История развития специальных налоговых режимов

Опубликовано: 12.05.2024


В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации всреднесрочной перспективепозиция Правительства РФ в отношении введения специальных налоговых режимов может трактоваться как налоговое стимулирование сферы малого и среднего бизнеса и сельхозпроизводства. То есть предпочтение отдается регулирующему аспекту, а организационный аспект рассматривается как побочный.

Совмещение разных систем налогообложения

Применяемый налоговый режим

Другие налоговые режимы

ни с УСН, ни с ЕСХН

ни с ОСН, ни с ЕСХН

ни с ОСН, ни с УСН

В соответствии с действующим на сегодня налоговым законодательством на территории Российской Федерации функционируют упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции и, с 1 января 2013 года – патентная система налогообложения.

Однако большинство субъектов специальных налоговых режимов уплачивают налоги по общепринятой налоговой системе, т.е. находятся на общем режиме налогообложения, используя некоторые льготы, отличающиеся по регионам [1].

Более подробно о проблемах и особенностях развития и функционирования специальных налоговых режимов в России мы остановимся ниже, а сейчас рассмотрим практику функционирования специальных налоговых режимов на международном уровне.

Следует отметить, что в сложившейся международной практике специальные налоговые режимы применяются в отношении малого бизнеса, который играет в экономике зарубежных стран более весомое значение, чем в России. Так, доля малого бизнеса в ВВП США, Японии в 2015 году составляла более 50 %, в ЕС – около 70 %, в КНР, Бразилии – около 60 %, а в России лишь 12 %.

Такое развитие малый бизнес в экономически развитых странах получил благодаря эффективности системы налогообложения, целостному налоговому законодательству и государственным налоговым льготам.

Для развития малого бизнеса в России полезен зарубежный опыт налогообложения малого и среднего бизнеса.

В российской практике предоставления государственных налоговых льгот применяются следующие подходы:

1. Установление различных прямых льгот по традиционным видам налогообложения, в том числе по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

2. Введение льгот в виде специальных налоговых режимов. Недаром, их иногда называют льготными режимами.

Что касается первого подхода, для малого предпринимательства существует ряд прямых льгот в виде уменьшения ставки налогообложения прибыли организаций. При этом данное уменьшение не часто напрямую называют налоговой льготой. В различных странах снижение налоговой ставки обложения прибыли представляет собой часть налоговой политики государства, а не налоговую льготу. В этой связи, полезен анализ зарубежного опыта льготирования.

Опыт налогообложения малого бизнеса во Франции имеет сходные черты с практикой налогообложения в России начала 90-х годов XX века. Здесь два первых года работы малого предприятия являются льготным периодом в части освобождения от налогов, подлежащих уплате в местный бюджет. Если же предприятие функционирует в, так называемой, депрессивной зоне, то не уплачиваются взносы в фонды социального обеспечения.

В наилучшем положении в Европе оказались предприятия малого бизнеса в Германии. В частности, во время мирового финансового кризиса государством для поддержки предприятий были снижены различные налоги и отчисления (ставка налога на прибыль уменьшилась с 39 % до 30 %>, отчисления в фонд безработицы – с 6,5 % до 3,3 %).

В налогообложении малого бизнеса за рубежом отслеживается интересная, с точки зрения опыта, зависимость: при увеличении доли стоимости рыночных продуктов малого и среднего бизнеса в ВВП сокращается разрыв в ставке налога на прибыль крупных и малых предприятий.

Удельный вес стоимости рыночных продуктов малого бизнеса в ВВП России ничтожен, но, если субъекты малого предпринимательства используют традиционную систему налогообложения, то они вынуждены платить налог на прибыль по тем же ставкам, что и крупные предприятия [2].

При использовании упрощенной системы налогообложения в России могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с партнерами, уплачивающими НДС, что повлечет за собой дополнительные издержки, а, значит, приведет к потере доходов. Таких сложностей нет в зарубежной практике налогообложения малого бизнеса, а в России это негативно сказывается на целевой направленности введения данного специального налогового режима.

Уменьшение налоговых ставок обложения прибыли оказывает стимулирующий эффект для развития бизнеса, поскольку дает преимущества в части получения дохода от коммерческой деятельности.

Специальные налоговые режимы в основном используются на практике в форме упрощенного или вмененного налогообложения, иногда они сочетаются, усиливая регулирующий и фискальный эффекты в отдельных странах.

Во многих странах предприятиями малого бизнеса применяются упрощенные модели налогообложения, среди них можно выделить модель вмененного налога, которая имеет различные модификации.

Одной из таких можно назвать модель аккордного налога. Самой простой формой вмененного налога является фиксированная сумма налога, которая устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности. Такой способ налогообложения применяется в Монголии, Гане, и ряде других стран. Особый подход при налогообложении доходов малого бизнеса состоит в том, что устанавливаются регулярные выплаты, в зависимости от стоимости собственного капитала хозяйствующего субъекта, который применяется в Боливии. В Албании налогоплательщики уплачивают налог на малые предприятия и освобождаются от уплаты НДС, если их оборот не превышает установленного предела, равного 2 млн. лек (это около 21 тыс. долл. США).

Более сложная система вмененного налога установлена в Венгрии для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которая предусматривает применение прогрессивных налоговых ставок. На систему вмененного налога имеют право перейти индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, если валовая выручка за предыдущий год не превышает 15 млн. форинтов, при этом налог они исчисляют по ставке 13 %; при осуществлении деятельности в иных сферах, допустимый предел валовой выручки составляет 3 млн. форинтов, ставка налога установлена в размере 20 % от валовой выручки. У лиц, осуществляющих розничную торговлю продуктами питания, бытовой химией, парфюмерией и другими товарами, продающимися в специализированных магазинах, облагаемый доход составляет 7 % от валовой выручки.

В Турции для некоторых категорий субъектов малого бизнеса, установлена система налогообложения, которая освобождает их от обязанности ведения бухгалтерского учета. Данный режим применяют налогоплательщики, годовой доход которых не превышает 732 млн. турецких лир, а также лица определенных профессий, доходы которых определить достаточно трудно. Облагаемый доход исчисляется по многим критериям, в зависимости от вида деятельности, а также некоторых показателей жизненного уровня. Налоговая ставка установлена в размере 25 % от вмененного дохода. Кроме того, существует минимальная сумма налога, размер которой определяют специальные комиссии каждого региона. К примеру, в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры, минимальный налог уплачивают фермеры. Вмененный налог исчисляют также казино, которые определяют сумму налога исходя из количества игорных столов и игровых автоматов [3].

К торговым предприятиям Франции, годовая выручка которых не превышает 500 тыс. евро и предприятий, оказывающих услуги с оборотом не более 150 тыс. евро, применяется контрактный налог, но определение его величины и исчисление налоговой базы представляет собой довольно сложную процедуру. Для этого налогоплательщик представляет основную информацию о своей деятельности: данные о годовом обороте, стоимости запасов, о количестве занятых работников, количестве автомобилей, находящихся в его собственности, стоимости приобретенных товаров и услуг, после чего происходит обсуждение вопроса с налоговым инспектором, в ходе которого определяется налоговое обязательство субъекта. Согласованная сумма дохода, оценку которого производит налоговая администрация, применяется два года текущий и последующий.

Если рассматривать специальные налоговые режимы стран СНГ, то можно отметить, что, в основном, в этих странах применяется упрощенная система налогообложения.

К примеру, в Армении, Туркмении, Кыргызстане субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог вместо совокупности определенных законодательством этих стран налогов: налога на прибыль, НДС. Объектом налогообложения, как правило, считается оборот по реализации продукции, выручка от реализации товаров (работ, услуг) и прочие доходы. Применять упрощенную систему налогообложения не могут страховые организации, инвестиционные фонды, предприятия, занятые производством подакцизной продукции, банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие. При этом в Армении, Казахстане установлены дифференцированные ставки налога, в основе определения которых лежит объем дохода в отчетном периоде. В Туркмении, Кыргызстане и Беларуси ставки дифференцированы в зависимости от вида осуществляемой налогоплательщиком деятельности.

Оригинальный специальный налоговый режим в виде патента работает в Казахстане. Здесь приобретается разовый талон, дающий право на осуществление определенного вида деятельности в разовом режиме. В основном это касается розничной торговли. Разовый талон обеспечивает платеж в бюджет индивидуального подоходного налога. Объектом обложения признается доход, полученный при осуществлении деятельности в конкретной местности.

Такой специальный налоговый режим используют индивидуальные налогоплательщики при не постоянно осуществляемой деятельности.

Если при этом не используется наемный труд, то подобного рода плательщики, приобретающие разовый талон, освобождаются от социального налога и не подлежат регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, мировой опыт функционирования особых режимов налогообложения показывает, что их применение преследует различные цели и обстоятельства, а также зависит от налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, возможности налогового контроля и принуждения, степени коррумпированности властей и прочего.

В работе, на основании исследования форм и видов специальных налоговых режимов как в России, так и за рубежом, в историческом и современном аспектах их функционирования установлено, что они нашли свое применение в разные периоды существования государств, находящихся на различных уровнях экономического развития. Они присутствуют в налоговых системах как развитых стран, так и в странах с развивающимися экономиками [4].

В ходе исследования установлена закономерность наличия позитивных факторов применения СНР за рубежом.

sams1.tiff

Рис. 1. Факторы СНР позитивно влияющие на налоговые системы зарубежных стран

В целом, исследование зарубежной практики применения специальных режимов налогообложения установило, что их роль в зарубежных странах невелика и применяются они не столько для поддержки малого бизнеса, сколько для развития экономически отсталых территорий, разрешения политических противоречий, этнических и других проблем, а также выявлена тенденция элиминирования СНР к общему режиму налогообложения в высокоразвитых странах.

Особенностью применения специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации и ряде стран СНГ являются другие экономические предпосылки – предоставление особых налоговых условий предпринимателям в видах деятельности, реальный оборот которых трудно контролировать, что абсолютно логично в развивающейся экономике, обеспечивая максимальный фискальный эффект для бюджетов определенного уровня. В свою очередь, единой проблемой специальных налоговых режимов как для российской, так для зарубежной практик, является сложность и необъективность определения налоговой базы, а для России характерно отсутствие альтернативных методов её определения и расчета (по косвенным признакам или стоимости активов).

Таким образом, анализ истории становления и современной практики функционирования специальных режимов налогообложения, воплотивших в жизнь теорию единого налога, показывает, что он реализовался в налоговых системах, как за рубежом, так и в России.

Несмотря на упрощение методик налогообложения при специальных налоговых режимах, могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с администрированием налогов, которые не всегда позволяют получить ощутимый экономический эффект, а иногда они превышают прирост налоговых поступлений.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09

Статья просмотрена: 3502 раза

Библиографическое описание:

Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России / Р. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64986/ (дата обращения: 19.05.2021).

Издревле сложилось, что для успешного функционирования государства требовались налоги. Ведь налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В статье отражены основные периоды развития налоговой системы и налогообложения от Древней Руси до наших дней. Рассмотрены виды налогов в различные этапы становления налоговой системы.

Финансово-налоговая история Руси берёт начало с Ⅸ века, когда варяжскими князьями Рюриками были объединены два центра восточных славян — Новгород и Киев и создано древнерусское государство Киевская Русь. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». В Лаврентьевской летописи говорится, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». [3, с. 138] Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы, то есть пункты контроля на въезде город. [2, с. 23]

После завоевания Руси Золотой Ордой система налогообложения изменилась, но в пользу татаро-монгол. Известно 14 видов взимания с русских земель. из которых главным был «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана. Непомерные поборы привели к свержению системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости.

Налоговая система была реформирована во времена правления Ивана III, который, отменив «выход», ввел первые русские косвенные и прямые налоги.

Во второй половине ⅩⅥ в. многие налоги и сборы стали взыматься в денежной форме. Во время правления Ивана Ⅳ были введены «полоняничные деньги», которые представляли собой разновидность налога, взимавшегося с населения для выкупа людей, захваченных в плен татарами. Так же были введены сбор «четвертовых денег» — налог на содержание должностных лиц, пошлина при убое скота.

Во времена правления царя Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в полномочия которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к соляному бунту, а к 1662 году произошло обесценивание медных денег, что повлекло за собой стихийные восстания. В 1679 было введено «подворное обложение» — это система взимания прямых налогов, взимаемых, в соответствии с данными переписных книг, с «уездных» (крестьяне, бобыли, задворные, деловые) и посадских люди.

В годы царствования Петра I была создана налоговая система, которая потом без изменений 70 лет кормила и содержала государство. В большой степени влияние на проводимые им реформы оказало знакомство царя с западноевропейским опытом.

Например, в 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50 % всех доходов в бюджете государства. С конца XVIII в. подушный налог становится в России главным доходом государства. Параллельно взимался оброчный сбор, взимаемый с крестьян за пользование земель.

В период правления Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная дань, введенная Петром Ⅰ, на долю которой приходилось до 33 процентов государственных доходов.

Прямые налоги обеспечивали в XVIII в. около 50 % доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. При введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23–28 % доходов. Вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15 % доходов). Налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступал один из крупнейших деятелей русского либерализма, выдающийся экономист Николай Иванович Тургенев. Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения. [2, с. 35]

Во второй половине XIX в. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. Подушное обложение было заменено налогом с городских строений, который впервые в истории России платило и дворянство. Вторым по значению выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.

В период правления Николая II было представлено немало проектов модернизации налоговой системы. В частности П. А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как одну из самых радикальных в мире программ по преобразованию налоговой сферы в I половине XX века. По сути, она содержала в себе все основные элементы современных на сегодняшний день налоговых систем развитых стран:

− поимущественное налогообложение основано на независимой оценке стоимости имущества;

− прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума;

− использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость).

Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне первой мировой войны Россия занимала в мире достаточно прочное финансовое положение. Но мировая война, в которую России вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказались на финансовом благополучии государства, а именно возросла бумажно-денежная эмиссия, усилились темпы инфляции, а покупательная способность рубля падала. Одновременно с этим доходы госбюджета неумолимо сокращались. Февральская революция 1917 г. только усугубила положение.

После Октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40 % в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. В январе 1919 г. была введена «продразверстка» — способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянским хозяйствами государству всех излишков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (НЭП) были ознаменован заменой продразверстки продналогом. Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств. Продналог фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов. [4, C. 203]

Позже на замену продналогу пришел единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства.

Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы

В период новой экономической политики происходит восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

В конце 1930 года НЭП был ликвидирован, а налоговая система страны стала развиваться в направлении, противоположном общемировым тенденциям. От налогообложения перешли к административным методам изъятия прибыли. Также большое значение получил налог с оборота.

В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на объеме и структуре государственных доходов. За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и заменены существующие. [1, с. 90]

Во время войны был введен военный налог, в основу которого был заложен принцип подушного обложения и налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

За 15 лет после Великой Отечественной войны в Советском союзе прошли две денежные реформы. Первая, в 1947 года провели обмен прежних денег на новые и одновременно отменили карточную систему распределения продуктов и товаров. Вторая, в 1961 году провели заодно и деноминацию рубля, обменяв послевоенные 10 рублей на 1 новый рубль. [3, с.]

В 1966 году была введена плата за фонды, представлявшая собой форму распределения прибыли предприятий. Так же был установлен подоходный налог с колхозов, с кооперативных и общественных организаций, налог с владельцев строений. Позже были введены такие налоги, как налог со зрелищ, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

За 70 лет советской власти «социалистические налоги» перестали быть налогами в классическом смысле слова, став механизмом изъятия и концентрации прибыли в руках государства. Хотя в советские времена формально и существовали налоги, они совершенно не отражали экономических реалий. Переход от административной к рыночной экономике потребовал коренного изменения налоговой системы страны. [3, с. 288]

По мнению бывшего министра финансов РФ М. М. Задорнова становление налоговой системы России можно разделить на три этапа:

«Первый — 1991–1992 годы — это очень спешное введение компенсирующих налогов. Главной задачей на этом этапе было просто стабилизировать систему и собирать хоть какие-то средства в бюджет.

Второй — 1993–1997-й — апробация и становление системы, введение НДС, экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ, что обеспечило и обеспечивает до настоящего времени львиную долю поступлений в бюджет.

Третий — 1998–2001-й — формирование целостной налоговой системы, принятие Налогового кодекса. Он определил и формализовал правила игры между государством как сборщиков налогов и налогоплательщиками физическими и юридическими лицами». [3, с. 279]

Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс, вступивший в законную силу 1 января 1999 года. Налоговый кодекс — это кодифицированный законодательный акт, который регулирует всю систему налоговых взаимоотношений в РФ.

Все налоги и сборы, взимаемые на территории РФ, поделены на три группы:

Федеральные — перечень налогов и сборов установлен НК РФ и является закрытым. К данной группе согласно ст. 13 НК РФ относятся:

− налог на добавленную стоимость (НДС);

− налог на доход физических лиц (НДФЛ);

− единый социальный налог;

− налог на прибыль организаций;

− налог на добычу полезных ископаемых;

− сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

К следующей группе относятся региональные налоги (ст. 14 НК РФ). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ. В разных регионах РФ действую разные налоговые ставки. К данной группе относятся следующие виды налогов:

− Налог на имущество организаций;

− Налог на игорный бизнес;

И третья группа состоит из местных налогов (ст. 15 НК РФ), которые устанавливаются, вводятся и прекращают действовать аналогично региональным налогам. Отличает данные два вида только то, что в отношении местных налогов действуют нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований. К данной группе относятся только два вида налогов:

− Налог на имущество физических лиц.

Исходя из истории становления налоговой системы, можно сделать вывод, что на современном этапе экономического развития вопросы развития экономики страны напрямую зависят от качества ее налоговой системы, от возможности обеспечить финансовую стабильность государства.

  1. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 5-е изд. — М.: Питер, 2006. — 496 с.
  2. Леонова Н. Г. История и теория налогообложения. — Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2016. — 83 с.
  3. Починок Н. Фискал. — М., 2016. — 304 с.
  4. Содномова С. К. Теория и история налогообложения. — Иркутск: Издательство БГУЭП, 2008. — 148 с.
  5. Толкушин А. В. История налогов в России. — М.: ЮРИСТЪ, 2001. — 432 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ дата обращения: 03.12.2019).

Похожие статьи

Развитие налогового законодательства России и Германии.

Великая Отечественная война оставила большой отпечаток во всех сферах жизни людей.

община, налог распределял местный. Кроме подушного налога вводился налог на всех домашних

Усугубило положение и налоговая политика Германии в отношении России.

налог , РФ , инвентаризационная стоимость , имущественное.

Налоговое бремя некоторых прежних налогов была ослаблена, в основном это сказалось, для население с низким уровнем дохода. Введена подушная подать Петром I в 1724 году, как налог взимаемый в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире.

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные.

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения. Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Местные налоги и сборы. Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия

Основные термины (генерируются автоматически): налог, Российская Федерация, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный.

Имущественное налогообложение: нововведения и тенденции

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

В настоящее время в России система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале.

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. В 1991 г. в России можно было ввести в.

Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, организация, налог на прибыль.

Большое значение в системе налогообложения России играет налог на прибыль

Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ. Эти специальные налоговые режимы:
1) упрощенная система налогообложения;
2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………. 3
1. Описание специальных налоговых режи-мов………………………………5
1.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный на-лог)…………………………………..5
1.2 Упрощенная система налогообложе-ния…………………………………7
1.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельно-сти………………………………………………. 9
1.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продук-ции……………………………………………………………………………….13
2. Достоинства и недостатки специальных налоговых режимов ………….15
3. Назначение и место специальных налоговых режимов в налоговой си-стеме РФ ……………………………………………………………..……………..17
Заключе-ние…………………………………………………………………….19
Список литерату-ры……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

СНР.doc

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Кафедра «Налоги и налогообложение»

на тему: Специальные налоговые режимы, их назначение и место в налоговой
системе РФ

студентка группы ДКО2-2с

Москва 2012 год

1. Описание специальных налоговых режимов………………………………5

1.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)…………………………………..5

1.2 Упрощенная система налогообложения…………………………………7

1.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности……………………………… ………………. 9

1.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции………………………………… …………………………………………….13

2. Достоинства и недостатки специальных налоговых режимов ………….15

3. Назначение и место специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ ……………………………………………………………..…………… ..17

Понятие «специальные налоговые режимы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации рассматривает возможность введения четырех специальных налоговых режимов. Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий режим налогообложения, но, если они имеют право на изменение своего режима налогообложения, то, в зависимости от особенностей деятельности, они могут применять какой-либо специальный налоговый режим.

Налоговая система, которая представляет собой совокупность действующих налогов и сборов; принципов их установления, введения, отмены; организации налогового контроля, налоговой ответственности необходима для государства и разных бюджетов. В налоговую систему Российской Федерации входят федеральные, установленные федеральным собранием (налоговым кодексом РФ) - содержат 9 налогов; региональные, устанавливаемые регионами - содержат 3 налога и местные налоги, устанавливаемые законодательством местных органов власти - содержат 2 налога.

Организации и индивидуальные предприниматели платят налоги либо по общему режиму налогообложения, либо по одному из четырех специальному налоговому режиму. Согласно ст.18 НК РФ, специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ. Эти специальные налоговые режимы:

1) упрощенная система налогообложения;

2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Далее подробно расписан каждый из режимов и дана сравнительная характеристика этих налогов.

1. Описание специальных налоговых режимов

1.1 Система налогообложения для сельскохоз яйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Главой 26.1 НК РФ установлена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), применяемая наряду с иными режимами налогообложения (ст.346.1) и предусматривающая, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога доброволен и заменяет уплату соответствующей совокупности налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Налогоплательщики освобождаются от обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (кроме ввоза товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество, единого социального налога, налога на доходы физических лиц (от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (для предпринимательской деятельности). Также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и оплачивают другие налоги и сборы в соответствии с иными режимами налогообложения, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов. Эти правила распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Организация имеет право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год доля дохода от реализации продукции составляет не менее 70%, а ИП подает данные за 9 месяцев, подают заявление с 20 октября по 20 декабря. Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) бюджетные учреждения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.4).

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются в соответствии со ст.249 НК РФ, внереализационные доходы - в соответствии со ст.250 НК РФ, при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ. При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, указанные в ст.346.5 НК РФ. Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст.346.6). Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%, превышающая указанное ограничение сумма, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие (ст.346.7).

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов (ст.346.8).

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, у ИП не позднее 30 апреля года. Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.

1.2 Упрощенная система налогообложения

Главой 26.2 НК РФ установлена упрощенная система налогообложения (УСН), применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно при подаче заявления в период с 1 октября по 30 ноября, если по итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысил 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость) в 2009 году, 60 млн. рублей с 01.01.2010 по 31.12.2012 года. А также, если средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек.

Ее применение предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) (ст.346.11). Производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Для применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Не вправе применять УСН:

1) по видам деятельности:

    • Банки;
    • Страховые компании;
    • Инвестиционные фонды;
    • Ломбарды;
    • Нотариусы;
    • Организации, имеющие филиалы;
    • Организации и предприятия, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров или добычей и реализацией полезных ископаемых;

2) по уставному капиталу – организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;

3) по средней численности работников – организации и предприятия, средняя численность работников которой превышает 100 человек;

4) по стоимости имущества – организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн. руб.

Объектом налогообложения признаются:

2) доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.346.14), не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСН. При его определении учитывают следующие доходы (ст.346.15): а) доходы от реализации (ст.249); б) нереализационные доходы (ст.250), уменьшая полученные доходы на расходы (ст.346.16), которым признаются затраты после их фактической оплаты. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов и налоговая ставка - 15%.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов, оставшаяся его часть может быть перенесена, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст.346.19).

Налогоплательщики - организации представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики - ИП представляют налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

1.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Главой 26.3 НК РФ установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности п.2 ст.346.26.

Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Библиографическая ссылка на статью:
Никитина Н.А. Проблемы и перспективы развития специальных налоговых режимов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/09/5971 (дата обращения: 12.04.2021).

Специальные налоговые режимы применяются в России в качестве одной из мер поддержки малого предпринимательства в области налоговой политики. Они призваны снижать налоговую нагрузку и упрощать налогообложение, тем самым поддерживая развитие самого значимого элемента рыночной экономики – малого бизнеса. Помимо этого, льготные режимы способствуют сокращению размеров «теневой» экономики и последствий ее расширения [1, гл. 5].

Впервые специальный налоговый режим был введен в 1995 году, им стала упрощенная система налогообложения, которая подразумевала выплату единого налога вместо НДС, налогов на имущество и на прибыль. С тех пор не прекращается процесс совершенствования и реформирования специальных режимов, были введены другие низконалоговые режимы (ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Возникшее разнообразие обеспечило определенную гибкость и мобильность налоговой системе, однако так ли эффективна существующая модель налогообложения малого и среднего бизнеса?

Начнем с того, что призванная упрощать налогообложение система как ни парадоксально с каждым годом усложняется: в налоговый кодекс вводятся не столько мелкие поправки, сколько целые главы, например, о патентной системе в 2013 году (гл. 26.5 НК РФ) [2, п. 26], отменяются целые режимы (УСН на основе патента), меняются условия применения и совмещения систем. Осознание такой ситуации приводит к тому, что законодательство избегает усложнения уже внутри системы: обобщает и усредняет все показатели, определяющие налоговую базу, создает режимы на основе других подобных. В результате происходит дублирование этих самых режимов, накладываются друг на друга их условия и даже недостатки, в итоге мы получили 4 вида упрощенной системы, мало отличающихся друг от друга. Разберем все вышесказанное подробнее.

Патентная система, введенная на территории РФ на основе главы 26.5 НК РФ взамен упрощенной системы на основе патента, взяла от всех предшествующих режимов все самое лучшее: УСН – простота и понятность, ограничение в размере доходности, ЕНВД – принцип исчисления суммы налога и ограничение по видам деятельности. Универсальная и усовершенствованная система оказалась невостребованной и неэффективной в плане снижения налоговой нагрузки, так как не освобождает от уплаты страховых взносов, увеличившихся в 2013 году в 2 раза. Одну из задач патентной системы можно считать невыполненной – сокращение теневого бизнеса. К тому же не многие начинающие предприниматели располагают крупной суммой для оплаты патента, а ведь предприниматель обязан зарегистрироваться и оплатить взносы в Пенсионный фонд за весь срок осуществления деятельности по выданному патенту. Потому патентная система может считаться менее выгодной, чем упрощенная, причем у второй ограничительных условий меньше.

Нерешенных вопросов и спорных моментов в последнее время стало больше, что говорит о явном усложнении системы. К тому же подобные режимы часто используются в качестве незаконного уклонения от налогов. Например, соотнесение размера потенциально возможного годового дохода в ЕНВД со средней численностью наемных работников влечет за собой занижение численности работников, по причине сильного выделения этого критерия как главного фактора дифференциации размера потенциального дохода, как и в патентной системе. Растет количество заработной платы в «конвертах», за чем следует снижение поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет. Также с целью сохранить право применять низконалоговый режим налогоплательщики занижают такие показатели как выручка и численность работников неоднозначным методом «дробления» бизнеса, который подразумевает деление одной крупной компании на более мелкие. В таких случаях налоговый орган доказывает в судебном порядке экономическую необоснованность подобного деления и стремление налогоплательщика получить налоговую выгоду, но обвинение не всегда поддерживается судом [3, с. 14, 85].

Говоря о целесообразности установления некоторых налогов, можно привести в пример действующую в рамках патентной системы формулу расчета патента по сдаче в аренду недвижимого имущества. Стоимость соответствующего патента намного ниже налога, исчисляемого за недвижимость в других спецрежимах, где размер налога зависит от площади помещения, а не от количества объектов как в патентной системе. В данном секторе предпринимательства совершенно нецелесообразно снижать налоговые поступления, это как минимум противоречит принципу равенства налогообложения [3, с. 16].

Следующий момент касается гибкости налога и прогрессивности ставки. При определении размера потенциального дохода для розничной торговли и общественного питания патентная система допускает дифференциацию дохода по такому критерию как количество обособленных подразделений. При этом не учитываются такие важные факторы как площадь торговых залов, ассортимент и режим работы, их дислокация и т.д. Такое выравнивание размеров налогообложения экономически необоснованно и способствует увеличению налогового риска.

Способность налоговой системы эффективно функционировать зависит от ее экономической адекватности, а также соответствия определенным принципам и требованиям. Налоговая нагрузка должна справедливо распределяться в зависимости от налогоспособности субъекта. Для этого необходимо позаботиться о более качественной дифференциации налогоплательщиков по видам и масштабам деятельности. В России по причине высоких территориальных различий по экономическим условиям и характеристикам, дифференциация пределов и ставок играет большую роль, ведь слишком высокий порог превышения условных показателей привлекателен для использования «серых» схем в целях сокращения налоговых платежей. Следует постепенно снижать пороговые значения показателей, определяющих предприятие как малое. При этом необходимо предельно упрощать отчетность субъектов малого предпринимательства одновременно с ужесточением мер ответственности в отношении налоговых преступлений, к которым необходимо отнести как уклонение от налогов, так и недобросовестное отношение к налоговым выплатам.

Библиографический список

  1. Самсонова, И.А. Анализ и оптимизация налогообложения организаций / И.А. Самсонова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 84 с.
  2. ФЗ от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ.
  3. Самсонова, И.А. Правовое регулирование налоговых отношений / И.А. Самсонова, А.В. Корень. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007 – 96 с.
  4. Информационное сообщение Министерства Финансов РФ «Об изменениях в специальных налоговых режимах» от 05.07.2012

Основы специальных налоговых режимов: понятие и сущность, виды и их особенности. Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Тенденции развития налоговых режимов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.04.2012
Размер файла 34,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Согласно Налоговому кодексу РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Отдельные специальные налоговые режимы существовали и ранее - до объединения их под одним понятием в Налоговом кодексе РФ. Они были определены в законодательстве и по отдельности выступали объектами научных исследований.

Объектом исследования являются специальные налоговые режимы как специфическое направление в современных условиях. Предметом исследования является методология формирования специальных налоговых режимов. Объект исследования в том виде, в котором он рассматривается в курсовой работе, может считаться малоизученным.

Поэтому исследование специальных налоговых режимов, как с теоретической, так и с практической стороны является актуальной задачей.

Целью исследования является изучение роли специальных налоговых режимов в экономическом развитии России. Исходя из данной цели, при проведении исследования ставились следующие задачи: рассмотреть методологическую основу правового регулирования специальных налоговых режимов, правовую характеристику отдельных видов специальных налоговых режимов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, Значение специальных налоговых режимов для экономики России.

В основу исследования положен диалектический метод познания, предполагающий изучение экономических отношений и явлений в развитии и взаимосвязи. В ходе исследования применялся сравнительный анализ и системный подход к изучению специальных налоговых режимов. Для определения эффективности специальных налоговых режимов использовался простейший математический анализ. Выводы, полученные в ходе исследования, базируются на общенаучных методах познания: анализе, синтезе, индукции и дедукции.

Работа состоит из трех глав. Первая глава описывает понятие и сущность специальных налоговых режимов, а также виды специальных налоговых режимов и их особенности, вторая глава посвящена правовая характеристике отдельных видов специальных налоговых режимов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, третья - влиянию специальных налоговых режимов на экономическое развитие и основным тенденциям развития специальных налоговых режимов.

Для исследования сущности и перспектив совершенствования специальных налоговых режимов были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также монографии и исследования российских и зарубежных ученых, материалы периодической печати и официальных сетевых ресурсов.

Глава 1. Основы специальных налоговых режимов

1.1 Понятие и сущность специальных налоговых режимов

Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определялись виды налогов (сборов), но понятия "специальный налоговый режим" этот Закон не содержал [10]. Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом. Федеральным законом от 09.07.1999 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст. 18 Кодекса были внесены изменения, касающиеся, в том числе, и рассматриваемых режимов [5].

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно.

Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.

Специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налогообложения - справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточно четко реализуются в специальных налоговых режимах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налоговые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для минимизации налогов, зачастую, в нарушение принципов налогообложения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принципов через единый налог в той или иной форме. Он может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего - достижение более значимого экономического и фискального эффекта.

Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При этом должны быть определены предусмотренные п.1 ст. 17 НК РФ следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Иные особые правила применения специального режима налогообложения могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах [20].

Таким образом, специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.

1.2 Виды специальных налоговых режимов и их особенности

специальный налоговый режим доход

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система налогообложения для отдельных видов деятельности в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства, как в субъектах Российской Федерации, так и России в целом на новый качественный уровень за счет снижения налогового бремени и упрощения ведения налогового учета вместо раннее действовавшей упрощенной системы налогообложения, применявшейся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" [3], с 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специальные налоговые режимы» и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):

Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" - с 1.01.2002 г.

Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" - с 1.01.2003 г.

Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" - с 1.01.2003 г.

Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" - с 1.01.2004 г [1].

Единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.

Подводя итоги, хочется отметить, что часть налоговой реформы, связанная с конкретными налогами, в большей степени ориентирована на удовлетворение интересов предпринимателей, чем государства.

Глава 2. Характеристика отдельных видов специальных налоговых режимов в соответствии с законодательством о налогах и сборах

2.1 Упрощенная система налогообложения

С 1 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения (УСН).

За основу при подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный закон № 222 - ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, однако для перехода к УСН налогоплательщик должен удовлетворять требованиям, установленным ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ.

Статья 346.12 НК РФ установила ограничения на применение УСН. Их достаточно много, но все их для удобства можно разделить на две группы:

ограничения для перехода на УСН

ограничения на дальнейшее применение УСН

Перечень ограничений для применения УСН является закрытым и устанавливается п.3 ст. 346.12 НК РФ.

Например, не вправе применять УСН:

организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, превышает 100 человек

организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов

организации, имеющие филиалы и представительства, банки, страховщики, нотариусы, адвокаты и др.

Право перехода на УСН, как и право ее последующего применения, зависит от величины доходов, определяемых согласно ст. 248 НК РФ. Они не должны превысить установленный лимит:

за 9 месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на УСН

по итогам года (предельный размер доходов)

С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. предельный размер доходов для работы на УСН составляет 60 млн. руб., по итогам 9 месяцев - 45 млн.руб. [4].

Объектом налогообложения признаются расходы и доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотренные ст. 346.14 НК РФ. Порядок определения доходов установлен ст. 346.15 НК РФ: Налогоплательщики, Применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, содержание которых раскрывается в ст. ст. 249, 250 НК РФ.

Налоговой базой является денежное выражение доходов и определяется в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения (ст. 346.18 НК РФ). Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на УСН и с УСН на общий режим налогообложения установлены ст. 346.25 НК РФ [20].

Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения [30]

Вид налога, от уплаты которого освобождается налогоплательщик

Организация (юридическое лицо)

налог на прибыль организаций

налог на имущество организаций

не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности)

налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Налоговой базой является денежное выражение доходов и определяется в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения (ст. 346.18 НК РФ). Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на УСН и с УСН на общий режим налогообложения установлены ст. 346.25 НК РФ.

Налоговым периодом, согласно ст. 346.7 НК РФ, признается календарный год. Отчетным периодом признаются квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Налоговые ставки при применении УСН установлены ст. 346.20 НК РФ и зависят от выбора налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка устанавливается равной 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов - 15%.

Порядок исчисления налога с учетом требований ст. 346.21 НК РФ предполагает, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). В соответствии со ст. 346.22 НК РФ суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Сроки уплаты налога предусмотрены в ст. 346.21 НК РФ. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Декларация по единому налогу должна предоставляться в налоговую инспекцию ежеквартально - не позднее 25-числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Организации, применяющие УСН, должны представить налоговую декларацию по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за отчетным периодом. В тот же срок они должны уплатить единый налог в бюджет по итогам года. Индивидуальные предприниматели уплачивают налог по итогам налогового периода не позднее 30 апреля. В этот же срок они должны предоставить налоговую декларацию по единому налогу в налоговую инспекцию. Если срок сдачи налоговой декларации и уплаты единого налога приходится в выходной день, то он переносится на первый рабочий день [20].

В соответствии со ст. 346.24 налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфин РФ от 31.12.2008 г. №154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, Книги учета доходов ИП, применяющих УСН на основе патента, и порядков их заполнения».

Особенности применения упрощенной системы налогообложения ИП на основе патента урегулированы нормами ст. 346.25.1 НК РФ. Хотя право на применение данной системы действует уже четвертый год (с 1 января 2006 г.), нельзя сказать, что она получила достаточно широкое распространение среди ИП [25].

Для индивидуальных предпринимателей (далее ИП) предусматривается возможность оплаты налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) путем выкупа патента.

Решение о возможности применения ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ с 1 января 2009 г. потеряли право выбирать конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, и теперь в случае принятия закона о патентной УСН, патент можно получить по всем видам, перечисленным в статье 346.25.1. НК РФ.

Подать заявление в налоговую инспекцию по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе не позднее, чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.

Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан. ИП, уже имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента на территории другого субъекта РФ. При этом в какую налоговую инспекцию на территории другого субъекта подается это заявление, Налоговый кодекс умалчивает.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.

В законе субъекта РФ указываются величина базовой доходности для определения размера потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности. Размер потенциально возможного дохода устанавливается на один календарный год. Если законом субъекта годовой доход на следующий календарный год не изменен, то действует доход, установленный на предыдущий год, при этом размер потенциально возможного годового дохода ежегодно подлежит индексации на коэффициент-дефлятор [34].

1 вариант. Объект налогообложения - "доходы".

Доходы: (п. 1 ст. 346.15 НК РФ)

- выручка от реализации продукции -3400000 руб.

- безвозмездно получено имущество от сторонней организации по остаточной стоимости - 200000 руб.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов (п.3 ст. 346.21 НК РФ).

(3400000 + 200000)*6 % = 216 000 руб.

117000 руб. - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Читайте также: