Разработка урока фритредерство таможенные пошлины демпинг

Опубликовано: 07.05.2024

На современном языке вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Протекционизм - барьеры на пути свободной торговли - уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей. Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с более низкими издержками.

Торговые барьеры. Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на этом пути стоит большое количество барьеров:

Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном не велики, их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

Нетарифные барьеры . Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.

Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США. Доходы от пошлины, в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель. Пошлины сокращают объемы реального мирового производства.

Протекционизм. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще достаточно широко распространено. Какие аргументы приводят протекционисты для оправдания торговых барьеров?

Необходимость обеспечения обороны. Аргумент этот имеет военно-политический, чем экономический характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны.

Увеличение внутренней занятости . Лозунг “Спасайте рабочие места!”, используемый в защиту пошлин, становится все более модным по мере того как экономика приближается к спаду. Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но в то же время создает другие рабочие места.

Страны, пострадавшие от пошлин и квот, вероятно, предпримут ответные действия, вызывая новое повышение таможенных барьеров, которые в конце концов задушат торговлю до такой степени, что всем странам станет хуже. В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве в качестве стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу. Следует помнить: через импорт государства зарабатывают валюту, которую они тратят на товары местного экспорта.

Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономике Кувейта или ориентированного на производства сахара народного хозяйства Кубы, сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для диверсификации и, как следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции.

Защита молодых отраслей. Часто считают, что защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.

Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы также для защиты фирм, от иностранных производителей, которые сбывают избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта, а конкуренция на рынке ограничится. 21.2.1. 0 2Основные принципы построения налоговой

2 системы в экономике с развитым рынком

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложе21.2.3. 0 2Основные налоги, собираемые на территории 2Российской Федерации 1. 1Индивидуальный подоходный налог 0(налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. В России ставка этого налога составляла 40%. Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог довольно высок, что говорит о том, что налоговый пресс в этих странах давит на производителя в меньшей степени, нежели у нас. В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. 2. 1Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). 3. 1Социальные взносы 0(социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.

Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок. Налоги на товары и услуги 0, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС).

П ротиворечия действующей налоговой системы России

Действующая в течение последних трех лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Характерной особенностью созданной в нашей стране налоговой системы является то, что в отношении иностранных инвесторов принят практически национальный режим налогообложения.

Основные группы проблем правовой базы налоговой системы

Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими.

Н естабильность налоговой системы России

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что начало 90-х годов является периодом возрождения и становления налоговой системы России.

Пути реформирования правовой базы

Во-первых, что касается понятийного аппарата, то, не претендуя на полноту определения, попробуем выделить некоторые признаки упомянутых выше понятий. Обычно указывают, что налоги и сборы - это обязательные платежи в бюджет, установленные государством в лице законодательных органов. Общим признаком для налога и сбора можно считать и без эквивалентность платежа, понимаемую как отсутствие встречного равновеликого этому платежу блага. Перечисленные признаки, верные по сути, все же не позволяют разграничить понятия «налог» и «сбор» от других обязательных платежей. Как представляется, достичь цели можно, если отразить в определении экономическую сущность этих платежей, необходимость налогообложения как института, призванного экономически обеспечить деятельность, функционирование государства.

Предложения российских экономистов В.Г. Пансков предлагает: «. самым первым шагом в этом направлении должна стать дифференциация налоговых ставок (в первую очередь налога на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной - для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций.» То есть в конечном счете значительно увеличить налоговое бремя на конечного потребителя. Кроме того В.Г. Пансков предлагает сократить количество как потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов. В первую очередь это относится к местному налогообложению. Кандидат экономических наук Беляков А.А. предлагает еще один путь решения проблемы реформирования налоговой системы: « 1Это путь увеличения производимой товарной массы 0. И начинать надо не с «инфляции», а с самого производства. Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что доходная часть госбюджета начнет относительно возрастать).

5. Государственное регулирование мировой торговли

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

- межгосударственные договоры и соглашения;

- мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны 2 основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины).

Таможенный тариф – это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные пошлины – это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

2) защитная (защита отечественных производителей от конкуренции);

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

Владелец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

Нетарифные методы делятся на группы:

1) административные меры или количественные ограничения (лицензирование, контингентирование, сертификация);

2) технические меры (маркировка и упаковка, ветеринарный и гигиенический контроль, определенные стандарты качества);

3) экономические (валютный контроль, НДС, обеспечение уплаты таможенных платежей, контроль за ценами, государственная монополия на внешнюю торговлю, государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну).

Нетарифные (количественные) ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу.

Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран.

Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к тем товарам, в которых остро нуждается сама страна.

Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

Квотирование – это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенных наименований.

Из всех видов нетарифных барьеров квоты получили наибольшее распространение.

При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней.

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, использование средств морального поощрения экспортеров.

Основную роль в этой системе играют кредитные и финансовые инструменты.

Кредитные средства используются в 2 формах:

- предоставление экспортных кредитов на более благоприятных условиях;

- страхование экспортных операций (кредитов), что позволяет банкам предоставлять их на льготных условиях.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии.

Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую деятельность, также позволяет продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Продажа товара на внешнем рынке по более низким ценам, чем на внутреннем или дешевле стоимости его производства, называется демпингом.

Еще одной формой торговых барьеров являются добровольные экспортные ограничения – квоты. Экспортеры продукции дают согласие на добровольные ограничения в обмен на смягчение торговых барьеров со стороны государства, в которое направляются товары.

date image
2014-02-13 views image
2877

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Ни в одном государстве развитие международной торговли не обходится без вмешательства государства, т.е. без политики протекционизма.

Протекционизм (в узком смысле) – государственная политика ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Протекционизм (в широком смысле) - все меры государства, направленные на повышение конкурентоспо­собности национальной экономики.

Сегодня в ходе развития внешней торговли сталкиваются интересы различных слоев населения, к тому же национальная экономика становится все более открытой, поэтому государство должно учитывать в своей политике процессы, происходящие как внутри страны, так и в сфере внешнеэкономических связей, к тому же ВТО проделывает большую работу по ослаблению протекционизма. Поэтому внешнеторговая политика государства остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.

Государство в лице его исполнительной и законодательной власти призвано:

- защищать общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического развития и роста;

- улучшать положение страны в международном разделении труда;

- защищать интерес национальных производителей и потребите­лей;

- способствовать улучшению структуры экспорта,

- следить за благоприятным соотношением экспортных и импорт­ных поставок, обеспечением производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами,

- повышать бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется тарифными (таможенный тариф) и нетарифными средствами (квоты, лицензии, субсидии). В нашей стране наиболее распростра­нены таможенные.

Таможенный тариф (таможенная пошлина)– это государственный денежный сбор с ввозимых товаров.

- по способу установления: адвалорные (в процентах с цены) и специфические (ставка с объема, веса и т.д.), комбинированные (с од­ного товара взимаются две пошлины - адвалорная и специфическая);

- по направлению движения товара: экспортные, импортные, тран­зитные;

- в зависимости от уровня цен на товары: компенсационные и антидемпинговые пошлины устанавливаются для выравнивания цен;

- в зависимости от того, производится или не производится товар в данной стране: фискальные (взимаются с товаров, не производимых в данной стране) и протекционистские (устанавливаются на товары, производимые в данной стране).

Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа на импортные товары (рис. 13.7).

Рис. 13.7. Последствия введения таможенного тарифа на импорт

Предположим, что мировая цена на товар РW ниже внутренней цены равновесия (внутренняя цена в условиях автаркии – Равт), это означает, что стране выгодно импортировать этот товар. В результате цена на внутреннем рынке на данный товар установилась на уровне мировой РW. Это привело к падению объемов производства c Qe до QS1, однако, объем спроса возрос c Qe до QD1. На рынке образуется дефицит товара, который и восполнится за счет импорта товара.

В целях поддержки отечественного производителя государство ввело тариф (Т). Это привело к росту цены на данный товар на внутреннем рынке с РW до уровня РW+T. В результате объем производства вырос с QS1 до QS2 , однако объем внутреннего спроса снизился с QD1 до QD2. Это привело к сокращению импорта с (QD1 - QS1) до (QD2 –QS2).

Таким образом, от введения таможенного тарифа выигрывают производители, а проигрывают покупатели, так как они должны платить за весь товар (как импортный, так и отечественный) дороже. С вводом тарифа потери потребителя составили (a+b+c+d). Отечественные производители могут в этих условиях расшить продажи, так как импортные товары станут дороже и потребители переключатся на отечественные товары. Но с другой стороны, подорожание импортных товаров позволит и отечественным производителям повысить цены на свои товары и получить дополнительный выигрыш. Выигрыш производителя составит a. Но их выигрыш меньше потерь потребителя, поскольку отечественный производители выигрывают только от повышения цены на свою продукцию, а потребителям приходится платить дороже за весь приобретенный продукт.




Таможенный тариф оказывает воздействие на благосостояние и потребителей, и производителей, поскольку является важным источником дохода для государственного бюджета.

Графически это представлено площадью прямоугольника c.

Таким образом, введение таможенного тарифа приводит к перераспределению доходов от потребителя в пользу государства и производителей импортозамещающей продукции.

Совокупный выигрыш государства и производителей составит (a+c), но они меньше, чем проигрыш потребителя (a+b+c+d). Чистые потери благосостояния общества составят (b+d).

Кроме таможенных пошлин при пересечении границы с товаров взимаются различные поборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные налоги, импортные сборы, компенсационные сборы и т.п. К финансовым методам регулирования относятся различные валютные ограничения, в том числе авансовые депозиты, ограничения на обмен валюты, валютный курс, валютный контроль.

Однако, говоря о таможенном тарифе, необходимо помнить, что одновременно государство несет и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации и т.д. В результате, возможно, что доходы от тарифа будут частично «съедены» самой системой организации тарифа и эффект для государства будет в несколько раз меньше ожидаемого. Поэтому их роль в последние годы ослабла, государство перешло на нетарифные инструменты внешнеторговой политики(административные).

К нетарифным инструментам относятся:

Квотирование – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции разрешенной для ввоза (импортная квота) или вывоза (экспортная квота) из страны.

Квотирование внешней торговли осуществляется путем лицензирования – государство выдает лицензии (разрешения) на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и запрещает нелицензионную торговлю. Лицензии могут быть генеральными (общими), индивидуальными, разовыми или автоматическими;

2) добровольные ограничения экспорта. Государство «добровольно» лимитирует объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность» условна, т.к. экспортер идет на это, дабы избежать более серьезных мер со стороны своих партнеров;

3) антидемпинговые меры (демпинг – продажа продукции по более низким ценам (ниже себестоимости или ниже, чем внутри страны) обычно используют в период экономического спада);

4) введение запрета на экспорт или импорт того или иного товара;

5) использование технических средств регулирования: таможенные формальности, технические стандарты, санитарные, экологические и другие нормы безопасности;

6) установление экспортного контроля.

Рассмотрим экономические последствия установления квоты (Q) на импорт (рис. 13.8).

Пусть страна является импортером товара. В условиях свободной торговли внутренняя цена на данный товар установилась на уровне мировой (РW). При этой цене отечественные производители не могут обеспечить внутреннюю потребность в товаре, и объем импорта составит (QD1- QS1). Правительство, желая ограничить объем импорта, устанавливает квоту размером Q.

Рис. 13.8. Последствия введения квоты на импорт

В результате ввода квоты кривая S сместится вправо на величину квоты, и общее предложение на внутреннем рынке с учетом импорта, будет описываться кривой S1. Это стимулирует рост отечественного производства с QS1 до QS2. Но спрос на продукцию остался прежним QD1, к тому в результате количественного сокращения импорта, часть внутреннего спроса останется неудовлетворенной, и это приведет к росту цен до уровня РW+Q и сокращению объема спроса с QD1 до QD2.

Потребитель в результате роста цены несет потери в размере (a+b+c+d+e). Производитель же расширяет объемы производства и реализует ее по более высокой цене, в результате размер его дополни­тельного выигрыша составит a.

Области (c+d) – это либо доход государства, если лицензия прода­ется, либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получаю лицензии бесплатно. В любом случае он распределяется между тем, кто продает лицензии или их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные (b+e), Результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа доход получит государство, а при установлении квоты он может полностью или частично достаться импортерам.

Государство отдает предпочтение квоте, а не тарифу, поскольку введение квоты дает:

1) гарантию того, что импорт не превысит определенную вели­чину, поскольку лишает иностранных конкурентов увеличить продажу своей продукции за счет снижения цен (тариф этого не дает);

2) более гибкий механизм, не требующий вмешательства национального законодательства, поскольку изменение тарифов регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями;

3) использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, т.к. путем распределения лицензий государство может оказать поддержку отдельным предприятиям.

Однако использование квот на импорт приводит и к негативным эффектам:

1) ограничивая конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота способствует монополизации экономики;

2) распределение лицензий проводится не на открытых аукцио­нах, а произвольно, недостаточно эффективными административными решениями, что в худшем случае приводит к коррупции;

3) будучи менее прозрачными, чем таможенные пошлины, нета­рифные инструменты дают больше возможностей для произвольных действий правительства и создают значительную неопределенность в торговле. Поэтому перед ВТО стоит задача постепенной отмены количественных ограничений и замены их на тарифные. В настоящее время положения ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса.

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются всеми странами. Это объясняется следующими положительными моментами протекционизма:

1) приносят немалый доход государству. Государство прибегает к ним для пополнения дефицита бюджета, особенно в странах, где налоговая система находится на стадии становления, и существуют трудности со сбором внутренних налогов. Но эти поступления будут зависеть от эластичности спроса на импортную продукцию. В случае неэластичного спроса по цене поступления в казну возрастут, если же товар высокоэластичен целесообразно ослабление протекционизма;

2) стимулируют производство и занятость, что обеспечивает социальную стабильность. Сокращение импорта увеличивает совокупный спрос и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существует и другая точка зрения относительно стимулирования производства: протекционизм ограничивает конкуренцию и создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях (аналогичных отечественных производствах), но одновременно создает занятость в сферах, связанных с импортом - с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции. К тому же существуют и другие более эффективные методы защиты, поддержки отечественного производителя, например, предоставление субсидий;

3) стимулируют развитие молодых отраслей. Хотя противники по­литики протекционизма считают, что эти меры снижают стимулы к повышению эффективности в них и период становления может затя­нуться;

4) обеспечение экономической безопасности и обороноспособно­сти страны, поскольку чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение при чрезвычайных об­стоятельствах.

Недостатки политики протекционизма в следующем:

1) обострение межгосударственных противоречий: политика про­текционизма, проводимая одним государством, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. В результате экспорт сокращается, снижается совокупный спрос и снижается занятость в отрас­лях, ориентированных на экспорт;

2) сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса: сокра­щение импорта и увеличение экспорта отразится и на обменном курсе национальной валюты (она повысится). Повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате произойдет ухудшение платежного баланса страны.

Однако многие экономисты отстаивают идею перехода к свободной торговле – фритредерству.

Фритредерство - политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ, направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

В защиту своих взглядов они приводят следующий ряд аргументов:

- свободная торговля позволяет избежать потерь в экономической эффективности, связанных с ограничением торговли;

- таможенная защита внутренних рынков, уменьшая конкуренцию и увеличивая прибыль, привлекает больше фирм в защищаемую отрасль. По мере роста числа фирм на ограниченных внутренних рынках масштаб производства каждой фирмы становится неэффективным;

- свободная торговля заставляет предпринимателей постоянно конкурировать внутри страны и искать новые выходы на внешние рынки гораздо активнее, чем регулируемая торговля.

Поведем краткие итоги:

Теории международной торговли и внешнеэкономическая политика во все времена были и остаются объектом противоборства двух идеологий – доктрины свободной торговли (фритредерства) и доктрины протекционизма.

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов. На практике эти методы сводятся к взиманию государством таможенных пошлин с экспортно-импортных операций. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф.

Развитые страны в большинстве случаев прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта в формах низкопроцентных займов фирмам–экспортерам, налоговым льготам, стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают импортные и экспортные квоты, добровольные ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и ряд других мер.

[1] Автаркия - замкнутость экономики. Характеризуется ориентацией производителей на внутренние источники сырья, оборудование, рынки сбыта. Импортируется лишь то, без чего народное хозяйство не может обойтись, экспорт осуществляется лишь для того, чтобы компенсировать расходы на необходимый импорт.

[2] Хекшер Эли (1879-1952) – шведский экономист.

[3] Олин Бертиль (1899-1979) – шведский экономист.

Экономический рост, инвестиционный климат современной России

Собственность как экономическая категория. Форма собственности

Собственность – это отношения между людьми, которые показывают кому принадлежит та или иная вещь.

Существуют следующие формы собственности:

1. Государственная собственность или общественная

2. Муниципальная (собственность городских, районный или поселковых поселений)

3. Частная собственность:

А) собственность граждан

Б) собственность юридических лиц

9. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная, смешаннаяЭкономическая система – форма организации хозяйственной жизни общества, разделяющихся по способу координации хозяйственной деятельности и типу собственности на экономические ресурсы

Традиционная экономическая система – способ реализации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределены в соответствии с длительно существующими традициями

Рыночная экономическая система (капитализм) - способ реализации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, которые принимают все хозяйственные решения, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков

Командная система (социализм) - способ реализации экономической жизни, при котором капитал и земля реально находятся в собственности государства, которое также и распределяет все ограниченные ресурсы

Смешанная экономическая система - способ реализации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется рынками и при значительном участии государства

Внешнеторговая политика (фритредерство) - политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли.

Тарифные барьеры Нетарифные барьеры Государственное стимулирование экспорта
Таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые с провозимых через границу товаров в соответствии с таможенными тарифами и в размерах, зависящих от степени обработки товара, страны-производителя. Демпинг – установление искусственных заниженных цен на экспортируемые товары для достижения конкурентоспособности на внешнем рынке Методы административного и экономического регулирования, не связанные с установлением пошлин: 1)установка квот (предельных объемов) ввоза и вывоза товаров до полго запрета 2) лицензирование импорта и экспорта 3) ограничение на ввоз и вывоз товаров и технологий 4) установление минимальных импортных цен 5) НДС, актизы, гос.страхование Государство получает стабильный доходы от таможенного обложения. Пошлины способствуют развитию новых отраслей национальной экономики, созданию дополнительных рабочих мест. Госбюджет получает дополнительные доходы

11. Предпринимательская деятельность. Её виды и цели

Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущиеся с целью извлечения дохода.

Предпринимательство разделяется по 2 основаниям:

1.По масштабам:

А) индивидуальное предпринимательство (1 человек, 1 семья)

Б) коллективное предпринимательство (коллектив, акционерное общество)

2.По характеру деятельности:

А) коммерческие предприятия (извлечение прибыли как главная цель)

Б) некоммерческие предприятия (не ставят перед собой цель извлечения прибыли и распределяют полученную прибыль между участниками)

12. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. Политика «дорогих» и «дешевых» денег

Кредиты, реализуемые на рынке:

1. Ипотечный кредит – предоставляется для финансирования инвестиций в новое строительство и для перехода в новую технологию. Наличие частной собственности – решающее условие ипотечного кредита.

2. Потребительский кредит – займы (ссуды), которые предоставляются потребителям товаров или лицам, оплачивающим потребительские услуги. В зависимости от условий займов долги погашаются или единовременно к моменту истечения срока предоставленного кредита или в рассрочку

Государство продает ценные бумаги Государство скупает ценные бумаги
Продажа ценных бумаг на открытом рынке приводит к сокращению резервов коммерческих банков, что тормозит рост инвестиций и ВВП и задерживает рост спроса на труд Скупка ценных бумаг стимулирует расширение спроса и рост денежной массы и инфляцию; рост кредита содействует новым инвестициям, росту ВВП, занятости и потребления

Не всегда политика «дешевых» денег уместна. Центральный банк стимулирует расширение кредитов. Снижает процентные ставки, что влечет за собой рост цен, усиление инфляции и снижение покупательской способности денег, их обесценивание.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

6.3.3. Таможенные пошлины.

К числу важнейших косвенных налогов относятся также таможенные пошлины и сборы. Они являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары. Они выполняют несколько функций. Во-первых, защищают отечественного товаропроизводителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. Во-вторых, используются как средство регулирования изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, способствуют рационализации структуры экспорта и импорта. Они призваны содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу, поэтому право на установление размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов принадлежит Правительству РФ.

Различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины – взимаются с импортируемых товаров, провозимых через таможенную границу или отпускаемых с таможенных складов, расположенных внутри страны. Они устанавливаются в фискальных целях либо для ограждения собственного рынка, либо для предотвращения доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов. Доля ввозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных пошлин составляет около 25 %.

Вывозные (экспортные) пошлины – взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию. Эти пошлины служат для того, чтобы ограничивать вывоз товаров из страны. Чаще всего они применяются к товарам, по которым в области экспорта страна обладает монополией. В настоящее время в России экспортные пошлины в основном существуют на сырьевые товары. На долю этой категории пошлин приходится около 75 % всей суммы таможенных пошлин.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через границу. Они достаточно широко используются многими странами в фискальных целях и взимаются в виде: разрешительных, гербовых сборов, платы за провоз грузов и т. п. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин является регулирование грузопотоков через территорию страны. В мировой практике транзитные пошлины встречаются редко. В российской практике этот вид таможенных пошлин также практически не используется.

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (веса, объема, штуки и т. п.). При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к таможенной стоимости товара, а при смешанном тарифе (коммулятивном) устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах.

По характеру происхождения пошлины бывают:

автономные – это пошлины, которые устанавливаются отдельными странами в одностороннем порядке, вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних договоров. Величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами;

конвенционные (договорные) – это пошлины, которые устанавливаются на основе соглашения между странами. Они не могут быть изменены странами в одностороннем порядке. Существует также целый ряд специальных пошлин. К их числу относят антидемпинговые пошлины, которые взимаются сверх обычных при обнаружения факта демпинга. С их помощью ликвидируются условия для демпинга, т. е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.

Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.

Преференциальные пошлины (предпочтительные) – это льготные пошлины, которые вводятся в пониженных размерах для одной или нескольких стран. Чаще всего они ниже минимальных или равны нулю, что равноценно беспошлинному провозу.

В противоположность преференциальным существуют дискриминационные пошлины, которые вводятся для ограничения ввоза отдельных товаров.

Существуют еще компенсационные пошлины, которые взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара. Главной целью всех специальных пошлин является противодействие вытеснению с рынка отечественных производителей из-за поступления более дешевых импортных товаров.

Таможенные пошлины не являются регулирующим налогом. Они в полном объеме вносятся в федеральный бюджет и составляют значительную часть его доходов. Вместе с тем сегодня неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются еще значительными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы следует:

1) последовательно снизить средневзвешенную и максимальную импортную пошлину;

2) максимально укрупнить товарные группы;

3) отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции);

4) ликвидировать все существующие льготы;

5) исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работ);

6) в целях укрепления связей таможенных и налоговых органов следует ввести идентификацию товаров, основанную на грузовой таможенной декларации. Этот документ должен сопровождать товар вплоть до конечного потребления, что позволит любому проверяющему, вплоть до розничной торговли, выяснить, соблюдены ли таможенные формальности при ввозе товара.

Читайте также: