Налоги урок в начальной школе

Опубликовано: 13.05.2024

Внедряя стратегии критического мышления, я ставила перед собой задачу научить детей вычленять главное и ценное из всего того потока информации, который существует в современном мире.

Разнообразие форм и методов проведения урока направлено на то, чтобы дети в полном объеме запомнили и могли использовать на практике все, что они узнали нового из данного урока.

Решая задачи, тесно связанные с жизнью, ученики становятся “полноправными предпринимателями”. Они погружаются в мир предпринимательства и бизнеса, переживают за прибыль своего предприятия, стараются использовать и применять все те кодексы чести предпринимательства.

Образовательные - познакомить обучающихся с экономическим понятием: “Налоги, виды налогов”. Отработать навык решения задач различных видов.

Развивающие - развивать аналитическое мышление; учить планировать свою деятельность; учить делать выводы и обобщения.

Воспитательные - учить работать в группах, развивать любознательность. Прививать любовь к Родине, изучая интересные исторические факты.

Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материала с применением стратегий критического мышления.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование урока: таблица с анаграммой; заготовки таблиц для названий предприятий с геометрическими фигурами; геометрические фигуры; карточки с разноуровневыми заданиями; лист ватмана; маркеры; листы- заготовки для рефлексии.

План урока.

  • Организационный момент - 3 мин. Работа в группах.
  • Введение в тему урока - 15 мин (расшифровка анаграммы; устный счет (решение математической цепочки); работа в группах выполнение разноуровнего задания и создание рекламы).
  • Физкультминутка - 2 мин
  • Составление кластера - 2 мин
  • Чтение сказки и дополнение кластера - 5 мин
  • Работа с задачником -3 мин
  • Рефлексия - 8 мин
  • Подведение итогов. Домашнее задание - 2 мин
  • Ход урока

    1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)

    Учитель: Здравствуйте, господа-предприниматели, я рада приветствовать вас на нашем бизнес-уроке.

    Класс разбит на группы, на столах поставлены таблички с геометрическими фигурами, на которых далее дети запишут названия своих предприятий-групп.

    Учитель: Вы объединены в группы-предприятия. Скажите, что есть общего у любого предприятия?

    Дети: Предприятия производят товар; работают люди; у всех есть название.

    Учитель: Визитной карточкой любого предприятия является название. Придумайте название вашего предприятия и запишите на табличках.

    Дети обсуждают название предприятия в группе и записывают на табличках.

    2. Введение в тему урока.

    На доску прикрепляется анаграмма.

    Бгтствооа иемлз - хлбе, бгтствооа аеоеквлч - му.

    Составив анаграмму, дети читают пословицу. Обсуждают ее смысл.

    Богатство земли - хлеб, богатство человека - ум.

    Учитель: А ум требует постоянных мыслей. Предлагаю решить столбик примеров, соответствующий эмблеме вашего предприятия. Вы узнаете название товара, который будет производить ваша фирма или предприятие.

    С ответом 1 предприятие производит мыло

    С ответом 100 предприятие производит порошок

    С ответом 75 - детскую обувь

    С ответом 2 - зубную пасту

    С ответом 48 - школьные ранцы.

    Далее проводится работа в группах. Два человека из группы создают рекламу, остальные выполняют разноуровневое задание.

    Учитель: Пока ребята создают рекламу, предприятия подсчитывают прибыль от продажи товаров. Выбрав задачи 2 уровня вы увеличите прибыль вашего предприятия в 2 раза. Задачи 1 уровня увеличат вашу прибыль на 2.

    Задачи трех видов лежат на столах, и каждый ребенок выбирает себе задание по своим возможностям.

    3. Физкультминутка. Показ рекламы. Оценивание ее предпринимателями других групп.

    Учитель: Как предприятия распоряжаются прибылью?

    Дети: Выплачивают зарплату рабочим, обновляют оборудование, выплачивают налоги.

    Учитель на доску прикрепляет табличку “НАЛОГИ”.

    4. Составление кластера (развитие креативного мышления).

    На доске лист ватмана, на котором детьми записываются ассоциации.

    Учитель: Итак, тема нашего урока "Налоги".

    Назовите ассоциации, связанные с этим экономическим понятием.

    5. Чтение сказки “Филин вводит новые налоги” (с.100)

    Учитель: Дополните кластер теми сведениями, которые вы узнали из сказки.

    7. Работа с задачником (с 42).

    Дети знакомятся с исторической справкой о налогах во времена Петра I (Приложение 3).

    Учитель: Для чего придумали налоги? Правильный ответ вы получите, расположив в левой рамке слова в порядке возрастания нечетных чисел, а в правой рамке - в порядке возрастания четных.

    Рычаг - 4, жизни - 40, процессов - 26, хозяйственной - 32, источник - 5, средств - 7, в государственную - 15, поступающих - 13, экономических - 24, регулирования - 10, казну - 21, основной - 1.(Приложение 2).

    9. Подведение итогов. Домашнее задание.

    Какие налоги платят в вашей семье?

    1. Т.Смирнова. Белка и компания. Экономика для младших школьников. Изд.дом “Федоров”. Самара, 2001.

    2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова. Путешествие в компании Белки и ее друзей//Задачник-рабочая тетрадь по экономике. Часть вторая. Федеральный Научно-Методический Центр ИМ. Л. В. Занкова. Корпорация “Федоров”. 1998.

    Открытый урок в начальной школе «Налоги – это кошелёк города»

    Эпиграф к уроку:

    “ Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

    П.– А. Гольбах.

    образовательные: знакомство учащихся с сущностью налогов, их функциями в современном обществе;

    развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

    воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

    Основные понятия: налоги, кошелёк города.

    Оборудование урока: набор слов для каждой группы (слова написаны на листе А-4: ШКОЛА, БОЛЬНИЦА, ПАРК, ТРАНСПОРТ, ДОМА, КОШЕЛЁК ГОРОДА), листы для « ассоциативного куста» (в центре листа слова «налоги – это…»), цветные карандаши.

    1. Организационный момент.

    Учащиеся делятся на группы по 6-7 человек в каждой.

    2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать взрослую тему… Вы наверняка слышали по телевизору, по радио, от своих родителей такое слово: НАЛОГИ. А что это такое? (ассоциативный куст)

    Молодцы, вариантов у вас много. Сегодня в ходе нашего урока мы будем разбираться в этом сложном понятии, а вы будете либо дописывать то новое, что узнали, либо убирать лишнее, неправильное.

    Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

    Кроме того, мы попробуем разобраться, хорошо это или плохо – налоги? Нужно ли их платить или можно схитрить?

    3. Этап усвоения новых знаний.

    Вам нравится жить в Евпатории? Чем вам нравится наш город? (уютный, чистый, есть море, много мест для отдыха, красивые дома и т.д.) Кто его приводит в порядок? (жители. дворники) Кто заботится о здоровье жителей? (врачи, медсёстры) Кто заботится о детях в детских садиках, в школах?(учителя, воспитатели, нянечки и т.д.) Где вы любите отдыхать в городе?

    Давайте пофантазируем и представим, что еще можно построить в городе или улучшить, чтобы он стал Городом Мечты? Начинать будем словами: я бы в городе… (посадила больше деревьев, улучшил дороги и т.д.) А теперь нарисуем всё то, что будет в вашем городе мечты.

    (рисунки в группах: распределите, кто и что будет рисовать: здания, парки, развлечения, учреждения, вобщем то, без чего ваш город просто не сможет жить.)

    Презентация работ в группе: каждая группа выстраивает свой «город мечты».

    (Что такое «кошелёк города»? Для чего он нужен? Как он выглядит в вашем городе?)

    Какие красивые города у вас получились! Как интересно в них жить всем: и детям, и взрослым. Но вот незадача: у нас летом очень жарко и в ваших городах начали гибнуть парки, некому поливать деревья. Что делать? (полить, нанять рабочих) Где для этого взять деньги? (в «кошельке города»)

    Ой-ой-ой. Некоторым жителям очень плохо от жары, они теряют сознание. Кто же им поможет? (врачи) Где взять деньги для зарплаты врачам?

    В домах прохудилась крыша. И вдруг пошел сильный ливень. Вся вода потекла в квартиры. Что делать?

    Детям нужно получать знания. Они пришли в школы, а учителей нет… Оказывается, им не заплатили зарплату… Дети хотели вернуться по домам, а трамваи не ходят: некоторые поломались и некому починить, а некоторые стоят потому, что водителям трамваев вовремя не заплатили за работу…

    Люди захотели пойти в театр, а он закрыт: актёрам не выплатили за вчерашний спектакль, и они вынуждены искать другую работу.

    … ..а на следующий день жители вашего города проснулись утром и в окно увидели вместо красивых клумб с цветам и детских игровых площадок горы мусора, который скопился за несколько дней потому, что дворникам и уборщикам не выплатили зарплату и они отказываются выходить на работу… Что же делать. А где взять эти деньги. А в кошельке уже деньги закончились… ПРОБЛЕМА!

    Вот для этого в государстве, в городе существуют налоги. Налоги – это деньги, которые платят граждане страны, города, идущие на нужды общества. Все налоги закреплены законом. То есть, их должны платить все граждане. Налогами облагаются продукты, заработная плата и другие доходы граждан. Они идут в общий кошелёк города. А из этого кошелька платят зарплату врачам, учителям, милиционерам, дворникам, водителям, пожарным.

    А теперь представьте, что этот кошелёк оказался пустым потому, что люди не хотят платить налоги. Что произойдёт? Будет пожар – некому потушить. Не на чем доехать до работы. Некому лечить людей. Некому ловить преступников, нарушителей спокойствия. Некому защитить город от врагов. Что же будет с нашим прекрасным «Городом мечты»?

    Для чего же нужны налоги? Всем ли нужно их платить? Налоги – это хорошо или плохо? (высказывания детей)

    Есть такие налоги, которые обязаны платить все граждане страны. А есть такие, которые платятся только в определённом городе или республике. Не всегда это нравится всем жителям. Ведь это нужно отдать часть своих денег. Например, я сейчас не болею, не буду платить налоги. Я права? (я не имею личного транспорта, не буду платить налоги для улучшения дорог и т.д.)

    Давайте представим, что в нашем городе ввели новый налог – все, у кого есть собаки, должны заплатить в кошелёк города.

    Первая группа выступит от имени депутатов с предложением, почему этот налог нужен в городе.

    Вторая группа выступит от имени владельцев собак: «Мы, владельцы собак, считаем, что….»

    Третья группа выступит от имени всех остальных жителей города.

    Время на подготовку – 3 минуты.

    Выслушиваются ответы учащихся.

    Учитель: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

    Но ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Без армии, даже без собственной валюты обходилось, а без налогов – нет. Как только появилось первое государство – тут же появились и налоги. Зачем же нужно собирать налоги? Зачем нужны налоги государству? (чтобы пополнять кошелёк города, т.е.платить зарплату, улучшать уют в городе и т.д.)

    Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Куда же должны направляться налоги, по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

    Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? ( Выслушиваются ответы )

    Составили ли вы свое мнение о налогах? ( Выслушиваются ответы )

    Кто считает, что нужно налоги платить всегда? Кто считает, что нужно платить только справедливые налоги, а от тех, которые вам не нравятся, можно уклониться? Кто считает, что налоги вовсе не нужны, потому что это просто грабёж людей?

    ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Содержимое разработки


    Занятие по финансовой грамотности на тему: «Налоги».

    Цель: сформировать у воспитанников понятие «налоги» и объяснить, что государство собирает налоги для выполнения определённых функций и социальной поддержки населения. Виды налогов. Организация сбора налогов.

    Понятия: налог, налогоплательщик, физические лица, юридические лица, налоговая инспекция, подоходный налог, пеня, налоговая ставка, налог на прибыль, налоговые льготы, налог на добавленную стоимость, акциз.

    Задачи: Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье.

    Ход занятия

    На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием бюджет семьи. Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на уроке.

    .Введение в новый материал

    1.Что такое налоги

    2.Кто платит налоги

    4.Как государство расходует налоги

    5.Ответственность за неуплату налогов

    - На уроке будем использовать рабочие листы, которые вы вклеите в тетради, записали число и тему уроков, т. к. работать по этой теме будем два урока

    Изучение новой темы

    Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налоги?»

    Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства

    1) Налог — обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерчески

    2) Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    3) Налог - установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц. (Словарь Ожегова)

    4) Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Энциклопедический словарь экономики и права)`

    Индивидуальность Регулярность

    Признаки налога Взимается

    Обязательность Безвозмездность государством

    - Кто же платит налоги государству?

    Налогоплательщиками являются те, кто платит налоги. Ими бывают граждане, которые владеют каким-либо имуществом (квартирой, садовым участком, машиной). А еще налогоплательщики-предприятия и фирмы (Интернет-кафе)

    - На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков?

    - Граждане – это физические лица, фирмы, учреждения, организации – это юридические лица.

    Индивидуальный подоходный налог

    ИПН самый распространенный налог. Его платит каждый в качестве отчислений с заработной платы, дивидендов и прочих способов получения дохода. Стоит отметить, что некоторые организации умышлено занижают официальный оклад работника до предельного минимума, дабы сократить эти отчисления и отчисления в социальные фонды. Таким образом получка делится на два и, с одной стороны, вы получаете «белую» зарплату, с которой налоги отчисляются, и «черную» ее часть в конверте, с которой никаких налоговых отчислений нет.Серые заработные платы используют для экономии денег компании. Однако далеко не все работники осознают, что это пагубно сказывается на них самих. Из-за сокрытия части доходов государство недополучает деньги на выделение социальных выплат нуждающимся, благоустройства городов, улучшения качества жизни и тому подобного. Кроме того, гражданин наименьшие средства откладывают на свою старость и в результате ему полагаются не самая высокая пенсия по старости.Если говорить о том, какие именно доходы облагаются налогами, то смело можно сказать, что почти все. Так или иначе, налоговый кодекс Казахстана четко определяет, кто и сколько должен отчислять в бюджет с учетом всех нюансов. Об этом говорится в статьях 317, 320, 360 и 655 НК РК:

    На сегодняшний день все жители РК должны платить в бюджет 10% от своего дохода

    С дивидендов отчисляется лишь 5%

    Нерезиденты должны передавать в бюджет 20% от заработной платы, но не от других выплат

    Дивиденды и прочие выплаты нерезидентов облагаются ставкой налога в 15%

    Примечательно, что к доходам относятся и выигрыши в лотерею или на ставках. С них также необходимо отчислять налоги. Подробнее об этом в нашем материале «Сколько в Казахстане составляет налог на выигрыш?» .

    Некоторые граждане могут быть практически освобождены от взыскания налоговых выплат. С 1 января 2019 года вступил в силу закон, согласно которому граждане, чей годовой доход не превышает 25 МРП платят лишь 1% от этой суммы в бюджет страны. Напомним, МРП в Казахстане с 2020 года составляет - 2 651 тенге.

    Социальный налог

    Соцналог – это налог, который уплачивает ваш работодатель из своих средств в счет бюджета РК. Эти средства власти используют для социальных нужд населения страны, в частности:

    содержание школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур;

    финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд;

    обеспечение безопасности государства, содержание армии;

    содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;

    пенсионное обеспечение (базовая и солидарная часть пенсий);

    предоставление бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

    Важно понимать, что соцналог не имеет ничего общего с социальными отчислениями, которые также проводит компания, в которой вы трудитесь. Социальные отчисления поступают напрямую в фонд социального страхования. Эти средства используются для выплаты пособий, в частности, по потере работы, по уходу за ребенком до года, по рождению ребенка, по потере кормильца, по утрате трудоспособности.

    Ставка социального налога в 2020 году составляет:

    С юрлиц 9,5% от дохода работника

    С ИП – за себя 2 МРП, за работника 1 МРП
    Налог на автомобиль

    Что касается налога на транспорт, то в связи с увеличением МРП в текущем году он несколько вырос. За старые или новые легковушки, объем двигателя которых не превышает 3 литров, составляет 1 - 117 МРП. В пересчете на реальные деньги он составит от 2 651 до 310 167 тенге. В прошлом году нижняя и верхняя планка были такими - от 2 525 до 295 425 тенге.

    Деньги, которые власти получают с этих выплат будут направлены на возведение, улучшение и реставрацию инфраструктуры, а именно дорог, мостов и развязок, парковок и так далее. Часть средств будет направлено на благоустройство пешеходных маршрутов, выделение велосипедных дорожек и обустройства тротуаров. Интересно, что при недостатке средств, собранных таким образом власти регионов вынуждены покрывать за счет других статей бюджета, а переизбыток направляется на прочие нужды субъекта или города.

    За землю, которую вы получили в пользование, тоже надо платить. Сам земельный налог в основном высчитывается по сложной формуле, в которой используются так называемыебаллы бонитета и специального коэффициента, а также места расположения, качества почвы и ряда других важных факторов. Тем не менее, ставки сегодня таковы:

    На земли сельхозназначения, если меньше 0,5 га, то 20 тенге на 0,01 га, а если больше 0,5 га, то 100 тенге за 0,01 га.

    Придомовые участки - для городов республиканского значения, столицы и городов областного значения при площади до 1000 м2 включительно - 0,20 тенге за 1 м2; на площадь, превышающую 1000 м2, - 6,00 тенге за 1 м2.
    Налог на имущество

    Данный вид налогообложения очень обширен. В данном случае мы рассмотрим именно недвижимое имущество. Налогообложение недвижимости требует очень сложных и скрупулёзных подсчетов. В рамках формулы используется базисная цена недвижимости, которая зависит от установленной стоимости квадратного метра по городу, количество квадратных метров, материал стен, дата ввода в эксплуатацию объекта, благоустройство жилища, вид отопительной системы и многое другое. Для всех этих вычислений люди в большинстве случаев приглашают специальных специалистов в этой области – оценщиков.

    Стоимость актива

    Размер ставки

    0,05 процента от стоимости актива

    от 2 млн тенге до 4 млн тенге

    1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 млн тенге

    от 4 млн тенге до 6 млн тенге

    2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 млн тенге

    от 6 млн тенге до 8 млн тенге

    4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 млн тенге

    от 8 млн тенге до 10 млн тенге

    7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 млн тенге

    от 10 млн тенге до 12 млн тенге

    11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 млн тенге

    от 12 млн тенге до 14 млн тенге

    16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 млн тенге

    от 14 млн тенге до 16 млн тенге

    22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 млн тенге

    от 16 млн тенге до 18 млн тенге

    29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 млн тенге

    от 18 млн тенге до 20 млн тенге

    37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 млн тенге

    от 20 млн тенге до 75 млн тенге

    46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 млн тенге

    от 75 млн тенге до 100 млн тенге

    321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 млн тенге

    от 100 млн тенге до 150 млн тенге

    471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 млн тенге

    от 150 млн тенге до 350 млн тенге

    796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 млн тенге

    от 350 млн тенге до 450 млн тенге

    2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 млн тенге

    от 450 млн тенге

    2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 млн тенге

    Источник: Комитет государственных доходов РК

    Налог на добавленную стоимость

    Данный вид налогообложения используется государством для сбора средств с производителей за вывод продукции на рынок. При этом данный налог начисляется на каждом этапе производства, начиная со стадии сырья до конечного покупателя готового продукта в магазине. Ставка этого налога сегодня составляет 12%. Не облагаются налогом товары на экспорт, горючее для самолетов и ряд других узкопрофильных товаров.

    Остальные налоги практически никак не затрагивают простого обывателя. К таким относятся корпоративный подоходный налог, специальный налоговый режим и другие отчисления.

    Задача. Представьте, что вы устроились на работу. В трудовом договоре у вас записана сумма зарплаты 25000тенге. Какую сумму составит налог на доходы физических лиц, а какую вы получите на руки? (10% -2500 т.)

    Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

    Транспортный налог на автомобили

    Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

    Виды налогов:

    Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

    Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж

    Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

    В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

    Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино и так далее) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

    Вы познакомились с различными налогами и, конечно, поняли, что и физические и юридические лица выплачивают налоги согласно определенным правилам. В соответствии с Налоговым Кодексом нашего государства разработана система налогообложения.

    Адам Смит (1723-1790) – известный шотландский экономист и философ, основоположник классической школы политэкономии в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

    Говорил о том что: Налоговая система должна быть: справедливой, понятной, удобной, недорогой.

    И разработал основные принципы налогообложения:

    Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.

    Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.

    Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

    Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

    - Исходя из этих принципов мы можем говорить что,

    Налоговая система - совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемая законодательством государства.

    - Как происходит уплата налогов?

    *Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель. При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

    *Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением.

    *Сегодня многие налоги можно оплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

    Куда же поступают уплаченные нами налоги?

    -Что будет, если налоги не будут оплачиваться?

    Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа.

    Пе́ни — вид неустойки, штрафная санкция за невыполнение в срок или несвоевременное выполнение установленных законом или договором обязательств, начисляющаяся в процентах от оговорённой в договоре суммы за каждый просроченный день. Применяется при задержке оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, а также при просрочке уплаты налогов и других платежей, предусмотренных в договоре или законом. В спорных случаях, а также в случае злостного уклонения от выплаты пени вопросы решаются в судебном порядке.

    Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

    - Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

    - Распространяется ли понятие «льготы» на уплату налогов?

    Государство иногда предоставляет льготы по уплате налогов. Например, люди, продающие квартиру или дом через три и более лет, после их покупки, налог с дохода от такой продажи не платят в отличие от тех, кто продаёт, не прожив там и трёх лет

    В разных странах ставки налога на доходы физических лиц разные. Так, в Швеции — 56,6%, в Великобритании — 50, в Португалии — 46,5, в Венгрии — 16, в России — 13, а в Омане, Катаре и Кувейте — 0%.

    Примерный вывод: налоги – это благо для развития общества и государства, так как являются главным источником формирования казны государства, которая расходуется на решение важных государственных задач и социальных проблем общества.

    1. Что такое налоги?

    Выберите слова, которые характеризуют налог

    - безвозмездный;

    - обязательный;

    На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

    . Что делает государство, если граждане не платят налоги?

    Сколько процентов в Казахстане составляет подоходный налог?

    Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

    1.Налог является обязательным платежом+

    2.Налоги нужны государству для содержания государственных структур.+

    3.Налогоплательщикам могут быть только фирмы.-

    4.Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации.+

    5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного-


    «Жетім балалар мен ата - анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған Песчан №2 арнайы жалпы білім беру мектеп –интернаты» КММ

    Занятие по финансовой грамотности на тему: «Налоги».



    Воспитатель 1 группы:Чайка А.В.

    11.04.2020год

    Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




    Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

    Новые олимпиады


    Комплекты учителю


    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Вебинары для учителей


    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 95 им. Н. Щукина»

    номинация : Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных учреждений

    название методической разработки : сценарий внеурочного занятия по теме «Налоги»

    возрастная группа : обучающиеся 7-х классов

    автор разработки : Дудник Ирина Владимировна, социальный педагог

    676740,Амурская область, Архаринский район, пгт. Архара ул.Ленина, 109

    сценариЙ Внеурочного занятия

    по финансовой грамотности

    Автор : Дудник Ирина Владимировна

    Класс : 7 класс

    Тема: «Налоги»

    Форма занятия: интеллектуальный турнир

    Время реализации занятия : 1 урок (45 минут)

    Цель:

    Предоставить обучающимся возможность в комплексе применить свои знания по теме «Налоги».

    Задачи:

    Образовательная : обобщить, повторить и закрепить знания учеников.

    Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развитие у них понятийного мышления.

    Воспитательная: формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета.

    Ход турнира

    Ведущий 1 .Здравствуйте ребята-участники турнира! Наша встреча посвящена теме «Налоги».

    Ведущий 2 .Современный мир не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги.

    Ведущий 1 . В каждом государстве налоги составляют основную часть доходов государственного бюджета.

    Ведущий 2. Налоги. Почему их нужно платить? Ответы на этот вопрос могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе этот вопрос, история может дать один ответ: в истории развития общества, ни одно государство не смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций по удовлетворению потребностей и нужд населения, ему требуются денежные средства.

    Ведущий 1 . Следовательно, без сбора налогов является бессмысленным существование самого государства.

    Ведущий 2 . Так пусть же, девизом нашего турнира станет выражение: «Налоги-это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе!»

    Ведущий 2 . А еще позвольте представить наших экспертов:______________,________________,____________________. Они будут фиксировать ответы на вопросы и подсчитывать полученные вами баллы.

    Ведущий 1 . Нам нужно провести жеребьевку и узнать команду, которая будет все конкурсы начинать первой.

    Ведущий 2 . Приглашаем на сцену капитанов команд. Кому достанется красный жетон-начинает первым.

    Ведущий 1 . Первый раунд нашего турнира: «Знакомство». Команды могут заработать до 5 балов.

    Ведущий 2 . Давайте знакомиться! Приглашаем команду 7__ класса! (команда представляет себя-название, девиз и эмблема).

    Ведущий 1 . Встречам команду 7__ класса ! (команда представляет себя-название, девиз и эмблема).

    Ведущий 2 . Следующий раунд нашего турнира «Разминка». Вопросы задаются командам одновременно. Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда, ответила не правильно, то право ответить на этот вопрос предоставляется другой команде. Время на обсуждение каждого вопроса 5 секунд. Готовы? Поехали!

    1. Обязательный платеж в казну государства?( налог )

    2. Сколько процентов в России составляет подоходный налог? ( 13% )

    3.Как долго мы должны платить налоги? ( всю жизнь )

    4.Федеральный налог, его плательщиком является физическое лицо, получившее доход? ( ндфл )

    5.Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? ( акциз )

    6. Закон, который устанавливает систему налогов и сборов? ( Налоговый кодекс )

    7. Штраф за не вовремя выплаченный налог? ( пени )

    8. На какие два основных вида делятся налоги? ( прямые и косвенные )

    9. Назовите примеры прямых налогов ( НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный )

    10.Назовите примеры косвенных налогов ( акцизы, НДС, таможенный сбор )

    Ведущий 1 . Следующий раунд нашего турнира «Отгадай». Команды за 2 минуты должны найти наибольшее количество слов на тему «налоги». Каждое слово-1 балл. (приложение-1). Готовы? Время пошло.

    Ведущий 2 . Задания турнира усложняются! Атмосфера в зале накаляется! Но наши игроки не сдаются, для них любые задачки по плечу. Мы переходим к следующему раунду «Посчитай». Команды получают листы с задачами по подсчету налогов и за 3 минуты должны решить как можно больше задач. (приложение-2) Каждая правильно решенная задача принесет в копилку команды 2 балла. Команды готовы? Поехали!

    Ведущий 1 . Внимание! Следующий раунд! «Эти интересные налоги». Вопросы задаются командам одновременно. Отвечает команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ 2 балла. Если команда, ответила не правильно, то право ответить на этот вопрос предоставляется другой команде. Начали!

    1.Этот налог был введен в 18 веке в Англии. Обоснование его введения выступило утверждение чиновников о том, что люди, пользующиеся этим предметом, портят дорожные покрытия. На что был введен налог? ( на трости )

    2. Кем был введен на Руси налог на бани? ( Петр1 )

    3.На что был введен налог в Венеции в 1993 году? ( налог на тень )

    4.Какой налог был введен властями Австралийский Альп для любителей кататься на лыжах и сноуборде? ( налог на гипс )

    5.Какой налог был введен Петром 1 в конце 17 века, когда он вернулся из Европы? Людям, заплативший этот налог выдавались специальные жетоны? ( налог на бороды )

    6.С каким налогом связана знаменитая фраза Римского императора Веспассиана «деньги-не пахнут)? ( налог на посещение муниципальных туалетов )

    7.Этот налог введен в Китае и связан с ограничением вырубки лесов. Как он называется? ( налог на одноразовые палочки )

    8.Этот налог был введен в России в 1941 году и просуществовал до 1992 года. Он составлял 6% от заработной платы? ( налог на холостяков или бездетность )

    Ведущий 2 . А сейчас, «Творческий» раунд нашего турнира. Командам за 5 минут нужно нарисовать плакат на тему: «Пять причин, почему необходимо платить налоги!» и представить его на суд экспертам и зрителям, обосновав нарисованное. Вы можете заработать до 5 баллов.

    Ведущий 1 . Следующий раунд нашего турнира: «Битва капитанов!» Приглашаем на сцену капитанов команд. Капитанам поочередно будут заданы вопросы, на которые они должны дать ответ «Верно» или «Неверно». За каждый правильный ответ 1 балл. Капитаны, готовы? Вперед.

    1. Налоги взимаются только с физических лиц ( неверно );

    2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства ( верно );

    3. Налоги идут на создание общественных благ ( верно )

    4. Налоги – основной источник формирования государственного бюджета ( верно )

    5. Налоги, взимаемые с конкретного гражданина, является косвенным налогом. ( неверно )

    6. Налог на автомобиль является косвенным налогом. ( неверно )

    7. Подоходный налог в Российской Федерации составляет 31% ( неверно )

    8. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция (штраф) ( верно )

    Ведущий 2 . И вот наступил завершающий раунд нашего турнира «Домашнее задание». Команды в любом жанре должны представить фразу «Налоги платить нельзя отказаться». Команды могут заработать до 5 баллов.

    Ведущий 1 . Заплатите в казну все налоги

    Да и спите спокойно, друзья!

    Мы живём в век таких технологий,

    Что без налогов, никак нам нельзя.

    Ведущий 2 . Вот и подошел к концу наш турнир. Многие из вас проверили уровень знаний по данной теме и могут ими пользоваться в жизни, обязательно применять, некоторые определили сферу своего незнания, а значит, нужно ещё раз повторить материал.

    Ведущий 1 . Мы предоставляем слово нашим экспертам, которые и назовут победителя нашего турнира.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    В методической разработке рассматривается понятие налога и нормативные документы по налогам и сборам, а также основные виды налогов и где они формируются.

    Просмотр содержимого документа
    «методическая разработка урока по теме: "Налоги"»

    Тема урока: Налоги.

    образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

    развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

    воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

    Понятие и сущность налогов.

    Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

    Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями.

    Форма проведения урока:

    лекция с элементами беседы проблемно-поискового характера;

    демонстрация слайдов на экране с помощью мультимедийного проектора;

    самостоятельная работа с использованием знаний полученных на уроке.

    Организационный момент (2 минуты)

    а) подготовка к уроку;

    1. Что называется доходом? (Ответ: Доход - это конечный результат хозяйственной деятельности предприятия)

    2. Для каких целей человек трудится?

    3. На какие разделы делится экономика?

    4. Что исследует макроэкономика?

    5. Что изучает микроэкономика?

    6. Что такое отрасль?

    7. На какие группы делятся отрасли?

    2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. ( Слайд 1). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

    Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

    Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

    Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

    Но прежде чем мы начнем выяснять, что представляют собой налоги. Ребята, подготовившие заранее сообщения, проведут небольшой экскурс в историю налогов и налогообложения.

    Доклады учащихся (приложение 1).

    Учитель: Вы услышали историю налогов и думаю много раз слышали о налогах в средствах массовой информации, от родителей и у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

    Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

    Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

    Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

    Выслушиваются определения, составленные учащимися.

    Учитель: А теперь сравним с первоисточником. ( Слайд 2)

    Налоги периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

    Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

    Определение записывается в тетради.

    Основным юридическим документом налоговой системы является НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ, который принимается Государственной Думой и подписывается Президентом. (Слайд 3)

    Налоговый кодекс - свод законов о правах, обязанностях и ответственности как налогоплательщиков, так и органов осуществляющих сбор налогов, порядке и сроках их взимания.

    Налоговая система опирается и базируется на соответствующих законодательных актах, которые и определяют элементы налога. (Слайд 4)

    Субъект налога (налогоплательщик) - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

    Объект налога - доход, имущество или действия, с которых начисляется налог (прибыль, заработная плата, имущество физических и юридических лиц и т.д.)

    Ставка налога - это величина налоговых начислений на единицу налогообложения.

    Читайте также: