Количество участников налогового мониторинга в 2019 году

Опубликовано: 26.04.2024

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    Такая форма контроля как налоговый мониторинг в 2019 году продолжает оставаться привилегией для нескольких десятков крупных компаний. Однако он с каждым годом расширяется и охватывает всё большее число организаций. Рассказываем на основании официальных данных ФНС России, в чём преимущества налогового мониторинга для компаний, согласившихся на него.

    Статистика и цифры

    Подведены итоги налогового мониторинга ФНС России в 2017 году.

    C:\Users\Вова\Desktop\БУХГУРУ\январь 2019\ВЕБ Результаты налогового мониторинга статистика на 2019 год\nalogovyj-monitoring.jpg

    По официальным данным, благодаря проведению налогового мониторинга затраты бизнеса на сопровождение налоговых проверок в 2017 году сократились на 1/3.

    А именно, 21 компания, которая перешла на налоговый мониторинг и обеспечила доступ проверяющих к своим учетным системам, благодаря такому способу взаимодействия с ФНС сократила трудозатраты на сопровождение налоговых проверок на 30%. В частности, экономия по пеням составила 31,2 млн рублей.

    На 93% снизилась сумма начисленных пеней по сравнению с предыдущими периодами, так как мотивированное мнение налоговых органов освобождает от пеней.

    • среднее количество уточненных налоговых деклараций снизилось на 9%;
    • количество требований о представлении пояснений и документов сократилось на 54%;
    • среднее количество документов, представленных по требованию, уменьшилось на 77%.

    Сумма уточненных обязательств в рамках налогового мониторинга увеличилась в 13 раз, что составило 177 млн рублей. В том числе, по мотивированным мнениям сумма уточненных налоговых обязательств выросла в 9 раз, или на 68 млн рублей.

    С 2016 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений. Совокупная сумма налога по урегулированным налоговым позициям составила более 23 млрд рублей.

    Всего в 2017 году компании, работающие в рамках налогового мониторинга, заплатили 607 млрд рублей налогов.

    Для сравнения: в 2016 году эта цифра составляла 474 млрд рублей, т. е. рост – 28,1%.

    Суть мониторинга

    Налоговый мониторинг введен с 1 января 2016 года. Традиционные проверки он заменяет на онлайн-взаимодействие с налоговым органом.

    В итоге, удаленный доступ к информационным системам компании и его бухгалтерской и налоговой отчетности позволяет:

    • оперативно согласовывать подходы к налогообложению без суда;
    • консультироваться о совершенных и планируемых сделках.

    Для ФНС налоговый мониторинг – это стратегическое направление. Такая форма налогового контроля максимально учитывает специфику бизнеса и отрасли.

    За последние 3 года крупнейшие налогоплательщики уже успели оценить привлекательность такой модели налогового администрирования.

    Участники налогового мониторинга в зависимости от собственной технической подготовленности могут выбрать способ взаимодействия с Налоговой службой. В итоге:

    • 36% участников предоставляют доступ в учетную систему организации;
    • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
    • 39% организаций обмениваются информацией по ТКС.

    Доступ к данным системы бухгалтерского и налогового учета обеспечивает:

    • сверку данных этих учетов;
    • проверку документов-оснований для отражения каждой операции в учете;
    • непрерывность и хронологическую последовательность всех транзакций в режиме реального времени.

    Также преимущество в том, что налоговый мониторинг позволяет компании быстрее урегулировать все спорные и неопределенные налоговые позиции. При этом налоговый период (год) закрывается в течение 9 месяцев последующего периода, тогда как при камеральных и выездных проверках средний срок налогового контроля превышает 5 лет.

    14 февраля 2020 года состоялось заседание Коллегии Росфинмониторинга на тему «Об итогах работы Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2019 году и основных задачах на 2020 год». В мероприятии приняли участие: помощник Президента Российской Федерации А.А. Серышев, заместитель председателя Правительства РФ А.Л. Оверчук, первый заместитель Министра юстиции Российской Федерации В.Н. Песенко, первый заместитель Генерального прокурора РФ А.Э. Буксман, заместитель Министра иностранных дел РФ О.В. Сыромолотов, заместитель председателя Банка России Д.Г. Скобелкин, руководитель Федеральной налоговой службы РФ Д.В. Егоров, руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Жаров, и. о. руководителя Федеральной таможенной службы Р.В. Давыдов, руководитель ФКУ «Пробирная палата России» Д.В. Бриль, представители Администрации Президента РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, СК РФ, ЦБ РФ и др. министерств и ведомств.

    Открывая заседание Коллегии директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин подчеркнул, что, оценивая результаты работы национальной «антиотмывочной» системы в 2019 году необходимо, в первую очередь, рассмотреть, с какими вызовами и угрозами мы столкнулись на международном, национальном и ведомственном уровнях.

    Среди основных вызовов на международном уровне глава российской финансовой разведки назвал, прежде всего, оценку России экспертами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая проходила в условиях жесткого политического давления. По итогам отчета Россия вошла в пятерку, а финансовая разведка – в тройку стран, чьи системы ПОД/ФТ соответствуют требованиям международного сообщества.

    «Эти оценки получены, в-первую очередь, как результат взаимодействия всех участников антиотмывочной системы, хорошо организованной работы Межведомственной комиссии и Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, созданных по Распоряжению Президента РФ».

    Еще одна угроза международного уровня – изменение стратегии и тактики террористических организаций, с учетом новой географии их пребывания.

    «Миграция лиц, связанных с терроризмом, требует от нас не допустить использование российского экономического пространства в целях финансирования терроризма».

    На национальном уровне главной проблемной зоной остается кредитно-финансовая сфера и происходящая миграция теневых, в том числе преступных доходов из одного финансового сектора в другой. К характерным признакам оказания «теневых» услуг относится их организованный характер – «наличие центра управления» и фактическое предоставление инфраструктуры в интересах третьих лиц.

    Совместно с Банком России, ФСБ, МВД, СК, ФНС и Генеральной прокуратурой в 2019 году удалось пресечь деятельность 25 «теневых площадок», оборот которых составлял 38 млрд рублей.

    В целом же, применение заградительных мер банками позволило пресечь вывод в нелегальный оборот более 200 млрд руб.

    В целях минимизации рисков использования судебной системы для обналичивания и вывода денег за рубеж по притворным основаниям, Росфинмониторинг привлекался в процессы в качестве третьего лица почти 4 тысячи раз. Общая сумма исковых требований, рассмотренных Службой, составила более 150 млрд рублей. С учетом наших заключений приняты решения об отказе в исковых требованиях на общую сумму около 38 млрд рублей.

    Для препятствования подобным явлениям Росфинмониторингом, Банком России, Верховным судом, Парламентом приняты поправки в Закон о нотариальной деятельности.

    В целом же, «антиотмывочная» система демонстрирует очевидное снижение объема сомнительных операций – в среднем на 20-30% ежегодно.

    Росфинмониторингом в КФС в 2019 году проведено около 4 тысяч финансовых расследований, в том числе, в отношении более 120 организаций финансового сектора – на предмет «вовлеченности» их в проведение подозрительных транзакций, информация о которых поступила из Банка России и правоохранительных органов.

    По рискам высокого уровня совместно с ФНС России, Банком России и другими участниками «антиотмывочной» системы, количество фирм-однодневок было доведено до исторического минимума и составило 120 тыс., объем перечислений на их счета сократился в 1,3 раза. Зафиксировано снижение рисков использования фиктивной внешнеэкономической деятельности в схемах легализации.

    Совместно с Пробирной палатой более урегулирована деятельность в секторе драгоценных металлов и драгоценных камней. Совместная работа с четверкой крупнейших сотовых операторов и Роскомнадзором привела к сокращению в 2 раза объема подозрительных операций обналичивания денежных средств через абонентов операторов сотовой связи, на которые поступают денежные средства от фирм-однодневок и др.

    В рамках работы по предотвращению и пресечению преступных посягательств на бюджетные средства и налоговых преступлений работа велась в целом по госконтрактам, нацпроектам, ГОЗ.

    Совместно с Генеральной прокуратурой, Федеральным казначейством, МВД, ФНС и ФАС России завершается разработка механизма выявления номинальных юридических лиц и пресечения их деятельности в целях принятия превентивных мер для обеспечения сохранности бюджетных средств.

    Уже имеются положительные результаты с Казначейством, по итогам анализа использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета через Фонд развития промышленности. Установлены финансовые операции, свидетельствующие о нецелевом использовании денежных средств предприятиями станкостроения, получившими более 2,5 млрд рублей. Инициирован возврат в бюджет 400 млн. рублей.

    В рамках минимизации коррупционных рисков, Росфинмониторингом проведено свыше 4 тыс. проверочных мероприятий, материалы почти 190 финансовых расследований с выявленными признаками легализации преступных доходов направлены в правоохранительные органы.

    В рамках соблюдения антикоррупционного законодательства осуществлены проверки на основании около 10 тыс. запросов в отношении почти 90 тыс. лиц.

    В целях защиты прав граждан – участников долевого строительства проведено более 320 проверочных мероприятий, в том в рамках межведомственных рабочих групп при Минстрое России и при Генеральной прокуратуре. Фигурантами проверок стали свыше 1700 юридических и 900 физических лиц, направлено более 500 материалов, которые используются при расследовании около 400 уголовных дел. 60 дел направлено в суд, по 20 уголовным делам вынесены и вступили в законную силу обвинительные приговоры. Сумма возмещенного ущерба составила около 750 млн руб.

    Снижение к концу 2019 года роста числа банкротств застройщиков и снижении количества объектов незавершенного строительства свидетельствует о постепенной декриминализации сферы долевого строительства.

    С использованием материалов Росфинмониторинга возбуждено около 390 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также более 45 уголовных дел по фактам легализации доходов, связанных с коррупцией, арестованы активы фигурантов более чем на 30 млрд рублей.

    В рамках минимизации рисков финансирования терроризма Росфинмониторингом во взаимодействии с правоохранительными органами и частным сектором проведено более 10 тыс. финансовых расследований по результатам которых в правоохранительные органы направлено более 800 материалов. С их использованием возбуждено около 120 уголовных дел, в том числе, непосредственно по финансированию терроризма только ФСБ России 65 уголовных дел.

    Прекращена финансовая активность более 4 тыс. фигурантов перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, заблокировано около 40 млн рублей, находящихся на их счетах.

    Совместными усилиями с ФСБ России удалось пресечь деятельность пяти масштабных каналов ресурсного обеспечения международных террористических организаций, через которые на нужды террористических организаций перечислено около 120 млн руб.

    Совместно с МВД России ликвидирован канал финансирования МТО «ИГИЛ», который действовал на территории России с 2014 года и через него было выведено свыше 500 млн рублей.

    Необходимо отметить и результаты деятельности Межведомственной комиссии по противодействию финансирования терроризма, решениями которой в 2019 году заморожены активы 97 физических и 1 юридического лица на сумму около 5 млн руб.

    С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.


    Что такое налоговый мониторинг

    Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

    Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

    Участники налогового мониторинга

    На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.


    Плюсы и минусы налогового мониторинга

    Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

    • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
    • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
    • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
    • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

    Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

    К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

    Как стать участником мониторинга

    Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

    Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

    ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

    Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

    • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
    • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
    • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
    • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

    До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

    • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
    • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

    Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

    При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

    Период мониторинга

    Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

    Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

    Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

    Как проходит мониторинг

    Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

    Налоговики имеют право:

    • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
    • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
    • привлекать специалистов и экспертов.

    Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

    • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
    • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

    На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

    Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

    Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

    Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

    Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

    Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

    Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел новую модель помещения инспекции Федеральной налоговой службы.

    Совещание о развитии системы налогового мониторинга

    Из стенограммы:

    Принятые решения

    Д.Медведев: Мы встречаемся в налоговой службе, для того чтобы обсудить достаточно интересный институт, так называемый налоговый мониторинг, который начал работать с 1 января 2015 года, функционирует уже несколько лет. Он позволяет налоговикам получать доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта компаний, которые заключили с Федеральной налоговой службой соответствующее соглашение, с высокой точностью оценить налоговые обязательства компании. Как я понимаю, это удобно для всех. То есть выигрывают все – и представители налоговых властей, и, что не менее важно, бизнес.

    Совещание о развитии системы налогового мониторинга

    Совещание о развитии системы налогового мониторинга

    Участники совещания

    Список участников совещания о развитии системы налогового мониторинга, 13 февраля 2019 года

    Во-первых, снижаются трудозатраты на администрирование налогов, это достаточно серьёзная, масштабная работа, в крупных компаниях в особенности. Все данные можно получить, никуда не выезжая. С другой стороны, растут доходы государства, поскольку выявлять ошибки и доплачивать налоги можно в оперативном режиме. Бизнес – а это, я считаю, исключительно важно – в большинстве случаев освобождается от камеральных и выездных налоговых проверок, это всегда большая головная боль для компании. От неожиданных визитов, которые далеко не всегда полезны для хозяйственной деятельности, когда почти вся структура, вся компания начинает работать на эту проверку, нормальный ритм сбивается. Дело даже не в каких-то нарушениях, а в том, что это само по себе достаточно серьёзное испытание.

    По сути, мониторинг позволяет минимизировать персональное взаимодействие контролёра и проверяемого за счёт расширения инструментов дистанционного контроля. И самое главное, что присоединение к этому мониторингу формирует правильные поведенческие условия, поскольку на него соглашаются те компании, которые хотят быть открытыми (или готовы быть открытыми) для общества и государства, кто хочет продемонстрировать прозрачность своей работы клиентам, партнёрам по бизнесу. То есть согласие на налоговый мониторинг среди прочих факторов позволяет бизнесу формировать позитивный имидж самой компании, репутацию открытой и современной компании.

    За последние годы количество участников налогового мониторинга выросло с 7 до 44 компаний. Эти компании обеспечивают более 12% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

    Я позвал руководителей компаний, это все очень крупные российские компании, лидеры экономики. И здесь присутствует несколько дочерних обществ крупных международных корпораций.

    Опыт налоговой службы может быть полезен и в работе других контрольных служб. Нужно переходить в целом от жёстких действий, которые осуществляются уже постфактум, в режиме реагирования, – к превентивным мерам, профилактике. Перестраивать работу таким образом, чтобы смещать акцент с ответственности на предотвращение тех проблем, которые потенциально могут возникнуть.

    И информационные технологии – в этом смысле наша налоговая служба является наиболее передовой организацией – позволяют всё это делать, работать в прозрачном режиме. Надеюсь, что опыт Федеральной налоговой службы в этой части будет полезен и для других органов управления. Особенно с учётом того, что сейчас мы готовим довольно серьёзную реформу контрольно-надзорной деятельности.

    Я просил бы коллег высказаться. Сначала послушаем руководителя ФНС.

    Пожалуйста, Михаил Владимирович (обращаясь к М.Мишустину).

    Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

    Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

    В первую очередь мы хотим сегодня показать систему налогового мониторинга, доложить Вам о результатах работы, связанных с введением в России систем налогового мониторинга. Вы сказали, что к ней подключилось уже 44 компании. Если говорить об основе такого расширенного взаимодействия с налогоплательщиками, то в первую очередь это открытие информационных систем крупных компаний, что практически ведёт к отсутствию у них камеральных выездных налоговых проверок. Сделано это на основе принципа добровольного совместного соблюдения требований налогового законодательства, который известен во всём мире.

    Развитие налогового мониторинга у нас в России началось с 2012 года. Я хочу поблагодарить коллег, которые начинали с нами этот проект – это компания «Роснефть», компания «Эрнст энд Янг», ряд других компаний, с кем мы отработали до 2015 года все основные элементы, связанные с системами налогового мониторинга и уже имплементировали с 1 января 2016 года это в нашу жизнь. Нефтяная и газовая отрасли, банки, металлургия, энергетика, машиностроение – это основные отрасли, компании которых участвуют в налоговом мониторинге.

    Мы как раз проверили, 12,25% федерального бюджета эти компании обеспечивают.

    Критерии, которым должна соответствовать компания, чтобы стать участником налогового мониторинга, – это оборот более 3 млрд рублей, активы компании тоже более 3 млрд рублей, совокупные уплаченные налоги в течение года во все уровни бюджета должны быть больше 300 млн рублей. Таких компаний чуть больше 1,8 тыс., соответственно, они так или иначе думают, размышляют, многие пока делают свои аналитические прогнозы, вкладываться ли им в изменение своих систем для того, чтобы сделать такой мониторинг возможным.

    Д.Медведев: Это затратная история?

    М.Мишустин: Да. Первые, кто прошли (я надеюсь, может быть, сегодня коллеги скажут, сколько они потратили) – это «САБ», ряд других компаний, в том числе 1С, которые предоставляют такие услуги.

    Сначала об истории развития системы налогового мониторинга. Это стало идеей в 2005 году, которую реализовали в Голландии, Ирландии и Соединённых Штатах Америки. Называлось это горизонтальной системой мониторинга с соответствующими расширенными отношениями налогоплательщиков и налоговых органов. Позже 24 страны присоединились к этим системам. Мы постарались сделать так, чтобы все последние инновации, в первую очередь возможность работы онлайн с этими системами, были реализованы в нормативной базе и требованиях к системе внутреннего контроля в Российской Федерации. Нормативная база, которая у нас создана, соответствует всем международным стандартам. В первую очередь это риск-менеджмент – стандарт ИСО 31000. Это стандарты ОЭСР, стандарты аудиторов. На сегодняшний день, в том числе по оценкам наших зарубежных коллег, ОЭСР, мы полностью соответствуем требованиям, которые международные организации предъявляют к налоговому мониторингу.

    Что важно? В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления налогов по всем видам соответствующих налогов и сборов. В частности, мы взяли интегрированные показатели, по налогу на прибыль компании видят в разы больше рисков, чем налоговая служба. Если компании важно понимать ситуацию, она запрашивает мотивированное мнение, или рулинги, налоговой службы. Таких рулингов выпущено 30, более чем на 116 млрд рублей по совокупной налоговой базе.

    Д.Медведев: Каково правовое назначение так называемого рулинга? На него могут ссылаться потом другие компании как на прецедент или нет?

    М.Мишустин: Вы имеете в виду прецедентное право, чтоб потом в судах…

    Д.Медведев: У нас нет прецедентного права в стране, мы не англосаксонская страна. Я про другое: ссылаться на то, что уже аналогичным образом соответствующий казус был разрешён?

    М.Мишустин: Нет. Мотивированное мнение в этом смысле выпущено только в сторону компаний. Мы хотели сегодня показать дерево уровня зрелости систем внутреннего контроля, которое компании сами оценили. Это совместная оценка налоговиков и тех, кто участвует в налоговом мониторинге.

    Нас радует, что если говорить о ста баллах полного соответствия зрелой системе внутреннего контроля, то средняя оценка уровня зрелости сегодня составила 48 баллов, то есть примерно половина. Но точно абсолютно, что практически все компании, в том числе присутствующие, – добросовестные, хотят полной прозрачности своей финансовой отчётности.

    Больше вопросов к матрице рисков, описанию контроля, оценке эффективности контроля. То, над чем мы сейчас работаем, те KPI, которые компании ставят на будущее, чтобы быть более прозрачными.

    И наконец, преимущества. Вы говорили в своём вступительном слове, что, без сомнения, сокращаются трудозатраты компаний на сопровождение мероприятий налогового контроля – более 30%. Колоссально сокращается количество истребованных документов. На сегодняшний день мы фиксируем на 77% сокращение таких требований. Почти наполовину снижается резерв по неопределённым налоговым позициям. И соответственно, закрытие годового периода проходит в три раза быстрее – за квартал всё закрывают. Особенно это касается крупных, больших корпораций с большими соответствующими операциями.

    В заключение своей презентации я бы хотел сказать несколько слов о развитии налогового мониторинга. Дмитрий Анатольевич, мы бы хотели обратиться к Вам для того, чтобы было соответствующее поручение компаниям с государственным участием – рассмотреть возможность налогового мониторинга такого режима. Соответственно, при такой возможности идти на этот режим, потому что он снижает издержки компании, создаёт прозрачность и, конечно, повышает для нас достоверность налоговой отчётности.

    Далее – вопрос о создании единой с налоговой службой системы выявления и оценки рисков и внедрении инструмента согласованной налоговой базы, который повысит соответствующий уровень прогнозирования поступления налогов и сборов.

    И наконец, роботизация налогового контроля на основе стандартного файла налогового аудита, что практически позволит нам без каких-то ручных операций проверять все соответствующие соотношения, которые необходимы для исполнения налоговых обязательств компании.

    Мы хотели также продемонстрировать на примере уважаемого нашего налогоплательщика, компании «Аэрофлот», как видит и налоговый инспектор, и сотрудник системы внутреннего контроля или финансовый директор «Аэрофлота» её налоговую бухгалтерскую отчётность.

    Д.Медведев: Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.

    Читайте также: