Подоходный налог в 1992 году ставка

Опубликовано: 12.05.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Материал из Documentation.

С 1 января 1992 года вступил в силу ряд налоговых законов. [1]

21 ноября 1992 года Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране. [2]

Налоговая система Российской Федерации периода 1992 г. включала 4 группы налогов: [3]

Содержание

В 1992 году, одновременно с либерализацией цен был отменён налог с оборота (лишь несколько товаров составляли исключения). В процессе выравнивания производственных и потребительских цен освободившуюся ренту присваивали частные посредники. [4]

27 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». [5] В нём говорилось, что: [5]

  • налог на прибыль уплачивается всеми предприятиями, которые являются юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями и бюджетные предприятия (по действовавшему в 1991 году союзному законодательству последние не платили налог на прибыль), а также подpазделения пpедпpиятий, имеющие отдельный баланс и pасчетный счет.
  • особый порядок действует в отношении предприятий железнодорожного транспорта, связи и (с 1 июля 1992 года) предприятий газового хозяйства.
  • прибыль от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и (с 1 июля 1992 года) охотохозяйственной продукции не облагается налогом.

В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 %, за исключением прибыли от посреднических операций, а также прибыли бирж и брокерских контор, для которых была установлена ставка 45 %. Сельскохозяйственные производители не платили налог на прибыль. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам облагаются у источника выплаты по ставке 15 %. [5]

Эффективная ставка налога на прибыль составила 28,6 % в 1992 году. Низкая величина эффективной ставки налога на прибыль объясняется, во-первых, слабостью налоговых инспекций они не могли воспрепятствовать большому числу умышленных и неумышленных нарушений в учете. Кроме того, в условиях высокой инфляции (в 26 раз за год) должна была в значительной степени сказаться описанная выше практика неуплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. [5]

С 1 июля 1992 года была уменьшена налогооблагаемая прибыль на суммы, направленные на развитие средств связи, на ряд затрат, связанных с пенитенциарной системой, на суммы дивидендов физическим лицам при инвестировании этих средств внутри предприятия, на перевооружение и реконструкцию производства, включая НИОКР, а также на перевооружение и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. [5]

Законом «О внесении изменений…» от 16 июля 1992 года было введено увеличение валовой прибыли на сумму средств, перечисляемых покупателями продукции в специальные фонды предприятий. Эта норма вводилась с целью пресечения одной из форм уклонения от налогообложения, когда реализация продукции оформлялась договором по минимальной цене, а остальная сумма перечислялась в специальные фонды. [5]

5 августа 1992 года постановлением правительства России было утверждено «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», согласно которому определялся перечень затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на величину которой уменьшается налогооблагаемая прибыль от реализации продукции. Это Положение было введено в действие с 1 июля 1992 года. [5]

С 1992 года заработная плата полностью отражается в учете в составе себестоимости продукции. Объём заработной платы, превышающий четыре минимальных оклада, увеличенных в соответствии с числом работников, в 1992 году облагался налогом на прибыль. [5]

Изменение налоговых льгот, связанных с капитальными вложениями, происходило следующим образом: в Законе от 27 декабря 1991 года разрешалось уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направленные на вложения в производственные мощности для ряда отраслей (нефтяной, угольной, конверсионных предприятий, производство медицинской техники, медикаментов, продовольствия и оборудования для переработки продуктов питания, товаров народного потребления). С 1 октября 1992 года законом от 16 июля 1992 года к этому списку присоединены техническое перевооружение производства в остальных отраслях и реконструкция объектов социальной инфраструктуры. [5]

В 1992 году существовало множество налоговых льгот для инвестиций, предоставление которых зависело от вида деятельности, типа и размера предприятия и т. д. Анализ их использования показывает очевидную неэффективность подобных льгот. Их применение вызвало формирование различных фактических ставок налога на прибыль на различных предприятиях и в различных секторах, что искажало экономические критерии распределения ресурсов. Кроме того, они создавали многочисленные лазейки в нормативных документах, позволяющие практически любому предприятию уменьшать уровень налоговых изъятий. [5]

С 1 января 1992 года авансовые взносы налога на прибыль следовало платить в размере 1/6 от прибыли за квартал до 10 и 25 числа каждого месяца (для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок). Однако в 1992 году не существовало никаких санкций за неуплату авансовых платежей, если объявлялась нулевая предполагаемая прибыль, чем пользовалось большое число предприятий для перенесения уплаты налога на возможно более поздний срок, что в условиях высокой инфляции давало им немалый выигрыш и приводило к потерям доходов бюджета. [5]

Налог на прибыль за I квартал 1992 года составил наибольшую часть (40,1 %) всех налоговых поступлений предприятий (6,7 % ВВП). Впрочем, определенная часть этих поступлений была обусловлена проведенной переоценкой запасов. Запасы готовой продукции были переоценены по состоянию на начало года, и половина величины переоценки подлежала перечислению в бюджет. Общие налоговые поступления за II квартал выросли до 21,3 % ВВП (в I квартале — 16,7 %). Рост поступлений налога на прибыль, который продолжался до июля 1992 года (9,9 % ВВП), объясняется во многом тем, что после либерализации цен в народном хозяйстве наблюдалась аномально высокая рентабельность, так как предприятия не имели возможности переоценивать затраты, которые быстро обесценивались в результате высокой инфляции. Это касалось и запасов материальных ресурсов, накопленных до либерализации цен. Часть затрат осуществлялась по-прежнему в старых ценах. В результате в первом полугодии доля налога на прибыль составила 44 % всех налоговых поступлений. В третьем квартале доля поступлений налога на прибыль (8,7 % ВВП или 38 % налоговых поступлений) снизилась за счет уменьшения инфляционного обесценения текущих затрат предприятий и проведения переоценки основных фондов в начале второго полугодия и соответствующего снижения рентабельности. Общая сумма налоговых поступлений за 9 месяцев составила 23,0 % ВВП. Поступления налога на прибыль в четвертом квартале сохранились на уровне третьего квартала — 8,7 % ВВП, хотя их доля в доходах бюджета снизилась до 30,7 %. В структуре налоговых поступлений за 1992 год уменьшилась доля налога на прибыль до 31,6 % после роста в I полугодии. Всего поступления налога на прибыль за 1992 год составили 8,9 % ВВП. [5]

В 1992 году наблюдался рост доли поступлений налога на прибыль в ВВП в первые месяцы, следовавшие за окончанием каждого квартала. Так, например, с 6-8 % месячного ВВП в январе-марте доля налога выросла до 16,5 % месячного ВВП и 12,3 % в апреле и мае 1992 года соответственно. Июльские поступления налога на прибыль составили 11,1 % (в июне — 6,8 %), а октябрьские — 13,4 % месячного ВВП (в августе 7,8 %, в сентябре − 5,8 % ВВП). [5]

Законом от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений…» с 1 января 1993 года установлен порядок уточнения разницы между авансовыми взносами и фактически полученной прибылью. [5]

В 1992 году в России была введена пятиступенчатая прогрессивная шкала налогообложения физических лиц с максимальной ставкой 35 %, аналогичная шкалам, существующим в развитых капиталистических странах. [6]

Её введение является ярким примером трансплантации, приведшей к активизации альтернативного и отторжению внедрявшегося института. В тот период необходимая сеть налоговых инспекций ещё только создавалась, информация о налогоплательщиках практически отсутствовала, институт налоговой полиции не был предусмотрен вовсе. Мысль о том, что гражданин должен «добровольно» отдать часть заработанных денег государству, совершенно противоречила господствовавшим культурным стереотипам, а учёт собственных доходов и заполнение налоговой декларации на десятке листов требовали значительного времени и незаурядной квалификации, которой не обладала даже деловая элита. В результате попытка трансплантации прогрессивного подоходного налога оказалась неудачной. Введённые тогда правила налогообложения внесли весомый вклад в активизацию альтернативного института — теневой экономики. [6] [7]

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога демонстрирует тезис о неэффективности трансплантации слишком передовых институтов. [6]

В 1992 году большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счёт оптимизации бухгалтерской отчётности. Первоначальное терпимое отношение к ужесточению налогового режима объяснялось несколькими причинами. Во-первых, большинство предприятий, в особенности из госсектора, привыкло быть законопослушными. Предприятия традиционно видели в государстве хотя и не идеального, но партнера, который в критическую минуту окажет помощь. Многие директора совершенно искренне полагали, что запредельные налоговые ставки являются временным «перегибом», который вскоре будет исправлен. Некоторые из них даже обращались с соответствующими призывами в правительство, ожидая, что к ним прислушаются. Во-вторых, в 1992 году в России ещё сохранялись некоторые элементы прямого государственного участия в экономических процессах. Благодаря этому довольно многие предприятия получали за счет бюджета льготные кредиты и индивидуальные налоговые скидки, им предоставлялись льготы во внешнеэкономической деятельности и т. д. Все это позволяло смягчать нехватку оборотных средств и более терпимо относиться к высоким налогам. В-третьих, утратив свои финансовые накопления, многие предприятия при этом сумели сохранить довольно значительные материальные резервы: парк машин и оборудования, земли, здания, сооружения, запасы сырья и полуфабрикатов. Эти ресурсы, благодаря тому, что их можно было продавать, обменивать и сдавать в аренду, тоже сыграли роль демпфера в сложной финансовой ситуации. Кроме того, внутренние цены на энергоресурсы и транспорт в 1992 году ещё были относительно низки и не столь сильно сказывались на уровне издержек, как впоследствии. [8]

В 1992 году произошло резкое усиление налогового бремени. [9]

В 1992 году были произведены следующие изменения в налогообложении: [9]

  • Введены НДС и спецналог, совокупная ставка которых установлена в 28 % к добавленной стоимости
  • Начисления на фонд заработной платы установлены в размере 39 % от фонда заработной платы

В 1992 году происходило активное формирование основ российской налоговой системы, заложенных законами Российской Федерации, принятыми в конце 1991 года. [5]

Постановлением правительства России от 24 декабря 1991 года № 60 с 1 января 1992 года предприятиям было предоставлено право вводить индексацию амортизационных отчислений в связи с происшедшим изменением цен с коэффициентом 2.0 по основным фондам, введённым в эксплуатацию до 1 января 1992 года, с последующим отнесением этих сумм на резервы предстоящих расходов и платежей. Но с 1 июля 1992 года постановлением правительства России от 14 августа 1992 года № 595 индексация была отменена в связи с переоценкой основных фондов. На основании этого постановления разрешается применение повышающих коэффициентов амортизации (ускоренная амортизация) предприятиями, реализующими значительные инвестиционные программы по техническому перевооружению производства, по согласованию с министерством экономики России и министерством финансов России. [5]

20 марта 1992 года министерством финансов России было утверждено положение «О бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации», установившим единые методологические основы бухгалтерского учёта на территории России. [5]

За 1992 год общая сумма налоговых поступлений составила 28,3 % ВВП. В последнем квартале наблюдался рост налоговых поступлений. Июльские изменения налогового законодательства, ограничивающие возможности легального уменьшения налогов, были опубликованы с опозданием и поэтому реальное увеличение сбора налогов пришлось на последние 3 месяца. [5]

С 1 января 2001 года изменилось не только название подоходного налога (он называется теперь «налог на доходы физических лиц»), но и порядок налогообложения: введены но­вые ставки, частично изменен перечень доходов, освобожденных от налогообложения, ус­тановлены иные налоговые вычеты. Уточнен порядок удержания налога и перечисления удержанных сумм налоговыми агентами.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды

В целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются: государственные пособия, все виды пенсий, суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь, алименты, суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, общеобразовательных учебных заведений и т.д.

7 декабря 1991 года

, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года.

Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала - 900 руб).

Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992

руб/год руб/мес ставка налога

до 42.000 до 2.500 12%

42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения

84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения

120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения

180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения

300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения

свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения


16 июля 1992

Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992 года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992

руб/год руб/мес ставка налога

до 200.000 до 16.667 12%

200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения

400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения

свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения


6 марта 1993 года

Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993

руб/год руб/мес ставка налога

до 1.000.000 до 83.333 12%

1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения

свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения


После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции - 11 декабря 1993 года

. Указом N2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц" он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994:


ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год - 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.

История

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше он платил.

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 тыс. до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки".

В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (в 4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 тыс. до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

С 1 января 2001 года в России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ - 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению "черных" зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и "Справедливой России", но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите "Группы двадцати" в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена "на века", хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.

30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога "оказалась очень удачной".

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат - до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: "фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно".

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Верховный Совет РСФСР в конце 1991 года принял около полутора десятка налоговых законов. Они вступили в силу с начала 1992 года и действовали до принятия второй части Налогового кодекса в 2000 году. Законы 1991 года были подготовлены всего за несколько месяцев и не отличались глубиной проработки. Юристы их дорабатывали уже после принятия, до официального опубликования. Сформированная в конце 1991 года налоговая система напоминала налоговые системы Франции и Италии.[1]

7 декабря 1991 года, Верховный Совет принял Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала - 900 руб). Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

Таблица 1.1 – Прогрессивная шкала с 1 января 1992 года

Рублей/год Рублей/месяц Ставка налога
до 42.000 до 2.500 12%
42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения
84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения
120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения
180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения
300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения
свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения

Закон РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 года № 2118–1 сформулировал ключевые принципы налогообложения, определил основные понятия (налог, налогоплательщик и др.), указал перечни федеральных, региональных и местных налогов, установил основные права и обязанности налогоплательщиков.

16 июля 1992 Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992 года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

Таблица 1.2 – Прогрессивная шкала с 1 января 1992 года

Рублей/год Рублей/месяц Ставка налога
До 200000 До 16667 12%
200001 - 400000 16667 - 33333 24000 + 20% с превышения
400001 - 600000 33333 - 50000 64000 + 30% с превышения
Свыше 600000 Свыше 50000 124000 + 40% с превышения

6 марта 1993 года Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

Таблица 1.3 – Прогрессивная шкала с 1 января 1993 года

Рублей/год Рублей/месяц Ставка налога
До 1000000 До 83333 12%
1000000 - 2000000 83333 - 166667 120000 + 20% с превышения
Свыше 2000000 Свыше 166667 320000 + 30% с превышения

Итак, в 1992 год Россия вступила с новой налоговой системой, которая с небольшими изменениями просуществовала до налоговой реформы начала 2000-х годов. Налоговая реформа, проведенная в 2000–2002 годах, и ее уточнение в 2003–2007 годах были частью «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», называемой также «программой Грефа» (руководителя Центра стратегических разработок, впоследствии министра экономического развития и торговли).[2]

За время действия Закона РФ «О подоходном налоге» была одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992 – 2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях, минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная устанавливалась в размере 60,45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.

Так, по доходам, полученным в 2000 году, налог взимался по следующей шкале ставок:

Таблица 1.4 – Ставки налога на доходы физических лиц применяемые в 2000 г.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в 2000 году Ставка налога
До 50 000 руб. 12%
От 50 001 руб. до 150 000 руб. 6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 руб.
От 150 000 руб. и выше 26 000 руб. + 30% с суммы превышающей 150 000 руб.

Налоговая реформа 2000-х годов – самая успешная реформа этого периода. Благодаря ей значительно снизились налоговые ставки, упростился механизм обложения, увеличилась нейтральность налоговой системы. Сократилось количество налогов и сборов: в 1990-х годах существовало 53 вида налогов и сборов, в первоначальной редакции главы 2 Налогового кодекса – 28 (16 федеральных, 7 региональных и 5 местных), после 2004 года – 14 (9 федеральных, 3 региональных, 2 местных налога). При этом удалось существенно увеличить фискальные поступления в бюджет.

В тот период налоговое законодательство постоянно менялось, это позволило достаточно быстро нейтрализовать возникавшие проблемы, адаптировать его к российским реалиям, в том числе бороться с уклонением от уплаты налогов. Налоговая реформа проводилась «дозированно», что снижало издержки налогоплательщиков по приспособлению к менявшемуся законодательству.

Реформа налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 1 января 2001 года отменила прогрессивную шкалу налога, установила плоскую единую ставку, сократила льготы и упростила процедуры уплаты и сбора налога. До реформы роль подоходного налога в России была невелика по сравнению с развитыми странами и наиболее успешными переходными экономиками. В них доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений колебалась в пределах 25–35%. В России к 2000 году она снизилась до 6,5%. Это было вызвано низкими доходами населения, сложностью законодательства и многочисленными льготами по подоходному налогу, слабым администрированием сбора налога и, как следствие, массовым уклонением от его уплаты





Таблица 1.5 – Ставки налога на доходы физических лиц с 2001 г.

Вид дохода. Размер ставки
Все доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. 30%
Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышающей 2000 руб. 35%
Страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышающей установленный размер.
Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из: · действующей ставки рефинансирования ЦБРФ - по рублевым вкладам, за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев; · 9% годовых - по вкладам в иностранной валюте; · суммы экономии на процентах при получении заемных (кредитных)средств, если сумма процентов по условиям договора меньше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату получения средств (9% годовых - по валютным заемным средствам), за исключением экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Дивиденды. 9%
Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007.
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007.

Хотя подоходный налог играл скромную роль в общих доходах всей бюджетной системы России, его поступления составляли примерно 20% налоговых доходов в бюджетах регионов и муниципалитетов. У региональных властей могло возникнуть опасение, что снижение предельной ставки подоходного налога повлечет за собой сокращение доходов их бюджетов. Но поскольку уклонение от налога приобрело гигантские масштабы, региональные власти осознали, что для легализации теневых доходов необходимо снизить ставку подоходного налога.

В середине 2000 года была установлена плоская шкала налога на доходы физических лиц по единой ставке в 13%. Исходили из того, что это не должно привести к падению поступлений, наоборот, стимулы к легализации расширят налоговую базу за счет выхода из тени высоких доходов. Надежды оправдались. Была обеспечена большая справедливость подоходного налога, упростилась процедура уплаты налога, сократились расходы на его администрирование, так как уменьшилось число ситуаций, когда требовалось декларировать доходы.

Чтобы исключить возможность трансформации зарплаты в доходы, не облагаемые подоходным и единым социальным налогами, была установлена ставка в размере 35% в отношении любых выигрышей и призов в части, превышающей 2000 рублей; определенных сумм страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенных на срок менее 5 лет; некоторых процентных доходов по вкладам в банках; сумм материальной выгоды от использования заемных средств.

По ставке 30% облагались все доходы физических лиц – нерезидентов РФ. Такая же ставка была установлена и по дивидендам, при этом налог на прибыль, уплаченный с распределяемых доходов, зачитывался в счет обязательств по подоходному налогу. В 2001 году, когда была принята глава Налогового кодекса, посвященная налогу на прибыль, дивиденды, получаемые физическими лицами, стали облагаться по ставке 6% у источника, а уплаченный с распределяемых доходов акционерных обществ налог на прибыль перестал зачитываться в счет обязательств по подоходному налогу.

Были установлены стандартный налоговый вычет в 400 рублей за каждый месяц налогового периода до периода, в котором доход превысил 20 тыс. рублей, и налоговый вычет на ребенка – 300 рублей до месяца, в котором указанный доход превысил 20 тыс. рублей. А также ввели социальные налоговые вычеты: по расходам на благотворительность – с ограничением в виде 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде; по расходам на образование – в размере не более 25 тыс. рублей; по медицинским расходам – в размере не более 25 тыс. рублей.

Сохранились существенные льготы в обложении прироста капитальной стоимости активов. Например, разрешили производить вычеты из базы налога сумм, полученных в налоговом периоде от продажи недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика менее 5 лет, в размере не более 1 млн рублей, а также сумм, полученных от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее 3 лет, но не превышавшей 125 тыс. рублей. При продаже жилых домов, квартир, дач и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика 5 лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более, имущественный налоговый вычет предоставлялся в размере сумм, полученных налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Также сократили список льгот по подоходному налогу. В частности, отменили льготу по денежному довольствию военнослужащих.

Реформа налога на доходы физических лиц полностью себя оправдала. При снижении предельной налоговой ставки существенно выросли его поступления: за 2000–2007 годы консолидированный бюджет получал ежегодно дополнительно около 1% ВВП доходов. Одновременно повысились его фискальная роль и доля в общих налоговых доходах. Благодаря плоской шкале значительно сократились уклонения от уплаты налога.

В июле 2004 года с 6 до 9% была повышена налоговая ставка по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов[3], что увеличило поступления НДФЛ примерно на 0,01% ВВП.

С 1 января 2005 года был увеличен стандартный вычет для налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети.[4] На каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения до 24 лет сумма вычета поднялась с 300 до 600 рублей в месяц. При этом поступления по НДФЛ снизились незначительно – менее чем на 0,05% ВВП.

С 1 января 2003 года максимальный размер социальных налоговых вычетов был поднят до 38 тыс. рублей[5], а с 1 января 2007 года – до 50 тыс. рублей[6].

Изменилась система ограничений на социальные вычеты. Если раньше устанавливались индивидуальные ограничения для каждого социального вычета, то начиная с 1 января 2007 года ввели общее ограничение для совокупности социальных вычетов в размере 100 тыс. рублей[58]. Такая мера расширила свободу налогоплательщика по применению социальных вычетов.

В 2006 году представленные социальные налоговые вычеты были крайне незначительными: вычеты на образование составили около 12 млрд рублей (это привело к потере 0,17% поступлений), на лечение – 1,5 млрд рублей (потеря – 0,02% поступлений). Всего около 530 тыс. налогоплательщиков обратились за получением вычета на образование и лишь 70 тыс. – на лечение. Из-за сложной и длительной процедуры возмещения многие налогоплательщики предпочли не тратить время и нервы на получение налогового вычета, размер которого будет несопоставим с понесенными расходами. Из доходов, освобождаемых от налогообложения, были исключены доходы, получаемые как дарение, если их сумма превышает 4 тыс. рублей. За счет этой меры поступления по НДФЛ увеличились в 2006 году на 175 млн рублей.

С1 января 2007 года отменили налоговые вычеты, предоставляемые по доходам от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Изменения налогового законодательства не только повлияли на поступления НДФЛ, но и способствовали росту деловой активности и легализации налоговых доходов в 2001–2007 годах (табл. 2).

Таблица 1.6 – Влияние налоговой реформы на поступления НДФЛ в 2001–2007 годах, % ВВП

Поступления в бюджетную систему 2,86 3,31 3,34 3,37 3,27 3,47 3,84
Увеличение средней ставки подоходного налога +0,102 +0,118 +0,122 +0,120 +0,116 +0,120 +0,137
Снижение средней предельной ставки подоходного налога в 2001 году, % ВВП +0,70 +0,81 +0,84 +0,82 +0,80 +0,85 +0,92
Увеличение стандартного вычета на ребенка -0,05 -0,04 -0,03
Увеличение налоговой ставки по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, с 6 до 9% +0,01 +0,01 +0,01
Исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения, доходов, получаемых в порядке дарения, если их сумма превышает 4000 рублей +0,0007 +0,0007
Отмена налоговых вычетов, предоставляемых к доходам от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок +0,42
Увеличение социальных вычетов в 2007 году -0,002
Итого «эффект реформы» в соответствующий год по сравнению с 2000 годом +0,80 +0,92 +0,96 +0,94 +0,91 +0,97 +1,46

Источник: Расчеты автора по данным ФНС, Минфина, Росстата.

На протяжении 2000-х годов постоянно возникал вопрос о необходимости большей прогрессивности налогообложения индивидуальных доходов. Если в целом идея прогрессивного налогообложения доходов самых обеспеченных граждан может найти определенную поддержку в обществе, то по вопросу, насколько прогрессивным должен быть НДФЛ и с какого уровня доходов должна начинаться прогрессия, общественного консенсуса достичь крайне сложно. Ведь к богатым люди склонны относить тех, кто богаче их самих. В результате по-настоящему широкую общественную поддержку может получить вариант, когда нынешняя плоская шкала НДФЛ сохранится для подавляющего большинства налогоплательщиков, а доходы самых богатых граждан будут облагаться по прогрессивной ставке. Но чем выше доход человека, тем больше у него возможностей по уклонению от уплаты налогов.

Кроме того, плоская шкала снижает административные и судебные издержки. Да и по сравнению с прогрессивной плоская шкала подоходного налога стимулирует увеличение рабочего времени, более поздний выход на пенсию и интенсификацию труда.

Более того, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России в среднесрочной перспективе противоречит одному из принципов государственного управления – постоянство правил игры. Нарушение многократных обещаний президента и правительства не изменять ставку НДФЛ усилит недоверие бизнеса к власти, сократит приток иностранных инвестиций и ускорит бегство отечественного капитала за границу.

К тому же для увеличения прогрессивности налоговой системы необходимо наиболее прогрессивные налоги закреплять за федеральным центром, а наименее прогрессивные – за регионами. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ усилит дифференциацию бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований: богатые регионы станут еще богаче и смогут предоставлять больше общественных благ своим жителям. Это вызовет межрегиональную политическую напряженность.

Читайте также: