Контрольные показатели налога на прибыль

Опубликовано: 26.04.2024

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

Арифметические ошибки не свидетельствуют о наличии схемы

Отклонения между данными отчетов заинтересуют налоговиков

Почему не соблюдается соотношение по выданным авансам

С отрудники ФНС России довели до сведения налогоплательщиков так называемые контрольные соотношения, разместив их на своем официальном сайте (http://www.nalog.ru/otchet/kontr_decl/). Их используют сами контролеры при проведении камеральных проверок. Первоначально контрольные соотношения были доступны только для служебного пользования. Однако теперь компании могут самостоятельно оценить типовые ошибки в отчетности и риск того, что данными, отраженными в декларациях, заинтересуются проверяющие. Ведь налоговики в случае выявления противоречий между показателями, содержащимися в представленных декларациях, вправе запросить у компании пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Даже если налог подлежит уплате в бюджет.

Проверяющие надеются на то, что все счетные ошибки будут отсеиваться на этапе подготовки отчетности

Контрольные соотношения данных налоговой декларации – это методика математического контроля правильности ее заполнения. То есть это те показатели, которые, прежде всего, позволяют выявить арифметические ошибки, а также различия между данными бухгалтерского и налогового учета. Однако на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены и схемы ухода от налогообложения.

Как сообщается на сайте ФНС России, проверяющие, опубликовав свои внутренние алгоритмы контроля, рассчитывают на то, что все счетные ошибки будут отсеиваться компанией на стадии подготовки отчетности. А до фискалов будут доходить уже реальные нарушения законодательства, с которыми они и будут работать в рамках мероприятий налогового контроля. Кроме того, данные формулы и расчеты предлагается внедрить в существующие бухгалтерские программы. Это позволит избежать представления уточненных деклараций для исправления ошибок.

Конечно, приведенные налоговиками контрольные соотношения не стоит рассматривать как руководство к действию, подлежащее беспрекословному выполнению. Проверяющие сами понимают это, отмечая, что, хотя невыполнение соотношения и может свидетельствовать о нарушении норм НК РФ, пока оно не доказано, таковым не является. Поэтому если компания обнаружила явные противоречия в отчетности, которые не являются ошибкой, то ей лучше сразу приложить к декларации пояснения и документы, объясняющие расхождения.

Отклонения между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности не доказывают наличия схемы

Противоречия между сведениями, которые заложены в самой декларации по налогу на прибыль (приложение № 1, утвержденное приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@), выявляются с помощью внутридокументарной проверки. В частности, величина доходов от реализации (строка 010 Листа 02) должна совпадать со строкой «Итого доходов от реализации» (строка 040 приложения № 1 к Листу 02). Сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации (строка 030 Листа 02), должна быть такой же, как и величина «Итого признанных расходов», отраженная в строке 130 приложения № 2 к Листу 02. При этом сумма убытка (строка 050 Листа 02) должна в обязательном порядке совпадать с его величиной, отраженной в строке 360 приложения № 3 к Листу 02.

К тому же, если компания заявила, к примеру, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (п. 8 ст. 250 НК РФ)в строке 103 приложения № 1 к Листу 02, то показатель «Внереализационные доходы – всего» (строка 100 приложения № 1 к Листу 02) не должен равняться нулю. Как и показатель «Убытки, приравниваемые к внереализационным расходам» (строка 300 приложения № 2 к Листу 02) в случае, если компания признала какие-либо долги безнадежными согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ (строка 302 приложения № 2 к Листу 02). А при определении величины прибыли или убытка (строка 060 Листа 02) следует учитывать, что из суммы доходов от реализации вычитаются, в том числе, расходы и убытки (строка 010 + строка 020 – строка 030 – строка 040 + строка 050 Листа 02).

Как правило, внутридокументарные ошибки носят арифметический характер и не свидетельствуют о том, что компания применяет незаконные методы оптимизации. Тем не менее контролеров могут заинтересовать отклонения между взаимосвязанными показателями в декларации и бухгалтерской отчетности. Так, выручка (строка 2110) в отчете о финансовых результатах (приложение № 1, утвержденное приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н) должна совпадать с показателем «Выручка от реализации» в декларации по прибыли (строка 010 приложения № 1 к Листу 02).

Однако сами специалисты ФНС указывают, что на практике такие расхождения возможны. Поскольку по отдельным операциям в бухгалтерском и налогом учете применяются различные правила признания доходов и расходов. В частности, при безвозмездном получении имущества, при наличии производств с длительным циклом или при осуществлении операций с ценными бумагами.

Между тем налоговиков может заинтересовать и разница между суммой прямых расходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль (строки 010, 020 приложения № 2 к Листу 02), и показателем «Себестоимость продаж» в отчете о финансовых результатах (строка 2120). В этом случае проверяющие могут запросить у компании учетную политику для целей налогообложения, чтобы уточнить перечень прямых расходов. Ведь, по мнению ФНС России, компания вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить их в прямые расходы (письмо от 24.02.11 № КЕ-4-3/2952@).

Сумма прямых, косвенных и внереализационных расходов, заявленных в налоговой декларации, сравнивается с аналогичными показателями, отраженными в отчете о финансовых результатах (см. таблицу). В этом случае многие отклонения также объяснимы. Например, компания может применять разные способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете или различные правила отражения процентов по полученным кредитам и займам. К тому же в налоговом учете отдельные затраты нормируются. Это, в частности, рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ), представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ), компенсация за использование личного автомобиля (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Тождество показателей декларации по налогу на прибыль и отчета о финансовых результатах

Налоговая декларация Отчет о финансовых результатах
№ строки наименование показателя № строки наименование показателя
010 Листа 02 Доходы от реализации 2110 Выручка
020 Листа 02 Внереализационные доходы 2310 Доходы от участия в других организациях
2320 Проценты к получению
2340 Прочие доходы
030 Листа 02 Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации 2120 Себестоимость продаж
2210 Коммерческие расходы
2220 Управленческие расходы
040 Листа 02 Внереализационные расходы 2330 Проценты к уплате
2350 Прочие расходы

Появление отклонений в показателях бухгалтерской и налоговой отчетности может быть вызвано и тем, что в налоговом учете не учитываются результаты переоценки основных средств (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ). Кроме того, некоторые затраты не признаются для целей налогообложения, поскольку не соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Отметим также, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Например, пункт 9 статьи 258 НК РФ разрешает начислять амортизационную премию. В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен (ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н).

Тем не менее, если в бухгалтерском балансе (приложение № 1, утвержденное приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н) не будет прослеживаться увеличение стоимости основных средств (строка 1150), а в декларации по налогу на прибыль заявлена амортизационная премия (строки 042 и 043 приложения № 2 к Листу 02), то вопросы у инспекторов обязательно возникнут. Скорее всего, они заподозрят, что никакого приобретения основных средств не было вовсе.

Более того, если компания применяет ПБУ 18/02 (утвержденное приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н), то разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью отражается в бухгалтерской отчетности. Так, отложенные активы в бухгалтерском балансе входят в состав внеоборотных активов, а отложенные налоговые обязательства – в состав долгосрочных обязательств. Постоянные же налоговые обязательства и активы, а также изменение отложенных активов и обязательств отражается в отчете о финансовых результатах. Влияние этих величин позволяет выявить чистую прибыль (убыток) и проследить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

Так, если в отчете о движении денежных средств (приложение № 2, утвержденное приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н) величина поступлений от продажи внеоборотных активов (строка 4211) больше нуля, то строка 010 приложения № 3 к Листу 02 в декларации также должна быть больше нуля (п. 2.4 Контрольных соотношений). В противном случае проверяющие могут заподозрить, что компания не учла доходы от реализации основных средств (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Кроме того, если показатель «Платежи на уплату дивидендов в пользу собственников» (строка 4322) в данном отчете больше нуля, то и величина строк 110 и 120 раздела А Листа 03 декларации должна быть больше нуля (п. 2.5 Контрольных соотношений). Иначе контролеры могут заявить, что компания не удержала налог с дивидендов, выплаченных компаниям-учредителям (ст. 275 НК РФ).

Наличие убытка, льгот и пониженных ставок привлечет внимание при проверке декларации по прибыли

Впрочем, налоговиков может насторожить и тот факт, что компания отразила в составе расходов суммы налогов и сборов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), начисленных в порядке, установленном законодательством РФ (строка 041 приложения № 2 к Листу 02). Хотя не представляла декларации по этим налогам в инспекцию. Это, в частности, налог на имущество, транспортный или земельный налоги. В этом случае проверяющие могут обвинить компанию в том, что она неправомерно завысила расходы, и потребуют пояснений.

Отметим также, что на практике довольно часто встречаются случаи, когда сумма выручки от реализации, отраженная в декларации по налогу на прибыль (строка 010 Листа 02), не совпадает с выручкой, заявленной в декларации по НДС (строка 010 раздела 3). Обнаружив такие несоответствия, контролеры также запросят пояснения или потребуют подать уточненку. Нередко они даже пытаются доначислить один из этих налогов.

Так, в одном из подобных споров инспекция доначислила обществу налог на прибыль в связи с занижением налоговой базы. При этом контролеры установили, что в декларации по налогу на прибыль отражен доход в меньшей сумме, нежели показана налоговая база в декларации по НДС. На этом основании проверяющие и сделали вывод о неуплате обществом налога на прибыль. Однако судьи, признавая решение незаконным, указали, что вывод о занижении налоговой базы должен основываться на первичных документах, которые инспекция не исследовала. А расхождение в данных деклараций объясняется арифметической ошибкой (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.03.11 № КА-А40/2096-11).

Наконец, если в декларации по прибыли будут заявлены льготы, пониженные ставки или средства целевого финансирования, то налоговики в рамках камеральной проверки обязательно потребуют пояснений. Как и при наличии убытка, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке.

Какие схемы пытаются увидеть налоговики, анализируя контрольные соотношения по НДС

Основным этапом проведения камеральной проверки декларации по НДС является сверка с данными бухгалтерской отчетности. Именно здесь контролеры пытаются выявить нарушения НК РФ и уличить компанию в применении тех или иных налоговых схем.

Так, выручка (строка 2110), отраженная в отчете о финансовых результатах, должна быть меньше или равна разности между налоговой базой по всем ставкам НДС (сумма строк 010, 020, 030, 040, 050 графы 3 раздела 3 декларации) и суммой НДС по расчетным ставкам (строка 030 + строка 040 + строка 050 графы 5 раздела 3), которые рассчитаны нарастающим итогом за год (п. 2.2 Контрольных соотношений). При этом проверяющие считают, что невыполнение соотношения может сигнализировать о возможном занижении налоговой базы по НДС.

Однако такое контрольное соотношение справедливо только для тех случаев, когда вся выручка за сопоставляемый период облагается НДС. Если же у компании имеются операции, не облагаемые НДС (ст. 149 НК РФ), то соотношение выполняться не будет. Поскольку значение выручки в отчете о финансовых результатах будет больше расчетных данных, указанных в декларации.

Если налоговики в ходе камералки обнаружат, что сумма исчисленного НДС со строительных работ для собственного потребления (строка 060 раздела 3) меньше НДС, подлежащего к вычету при выполнении СМР в соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК РФ (строка 160 раздела 3), то обвинят компанию в необоснованном применении налоговых вычетов (п. 1.15 Контрольных соотношений).

В пункте 1.4 Контрольных соотношений указано, что когда исчисленный НДС (строка 120 раздела 3) включает в себя только суммы налога, подлежащие восстановлению (строка 120 – строка 90 = 0), то сумма НДС к вычету (строка 220) и сумма НДС к уменьшению (строка 240) должны быть равны нулю.

Однако это контрольное соотношение в настоящее время неактуально. Дело в том, что отсутствие реализации в соответствующем периоде не должно являться причиной для отказа в вычетах (постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.06 № 14996/05). Такую позицию в настоящее время разделяют и фискальные органы (совместное письмо Минфина и ФНС России от 07.12.12 № ЕД-4-3/20687@).

Напомним, что НДС с авансов, уплаченных поставщикам, покупатель вправе принять к вычету (п. 9 ст. 172 НК РФ). Данная сумма отражается в строке 150 раздела 3 налоговой декларации. После принятия к учету полученного от поставщика товара покупатель на основании счета-фактуры производит вычет с отгрузки (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Однако при этом покупателю нужно восстановить ранее принятый к вычету налог с суммы аванса (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). А сумма НДС, подлежащая восстановлению, отражается в строке 110 раздела 3.

Поскольку восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, проверяющие считают, что суммы НДС, отраженные по строке 150, должны быть равны суммам, указанным в строке 110 (п. 1.9 Контрольных соотношений). Данное контрольное соотношение должно проверяться нарастающим итогом за год. При отклонении этих показателей фискалы могут заподозрить компанию в занижении суммы налога, подлежащей восстановлению. Однако такое контрольное соотношение будет выполняться не во всех случаях. Даже если компания не прибегала к схемам «сокрытия» налога.

Предположим, что в I квартале 2012 года компания перечислила аванс поставщику. При этом в предыдущих налоговых периодах авансы не перечислялись. НДС, принятый к вычету, составил 100 тыс. рублей. Товары в счет выданного аванса поступили в III квартале 2012 года. Во II квартале 2012 года компания снова выдала аванс контрагенту. НДС также был принят к вычету и составил 100 тыс. рублей. Товары по второму авансу поступили в I квартале 2013 года. В III и IV кварталах 2012 года компания авансы не перечисляла.

Соответственно, в декларации за I квартал 2012 года компания отразила НДС к вычету в размере 100 тыс. рублей. При этом строка 110 равна нулю. Ведь в предыдущих кварталах авансов не было, а значит, и нет налога, подлежащего восстановлению. В декларации за II квартал 2012 года в строке 150 организация показала НДС по второму авансу в размере 100 тыс. рублей. При этом строка 110 опять равна нулю. Поскольку принятый к вычету НДС по первому авансу будет восстановлен только в периоде получения товаров, то есть в III квартале. В декларации за III квартал компания отразила сумму восстановленного налога, а строка 150 – нулевая. В V квартале строки 110 и 150 также равны нулю.

Таким образом, ни в одном из налоговых периодов 2012 года установленное контролерами соотношение не будет соблюдаться. Не будет оно выполняться и нарастающим итогом. Так, за полугодие НДС, принятый к вычету, равен 200 тыс. рублей, а сумма, подлежащая восстановлению, равна нулю. За 9 месяцев и за год НДС к вычету составил 200 тыс. рублей, а подлежащий восстановлению – 100 тыс. рублей.

Впрочем, контрольные показатели в отношении НДС, исчисленного при получении оплаты от покупателей в счет предстоящих поставок, абсолютно справедливы. Так, авансовый налог, подлежащий вычету с даты отгрузки соответствующих товаров, должен быть меньше или равен сумме НДС по всем налоговым ставкам (строка 200


Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

  • Основные понятия
  • Коэффициент нагрузки по налогам
  • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
  • Формулы расчета по видам налогообложения
  • Налоговая нагрузка по НДФЛ
  • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
  • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
  • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
  • Методы анализа нагрузки по налогам
  • Как оценить степень налогового давления
  • Опасность низкой налоговой нагрузки
  • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Основные понятия

По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

Налоговая нагрузка считается следующим образом

1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

Таблица средних показателей по отрасли:


Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

Формулы расчета по видам налогообложения

В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

  • Налоги на полезные ископаемые;
  • Акцизные платежи;
  • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
  • На имущество и транспорт;
  • На землю.

Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

  • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
  • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

Как оценить степень налогового давления

Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

Опасность низкой налоговой нагрузки

Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

  • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
  • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

  • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
  • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
  • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
  • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
  • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.

Контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности

контрольные соотношения (КС)*

в случае невыполнения КС

возможное нарушение законодательства Российской Федерации

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика (налогового агента)" Подраздел 1.1. - для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль организаций.

ст. 040 =
Л.02 ст. 270 (с кодами 1, 3 и 4 по реквизиту "Признак налогоплательщика")

если ст. 040 > Л.02 ст. 270, то завышена сумма налога к доплате

если ст. 040 Л.02 ст. 280, то завышена сумма налога к уменьшению

если ст. 050 Л.02 ст. 271, то завышена сумма налога

завышение или занижение суммы налога

для организаций, не имеющих обособленных подразделений: ст. 080 =
Л.02 ст. 281 (с кодами 1 и 3 по реквизиту "Признак налогоплательщика")

если ст. 080 > Л.02 ст. 281, то завышена сумма налога к уменьшению

завышение или занижение суммы налога

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика (налогового агента)" Подраздел 1.2. - для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи.

ст. 120 =
Л.02 ст. 300 (с кодами 1, 3 и 4 по реквизиту "Признак налогоплательщика") :3

ст. 130 =
Л.02 ст. 300 (с кодами 1, 3 и 4 по реквизиту "Признак налогоплательщика") :3

ст. 140 =
Л.02 ст. 300 (с кодами 1, 3 и 4 по реквизиту "Признак налогоплательщика") :3

ст. 300 : 3, то завышена сумма ежемесячного авансового платежа

возможно занижение или завышение ежемесячного авансового платежа

ст. 120 + ст. 130 + ст. 140 =
Л.02 ст. 330 (с кодами 1, 3 и 4 по реквизиту "Признак налогоплательщика"), если дП 9 месяцев р. 1 пр. 1.2 по реквизиту "Квартал, на который исчисляются ежемесячные авансовые платежи (код)" код = 21

если (ст. 120 + ст. 130 + ст. 140) > Л.02 ст. 330, то завышена сумма ежемесячного авансового платежа

если (ст. 120 + ст. 130 + ст. 140) Л.02 ст. 310 : 3, то завышена сумма ежемесячного авансового платежа

если ст. 220, ст. 230, ст. 240 Л.02 ст. 340, то завышена сумма ежемесячного авансового платежа

завышение или занижение суммы ежемесячного авансового платежа

для организаций, имеющих обособленные подразделения: ст. 230 =
Прил.N 5 Л.02 ст. 120 (с кодами 1 и 3 по реквизиту "Признак налогоплательщика") и (с кодом 1 по реквизиту "Расчет составлен") :3 или

ст. 230 =
Прил.N 5 Л.02 ст. 120 (с кодами 1 и 3 по реквизиту "Признак налогоплательщика") и (с кодом 4 по реквизиту "Расчет составлен") :3, если Прил.N 5 Л.02 КПП = Л.01 КПП

ст. 230 = 0, если Прил.N 5 Л.02 КПП (с кодом 4 по реквизиту "Расчет составлен") <> Л.01 КПП

завышение или занижение суммы ежемесячного авансового платежа

для организаций, имеющих обособленные подразделения: ст. 240 =
Прил.N 5 Л.02 ст. 120 (с кодами 1 и 3 по реквизиту "Признак налогоплательщика") и (с кодом 1 по реквизиту "Расчет составлен") :3 или

ст. 240 =
Прил.N 5 Л.02 ст. 120 (с кодами 1 и 3 по реквизиту "Признак налогоплательщика") и (с кодом 4 по реквизиту "Расчет составлен"), если Прил N 5 Л.02 КПП = Л.01 КПП ст. 240 = 0, если Прил.N 5 Л.02 КПП (с кодом 4 по реквизиту "Расчет составлен") <> Л.01 КПП

завышение или занижение суммы ежемесячного авансового платежа

для организаций, имеющих обособленные подразделения,

если дП 9 месяцев р. 1 пр. 1.2 по реквизиту "Квартал, на который исчисляются ежемесячные авансовые платежи (код)" код = 21, то:

ст. 220 + ст. 230 + ст. 240 =
Прил.N 5 Л.02 ст. 121 (с кодами 1 и 3 по реквизиту "Признак налогоплательщика") и (с кодом 1 по реквизиту "Расчет составлен") или

ст. 220 + ст. 230 + ст. 240 =
Прил.N 5 Л.02 ст. 121 (с кодами 1 и 3 по реквизиту "Признак налогоплательщика") и (с кодом 4 по реквизиту "Расчет составлен"), если Прил N 5 Л.02 КПП = Л.01 КПП

ст. 220, ст. 230, ст. 240 = 0, если Прил.N 5 Л.02 КПП (с кодом 4 по реквизиту "Расчет составлен") <> Л.01 КПП

завышение или занижение суммы ежемесячного авансового платежа

если дП представлена за онп, то ст. 120, 130, 140, 220, 230, 240 = 0

если ст. 120, 130, 140, 220, 230, 240 онп > 0, то необоснованно заявлена сумма ежемесячного авансового платежа

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика (налогового агента)" Подраздел 1.3. - для организаций, уплачивающих налог на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, процентов

Если код вида платежа = 1,

то
ст. 040 = Л.03 р. А ст. 120

если сумма ст. 040 > Л.03 р. А ст. 120, то завышена сумма налога

если сумма ст. 040 Л.03 р. Б ст. 050 (с кодом = 1) + Л.03р. Б ст. 050 (с кодом = 2), то завышена сумма налога

если сумма ст. 040 Л.04 ст. 080 (с кодом = 1) + Л.04 ст. 080 (с кодом = 2), то завышена сумма налога

если сумма ст. 040 Л.04 ст. 080 (с кодом = 4), то завышена сумма налога

если сумма ст. 040 Л.04 ст. 080 (с кодом = 4), то завышена сумма налога

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

выручку нужно брать без НДС и акцизов;

в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ( можно скачать здесь >>> )

cells.jpg

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки» . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации , которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Читайте также: