 837 Кт Х 201.11 610 возврат средств сотруднику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Анастасия Хахулина,
методист Департамента проектов внедрения и консалтинга компании «ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАТИКИ»

Д.В. Жуковский,
эксперт по бухгалтерскому учету

По результатам сверки с ИФНС России необходимо уменьшить задолженность перед бюджетом

Если ИФНС России по результатам сверки с учреждением признала сумму задолженности учреждения в меньшем размере, чем по данным учреждения, нет смысла искать в учете учреждения ошибку. Считаем, что следует привести показатель задолженности к данным ИФНС России. Уменьшение задолженности учреждения следует рассматривать как чрезвычайные доходы, КОСГУ 173. Кассовых доходов по этому коду КОСГУ быть не может 1 , эти доходы являются учетным показателем. Также для чрезвычайных доходов не предусмотрен код аналитической группы подвида доходов бюджета (АГПДБ). Поэтому надо будет использовать 2 код 180 АГПДБ.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

В результате уменьшения кредиторской задолженности казенному учреждению также необходимо уменьшить бюджетные обязательства (и денежные обязательства, если они уже были приняты). Бюджетному/автономному учреждению также надо будет уменьшить принятые обязательства и денежные обязательства.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – казенное учреждение

Если по результатам сверки расчетов ИФНС России подтвердила наличие переплаты, действия казенного учреждения зависят от того, в каком году произошла переплата: в текущем или в прошлые годы.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

Этот способ хорош для того случая, если в текущем году учреждение ожидает, что начисления до конца года перекроют подтвержденную переплату. Если же до конца года начисление не перекроет переплату, то в следующем году надо будет требовать возврат. То есть снова проводить сверку.

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Порядок действий учреждения в этом случае зависит от того, совпадают ли коды бюджетной классификации КВР и КОСГУ у налогов, которые надо зачесть. Если коды КОСГУ и КВР совпадают, то надо будет отразить в учете перенос показателей с одного налога на другой.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо уточнить в органе казначейства соответствующие платежи текущего года на другие коды.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если переплата произошла в прошлые годы, то казенное учреждение может использовать только один вариант действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) запросить возврат.

Никакие иные варианты использовать недопустимо, потому что иначе будут нарушены положения 3 Бюджетного кодекса РФ:

«финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется:

– за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

– на основании бюджетной сметы».

Это положение прямо указывает, что казенное учреждение может расходовать на обеспечение своей деятельности только средства бюджета, причем только на те нужды, которые предусмотрены бюджетной сметой. То есть казенное учреждение не имеет права исполнять бюджетные обязательства текущего года по уплате налогов за счет переплаты прошлого года.

Порядок действий учреждения и порядок отражения в учете будут зависеть от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Администратор доходов направляет средства возврата за прошлые годы на свой лицевой счет администратора доходов. Казенное учреждение, не имеющее полномочий администратора, направляет средства возврата соответствующему администратору. И в том, и в другом случае перечисление в доход бюджета следует производить с тех же кодов КВР и КОСГУ, на которые возврат был зачислен.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – бюджетное/автономное учреждение

Код КОСГУ 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет», согласно его названию и указаниям 4 о назначении, неприменим к бюджетным и автономным учреждениям. У бюджетных и автономных учреждений нет никаких ограничений по использованию в текущем году средств, возвращенных по операциям прошлых лет. Поэтому для бюджетных и автономных учреждений доступны без ограничений все способы распоряжения подтвержденной переплатой, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Недопустимо за счет переплаты налогов, произведенной по КВФО «4» зачитывать задолженность по налогам, подлежащим уплате по КВФО «2». Обратное допустимо.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР (АГПДБ) и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отразить некассовое исполнение по тому налогу, по которому произошла переплата, со знаком «минус», а по тому налогу, с которым переплата была зачтена, – со знаком «плюс»;

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов (если налог был уплачен как расходы) или как доходы (если налог был уплачен как уменьшение доходов).

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

По результатам сверки с ИФНС России необходимо увеличить задолженность перед бюджетом

Если расхождение, выявленное по итогам сверки с налоговой, в пользу ИФНС России, необходимо провести служебное расследование и выяснить причину увеличения задолженности. Это необходимо по двум причинам:

1) необходимо подтвердить, что сумма задолженности, по данным ИФНС России, правильная. Если ИФНС России указала увеличенную сумму задолженности учреждения неправильно, то учреждению следует отстаивать свои цифры;

2) увеличение задолженности по платежам в бюджет по результатам сверки может привести также к уплате штрафов и пеней. Штрафы и пени для учреждения – это ущерб. Поэтому необходимо выявить лиц, виновных в причинении ущерба учреждению. А для этого необходимо выявить, когда и какая ошибка была совершена.

Бюджетным, автономным учреждениям недопустимо отражать в учете начисление штрафов и пеней на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Потому что эти суммы подлежат возмещению виновными лицами и не формируют себестоимость.

Читайте также: