Основные направления налоговой политики на 2010

Опубликовано: 14.05.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Персональный блог Аркадия Брызгалина

вторник, 6 октября 2020 г.

Обнародованы Основные направления налоговой политики на 2021-2023 гг. (+ Коммент от А.В. Брызгалина)


Комментарий от А.В. Брызгалина: Честно признаться, давно я не видел более бессодержательного и пустого документа о плановых налоговых показателях на среднесрочное будущее. Идей никаких, одни перепевки того, о чем говорилось несколько лет назад. Почти половина из налоговой тематики – уже принятые нормы и внедренные институты. Зачем они в «Основных направлениях…» - не понимаю.

Во-первых, у меня такое впечатление, что готовился этот документ в уверенности, что никто его особо читать не будет. Ну, якобы, вот должен быть такой «докУмент», сейчас напишем, а что там написано, уже не особо и важно.

Во-вторых, очень много в документе «отчетной» информации о том «что сделано». Может быть это, конечно, и надо записывать в «плановых документах», но мне кажется, что «отчет о проделанной работе» более уместнее размещать не в «Основных направлениях…», а в каком-то другом специальном документе.

Свои главные заслуги в «налоговой политике» 2020 года Минфин видит в стимулировании инвестиционной активности (ну да, ведь 1 апреля был принят Федеральный закон № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в РФ"), а также в расширении специального налогового режима для самозанятых – налога на профессиональный доход (НПД) (с 1 июля 2020 года «НПД» может применяться на всей территории России). Так, В «Основных направлениях. » указывается, что этот режим пользуется особой популярностью у населения и по состоянию на конец сентября 2020 г. в качестве действующих налогоплательщиков НПД зарегистрировано более 1,1 млн. человек, а суммарный доход действующих плательщиков НПД превысил 150 млрд. рублей (с введения в 2019 г.).

Еще Минфин отмечает заслуги по вопросам создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей: введен институт «авансовой» уплаты налогов для физлиц ( «единый налоговый платеж»), сокращено количество предоставляемой отчётности по имущественным налогам организаций (ну это со следующего 2021 г.).

Что касается налоговой политики будущего, то в документе по этому поводу применен не совсем понятный мне термин « Структурный маневр в налоговой системе», который подразумевает под собой манёвр по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

· повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

· повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

· снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «оффшорного» капитала).

Иными словами, снижение фискальной нагрузки за МСП будет проводиться за счет ресурсных налогов.

Так, «повышение эффективности льгот при добыче нефти» включает в себя:

· отмену льгот по добыче с выработанных участков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД;

· отмену льгот по добыче и экспорту вязкой/сверхвязкой нефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр;

· предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).

Что касается «повышение справедливости распределения природной ренты», то оно подразумевает повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых, где уровень распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты ниже аналогичных уровней в других странах или по другим твердым полезным ископаемым в РФ.

«Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов», включает в себя повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в оффшорные юрисдикции до 15% с соответствующим пересмотром условий соглашений об избежании двойного налогообложения с «транзитными юрисдикциями» (в т.ч. Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды).

Интересно, кстати, было прочитать в «Основных направлениях…» пассаж о том, что з а прошедшее десятилетие наблюдалось как увеличение общего объема льготируемой добычи, так и расширение категорий/типов льгот:

· только с 2013 года доля льготируемой добычи нефти возросла с 26,7% до 46,3% (в 2019 г.) ;

· объем соответствующих выпадающих доходов федерального бюджета увеличился более чем втрое: с 0,4 трлн. рублей в 2013 году до 1,4 трлн. рублей в 2019 г.

При этом вышеуказанные меры, внимание, почти цитата, не привели к значимым изменениям в динамике объема добычи и инвестиций в отрасли.

Вот это вывод! Выходит все льготы были представлены нефтяникам напрасно?

Не обходят «Основные направления…» и налоговую поддержку МСП, которая предусматривает:

· снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

· расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСН) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим ЕНВД: обеспечит комфортный переход индивидуальных предпринимателей (ИП) с ЕНВД на ПСН;

· продление до 2024 г. права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, и в сфере бытовых услуг населению);

· исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.

Если в двух словах, то ничего нового и ничего конкретного. Всё это мы уже слышали раньше. Даже не понятно, так будет сохранен ЕНВД или всё-таки нет? Но судя по тому, что они не пишут категорично «об отмене ЕНВД», можно предположить, что Минфин сохраняет этому спецрежиму шанс.

Таким образом, свежих налоговых идей у Минфина для МСП нет.

И это при том, что все органы власти, начиная с марта месяца были буквально завалены предложениями о снижении налоговых ставок, о точечной настройке налоговых аспектов бизнеса и т.д. (я сам написал и подготовил их несколько штук, а уполномоченный по защите прав предпринимателей и деловых объединения передавали их в Правительство буквально пачками).

Что касается мер повышения инвестиционной активности, то там примерно та же картина:

· введение налогового вычета по акцизам на сырье для новых производств нефтегазохимической промышленности (введенных с 2022 г.), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

· переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающего заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

· уточнение параметров режима НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

· повышение эффективности деятельности институтов развития;

· реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Ясность появилась? Лично у меня нет.

Отдельный раздел «Основных направлений..» посвящен анализу применения режима НДД в 2019-2020 гг. и предложениям по повышению его бюджетной эффективности, но в основном речь там идет об ужесточении контроля за применением льготных механизмов по этому режиму.

Отдельный раздел в «Основных направлениях …» касается «деофшоризации российской экономики»:

· пересмотр СИДН в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием «транзитных юрисдикции»;

· введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн. рублей; без декларирования таких доходов) в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;

· сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения : развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;

· приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в т.ч. посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);

Из относительно «нового» я обратил внимание на два обстоятельства:

· пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР (хотя это можно считать проявлением текущей работы налоговых органов).

· урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.

Из раздела «повышения качества налогового администрирования» тоже ничего примечательного:

· развитие налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;

· введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств;

· включение контроля за применением ККТ в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);

· расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора (может это намёк на то, что налоговики получат упрощенный доступ к информации о банковской деятельности физических лиц, о чем писал уже РБК);

· внедрение института электронной банковской гарантии в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий (в т.ч. при возмещении НДС в заявительном порядке);

· определение закрытого перечня случаев/критериев непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;

· введение обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;

· развитие электронного документооборота в налоговой сфере;

· увеличение срока хранения документов, необходимых для расчета налогов, с 4 до 5 лет.

Ну и, конечно, по-прежнему Минфин работает над вопросом определения эффективности налоговых льгот, в частности, будет обеспечена методологическая поддержка оценки эффективности налоговых расходов на региональном уровне, в том числе посредством формирования «лучших практик» управления налоговыми расходами

Иными словами, вот и все «Основные направления…»… А может быть это и есть та самая «стабильность», о которой так мечтали налогоплательщики?


Feedback
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________

В период 2010 - 2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы" и "Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

· совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

· создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

· совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

1. Налог на прибыль организаций

2. Совершенствование налога на добавленную стоимость

В части налога на добавленную стоимость предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем чтобы этот налог оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования.

В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении или неверном заполнении каких показателей счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям.

3. Совершенствование акцизного налогообложения

В ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.

Предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

При этом предлагается реализовать следующую политику в области индексации ставок акцизов:

· в отношении нефтепродуктов - сохранение действующей величины ставок на 2010 г. с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции в последующие годы. Как и было предусмотрено ранее, в последующем будет осуществлен переход к установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в зависимости от экологического класса автомобильного бензина и дизельного топлива (при условии сохранения прежнего уровня доходов бюджета в результате такой дифференциации);

· в отношении табачных изделий - индексация специфических ставок повышенными темпами по сравнению с предусмотренными действующей редакцией Кодекса, увеличение адвалорной ставки на 0,5 процентных пункта в год;

· в отношении других подакцизных товаров - индексация специфических акцизных ставок в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен.

4. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

В рамках дальнейшего совершенствования порядка налогообложения добычи полезных ископаемых предполагается разработать и закрепить с 2010 - 2011 годов в законодательстве о налогах и сборах механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений, что позволит значительно увеличить эффективность разработки месторождений.

Одной из мер по стимулированию дополнительной добычи нефти и вовлечения в разработку не разрабатываемых сегодня запасов нефти в нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождениях является установление пониженной ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть, добываемую из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений, в которых нефтяная часть составляет по объему условного топлива менее определенной величины (например, 30%).

Будет активизирована работа по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью применения специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых к добыче различных видов твердых полезных ископаемых, а также уточнения действующих норм законодательства о налогах и сборах в части определения налоговой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.

5. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

В целях придания специальным налоговым режимам более целевого, стимулирующего характера следует усовершенствовать критерии, дающие право субъектам предпринимательской деятельности применять специальные налоговые режимы, а также уточнить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут применяться. Применение таких налоговых режимов должно стать возможным исключительно представителями малого предпринимательства.

В целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях экономического кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы, предлагается повысить, начиная с 2010 года сроком на 3 года, порог предельной величины доходов, позволяющей организации (индивидуальному предпринимателю) применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. руб. в год.

6. Транспортный налог

Предполагается увеличить средние ставки транспортного налога, установленные статьей 361 Кодекса в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств, либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.

7. Налогообложение некоммерческих организаций

Расширение налоговых стимулов для участия в благотворительной деятельности и снижение налоговых издержек, связанных с осуществлением благотворительной деятельности. Для этого предполагается, в частности, распространить право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы произведенных налогоплательщиками - физическими лицами пожертвований.

В перспективе целесообразно рассмотреть вопрос об установлении особого порядка налогообложения некоммерческих, в том числе благотворительных организаций, налогом на прибыль организаций, предполагающего освобождение их доходов, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от данного налога при соблюдении ограничений и условий, касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью. [16]

Заключение

Налоговое стимулирование и дестимулирование экономики занимают важное место в налоговой политике государства. Благодаря ним государство может ускорить развитие каких либо социально-экономических процессов, или наоборот, замедлить его. В современных условиях эти функции незаменимы: благодаря стимулирующей функции можно поддержать какое-либо производство или даже сектор экономики, например, сельское хозяйство; дестимулирующая функция напротив, позволяет препятствовать развитию каких-либо нежелательных процессов.

Но не смотря на всю пользу данных функций, они могут нанести и вред. В первую очередь это, конечно, касается дестимулирующей функции, т.к. сильный налоговый гнёт может подорвать основы налогообложения и даже ликвидировать источник налога [6, с.40].

Налоговая политика является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Но действующая налоговая система РФ крайне не стабильна. Она играет важную роль в стабилизации экономики и финансов. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Непомерное налоговое бремя для предприятий - основной экономический порок российской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.

Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов, а также посредством спорадического и бесконтрольного издания различного рода подзаконных актов, включая акты других министерств, приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву, как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.

Однако, опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

И хотя в настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы. Система налогов все еще имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Список использованной литературы

1. А. Голицина. IT-компании не спешат за льготами // Ведомости. - 2008. - №40.

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М. Александров. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2009.

3. Госдума предлагает снизить налоги для инновационных малых предприятий.25 октября 2009 г. /

. Информационно-аналитический комплекс "Бюджетная система РФ" www.budgetrf.ru

. Лупей Н.А. Финансы. Финансы организаций (предприятий): Краткий курс. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007.

. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.

. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

. Налоги и налогообложение.6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2007.

. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / [Г.А. Волкова и др.]; под ред.Г.Б. Поляка, А.Е. Суглобова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. - Н.И. Иванова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009.

. Наука, технологии и инновации: 2008. Краткий статистический сборник. - М.: ИПРАН РАН, 2008.

. Новаторам - налоговый рай. http://www.bizbank.ru/modules. php? name=Content&pa=showpage&pid=984

. О.В. Гудова Налоговое стимулирование деятельности как источник инновационного развития экономики // Вестник Красноярского государственного аграрного университета . - 2007. - №5. - С.274

. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов http://www1. minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/05/Osnovnye_napravleniya_2009-2011-_20081505. doc

. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов http://www1. minfin.ru/common/img/uploaded/library/2009/06/Osnovnye_napravleniya_nalogovoy_politiki_Rossiyskoy_Federatsii_na_2010_god_i_planovyy_period_2011_i_2012_godov. doc

. Официальный сайт Института Мировой Экономики и Международных Отношений (ИМЭМО)

. Официальный сайт компании "Консультант Плюс" www.consultant.ru

. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. №676 "О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы".

. Постановление правительства РФ от 15 июля 2009 г. №602 "Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению".

. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. - М.: КНОРУС, 2009.

. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы".

. Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.

"Налоговая проверка", 2010, N 4

Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления налоговой политики). Данный документ подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ.

Налогоплательщикам же этот документ расскажет о планах правительства в отношении изменений, грядущих в вопросах исчисления и уплаты налогов, а также в сфере налогового администрирования.

Значение Основных направлений налоговой политики для налогоплательщиков

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что, по мнению авторов документа, должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то что Основные направления налоговой политики не являются нормативно-правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2011 - 2013 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в РФ будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

С учетом отмены с 1 января 2010 г. ЕСН и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также на основании того, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, Основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.

В процессе реализации налоговой политики также будет уделяться внимание анализу практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот будет осуществляться по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.

Сначала подвели итоги

Документ состоит из двух частей. Первая часть посвящена итогам реализации налоговой политики в прошедшем периоде. Вторая часть, соответственно, - планам на следующий трехлетний период.

Что касается подведения итогов, в документе отмечено, что реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, проводилась во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Основными направлениями, одобренными в 2009 г., предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по таким направлениям, как:

  • совершенствование налога на прибыль организаций;
  • совершенствование налога на добавленную стоимость;
  • совершенствование акцизного налогообложения;
  • совершенствование налога на доходы физических лиц;
  • введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц;
  • совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;
  • совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
  • совершенствование налогового администрирования;
  • урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей;
  • отмена единого социального налога;
  • совершенствование государственной пошлины;
  • совершенствование транспортного налога;
  • совершенствование налога на имущество организаций.

О том, что именно и как реализовано в каждом из перечисленных направлений, известно каждому налогоплательщику. Гораздо больший интерес представляет то, что ожидает впереди.

А потом огласили планы

Вторая часть документа посвящена перечню мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2011 - 2013 гг., а также обоснованию необходимости внесения тех или иных изменений.

Помимо разработки новых изменений, не забыты и уже начатые:

  • в период 2011 - 2013 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов;
  • ожидается принятие федеральных законов, разработанных в рамках реализации основных направлений налоговой политики, одобренных в предыдущие годы, проекты которых уже были внесены Правительством РФ в Государственную Думу или концепция которых уже согласована Правительством РФ.

Что же касается изменений, они коснутся таких вопросов, как:

  • налоговое стимулирование инновационной деятельности;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизное налогообложение;
  • введение налога на недвижимость;
  • налогообложение имущества (в том числе земельных участков);
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • налогообложение в рамках специальных налоговых режимов;
  • налоговое администрирование;
  • создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Подробный перечень наиболее существенных и интересных мероприятий приведен в представленной ниже таблице.

Что же касается налогового администрирования, нельзя не отметить следующие положения документа:

  • в первую очередь важно обеспечить конкурентоспособность российской налоговой системы в отношении инновационных компаний (хотя повышение качества налогового администрирования является актуальной задачей для всех налогоплательщиков). Это предполагает как внедрение новых инструментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам), так и использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т.д.);
  • в современных условиях с учетом поставленных целей и задач повышается степень ответственности бизнеса при выполнении обязанности по уплате налогов, а также требования по пресечению уклонения от уплаты налогов.


Перспективы налоговой политики, прослеживаемости и маркировки
обсудили на совместном семинаре Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ и Такском

17 декабря прошёл онлайн-семинар «Основные направления налоговой политики на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 гг. Новое в налоговом администрировании и контроле», организованный Институтом налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ совместно с компанией «Такском». Главным докладчиком выступил Константин Новосёлов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, к.э.н. Он рассказал об основных направлениях налоговой политики, которые утверждены в формате документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и трендах 2020 года.

Совершенствование налогового администрирования

Это один из самых важных блоков налоговой политики на 2021-2023 гг. Для него планируется реализация целогоряда мер.

Первая из них – это развитие налогового мониторинга путём уменьшения в три раза пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в него. Ранее эти пороги могли пройти только представители крупного бизнеса. Теперь жев налоговый мониторинг может войти и часть представителей среднего бизнеса.

Второе не менее важное направление – это интеграция законодательства РФ о контрольно-кассовой технике в законодательство о налогах и сборах . Предполагается отмена контроля за применением ККТ как самостоятельной формы федерального государственного контроля (надзора) и его включение в систему налогового контроля в рамках Налогового кодекса РФ.

Ещё одним из направлений совершенствования налогового администрирования – введение института «единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя» в целях упрощения процедуры расчётов налогоплательщиков с бюджетом. Предполагается уплата налогов одним платежным поручением без уточнения вида налога, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы РФ и последующий зачёт перечисленных денежных средств налоговым органом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств.

Например,часто возникает ситуация, когда налогоплательщик ошибается при заполнении налоговой декларации: неправильно указывает период, за который предоставляется отчётность. Из-за этого происходит автоматическая приостановка по счетам таких налогоплательщиков. Поэтому с 1 июля 2021 г. на налоговые органы возложенаобязанность предварительно информировать налогоплательщиков о предстоящем приостановлении операций по счетам в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации (расчёта).

Ещё один важный вектор развития – это дальнейший рост электронного документооборота в налоговой сфере . Он включает в себя:

  1. Поэтапный переход к направлению налоговых уведомлений в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика без дублирования по почте на бумажном носителе.
  2. Внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственного от гарантов (банков).

Следующее направление развития касается расширения возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций , необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства. Реализация данной меры будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков.

Также предусмотрено увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырёх до пяти лет , в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.

Новое в налоговом администрировании и контроле в 2020 году

2020 год был особенным по количеству различных поправок.Согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 1 апреля 2020 года был введён ряд изменений, направленных на повышение эффективности при взыскании недоимки. Во-первых, появилось ещё одно основание для осмотра – непогашение организацией недоимки, по которой принято решение о взыскании, если её сумма превышает 1 млн рублей (пункт 1 статьи 92 НК РФ). Должностное лицо вправе не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки производить осмотр территорий, помещений,документов и предметов организации при наличии её согласия.

Во-вторых, исключено ограничение о праве истребовать документы (информацию) согласно ст. 93.1 НК РФ только в случае проверки лица – теперь это случаи, перечисленные в НК РФ (проведение мероприятий налогового контроля или наличие недоимки и задолженности по пеням и штрафам).

Согласно приказу ФНС России от 10.02.2020 № ЕД-7-8/85@, в случае принятия решения о взыскании недоимки с организации или ИП, у этих лиц могут быть также истребованы документы (информация) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС России (пункт 2.1 статьи 93.1 НК РФ).

Кроме того, теперь информация о принятых налоговым органом обеспечительных мерах в отношении организаций не является больше налоговой тайной (п. 14 статьи 102 НК РФ).На сайте ФНС России функционирует электронный сервис «Реестр обеспечительных мер», который может использоваться налогоплательщиком в качестве дополнительного критерия при выборе контрагента.

Налоговые проверки в условиях пандемии

Вторая часть поправок, которая была внесена в 2020 году, была связана с пандемией.Согласно приказу ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@,до особого распоряжения было исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками, нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций.

Сейчас частично этот приказ продолжает действие . Так, приказами ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-2/275@ и от 09.07.2020 № БС-7-2/437@ в него были внесены дополнительные изменения. Проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиком, осуществляется с учётом решений руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ и эпидемиологической обстановки в регионе.

Впоследствиибыли приняты также Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 и от 30.05.2020 № 792.С 7 апреля по 30 июня 2020 года приостанавливались:

  • Вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и само их проведение;
  • Течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101) в отношении приостановленных проверок и течение сроков, установленных статьей 101.4 НК РФ;
  • Инициирование налоговыми и таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
  • Проведение налоговыми и таможенными органами таких проверок, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам были выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекал до 1 июня 2020 г.

Эволюция контроля: снижение административной нагрузки на бизнес

За последние 10 лет административная нагрузка на бизнессерьёзно снизилась, отметил эксперт. За период 2010-2019 гг. количество ежегодных выездных налоговых проверок сократилось в 8 раз (с 75,6 тыс. выездных проверок в 2010 г. до 9,3 тыс. в 2019). А по результатам 2020 года, планируется, что количество выездных проверок составит около 5,5 тыс. на всю страну.Если в 2010 году охват выездным контролем составлял 10 из 1000 налогоплательщиков, то в 2019 году он составил 1 из 1000 налогоплательщиков.

Тренды налогового контроля 2020-2021 гг.

Спикер рассказал на семинаре о главных трендах налогового контроля, действовавших в 2020 году и продолжающих своё действие в 2021:

Снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков: за первые 9 месяцев 2020 года количество выездных проверок было на 42% ниже, чем за аналогичный период 2019 года (4,2 тыс. вместо 7,2 тыс. в 2019 г.).

  • Акцент на добровольное уточнение налоговых обязательств: если по итогам 2019 года доля самостоятельных уточнений составляла 38%, то за 9 месяцев 2020 года она уже составляет 50%.
  • Пересечение схем уклонения от уплаты налогов: искусственное дробление бизнеса, выплата зарплат сотрудникам «в конвертах», перевод сотрудников в самозанятых лиц или ИП.
  • Устранение «сложных» расхождений по НДС, повышение эффективности установления выгодоприобретателей, формирование «чистой» среды.
  • Цифровизация налогового контроля: развитие АСК «НДС-2», введение с 2021 года системы прослеживаемости.
  • «Обеление» проблемных отраслей и рынков.

Проявление осмотрительности при выборе контрагента

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента – ещё одна из тем, которую осветил Константин Новосёлов в ходе семинара. Как в настоящее время оценивается проявление должной осмотрительности? Достаточно ли для этого использовать лишь сервисы с сайта ФНС?Нет, считает спикер. Одних только сервисов сайта ФНС недостаточно для минимизации налоговых рисков, так как получение из них информации охарактеризует контрагента лишь с точки зрения уплаты налогов. Существует ряд других сервисов, по которым можно оценить риски и благонадёжность контрагента, в том числе его платежеспособность.

Примечание редакции: например, это сервис Такском-Досье . В несколько кликов он позволяет оценить контрагента по множеству критериев, подгружая данные и информацию по нему из различных открытых источников (ЕГРЮЛ, ФССП, реестр банкротов, реестр недобросовестных поставщиков, картотека арбитражных дел и многих других).

Маркировка и прослеживаемость – работа в цифровой среде

Ещё один из трендов не только налоговой политики, но и экономики в целом – это постепенный перевод всех B2G-отношений в электронный вид. Это затронуло сначала работу с маркированным товаром. Затем последовал проект документальной прослеживаемости, который стартует летом 2021 года. Не за горами цифровизация документов, связанных с грузоперевозками – не так давно успешно прошёл эксперимент Минтранса.Постепенно все бизнес-процессы, начиная с момента производства товара до его фактической продажи в магазине, будут полностью переведены в электронный вид. О проектах прослеживаемости и маркировки рассказал Сергей Анисимов, руководитель проекта компании Такском.

Проект документальной прослеживаемости товаров

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ положил начало системе прослеживаемости в РФ. Главное, что она позволяет отследить,– сколько было товара ввезено на территорию РФ, и сколько было продано. У проекта прослеживаемости есть ключевые особенности:

  • За данный процесс отвечает только ФНС, не привлекаются коммерческие организации;
  • В системе прослеживаемости учитываются только импортные товары, которые ввозятся на территорию ЕАЭС;
  • Нет требований к нанесению кодов на товар или упаковку товара;
  • Для прослеживаемости могут выбираться любые товары, которые есть на рынке РФ, не подлежащие обязательной маркировке;
  • Нет запретов на применение каких-то определенных систем налогообложения.

Изменения в Налоговом кодексе, касающиеся прослеживаемости

Чтобы процесс прослеживаемости начал работу, был внесён ряд существенных изменений в НК РФ. Пункт 2.3 статьи 23 НК РФ:появилась обязанность предоставлять отчёты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.Пункт 8.9 статьи 88 НК РФ: при проведении камеральной проверки налоговой декларации налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы при выявлении несоответствий в налоговых декларациях и других вышеуказанных документах по прослеживаемости.

Изменения в статье 169 НК РФ:

  1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в т.ч. корректировочные, выставляются в электронной форме.
  2. Организации и (или) ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи.

А в подпункты 16-18 добавились реквизиты прослеживаемости:регистрационный номер партии товара, количественная единица измерения товара, количество товара.

Товары, подлежащие прослеживаемости, утверждены Постановлением Правительства РФ «О создании национальной системы прослеживаемости товаров». В дальнейшем этот перечень будет расширяться.

Когда товар ввозится на территорию РФ, ему присваивается регистрационный номер партии товара (РНПТ). Этот номер складывается из номера таможенной декларации и номера партии товаров. Далее этот товар идёт с номером «РНПТ» во всех счетах-фактурах, вплоть до момента вывода из оборота.

Товары, подлежащие прослеживаемости, могут выбывать из оборота по ряду оснований:

  • Исключение товаров из перечня товаров, подлежащих прослеживаемости;
  • Выбытие товаров, не связанное с их реализацией (утилизация, переработка);
  • Реализация в розницу;
  • Вывоз товаров в процедуре экспорта;
  • Реализация товара диппредставительствам;
  • Недостача товаров.

Маркировка товаров –совсем другой процесс

Маркировка товаров – это процесс, который сильно отличается от процесса прослеживаемости, обратил внимание слушателей Сергей Анисимов. Самое главное отличие – маркировка предполагает поштучный учет, а не партийный.

Сравнение систем прослеживаемости и маркировки:

Национальная система прослеживаемости импортных товаров

Обязательная маркировка товаров

Какими НПА регулируется

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ

Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р, от 28.04.2018 № 791-р и от 03.04.2019 № 620-р

Необходимость нанесения кода на товар

Без физического нанесения кодов и идентификаторов на упаковку товара или сам товар

Код физически наносится на единицу товара

Документарный, «партионный» учёт. Идентификатор в сопроводительном документе

Документарный, «поединичный» учёт. Идентификатор в сопроводительном документе

К каким товарам применяется

Может применяться к любым товарам, кроме тех, что подлежат маркировке

Применяется только к товарам, на которые можно нанести код

Необходимость в дополнительном оборудовании

Не требуется дополнительное оборудование или модернизация склада

Требуется дополнительное оборудование и модернизация склада

У обоих процессов есть и общая характеристика: что работа с маркированными товарами, что с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязательно включает в себя обмен документами в электронном виде.

Решения компании Такском для ЭДО и маркировки «под ключ»

Компания Такском предоставляет решения для электронного документооборота, который обязателен при работе с маркированными и прослеживаемыми товарами. А для технически более сложного, чем прослеживаемость, процесса – маркировки – компания разработала комплексы готовых решений для маркировки «под ключ» для производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных магазинов.

Что нужно сделать

Нужна, чтобы получать коды маркировки
и передавать сведения
о товарообороте обуви

Для регистрации в системе «Честный ЗНАК», подписи УПД и прочих электронных документов

Онлайн-касса
с прошивкой
для работы
с маркировкой

Обязательна для торговли маркированным товаром

Услуги оператора фискальных данных

Для передачи кассовых чеков в ФНС, а самих кодов маркировки – в «Честный ЗНАК»

Для распознавания кодов DataMatrix

Принтер для печати марок

Для печати кодов DataMatrix, полученных в «Честном ЗНАКе»

ПО для электронного документооборота

Для отправки/приёма товара производителями
и поставщиками,
для передачи сведений
о маркированном товаре
в «Честный ЗНАК»

Читайте также: