Кашин в а международные налоговые соглашения

Опубликовано: 07.05.2024

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 30.12.2016

Дата изменения: 30.12.2016

Прикрепленный файл: docx, 33.39 кБ

СПИСОК
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ДРУГИМИ
ГОСУДАРСТВАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА 01.01.2017

Дата вступления в силу

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албания об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Протокол к Соглашению

САР Гонконг КНР

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал

Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество


Пособие состоит из трех разделов. В первом рассмотрены сущность и виды налогов, их роль и место в экономической политике государства. Во втором разделе рассмотрен налоговый процесс, в третьем — налоговое администрирование. Особенность пособия — наличие в каждом разделе, наряду с традиционными темами курса, проблемных, дискуссионных вопросов, анализ болевых точек отечественной налоговой системы, широкие сопоставления с мировым опытом. Авторы, опираясь на богатый профессиональный опыт, высказали ряд предложений по реформированию налоговой системы РФ и совершенствованию налогового администрирования. Для студентов, аспирантов, углубленно изучающих вопросы налогообложения, научных работников, сотрудников налоговых органов, законодателей. Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся, по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение».

Формат: djvu

Размер: 10 , 2 Мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 12
Введение 15
РАЗДЕЛ I. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Глава 1. Основы налогообложения 24
1.1. Роль и место налогов в современных экономических отношениях 24
1.1.1. Налоги в современных экономических отношениях 24
1.1.2. Виды налогов. Эволюция объектов обложения 34
1.2. Институты в системе налоговых отношений 45
1.2.1. Институты налоговых отношений 45
1.2.2. Индивидуализация института налога 54
1.2.3. Смежные институты, используемые в сфере налоговых отношений 59
1.3. Основные принципы налогообложения 72
1.3.1. Эволюция принципов налогообложения 72
1.3.2. Принципы современного налогообложения 76
1.3.3. Признание и соблюдение принципов налогообложения в Российской Федерации 86
Вопросы для самопроверки 88
Глава 2. Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика 89
2.1. Виды налогов 89
2.2. Классификация налогов 89
2.3. Переход от частных налогов к системным 92
2.4. Цели налоговой политики 99
2.4.1. Модели налоговой политики 99
2.4.2. Основные понятия налоговой политики 103
2.4.3. Эволюция налоговой политики в развитых странах 106
Вопросы для самопроверки 121
Глава 3. Налоговая юрисдикция государства и международные налоговые отношения 122
3.1. Основы и пределы налоговой юрисдикции государств 122
3.2. Международные налоговые отношения 122
3.3. Правила налогообложения физических лиц 125
3.4. Определение налогового статуса юридических лиц 126
3.5. Режимы налогообложения коммерческой деятельности иностранных лиц и компаний 129
3.6. Международные налоговые соглашения 142
Вопросы для самопроверки 153
Глава 4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации 154
Вопросы для самопроверки 163
Приложение 1.1. Рекомендации Комиссии ЕС по малому и среднему бизнесу (приняты в Брюсселе 22 апреля 1997 г.) 164
Приложение 1.2. Примерная модель налоговой доктрины современного государства (системный социально-экономический тип — централизованно регулируемая и социально ориентированная промышленно развитая рыночная экономика) 169
Приложение 1.3. Варианты реформирования налоговой системы РФ (с учетом необходимости поощрения экономического роста и повышения благосостояния населения) 183
РАЗДЕЛ II. НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 5. Налоговые отношения. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Учет и регистрация налогоплательщиков 194
5.1. Участники налоговых отношений 196
5.2. Налогоплательщики: учет, регистрация, контроль 200
5.3. Налогоплательщики — физические лица 203
5.4. Налогоплательщики — юридические лица 208
5.5. Унификация учета налогоплательщиков в России 212
Вопросы для самопроверки 216
Глава 6. Объекты налогообложения: учет, регистрация, контроль 217
6.1. Классификация объектов налогообложения 217
6.2. Налоги, применяемые в отношении отдельных объектов обложения 218
6.3. Проблемы двойного налогообложения по отдельным объектам обложения 220
Вопросы для самопроверки 224
Глава 7. Налоговая оценка и учет объектов налогообложения 225
7.1. Режимы налогообложения имущества 225
7.2. Режимы налогообложения доходов 230
7.2.1. Режимы обложения активных доходов 233
7.2.2. Режимы обложения пассивных доходов 233
7.3. Режимы налогообложения сделок 242
Вопросы для самопроверки 250
Глава 8. Режимы применения корпорационного налога 250
8.1. Основные формы корпорационного налога 250
8.2. Особенности применения корпорационного налога в банковской и страховой деятельности 256
8.3. Особенности налогообложения нефтегазовых предприятий. 266
8.4. Проблемы борьбы с трансфертным ценообразованием 270
8.5. Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса 286
Вопросы для самопроверки 298
Глава 9. Формы и порядок ведения налоговой отчетности 299
9.1. Основные нормы налоговой отчетности 299
9.2. Бухгалтерский учет и налоговая отчетность 313
Вопросы для самопроверки 318
Глава 10. Налоговый контроль и налоговые проверки 319
10.1. Цели и задачи налогового контроля 319
10.2. Общая политика и стратегия аудита 320
10.3. Отбор объектов для налоговых проверок 323
10.4. Права инспекторов при проведении налоговых проверок 336
10.5. Правила и порядок проведения налоговых проверок 351
10.6. Использование компьютеров при проведении налоговых проверок 372
10.7. Подведение итогов и использование результатов проверок 381
Вопросы для самопроверки 387
Глава 11. Вопросы сбора налогов и взыскания недоимки 388
11.1. Основные способы уплаты налогов 388
11.2. Обязанности сторон при уплате налогов 389
11.3. Проверка поступлений налоговых платежей 391
11.4. Принудительное взыскание недоимки по налогам 393
11.5. Конфискация имущества налогоплательщика 400
Вопросы для самопроверки 410
Глава 12. Налоговое планирование 411
12.1. Сущность, цели и задачи налогового планирования 411
12.2. Средства и способы налогового планирования 412
12.3. Основные стадии налогового планирования 417
12.4. Методы и формы налогового планирования 422
12.5. Особенности налогового планирования 441
12.6. Трасты и их использование в налоговом планировании 448
12.7. Преимущества и недостатки статуса резидента в налоговом планировании 450
Вопросы для самопроверки 457
Глава 13. Проблемы совершенствования налогового процесса 458
Вопросы для самопроверки 467
Приложение II.1. Инструктивное письмо СВД США по определению видов коммерческих предприятий для целей налогообложения 468
РАЗДЕЛ III. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Глава 14. Организационная структура и порядок управления налоговыми органами 475
14.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов 475
14.2. Организационные типы и функции налоговых органов 477
14.3. Организационная структура управления налоговыми органами 480
14.4. Особенности организационной структуры налоговых органов 481
14.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования 498
Вопросы для самопроверки 502
Глава 15. Принципы и примерный порядок организации работы местных налоговых органов (налоговых инспекций) по контролю за налоговой отчетностью и за ведением расчетов по налогам 503
15.1. Организация работы и ведение отчетности на уровне низовых налоговых органов 503
15.1.1. Методы управления информационными потоками 503
15.1.2. Организация работы местной налоговой инспекции 504
15.1.3. Профессиональный состав местной налоговой инспекции 508
15.1.4. Методы административного контроля в налоговой инспекции 509
15.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки 511
15.2.1. Организация работы по ведению личных дел налогоплательщиков и контроля за представлением налоговой отчетности 511
15.2.2. Организация работы с запросами третьих лиц 514
15.2.3. Организация аналитической работы для обеспечения взыскания недоимки 516
15.3. Организация работы по взысканию недоимки 522
15.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчетами по налогам 525
Вопросы для самопроверки 537
Глава 16. Организация работы налоговых органов по борьбе с уклонением от налогов 538
16.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений 538
16.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей 540
16.3. Налоговый контроль за деятельностью многонациональных компаний 543
16.4. Законодательные основы противодействия налоговым правонарушениям 544
16.5. Противодействие налоговым правонарушениям в России 549
Вопросы для самопроверки 559
Глава 17. Совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации: основные направления и особенности 560
Вопросы для самопроверки 568
Приложение III.I. Декларация прав налогоплательщика (США) 569
Заключение 572

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

Текущий статус СОИДН

По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.


Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

Пониженная ставка в 5% на дивиденды сохраняется для следующих категорий бенефициарных собственников дохода:

  • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
  • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
    • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
    • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
  • Правительство или политическое подразделение, или местные органы власти, или
  • Центральный Банк.

Процентные доходы будут облагаться по ставке 5%, в случае если бенефициарный собственник является банком или одним из вышеназванных лиц, включая публичные компании. Пониженная ставка будет также применяться к следующим категориям ценных бумаг, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже:

  • государственные облигации;
  • корпоративные облигации;
  • внешние облигационные займы (евроооблигации).

Вступление изменений в силу

Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

  • оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния,
  • рассмотреть возможность выплаты дивидендов/процентов в текущем году,
  • рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения.

Гидирим Владимир Алексеевич

Основы международного корпоративного налогообложения

ББК 65.261.4/67.402 (2Рос)

© Издательство «Человек слова», оформление, 2016

Понимание международного налогообложения в России: новый этап

Теория и практика международного налогообложения в нашей стране имеет давнюю историю, еще со времен царской России, о чем говорят интересные эпизоды, мало знакомые даже специалистам-налоговикам. Так, И. А. Хаванова в своей монографии[1] упоминает событие 1872 г., когда Великобритания и Швейцария (кантон Во) подписали договор об избежании двойного налогообложения, который распространялся на налог на наследство. В литературе данный договор оценивается как одно из первых соглашений, непосредственно затрагивающих двойное налогообложение. Однако наиболее значимым для И. А. Хавановой оказался тот факт, что стимулом для заключения договора стало предшествовавшее ему соглашение кантона Во и России (1870). Так что в определенном смысле именно Россия стала первооткрывателем в отношении международных договоров подобного рода, реализовав инновационные для того времени регуляторные решения.

В относительно недалеком прошлом СССР в условиях крайне ограниченного применения в стране законов рыночной экономики тем не менее выстроил систему правил международного налогообложения и стал участником многих двусторонних и двух многосторонних налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения, что сопровождалось выработкой национальной концепции международного налогообложения. Причиной заключения налоговых соглашений СССР была необходимость защиты хозяйственных интересов советских производственных, торговых и подрядных объединений, участвовавших в международных экономических отношениях (к примеру, «Технопромэкспорт», «Машиноэкспорт», «Автоэкспорт» и т. п.). Создание таких документов в советское время требовало серьезного подхода и к пониманию международного налогообложения, и к практике его применения другими странами. Современный российский опыт в этой области, к сожалению, достаточно противоречив: рост числа налоговых соглашений России, формирование национальных правил трансграничного налогообложения не всегда сопровождались выстраиванием национальной налоговой политики в области международного налогообложения, что часто проявлялось в непоследовательной правоприменительной и судебной практике. Подтверждением этому тезису служит отсутствие какой-либо последовательной политики в части содержания заключаемых Российской Федерацией налоговых соглашений, установления ставок налогов у источника пассивных доходов, применения норм о постоянном представительстве и т. д.

Тем не менее последние два десятилетия ознаменовались взрывным ростом интереса к международному налогообложению в России, что можно связать с активным вовлечением российских предприятий в мировую экономику, осуществлением прямых и портфельных иностранных инвестиций. Интерес к международному налогообложению также можно частично объяснить и интенсивным вовлечением многих российских предприятий в международное налоговое планирование, связанное с их бизнесом и в самой России. Не секрет, что многие компании использовали и продолжают использовать иностранные компании для финансирования своих российских подразделений и владения ими, преобразуя структуру владения таким образом, что российские компании становятся дочерними по отношению к иностранному холдингу. Ну и разумеется, огромный интерес у российских предпринимателей и состоятельных лиц всегда вызывали так называемые офшорные компании, на которые перерегистрировался капитал для последующего размещения в самой России (с использованием так называемых промежуточных юрисдикций) и за границей.

В настоящее время признана важность и актуальность международного налогообложения как научной дисциплины. Курс международного налогового права читается в ведущих российских университетах, например в МГЮА им. Кутафина, МГИМО, Финансовом университете, Высшей школе экономики.

Кризисные проявления в экономике недавних лет вызвали повышенный интерес к вопросам международного налогообложения и международной налоговой политики и со стороны государственных органов. Выпадение налоговых доходов совпало с глобальной тенденцией, связанной с коллективными усилиями государств (прежде всего Глобального форума ОЭСР), с уходом от налогов с использованием офшоров, а также в целом с борьбой с неправомерным использованием иностранных структур и инструментов для уменьшения национальной налоговой базы. В России данные мероприятия получили название деофшоризации, представляющей собой ряд государственных мер по ограничению использования офшорных юрисдикций в деятельности национальных субъектов, по возврату капитала из-за рубежа, а также по распространению налоговой юрисдикции РФ в отношении контролируемых иностранных компаний.

Спрос на глубокое понимание процессов, сущности и тенденций в международном налогообложении натолкнулся на то, что вопросы международного налогообложения долгое время находились на периферии налогового права и налогообложения. Серьезным препятствием для лучшего понимания основ международного налогообложения было почти полное отсутствие учебных программ и современной литературы для экономистов и юристов. Большинству российских налоговых специалистов оказались недоступны современные зарубежные исследования и методики для анализа материалов в области международного налогообложения. Часто приходится сталкиваться с мнением, что в России надо просто заниматься локализацией подходов к международному налогообложению, сформированных другими странами и ОЭСР.

Вместе с тем в России имеются специалисты в области международного налогообложения, всегда уделявшие этой теме внимание. Некоторые из них старались поддерживать и развивать профессиональное общение и за пределами консультирования по практическим ситуациям, занимаясь научной и образовательной деятельностью. Объединению таких специалистов во многом способствовала деятельность Российского отделения Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА), в которой представители регуляторов, консультанты, ученые и учащаяся молодежь сумели сформировать высокие стандарты для обсуждения вопросов международного налогообложения[2]. Один из ярких энтузиастов профессионального общения – член Рос-ИФА Владимир Гидирим, известный практик и теоретик международного налогообложения, представляющий свою книгу «Международное налогообложение».

Эта книга – беспрецедентный для отечественной науки труд, в котором автор на основе международной практики представил свое видение основ международного налогообложения. Для автора этот труд – результат многолетнего опыта, практического консультирования и теоретических исследований по отдельным вопросам международного налогообложения, многие из которых обсуждались в дискуссиях, проводимых Рос-ИФА.

Представленная Владимиром Гидиримом книга не является классическим учебником для студентов, но она станет исключительно полезным источником знаний для системного понимания международного налогообложения в целом и для уяснения отдельных его аспектов. Она станет базовым учебным пособием для студентов магистерской программы «Международное налоговое планирование», реализуемой в Финансовом университете при Правительстве РФ и являющейся единственной специализированной программой по этой тематике в стране[3].

Для практиков, работающих в фискальных органах, в консультационной сфере и в бизнесе, книга интересна широтой охвата вопросов и проблем, взглядом на перспективу развития трансграничного налогообложения, примерами, к которым можно обращаться в практической деятельности, в том числе и в России.

Хаванова И. А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография (под ред. д. ю. н., проф. И. И. Кучерова). Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. ИД «Юриспруденция», 2016.

Реализуется совместно с International Bureau of Fiscal Documentation (IBFD).


Содержание

    1. Двойное налогообложение и методы его устранения
    2. Модельная конвенция ОЭСР
    3. Злоупотребления международными налоговыми льготами
      1. Список литературы

Открывая представительство за рубежом, иностранные компании нередко сталкиваются с тем, что налоги с одной и той же деятельности приходится платить дважды: и на родине, и в стране, где находится представительство.

Международное налогообложение: преимущества и риски использования соглашений об избежании «двойных» налогов

Чтобы решить эту проблему, многие государства заключают международные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые позволяют снизить налоговое бремя. Однако не следует забывать, что вполне понятное стремление уменьшить налоговые выплаты влечет за собой определенный риск. В частности, чтобы не попасть под подозрение в уклонении от уплаты налогов, необходимо учитывать ряд особенностей международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Двойное налогообложение и методы его устранения

В отечественной научной литературе тема двойного налогообложения достаточно активно разрабатывается с 70-х годов. Особо следует отметить работы В.А. Кашина, определившего в начале 80-х основные методы изучения вопросов трансграничного налогообложения1.

Отдельные аспекты рассматриваемой темы хорошо разработаны в отечественной юриспруденции. Так, Г.П. Толстопятенко исследовал вопросы устранения двойного налогообложения на уровне нормативных актов Европейских сообществ, О.Ю. Коннов детально изучил институт постоянного представительства в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения, В.А. Мачехин и С.Н. Аракелов - фактическое право на получение дохода в международных налоговых договорах, А.В. Манасуев и В.В. Гондусов — разрешение споров при корректировке прибыли взаимосвязанных предприятий2. Имеется ряд исследований проблематики двойного налогообложения в контексте международного налогового права; в этой связи можно указать на работы И.И. Кучерова, Е.Я. Сорокиной и И.А. Ларютиной3.

В зарубежной литературе вопросы устранения двойного налогообложения наиболее детально проработаны прежде всего в коллективных работах участников рабочих групп, создаваемых в рамках Налогового комитета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К данной тематике обращались такие иностранные специалисты в области налогообложения, как Р. Дернберг, Ф. Бейкер, Д.А.Ж. Мартин, С. ван Вигель, Д.В. Вильямс и др4.

У каждого государства при конструировании системы налогообложения есть две возможности: либо облагать налогами все мировые доходы своих резидентов (принцип резидентности), либо взимать налоги по месту осуществления экономических операций (принцип территориальности). Если бы все страны мира договорились и стали использовать один из этих двух принципов, основываясь на одних и тех же критериях, проблем бы не возникало. Но так как налоговые ставки и уровень экономического развития во всех странах разные, на практике и принцип резидентности, и принцип территориальности применяются одновременно.

В результате возникает ситуация двойного налогообложения, то есть взимание сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период.

Унифицированное решение этой проблемы еще в 60-е годы предложила ОЭСР, составив типовые модели международных налоговых соглашений и закрепив их в специальной модельной конвенции5. Она предполагает разделение юрисдикций между страной, где компания является резидентом, и страной, в которой она получает доход, и детально прописывает правила уплаты налогов с различных типов доходов. В настоящее время практически все международные соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на этом документе. Рассмотрим его основные положения более подробно.

Модельная конвенция ОЭСР

Первая статья типовых моделей налоговых соглашений устанавливает круг субъектов соглашения, т.е. лиц, являющихся резидентами договаривающихся государств. Компания может быть зарегистрирована на территории определенной страны, но при этом не пользоваться выгодами от заключенных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Например, LLP (Limited Liability Partnership) в Великобритании, LLC (Limited Liability Company) в США не облагаются корпоративными налогами в стране регистрации (доход сразу же распределяется между владельцами и облагается налогом по ставкам страны, где они проживают). Такие компании не могут получить подтверждение своей резидентности и, соответственно, не вправе пользоваться преимуществами соглашений об избежании двойного налогообложения.

Вторая статья типовых моделей определяет виды охватываемых налогов. Соглашения распространяются только на так называемые прямые налоги. Это налог на прибыль (прирост капитала) организаций, налог на доходы юридических лиц, а также налог на имущество.

Как правило, существует оговорка, что в случае изменения налоговой системы аналогичные налоги, появившиеся взамен старых или в дополнение к уже существующим, также подпадают под действие соглашения.

Следующая статья соглашений разъясняет термины и дает определения. Часто определения местного налогового законодательства не совпадают с определениями соглашения. В Российской Федерации, например, определение дивидендов уже, чем в мировой практике в целом. В этом случае приоритетным считается соглашение.

Далее идут статьи соглашения по группам доходов. Потребность в соглашениях возникает при международных операциях двух типов: активная коммерческая деятельность или пассивные доходы, например, получение платы за предоставление в пользование собственных ресурсов (лизинг, займы, дивиденды, плата за интеллектуальную собственность и др.).

Доходы от коммерческой деятельности нерезидента на территории государства подлежат налогообложению только при наличии постоянного представительства и в части, относимой к деятельности этого представительства. Особо отметим, что в соглашениях всегда раскрывается понятие «постоянное представительство». В конвенции обозначены два базовых критерия определения постоянного представительства.

Первый — существование какой-либо имущественной базы (например, недвижимости или иных активов) или персонала, иными словами, необходимо некое физическое присутствие иностранной компании на территории страны. Второй — ведение предпринимательской деятельности, предполагающее использование этого имущества или персонала.

Модельная конвенция предлагает следующее деление доходов. Например, бюджетные отчисления от дивидендов и процентов практически всегда делятся в некой пропорции, то есть налог по ставке 5–15% остается в стране источника дохода, затем данная сумма засчитывается компании в стране получения. Роялти (проценты с продаж) подпадают под налог только в стране получателя этого дохода, но в реально действующих соглашениях чаще всего предусмотрено такое же разделение, как и для дивидендных и процентных выплат.

В отношении налога на имущество и на прибыль от реализации имущества (ст. 13, 22 Конвенции) подход следующий: все, что связано с недвижимостью и имуществом, относящимся к постоянному представительству, облагается налогами по месту нахождения имущества; все, что касается движимого имущества, — в стране владельца.

Достаточно важной является 21-я статья. В ней говорится, что все остальные виды дохода, не упомянутые прямо в других статьях соглашения, подлежат налогообложению только в стране резидентности получателя. Это означает, что в случае возникновения ситуации, которая не подпадает ни под одну статью, налог у источника дохода не взимается.

Злоупотребления международными налоговыми льготами

Хотя ОЭСР отчасти и решила проблему «двойных» налогов, всегда найдутся желающие воспользоваться налоговыми льготами, имея только формальные права на них.

К настоящему времени налоговыми службами многих стран все больше разрабатываются различные методики, которые позволяют достаточно четко различать законное использование налоговых соглашений и уклонения от уплаты налогов.

Так, широко применяется следующая схема: налогооблагаемая база переносится в страну с меньшими налоговыми ставками, обеспечивая компании значительную налоговую экономию. Существует три уровня, на которых налоговые службы ведут борьбу с международным уклонением от уплаты налогов: международный, общенациональный и судебный.

Международный уровень: специальные меры в рамках международных договоров. В последнее время в США и ряде других стран во всех их налоговых соглашениях приводятся параметры тех компаний, которые могут пользоваться соглашениями об избежании двойного налогообложения. Например, если компания больше половины полученных доходов сразу же переводит за рубеж, то пользоваться соглашениями она не может. Налоговые органы проверяют соблюдение таких условий.

Общенациональный уровень: специальные меры, введенные в рамках национального законодательства. Это строго формальные, определяющие специализированные инструменты борьбы с конкретными способами уменьшения налоговых обязательств. В российском праве таких мер немного. Но есть страны, где их несопоставимо больше (например, Налоговый кодекс Великобритании состоит из этих мер на две трети).

Контроль за трансфертным ценообразованием6 подразумевает возможность проверки сделок между взаимозависимыми лицами на предмет их соответствия действительности. Налоговые органы понимают: взаимосвязанные компании могут занижать или завышать цены на товар внутри группы, чтобы прибыль от сделки осталась в более льготной налоговой юрисдикции. Поэтому в тех странах, где законодательно установлены правила контроля за трансфертным ценообразованием, налоговые органы сосредоточивают свое внимание на сделках между взаимозависимыми лицами, а также на бартерных операциях и сделках экспорта или импорта товаров или услуг.

Чтобы снизить налоговые риски, в ряде государств предусмотрен такой инструмент, как предварительные соглашения между налогоплательщиками и налоговыми органами о механизме ценообразования. Соответственно, соглашения позволяют налогоплательщикам избежать риска доначисления сумм при проведении налоговых проверок (если соблюдаются условия соглашений). В России такой возможности нет, поэтому под налоговый удар могут попасть и законопослушные компании.

Контроль за недостаточной капитализацией возможен в том случае, если деятельность компании финансируется через займы от аффилированных юридических лиц в объемах, больших, чем было бы возможно исходя из ее объективных показателей кредитоспособности.

Поскольку данная ситуация может привести к отнесению на расходы избыточных, по мнению налоговиков, сумм процентов по займам, недостаточная капитализация рассматривается как особый случай трансфертного ценообразования. К сожалению, однозначных формальных критериев, разграничивающих ситуации нормальной и недостаточной капитализации, в мировой практике не установлено. При определении сумм процентов, допустимых к вычету из налоговой базы, налоговыми службами применяется комплексная методика, учитывающая процентное покрытие, соотношение собственного и заемного капитала, наличие гарантий третьих лиц и др.

Судебный уровень: судебные доктрины, которые в настоящее время являются наиболее эффективной мерой противодействия международному уходу от налогов. Доктрины возникают в результате принятия серии однотипных судебных решений. В ряде стран (например, в Великобритании) они носят нормативный характер. Условно к этим странам можно причислить и Россию, где решения Высшего арбитражного суда де-факто всегда учитываются нижестоящими судами. В числе основных доктрин следует назвать две: доктрина деловой цели и доктрина превалирования существа над формой.

Доктрина деловой цели предполагает, что любая сделка может быть признана недействительной, если будет доказано, что она не имеет деловой цели. Доктрина позволяет выявить искусственные схемы, которые формально осуществляются в соответствии с требованиями закона, однако фактически направлены на получение необоснованной налоговой выгоды7.

Каждый год налоговые службы выявляют различные модификации таких схем. Наиболее распространенные из них не являются секретом — российская ФНС публикует их на своем сайте www.nalog.ru.

Судебная доктрина превалирования существа над формой (substance over form) применяется в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Сущность этой доктрины в том, что именно содержание сделки (а не ее форма) определяет налоговые последствия. Как правило, судебная доктрина превалирования существа над формой применяется налоговыми органами в отношении сделок между аффилированными лицами, поскольку при таких обстоятельствах используемая форма сделки часто имеет минимальные налоговые последствия и выбирается только для целей их снижения.

Таким образом, несмотря на то, что международные соглашения и позволяют компаниям снизить налоговое бремя, при применении этих соглашений на практике следует быть очень осторожным и четко отделять законные способы уменьшения налоговых платежей в бюджет и уклонение от уплаты налогов.

Читайте также: