Классификация налогов в снс

Опубликовано: 24.04.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

НАЛОГИ

ТЕКУЩИЕ (выплачиваемые регулярно)

КАПИТАЛЬНЫЕ (выплачиваются единовременно в связи с получением собственности в порядке дарения или наследования

Налоги на производство и импорт (косвенные, не зависят от уровня дохода)

Налоги на доходы и имущество (прямые, зависят от величины дохода и стоимости имущества):

налог на прибыль

налог с владельцев транспортных средств

земельный налог с физических лиц

Налоги на продукты и импорт (их размер зависит от стоимости произведенных товаров и услуг): НДС, акцизы, импортные пошлины, налог на рекламу, налог с продаж

Налоги на производство: на землю, на рабочую силу, на имущество, гербовый сбор, платежи за предпринимательские и профессиональные лицензии

4. СНС представляет собой систему счетов и таблиц, в которых отражаются все стадии воспроизводства: производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление. Каждой стадии соответствует специальный счет или группа счетов. В счетах применяется методологический принцип бухгалтерского учета – двойная запись. То есть, каждая операция отражается дважды: один раз в разделе «Использование» одного счета и второй раз – в разделе «Ресурсы» взаимосвязанного последующего счета. Если использование и наличие ресурсов не совпадают, то вводится балансирующая статья.

Международные статистические организации рекомендуют разрабатывать все счета для экономики в целом и раздельно для каждого сектора. А счета производства и образования доходов составляются также и отдельно по отраслям.

Балансовые таблицы СНС отражают изменение национального богатства за период. Межотраслевой баланс характеризует производство и использование стоимости товаров и услуг по отраслям.

В целом СНС представляет собой статистическую модель экономики, которая позволяет осуществлять комплексный анализ результатов экономической деятельности и макроэкономических пропорции, динамики развития экономики. СНС является важнейшим условием и инструментом регулирования экономики.

Статистика национального богатства

Национальное богатство – совокупность накопленных материальных ресурсов, экономических активов, созданных трудом всех предшествующих поколений, принадлежащих стране и ее резидентам на экономической территории страны и за ее пределами, необходимых для осуществления процесса производства.

По источнику происхождения в составе национального богатства выделяют две части: национальное имущество и природные ресурсы.

Национальное имущество – совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей и принадлежащих различным организациям и населению. Объем национального имущества страны может увеличиваться в результате превышения годового объема производства над потреблением общества, т.е. в результате накопления материальных благ.

Природные ресурсы подразделяются на невозобновляемые (земля, полезные ископаемые) и возобновляемые (вода, воздух, растительные и животные ресурсы).


SHAPE \* MERGEFORMAT Прямоугольник 1

Финансовые активы включают финансовые требования (право на получение платежа на условиях заключенного договора) и финансовые обязательства (обязательства на выплату платежа). Виды финансовых активов:

- монетарное золото – централизованный запас золота в слитках или монетах, хранящийся в государственных денежно-кредитных учреждениях;

- специальные права заимствования – международные резервные и платежные средства, создаваемые МВФ и распределяемые среди его членов (форма мировых денег, используемых для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах МВФ);

- наличные деньги – находящиеся в обращении банкноты и монеты, используемые для проведения расчетов;

- депозиты – денежные средства, переданные банкам на хранение;

- ценные бумаги (кроме акций) – денежные документы, удостоверяющие имущественные права владельцев по отношению к выпустившему их лицу. По своей природе они являются долговыми обязательствами (векселя, облигации и др.);

- ссуды – финансовые инструменты, возникающие при передаче кредитором средств непосредственно должнику;

- акции и другие виды участия в капитале – документы, свидетельствующие о внесении определенной доли в уставный капитал и дающие право их владельцам на получение части прибыли в виде дивиденда;

- страховые технические резервы – финансовые активы, создание которых обусловлено техникой проведения страховых операций. Их формирование обязательно для страховых компаний, поскольку они являются финансовой гарантией выполнения страховщиком своих обязательств перед страхователем.

Нефинансовые активы – объекты, экономические выгоды от которых их владельцы могут получать путем использования их в экономической деятельности или хранения в качестве запаса стоимости.

Произведенные активы – нефинансовые активы, являющиеся результатом процесса производства. Они состоят из основного капитала, запасов материальных оборотных средств и ценностей.

Основной капитал – часть национального богатства, созданная в процессе производства, которая в неизменной натурально-вещественной форме в течение длительного времени используется в экономике, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги.

Материальный основной капитал включает основные фонды и незавершенное строительство.

Нематериальный основной капитал – объекты, созданные трудом человека и представляющие собой необщедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель (программное обеспечение, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы, искусства).

Ценности – дорогостоящие товары длительного пользования, стоимость которых не уменьшается по отношению к общему уровню цен.

Непроизведенные активы включают нефинансовые активы, не являющиеся результатом процесса производства. Они либо созданы природой, либо являются результатом юридических или учетных действий.. Они подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные активы включают землю, богатства недр, естественные биологические, водные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот (активы, которые являются объектом собственности, могут приносить доход своему владельцу и право владения которыми может быть передано).

Нематериальные активы – документы, дающие право их владельцам заниматься какой-либо конкретной деятельностью, недоступной другим хозяйственным единицам (патенты, авторские права, лицензии и др.).

Система показателей статистики национального богатства включает:

- показатели наличия, объема и структуры богатств;

- воспроизводство важнейших частей национального богатства;

- динамику всего национального богатства и его элементов;

- размещение богатства на территории страны;

- показатели охраны природных ресурсов и их восполнения.

Все налоги в СНС объединяют в 3 большие группы:

1. налоги на производство и импорт, включающие налоги на продукты и прочие налоги на производство;

2. подоходные налоги;

3. налоги на капитал (взимаемые в случае приобретения либо изменения значительной стоимости капитала.

Налоги на продукты и импорт – налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, продаваемых (импортируемых) предприятиями резидентами: НДС, акцизы, налоги с оборота (продаж), налоги на отдельные виды услуг (транспорт, связь, страхование), налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины и т.д.

Прочие налоги на производство и импорт – налоги, связанные с использованием факторов производства (налоги на заработную плату, выплачиваемые предпринимателем, землю, недвижимость), а также платежи по лицензиям и иным разрешениям, уплата которых необходима для осуществления производственной деятельности единицы.

Субсидии в СНС классифицируются аналогично налогам.

Субсидии на производство – это платежи из бюджета, которые государство производит предприятиям-резидентам в связи с производством, продажей товаров и услуг и/или использованием факторов производства в рамках проведения определенной экономической и социальной политики.

Аналогично налогам, они распадаются на 2 группы:

1. субсидии на продукты – субсидии, выплачиваемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых (продаваемых) предприятиями резидентами: для тех предприятий, которым установлен «потолок цен», субсидии на экспорт/импорт.

2. прочие субсидии на производство и импорт – субсидии, которые предприятии получают от государства в связи с использованием труда особого контингента лиц (бывших заключенных, инвалидов и т.д.); использованием иных факторов производства (систем энергосбережения и т.п.); субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды (установку очистительного оборудования и т.д.)

На основе этих налогов и субсидий в СНС формируются и используются 3 вида цен:

§ основная (базисная цена) – цена, получаемая производителем за товары и услуги, исключая налоги на продукты, но включая субсидии на продукты;

§ цена производителя – цена, получаемая производителем за товары и услуги (плюс налоги и минус субсидии на продукты);

§ цена потребителя – цена производителя плюс товарно-транспортные расходы.

Вопрос 38. Показатели счета образования доходов

Счета доходов представляют собой вторую совокупность подсистемы текущих счетов СНС. Их назначение: показать процессы распределения, перераспределения и использования дохода в экономике. Таким образом, движение доходов в обществе рассматривается и отражается в СНС в 3 этапа:

1. Первичное распределение: счет образования дохода и счет распределения первичного дохода

2. Вторичное распределение (перераспределение): счет вторичного распределения в денежной форме и счет вторичного распределения в натуральной форме

3. Использование доходов: счет использования располагаемого дохода и счет использования располагаемого скорректированного дохода.

Первичное распределение отражает, как ВДС распределяется между непосредственными участниками производства. В СНС этот процесс представлен двумя субсчетами:

1. Счет образования дохода

2. Счет распределения первичного дохода

Первичный доход – доход, получаемый в процессе первичного распределения национального дохода в порядке вознаграждения за прямое участие в производстве товаров и услуг и/или предоставление во временное пользование земли, зданий, сооружений и иных нефинансовых активов.

Первичным доходы:

2. прочие налоги на производство и импорт, которые рассматриваются как первичный доход государства от институционального капитала (условия, благодаря которым возможен сам процесс производства);

3. прибыль и/или смешанные доходы

4. доходы от собственности при предоставлении взаймы – рента, арендная плата.

Счет образования дохода

использование ресурсы
2.оплата труда 1.ВДС
3.прочие налоги на производство и импорт
4.прочие субсидии на производство и импорт
5.потребление основного капитала (амортизация) – если она есть
(6) чистая прибыль (если есть А) и/или смешанные доходы

1-2-3+4 = валовая прибыль (валовые смешанные доходы)

Счет образования доходов показывает:

§ Кто непосредственно создавал ВДС

§ Как формируется определяется прибыль в экономике

Статьи:

1. ВДС – сальдирующая статья счета производства.

2. Оплата труда (заработная плата и отчисления работодателей в фонд социального страхования –фактические отчисления и адресная помощь работникам);

3. Прочиеналоги на производство и импорт – налоги, связанные с использованием факторов производства (налоги на заработную плату, выплачиваемые предпринимателем, землю, недвижимость), а также платежи по лицензиям и иным разрешениям, уплата которых необходима для осуществления производственной деятельности единицы.

4. Прочие субсидии на производство и импорт – субсидии, которые предприятии получают от государства в связи с использованием труда особого контингента лиц (бывших заключенных, инвалидов и т.д.); использованием иных факторов производства (систем энергосбережения и т.п.); субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды (установку очистительного оборудования и т.д.)

6. Прибыль – сальдирующая статья для финансового и нефинансового сектора, доход от основной деятельности. Смешанный доход – сальдирующая статья для остальных секторов.

Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 286 ; Мы поможем в написании вашей работы!

При формировании цен в СНС используются такие элементы, как:

- налоги на производство и импорт,

- субсидии на производство и импорт.

Факторные издержки (факторная цена) включают оплату использованных в процессе производства факторов производства:

где ОТ − расходы на оплату труда наемных работников;

ПП − промежуточное потребление;

Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, уплачиваемые производственными единицами в связи с производством и импортом товаров и услуг либо в связи с использованием факторов производства.

Всю совокупность налогов делят на две группы:

1) налоги на продукты и импорт;

2) налоги на производство.

Налоги на продукты взимаются пропорционально количеству или стоимости производимых и продаваемых товаров (оказанных услуг) или импортируемых резидентами. Например, НДС, налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг); акцизы и другие.

Налоги на производство – это налоги, связанные с использованием факторов производства (земли, активов, рабочей силы), а также государственная пошлина за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для осуществления деятельности резидента. Например, налог с владельцев транспортных средств, налог за использование природных ресурсов, земельный налог и налог на недвижимость и другие .

Не являются налогами, по методологии СНС, обязательные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Они отражаются как часть оплаты труда работников.

В число налогов на производство также не включаются налоги на прибыль и иные доходы, получаемые институциональными единицами. Они подлежат уплате в бюджет независимо от объема и рентабельности производства.

Субсидии на производство и импорт – текущие бюджетные трансферты, предоставляемые организациям и физическим лицам на условиях участия в финансировании производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов. Это текущие выплаты резидентам, производящим рыночные товары и услуги. Они состоят из:

1) субсидий на продукты и импорт,

2) субсидий на производство.

Субсидии на продукты и импорт представляют собой субсидии , выплачиваемые пропорционально количеству или стоимости производимых и продаваемых товаров (оказанных услуг) или импортируемых резидентами.

Субсидии на производство — это субсидии, которые резиденты получают от органов государственного управления в связи с использованием факторов производства .

Информация о налогах и субсидиях на производство и импорт
содержится в отчете Министерства финансов об исполнении
государственного бюджета.

Разность между налогами (Н) и субсидиями (С) представляет собой чистые налоги (ЧН):

На основе факторных издержек, налогов и субсидий формируются цены на товары и услуги. Причем в практике составления счетов применяются основные и рыночные цены.

Основная цена (Ц о ) формируется на основе факторных издержек с добавлением чистых налогов на производство:

где Иф − факторные издержки;

Нпроиз — налоги на производство;

Спроиз — субсидии на производство.

Основная цена – цена производителя за единицу товара или услуги, исключая налоги на продукты и включая субсидии на продукты (кроме субсидий на импорт). Эта цена не включает расходы по доставке товара, оплачиваемые покупателем.

По своему содержанию основная цена – это выручка, которая фактически остается у производителя после уплаты налогов на продукты и импорт. Поэтому именно основная цена используется для оценки результатов коммерческой деятельности производителей.

Рыночная цена – цена конечного покупателя, включающая торгово-транспортные наценки, налоги и не включающая субсидии. Это цена, уплачиваемая покупателем в момент доставки единицы товара или предоставления услуги в установленный срок в указанное место.

Учитывая, что налоги и субсидии бывают двух видов, расчет рыночной цены (Ц р ) в СНС можно представить следующим образом:

где Нпрод — налоги на продукты и импорт;

Спрод — субсидии на продукты и импорт.

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 2 Измерение национального объема производства » 2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

Система национальных счетов — это система учета достижений национальной экономики, характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.

Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС — это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.

СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства — производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой — их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

• счет товаров и услуг,

• счет производства товаров и услуг,

• счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),

• счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

• субсчет текущих операций,

• субсчет капитальных затрат.

Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.

Счет товаров и услуг в Российской Федерации в 2005 г. (в текущих ценах), млн руб

Счет товаров и услуг в Российской Федерации в 2005 г. (в текущих ценах), млн руб

Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313

Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).

Счет производства в Российской Федерации в 2005 г., млн руб.

Счет производства в Российской Федерации в 2005 г., млн руб.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314

Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).

Счет образования доходов в Российской Федерации в 2005 г., млн руб.

Счет образования доходов в Российской Федерации в 2005 г., млн руб.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. С. 315.

Счет распределения дохода отражает доходы участников производства. Счет образования доходов и счет производства отражают получение доходов экономическими субъектами, коими являются государственные и негосударственные организации, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Здесь выделяют оплату труда наемных работников, валовую прибыль, а также налоги на производство и импорт, кроме налогов на прибыль и доходы, за вычетом субсидий на производство и импорт.

Счет вторичного распределения доходов учитывает поступление доходов из-за рубежа и их перевод за рубеж.

Счет перераспределения расходов отражает перераспределение доходов участников производства с помощью налогов и выплат социальных трансфертов.

Счет использования располагаемого дохода и счет скорректированного располагаемого дохода отражают распределение полученного национальной экономикой страны дохода на конечное потребление и сбережение. На базе этих счетов можно рассчитать важнейший макроэкономический показатель — валовой внутренний продукт (ВВП) — по расходам. Располагаемый доход — это доход участников производства на конечное потребление и сбережения после уплаты налогов и получения трансфертных выплат.

Счет операций с капиталом отражает превращение сбережений в основной капитал, оборотный капитал и в сокровища (приобретение ценностей) с учетом притока капитала извне и его оттока (так называемого чистого кредитования).

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Читайте также: