Налог как правовая категория понятие признаки сущность презентация

Опубликовано: 19.09.2024

Тема урока: Налоги, их виды и функции.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Налоги, их виды и функции.

План: Понятие «налоги». Функции налогов. Виды налогов. Способы взимания налогов. Элементы налога. Налоговая политика в РФ.

Понятие «налоги». Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня, в размерах, порядке и на условиях, установленных государством. Налоги – обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и людей в целях обеспечения деятельности государства.

Функции налогов. 1. Фискальная (пополнение бюджета). 2. Экономическая (регулятивная). Государство повышая или понижая налоги стимулирует или сдерживает производство тех или иных товаров. 3. Контролирующая (наблюдение за деятельностью экономических субъектов). 4. Социальная (распределительная). Государство через налоги перераспределяет доходы населения, поддерживая тем самым неимущие слои населения. 5. Социально-воспитательная. Путем установления высоких налогов на вино- водочные и табачные изделия государство сдерживает употребление людьми вредных для организма продуктов. 6. Конкретно-учетная. Учет доходов граждан, предприятий, организаций.

Виды налогов. А) По форме налогового бремени (по механизму формирования): прямые налоги Прямые налоги взимаются с дохода или имущества физических и юридических лиц. К ним относятся: Подоходный налог; Налог на прибыль; Налог на имущество (недвижимость, финансовые операции, наследство, дарение, транспортные средства и т.п.);

Виды налогов. 2. косвенные налоги. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг, при реализации или потреблении товаров и услуг и не зависят от доходов налогоплательщиков. К ним относятся: Налог на добавленную стоимость (НДС); Акцизный налог; Таможенные пошлины; Налоги с продаж; Налог на экспорт.

Виды налогов. Б) по субъектам налогообложения: налоги с физических лиц (граждан РФ, иностранных граждан, апатридов – лиц без гражданства). налоги с юридических лиц (предприятия, организации, учреждения, предприниматели в случае оформления ими юридического лица).

Виды налогов. В) по уровням взимания налогов: Федеральные: НДС; Акцизы; Таможенные пошлины; Подоходный налог; Налог на покупку валюты. 2. Региональные: налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду; и др. 3. Местные: Земельный налог; Налог на рекламу; Курортный налог; Налог на содержание жилого фонда и др.

Системы налогообложения. Пропорциональный налог Регрессивный налог Прогрессивный налог Сумма налога пропорциональна доходам работников Налог тем выше, чем выше доход Налог тем выше, чем выше доход.

Способы взимания налогов. Кадастровый Кадастр – реестр (список), содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам (например, земельный налог – внешним признаком является размер участка).

Способы взимания налогов. 2) Изъятие налога до получения дохода (например, подоходный налог исчисляется бухгалтерией). 3) Изъятие налога после получения дохода ( на основе декларации о доходах).

Элементы налога. Субъект налога - налогоплательщик. Объект налога – предмет (доход, товар или имущество), подлежащий налогообложению. Источник налога – доход субъекта налога (з/плата, прибыль, процент). Единица налогообложения – единица измерения объекта налога (например, гектар, рубль, штука и т.д). Налоговый оклад – сумма налога с 1 объекта.

Элементы налога. 6. Налоговая ставка – величина налога на единицу налогообложения. Налоговая ставка Твердая В % Определенная сумма на единицу налогообложения Определенный процент от единицы налогообложения

Элементы налога. 7. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налога Совокупность налогов называется налоговой системой.

Налоговая политика в РФ. Для сбора налогов и контроля правильности их уплаты в России сформирована налоговая система. Налоговая система включает в себя законодательно установленные налоги, источники их уплаты, объекты налогообложения, ставки налогов, регулярность налогообложения и совокупность органов, осуществляющих сбор налогов (Федеральная налоговая служба). Налоговая система в РФ начала свое формирование с 1992 года. За это время принят Налоговый кодекс РФ, создано свыше 1150 налоговых инспекций.

Налоговая политика в РФ. Основными принципами формирования налоговой системы в РФ являются: обязательность и своевременность уплаты налогов; удобность и простота налоговой системы для налогоплательщиков; гибкость в меняющихся условиях хозяйствования; недопущение двойного налогообложения; дифференциация (разделение) налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков.

Налоговая политика в РФ. Государство заботится о том, чтобы налоги не подавляли заинтересованность предпринимателей в повышении дохода и прибыли, чтобы налоги обеспечивали заинтересованность предприятий через налоговые ставки в насыщении рынка товарами и услугами.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Чайдак Ольга НиколаевнаНаписать 7050 23.03.2017

Номер материала: ДБ-286820

  • Обществознание
  • 8 класс
  • Другие методич. материалы
    23.03.2017 1758
    23.03.2017 1420
    23.03.2017 1189
    23.03.2017 835
    23.03.2017 346
    23.03.2017 422
    23.03.2017 1482

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств содержания органов государст­венной власти и материального обеспечения его функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение на­логов как источника средств, обеспечивающих деятельность го­сударства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной.

Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — один из при­знаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловлен­ность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив­ного управления денежных средств в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и (или) муниципальных образова­ний.

Из данного определения выводятся основные признаки налога.

Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанав­ливается государству в одностороннем порядке, без заключе­ния договора с налогоплательщиком, и взыскивается — в слу­чае уклонения от его уплаты — в принудительном порядке. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следователь­но, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполне­ния налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит од­ним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодек­са РФ (БК РФ).

2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность.

Закон­но уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм.

Согласно действующему законодательству налоги передаются, государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматри­вает, никаких личных компенсаций налогоплательщику.

3. Денежный характер.

Налог взимается посредством отчуж­дения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив­ного управления. В современных условиях все налоговые пла­тежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не до­пускается.

Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Следовательно, уплата налога или обраще­ние взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежа­щих третьим лицам, не считается законным способом исполне­ния налоговой обязанности. Вместе с тем из принадлежащих налогоплательщику денежных средств может быть осуществле­но принудительное взыскание налоговой недоимки, независи­мо от того, где находятся эти средства — на банковском счете собственника или перечислены им в порядке предоплаты, пе­реданы по кредитному договору и т. д.

4. Публичное предназначение.

С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государ­ства и его органов. Взимание налогов — один из важнейших признаков государства и, одновременно, необходимое условие его существования. В условиях капиталистического способа производства и рыночных отношений ни одно мероприятие в государстве невозможно реализовать без материальной под­держки. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на пер­вое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 85% до­ходной части федерального бюджета.

На публичное предназначение налоговых платежей неодно­кратно обращал внимание Конституционный Суд РФ.

2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничи­вает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведени­ем тех признаков данных категорий, которые сформирова­лись в процессе правоприменительной деятельности, опреде­лены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со­вершения в интересах плательщиков сборов государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и од­новременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение для плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под ними следует понимать разновидность юридических фактов (закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жиз­ненные обстоятельства), наступление которых влечет юридиче­ские последствия в виде возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений.

В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (ли­цензий).

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопрово­ждается определенной целью частного субъекта получить воз­мездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи.

Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли).

Пошлина взимается в качестве мате­риальной компенсации государству за пользование государст­венным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Сборы отличаются от налогов по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены толь­ко законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права.

Налог и сбор четко разграничиваются по сле­дующим юридическим характеристикам.

1.По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных дохо­дов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2.По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных по­требностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3.По обстоятельствам. Налоги представляют собой безус­ловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, пре­доставляемую плательщику государственным (муниципальным)учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.

4.По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5.По периодичности. Налогам свойственна определенная пе­риодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.

Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

3. Функции, виды налогов и способы их классификации.

Основные функции налога:

1. Фискальная (от лат. Фискус — государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — на­сыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества. В период становления буржуазного государства эта направленность налогов считалась единственной. Однако к концу XIX в. новая концепция нало­гов рассматривает их как социальный регулятор, орудие ре­форм, и к концу 30-х гг. XX в. налоги считаются и средством регулирования экономики, обеспечения стабильного экономи­ческого роста.

2.Регулирующая функция служит своеобразным дополнени­ем предыдущей и затрагивает регулирование, как производства, так и потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков независимо от воли государства. Очень часто подданной функцией понимают лишь предоставление льгот от­дельным отраслям или производителям. Однако налоговое ре­гулирование — более сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т. д.

3.Контрольная функция реализуется в ходе налогообложе­ния при регламентации государством финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий и организаций, получении до­ходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, про­веряется, насколько налоги соответствуют реализации цели.

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемtaxfinancelaw.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: " Основные категории налогового права. Сущность налогообложения Односторонне-властное отчуждение государством частной собственности в свои фонды. Посредством." — Транскрипт:

1 Основные категории налогового права

2 Сущность налогообложения Односторонне-властное отчуждение государством частной собственности в свои фонды. Посредством налогообложения государство изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков в денежной форме переходит в собственность государства.

3 Фома Аквинский «Налог есть дозволенная законом форма грабежа»

4 Налог как ограничение права собственности Уплата налогов означает переход денежных средств из собственности частных лиц в собственность государства. «Право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено … в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Постановление КС РФ от П).

5 Налоговый парадокс Налоги ограничивают право собственности, но одновременно его охраняют (гарантируют). От кого? От потенциально безграничных притязаний государства. Налог устанавливает пределы вмешательства государства в частную жизнь. Наличие налоговой системы свидетельствует о демократичности общества, которое Законом фиксирует взаимные обязанности гражданина и казны.

6 Ш. Монтескье «Налог – это часть, которую отдает каждый гражданин из своего имущества, чтобы получить охрану остальной части или пользоваться ею с большим удовольствием».

7 Адам Смит «Для тех, кто налоги выплачивает, это признак не рабства, а свободы». Т. е. каждый обязан государству часть собственности, но не более, чем определено Законом. Вся остальная собственность – остается у частного лица.

8 Понятие налога изначально сформулировал КС РФ Налог – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности (Пост. КС РФ от П).

9 Легальное понятие налога Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК).

10 Понятие налога Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный денежный платеж частных лиц, взимаемый государством для реализации публичных задач и функций.

11 Признаки налога Обязательность Индивидуальная безвозмездность Денежная форма Публичные цели взимания

12 Обязательность налога конституционный характер обязанности; безвозвратность (в отличие от кредита); императивность – о налогах не договариваются; законодательная форма; развернутая система налогового контроля и ответственности.

13 Индивидуальная безвозмездность Уплата налога не влечет встречной обязанности государства. Прямой выгоды платить налоги нет. Уплатив налог, налогоплательщик не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Т. е. здесь нет эквивалетного обмена с государством.

14 Внимание Налоги имеют возмездный (в широком смысле) характер для общества в целом. Каждый получает некоторые блага от выполнения государством публичных функций. Но получение общественных благ, их качество и размер не зависят от уплаты налогов конкретным лицом. Государство реализует публичные функции в равной мере в отношении всех и каждого, независимо от размера уплаченных налогов.

15 Денежная форма Налоги уплачиваются в национально й валюте Российской Федерации

16 Запрещаются. уплата налога в натуральной форме уплата налога в иностранной валюте налоговые зачеты с бюджетом уступка и передача налоговых обязательств

17 Публичные цели налогообложения Функции налогов Фискальная Регулирующая

18 Внимание Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти; в налоговой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества (Пост. КС РФ П, от П).

19 Понятие сбора (пошлины) обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков гос.органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ)

20 Отличия налога и сбора Индивидуальная возмездность; Свобода выбора; Компенсационный характер; Нерегулярный характер; Предварительность по отношению к объекту; Отсутствие соразмерности платежа и доходов лица – размер сбора определяется масштабами оказываемых лицу публичных услуг

21 Система налогов и сборов Совокупность законно установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, а также специальных налоговых режимов.

22 Виды налогов и сборов 1) федеральные: устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ 2) региональные: устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, и обязательны к уплате на территориях субъектов РФ 3) местные: устанавливаются НК РФ и нпа ОМСУ и обязательны к уплате на территориях муниципальных образований

23 Налог на воробьев Германия, 18 век. Каждый землевладелец ежегодно был обязан убивать на своей земле не менее 12 воробьев, предоставив для отчета тушки убитых птах и за это получали по 6 крейцаров. Если убитых птиц было меньше или вообще не было, взимался налог в 12 крейцаров. Стала процветать подпольная торговля птичками и любой желающий всегда мог купить 12 мертвых воробьев за 6 крейцаров.

24 Налог на тень Венеция, 1993 год. Этим налогом облагаются все заведения Венеции, которые тем или иным образом отбрасывают на улицы города тень. Поскольку нет таких магазинчиков, баров и ресторанов, которые бы не «отеняли» город, поэтому казна Венеции всегда полна благодаря этому налогу.

25 Налог на трусость Введен в 1113 г. в Англии. Обязывал военнообязанного гражданина, не желавшего идти на войну, сделать выплату в казну. В 1199 г. на престол взошел Иоанн Безземельный, который поднял сумму налога на 300%, взимая его со всех рыцарей в мирное время. Этот налог просуществовал без малого триста лет.

26 Гипсовыи налог В Австрии его обязаны выплачивать горнолыжники при каждом спуске с горы. Собранные средства идут на лечение тех же самых горнолыжников, которые в результате неудачного спуска получили травму. Кстати, в австрийских Альпах каждый год получают травмы около 150 тыс. лыжников.

27 Федеральные налоги и сборы 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.

28 Региональные налоги 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

29 Местные налоги 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

30 Специальные налоговые режимы 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

31 Принципы налогового права Основные, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы России и характеризуемые следующими признаками: фундаментальность; интегративный характер; программный и аксиологический характер; абстрактность; приоритетность; стабильность; открытая структура

32 Принципы налогового права Законности Всеобщности и равенства Соразмерности Единства налоговой системы Определенности

33 Принцип законности Законно установленные налоги и сборы: 1) устанавливаются представительными органами власти 2) в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры; 3) такие акты должны иметь правовой характер, т. е. соответствовать конституционным положениям; 4) должны быть ясно и четко определены все элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог или сбор; 5) акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

34 Принцип всеобщности и равенства «Налог – безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги … распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства». При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком (Пост. КС РФ от П).

35 Равенство в налогообложении Формально-юридическое равенство перед законом и судом, т. е. равенство налогово-правового статуса. Запрет налоговой дискриминации. «Налоги и сборы не могут иметь дискриминацион- ный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается уста- навливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала» (п. 2 ст. 3 НК).

36 Налоговые льготы – исключение из принципа всеобщности и равенства Налоговые льготы предоставляются в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т.д.

37 Принцип соразмерности при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав

38 Принцип единства налоговой системы России Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

39 Принцип определенности при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения налоговый закон должен быть сформулирован так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика

40 Принцип добросовестности и незлоупотребления правом Налогоплательщик обязан выполнять свои обязанности добросовестно. Налоговая выгода не может выступать самостоятельной деловой целью предпринимательства. Если главная цель налогоплательщика – получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НК РФ устанавливает (ст. 3): ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

– публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В зарубежной литературе к функциям налогов относят:

1) финансирование расходов государства;

2) перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;

3) внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Самые характерные ошибки покупателей

Самые характерные ошибки покупателей Несмотря на то, что покупателями автомобилей являются представители самых разных слоев нашего общества, большинство из них при выборе и покупке машины допускают одинаковые ошибки. Наиболее характерные и типичные такие ошибки мы

1.2.2. Правовая среда бизнеса и ее свойства

1.2.2. Правовая среда бизнеса и ее свойства Правовая среда бизнеса включает постановления правительства, законодательные и нормативные акты федерального уровня и уровня регуляторов, региональные законы и нормы, отраслевые стандарты и правила и прочие документы. Наличие

§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века

§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века Экономика Германии в период Позднего Средневековья. Зарождение рыночной экономики в Германии происходило гораздо позже, чем в Англии или Франции, где в XV–XVI веках началось разложение

§ 3. Промышленный переворот в Японии и его характерные черты

§ 3. Промышленный переворот в Японии и его характерные черты Несмотря на определенные противоречия эпохи Мэйдзи, Япония в этот период прочно встала на путь индустриализации, используя при этом западноевропейский и американский опыт. Экономика, в которой еще сохранялись

Глава 8. Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI века)

Глава 8. Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI века) XVIII–XXI

Правовая информация

Правовая информация Заявки на патенты и решения по ним не только содержат информацию об усовершенствовании продукции конкурента, но и дают описание технологии, в результате чего появляется возможность ее законного (равно как и незаконного) копирования. На сегодняшний

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции,

Категория

Категория Категорией я называю определенную связку, включающую четыре фокуса. Обычно говорят, что категории — это наиболее общие понятия. Это действительно так, но это только половина дела. Вторая же состоит в том, что это понятия с особым логическим содержанием и

ХАРАКТЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ

ХАРАКТЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ Ошарашивание слушателяИнициальная и цифровая кодофилия представляет собой маниакальную потребность изъясняться не словами, а буквами и числами. Возьмем, например, фразу «ФОВ сейчас в Н-й как ОК ЦУМ ГУ по 802».К тому времени, когда слушатель

4.2.2. Уголовно-правовая ответственность

4.2.2. Уголовно-правовая ответственность Уголовно-правовая ответственность предусмотрена за такие нарушения закона о банкротстве, как: Санкциями вышеперечисленных статей установлена ответственность виновных лиц: от штрафа в размере до 500 тысяч рублей до тюремного

Правовая оговорка

Правовая оговорка Направляя бизнес-план специалистам организаций, способных предоставить внешнее финансирование, необходимо убедиться в том, что вы не окажетесь в неприятном положении с юридической точки зрения. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда в обмен на

Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация

Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки

Правовая среда рекламы

Правовая среда рекламы Прежде всего давайте выясним, как осуществляет надзор государство. Для этого нам придется рассмотреть два вопроса: законодательства и регулирования. Конгресс США принимает законы, а суды определяют практику их применения в конкретных ситуациях,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ налога как правовой категории. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:
1. определить понятие и признаки налогов и сборов;
2. рассмотреть функции и сущности налогов и сборов;
3. рассмотреть классификацию налогов и его элементы;
4. предложить пути совершенствования законодательства о налогах и сборах.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика налога как правовой категории 5
1.1 Понятие и признаки налога и сбора.. 5
1.2. Функции налога.. 11
1.3. Виды налогов. 13
2. Правовой механизм и элементы налога 16
2.1. Правовое регулирование обязательных налоговых платежей 16
3. Совершенствование законодательства о налогах и сборах 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая 97.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения

на тему «Налог как правовая категория:

понятие, виды, ограничения от сбора»

студентка ИЭУиФ о/о НН-31

Введение

Категория "налог" в российском законодательстве последнего десятилетия проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к дифференцированному. Речь идет о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". В литературе налог подчас определялся как всякий "общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц".

Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования.

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Без людей, владеющих этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство.

Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Основным законодательным документом по налогам в РФ является Налоговый кодекс РФ. Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе РФ есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке.

Цель работы – анализ налога как правовой категории. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:

  1. определить понятие и признаки налогов и сборов;
  2. рассмотреть функции и сущности налогов и сборов;
  3. рассмотреть классификацию налогов и его элементы;
  4. предложить пути совершенствования законодательства о налогах и сборах.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализа ции правовой категории конкретного налога.

Предметом курсовой работы является законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

  1. Общая характеристика налога как правовой категории.
    1. Понятие и признаки налога и сбора.

Налоги появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной. В концентрированном виде исключительную значимость налогов для функционирования государства можно выразить словами К. Маркса: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. ». В налогах воплощено экономически выраженное существование государства 1 .

Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — это один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.

В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М. М. Алексеенко отмечал: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».

Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права. Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.

Период действия Закона РФ об основах налоговой системы и в условиях законодательного хаоса в налоговой терминологии доктриной налогового права было предложено определение налога, почти полностью отражающее его экономико-правовую природу. Так, С. Г. Пепеляев, исследовав и суммировав необходимые признаки налогов, вывел следующее определение: «Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности, физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченности государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти».

В экономической и правовой литературе приводится большое количество различного рода определений налога. На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой является тот или иной автор, и т.д.

Так, В.И. Гуреев вложил в определение налога лишь его назначение, не отразив специфические особенности данного вида платежа: «Налог - это обязательный взнос, взимаемый государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный) 2 »

Н.И. Химичева для определения налога допускает использование понятия «платеж»: «Налоги - это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные фонды), казну с определением их размеров и сроков уплаты»".

С точки зрения М.В. Карасевой, «налог - это часть имущества налогоплательщика, которая в денежной форме на основании актов представительных органов власти отчуждается налогоплательщиком на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности в бюджет или государственные внебюджетные фонды».

В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на имеющихся достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов

Понимание налога основывается на экономических и правовых теориях, получив свое закрепление в п.1 ст.8 первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из ст. 8 Налогового кодекса РФ можно выделить следующие признаки налогов:

  1. Обязательный характер, что означает юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности;
  2. Безвозмездность означают, что законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству, налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или к совершению в его пользу действий;
  3. Индивидуальность – это возникновение налогового обязательства у конкретного физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности перевода долга по налоговым платежам, уплату налогов третьими лицами и т. д. Налогоплательщик обязан лично уплатить причитающиеся с него налоги и, как следствие, только лично может быть привлечен к налоговой ответственности.
  4. Денежная форма. Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.
    Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Следовательно, уплата налога или обращение взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежащих третьим лицам, не будут являться законным способом исполнения налоговой обязанности. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
  5. ограничения права собственности, которое заключается в законном отчуждении в пользу государства. Движение налога только в одном направлении — от налогоплательщика в бюджет государства (конечно, за исключением частных случаев его переплаты или решения суда о возврате незаконно взысканных налогов). После отчуждения налогоплательщиком причитающихся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетные фонды
  6. Основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности. Привлекаются все члены общества, предполагается равное участие членов в финансирование публичных расходов.

Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Основные отличия сборов от налогов сводятся к следующему:

  • Обязательность платежа - сбор уплачивается по свободному волеизъявлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика значительно в большей степени направлена на возникновение соответствующих объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).
  • Свобода выбора. Речь, конечно, идет не об абсолютной свободе, а о существенных субъективных правах (например, права на судебную защиту), которая в ряде случаев невозможна без участия государства и обременена платежом сборов.
  • Взнос, а не платеж. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Поэтому в определении сбора, закрепленного в ст. 8 НК РФ, упоминание о денежной форме платежа отсутствует.
  • Цель. Согласно ст. 8 НК РФ, цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти, в то время как целевое назначение — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
  • Состав элементов. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения. При установлении сборов, согласно п. 3 ст. 17 НК РФ, элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.
  • Нерегулярный характер. Одним из элементов налога является налоговый период, поэтому уплата налога предполагает определенную регулярность и систематичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
  • Порядок уплаты. Объект налога как юридический факт возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, объект сбора — после.
  • Соразмерность. В ст. 3 НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть с изменением налоговой базы размер налога изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков и определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.
  • Штрафные санкции. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения санкций.

Читайте также: