Изменения налогового законодательства 2013

Опубликовано: 11.05.2024

Налоговые изменения касаются буквально всех предпринимателей, а также частных лиц и юридических компаний. Незнание налоговых новшеств отражается существенно на финансовом состоянии налогоплательщика, потому что кроме положенных выплат ему придется оплатить и штрафы, пени. Поэтому знать об изменениях нужно, причем, задолго до того, как они вступят в силу. В этой статье мы осветим изменения налогового законодательства 2013 года, и расскажем о том, что предстоит нам с вами поменять в учете и отчетности по налогам в 2014 и 2015 году.

Три основных документа

Произошедшие изменения в налогах в Российской Федерации, в соответствии с основными принципами налоговой системы, закреплены в Законах страны способом внесения дополнений и поправок. Изменения этого года нашли свое отражение в Федеральном законе №134 от июля 2013 года, они коснулись процедуры выявления, предотвращения и пресечения незаконных операций с финансами, процесса легализации денег, добытых преступных путем, уклонения от уплаты налогов и сборов, а также платежей на таможне.

Второй закон, претерпевший изменения — № 153, от 2 июля 2013 года, он изменил досудебное урегулирование споров по налогам, причем довольно существенно. И третий закон, изменения в котором повлекли все уже озвученные новшества — № 248, от 3 июля 2013 года, в нем описаны все порядки и инструкции в комплексе, он подвел итог изменений во всей налоговой системе.

Изменения, которые вступили в силу в 2013 году

Налоги в России в 2013 году начали меняться с 30 июля. Поменялись условия процедуры налоговых проверок и вне проверочных запросов документов и бумаг. Ранее налоговики могли запросить не во время проверки только информацию по какой-либо конкретной сделке, а теперь они могут потребовать представить и бумаги и документы, об этом говорит пункт 2 статьи 93.1 Налогового Кодекса. Ранее от инспекторов такие запросы тоже поступали, но налогоплательщик самостоятельно решал, какие из бумаг ему показывать, а что нет. С 30 июля все компании обязаны предъявлять все требуемые документы по списку.

Если налоговая инспекция отправляла документы и запросы налогоплательщику по почте, то на конверте мог быть указан как юридический, так и фактический адрес компании, на ее выбор. Теперь же просьбы об отправке на фактический адрес незаконны, в любом случае документы будут отправлены только по указанному юридическому адресу. Это правило теперь установлено в подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового Кодекса. Избежать недоразумений в этом плане очень легко, просто нужно внести изменения в ЕГРЮЛ и привести к единообразию все свои адреса. Это будет наиболее безопасно в финансовом плане, ведь если какие-либо расхождения с реальностью будут обнаружены, то налоговая может наложить на директора и владельца индивидуального предприятия штраф.

Недостоверная информация может вам обойтись в 5 тысяч рублей. А если вы заявите в налоговую, что вы не получили вовремя документы, потому что находитесь по другому адресу, и не смогли поэтому вовремя заплатить, то за несвоевременное перечисление платежей, направление затребованных бумаг, а срок на это отводится 5 рабочих дней, полагается штраф 10 тысяч рублей. Но и это не самое страшное. Налоговики запрашивают 1-2 листа документов, это бывают и большие объемы. Штраф за каждый документ, который вы вовремя не предоставили – 200 рублей, а если их много, то можно накопить существенную сумму, прибавьте к ним пени, и сделайте выводы. Легче всего разобраться со своими адресами.

Налоговые изменения в 2013 году сделали взыскание долгов с компании, у которой есть дочерние предприятия более легким для налоговиков. Они могут взыскивать долг по налогам с основного предприятия, если должно дочернее, и с дочернего, если должно основное. Способы начисления налогов, уплачиваемые этими различными компаниями значения не имеют. Если дочерних компаний несколько, то они платят за основное предприятия в процентном соотношении. Если же средства между ними поступают не напрямую, а через агентов, то требование возмещения долга в бюджеты сохраняется в полной мере, теперь не надо доказывать наличие правоотношений компаний, достаточно наличия документов. Об этом говорит измененный абзац 8 п.п. 2 п. 2 ст. 45 Кодекса. Взыскание с дочерних компаний недоимок основных будет происходить только в части той суммы, которая была умышленно передана ей, чтобы уменьшить облагаемую базу.

Изменения августа 2013 года

Досудебное обжалование до этого момента касалось только действия налоговиков по привлечению компании к ответственности за нарушения налогового законодательства. То есть если ИП привлекали к суду по причины найденных нарушений, то можно было обжаловать эти действия до начала заседаний. Теперь же можно обжаловать в досудебном порядке любые прецеденты, то есть когда вам в нарушения вменяют как нормативные, так и ненормативные акты, то есть письма, решения, которые появились после рассмотрения жалоб. Также обжаловать можно и бездействие налоговых инспекторов.

Если только что проверены налоги предприятия и были найдены нарушения, то каждый ИП может после нее подать возражения, в которых он вправе не согласиться с результатами проверки. Срок подачи таких возражений всегда составлял 15 дней с момента подписания акта проверки. Теперь он увеличен до 30 дней. Апелляция на действия работников налоговых инспекций и решения привлечь налогоплательщика к ответственности должна была подаваться в течение 10 дней, теперь же этот срок также увеличен до месяца. За этот срок любое предприятие может тщательно подготовиться к разбирательству и грамотно составить апелляционный документ.

Намного сокращено число причин, по которым жалобу в форме апелляции могут не принять к рассмотрению. Ранее это были сведения о компании, неверно написанный адрес, название предприятия, наименование инспекции и пр. Теперь же отказ может поступить только, если срок подачи жалобы истек, если ее отозвала компания, подававшая жалобу, или если подписал документ не директор. Кроме этого, значительно упрощена процедура ознакомления предпринимателя с материалами проверки его предприятия. Необходимо написать заявление, и документы будут вам предоставлены налоговыми инспекторами, произойти это по закону должно в течение пяти рабочих дней.

А вот срок рассмотрения жалоб на действия налоговиков, которые на ваш взгляд являются неправомерными, сокращен, и теперь он составляет 15 дней, но в исключительных случаях закон разрешает его продлить еще на 15 дней. Конечно, это намного ускорит процесс рассмотрения жалоб, причем при нарушении сроков можно подавать иск в суд на невыполнение п.6 ст.140 налогового Кодекса.

Увеличен срок направления требования налоговиками об уплате налогов. Теперь для этого отводится 20 дней, вместо прежних 10-ти.

Теперь в Кодексе обозначены четыре случая, когда поручение на списание средств со счета налогоплательщика в банке должно быть отозвано налоговой инспекцией. Это получение предприятием отсрочки по налоговым платежам, уплата долга или уточнение суммы в декларации и уменьшение ее на законных основаниях, когда списание средств уже произошло с другого счета компании, и когда эта недоимка признается совершенно безнадежной. В этой же статье теперь уточнено, в каких случаях налоговики имеют право конфисковать имущество предпринимателя за недоимку по налогам. Это происходит, если для погашения долга не хватает средств на денежном счету компании, и если у контролеров, осуществляющих списание денег со счетов, нет данных о существовании счетов данной компании.

Изменения с октября 2013 года

Налоговое законодательство РФ с 1 октября 2013 года претерпело еще некоторые изменения. Для погашения долгов по налогам и сборам можно теперь воспользоваться банковской гарантией, если она соответствует следующим требованиям. Она должна быть безотзывной, непередаваемой, она должна иметь срок действия не менее полугода до момента погашения предприятием долгов. То есть по истечению долга налоговики требуют долг уже не с предпринимателя, а с банка, а он, в свою очередь, может списать эти средства со счета ИП в момент поступления какой-либо суммы, и так, пока все поступления не покроют долг. Если же на этот счет так и не поступили средства, то банк уведомляет налоговую инспекцию об этом не позднее, чем за 5 дней до окончания действия гарантии.

При проверке компании налоговые инспекторы могут подтвердить тот факт, что компания имеет право на возмещение НДС. Но ИП не успело подать вовремя документы на эту компенсацию. Тогда срок возврата начнется в момент принятия решения налоговиками о предоставлении вам права на возмещение налога. И продлится этот срок ровно месяц, за который вы с большим запасом успеете собрать и подать все необходимые документы.

Изменения в 2014 году

С 1 января 2014 года вступают в силу налоговые изменения, которые повлияют как на финансовое благополучие компаний, так и на бюджет обычных граждан. Расчет транспортного налога на автомобили стоимостью выше 3 миллионов рублей будет производиться методом умножения ранее действующей ставки налога в 2013 году на повышающий коэффициент. Налоговые ставки на авто от 3 до 5 миллионов будут умножаться на коэффициент от 1,1 до 1,5. Машины стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей обложат налогом по двойным ставкам, стоимостью от 10 миллионов и выше – по тройным. Единственный фактор, который отменить коэффициенты – это срок службы автомобиля, для каждой ценовой категории он установлен различный.

Если ранее штрафы при непредоставлении документов и информации касались только самого налогоплательщика, то теперь санкции будут налагаться и за непредоставление сведений о контрагенте при встречной проверке. И штрафы здесь также немалые – 5000 рублей для директора, 200 рублей за документ для предприятия.

После камеральной проверки налоговая теперь может запросить пояснения у предпринимателя в двух дополнительных случаях. Если он сдаст декларацию с уточнениями и покажет в ней меньшую сумму, или заявит в ней убыток предприятия. Пояснения даются в течение 5 рабочих дней.

Декларация по НДС с 1 января должна сдаваться всеми предприятиями только в электронной форме, включая тех, кто не работает с НДС, но в числе его контрагентов есть таковые. Сроки подачи декларации остались прежними, 20-ое число месяца, следующего за отчетным периодом, так что налоговый календарь 2013 не поменяется. Несоблюдение этого требования и подачи документа в не электронном формате будет налагаться штраф в 200 рублей, а за просроченную подачу электронной декларации будет накладываться штраф в размере 5% от всей суммы заявленного налога.

Изменения налогов с июля 2014

С 1 июля 2014 года при блокировке одного счета компании в одном банке нельзя будет открыть счет в другом банке. На данный момент нельзя открывать счет только в том банке, в котором уже есть один и он заблокирован. А с лета будущего года налоговые будут поставлять информацию во все банки, чтобы пресечь действия должников по уходу от уплаты налоговых долгов. То есть информация о заблокированных счетах станет доступна сразу всем банкам. И с этого же времени налоговики смогут требовать от налогоплательщиков и особенно с должников справки о наличии у предпринимателя или любого бизнесмена счетов, вкладов, денежных остатках на депозитах и счетах. Они будут иметь право на такие действия в любое время, не зависимо от периодов проверок.

Изменения в 2015 году

При проведении камеральных проверок, если по декларациям НДС подано заявление на возврат уплаченного налога, то представители налоговой имеют право с того момента не только запросить дополнительные документы, но и осмотреть территорию, офис, производство, склады и другие помещения компании. Если же при сверке данных деклараций компании и ее контрагентов обнаружатся разные сведения, то инспектор имеет право потребовать первичные документы.

Все компании, которые будут сдавать отчетность в электронной форме, а это реально все компании, должны будут соблюдать правила электронного документооборота, в случае нарушений которого на компанию накладываются различные санкции, от небольших штрафов до блокировки счета в банке.

Если декларация по налогам сдана не вовремя, то налоговики имею право остановить прохождение операций по счетам в банке, и теперь будет определен максимальный срок блокировки, он составит 3 года.

Основные изменения НК РФ 2013 года

Налоговое законодательство РФ с 1 января 2013 года претерпело ряд значительных изменений:

  • Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ (далее - Закон № 206-ФЗ) внес поправки, в частности, в главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;
  • изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ (далее - Закон № 202-ФЗ) относятся к порядку взимания налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.
  • Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ (далее - Закон № 203-ФЗ), а также Федеральным законом от 25.12.2012 № 259-ФЗ внесены изменения в НК РФ, относящиеся к подакцизным товарам;
  • поправки, касающиеся НДПИ, внесены в главу 26 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 204-ФЗ (далее - Закон № 204-ФЗ);
  • изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ (далее - Закон № 205-ФЗ), относятся, в частности, к исчислению и уплате госпошлины.

Остановимся на нововведениях подробнее.

Налог на прибыль

Закон № 206-ФЗ внес большое количество изменений в главу 25 НК РФ. Рассмотрим их по порядку.

Восстановление амортизационной премии

Теперь восстанавливать амортизационную премию нужно, только если основные средства (ОС) реализуются взаимозависимым лицам до истечения 5 лет с момента их ввода в эксплуатацию. При этом амортизационную премию нужно включить во внереализационные доходы в периоде реализации (пп. «а» п. 5 ст. 1 Закона № 206-ФЗ). Ранее в этой ситуации восстанавливать амортизационную премию нужно было независимо от статуса покупателя.

Указанные положения применяются при реализации основных средств начиная с 1 января 2013 года.

Определение остаточной стоимости ОС

По общему правилу остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ). Теперь в этот пункт добавляется новый абзац, который конкретизирует, как определить остаточную стоимость в случае, когда к основным средствам была применена амортизационная премия. Согласно поправкам остаточная стоимость таких основных средств будет рассчитываться по формуле (п. 4 ст. 1 Закона № 206-ФЗ):

ОСТ = (ПС - АП) - НА

где: ОСТ - остаточная стоимость;
ПС - первоначальная стоимость;
АП - сумма амортизационной премии;
НА - сумма амортизации, начисленная за период эксплуатации основного средства.

Реализация взаимозависимым лицам ОС, к которым применена амортизационная премия

Доходы от реализации амортизируемого имущества можно уменьшить на его остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Этот подпункт дополнен новым абзацем, в котором указано следующее. Если налогоплательщик продает взаимозависимому лицу ОС, к которому применена амортизационная премия, до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию, то его остаточная стоимость увеличивается на сумму восстановленной амортизационной премии (п. 10 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Прибыль от этой сделки рассчитывается так:

где: П - прибыль от сделки;
Д - доходы от реализации этих ОС;
ОСТ - остаточная стоимость этих ОС;
АП - сумма амортизационной премии.

Указанные положения применяются при реализации основных средств начиная с 1 января 2013 года.

Амортизация ОС, подлежащих госрегистрации

Урегулирован вопрос о том, с какого момента можно начислять амортизацию по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации. Теперь в НК РФ прямо установлено, что по такому имуществу амортизация начисляется в общем порядке. То есть начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объекты введены в эксплуатацию. Таким образом, для начисления амортизации перестали иметь значение факт подачи документов на госрегистрацию и ее дата (пп. «б» п. 5 и п. 6 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Повышающий коэффициент к норме амортизации

В отношении основных средств, которые используются в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, налогоплательщик может применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 2 (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

Согласно поправкам этот коэффициент можно применять только к основным средствам, принятым на учет до 1 января 2014 года.

Безнадежные долги

Разрешилась еще одна спорная ситуация. Теперь безнадежными также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (п. 9 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Это правило действует в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Предельная величина процентов, признаваемых расходом

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной:

  • ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях;
  • произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Такой порядок определения предельной величины процентов будет действовать вплоть до 31 декабря 2013 года (п. 11 ст. 1 Закона № 206-ФЗ).

Дата получения дохода от реализации недвижимого имущества

Согласно поправкам, внесенным в пункт 3 статьи 271 НК РФ датой реализации недвижимого имущества признается дата его передачи приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче. Таким образом, именно этот день и является датой получения дохода от реализации указанного имущества.

Законом № 206-ФЗ в главу 21 НК РФ внесена всего одна поправка. Так, реализация жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых облагается НДС по ставке 10 процентов (абз. 7 пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). Напомним, что ранее в этом абзаце был указан только маргарин.

Положения Закона № 206-ФЗ вступили в силу с 1 января 2013 года.

Налог на имущество

Одним из значимых нововведений является то, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 № 202) не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Кроме того, не облагаются налогом:

  • объекты культурного наследия;
  • суда, зарегистрированные в Российском морском регистре судоходства;
  • космические объекты;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Помимо этого, отменен ряд налоговых льгот. Так, объектом налогообложения теперь признаются:

  • железнодорожные пути общего пользования;
  • магистральные трубопроводы;
  • линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Перечень имущества устанавливается Правительством РФ. В отношении данных объектов налоговые ставки ограничены следующими значениями (см. таблицу):

Предельные налоговые ставки, %

Отметим еще одно нововведение. Если законами субъектов РФ не установлены налоговые ставки по налогу на имущество, то они считаются равными ставкам, установленным пунктом 1 и пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

Земельный налог

Законом № 202-ФЗ также внесены изменения в порядок налогообложения земельным налогом. С 1 января 2013 в перечень объектов налогообложения включаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Налоговые ставки в отношении данных участков не могут превышать 0,3 процента от их кадастровой стоимости. Если налоговые ставки не определены законами Субъектов РФ, то они считаются равными ставкам, установленным пунктом 1 статьи 394 НК РФ.

Транспортный налог

Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ вносит изменения в главу 28 НК РФ. Теперь, если законами субъектов РФ не установлены налоговые ставки по транспортному налогу, то они считаются равными ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

Описанные изменения, внесенные Законом № 202-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2013 года.

Акцизы

Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ введен новый вид подакцизного товара - топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале от 280 до 360 градусов Цельсия.

Ставки акцизов на данный товар:

  • с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 5 860 руб. за тонну;
  • в 2014 году - 6 446 руб. за 1 тонну;
  • в 2015 году - 7 735 руб. за 1 тонну.

Закон № 203-ФЗ действует с 1 января 2013 года.

Также в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2012 № 259-ФЗ, с 1 марта 2013 года алкогольной продукцией признаются сидр, пуаре и медовуха.

Федеральным законом от 29.11.2012 № 204-ФЗ внесен ряд поправок в главу 26 НК РФ. В частности, уточнен порядок определения налоговой базы по НДПИ, повышены некоторые налоговые ставки на период до 2015 года включительно.

Согласно Закону № 204-ФЗ налоговая база по НДПИ должна определяться как стоимость добытых полезных ископаемых.

Отдельные категории налогоплательщиков при расчете суммы налога за добычу горючего природного газа могут применять следующие понижающие коэффициенты:

  • 0,646 (на период с 1 июля по 31 декабря 2013 года);
  • 0,673 (на период с 1 января по 31 декабря 2014 года);
  • 0,701 (начиная с 1 января 2015 года).

Установлено, что сумма налога по углю, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу, газу горючему природному и газовому конденсату из всех месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Закон № 204-ФЗ действует с 1 января 2013 года. Изменения, касающиеся налоговых ставок при добыче горючего природного газа, вступают в силу с 1 июля 2013 года.

Указанный в законе порядок определения налоговой базы и суммы налога распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2012 года.

Государственная пошлина

Поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ, касаются, в частности, государственной пошлины. Рассмотрим некоторые из них.

Изменены пункт 2 статьи 333.20 НК РФ, пункт 2 статьи 333.22 НК РФ, пункт 3 статьи 333.23 НК РФ. Теперь суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, КС РФ и конституционные суды субъектов РФ могут учесть имущественное положение плательщика и освободить его от уплаты госпошлины. Претерпел изменения подпункт 5 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.

Напомним, что для исчисления пошлины по выбору плательщика должен быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества. Теперь такой документ могут выдать не только органы и эксперты-оценщики, но и юридические лица, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности.

В связи с этим подверглись изменению и подпункты 7 - 10 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.

Юрлица, которые вправе заключать договор на проведение оценки, могут теперь тоже определять стоимость транспортных средств, недвижимого имущества и земельных участков. Ранее это могли делать только оценщики и соответствующие органы.

Изменения коснулись и подпункта 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Уточнено, что госпошлина в размере 15 000 рублей взимается за регистрацию:

  • права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой фонд или приобретаемое для включения в него;
  • ограничения (обременения) этого права;
  • сделок с данным имуществом.

Пункт 1 статьи 333.33 НК РФ дополнен подпунктом 41.2. Теперь за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных машин и прицепов к ним будет взиматься пошлина в размере 300 рублей. Взиматься госпошлина будет и за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами.

Также был изменен подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Был увеличен размер госпошлины за действия органов, связанных с лицензированием.

Так, государственная пошлина за предоставление лицензии будет составлять 6 000 руб., в то время как сейчас пошлина за данное действие - 2 600 руб.

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в иных случаях пошлина увеличится до 600 рублей.

Пошлина в размере 600 рублей устанавливается и для:

  • предоставления дубликата лицензии;
  • продления срока действия лицензии;
  • предоставления временной лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ранее размер госпошлины для таких действий составлял 200 рублей.

Положения Закона № 205-ФЗ, касающиеся государственной пошлины, действуют с 29.12.2012.

Вступает в силу новый Закон о бухгалтерском учете

С 1 января 2013 года вступит в силу новый закон о бухгалтерском учете.

Целью Федерального закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета в соответствии с современными условиями деятельности субъектов экономики, а также его совершенствование в целях повышения качества финансовой отчетности и ее прозрачности.

Вводится новое определение бухгалтерского учета, под которым понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определен перечень лиц (экономических субъектов), на которых распространяется действие законодательства о бухгалтерском учете: коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк РФ; индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).

Также уточняются существующие основные понятия, используемые в сфере бухгалтерского учета, и вводятся новые (в частности, уполномоченный федеральный орган, стандарт бухгалтерского учета, факт хозяйственной жизни, организации государственного сектора и другие).

Федеральным законом установлено, что бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, а также находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или подразделения иностранных организаций, которые ведут налоговый учет. Однако такое право не предоставляется организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Им также не дано право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которое имеют участники проекта "Сколково".

Федеральным законом устанавливаются требования к бухгалтерскому учету: вводится перечень объектов бухгалтерского учета; регламентируется организация ведения бухгалтерского учета; вводится понятие учетной политики и уточняется порядок ее ведения; уточняется порядок оформления первичных учетных документов и ведения регистров бухгалтерского учета; уточняются требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности (в частности, в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны) и ее состав (из него исключена пояснительная записка); устанавливаются особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица; вводится обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

С 2013 года организации не сдают промежуточную бухгалтерскую отчетность в налоговые органы

В связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ с 2013 года организации не должны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения промежуточную (квартальную и месячную) бухгалтерскую отчетность.

С 1 января 2013 года организации должны подавать в налоговые органы только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания года, если они ведут бухгалтерский учет.

Соответствующие изменения были внесены в пп.5 п.1 ст.23 части первой Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2013 года увеличивается МРОТ

Внесены изменения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", согласно которым с 1 января 2013 года сумма МРОТ составит 5205 рублей в месяц.

В 2012 году размер МРОТ составлял 4611 рублей в месяц.

Уточнены полномочия Минфина в сфере регулирования бухучета и отчетности

Правительство России уточнило полномочия Министерства финансов в части регулирования ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Постановлением определено, что Минфин России организует весь процесс рассмотрения и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета, а также введения в действие Международных стандартов финансовой отчетности и их разъяснений.

Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года за исключением отдельных положений.

Утвержден перечень биржевых товаров, сделки с которыми относятся к контролируемым сделкам

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило прилагаемый Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В данном перечне перечислены товары, сделки с которыми относятся к контролируемым сделкам в соответствии со статьей 105_14 НК РФ.

Приказ Минпромторга зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2012 года, регистрационный номер 26070, и вступает в силу с 30 декабря 2012 года.

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной отчетности перестают применяться с 2013 года

До 1 января 2016 года организации, бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным международно признанным правилам, могут применять данные рекомендации.

Методические рекомендации полностью утратят силу с 1 января 2016 года.

Внесены изменения в Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот в кредитных организациях

С 1 января 2013 года вступают в силу изменения в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", согласно которым программно-технические средства, которые предусматривают вложение наличных денег клиентом и выдачу принятых денег клиенту без обработки в кредитной организации, должны иметь функцию распознавания не менее четырех защитных признаков.

Вступили в силу новые правила безналичных расчетов в Российской Федерации

До 1 апреля 2013 года продолжится переходный период, в течение которого банки могут применять ранее действовавший порядок заполнения платежных документов, устанавливаемый Положением Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в РФ".

Новое Положение "О правилах осуществления перевода денежных средств" устанавливает правила перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями на территории России и учитывает требования Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

В частности, Положением установлены новые формы безналичных расчетов: перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) и перевод электронных денежных средств. Для действующих форм безналичных расчетов, таких как платежное поручение, изменяется порядок заполнения отдельных реквизитов. При этом формы действующих платежных документов остаются неизменными.

Установлены отдельные положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы Банка России

С 1 июля 2013 года вступают в силу пункты 3.14 (в части направления распоряжений в электронном виде или на бумажном носителе с незаполненным реквизитом "Вид платежа" для исполнения с применением почтовой и телеграфной технологии), 3.15, 4.10 (в части помещения распоряжений в электронном виде в очередь не исполненных в срок распоряжений), 4.12 (в части направления распоряжений в электронном виде), 4.19 (в части направления запроса об отзыве в электронном виде банком получателя, получателем средств) и 4.27 Положения, а также пункты 4 и 13 приложения 4 и приложение 8 к Положению Банка России от 29 июня 2012 года N 384-П "О платежной системе Банка России", которым установлены отдельные положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы Банка России, в том числе критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе Банка России, применяемые формы безналичных расчетов и порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, временной регламент функционирования платежной системы.

Внесены изменения в бухгалтерский учет в кредитных организациях

Центральный банк России внес изменения в правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, а также уточнил некоторые вопросы по ведению бухучета отдельных операций.

Указания зарегистрированы в Минюсте России 15 октября 2012 года и вступают в силу с 2013 года.

Введены новые формы статистической отчетности о внутренней и внешней торговле

Росстатом утверждены новые формы представления статистической отчетности о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли, об обороте торговли малого предприятия, о числе торговых мест на ярмарках, об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности, о вывозе потребительских товаров, а также о производстве и потреблении опасных химикатов.

Новые годовые формы вводятся в действие с отчетности за 2012 год, месячные и квартальные - с отчетности за первые периоды 2013 года. С введением новых форм приказом отменяются действующие формы статистической отчетности по данным показателям.

Утверждены формы статистической отчетности о туризме, рыночных услугах и экономических правонарушениях

Федеральная служба государственной статистики утвердила годовые формы статистического наблюдения, отражающие сведения об объеме платных услуг населению, оказываемых организациями, индивидуальными предпринимателями, сведения о деятельности туристских фирм и коллективных средствах размещения, а также сведения об административных правонарушениях в сфере экономики. Новые формы вводятся в действие с отчета за 2012 год.

Также приказом утверждена месячная форма П-1 "Сведения об объеме платных услуг населению по видам" и квартальная форма N 1-ДА (услуги) "Обследование деловой активности в сфере услуг", которые применяются с 2013 года.

Приказом введены в действие указания по заполнению вводимых форм. Действующие формы статистической отчетности по данным вопросам отменяются.

Утверждена форма статистической отчетности о травматизме и профзаболеваниях

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

7 апреля 2021 года Госдумой приняты изменения налогового законодательства в части предоставления имущественного налогового вычета в целях возврата налога в связи с покупкой квартиры и ипотекой — в НК РФ добавляется новая ст. 221.1, где будет отражен упрощенный порядок получения льготы на основании заявления без подачи декларации 3-НДФЛ.

Изменения вступают в силу в течение месяца со дня их опубликования, поэтому в 2021 году граждане в упрощенном порядке смогут вернуть НДФЛ по расходам на приобретение жилья, на оплату ипотечных процентов. Также новый порядок действует и для инвестиционных вычетов.

Обновление: 20 апреля 2021 года принят Федеральный закон №100-ФЗ, вносящий изменения в НК РФ, в том числе и в части регулирования упрощенного порядка получения вычетов..

Новый порядок получения налогового вычета без декларации 3-НДФЛ с 2021 года

Законопроект, вносящий изменения в процедуру оформления вычета, принят Госдумой в третьем чтении 7 апреля 2021 года, 8 апреля проект направлен для одобрения в Совет Федерации.

Планируется внести в Налоговый кодекс РФ ряд изменений, а также дополнить его ст. 221.1, где будет прописан упрощенный порядок получения вычетов физическим лицом без оформления налоговой декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов — достаточно будет заполнить одно заявление и подать его в ФНС.

Воспользоваться упрощенной процедурой можно будет в отношении следующих видов вычета:

  • ивестиционный в сумме средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, предоставляемой на основании пп. п. 1 ст. 219.1 НК РФ -;
  • имущественный в отношении расходов на покупку квартиры, жилого дома, комнаты, новое строительство, земельный участок для жилого дома — пп. 3 ст. 220 НК РФ;
  • имущественный в отношении расходов на оплату ипотечных процентов — пп. 4 ст. 220 НК РФ.

Важно: Согласно законопроекту, оформление вычетов без декларации не распространяется на социальную льготу по расходам на обучение и лечение, поэтому для возврата налога по затратам на медицинские и образовательные услуги нужно будет по-прежнему собирать документы и заполнять 3-НДФЛ.

Изменения должны вступить в силу через месяц после того, как принятый закон будет опубликован.

Воспользоваться новым порядком можно будет в отношении расходов, произведенных с 1 января 2020 года, то есть получится получить имущественный вычет по жилой недвижимости, купленной в в 2020 году, а также по ипотечным процентам, уплаченным за этот период.

Упрощенный процесс возврата налога при покупке квартиры

Суть новой процедуры возврата налога в следующем — гражданин, понесший расходы и желающий вернуть в связи с этим НДФЛ, заполняет одно заявление на получение вычетов в упрощенном порядке и передает его через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Заполнить и подать заявление нужно будет по истечении года, в котором понесены расходы. Формат документа будет утвержден федеральной исполнительной властью в области налогов и сборов.

В заявлении будут отражаться в том числе реквизиты счета, на который должны быть переведены возвращаемые денежные средства.

Вычет может быть предоставлен за последние три года, предшествующие году обращения в ФНС.

При этом ФНС проводит в течение 20 рабочих дней (месяц) проверку и определяет сумму положенного вычета на основании имеющихся у нее данных о доходах и уплаченном налоге, полученных от работодателей, прочих налоговых агентов, банковских учреждений. При отсутствии таких сведений в налоговой, физическому лицу придется самому предоставить подтверждающие документы, перечисленные в новой редакции пп.6 п. 3 ст. 220 НК РФ.

Ранее проверка занимала 3 месяца и проводилась на основании поданной декларации 3-НДФЛ и документов, подтверждающих расходы и налогооблагаемые доходы. По новым правилам сроки значительно сокращены, а процедура оформления возврата налога заметно упрощается.

Если проверка прошла успешно, и ФНС подтверждает право на вычет, то сумма поступит на счет физического лица в течение 3-х дней с момента завершения проверочной процедуры.

Читайте также: