Регламент совместных действий налоговых органов

Опубликовано: 09.05.2024

Нередко доступ на территорию налогоплательщика ограничен.

Правила доступа должностных лиц налоговых органов

Проведение выездной налоговой проверки связано с осуществлением всех необходимых мероприятий на территории налогоплательщика. На входе таких объектов находится охрана либо установлена электронная система прохода по пропускам, поэтому доступ посторонних лиц обычно ограничен.

Доступ должностных лиц налоговых органов, на которых возложены обязанности по проведению проверки гарантируется положениями закона. Ситуации, когда это право подлежит реализации, установлены в ст. 91 НК.

Закон устанавливает 2 основания предоставления доступа проверяющим лицам на территорию налогоплательщика. Это возможно при камеральных и выездных мероприятиях налогового контроля.

Особенности доступа в ходе осуществления камеральной проверки

Камеральная проверка, в большинстве случаев, осуществляется на территории налоговой инспекции. Из этого правила есть единственное исключение, касающиеся проверки правомерности исчисления и внесения в казну НДС.

Речь идет о проверке соблюдения всех правил, по которым заявляется вычет или требуется возврат средств, внесенных в бюджет. Также это касается случаев, когда инспекция устанавливает наличие противоречивых данных в документах налогоплательщика, либо между поданной им информацией и соответствующими сведениями контрагентов.

Проведение мероприятий на территории проверяемого лица осуществляется на основании постановления, содержащего необходимую мотивировку, вынесенного должностным лицом не ниже заместителя руководителя инспекции.

Уполномоченный сотрудник обязан предъявить как сам указанный акт, так и служебное удостоверение.

Только после этого он имеет право осуществлять необходимые действия.

Особенности осуществления доступа во время проверок выездного типа

В этой ситуации право на доступ предоставляется во всех случаях, поскольку форма такого контроля реализуется на территории налогоплательщика. Для начала проверки необходимо наличие решения о ее проведении.

Требования к нему изложены в ст. 89 НК. Оно должно отвечать следующим параметрам:

  • иметь дату;
  • включать как полное, так и сокращенное наименование налогоплательщика, в отношении которого осуществляются мероприятия;
  • в нем должен указываться предмет проверки. Таковым служит проверка корректности расчета и внесения налогов в казну. Должны указываться конкретные обязательные платежи;
  • обязательно указание налоговых периодов, которые будут проверяться;
  • в текст должны включаться ФИО и должностное положение сотрудников инспекции, на которых возложена обязанность проведения контроля;
  • иметь подпись руководителя инспекции, либо его заместителя;
  • оно должно быть составлено в соответствии с формой, утвержденной ФНС на дату проверки.

Документ, не соответствующий хотя бы одному из указанных признаков, не может считаться надлежащим решением.

Другим обязательным требованием служит предъявление служебного удостоверения проверяющим лицом.

Если оно использует паспорт, последний не может считаться надлежащей заменой. Это связан с тем, что пришедший гражданин может оказаться однофамильцем инспектора, либо сотрудник налогового органа уволился на момент явки.

Право доступа должностных лиц налоговых органов

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещения, принадлежащие проверяемому строго регламентирован. В ч. 2 ст. 91 НК говориться о следующих правах, предоставляемых инспекторам в ходе выезда:

  • осмотр территорий, используемых для предпринимательства;
  • осмотр помещений, эксплуатируемых в этих целях;
  • осмотр объектов налогообложения, связанный с проверкой их физических параметров, служащих основанием для исчисления отдельных обязательных платежей, осуществленному проверяемым лицом.

Эти правила касаются нежилых помещений.

Что касается организации доступа внутрь жилья, то это невозможно, не получив согласия граждан, проживающих в них. Единственным исключением выступают случаи, предусматривающие допустимость этого с санкции суда, прямо предусмотренные законодательными актами.

Однако нередки прецеденты, при которых в качестве адресов компаний указываются места жительства участников или руководителей. Это порождало правовую неопределенность, связанную со статусом помещения.

Судебная практика исходит из признания такого жилья помещением, в котором ведется предпринимательская деятельность. По этой причине, стандартные правила о доступе в жилье налоговиков к таким ситуациям не применяются.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов

Ч. 3 ст. 91 НК предусматривает порядок действий, если проверяющее лицо не может реализовать свое право, в результате того, что налогоплательщик чинит препятствия.

Процедура предусматривает составление соответствующего акта, который должен отвечать установленной форме.

Документ подписывает руководитель проверяющей группы и налогоплательщик. Если последний отказывается ставить подпись, в акте делается отметка об этом факте.

Последствием составления этого документа выступает возможность налогового органа определить подлежащую уплате сумму по своему усмотрению, на основании имеющихся документов, либо путем применения метода аналогии, используя показатели схожих компаний или ИП.

Другим последствием станет административная ответственность по ст. 19.4.1 и 19.7.6 КоАП.

Незаконный доступ должностных лиц налоговых органов

Если проверяющие не предъявляют надлежаще оформленных документов, то налогоплательщик вправе отказать им в доступе.

На практике, в таких ситуациях, составляются акты о воспрепятствовании, которые обжалуются проверяемым. При этом, суде требуют от заявителей доказательств того, что инспекторы не соблюли установленный порядок предъявления документов.

Единственным подтверждением этого может выступать видеозапись.

Авторы:

Сергей Николаевич Семин, управляющий партнер FPGS Consulting,

Артур Николаевич Мочалов, партнер FPGS Consulting, кандидат юридических наук

Налоговыми органами по итогам проверок часто выносятся решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за необоснованное занижение налоговой базы путем создания схемы «дробления бизнеса». Среди последствий может быть принудительная переквалификация ранее выбранного налогоплательщиком налогового режима - в частности, его перевод с упрощенной системы налогообложения на общую систему, если налоговый орган посчитает, что целью дробления было получение налоговой выгоды путем создания условий для использования специального налогового режима.

Сложность состоит в том, что законодательно термин «дробление бизнеса» не определен, в связи с чем налоговым органам предоставлена ширкая дискреция как при определении того, имело ли место "дробление" в каждом конкретном случае, так и в интерпретации целей и последствий такого дробления. Другая сложность, на которую хотелось бы обратить внимание в данном докладе, состоит в процедуре обратного перехода налогоплательщика на специальный налоговый режим, если ранее налоговый орган вменил ему использование общей системы налогообложения. Двусмысленные и неоднозначно толкуемые нормы налогового законодательства становятся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Суд).

28 февраля 2019 г. Судом было вынесено Определение № 279-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вереск" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации».

Суть спора в следующем. В отношении ООО «Вереск» (заявителя по делу) налоговый орган сделал вывод о получении организацией необоснованной налоговой выгоды в результате создания формальных взаимоотношений с взаимозависимыми юридическими лицами для целей сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения; в связи с этим налогоплательщик был переведен на общую систему налогообложения. Очевидно, что налоговыми органами были произведены начисления налогов, и вместо уплаченного налога при применении УСН данной организации вменили неуплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Первый вопрос заключается в следующем: на каком основании налоговый орган самостоятельно переквалифицировал режим налогообложения?

Статья 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Права налоговых органов изложены в пункте 1 статьи 31 Кодекса. Данный перечень не является исчерпывающим: пункт второй той же статьи устанавливает, что налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Кодексом.

В то же время, ни одна норма Налогового кодекса прямо не наделяет налоговые органы правом производить переквалификацию налогового режима организации или индивидуального предпринимателя. При создании юридического лица или при регистрации индивидуального предпринимателя соответствующий участник налоговых отношений самостоятельно выбирает, какой налоговый режим применять с учетом видов деятельности, целей налогового планирования, ожидаемой выручки и себестоимости товаров (работ, услуг) и других экономических соображений. Смена налогового режима производится самим налогоплательщикам в порядке и в сроки, предусмотренные законом, или при наступлении оснований, предусмотренных Кодексом. Например, таким основанием служит нарушение установленных условий применения этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Однако в ситуации отсутствия четкой законодательной дефиниции дробления бизнеса у налоговых органов возникает широкое усмотрение - когда такое дробление перестаёт рассматриваться в качестве экономически обоснованного и должно квалифицироваться как нарушение условий использования специального налогового режима.

В отношении ООО «Вереск» налоговым органом была произведена переквалификация режима, а арбитражные суды всех инстанций подтвердили правомерность таких действий.

В частности, суды признали необоснованным довод налогоплательщика о правомерности применения им упрощенной системы налогообложения в 2014 году, при том, что в тот период он отвечал всем необходимым для применения данной системы признакам, установленным налоговым законодательством. На общую систему налогообложения он был переведен решением налогового органа с 1 октября 2012 года, обратный же переход на упрощенную систему налогообложения, как указали суды, даже в случае соответствия всем установленным требованиям возможен лишь путем подачи налогоплательщиком соответствующего заявления в сроки и в порядке, определенные Кодексом.

В своей жалобе в Конституционный Суд налогоплательщик ссылался на то, что ему как налогоплательщику, принудительно переведенному на общую систему налогообложения, не была предоставлена возможность воспользоваться правом на применение упрощенной системы налогообложения с того налогового периода, в котором он вновь стал отвечать необходимым для этого критериям.

Иными словами, налоговым органом была самостоятельно произведена переквалификация режима налогообложения с упрощенного на общий, однако при повторном появлении оснований и условий применения упрощенной системы обратная переквалификация налоговым органом не производилась. По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 34 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции РФ.

Поэтому второй вопрос состоит в следующем: не нарушается ли в рассмотренной ситуации баланс прав налогоплательщика и налогового органа?

Позиция Суда, отказавшего в принятии жалобы к рассмотрению, заключается в следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения и характера осуществляемой им хозяйственной деятельности, а также преимуществ использования специального налогового режима принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В процедурном отношении Налоговый кодекс РФ предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на упрощенную систему налогообложения (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12, пункты 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ). Данное условие, – заключил Суд, – связано в том числе с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты, а потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Анализ данной позиции Суда приводит к следующим выводам.

1. Суд подтвердил, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Однако если налоговый орган посчитает, что вследствие применения того или иного режима налогообложения происходило занижение налоговой базы, то переквалификация такого режима осуществляется налоговым органом уже в одностороннем порядке, без согласования с налогоплательщиком. Процедура изменения режима оформляется решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Если переквалификация режима ранее была произведена налоговым органом, то право на применение упрощенной системы налогообложения вновь возникнет у налогоплательщика не с момента возникновения необходимых для этого финансово-экономических оснований (условий применения), а лишь после уведомления налогового органа в общем порядке, установленном Налоговым кодексом, и в предусмотренные Кодексом сроки.

Соблюден ли при этом баланс прав налогоплательщика и налогового органа? Представляется, что нет.

Конституционный Суд предоставил больше преимуществ именно налоговым органам, признав за ними право осуществлять самостоятельную квалификацию условий, оснований и обоснованности выбранного налогоплательщиком режима налогообложения – причем исходя из субъективного толкования должностным лицом налогового органа результатов его финансово-хозяйственной деятельности. Данное право, вероятно, отчасти может быть объяснено необходимостью надлежащего администрирования налогов и сборов, а также контроля за полнотой и своевременностью их уплаты. Но если речь идет о возврате к ранее выбранному специальному налоговому режиму, то ситуация меняется: налогоплательщик, даже если у него появились основания для использования такого режима, должен сам проинформировать налоговый орган о наличии соответствующих оснований - причем должен успеть сделать это именно в те сроки, которые установлены Налоговым кодексом.

Обоснованность такой позиции вызывает сомнения. Конституция РФ гарантирует равенство всех перед законом, в связи с чем действия государственных органов в схожих ситуациях должны быть одинаковыми в отношении всех налогоплательщиков – независимо от того, идет ли речь о переходе с упрощенного режима налогообложения на общий или наоборот. Тем более что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик, изначально переходя на упрощенную систему налогообложения, недвусмысленно выразил свою волю использовать именно этот режим.

Важно в этом Определении и другое. Суд, использовав предельно широкое толкование закона, не только признал за налоговыми органами право на совершение действий, Кодексом прямо не предусмотренных, но и возложил на налогоплательщиков, в отношении которых налоговыми органами была произведена переквалификация налогового режима, обязанность заново проходить общую процедуру, связанную с обратным переходом на упрощенную систему налогообложения. Это значит, что налоговые органы, получив карт-бланш от Конституционного Суда РФ, продолжат и дальше выискивать схемы «дробления бизнеса», пользуясь неясностью законодательного регулирования и руководствуясь во многом собственным пониманием целей экономической деятельности. Результатом будет перевод налогоплательщиков с упрощенного режима на общий. При возникновении же оснований для возврата такого налогоплательщика на упрощенную систему налоговые органы никаких действий предпринимать не будут.

Несмотря на то, что подобная ситуация чаще всего возникает именно в случае установления налоговыми органами необоснованного (с их точки зрения) «дробления бизнеса», очевидно, что рассмотренное Определение Конституционного Суда РФ № 279-О затрагивает права значительно более широкого круга налогоплательщиков.

налоговой службы 1 ранга

11.11.97 N БЕ-6-16/780

генерал - полковник милиции

03.11.97 N 1/13929

генерал - майор налоговой полиции

04.11.97 N НК-3551

межведомственной экспертной комиссии

по контрольно - кассовым машинам -

налоговой службы 1 ранга

СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ,

ФСНП РОССИИ, МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК

СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ

РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА НА РЫНКАХ, ЯРМАРКАХ,

В ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ И ДРУГИХ

ОТВЕДЕННЫХ ДЛЯ ТОРГОВЛИ МЕСТАХ

1. Настоящий Порядок совместных действий органов Госналогслужбы России, ФСНП России, МВД России при проведении проверок соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" субъектами предпринимательства при реализации товара на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах (далее - Порядок) разработан в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" и в целях обеспечения неукоснительного соблюдения субъектами предпринимательства положений и требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

2. Порядок устанавливает правила организации и осуществления совместных проверок с участием работников органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

3. Организационной основой проведения совместных проверок на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах (далее - на рынках), являются:

- районные, межрайонные или общегородские ведомственные группы (ВГ), создаваемые на основе приказов руководителей подразделений Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России по субъектам Российской Федерации;

- районные, межрайонные или общегородские координационные группы (КГ), в состав которых совместными приказами руководителей территориальных подразделений органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России назначаются представители от данных органов. КГ возглавляет председатель, являющийся представителем налоговых органов;

- районные, межрайонные или общегородские межведомственные бригады (МБ), формируемые из состава соответствующих ВГ.

4. КГ осуществляют:

- согласование совместных действий территориальных подразделений Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России при планировании и осуществлении контрольной работы;

- комплектование МБ при проведении рейдов по проверке правильности применения контрольно - кассовых машин на рынках;

- сбор и обобщение итоговой информации о проведенной работе и предоставление ее руководителям территориальных подразделений Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

5. Дополнение и уточнение функций КГ осуществляется руководителями образовавших их органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

6. Основной формой осуществления проверок являются рейды, проводимые МБ.

7. Персональный состав МБ определяется в соответствии с планом и задачами намечаемого рейда и с учетом особенностей объекта проверки.

8. В состав МБ рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, органов санэпиднадзора и других контролирующих органов.

9. Руководство МБ осуществляется работником налогового органа, руководитель МБ назначается распоряжением начальника госналогинспекции или его заместителем.

10. Основными задачами при проведении рейдов на рынках являются:

- проверка соблюдения субъектами предпринимательства положений Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";

- проверка наличия соответствующих документов, разрешающих осуществление торговли;

- проверка наличия у физических лиц документов о регистрации в налоговых органах в качестве предпринимателя и уплате установленных сборов.

11. Финансовое и материально - техническое обеспечение рейда (транспорт, средства на проведение контрольных закупок и пр.) осуществляется по согласованию руководителями органов, сотрудники которых участвуют в рейдах.

12. При проведении рейда члены МБ являются представителями соответствующих министерств и ведомств и действуют в пределах обязанностей и прав, предоставленных органу федерального управления действующим законодательством.

Сотрудники налоговых органов:

- осуществляют проверку правильности применения контрольно - кассовых машин в соответствии с Методическими рекомендациями по организации контроля за применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

- составляют акт проверки, в котором отражают выявленные нарушения вышеназванного Закона;

- принимают меры, в случае необходимости, к проведению на проверяемом предприятии документальной проверки;

- выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверки.

Сотрудники органов налоговой полиции:

- обеспечивают физическую защиту участников рейда;

- осуществляют при необходимости контрольную закупку с последующим оформлением протокола;

- документируют незаконные действия участников предпринимательской деятельности;

- осуществляют отождествление личности нарушителя;

- выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверки.

Сотрудники органов внутренних дел:

- обеспечивают физическую защиту участников рейда;

- осуществляют при необходимости контрольную закупку с последующим оформлением протокола;

- при отсутствии документов принимают необходимые меры по установлению личности продавца и принадлежности торговой точки;

- выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверки.

13. По результатам проверок соблюдения законодательства о применении контрольно - кассовых машин составляются акты, которые подписываются членами МБ. В случае выявления других правонарушений составляются протоколы об административном правонарушении.

14. Материалы рейда, оформленные надлежащим образом, используются органами вышеназванных ведомств в соответствии с их компетенцией для последующего рассмотрения и принятия установленных действующим законодательством мер к субъектам предпринимательства и физическим лицам, допустившим нарушения в применении контрольно - кассовых машин при расчетах с населением и правил торговли.

15. Сводные данные о результатах рейда (число проверенных торговых точек и граждан, количество и характер выявленных проверкой нарушений) представляются руководителям органов, работники которых принимают участие в проверках для принятия мер и привлечению виновных в нарушениях к административной и иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

16. На основании ежеквартального анализа и обобщения результатов проведенных рейдов соответствующие органы вышеназванных ведомств направляют представление начальнику соответствующей государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации о поощрении работников, участвовавших в проверках.

17. Материальное поощрение осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в Межведомственном фонде развития налоговой системы и налоговой службы Российской Федерации, а также средств, выделенных органами местного самоуправления от сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 14.12.96 N 1680 "Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению налогов и других обязательных платежей в бюджеты".

Утверждаю
Статс - секретарь,
Первый заместитель
Руководителя Государственной
налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Е.В.БУШМИН
11.11.97 N БЕ-6-16/780

Заместитель Министра
внутренних дел
Российской Федерации -
генерал - полковник милиции
П.М.ЛАТЫШЕВ
03.11.97 N 1/13929

Заместитель директора
Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации -
генерал - майор налоговой полиции
Н.Н.КУЗНЕЦОВ
04.11.97 N НК-3551

Согласовано
Председатель Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно - кассовым машинам -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ

ПОРЯДОК
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ,
ФСНП РОССИИ, МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК
СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ
РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА НА РЫНКАХ, ЯРМАРКАХ,
В ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ И ДРУГИХ
ОТВЕДЕННЫХ ДЛЯ ТОРГОВЛИ МЕСТАХ

1. Настоящий Порядок совместных действий органов Госналогслужбы России, ФСНП России, МВД России при проведении проверок соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" субъектами предпринимательства при реализации товара на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах (далее - Порядок) разработан в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" и в целях обеспечения неукоснительного соблюдения субъектами предпринимательства положений и требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

2. Порядок устанавливает правила организации и осуществления совместных проверок с участием работников органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

3. Организационной основой проведения совместных проверок на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах (далее - на рынках), являются:

- районные, межрайонные или общегородские ведомственные группы (ВГ), создаваемые на основе приказов руководителей подразделений Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России по субъектам Российской Федерации;

- районные, межрайонные или общегородские координационные группы (КГ), в состав которых совместными приказами руководителей территориальных подразделений органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России назначаются представители от данных органов. КГ возглавляет председатель, являющийся представителем налоговых органов;

- районные, межрайонные или общегородские межведомственные бригады (МБ), формируемые из состава соответствующих ВГ.

4. КГ осуществляют:

- согласование совместных действий территориальных подразделений Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России при планировании и осуществлении контрольной работы;

- комплектование МБ при проведении рейдов по проверке правильности применения контрольно - кассовых машин на рынках;

- сбор и обобщение итоговой информации о проведенной работе и предоставление ее руководителям территориальных подразделений Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

5. Дополнение и уточнение функций КГ осуществляется руководителями образовавших их органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

6. Основной формой осуществления проверок являются рейды, проводимые МБ.

7. Персональный состав МБ определяется в соответствии с планом и задачами намечаемого рейда и с учетом особенностей объекта проверки.

8. В состав МБ рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, органов санэпиднадзора и других контролирующих органов.

9. Руководство МБ осуществляется работником налогового органа, руководитель МБ назначается распоряжением начальника госналогинспекции или его заместителем.

10. Основными задачами при проведении рейдов на рынках являются:

- проверка соблюдения субъектами предпринимательства положений Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением";

- проверка наличия соответствующих документов, разрешающих осуществление торговли;

- проверка наличия у физических лиц документов о регистрации в налоговых органах в качестве предпринимателя и уплате установленных сборов.

11. Финансовое и материально - техническое обеспечение рейда (транспорт, средства на проведение контрольных закупок и пр.) осуществляется по согласованию руководителями органов, сотрудники которых участвуют в рейдах.

12. При проведении рейда члены МБ являются представителями соответствующих министерств и ведомств и действуют в пределах обязанностей и прав, предоставленных органу федерального управления действующим законодательством.

Сотрудники налоговых органов:

- осуществляют проверку правильности применения контрольно - кассовых машин в соответствии с Методическими рекомендациями по организации контроля за применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

- составляют акт проверки, в котором отражают выявленные нарушения вышеназванного Закона;

- принимают меры, в случае необходимости, к проведению на проверяемом предприятии документальной проверки;

- выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверки.

Сотрудники органов налоговой полиции:

- обеспечивают физическую защиту участников рейда;

- осуществляют при необходимости контрольную закупку с последующим оформлением протокола;

- документируют незаконные действия участников предпринимательской деятельности;

- осуществляют отождествление личности нарушителя;

- выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверки.

Сотрудники органов внутренних дел:

- обеспечивают физическую защиту участников рейда;

- осуществляют при необходимости контрольную закупку с последующим оформлением протокола;

- при отсутствии документов принимают необходимые меры по установлению личности продавца и принадлежности торговой точки;

- выполняют иные действия, предусмотренные действующим законодательством, по обеспечению эффективного проведения проверки.

13. По результатам проверок соблюдения законодательства о применении контрольно - кассовых машин составляются акты, которые подписываются членами МБ. В случае выявления других правонарушений составляются протоколы об административном правонарушении.

14. Материалы рейда, оформленные надлежащим образом, используются органами вышеназванных ведомств в соответствии с их компетенцией для последующего рассмотрения и принятия установленных действующим законодательством мер к субъектам предпринимательства и физическим лицам, допустившим нарушения в применении контрольно - кассовых машин при расчетах с населением и правил торговли.

15. Сводные данные о результатах рейда (число проверенных торговых точек и граждан, количество и характер выявленных проверкой нарушений) представляются руководителям органов, работники которых принимают участие в проверках для принятия мер и привлечению виновных в нарушениях к административной и иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

16. На основании ежеквартального анализа и обобщения результатов проведенных рейдов соответствующие органы вышеназванных ведомств направляют представление начальнику соответствующей государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации о поощрении работников, участвовавших в проверках.

17. Материальное поощрение осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в Межведомственном фонде развития налоговой системы и налоговой службы Российской Федерации, а также средств, выделенных органами местного самоуправления от сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 14.12.96 N 1680 "Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению налогов и других обязательных платежей в бюджеты".

Налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме): о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; о правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Соответственно налоговые органы обязаны представлять соответствующую информацию (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Эта обязанность закреплена также в пункте 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

Также статья 32 НК РФ регламентирует выдачу справки о состоянии расчетов конкретного налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Новый регламент

Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2008 № 11521, опубликован в "Российской газете" от 13 мая 2008 года № 100, вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Новый регламент значительно превосходит объем аналогичного документа, который был утвержден приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@.

Цель, которую преследовали разработчики - повышение качества работы сотрудников налоговых инспекций и создание комфортных условий для налогоплательщиков, формализация процедур их общения.

Основные процедуры

Информирование налогоплательщиков может быть устным, письменным, публичным.

Исполнение налоговыми органами государственной функции по информированию включает в себя пять административных процедур. Это:

  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в устной форме;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме (в том числе переданных в электронном виде);
  • публичное информирование налогоплательщиков;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов;
  • прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций.

В новом регламенте детально описано, как и в какие сроки, в каком порядке должностные лица налоговых органов должны исполнять каждую из названных процедур, перечень оснований для отказа в предоставлении информации, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.

В приложениях к регламенту содержатся:

  • сведения о контактных телефонах;
  • интернет-адресах территориальных органов ФНС России, исполняющих государственную функцию;
  • блок-схемы административных процедур;
  • формы документов, применяемых при исполнении государственной функции по информированию налогоплательщиков.

Будьте взаимно вежливы

И в старом, и в новом регламенте содержится требования об обязательном расположении отделов работы с населением на первом этаже зданий, к их техническому и программному оснащению. Но теперь в пункте 20 документа внимание на себя обращают рекомендации для должностных лиц при исполнении ими государственной функции носить бейджи с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. Впрочем, эта информация может быть в виде таблички на рабочем месте.

При устном общении, в т. ч. по телефону (п. 28 и 29 документа), представитель налогового органа и налогоплательщк обязан представиться друг другу.

Должностным лицам налоговых органов вменяется в обязанность (п. 13) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам (их представителям), не унижать их честь и достоинство, а также в вежливой форме информировать налогоплательщиков (их представителей) по существу обращений. Но обсуждать действия своих коллег, правовую оценку актов (решений) налоговых органов должностные лица не вправе (п. 14 документа).

В случае если заданный вопрос не входит в компетенцию сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, он должен обратиться за помощью к коллеге из соответствующего структурного подразделения. При этом начальники структурных подразделений обязаны ежемесячно направлять в отдел работы с налогоплательщиками список дежурных должностных лиц и их контактные телефоны (п. 32).

В общении откажут, если обращение поступит не по месту налогового учета, если вопрос находится вне пределов компетенции налоговиков, в случае если будут запрошены конфиденциальные сведения или запрос налогоплательщика будет содержать нецензурные или оскорбительные выражения (п. 12 и 97 документа).

Прием посетителей без перерыва на обед

Прием налогоплательщиков должен осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Этот порядок был предусмотрен и в старом регламенте. Новшеством является то, что прием посетителей теперь предписано осуществлять в течение всего рабочего дня без обеденного перерыва.

Сдача деклараций

Довольно подробно описана процедура приема налоговых деклараций (в разделе 18 и 3 блок-схемах в приложении).

Для сдачи деклараций рекомендуется выделить специальное окно в операционном зале (п. 131).

Теперь время общения сторон регламентируется. Максимальное время приема одной налоговой декларации (расчета) составляет десять минут (п. 130 документа). А максимальное время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди составляет 30 минут.

Однако в период сдачи отчетности (за пять дней до срока подачи деклараций) руководство инспекции может увеличить срок ожидания "с учетом имеющихся ресурсов", но не более двух часов. При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России не позднее, чем за сорок минут до окончания рабочего дня (п. 130). Кроме того, предусматривается возможность продления времени работы инспекции.

У сдающего отчетность проверят документы, удостоверяющие личность и полномочия (п. 132). Декларацию не примут, если:

  • эти документы не будут предъявлены;
  • декларация не соответствует установленной форме;
  • декларация не подписана.

В этом случае устно объясняются причины отказа, либо налогоплательщику отправляется уведомление почтовым заказным письмом (п. 134).

Регламентирован порядок приема деклараций, которые поступили по почте и в электронном виде (раздел 20 и 21). Впервые закреплена обязанность принимать документы с электронной цифровой подписью налогоплательщика.

Устные запросы

По закрепленным в документе правилам граждане и предприниматели смогут обращаться в налоговые службы лично или по телефону, делать письменные запросы или отправлять их по электронной почте.

С устным запросом можно лично обратиться в инспекцию по месту постановки на учет, или по телефону справочной службы инспекции или вышестоящего органа.

Максимальное время представления налогоплательщику (его представителю) информации составляет 15 минут (п. 27). Для ответа может привлекаться дежурный специалист (п. 32).

Если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию налогового органа и носят конфиденциальный характер, налогоплательщику (его представителю) предлагается составить письменное обращение в компетентный орган (п. 31).

Представляется, что на практике всегда можно найти повод это сделать.

Письменные запросы

Чтобы получить письменный ответ на вопрос, налогоплательщику нужно составить специальный запрос, в нем должны содержаться указанные в документе реквизиты (полное наименование организации, ИНН, почтовый адрес, ФИО руководителя или уполномоченного представителя организации и др.).

Образцы письменного запроса даны в приложениях к документу.

Обращение может быть передано в инспекцию лично, направлено по обычной или электронной почте.

Ответы должны выдаваться в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения, рекомендации по переадресации вопросов в другие инстанции - в течение пяти дней.

В регламенте четко указано, в каких случаях может быть отказано в разъяснении (запрос сведений, которые составляют гос. тайну, обращения без указания реквизитов отправителя и др.). Кроме того, налоговики не проводят экспертизу договоров, не отвечают на повторные обращения, если по ним уже был дан ответ.

В случае если налоговый орган не компетентен в данном вопросе, то налогоплательщика поставят об этом в известность, порекомендуют письменно обратиться в вышестоящую инстанцию и выдадут ее реквизиты. Если же поставленный вопрос не урегулирован законодательством, об этом также обязаны сообщить.

Публичное информирование

Публичное информирование предполагает размещение нужных налогоплательщику сведений на сайтах, в СМИ, на стендах, проведение семинаров.

Регламентом определен перечень информации, которая должна содержаться на официальном Интернет-сайте управления ФНС России и информационных стендах (стойках) налоговых органов. В частности, размещаются: номер телефона "горячей линии"; порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов); образцы заполнения платежных поручений; образцы заявлений и обращений; календарь налогоплательщика; бесплатное программное обеспечение, разработанное ФНС России в помощь налогоплательщикам; типовые вопросы и ответы на них; график проведения семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков.

В качестве докладчиков на семинарах выступают должностные лица структурных подразделений инспекций и управлений ФНС России.

Рекомендуется заранее обеспечить возможность налогоплательщикам (их представителям) задать вопросы по теме семинара через официальный Интернет-сайт управления ФНС России. При проведении семинаров рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, проводить разбор наиболее типичных ошибок налогоплательщиков на конкретных примерах.

Ответственность налоговиков

Новым регламентом предусматривается, что ответственность должностных лиц налоговых органов за решения и действия (бездействие) наступает в соответствии с НК РФ и законодательством. Налогоплательщик может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (п. 171).

Читайте также: