Как взыскать деньги с налоговой инспекции

Опубликовано: 17.05.2024

Налоговые инспекторы тоже совершают ошибки. Правда, в результате таких огрехов компания может понести как незначительные, так и весьма серьезные денежные потери. Возникает вопрос: можно ли спросить с ревизоров потерянные средства? Можно. Николай Визер, старший юрисконсульт юридической компании «Туров и Побойкина – Сибирь», рассказал, в каких случаях получится взыскать деньги.

Согласно статье 6 ГК РФ, «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием». Как известно, инспекторы входят в состав государственных органов. Соответственно, причиненный ревизорами ущерб подлежит возмещению государством в общем порядке.

Способы навредить

Есть несколько основных способов, которыми чиновники могут причинить вред налогоплательщику. Вариант первый. Статья 32 НК обязывает фискалов консультировать фирмы и ИП, в том числе, в письменной форме. Таким образом, если компания, предприниматель или физическое лицо действовали в соответствии с разъяснениями и получили убытки, они могут требовать компенсации.

Вторая ситуация, при которой ревизоры должны возместить причиненный вред, – это разглашение налоговой тайны, которую они обязаны соблюдать.

Третий вариант – неправомерное применение обеспечительных мер.

. если компания, предприниматель или физическое лицо действовали в соответствии с разъяснениями и получили убытки, они могут требовать компенсации.

Контролеры вправе арестовать имущество компании и приостановить операции по ее счетам. Нетрудно представить, какие последствия для коммерсанта это может повлечь.

Инспекция может также причинить вред при излишнем взыскании, при совершении действий, которые потребуют судебной защиты, например, доначислять налоги по результатам проверки, а также в других ситуациях. Этот список – довольно большой, чтобы приводить его здесь целиком.

Безнадежный вариант

Нужно отметить, что в первых двух случаях доказать что-либо крайне проблематично. Кто хоть раз просил фискалов о консультации, скорее всего, получал простое цитирование НК. С налоговой тайной та же проблема – доказать, что информация «ушла» именно из ФНС, практически невозможно. Однако, даже если необходимые факты будут установлены, другой существенной проблемой является доказательство причинно-следственной связи между совершением налоговым органом определенных действий и наступившим вредом. Кроме того, определение размера причиненных убытков также является довольно дискуссионным вопросом.

Расчетный счет

Наверное, самым распространенным и наиболее четко озвученным в законодательстве случаем является излишнее взыскание. Напомню, что ревизоры наделены правом бесспорного списания средств с расчетного счета компании. Согласно статье 46 НК, «В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика». Таким образом, для списания денег нужны основания, но не обязательно наличие судебного решения.

Довольно часто складывается ситуация, когда контролеры проявляют излишнее рвение, опасаясь, что организация «уведет» деньги со счета. В результате фирма идет в суд и доказывает, что списание было неправомерным. Если это сделано, остальное является делом техники.

Согласно статье 78 НК, фискалы обязаны принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (в том числе, заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) компании.

Единственным основанием для отказа является наличие недоимки, которая гасится за счет образовавшейся переплаты.

Единственным основанием для отказа является наличие недоимки, которая гасится за счет образовавшейся переплаты. Если, вопреки очевидным причинам, чиновники отказываются возмещать налог, то вернуть средства можно в судебном порядке. Названная статья гласит, что «исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога».

Кроме того, действующее законодательство содержит указание на обязанность возместить коммерсантам проценты на излишне взысканную сумму. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Зачастую излишнее взыскание сопровождается применением обеспечительных мер, самой распространенной из которых является приостановление операций по счету. Согласно статье 76 НК, эта процедура означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Подобные действия зачастую влекут срыв перевода денег контрагентам и, как следствие, начисление пеней и штрафов. Если партнер предъявит соответствующие претензии, то ревизоров можно заставить компенсировать сумму взысканных арбитрами санкций. Однако для этого потребуется еще одно судебное заседание. И учитывая тот факт, что незаконность действий ревизоров будет подтверждена, реальность взыскания убытков значительно повышается.

Налоговое представительство

Согласно статье 26 НК РФ, «личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях».

Проблема в том, что услуги представителей могут обходиться довольно дорого компаниям. Особенно «весомой» сумма становится, когда речь заходит о представительстве в ходе проведения выездной проверки или обжалования ее результатов, в том числе в суде.

Учитывая, что значительная часть дел рассматривается в пользу бизнесменов, их желание вернуть потраченные на юристов деньги вполне понятно и законно.

Однако здесь есть важный момент. Рассмотрение результатов выездной проверки включает в себя два этапа – досудебный и судебный. На первом, компания готовит возражения и апелляционную жалобу. Данная стадия может занимать около полугода. На втором этапе организация может пройти три-четыре судебные инстанции, что затянет процесс на год и более. Таким образом, обе стадии возврата средств вполне могут быть соизмеримы по времени и затраченным усилиям. Тем не менее, порядок компенсации расходов на каждой из этих ступеней разный.

Согласно статье 110 АПК, «расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах». «Разумность» расходов определяет суд.

Важно отметить, что те расходы, которые компания понесла до обращения в суд, в состав судебных трат не включаются. Таким образом, если представитель защищает права компании, в том числе, и на досудебной стадии, нужно определить, какая часть расходов относится к судебному представительству, а какая – к досудебному. В противном случае могут возникнуть сложности с возмещением.

В законодательстве невозможно перечислить все случаи, когда фискалы нарушают права коммерсантов. Поэтому компаниям и предпринимателям в случае причинения им убытков по вине инспекции необходимо идти общим путем – обращаться в суд.

Николай Визер, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

По общему правилу каждая организация должна самостоятельно исполнить свою обязанность по уплате налогов. Однако из этого правила есть исключения и если налогоплательщик своевременно не уплатит налоги, то за него это придется сделать другим лицам. Рассмотрим ситуации, при которых налоговые органы могут перевести долги организации на третье лицо.

Взыскание налога с зависимого лица налогоплательщика

Отдельные фирмы, стремясь избежать взыскания налогов, переводят бизнес на другие организации. Подобные манипуляции хорошо известны сотрудникам налоговых органов, которые предъявляют судебные претензии этим компаниям, руководствуясь положениями п. 2 ст. 45 Налогового кодекса.

Налоговый орган вправе взыскать недоимку налогоплательщика с зависимого лица в следующих случаях:

  1. на банковские счета зависимого лица поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги);
  2. зависимому лицу переданы денежные средства и иное имущество налогоплательщика.

В законе прямо названы в качестве зависимых лиц только основное и дочернее общества, однако суд вправе признать и иных лиц зависимыми между собой (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере из арбитражной практики.

Организация в целях неисполнения налоговых обязательств фактически перевела свою финансово-хозяйственную деятельность зависимому лицу. Последнее было учреждено взаимозависимым по отношению к налогоплательщику лицом. Работники налогоплательщика массово перешли на работу в зависимое лицо, которое продолжило продажу одежды на тех же торговых площадях, которые ранее занимал налогоплательщик.

На складе зависимого лица находится товар, выручка, от которого поступает на счета зависимого лица до момента несения соответствующих расходов по его приобретению. Зависимое лицо имело взаимоотношения с теми же организациями, которые ранее являлись контрагентами налогоплательщика.

В итоге суд взыскал задолженность налогоплательщика по уплате обязательных платежей с зависимого лица (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2019 г. № Ф05-958/2018 по делу № А41-98154/2017).

Субсидиарная ответственность контролирующего должника лица при банкротстве

Иногда компания может задолжать крупные суммы не только бюджету, но и другим кредиторам. При недостаточности активов для погашения долгов организация рискует пополнить ряды банкротов. Тогда по долгам несостоятельного предприятия будут отвечать контролирующие должника лица, если их действия и (или) бездействия сделали невозможным полное погашение требований кредиторов. Это предусмотрено п. 1 ст. 61.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Контролирующими лицами должника могут быть признаны, в частности, следующие субъекты:

  • генеральный директор;
  • финансовый директор;
  • главный бухгалтер;
  • управляющая организация;
  • учредитель.

В качестве примера приведем судебный прецедент о привлечении учредителя должника и его руководителя к ответственности за налоговые долги организации.

По итогам выездной налоговой проверки инспекторы установили необоснованное занижение компанией доходов от реализации услуг общественного питания в налоговой и бухгалтерской отчетности. Банкротство должника было вызвано не самим фактом доначисления налогов по результатам проверки, а действиями контролирующих должника лиц по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода. Конкретные указания директору должника давал учредитель. При этом директор не утрачивал возможности влиять на действия возглавляемой организации.

В условиях отсутствия ликвидного имущества банкротство должника вызвано неправомерными действиями контролирующих лиц по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода. Поэтому погасить долги банкрота перед бюджетом должны его учредитель и генеральный директор (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2020 г. № Ф05-3769/2020 по делу № А40-135899/2018).

Имущественная ответственность руководителя по уголовному делу

За уклонение от уплаты налогов установлена уголовная ответственность должностных лиц организации. Уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса может быть возбуждено при неуплате налогов в сумме свыше 15 млн руб.

В том случае, если сама организация не рассчитается по налоговой задолженности, налоговые органы предъявят претензии к ее руководству.

Так, суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Данный ущерб государству в виде неуплаченных налогов причинен физическим лицом, возглавляющим юридическое лицо и являющимся его законным представителем.

Суд пришел к выводу о том, что ущерб государственной казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который является лицом, ответственным за возмещение причиненного государству ущерба (апелляционное определение Московского городского суда от 16 июня 2020 г. по делу № 33-21214/2020).

Между тем привлечение физического лица к ответственности за неуплату налогов организацией возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых способов взыскания налогов за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам.

В частности, руководитель организации может быть ответчиком по иску налоговой инспекции в следующих случаях:

  • после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении организации;
  • организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем невозможно взыскание с нее или с указанных лиц налоговой недоимки и пени.

Как показывает практика, суды руководствуются приведенной правовой позицией.

По приговору суда была установлена вина генерального директора в уклонении от уплаты организацией налогов. Основанием для привлечения руководителя к гражданско-правовой ответственности послужили следующие обстоятельства.

Все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества организации оказались безрезультатными в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание. Вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее недоимки в порядке налогового и гражданского законодательства невозможно.

Поскольку отсутствовала возможность иным образом компенсировать потери бюджета, суд возложил ответственность за неуплату организацией налогов на ее директора (апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 июня 2020 по делу № 33-5610/2020).

Таким образом, ответственность учредителей, руководителей, работников налогоплательщика и иных лиц за неуплату организацией налогов не является общим правилом. Взыскание с указанных физических лиц налоговой недоимки и возложение на них ответственности по долгам юридического лица перед бюджетом допускаются лишь в случаях, специально предусмотренных законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Глава 12 части 1 НК РФ носит название «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм». Статья 78 указанной главы документа по большей части раскрывает процедуру зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, а также регламентирует положения в части их возврата.

А статья 79 закрепляет механизм возврата таких сумм, но уже излишне взысканных. Тем не менее не все знают, как правильно потребовать у налоговых органов возвратить излишне уплаченные и излишне взысканные налоги.

Излишне уплаченный налог

Если данный месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, то согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата. В случае изменения ключевой ставки в отдельные периоды времени, исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки (смотрите Приказ ФНС от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее — Приказ ФНС РФ N ММ-3-1/683@), а также Письмо Минфина от 01.08.2007 N 03-02-07/2-136).

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ). Если предусмотренные штрафные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения установленного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата (п. 12 ст. 78 НК РФ).

При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, налоговым органам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Излишне взысканный налог

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а также заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика (форма решения в Приложении N 3 к Приказу N ММВ-7-8/182@).

До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ). Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления этого факта (форма сообщения в Приложении N 2 к Приказу N ММВ-7-8/182@). Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ. В случае если указанные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. Возврат суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Зачет при возврате налога

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены некоторые вопросы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм. Так, Пленум ВАС РФ в пункте 32 Постановления N 57 указал, что зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

В связи с этим не может быть произведен зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней по инициативе налогового органа в следующих ситуациях:

  • зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней не может быть произведен налоговым органом в счет погашения той задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена;
  • не может быть произведен налоговым органом зачет пеней в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
Пленум ВАС РФ пришел к выводу, что налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченного налога, только если налоговый орган отказал в удовлетворении упомянутого заявления либо если налогоплательщик не получил ответа в установленный срок. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 г. N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32.

Особенности зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней налоговым агентом разъяснены в пункте 34 Постановления N 57. Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов. В связи с этим, как пояснил Пленум ВАС РФ, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:

  • если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
  • если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Налоговый орган может узнать о сумме налога, излишне удержанной налоговым агентом, из представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ заявления на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога, либо в результате выездной налоговой проверки данной организации (налогового агента). Информацию о том, что налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму НДФЛ, налоговый орган может получить в результате выездной налоговой проверки организации. Указанная информация может быть также получена непосредственно от налогоплательщика (включая налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ) или по инициативе налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»).

В пункте 35 Постановления Пленум ВАС РФ N 57 указано, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней в счет погашения задолженности распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.

Таким образом, решение арбитражного суда о возврате налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм пени подлежит безусловному исполнению налоговым органом. Налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет этой суммы в счет погашения имеющейся задолженности. Разъяснения, касающиеся момента исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, содержатся в пункте 36 Постановления N 57.

Учет и контроль возврата и зачета налогов

Факт излишней уплаты (излишнего взыскания) устанавливается специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, в чьи функции входит сверка с налогоплательщиками. Сотрудником отдела в течение десяти рабочих дней после наступления срока уплаты налога (сбора) формируется список налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания).

Излишне уплаченная (взысканная) сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам. При расчете излишне уплаченной суммы налога исключаются платежи по НДФЛ, уплаченные в текущем году. Данный список передается для согласования в отдел камеральных проверок, аналитический отдел и отдел ввода и обработки данных. После чего список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства для проведения мероприятий по зачету подтвержденной переплаты в счет недоимки, задолженности по пеням и штрафам в рамках статьи 78, 79 НК РФ.

После проведения указанных мероприятий отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел работы с налогоплательщиками для формирования извещений об обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).

Для целей данных методических рекомендаций перед принятием решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, страховых взносов, налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в том числе:

  • налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
  • суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
  • при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствует задолженность по налогам, пеням, штрафам соответствующего вида налогов и сборов, страховых взносов. Информацию об отсутствии задолженности в целом по юрлицу собирает налоговый орган, в который поступило заявление о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, в том числе путем просмотра федерального информационного ресурса «Расчеты с бюджетом», направления соответствующих запросов в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика (его обособленных подразделений). Информация о состоянии расчетов с бюджетом по налогоплательщику, указанному в запросе, направляется в 5-дневный срок со дня поступления запроса;
  • решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, страховых взносов, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов, сборов, страховых взносов. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена;
  • обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юрлица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юрлица как налогоплательщика;
  • факт излишнего взыскания налога (сбора, страховых взносов) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора, страховых взносов), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами главы 21 и главы 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.
Оригиналы принятых налоговыми органами решений о возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, хранятся в архивном деле соответствующих налоговых органов в течение 5 лет.

Предприниматель был должен налоговой 800 000 рублей. С помощью документов и терпения ему удалось списать долг. Юрист Денис Савин рассказывает, как сделать также.

Денис Савин

Кто интересуется долгами

Есть у компании долги перед налоговой или нет — не тайна, любой может узнать об этом. Обычно долги проверяют:

  • банки, чтобы понять, можно ли открывать счет или нет. Если долги есть, банк отказывает в счете;
  • поставщики или клиенты. Возможно, из-за крупного долга клиенты не рискнут связываться с компанией. Вдруг компания не выполнит обязательства по сделке или налоговая заподозрит в ней однодневку. В любом случае это кажется рискованным;
  • инвесторы. Допустим, инвестор планирует выкупить компанию, а у компании полмиллиона рублей долга. Долг может показывать ненадежность компании или снизить ее стоимость;

  • заказчики тендеров. Из-за долга есть риск лишиться возможности побороться за тендер.

Заказчики негосударственных тендеров вправе требовать от участников, чтобы у них не было долгов по налогам. Для гостендеров отсутствие долгов — обязательное требование. Это описывает 44 ФЗ, закон о госзакупках.

Если компания переплатила налоги, переплату можно вернуть. Но если у компании висит долг перед налоговой, вернуть переплату труднее.

Есть несколько способов узнать о долге компании. Самые частые такие: доброжелатель проверяет компанию через сервис налоговой или просит у компании справку от налоговой, где та напишет о долгах.

Проверка через сервис занимает две минуты: вы вбиваете ИНН, и сервис показывает, что с долгами. Суммы долга не видно, но видно, что он есть.


Если у компании нет долгов перед налоговой, справка может выглядеть так:


Чтобы не рисковать сделками и счетом в банке из-за долгов, советую попробовать списать долги.

Как появляется долг

Есть два типа долга перед налоговой: о котором налоговая знает и уже что-то делает, и котором как бы знает, но ничего не делает. Теперь по порядку.

В 99,9% случаев налоговая узнает о долге и не забывает о нем, пока не получит деньги.


Что делать, если налоговая заблокировала счет

Компания «Ветер» не доплатила 60 000 рублей, хотя по декларации должна была. Налоговая это замечает и требует доплатить.

Если «Ветер» отказывается или делает вид, что требования от налоговой нет, налоговая вправе сама списать долг.

У налоговой нет доступа к счету, поэтому для списания долга ей нужен банк. Как только налоговая решает, что пора списывать, она дает поручение банку, и банк списывает.

В Модульбанке долг выглядит так. Это список долгов перед банком и налоговой. Желтым — только налоги:


А это — требование оплатить, оно называется «инкассовым поручением»:


В одной сотой процента что-то происходит, и налоговая запутывается. Например, налоговая заметила долг, но не поручила банку его списать или поручила, но на счете не было денег, и списать не получилось. Обычно налоговая подает в суд, а тут почему-то не стала. И вот появился долг.

Я не знаю, почему появляются долги, с которыми ничего не происходит. Видимо, дело в людях: кто-то что-то забыл, потерял или пошел выпить чай. Насколько могу судить, налоговая могла потерять долг, когда менялся налог или формула расчета, компания переезжала в другой город.

По моей практике, долги по забывчивости появлялись несколько лет назад. Сейчас налоговая автоматизировала работу, и программы помогают всё помнить и держать под контролем. Если у компании есть долги, советую платить: налоговая о них не забудет.

Какие долги можно списать

В налоговом кодексе есть термин «безнадежная задолженность». Если у компании долг, который считается безнадежным, его можно списать. Компания должна миллион рублей, налоговая его списала, компания больше ничего не должна.

Безнадежную задолженность описывает 59-я статья Налогового кодекса. В ней — причины, по которым налоговая обязана признать долг, безнадежным к взысканию. Часть из причин связана с тем, что компания перестает существовать. Например, банкротство или смерть ИП — мы о них говорить не будем.

Для вас важны две причины: прошел срок взыскания налогов и есть судебный акт, что налоговая больше не вправе требовать долг.

Срок для безнадежного долга

46-я и 47-я статьи Налогового кодекса — сроки по налоговым долгам

У налоговой есть срок, когда она обязана получить долг. Срок зависит от ситуации:

  • двадцать дней на требование погасить долг, если налоговая доначислила его в результате проверки;
  • три месяца с даты, когда компания была обязана заплатить, но не заплатила;
  • два месяца для взыскания налогов, пеней и штрафов со счета компании;
  • шесть месяцев для взыскания через суд. Срок отсчитывается с предыдущего — двухмесячного;
  • год для взыскания за счет имущества компании;
  • два года для взыскания через суд за счет имущества компании.

Срок считается со дня добровольной оплаты.

«Ветер» обязан заплатить налог тридцатого числа, но не платит. Налоговая присылает требование и просит заплатить к пятому числу. Если «Ветер» не платит пятого, начинается отсчет срока для налоговой.

Срок может продлеваться, если компания получила рассрочку или отсрочку от налоговой. Такое право дает 9-я глава Налогового кодекса.

Как получить отсрочку, тема отдельной статьи, но вот что надо знать для долгов. Если компания получила отсрочку или рассрочку, этот период не учитывается в сроке для взыскания долга.

В 2017 году «Ветер» должен налоговой десять миллионов. Таких денег у компании нет, и компания просит налоговую отсрочить платеж на год.

Налоговая дает год. Если «Ветер» не выплатит долг, у налоговой остается право взыскать долг через суд. Несмотря на то, что формально прошло больше положенного полугода.

Если прошло три года со дня, когда компания должна была заплатить налоги и компания не брала отсрочку у налоговой, долг можно считать безнадежным.

Как списать долг

Мало попросить налоговую списать долг. Скорее всего, понадобится подтверждение от суда, что он считается безнадежным. Теперь подробнее о шагах.

Получить справку о долгах перед налоговой. Справка нужна, чтобы показать суду: вот долг, и вот его надо списать. Как запросить справку, рассказывает налоговая на своем сайте. Если коротко, пишете заявление, а в ответ приходит справка. Эту справку надо сохранить, она пригодится для суда.

Подать претензию в свою налоговую, а потом в вышестоящий орган — официально называется «Управлением ФНС России по соответствующему субъекту». Как подавать претензию, рассказывает статья «Дела».

В законе нет требований к форме претензии, можно писать как угодно. Советую написать:

  • реквизиты компании;
  • суть требования. Например, «исключение из лицевого счета просроченной недоимки»
  • причину требования — срок для взыскания прошел, поэтому долг считается просроченным;
  • описание долга: сумма, как образовался, почему вышли сроки, что делала или не делала налоговая для получения долга. Всё как можно подробнее, с цифрами и фактами.

Подавать претензию обязательно. Налоговый кодекс требует досудебный порядок разбирательств с налоговой, требование описывает 138-я статья.

Скорее всего, в ответ на претензию налоговая ответит отказом и сошлется на Верховный суд: мол, долг можно списать только по суду. Ваша задача — сохранить копию претензии к налоговой и ее отказ.

Подать в суд. Формально суд должен рассматривать дело не дольше трех месяцев. Возможно, суд будет завален делами, тогда очередь до компании может дойти и через четыре месяца или позже. Если справка без долгов нужна к определенному сроку, советую подавать в суд за полгода до срока.

Если сроки взыскания прошли, суд встает на сторону компании и выдает судебный акт. В акте могут быть разные формулировки, но чаще что-то из серии «инспекция утратила возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока». Этот акт — самое главное, он поможет списать долг.

Предприниматель Ирина была должна налоговой 800 000 рублей: это недоплаченные налоги и взносы, пени и штрафы. Срок для взыскания прошел, Ирина подала в суд.

Мнение суда по итогам разбирательств:

«Налоговым органом не исполнены все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации действия по взысканию задолженности в принудительном порядке».

Суд признал долг перед налоговой безнадежным, Ирина смогла его списать.

Нет требований, что писать в напоминании, поэтому можно обычными словами, в духе: уважаемая налоговая, вот документ от суда, спишите долг.


Запросить новую справку от налоговой. Справка нужна, чтобы убедиться: теперь всё в порядке, долга нет.


Пожаловаться на налоговую, если в справке долг еще висит. Налоговая обязана списать долг за шесть рабочих дней. Если неделя прошла, а справка не изменилась, отправляйте жалобу.

Обязательного шаблона для жалобы тоже нет, советую описать ситуацию с ссылками на законы, решения суда и любые другие документы.

Короче

Какие долги можно списать

Если прошло три года, и налоговая не потребовала выплатить долг

Как списать

Подать в суд и получить решение суда о признании долга безнадежным

ПОЛГОДА

может занять процесс списания долга перед налоговой

Я подал в налоговую заявление на вычет. Прошел уже месяц, а они не отвечают. Заявление подавал через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой.

Подскажите, как еще можно повлиять на них?

Андрей, сочувствую. Несколько месяцев назад я оказалась в похожей ситуации: подала документы на имущественный вычет, но деньги долго не приходили. Расскажу, что я делала.

Какие сроки должны быть по закону

Я подавала документы на имущественный вычет за покупку квартиры через личный кабинет налогоплательщика. О том, какие нужны документы и как их подавать, в Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья.

ИФНС проверяет декларацию и документы в течение трех месяцев со дня подачи — это называется камеральная проверка. Если нарушений нет и все в порядке, проверка завершается автоматически. В моем случае она завершилась ровно через три месяца. Об этом у меня появилась запись в личном кабинете.

Когда камеральная проверка заканчивается, можно подавать заявление на возврат излишне уплаченного налога. Заявление можно подавать и раньше — вместе с декларацией. Тогда все проходит быстрее: месяц отсчитывают со дня завершения камеральной проверки. Всего по закону от даты подачи до даты возврата должно пройти не больше 40 дней с хвостиком. Но я так не сделала, поскольку образца заявления при подаче декларации не нашла. Поэтому я подала заявление только после того, как закончилась проверка и в моем кабинете появилась информация, что я могу распорядиться переплатой. Заявление в этом случае уже формируется автоматически, и нужно только указать личные данные и счет.

Сумму излишне уплаченного налога налоговая должна была перечислить на счет в течение месяца с того дня, как она получила мое заявление. Заявление через личный кабинет я отправила 20 мая. Я подождала до 10 июля, но деньги на счет не приходили. Тогда я начала действовать.

Что можно сделать, чтобы быстрее получить деньги

Подать жалобу. Я это сделала через портал налоговой службы. Можно составить жалобу по образцу и скопировать нужные куски в ту форму, что есть на сайте. Жалобу должны рассмотреть и отреагировать на нее в течение 30 дней. Мне ответили уже через 20 дней.

Взыскать компенсацию — можно попробовать это сделать, поскольку вы не получили вовремя свой излишне уплаченный налог. Сумма неустойки тут небольшая: за каждый день просрочки в размере действовавшей в эти дни ключевой годовой ставки Банка России. Например, я получила бы в качестве компенсации 1088,94 Р . Для расчетов есть специальный калькулятор.

Компенсацию лучше посчитать самостоятельно и указать в заявлении. Если этого не сделать, шансов получить ее нет. Налоговая не обязана сама считать. Я не стала прикладывать расчет и компенсацию не получила.

Сходить лично в налоговую. В налоговой есть консультанты, а еще часто дежурят инспекторы. К ним можно обратиться и рассказать о проблеме. Они сразу же проверяют вас по базе данных и советуют, как поступить дальше.

В нашей налоговой консультанты записывают на отдельный лист тех, кто обращается лично, и затем в течение двух недель помогают им решить проблему. Если не помогут или если консультантов в вашей налоговой нет, можно сходить на прием к начальнику. Но я до него не дошла.

Этот способ неудобен тем, что приезжать нужно в часы работы налоговой и лучше всего днем, когда меньше людей. Вечером придется долго стоять в очереди.

Жалобу я подала 10 июля. В инспекцию ездила 18 июля. Не знаю, что именно помогло, но деньги мне пришли 1 августа.

Если хотите получать вычет через работодателя

И если при этом вы запросили в налоговой уведомление о праве на имущественный вычет, а она вам его не присылает — вот как решить вопрос.

В этом случае срок ответа налоговой — 30 календарных дней. Но никаких последствий для нее, если она затягивает с уведомлением, в законе нет. Поэтому остается только писать жалобы и ходить лично в налоговую.

Что в итоге

Если подали заявление на возврат излишне уплаченного налога, по закону деньги должны прийти в течение 30 дней.

Лучше всего подавать заявление вместе с декларацией. Для этого нужно отдельно скачать бланк заявления и приложить его к остальным документам.

Если деньги не пришли вовремя, можно написать жалобу.

Лучше всего, как мне показалось, работают личные визиты. Инспектор или консультант может сразу посмотреть документы по базе и все решить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


Я в аналогичной ситуации всё-таки добился выплаты, хотя и с существенной задержкой. Бомбил их жалобами через личный кабинет. Но самое удивительное, что ещё удалось получить и компенсацию за задержку. Впервые в жизни не я был должен пеню налоговой, а она мне :)


Спасибо, что рассмотрели мой вопрос!

Думаю, проблема достаточно актуальна. Декларацию подал 27 июня, 27 сентября подал заявление на возврат излишне уплаченного налога. Прошло уже полтора месяца с даты подачи заявления, вычет на мой счет все еще не пришел. Жалоба из личного кабинета отправляется в ту же налоговую, на бездействие которой жалуюсь, в нарушение НК РФ в вышестоящую налоговую жалобу не отправляют (уже имею опыт взаимодействия с моей налоговой). А подать жалобу сразу в УФНС по региону нельзя в силу ч. 1 ст. 139 НК РФ. Замкнутый круг.

Неделю назад сходил на личный прием к курирующему инспектору - просрочку проверки никак не объяснил, пообещал "в кратчайшие сроки урегулировать ситуацию". Через два дня после посещения в личном кабинете наконец появилась информация о том, что "камеральная проверка завершена, сумма вычета подтверждена в полном объеме". Теперь жду деньги. Так что, похоже, единственный действенный способ влияния на налоговую в данном случае - личное посещение.

Wespe, в УФНС напрямую можно подать жалобу заказным письмом по почте, это работает. Через ЛК наша ИФНС тоже ничего в УФНС не передаёт (чего им самим на себя жаловаться то).

Wespe, знакомо! Сначала ждал, что налоговая проснётся. Потом атаковал письмами. На итог написал жалобу начальнику инспекции и отправил заказным с уведомлением. Оплатили, хотя просрочка серьёзная: около 5 месяцев

Wespe, и возможно, смена режима на них бы отлично подействовала. Ещё люди предлагают любого, кто работал в правительстве отправлять в ИВС и уже там их биографии использовать по назначению. Круговая порука быстро превратится во взаимную сдачу подельников.

В 2019 году также столкнулся с такой же проблемой. 23 марта подал документы на возврат и вместе с заявлением на возврат излишне уплаченных. В мае закончилась проверка, немного раньше срока, круто! (узнал через личный кабинет налогоплательщика), в конце июня деньги не перечислены. Конец июня, пишу ещё 2 заявления на возврат через личный кабинет - конец августа, реакции нет. Первые числа сентября, пишу вечером жалобу через тот же личный кабинет в приложении с телефона. На следующий же день ещё до обеда пришёл вычет+сразу же компенсация около 950₽. Это если кратко и по существу.
Ходить в налоговую? Ну хз. Конец июля, 30 дней с момента подачи 2-ого заявления на возврат средств через ЛК прошли, иду в налоговую, там где принимают документы сказали обращаться в отдел камеральных проверок, дали 3 телефона - звоните уточняйте, звонил 3 недели, трубки не берут. Ок, иду туда ногами в ОКП-4 (отдел камеральных проверок), так меня охрана дальше входа не впустила. Показали на стройку при входе, там телефон и справочник, звони отсюда, и разбирайся. Стоит заметить, что с проходной звонил в отдел по короткому, внутреннему номеру. и. они отвечают! Окей, люди мы не гордые, со второго раза узнал кто мой инспектор. Набираю 4 заветных цифры номера телефона. повезло, взяла трубку, спрашиваю: как мои документы? Ответ: всё хорошо, вашу заявку передали на согласование дальше (вроде бы казначеям, телефон шипел, плохо разбирал слова). Отличные новости, но как Вы поняли, до момента написания жалобы (первые числа сентября) деньги не были перечислены.
Выводы: оформляйте через работодателя, либо сразу закидывайте жалобами.

Забыл добавить, 33 налоговая г. Москва.

Андрей, через работодателя та же петрушка, не готовят вовремя уведомление и всё тут. Причем о его готовности чтобы узнать - всё тот же квест, т.к. в личном кабинете об этом не сообщают. После 2х жалоб мне сообщили, что уведомление готово, Но самое смешное, что датировано оно последним днём срока его изготовления по НК (то есть 30 дней), но я точно знаю, что к тому моменту они даже не приступали к проверке. Получается, что налогоплательщик не может вернуть свои деньги в срок, а в ИФНС на бумаге всё ок, никаких нарушений не было. На днях отправила 3ю жалобу 😁


Юлия, а вы повторно получали уведомление или впервые?
Я не знаю, какие суммы указывать в последних строках о расходах и процентах: фактически потраченную, оставшуюся к вычету, максимум 260к или что-то совсем другое?

Читайте также: