Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога

Опубликовано: 19.09.2024

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Налоговые льготы – преимущества для некоторых категорий налогоплательщиков относительно всех субъектов налогообложения.

Налоговая льгота дает возможность не уплачивать налог или сбор, осуществлять их уплату в меньшем размере.

Цели налогового льготирования:

  • Сокращение налоговых издержек налогоплательщика;
  • Отсрочка, рассрочка платежей в бюджет.

Согласно ст. 395 НК РФ, от уплаты налогов могут быть освобождены религиозные организации, исправительные и уголовно-исполнительные организации, аэродромы и полигоны, научные и военные организации, организации инвалидов или союзы национальных меньшинств.

Виды налоговых льгот

В зависимости от механизма воздействия налоговые льготы подразделяются на:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды налоговой льготы 450 руб.
  • Реферат Виды налоговой льготы 260 руб.
  • Контрольная работа Виды налоговой льготы 240 руб.
  • Изъятия;
  • Скидки;
  • Освобождения.

По целевому характеру налоговые льготы осуществляются в виде:

  • Государственных компенсаций (по безработице, беременности и родам);
  • Трудовые и иные виды пенсий;
  • Компенсационные выплаты, связанные с восстановлением здоровья;
  • Донорские гонорары и алименты;
  • Научные гаранты и международные исследовательские премии;
  • Единовременная материальная помощь, стипендии;
  • Доходы личных сельских хозяйств;
  • Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования и др.

По основанию, налоговые льготы могут быть предоставлены:

  • В силу положений налогового законодательства (например, изменение срока уплаты налога на добавленную стоимость);
  • На основании распоряжения уполномоченных органов (например, отсрочка в платеже за налог на имущество физических лиц).

Налоговое изъятие

Налоговые отчисления (изъятия) – вид льготы, направленный на освобождение от обложения отдельных видов имущества налогоплательщика.

Например, освобождение некоторых доходов от налога на прибыль.

Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Изъятия по видам плательщиков могут быть полными (предоставляемые всем категориям) или частичными (предоставляемые отдельным субъектам налогообложения); По срокам предоставления отчисления классифицируются на постоянные, временные или чрезвычайные (при определенных обстоятельствах). По элементам объекта налоговые изъятия могут иметь имущественный или прибыльный характер.

Налоговые скидки

Скидки – сумма, подлежащая полному/частичному исключению из расчета налогооблагаемой базы.

Например, скидки на определенные виды добычи полезных ископаемых в уже разработанных регионах.

Таким образом, реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении. Налоговые скидки могут быть лимитированными (ограниченными определенной величиной снижения суммы уплаты) или не лимитированными (не ограниченными в скидке).

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения (налоговый кредит) - вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы начисленной для уплаты налогового обязательства.

Например, налоговые каникулы для новых организаций в сфере образования, или применение низкой ставки НДС для реализации медикаментов.

К видам налоговых освобождений относятся:

  • Минимум объекта не подлежащий налогообложению;
  • Изъятие из обложения определенных элементов налога;
  • Освобождения от налогового бремени отдельных лиц хозяйственной деятельности;
  • Снижение налоговых ставок;
  • Отчисления из налогового оклада;
  • Целевое налоговое льготирование;
  • Налоговые каникулы и др.

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментируемая статья посвящена условиям установления налогов и сборов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 мая 2007 года N 372-О-П, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Например, налоговая ставка, в том числе нулевая, по налогу на добавленную стоимость является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2015 г. N 302-КГ14-8990.

Сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены плательщики и элементы обложения соответствующим сбором.

Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению обязательных платежей в бюджет: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку; при установлении же сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, по смыслу НК РФ во взаимосвязи со статьями 57, 71 (пунктом "з"), 75 (частью 3) и 76 (частью 1) Конституции РФ вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель исходя из характера данного сбора.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 18.02.2004 N 04-05-15/2.

Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

При таких обстоятельствах сумма переплаты в отношении налога может быть зачислена в расходы, так как при обратной позиции в понятие налога неправомерно включается сумма переплаты, которая налогом не является (см. также Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N А78-5404/2011).

Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения.

Следовательно, вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.

Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 27.08.2010 N 03-05-04-01/42 и Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А37/05-2/4403.

Поэтому установление необязательного элемента налогообложения - налоговой льготы, в том числе в виде уменьшения суммы налога, не может отождествляться с необходимостью установления в нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления о налоге на имущество физических лиц налоговой ставки.

Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-05-04-01/06.

Исходя из Определения ВС РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7 льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков.

Следует помнить, что, в отличие от налоговой льготы, налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.

На основании пункта 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

При этом НК РФ не предусмотрено право представительных органов муниципальных образований дифференцировать налоговые ставки по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, дифференциация налоговых ставок не может отождествляться с установлением налоговых льгот.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 06.10.2015 N 03-05-04-02/57016.

Законодательством о налогах и сборах предусматриваются особенности налогообложения, а также различные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков не только в виде налоговых льгот, но и относительно обязательных элементов налогообложения. При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются законодательством о налогах и сборах необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу).

Следовательно, в формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Разъяснения об этом содержатся в письме Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668.

Если не определен хотя бы один из элементов налогообложения, например налоговая база, то налог не признается законно установленным и обязанность по его уплате у налогоплательщика не возникает.

Взаимосвязанным с данным выводом является умозаключение, согласно которому налоговый орган, проверяя правильность исчисления и уплаты в бюджет налогов, в том числе НДС и налога на прибыль, обязан проверить все элементы налогообложения, составляющие эти налоги, не исключая налоговые вычеты и расходы (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2011 N А75-11678/2010, ФАС Поволжского округа от 28.03.2011 N А55-9777/2010).

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Подпункт 2 статьи 15, статья 17 НК РФ определяют, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, одним из элементов которого является налоговая база.

Как следует из содержания пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 53 НК РФ, обязательное требование, предъявляемое к любому налогу, - наличие самостоятельного объекта налогообложения, стоимостная, физическая или иная характеристики которого определяют налоговую базу.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 5, 17, 88, 101, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 16.07.2004 № 14-П и определении от 03.02.2010 № 165-О-О суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта.

Понятия "налог" и "сбор" - одни из важнейших в налоговом законодательстве.

Понятие налога, его признаки

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Элементы налогообложения прибыли

Статья предназначена для:

руководителей
бухгалтеров
налоговых консультантов и юристов
менеджеров различного звена и управленческого персонала

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая обЪекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким обЪектам, ставки налогов по каждому обЪекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

--обЪект налогообложения;
--налоговая база;
--налоговый период;
--налоговая ставка;
--порядок исчисления налога;
-- порядок и сроки уплаты налога.
ОбЪект налогообложения и налоговая база

На практике у налогоплательщиков часто возникает вопрос: чем отличаются понятия "обЪект налогообложения" и "налоговая база"?

Для ответа на это вопрос надо учесть, что согласно НК РФ обЪект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе обЪект налогообложения. Однако для того, чтобы исчислить налог, недостаточно просто определить обЪект налогообложения, для этого необходимо знать его стоимостную (количественную или физическую) характеристику, то есть налоговую базу.

Таким образом, налоговая база в отличие от обЪекта налогообложения не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для исчисления и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ љ обЪектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной обЪект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный обЪект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений вышеуказанной статьи.

љ Согласно љ ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. обЪектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие "прибыль" различно для разных категорий налогоплательщиков (см. Таблицу 1).

ОбЪект налогообложения в зависимости от статуса организации

Статус организации в соответствии с положениями Налогового кодекса Порядок определения прибыли
Российские организации полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ.
Иностранные организации, љ осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ.
Иные иностранные организации доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

љљљљ До љ вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ согласно действовавшему до конца 2001 г. Федеральному закону от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях налогообложения согласно законодательству.

љљљљ С 1 января 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Причем определять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики љ должны по данным налогового, а не бухгалтерского љ учета [1].

Налоговая ставка и порядок исчисления налога

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)[2].

В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ). љ

љНалоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субЪектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 53 НК РФ).

С введением в силу 25 главы НК РФ изменилась величина налоговой ставки (см. Таблицу 1.2). Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ с 1 января 2002 г. для всех российских организаций и иностранных организаций, получивших прибыль через свои постоянные представительства в Российской Федерации, установлена единая ставка налога на прибыль, максимальная величина которой составляет 24 процента (кроме отдельных видов доходов). При этом налог на прибыль уплачивается в три бюджета:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; >

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субЪектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Изменение ставки налогообложения

?? п/п Прибыль, полученная по видам деятельности Ставка налога на прибыль, в %
Всего Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет
До 1 января 2002 г.
1 Все виды деятельности, кроме указанных в п. 2 не выше 35 11 не выше 19 не выше 5
2 Для посреднических операций и сделок,страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций не выше 43 11 не выше 27 не выше 5
С 1 января 2002 г.
3 Все виды деятельности (кроме отдельных видов доходов [1]). не выше 24 7,5 не выше 14,5 не выше 2

Рассмотрим на конкретном примере, как изменился расчет суммы налога на прибыль в 2002 г.

Организация в 2001 г. получила прибыль, подлежащую налогообложению, в размере 80 000 руб.,в том числе:
-- прибыль от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по базовой ставке - 60 000 руб.;
-- прибыль от реализации посреднических услуг - 20 000 руб.
Предположим,что в 2002 г. организацией была получена прибыль по тем же видам деятельности в том же размере [4].

Расчет суммы налога на прибыль в 2001 г. 1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2001 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);

2. Ставка налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 35%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 19%;
-- в местный бюджет -- 5%;

3. Сумма налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 21 000 руб. (60 000 руб. х 35% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6600 руб. (60 000 руб. х 11% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 400 руб. (60 000 руб. х 19% : 100%);
-- в местный бюджет -- 3000 руб. (60 000 руб. х 5% : 100%);

4. Ставка налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 43%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 27%;
-- в местный бюджет -- 5%;

5. Сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 8600 руб. (20 000 руб. х 43% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 2200 руб. (20 000 руб. х 11% :100%);
-- в региональный бюджет -- 5400 руб. (20 000 руб. х 27% : 100%);
-- в местный бюджет -- 1000 руб. (20 000 руб. х 5% : 100%);

5. Общая сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2001 г.:
-- сумма налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг) -- 21 000 руб.;
-- сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности -- 8600 руб.;
-- всего подлежит уплате в бюджет:
-- 29 600 руб. (21 000 руб. + 8600 руб.) в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 8800 руб. (6600 руб.);
-- в региональный бюджет - 16 800 руб. (11 400 руб. + 5400 руб.);
-- в местный бюджет -- 4000 руб. (3000 руб. + 1000т руб.).

Расчет суммы налога на прибыль в 2002 г.
1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2002 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);

2. Ставка налога на прибыль от осуществления обоих видов деятельности:
всего -- 24%, в том числе:
-- в федеральный бюджет - 7,5%;
-- в региональный бюджет - 14,5%;
-- в местный бюджет -- 2%;

3. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2002 г.:
всего -- 19 200 руб. (80 000 руб. х 24% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6000 руб. (80 000 руб. х 7,5% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 600 руб. (80 000 руб. х 14,5% :100%);
-- в местный бюджет -- 1600 руб. (80 000 руб. х 2% : 100%).

љљљљљљ Как видно из приведенного примера в связи с понижением ставки налога на прибыль сумма налога, которую придется заплатить организации в 2002 г. (19 200 руб.), значительно меньше, чем сумма налога на >прибыль подлежащая уплате по итогам 2001 г. (29 600 руб.), при том, что условия соблюдены одни и те же условия деятельности организации и полученный ею финансовый результат.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что законодательные (представительные) органы субЪектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субЪектов Российской Федерации, при этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процента[5].

Обращаем внимание читателей, что по отдельным видам доходов НК РФ предусматривает иные ставки налога (см. Таблицу 2).

>Доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24%

Виды дохода, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24%

Ставка налога на прибыль, в %

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство (кроме указанных в п. 2)

Доходы иностранных организаций, указанных в п. 1, >от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок

Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации

Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций иностранными организациями

Доходы в виде дивидендов, полученные от иностранных организаций российскими организациями

Доходов в виде процентов по государственным и >муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в п. 7 и п. 8)

Доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно

Доходов в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации

љ Налогоплательщикам, получающим доходы от долевого участия в других организациях, следует обратить внимание на применение той или иной ставки налогообложения в зависимости от особенностей определения налоговой базы [6], установленных ст. 275 НК РФ:

-- если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется >налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки 15% (п. 1 ст. 275 НК РФ);

-- если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога исходя исчисленной налоговой базы из ставки налога в размере 6% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу либо в размере 15% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу (пп. 2, 3 ст. 275 НК РФ).

Налоговый и отчетный периоды

>Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи).

Вводимая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса "налог на прибыль" определила налоговый период по налогу на прибыль как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), то есть по сравнению с действовавшим до конца 2001 г. Федеральным законом от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговый период не изменился. Как и прежде, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Таким образом каждый налоговый период - календарный год (с 1 января по 31 декабря) - включает в себя четыре отчетных периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), при этом налог на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.

[1] В случае, если Налоговым кодексом РФ љ предусмотрен порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки љ и отражения в бухгалтерском учете

[2] В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

[3] Отдельные виды доходов, облагаемые налогом на прибыль по иным ставкам, приведены в Таблице 1.3.

[4] В данном случае предполагается, что ставка налога на прибыль установлена региональными органами в максимальном размере.

[5] В данном случае речь идет о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, о чем подробно рас сморено в разделе :

[6] Порядок определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, подробно рассмотрен в разделе :

Читайте также: