Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения

Опубликовано: 12.05.2024

П.А. Батайкин дал следующее определение налоговым преступлениям: "это деяния, осуществляемые в рамках экономический деятельности субъекта и посягающие на регулируемые законодательством о налогах и сборах общественные отношения в части формирования бюджета от уплаты налогов и (или) сборов с физических и юридических лиц" [3, с. 194].

Можно выделить следующие основные признаки, отличающие налоговые преступления от иных налоговых правонарушений:

1) повышенная общественная опасность, проявляющаяся, в первую очередь, в размере причиненного бюджету реального ущерба;

2) умышленная форма вины, тогда как другие правонарушения могут совершаться и по неосторожности.

Проблема родового объекта налоговых преступлений является в научной литературе дискуссионной. Родовым объектом налоговых преступлений, по мнению Н.А. Лопашенко, выступают "общественные отношения по производству и созиданию общественного продукта во всех формах собственности, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, а именно принципах свободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм поведения" [6, с. 62].

Б.В. Волженкин в одной из своих работ более обоснованно утверждает, что родовым объектом преступлений, составы которых описаны в разделе седьмом Уголовного кодекса РФ, является "экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ" [4]. Что касается видового объекта, то самой распространенной является точка зрения, согласно которой под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности следует понимать "общественные отношения, возникающие в целях осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг".

М.Л. Крупин считает, что видовым объектом выступает "совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных к ответственности".

Б.М. Леонтьев полагает, что непосредственным объектом налоговых преступлений являются финансовые интересы государства. Не бесспорной является точка зрения В.А. Григорьева, который утверждает, что при посягательстве на основной непосредственный объект налоговых преступлений виновный воздействует на должностных лиц налогового органа и (или) государственных внебюджетных фондов, которые представляют интересы государства [5, с. 18].

Эти и другие подходы в целом являются правильными, и трудно отдать предпочтение какому-либо из них. Поэтому, с учетом изложенных мнений, можно привести свою обобщенную трактовку. Родовым объектом налоговых преступлений следует считать общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Видовым объектом этих преступлений является установленный федеральным законом порядок общественных отношений в сфере налогообложения и уплаты налогоплательщиками налогов. Непосредственным объектом налоговых преступлений принято считать установленный законодательством порядок общественных отношений в сфере налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных физических лиц, занимающихся частной практикой, а также организаций по вопросам исчисления и уплаты налогов в предусмотренные сроки.

Исходя из вышеизложенного, налоговые преступления характеризуются собственным объектом и предметом, при этом аргументированными являются высказанные в литературе мнения о том, что они относятся к многообъектным и многопредметным преступлениям. Общая характеристика налоговых преступлений позволяет решить важную проблему квалификации - отграничение деяний, предусмотренных УК РФ от административных и иных правонарушений.

Исходя из текста статей действующего Уголовного кодекса РФ, имеющих отношение к налоговым преступлениям, можно сделать следующий вывод. Налоговое преступление - это:

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном*(1) или особо крупном*(2) размере;

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном*(3) или особо крупном*(4) размере, а также группой лиц по предварительному сговору;

- неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном или особо крупном размере;

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

Вышеизложенные положения позволяют дать следующее определение налогового преступления.

Налоговое преступление - это виновно совершенное противоправное деяние налогового субъекта, заключающееся в уклонении от уплаты обязательных налоговых платежей путем непредставления необходимых документов финансовой отчетности либо включения в них заведомо искаженных данных о доходах, расходах или объектах налогообложения, либо иным другим способом, совершенное в крупном или в особо крупном размере [7, с. 203]. Под налоговым субъектом понимаются налогоплательщик, налоговый агент и иные лица, указанные в налоговом законодательстве

Отличительной чертой применения санкций в уголовном праве является их личностный характер. Субъектом преступления для уголовного права всегда является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Например, если противоправное налоговое деяние будет квалифицировано как налоговое преступление, независимо от того совершено оно юридическим или физическим лицом, предусмотренные санкции будут направлены в отношении физического лица, виновного в совершении действий, являющихся составом преступления. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - "налоговую санкцию" (ст. 114 НК РФ).

Традиционным критерием для отграничения преступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению с любым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасность налогового и административного правонарушения менее значительна. Но, к сожалению, данный критерий не является достаточным, он не объясняет соотношения налоговых преступлений с налоговыми правонарушениями.

Важной особенностью налогового преступления является также то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). При этом организации могут нести ответственность и за те деяния, которые признаются преступлениями применительно к должностным лицам такой организации (т.е. к деяниям, которые не являются менее опасными по сравнению с преступлениями).

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

3. Батайкин П.А. Новые юридические конструкции в механизме охраны интересов государства и общества в налоговой сфере / П.А. Батайкин // "Черные дыры" в российском законодательстве. М., 2008. С. 194-195.

4. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России / Б.В. Волженкин. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007. - 267 с.

5. Григорьев В.А. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право. 2004. N 1. С. 18-19.

6. Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. - 187 с.

7. Пастушкова Л.Н. К вопросу о дифференциации налоговых правонарушений и налоговых преступлений / Л.Н. Пастушкова, Н.Н. Балюк // Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология и философия: Сб. науч. ст. по итогам междунар. конф. 29-30 сентября 2011 г. Волгоград, 2011. Ч. 1 С. 202-205.

*(1) Крупным размером в данном случае признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,8 млн. руб.

*(2) Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. руб.

*(3) Здесь и далее крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб.

*(4) Здесь и далее особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Объект и предмет налоговых преступлений

Определение объекта преступления играет большую роль в правильной квалификации преступного деяния. Оно позволяет раскрыть юридическую природу деяния, определить его содержание и форму, установить круг субъектов, отграничить эти деяния от других преступлений и административных правонарушений. Налоговые преступления объединяет общий родовой объект — общественные отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. Законодательно понятие «сфера экономической деятельности» нигде не раскрывается.

Однако, принимая во внимание труды И.И. Кучерова, А.А. Витвицкого, С.И. Улезько, можно сделать вывод: налоговые преступления посягают на комплекс отношений, складывающихся в процессе позитивной хозяйствующей деятельности субъектов предпринимательских отношений, направленной на создание материальных благ и предоставление услуг преимущественно материального характера, распределения, обмена и потребления материальных ценностей в соответствии с законами рыночной экономики при активной регулирующей роли государства.

Налоговые преступления отнесены законодателем к категории преступлений в сфере экономической деятельности. Многие специалисты считают неправомерным отнесение уголовно наказуемых нарушений налогового законодательства к преступлениям в сфере экономической деятельности. По их мнению, налоговые преступления, прежде всего, затрудняют деятельность различных фискальных органов по обложению граждан и юридических лиц и взиманию с них налогов, препятствуя финансовым функциям власти. Другие юристы указывают, что особенности данных отношений заключаются в том, что они, во-первых, складываются по поводу осуществления государственной власти, а во-вторых, одним из их участников является государственный орган.

Принудительное изъятие части собственности граждан в пользу государства есть одна из сфер общественной жизни, где как раз осуществляется публичная власть, а в качестве государственного органа выступает аппарат налоговых органов. И.И. Кучеров подчеркивает ошибочность отождествления категории «экономическая деятельность» с предпринимательством, главной целью которого является получение прибыли. Отнесение налоговых преступлений к преступлениям в сфере экономической деятельности показывает приоритет экономической составляющей. Общественные отношения, регулирующие порядок уплаты и взимания налогов и (или) сборов в государственные внебюджетные фонды физическими лицами и организациями, в данном случае выступают в качестве основного непосредственного объекта преступного посягательства, поскольку именно на этот объект прежде всего посягает лицо, совершающее налоговое преступление.

Данное положение находит подтверждение в п. 1 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», в котором отмечается, что уклонение от уплаты налогов влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, а следовательно, ведет к нарушениям в финансово-хозяйственной деятельности государства. Уклонения от уплаты налогов приводят к утрате платежеспособности государства и уже как следствие — к подрыву системы управления государства. Отношения по поводу управления, обеспечивающего взимание налогов и сборов, следует считать дополнительным объектом.

Изменения, внесенные в Уголовный кодекс, показывают правомерность такого подхода. Отчетливо видно наличие отношений, связанных с обеспечением порядка управления в составе преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ. Сокрытием денежных средств в виде недоимки после принятия и уведомления налогоплательщика о решении соответствующего органа о взыскании, приостановлении операций по счетам в банке или аресте имущества преступник посягает не только на общественные отношения в экономической сфере, но и в системе управления.

Одним из способов совершения налоговых преступлений является подделка документов, уголовная ответственность за которую предусмотрена ст. 327 УК РФ. При квалификации налоговых преступлений, совершенных путем подделки документов, дополнительная квалификация по ст. 327 УК РФ не требуется. Таким образом, можно считать, что ст. 198 и 199 УК РФ включают в себя и элементы вышеуказанного преступления против порядка управления.

Общественные отношения в сфере экономической деятельности достаточно широкое понятие. Объектом преступления, предусмотренного ст. 176 УК РФ «Незаконное получение кредита», также являются отношения в финансовой сфере. Поэтому необходимо введение видового объекта налоговых преступлений. Видовым объектом налоговых преступлений являются общественные отношения, связанные с законодательством о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ налоговые отношения — это «отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Таким образом, видовым объектом налоговых преступлений являются совокупность общественных отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения в ответственности за совершенное налоговое правонарушение.

Предмет преступления имеет важное самостоятельное теоретическое и практическое значение при определении состава преступления. Правильное установление предмета преступления необходимо для выяснения сущности объекта посягательства и его конкретизации. Предметом преступления в соответствии с теорией уголовного права являются предметы материального мира, воздействуя или не воздействуя на которые преступник нарушает общественные отношения, возникшие по поводу указанных явлений материального мира.

Предмет преступления — одна из разновидностей людских благ, материализованное образование, непосредственно действуя на которое путем изъятия, уничтожения, создания, изменения вида или правового режима, виновное лицо посягает на охраняемые законом ценности. Для определения предмета преступления в налоговых преступлениях А.Н. Караханов вводит дополнительный критерий — цель, которую преследует налогоплательщик, совершая противоправное деяние. Уклоняясь от уплаты налогов, прежде всего гражданин стремится не уплатить в бюджет денежные средства или, наоборот, незаконно получить их из бюджета.

Некоторые специалисты в качестве предмета рассматривают кроме налогов декларацию о доходах, бухгалтерские документы, искаженные данные о доходах и расходах. Другие предлагают признать в качестве предметов налоговых преступлений психику должностных лиц налогового органа и (или) государственных внебюджетных фондов, а также деньги как форму выражения налогов и страховых взносов, так как при посягательстве на основной непосредственный объект налоговых преступлений виновный воздействует на должностных лиц налогового органа и (или) государственных внебюджетных фондов, которые представляют интересы государства. Следовательно, в этом случае родовым предметом налоговых преступлений следует считать государство в лице должностных лиц налоговых органов и (или) государственных внебюджетных фондов.

В результате совершения налогового преступления виновные, обманывая представителей государства или злоупотребляя доверием, вводят их в заблуждение относительно имеющихся у них прав и своих обязанностей. А видовой предмет — психика соответствующих должностных лиц. Данные позиции представляются не совсем правомерными. Исходя из «материальности» составов налоговых преступлений предметы материального и нематериального характера, на которые воздействует лицо в целях уклонения от уплаты налогов, будут лишь средствами для достижения преступной цели.

Предмет — это прежде всего материальная ценность, по поводу которой устанавливаются отношения, охраняемые законом. Закон, устанавливая ответственность за уклонения от уплаты налогов, охраняет в первую очередь денежные средства, взимаемые в форме налогов в бюджеты различных уровней, а не как не декларации и документы первичной отчетности. И уж тем более не психику должностных лиц фискальных органов.

Основным объектом, на который посягают налоговые преступления, выступают общественные отношения по поводу сбора и уплаты налогов и (или) сборов. Поэтому суммы налогов и сборов, указанные в примечании к ст. 198 УК РФ и примечании к ст. 199 УК РФ, характеризуют объект. Предметом налогового преступления, предусмотренного в ст. 198 УК РФ. могут быть суммы налогов и (или) сборов, составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающие 300 тыс. руб.. (прим. ст. 198 УК РФ).

Особо крупными размерами неуплаченных налогов и (или) сборов следует считать те, сумма которых составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающие 1 млн. 500 тыс. руб. Предметом преступления, предусмотренного в ст. 199 УК РФ, в соответствии с примечанием к вышеуказанной статье являются суммы налогов и (или) сборов, составляющих за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

либо превышающих 1 млн. 500 тыс. руб. Для признания размера особо крупным необходимо, чтобы его сумма составляла за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышала 7 млн. 500 тыс. руб. При расчете размера налога или сбора, образованного в результате уклонения от их уплаты, во внимание принимаются только те налоги, сборы, налоговые ставки и их размеры, которые были установлены законодательством к этому налоговому периоду. Если налоги или сборы были отменены или уменьшены размеры ставок налогов (сборов), расчет производится с учетом этого нового обстоятельства, если это прямо указано в соответствующем акте (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Расчет размера неуплаченных налогов вызывает многочисленные споры. В настоящее время отсутствует единая позиция о возможности суммирования неуплаченных налогов и страховых сборов. Ряд специалистов высказывают точку зрения о возможности суммирования при наличии единой цели на уклонение от уплаты налогов и сборов в наиболее большей сумме, идентичной способам деяния. Другие специалисты считают недопустимым сложение сумм неуплаченных налогов как с разными, так и с одинаковыми налоговыми периодами. В обоснование своей позиции они ссылаются на п. 5 постановления пленума.

Преступления, предусмотренные ст. 198, 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Отсюда следует, что разовая неуплата налога, размер которой подпадает под признаки, изложенные в примечании к ст. 198 и 199 УК РФ, является оконченным преступлением. Таким образом, однократное внесение заведомо ложных сведений в налоговую декларацию по определенному налогу, повлекшее неуплату этого налога в крупном или особо крупном размере, является преступлением. Судебная практика пошла по пути возможности суммирования неуплаченных налогов.

Они руководствуются примечаниями к ст. 198 и 199 УК РФ. согласно которым при исчислении крупного и особо крупного размера неуплаченные налоги суммируются. При исчислении крупного или особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов суммируются суммы налогов, сборов, которые не были уплачены организацией-налогоплательщиком в пределах трех финансовых лет подряд. При расчете необходимо принимать во внимание налоговые периоды по видам налогов и (или) сборов, установленные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении крупного (особо крупного) размера налогового ущерба, вызванного неисполнением лицом обязанностей, перечисленных в ст. 199.1 УК РФ, необходимо иметь в виду, что, выполняя их, налоговый агент по отношению к некоторым налогам не является налогоплательщиком. Поэтому исчислять процентное содержание не перечисленных сумм необходимо не от общей массы всех налогов, подлежащих выплате лицом, выступающим в качестве налогового агента и налогоплательщика, а только из тех сумм налогов, которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

Первомайским районным судом рассмотрено уголовное дело в отношении М.С.И., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, т.е. уклонении от уплаты налога с физического лица путем непредставления налоговой декларации. Являясь индивидуальным предпринимателем, он занимался розничной торговлей автомобильными шинами, дисками и аккумуляторами в различных торговых точках, осуществлял розничную торговлю автомобильными принадлежностями в магазине «Формула», а также по безналичному расчету - юридическим лицам.

При этом в нарушение налогового законодательства умышленно, в целях уклонения от уплаты налогов, налоговые декларации по НДС за 1. 2 и 3 кварталы 2001 г.. а также налоговые декларации по ЕСН и НДФЛ за 2001 г. в ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Пензы им не были представлены. Всего в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. М.С.И. путем непредставления налоговых деклараций уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость, единого социального налога и налога на доходы физических лиц на общую сумму 493 267.98 руб. Суммированию подлежали три вида налога (НДС, ЕСН и НДФЛ) с разными налоговыми периодами за период одного финансового года.

Конкретная сумма налогов и (или) сборов должна быть рассчитана исходя из примечания к ст. 198 или 199 УК РФ. Исчисляя долю неуплаченных налогов (10 или 20%). необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период, в котором произошло уклонение. Так как налогоплательщик уклонился от уплаты налогов в 2001 г., то для определения 10%-ной доли необходимо было суммировать все налоги, которые налогоплательщик обязан был в соответствии с Налоговым кодексом уплатить в том же году.

Процентное соотношение недоимки не рассчитывается, если размер неуплаченного налога превышает верхний суммовой порог крупного ущерба.

Мокшанским районным судом рассмотрено дело в отношении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица И.В. Страховой по обвинению по ч. 1 ст. 198 УК РФ. Занимаясь предпринимательской деятельностью по систематической закупке для последующей реализации и реализации оптом молока и являясь плательщиком налогов общей системы налогообложения (налога на доходы физических лиц, единого социального налога), обвиняемая в период с 21 марта 2001 г. по 21 марта 2002 г. уклонилась от уплаты вышеуказанных налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации.

По налогу на доходы физических лиц С.И.В. в нарушение действовавших на момент совершения ею преступления указанных норм не исчислила подлежащий уплате налог в следующем порядке:

— за 2001 г. в размере 244 774 руб.,

— за 2002 г. в размере 141 647 руб.,

— а всего за 2001—2002 гг. в размере 386 421 руб.

По единому социальному налогу:

— за 2001 г. в размере 64 607 руб.,

— за 2002 г. в размере 48 742 руб.,

— а всего за 2001—2002 гг. в размере 113 349 руб.

Судом были суммированы два вида налога (НДФЛ и ЕСН), не уплаченные индивидуальным предпринимателем за период двух финансовых лет подряд. В действиях (бездействиях) С.И.В. были обнаружены общая цель и единый умысел на уклонение от уплаты налогов. И они признаны единым продолжаемым преступлением. Всего обвиняемая за указанный период времени уклонилась от уплаты налогов на общую сумму 499 770 руб., что превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и является крупным размером. Размер неуплаченного налога превышал верхний суммовой порог крупного ущерба — более 300 000 руб.

Как уже отмечалось, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Налоговый кодекс предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, которые им не предусмотрены, либо установленные в ином порядке, чем определено действующим законодательством. Закон предусматривает исключения, в соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ возможно установление специальных налоговых режимов, в которых будут действовать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ.

Однако такие режимы должны устанавливаться в порядке, предусмотренном с действующим законодательством. Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень видов налогов и сборов, это: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (ст. 12—15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). Таким образом, ответственность, предусмотренная ст. 198, 199 УК РФ, наступает только в случае уклонения от уплаты федеральных налогов и сборов, налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

В соответствии с ФЗ от 21 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» предметом налоговых преступлений являются денежные средства, взимаемые в виде сборов. Под сбором понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2. ст. 8 НК РФ).

Предметом преступления в соответствии со ст. 199.1 УК РФ являются денежные средства, которые должны быть удержаны и перечислены в бюджеты всех уровней налоговыми агентами по тем видам налогов и в отношении тех налогоплательщиков, за которых согласно налоговому законодательству эту обязанность исполняют налоговые агенты.

Предметом преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ, являются денежные средства или иное имущество, на которое обращается взыскание. Статья 446 Гражданского кодекса РФ устанавливает перечень имущества физического лица, на которое не может быть обращено взыскание. В этом случае предмет преступления не совпадает с суммой денежных средств, которые должны быть уплачены в погашение недоимки.

В соответствии с прим. к ст. 169 УК РФ, применяемым в этом случае, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным — 1 млн. руб. Необходимо отметить, что применение данной статьи возможно, только когда взыскиваемые денежные средства или иное имущество обеспечивают уплату недоимки, т.е. суммы налогов и сборов, не уплаченных в установленном законом порядке. Сумма пени не должна приниматься в расчет и увеличивать сумму недоимки при расчете величины сокрытых денежных средств или иного имущества.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.
Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной не поступления, налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

по дисциплине: «Уголовное право»

Преподаватель: Сошникова И.В.

Студент Казанцев Сергей Владимирович

Профиль: Правовое обеспечение

государственного и муниципального

Группа: ЮрГу – 12 Кам

Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения.

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной не поступления, налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

“Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

В Уголовном кодексе РФ (далее по тексту – УК РФ) имеются четыре статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления – статьи 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Определение предмета преступления очень важно для правильной квалификации состава преступления.

Объектом преступления в сфере налогообложении является, отношения по сбору и уплате налогов в бюджетную систему государства, т.е. налоговые преступления посягают на государство, причем самым прямым образом – через бюджетную систему, а точнее в связи с не до получением в бюджет суммы незаконно неуплаченных налогов и сборов.

Предметом преступления в сфере налогообложения выступают только денежные средства в форме обязательно установленных законом налоговых платежей (сюда также относятся сборы, взносы, пошлины и т.п.), подлежащие взиманию в бюджет.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Действия предпринимаются виновным с целью неуплаты налогов.

Особенности данных преступлений заключается в том, что здесь имеется взаимосвязь между государством и бюджетной системой, а также налоговой системой, порядок взимания и уплаты налогов.

Ответственность за неисполнение данного порядка, причем к уголовной ответственности, возможно привлечь только в том случае, когда преступление совершается в крупном размере или особо крупном размере.

В примечании к статье 198 УК РФ разъясняется указанные понятия.

Юрий Деточкин, считая, что отдельные граждане имеют неправедные доходы, решил своими силами восстановить справедливость. С этой целью он угонял автомашины, которые, по его мнению, приобретены на незаконные доходы, продавал их лицам, занимающимся различными махинациями, а деньги переводил в детский дом, оставляя себе лишь незначительную сумму для покрытия "командировочных" расходов. Одну из машин Деточкин угнал из гаража, использовав для этого автокран, с помощью которого он поднял этот гараж, а когда вывел машину, поставил гараж на место.

Угоняя автомобили, Юрий Деточкин совершил преступление, предусмотренное ст. 158 Уголовного кодекса РФ.

Объект преступления – право собственности, при этом необходимо выделить предмет преступления – автомобили.

Объективная сторона преступления – в данном случае Деточкин угонял автомобили, в одном из случаев использовав для этого автокран и незаконно проникнул в гараж, тот факт, что гараж был поднят, не имеет значения, поскольку по сути это было незаконное проникновение, что в свою очередь позволяет классифицировать данное преступление по п. б ч. 2 ст. 158 УК РФ, т.е. с отягчающим обстоятельствами. Угоняя автомобили Деточкин тем самым причинял материальный ущерб.

Субъективная сторона – в данном случае у Деточкина был умысел, он осознавал противоправность совершенных деяний

Субъект – Юрий Деточкин, совершил преступление, осознавал противоправность своих деяний, т.е. действовал с умыслом, соответственно, должен нести ответственность.

Марынин похитил в трамвае у одного из пассажиров золотые часы. Кариев, заметивший кражу, начал следить за Марыниным и, когда последний сошел с трамвая, последовал за ним. На малолюдной улице Кариев подошел к Марынину и, угрожая финским ножом, потребовал передачи ему часов. Марынин требование выполнил.

а) Кариев угрожал сообщить о краже в милицию;

б) Кариев потребовал, чтобы Марынин заплатил ему 500 рублей за молчание.

Марынин совершил преступление, предусмотрено ст. 158 УК РФ.

Кариев совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 163 УК РФ, поскольку была угроза применения оружия.

В данной ситуации необходимо рассмотреть следующие аспекты:

Объект – право собственности, в данном случае вопрос спорный, но в контексте задачи, часы принадлежали Марынину, пусть даже не законно.

Объективная сторона – преступления выражается в действиях, заключающихся в требовании виновного передать имущество виновному лицу, причем действие сопровождалось возможностью либо угрозой применения оружия.

Субъективная сторона – поскольку Кариев отдавал отчет в своих действиях, кроме того, действовал умышленно, т.е. он решил завладеть конкретной вещью (часами) у конкретного человека (Марынин).

Субъект – лицо, совершившее преступление, осознававшее противоправность деяния, т.е. Кариев.

Тот факт, что Кариев вымогал, похищенную вещь не имеет, значения для квалификации данного преступления, достаточно самого факта вымогательства.

а) Когда Кариев угрожал сообщением о краже в полицию:

сообщить о краже это было гражданской обязанностью Кариева, кроме того, возможно это было сделано для того, чтобы действительно сообщить о преступлении в милицию, конечно, это маловероятно и несколько фантастично, но не исключено.

Марынин совершил преступление, то тот факт, что Кариев угрожал сообщить в милицию, не является порочащими сведениями, т.е. не подпадает под сферу преступления, предусмотренную ст. 163 УК РФ.

б) как и в предыдущем случае, поскольку Кариев, узнав о совершенном преступлении, обязан был обратиться в милицию, и не сделал этого, в его требовании к Марынину также отсутствует состав преступления, предусмотренном ст. 163 УК РФ. Но только в том случае, если иных угроз не было, в том числе угрозы применения оружия.

За несоблюдение налогового законодательства виновные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность 3 видов;

  1. Налоговую (по НК РФ)
  2. Административную (по КоАП РФ)
  3. Уголовную (по УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) ответственность за налоговые преступления рассматривается в статьях – 198 и 199, 199.1 – 199.4.

Статья 198 называется «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Статьи 199.1 – 199.4 дополнительно введены в УК РФ с 10.08.2017.

Статья 199.1 посвящена неисполнению обязанностей налогового агента,

Статья 199.2 – сокрытию денежных средств (имущества) организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, взносов).

Статьи 199.3 – 199.4 посвящены уклонению страхователей от уплаты взносов на «травматизм».

Статья 199.3 регламентирует действия в отношении страхователей – физических лиц, статья 199.4 – в отношении страхователей-организаций.

Уголовная ответственность – самое тяжелое наказание. Ведь виновный в налоговом преступлении должен не только заплатить не уплаченные налоги и штрафы, он может быть лишен свободы (заключен под стражу).

Во всех рассмотренных далее случаях действует правило – если правонарушение совершено впервые, то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полной оплаты недоимки, штрафов и пеней по налогам (сборам, взносам), начисленным по НК РФ, за неуплату которых данное физическое лицо было привлечено к ответственности (

Общие сведения

Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей № 199 Уголовного кодекса Российской федерации. Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?
На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.

Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:

  • финансовые операции;
  • оформление патента;
  • регистрация товарного знака;
  • другие юридически значимые операции.

Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.

Непредставление декларации в налоговый орган

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

  • на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
  • кто должен был контролировать этот процесс;
  • был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

: приговор Серпуховского городского суда Московской области от 2 июня 2011 года по делу № 1-37/2011 и Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24 июня 2013 года по делу № 22-6971/2013.

И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.

В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.

: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.

Виды противоправных действий

В Уголовном кодексе существуют 3 статьи, определяющие меры наказания за совершенные налоговые преступления в различных сферах деятельности:

  • № 194 — таможенные пошлины и сборы, виновными признаются частные лица и коммерческие организации;
  • № 198 — уклонение от уплаты налогов физическими лицами;
  • № 199 — уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
  • № 199.1 — нарушение взятых обязательств налоговыми агентами.

Все четыре пункта объединяет общий итог противоправных действий: недополучение госбюджетом определённой денежной массы.

Статья 194 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 198 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199.1 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Объект правонарушения

В отношении данных преступлений объектом считаются отношения в финансовой сфере, касающиеся формирования госбюджета и внебюджетных фондов. Здесь можно выделить два основных понятия:

  • налог — безвозмездный платёж индивидуального характера, который взимается с частных лиц и организаций;
  • налоговый сбор — обязательный взнос, являющийся предметом финансовых отношений между плательщиком и государством.

Налогоплательщиками считаются все лица, которые обязаны уплачивать налоги с полученной финансовой прибыли. Таким образом, объектом преступления можно считать налоги:

  • подоходные;
  • на имущество;
  • таможенные сборы;
  • обязательные пошлины.

Следовательно, совершённым преступлением являются противоправные действия в этих сферах, совершенные вопреки действующему законодательству. В свою очередь, такие злодеяния подразделяются на 2 формы: по злому умыслу и неосторожности, что предполагает различные меры ответственности.

Объективная сторона

Объективной стороной совершенного преступления принято считать злонамеренное уклонение налогоплательщика от уплаты положенных налогов либо включение в декларацию недостоверных сведений с целью сокрытия доходов.
Налоговые декларации должны предоставляться в налоговые организации по месту регистрации плательщика не позднее 30 апреля каждого года. Несвоевременное предоставление отчетной документации может классифицироваться как бездействие, что также предполагает определенные меры ответственности.

Субъективная сторона

Здесь принимается во внимание умысел, который определяет степень ответственности обвиняемого. Вообще, субъективной стороной данных преступлений являются умышленность и неосторожность. В первом случае, обвиняемый чётко осознаёт, что совершает противоправные действия либо намеренно бездействует, позволяя совершаться преступлению. Во втором, виновник не осознаёт последствий либо рассчитывает их избежать.
Поэтому при расследовании таких дел надлежит установить, что к ответственности привлекается именно непосредственный виновник, который действовал осознанно и полностью отдавал отчет своей противоправной деятельности.

Способы уклонения

Существуют такие действия, которые можно классифицировать в качестве совершенного преступления:

  • сокрытие объектов;
  • сокрытие денежных средств;
  • проведение скрытых операций с целью уменьшения налогового бремени;
  • сокрытие части финансового оборота компании;
  • проведение фиктивных финансовых операций с целью сокрытия от надзорных органов основного источника доходов.

Во всех перечисленных действиях чётко прослеживается злой умысел, что характеризует их в качестве свершившихся преступлений в налоговой сфере.

Договоры, предотвращающие двойное налогообложение

Это международные соглашения, заключенные между Россией и рядом других стран, направленные на избежание двойного налогообложения, а также предупреждающие уклонение от уплаты налогов. В упрощённом варианте, это действует так: лицо, владеющее капиталом или получающее прибыль за рубежом, облагается налогом в соответствии с действующим законодательством этого государства. При этом необходимая для этого сумма может вычитаться из налоговой ставки, которая подлежит уплате на территории России, при условии, что она не превышает величину, которая взимается в стране на аналогичный размер капитала или полученной прибыли.
С каждым государством заключается свой договор, с учётом действующего законодательства на его территории. При этом в рамках соглашения предусматривается взаимопомощь по взиманию налогов с иностранных резидентов.

Величина ущерба

Ключевой стороной в определении вины и меры наказания является размер причинённого ущерба. Уголовную ответственность предусматривает только крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов.
В частности, в рамках статьи 199.1 крупным размером считается налоговая задолженность за 3 финансовых года, превышающая сумму 5 000 000 рублей. Под особо крупным размером подразумевается задолженность за аналогичный отчетный период, но сумма увеличивается до 15 000 000 рублей.

Расследование налоговых преступлений: доказывание

Налоговые и экономические преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ признаются таковыми только в случае, если такое деяние совершено преднамеренно, с прямым умыслом, в частности, с целью полной или частичной неуплаты налогов и сборов. Также следует учитывать, что основанием (для налоговых органов) направления материалов налоговой проверки в отдел следственных органов по налоговым преступлениям является установление виновности конкретного лица. Умышленный характер каждого из видов рассматриваемых налоговых преступлений устанавливается на основании косвенных доказательств, и чаще всего это связано с отсутствием прямых доказательств, таких как: показания свидетелей; документы, подтверждающие фактические намерения виновника; файлы ведения «черной бухгалтерии». В следственной практике, умысел виновного лица на совершение налогового преступления доказывается совокупностью обстоятельств его совершения. Процессуальной оценке при расследовании налоговых преступлений, в свою очередь, подлежат выявленные обстоятельства, их взаимозависимость и взаимосвязь.

Одной из существенных проблем в борьбе с налоговыми преступлениями, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, является доказывание умысла виновного налогоплательщика. С позиции налоговой службы об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, а также установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными лицами взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности.

Уклонение от налоговых выплат

Согласно статье № 199, любое лицо, признанное налогоплательщиком обязано предоставлять декларацию о доходах. Любое уклонение от обязательств, в том числе включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений карается по закону.

Состав преступления

Совершённое преступление определяется следующими признаками:

  • обвиняемый не подает налоговую декларацию либо включает в отчётность недостоверные сведения с целью сокрытия истинного размера доходов.;
  • следствием совершенных действий является не поступление в казну определенных сумм;
  • размер сокрытых налогов причисляется к крупному и особо крупному размеру.

Данные пункты подразумевают злой умысел и осознанность совершения противоправных действий, следовательно, предполагают уголовную ответственность.

Размеры сумм, которые влекут уголовное наказание

Как уже упоминалось, ответственность наступает лишь в тех случаях, когда предполагается ущерб в крупных и особо крупных размерах. Если речь идёт о неуплате налогов, уголовная ответственность наступает с 5 000 000 рублей, полученных за 3 финансовых года, при условии, что задолженность составляет более 25% от положенных к уплате сумм.
Если составом преступления является сокрытие имущества, облагаемого налогом, порогом ответственности становится сумма в 250 000 рублей.

Когда по результатам проведённой проверки обнаруживается недоимка, превышающая приведённые значения, возбуждается уголовное дело.

Как избежать ответственности

Уголовное преследование не предполагается, если размер неуплаченных налогов ниже обозначенных порогов. В этом случае, виновные подлежат административному взысканию, которое предполагает денежный штраф в установленном размере.

Важно! Образовавшуюся задолженность придется закрывать в любом случае, со всеми накопившимися штрафами и пени за период просрочки.

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2021 года № 44-Г-60.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.

: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Наказание

Согласно статье 199, виновные в неуплате налогов в крупном размере могут быть оштрафованы на сумму до 300 000 рублей либо приговариваются к принудительным работам сроком до 24 месяцев. Кроме этого, здесь предполагается тюремное заключение до 2-х лет с ограничением заниматься определённым видом коммерческой деятельности на 3 года.
Если речь идет о причинении ущерба в особо крупных размерах или преступление совершается организованной группой лиц, штраф увеличивается до полумиллиона рублей, срок содержания под стражей остается неизменным: до 2-х лет.

Методы противодействия

В настоящее время, государство предпринимает такие шаги по предупреждению налоговых преступлений:

  • изменение правовой базы с целью перекрытия легальных лазеек для совершения махинаций;
  • ужесточение мер ответственности;
  • работа над улучшением деятельности контролирующих организаций.

В целом, профилактические меры призваны стабилизировать финансово-экономические отношения внутри страны, и обеспечить приток налоговых средств в бюджет в полном объёме.

Сроки давности

Согласно действующему законодательству, виновные не могут привлекаться к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления в финансовой сфере прошло более 3-х лет. При условии, что в противоправных действиях не прослеживается отягчающих обстоятельств.
Видео на тему налогообложения

Налоговое преступление – совершение противного деяния в сфере уплаты налогов. Действующий уголовный кодекс Российской Федерации. Уклонение от уплаты государственных сборов. Нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей в России.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.02.2016
Размер файла 30,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Министерство по образованию и науке РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

по дисциплине «Уголовное право»

Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения

Исполнитель: студентка гр. ЮР 14-СБ

Мельникова Наталья Викторовна

Руководитель: Сошникова Ирина Владимировна

1. Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения

Список использованных источников

1. Особенности объекта и предмета преступлений в сфере налогообложения

Налоговое преступление - это совершенное в налоговой сфере противное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.

К ответственности за данные преступления привлекаются и физические, и юридические лица. Лицо, совершившее данное преступление, может быть привлечено, как к налоговой, так и к административной, так и к уголовной ответственности. Кроме того, данное лицо обязано уплатить налог и все причитающиеся пени.

Действующий уголовный кодекс Российской Федерации относит налоговые преступления к группе экономических преступлений, они рассматриваются в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

В УК РФ выделяются 3 вида налоговых преступления:

1) уклонение от уплаты налоговых платежей, эти преступления рассматриваются в статьях 194, 198, 199 УК РФ;

2) нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей, они рассматриваются в статье 199.1 УК РФ;

3) воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей, статья 199.2 УК РФ.

Налоговые преступления по их составу можно разделить на 5 групп:

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, статья 194 УК РФ.

Объектом данного преступления являются экономические и финансовые интересы Российской Федерации, складывающиеся в системе налогообложения, а предметом преступления - таможенные платежи: таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и состоит в уклонении от уплаты любого из таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица и составляющих предмет настоящего преступления в крупном размере.

Субъект преступления - это физическое лицо, вменяемое, обязанное уплачивать таможенные платежи. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает так действовать.

Конкретные размеры каждого из указанных платежей устанавливаются действующим законодательством. Ответственность усиливается при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 данной статьи: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ); уклонение от уплаты платежей в особо крупном размере (согласно примечанию эта сумма должна превышать для физических лиц 3 млн. руб., с организации - 10 млн. руб.). Кроме того предусмотрена повышенная ответственность должностных лиц и при применении насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также ответственность усилена для участников организованной группы.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, статья 198 УК РФ.

Объект - экономические и финансовые интересы государства, отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством. Предметом выступают налоги и сборы.

Ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов или сборов в крупном размере. Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение, прежде всего, от уплаты налога на доходы физических лиц.

Участниками подобных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов (ч. 1 ст. 9 НК РФ).

Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Состав преступления - формальный, оно считается оконченным с момента фактического непредставления декларации о доходах либо внесения в нее заведомо ложных сведений о доходах и расходах. Следует помнить, что ошибки в декларации, ее непредставление без цели уклонения, а по другим извинительным моментам не дают права вести речь об уголовной ответственности.

Субъект - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное платить налоги. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью - неуплата налогов и сборов.

В ч. 2 данной статьи предусмотрена повышенная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере, когда неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. рублей..кроме того, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или ст. ст. 199 и 327 УК РФ.

3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 199 УК РФ. Предметом преступления являются налоги и (или) сборы с организаций. Состав преступления - формальный, окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяний, указанных в диспозиции статьи. Умысел виновного должен охватывать осознание того, что он уклоняется от уплаты налога или страховых взносов с организации в крупном размере.

Субъект - физическое вменяемое лицо, в функциональные обязанности которого входит уплата налогов и (или) сборов с организации. К ним могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

Квалификационный состав включает в себя такие признаки, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере. Указанный признак приобретет квалифицирующее значение только в том случае, если неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающую 30 млн. рублей.

Состав преступления - формальный, окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяний, указанных в диспозиции статьи. Умысел виновного должен охватывать осознание того, что он уклоняется от уплаты налога или страховых взносов с организации в крупном размере.

4. Неисполнение обязанностей налогового агента, статья 199.1 УК РФ. Объект - экономические и финансовые интересы государства. Предметом выступают налоги и (или) сборы, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, которое состоит в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Данное преступление является оконченным с момента не перечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размерах, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Субъект преступления - специальный, налоговый агент, в функциональные обязанности которого входят исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

5. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, статья 199.2 УК РФ. Объект - экономические и финансовые интересы государства. Предметом выступают денежные средства либо имущество организации или предпринимателя в крупном размере, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Объективная сторона характеризуется деянием в виде сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенным в крупном размере.

Состав преступления наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки. При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность по комментируемой статье может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (ст. 69 НК РФ).

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Цель не является обязательным признаком, но может учитываться при назначении наказания. Субъект преступления - специальный: собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации или индивидуальный предприниматель.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в сфере налогообложения объектом преступления являются экономические и финансовые интересы государства, а предметом - все налоговые выплаты: налоги, сборы, таможенные пошлины, которые не были выплачены в доход государства.

Особое внимание нужно обратить на выделение состава преступления, так как это имеет большое значение для квалификации преступления. То есть как и кем оно было совершенно, были ли сокрыты доходы, либо умышленно не предоставлены документы (декларация) о своих доходах.

преступление уголовный налоговый уклонение

Юрий Деточкин, считая, что отдельные граждане имеют неправедные доходы, решил своими силами восстановить справедливость. С этой целью он угонял автомашины, которые, по его мнению, приобретены на незаконные доходы, продавал их лицам, занимающимся различными махинациями, а деньги переводил в детский дом, оставляя себе лишь незначительную сумму для покрытия "командировочных" расходов. Одну из машин Деточкин угнал из гаража, использовав для этого автокран, с помощью которого он поднял этот гараж, а когда вывел машину, поставил гараж на место.

Решение: Данное правонарушение квалифицируется по статье 158 УК РФ. Когда машина была угнана из гаража, деяние квалифицируется как преступление предусмотренное ч.2 статьи 158 УК РФ. Причем квалификация преступления может меняться в зависимости от значимости причиненного ущерба и от размера стоимости украденного имущества.

Марынин похитил в трамвае у одного из пассажиров золотые часы. Кариев, заметивший кражу, начал следить за Марыниным и, когда последний сошел с трамвая, последовал за ним. На малолюдной улице Кариев подошел к Марынину и, угрожая финским ножом, потребовал передачи ему часов. Марынин требование выполнил.

Варианты: а) Кариев угрожал сообщить о краже в милицию; б) Кариев потребовал, чтобы Марынин заплатил ему 500 рублей за молчание.

Решение: Преступление, совершенное Марыниным подпадает под ч.2 статьи 158 УК РФ, так как он совершил тайное хищение имущества, несмотря на то, что кража произошла в людном месте, ведь изначально Марынин замыслил совершить тайное хищение.

Действия Кариева, в виде угрозы ножом, с целью получения часов, можно квалифицировать по ч.1 статьи 162 УК РФ «Разбой». Кроме того, угроза Кариева о том, что он сообщить о краже, не содержит состава преступления. Зато, когда Кариев потребовал за свое молчание деньги, он совершил еще одно правонарушение, предусмотренное статьей 163, а именно вымогательство.

Список использованных источников

1. Гельфер М.А. Хозяйственные преступления.- М., 1988.

2. Ковалевская Д.Е. Налоговые преступления в уголовном праве РФ.

3. Корнева Л.С. Уголовно-правовые вопросы умышленного уклонения от уплаты налогов. М., 1993.

4. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и особенная часть: Учебник. Краткий курс. - М., 2009.

5. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. А.В. Брызгалина М., «Аналитика-Пресс»,1997.

6. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебное пособие, 2000.

7. Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. Харьков, 1984.

8. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Борзенкова Г.Н., Комиссарова В.С. - М., Изд. Московского университета.1993.

9. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Ткачевского Ю.М., Борзенкова Г.Н. - М., Изд. Московского университета.1993.

10. Уголовное право. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., Юрид. литература. 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Способы совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов. Уровни государственной политики в сфере налогообложения и ответственности за нарушения налогового законодательства. Виды преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов.

курсовая работа [22,4 K], добавлен 31.12.2010

Общая характеристика уголовного законодательства России и зарубежных стран, предусматривающего ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Юридический анализ статьи 198 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица".

дипломная работа [82,4 K], добавлен 16.06.2012

Классификация преступлений в сфере экономической деятельности. Виды налоговых преступлений. Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица или организации. Неисполнение обязанностей налогового агента. Сокрытие денежных средств либо имущества.

контрольная работа [54,9 K], добавлен 26.12.2010

Ретроспективный обзор появления и развития института уголовной ответственности за налоговые преступления в России. Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица и сборов с организации. Отграничение налоговых преступлений от смежных составов.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 27.08.2011

Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов. Преступления, посягающие на финансовые интересы государства, в сфере налогообложения. Особенности неоконченных преступлений. Объективные и субъективные признаки составов преступления.

курсовая работа [154,7 K], добавлен 29.12.2012

Читайте также: