Согласно теории таможенных тарифов таможенная пошлина в конечном счете

Опубликовано: 01.05.2024

3.1. Таможенные пошлины

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

date image
2015-02-04 views image
3911

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт или, как её для краткости называют «тариф».

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможен­ной границы государства.

Рассмотрим меха­низм действия импорт­ных пошлин. Допус­тим, что в какой-либо стране А осуществля­ются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1 ли­ния S обозначает пред­ложение яблок, линия D — спрос, Ро цена внутреннего рынка (цена равновесия). При этой цене произведен­ное и потребленное ко­личество яблок будет равно Qo. Эта ситуация может возникнуть в автаркической эконо­мике.

Рис.1. Механизм действия импортных пошлин

Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Рw. Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яб­лок в стране А сократится с Qo до Q1 а потребление возрастет с Q0 до Q2 Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2-Q1).

Защищая интересы национальных производителей яблок, прави­тельство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рt, тогда T= Pt - Pw. В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3.. Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем при­мере — яблоки). Национальные производители продают идентич­ную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгод­ным производство и реализацию яблок по цене Рw, в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Рt.

В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сокра­тится с Q2 до Q4 что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее по­требление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различ­ный эффект для различных товаров.

Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введе­ния импортной пошлины на потребителей, производителей, прави­тельство и страну в целом, т.е. на благосостояние (рис. 2, а).

Рис. 2. Влияние импортных пошлин на благосостояние страны

Потребители должны платить большую цену за яблоки, что озна­чает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен: Sa + Sb + Sc + Sd. Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, уста­новившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т.е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т.е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa + Sb + Sc + Sd, частично компенсируются выигры­шем производителей, рав­ным Sa, и выигрышем государства, равным Sc. Величина S (b + d) не ком­пенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (deadweight cost) тарифа. Величина Sb представляет собой произ­водственную «цену мертво­го веса» тарифа, т.е. стои­мость ресурсов, которые были затрачены на увели­чение внутреннего выпус­ка от Q1, до Q3 вместо их более эффективного ис­пользования в других на­правлениях при условии свободной торговли.




На рис. 2,б площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1,представляет собой дополнительную выгоду производителей от реализации по цене P1 в условиях действия им­портной пошлины такого объема товаров (в нашем примере — яблок), кото­рый был бы продан и в условиях свободной тор­говли (только по ценам Рw). Кроме того, как уже отмечалось, введение им­портной пошлины приво­дит и к росту объема внут­реннего производства с Q1, до Q3 Доходы от продажи этого дополни­тельного количества товара равны: (Q3— Q1)Pt, или, как обозначено на схеме, они составляют: Sa2+ Sb + Sc. Дополнительная выгода про­изводителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sa2 ,астоимость ресур­сов, требуемых для этого расширения производства, — S (b + е). Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Se. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внут­реннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.

Площадь d — это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2, а после введения пошлины —Q4 .Потери потре­бителей составили: Sa + Sb + Sc, поскольку количество яблок, кото­рое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось.

Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с од­ной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров произво­дится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмот­реть фактический уровень протекции (effective rate of protection).

Предположим, что цена костюма на внутреннем рынке при сво­бодной торговле составляет 150 дол., из которых 100 дол. — стои­мость ткани, а 50 дол. — добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.

Фактический уровень протекции определяется по следующей формуле:

где Д — внутренняя добавленная стоимость при свободной тор­говле;

Д' — внутренняя добавленная стоимость после введения импорт­ной пошлины.

В нашем примере Ф = 60%.

Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину — на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость произ­водителей костюмов составит уже 70 дол., а фактический уровень протекции — 40%.

Следовательно, на степень защиты одной отрасли влияют тамо­женные пошлины и по товарам других отраслей.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим крите­риям:

1. Направление движения товара

В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применя­ются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

2. Способ установления пошлины

В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относи­тельно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолют­ном выражении от единицы измерения.

В зависимости от способа установления пошлин может быть до­стигнут разный результат.

Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа ус­тановления пошлины произойдет следующее:

а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой по­шлины до 10 дол.;

б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пош­лины и ценой товара.

Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.

Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каж­дый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.

3. Ставка пошлины

Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможен­ного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторон­ними договорами устанавливаются минимальные ставки таможен­ных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

4. Направление действия пошлин

В соответствии с направлением действия различаются преферен­циальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, ком­пенсационные, антидемпинговые.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные дейст­вия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экс­портерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенса­ционных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающе­гося нормальным.

Согласно положениям ВТО демпингом считается ситуация, когда экспорт­ная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.

Для определения величины демпинга (демпинговой разницы) сравниваются уровни нормальной стоимости и экспортной цены с учетом физических харак­теристик товара, налогов, издержек обращения (транспортные расходы, стра­хование и т.д.), количества поставляемых товаров и условий продажи. Наряду с определением величины демпинга необходимо также доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести ущерб национальным производителям в стране-импортере.

Определение демпинга происходит в процессе антидемпингового рассле­дования, проводимого соответствующим органом страны-импортера или меж­дународным органом. Например, в ЕС таким органом является Комиссия евро­пейских сообществ (КЕС). В ходе антидемпингового разбирательства КЕС может ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее дей­ствия четыре месяца с возможным продлением еще на два месяца. Эта пошли­на является как бы предупреждением о возможности принятия более строгих мер в отношении страны-экспортера.

Антидемпинговое расследование может завершиться и без принятия каких-либо мер, если факт демпинга не подтверждается или ситуация на рынке изме­нилась. Если же факт демпинга доказан, то, например в ЕС, расследование может быть завершено следующим образом:

- экспортер принимает на себя обязательство повысить цену или сократить количество поставляемого товара. Пересмотр этого Обязательства может быть осуществлен не ранее чем через 6 месяцев с момента его принятия;

- на товар, явившийся предметом расследования, устанавливается постоян­ная антидемпинговая пошлина, которая по своему уровню обычно соответству­ет временной пошлине. Для экспортера это наиболее серьезная мера, так как она приводит к значительным потерям или уходу с рынка.

Пересмотр решения КЕС о введении постоянной антидемпинговой пошли­ны может быть осуществлен не ранее чем через один год после даты ее введе­ния.

5. Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не произ­водятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптималь­ную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспо­собной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное при­менение протекционистских пошлин может привести к застою в про­изводстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.

Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию России или вывозе товаров с ее территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  1. фискальную (пошлины – одна из статей доходной части государственного бюджета);
  2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам (государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции);
  3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам (для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых).

По способу взимания таможенные пошлины классифицируются:

  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);
  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
  • комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 11 тонн).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары.

По объекту обложения пошлины классифицируются на:

импортные – накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

экспортные – накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются редко, в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары; цель – сократить экспорт и пополнить бюджет;

  • транзитные – накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
  • По происхождению пошлины бывают:

    автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

    конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или иного стороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);

  • преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.
  • С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. По типам ставок пошлины:

    постоянные – не изменяются в зависимости от обстоятельств;

  • переменные – могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых и внутренних цен, уровня государственных субсидий).
  • Особые виды пошлин: специальные; антидемпинговые; компенсационные.

    date image
    2015-02-04 views image
    3912

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon



    Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт или, как её для краткости называют «тариф».

    Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможен­ной границы государства.

    Рассмотрим меха­низм действия импорт­ных пошлин. Допус­тим, что в какой-либо стране А осуществля­ются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1 ли­ния S обозначает пред­ложение яблок, линия D — спрос, Ро цена внутреннего рынка (цена равновесия). При этой цене произведен­ное и потребленное ко­личество яблок будет равно Qo. Эта ситуация может возникнуть в автаркической эконо­мике.

    Рис.1. Механизм действия импортных пошлин

    Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Рw. Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яб­лок в стране А сократится с Qo до Q1 а потребление возрастет с Q0 до Q2 Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2-Q1).

    Защищая интересы национальных производителей яблок, прави­тельство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рt, тогда T= Pt - Pw. В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3.. Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем при­мере — яблоки). Национальные производители продают идентич­ную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгод­ным производство и реализацию яблок по цене Рw, в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Рt.

    В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сокра­тится с Q2 до Q4 что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее по­требление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различ­ный эффект для различных товаров.

    Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введе­ния импортной пошлины на потребителей, производителей, прави­тельство и страну в целом, т.е. на благосостояние (рис. 2, а).

    Рис. 2. Влияние импортных пошлин на благосостояние страны

    Потребители должны платить большую цену за яблоки, что озна­чает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен: Sa + Sb + Sc + Sd. Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, уста­новившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т.е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т.е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa + Sb + Sc + Sd, частично компенсируются выигры­шем производителей, рав­ным Sa, и выигрышем государства, равным Sc. Величина S (b + d) не ком­пенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (deadweight cost) тарифа. Величина Sb представляет собой произ­водственную «цену мертво­го веса» тарифа, т.е. стои­мость ресурсов, которые были затрачены на увели­чение внутреннего выпус­ка от Q1, до Q3 вместо их более эффективного ис­пользования в других на­правлениях при условии свободной торговли.




    На рис. 2,б площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1,представляет собой дополнительную выгоду производителей от реализации по цене P1 в условиях действия им­портной пошлины такого объема товаров (в нашем примере — яблок), кото­рый был бы продан и в условиях свободной тор­говли (только по ценам Рw). Кроме того, как уже отмечалось, введение им­портной пошлины приво­дит и к росту объема внут­реннего производства с Q1, до Q3 Доходы от продажи этого дополни­тельного количества товара равны: (Q3— Q1)Pt, или, как обозначено на схеме, они составляют: Sa2+ Sb + Sc. Дополнительная выгода про­изводителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sa2 ,астоимость ресур­сов, требуемых для этого расширения производства, — S (b + е). Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Se. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внут­реннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.

    Площадь d — это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2, а после введения пошлины —Q4 .Потери потре­бителей составили: Sa + Sb + Sc, поскольку количество яблок, кото­рое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось.

    Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с од­ной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров произво­дится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмот­реть фактический уровень протекции (effective rate of protection).

    Предположим, что цена костюма на внутреннем рынке при сво­бодной торговле составляет 150 дол., из которых 100 дол. — стои­мость ткани, а 50 дол. — добавленная стоимость. Допустим, что правительство устанавливает импортную таможенную пошлину на костюмы в размере 20%. Цена на костюмы повышается на 30 дол. и составляет 180 дол. Добавленная стоимость для внутренних производителей возрастет с 50 до 80 дол. В результате возрастут доходы и будет стимулироваться дальнейшее национальное производство костюмов. Добавленная стоимость иностранных производителей останется на прежнем уровне.

    Фактический уровень протекции определяется по следующей формуле:

    где Д — внутренняя добавленная стоимость при свободной тор­говле;

    Д' — внутренняя добавленная стоимость после введения импорт­ной пошлины.

    В нашем примере Ф = 60%.

    Далее предположим, что правительство вводит вторую пошлину — на ткань, величина которой составляет 10%. В этом случае за счет увеличения цены ткани внутренняя добавленная стоимость произ­водителей костюмов составит уже 70 дол., а фактический уровень протекции — 40%.

    Следовательно, на степень защиты одной отрасли влияют тамо­женные пошлины и по товарам других отраслей.

    Таможенные пошлины классифицируются по следующим крите­риям:

    1. Направление движения товара

    В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применя­ются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

    2. Способ установления пошлины

    В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

    В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относи­тельно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

    Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолют­ном выражении от единицы измерения.

    В зависимости от способа установления пошлин может быть до­стигнут разный результат.

    Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа ус­тановления пошлины произойдет следующее:

    а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой по­шлины до 10 дол.;

    б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пош­лины и ценой товара.

    Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.

    Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каж­дый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.

    3. Ставка пошлины

    Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможен­ного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторон­ними договорами устанавливаются минимальные ставки таможен­ных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

    4. Направление действия пошлин

    В соответствии с направлением действия различаются преферен­циальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

    Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, ком­пенсационные, антидемпинговые.

    Ответные пошлины являются реакцией на определенные дейст­вия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

    Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экс­портерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

    Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенса­ционных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающе­гося нормальным.

    Согласно положениям ВТО демпингом считается ситуация, когда экспорт­ная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.

    Для определения величины демпинга (демпинговой разницы) сравниваются уровни нормальной стоимости и экспортной цены с учетом физических харак­теристик товара, налогов, издержек обращения (транспортные расходы, стра­хование и т.д.), количества поставляемых товаров и условий продажи. Наряду с определением величины демпинга необходимо также доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести ущерб национальным производителям в стране-импортере.

    Определение демпинга происходит в процессе антидемпингового рассле­дования, проводимого соответствующим органом страны-импортера или меж­дународным органом. Например, в ЕС таким органом является Комиссия евро­пейских сообществ (КЕС). В ходе антидемпингового разбирательства КЕС может ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее дей­ствия четыре месяца с возможным продлением еще на два месяца. Эта пошли­на является как бы предупреждением о возможности принятия более строгих мер в отношении страны-экспортера.

    Антидемпинговое расследование может завершиться и без принятия каких-либо мер, если факт демпинга не подтверждается или ситуация на рынке изме­нилась. Если же факт демпинга доказан, то, например в ЕС, расследование может быть завершено следующим образом:

    - экспортер принимает на себя обязательство повысить цену или сократить количество поставляемого товара. Пересмотр этого Обязательства может быть осуществлен не ранее чем через 6 месяцев с момента его принятия;

    - на товар, явившийся предметом расследования, устанавливается постоян­ная антидемпинговая пошлина, которая по своему уровню обычно соответству­ет временной пошлине. Для экспортера это наиболее серьезная мера, так как она приводит к значительным потерям или уходу с рынка.

    Пересмотр решения КЕС о введении постоянной антидемпинговой пошли­ны может быть осуществлен не ранее чем через один год после даты ее введе­ния.

    5. Экономический характер

    В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

    Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не произ­водятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптималь­ную ставку пошлины.

    Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспо­собной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное при­менение протекционистских пошлин может привести к застою в про­изводстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

    Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.

    Основным инструментом внешнеторговой политики выступает таможенный тариф, состоящий из конкретных ставок таможенного сбора, перечисляемый при экспорте или импорте товара.

    Таможенный тариф выполняет три основные функции:

    - фискальная - обеспечивает пополнение доходной части государственного бюджета и улучшают состояние платежного баланса;

    - протекционискую - защищает национального производителя от иностранной конкуренции;

    - балансирующую - предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены которых ниже мировых.

    Выделяют несколько классификаций таможенного тарифа. В зависимости от способа взимания таможенные тарифы бывают:

    - адволорные - устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товара;

    - специфические - насчитываются в определенном размере к единице товара;

    - комбинированные - объединяют специфические и адволорные пошлины.

    По объекту налогообложения применяются тарифы:

    - импортные - облагаются все товары, ввозимые в страну;

    - экспортные - начисляются на экспортные товары;

    - транзитные - сборы, взимаемые с товаров, перевозимые транзитом через территорию страны.

    По характеру действия таможенный тариф классифицируется как:

    - сезонные, применяемые для оперативного регулирования торговли сезонной продукцией;

    - антидемпинговые, вводимые с целью защиты от демпинга;

    - компенсационные, начисляемые во время импорта товаров в производстве которых используется субсидия и их ввоз причиняет вред отечественным производителям товаров.

    По происхождению пошлина бывает:

    - автономные, вводимые на основе односторонних решений правительства;

    - конвенционные, определяемые на базе двухсторонних или много сторонних соглашений;

    - преференционные устанавливаемые на основе многосторонних соглашений по ставкам ниже, действующих.

    По типам ставок таможенный тариф делят на:

    - постоянный, устанавливаемый правительством и не меняемый вне зависимости от обстоятельств;

    - изменяемый, меняемый в зависимости от обстоятельств, определенных правительством.

    По способу начисления пошлины бывают:

    - номинальные, устаноленные в самом тарифе;

    - эффективные, устанавливающих уровень таможенных сборов с учетом пошлины на комплектующие.

    Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа, используя базовую теорию таможенного тарифа.

    Эта теория была сформулирована неоклассиками, доказавшими, что введение таможенного тарифа негативно отразится на динамике функционирования международного рынка. При применении тарифа проигрывает не только страна, его оплачивающая, а и страна которая его вводит. В целом таможенный тариф практически всегда снижает уровень благосостояния нации, так как потребители теряют больше чем получают производители или государство вместе взятые. Тариф перераспределяет доходы потребителей импортной продукции в пользу иных социальных групп. Как правило стимулирование отечественного производителя может быть более эффективным при использовании инструментов нетарифного регулирования. Но в некоторых случаях целесообразно использовать именно таможенный тариф. Например, применение таможенного тарифа способствует поддержке национального товаропроизводителя и как следствие - росту национального производства и занятости ресурсов. Кроме того, тарифные поступления могут применяться правительством как источник финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности.

    Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа на примере украинского рынка зерна (рис. 4.1).

    После введения таможенного тарифа на рынке зерна Украины цена 1 т. зерна составляет 550 гр.

    Где, Р1 - рыночная цена до введения таможенного тарифа;

    Р2 - рыночная цена после введения таможенного тарифа;

    МТ - величина таможенного тарифа.

    Последствия от введения таможенного тарифа для страны импортера определяются совокупным изменением ренты национальных потребителей, производителей и бюджетных поступлений.

    В условиях отсутствия таможенного тарифа рента украинских потребителей при цене Р1 определяется областью m+a+b+c+d, а после введения таможенного тарифа и роста рыночной цены до уровня Р2 она уменьшилась до области m. Таким образом, чистый проигрыш украинских потребителей от введения таможенного тарифа составляет область a+b+c+d. Рента производителя при этом увеличивается с области е до области е+а, то есть чистый выигрыш украинского производителя зерна составляет область а.

    При введении таможенного тарифа на зерно увеличивается и национальные бюджетные поступления, прирост которых определяется областью с:

    Где, С - изменение бюджетных поступлений при введении таможенного тарифа;

    МТ - величина таможенного тарифа;

    М2.- объем украинского импорта зерна после введения таможенного тарифа.

    Таким образом, если рента украинского потребителя уменьшилась на область a+b+c+d, то рента производителей выросла на область а, бюджетные поступления выросли на область с, то национальное состояние уменьшилось на область b+d. Это означает превышение проигрыша национальных потребителей над выигрышем национальных производителей и увеличением бюджетных поступлений. Область b представляет производственный эффект тарифа - уменьшение благосостояния вследствие переориентации потребительского спроса с дешевой импортной продукции на дорогую отечественную. Область d характеризует потребительский эффект тарифа - уменьшение благосостояния вследствие снижения спроса. Потребители могли заплатить за дополнительное количество зерна цену в интервале от 500 до 550 грн., чтобы удовлетворить свой спрос не уменьшая его. Но тариф не позволяет этого сделать и поэтому внутренний спрос уменьшается.

    | следующая лекция ==>
    Тема 4. Направления и инструменты внешнеторговой политики государства | Инструменты нетарифного регулирования

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Читайте также: