Механизмы налогового регулирования пространственного размещения экономики

Опубликовано: 15.05.2024

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Государство, безусловно, должно регулировать пространственное развитие страны и ее регионов. И если государственное регулирование – это специально организуемые государством системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития экономической системы, имеющего главным целевым ориентиром улучшение уровня и качества жизни граждан, то указанное развитие в пространственной организации общества должно явиться результатом целенаправленной деятельности государства по оптимизации организации расселения жителей, размещения на территории объектов экономики, социальной сферы, энергетической, транспортной и иных инфраструктур [3].

Цель исследования. Требуют проработки вопросы государственного регулирования пространственного развития страны и ее регионов через обоснование пространственного каркаса развития страны и ее регионов, включая узлы опережающего роста и связи между ними; планирование направлений опережающего развития этих «территорий роста», наконец, разработки проектов по вовлечению в «орбиту влияния» этих узлов и «слабых» территорий.

Материал и методы исследования

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, определяющие основы пространственного развития РФ и ее регионов, размещенные на официальном портале информационно-правовой системы «ГАРАНТ», стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, размещенные на официальных сайтах министерств и ведомств субъектов РФ; данные Федеральной службы государственной статистики по социально-экономическим показателям по субъектам Российской Федерации и пр. База данных обработана с применением аналитического метода.

Результаты исследования и их обсуждение

Пространственное развитие страны (региона) – это развитие в определенных пространственных координатах. Это развитие (прогрессивное изменение) пространственной организации общества как встроенной в природную среду пространственной системы, сформированной пространственными проекциями экономической, социальной и духовной деятельности общества, взаимосвязанных и организованных между собой сетями управления и самоуправления [1].

Термин «пространственное развитие» прочно вошел в научный оборот относительно недавно, в 70-е годы прошлого века и сразу был «связан» с другим основополагающим понятием «стратегическое планирование», точнее «стратегическое пространственное планирование», поскольку любое стратегирование, по сути, всегда осуществляется в определенных пространственных координатах. Развитие территории возможно только в рамках строго очерченного экономического пространства и с этой точки зрения является пространственным.

Пространственную экономику целесообразно рассматривать как форму существования экономики в виде пространственно распределенных экономических агентов [1]. При этом пространственная экономика призвана дать ответ на ряд фундаментальных вопросов, касающихся наиболее полного удовлетворения потребностей экономических агентов при заданных ресурсах, а также особенностей характере их пространственного распределения.

Соответственно пространственная (территориальная) экономическая дифференциация – это не что иное как совокупность определенных факторов, имеющих субъективный и объективный характер и приводящих к территориальной неравномерности [2].

Современная пространственная (территориальная) организация российского общества (межрегиональный и внутрирегиональный уровни) требует неотложных мер по усилению и совершенствованию роли государства в ней. Региональная политика выравнивания себя исчерпала. Требует разработки единая схема пространственного развития страны в сочетании с инструментами бизнес-активности на основе приращения человеческого, социального капитала территорий и государственного регулирования стихийного реструктурирования пространства.

Однако тема настоящего исследования является несколько более узкой, нежели решение проблемы пространственного развития страны в целом. Мы все, граждане РФ, проживем отнюдь не в субъектах федерации, а в отдельных поселениях, степень разрыва в уровне социально-экономического развития между которыми внутри одного субъекта близки к разрывам между регионами, а в большинстве регионов существенно выше, что указывает возникновение еще одной, не менее важной проблемы – пространственной организации на внутрирегиональном уровне.

При этом следует отметить, что снижение пространственного неравенства между регионами страны, внутри регионов страны (межмуниципальный уровень) не является самоцелью. Некоторая степень дифференциации может служить катализатором экономического развития, побуждая «слабых» подтягиваться до уровня «сильных», вызывая конкуренцию. Важно при этом, чтобы соблюдались «пороги» или пределы межрегионального и внутрирегионального неравенства. Для измерения уровня межрегиональной (внутрирегиональной) дифференциации можно использовать, индексы Тейла, Джини, Гувера, коэффициент Ульимсона (к примеру, должен быть ниже 33 %) и пр.

В свою очередь, излишняя «поляризация» пространства из-за развития «полюсов роста» («территорий роста»), концентрации в них экономической активности может иметь двоякие последствия. Это может привести к выравниванию уровней развития территорий за счет «подтягивания» «слабых» территорий до уровня «сильных», но может еще белее увеличить разрыв. Научная мысль в лице ведущих ученых уже многие годы пытаются ответить на эти вопросы.

Следует обратить внимание, что основы исследований экономического пространства, как территории взаимодействия хозяйствующих в концепции абсолютных и относительных преимуществ субъектов А. Смита и Д. Рикардо [4, 5].

Позднее решить проблемы пространственной дифференциации пытались ученые в рамках так называемых «штандортных» теорий, главная цель которых заключалась в обосновании более выгодного расположения предприятий с точки зрения наименьших издержек и больших прибылей. Известны работы в этой области И.Г. фон Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера, В. Кристаллера. Несомненный вклад в развитие пространственной экономики внес немецкий ученый А. Леш. Однако основателем региональной науки по праву считают У. Айзарда, обобщившего все ранее известные теории размещения.

Еще несколько позднее исследования в области пространственной экономки сместились в сторону неравномерности пространственного развития и способов ее устранения. Так, в рамках неокласического подхода (Дж. Бортс; Р. Солоу и Т. Сван, Мэнкью-Ромер-Уэйл, БарроСала-Мартин; Х. Зиберт; Р. Холл и Ч. Джонс) неравномерность регионального развития рассматривается как временное и нежелательное явление, которое должно со временем устраняться. Регионы должны сближаться в уровне социально-экономического развития.

В рамках кумулятивного подхода (Г. Мюрдаль, Ф. Перру, Ж.Р. Будевиль, П. Потье, Х. Ричардсон, Т. Хагерстранд, П. Хаггетаб, Дж. Фридман) преимущество в развитии регионов отдается процессам, которые задают импульсы для их дальнейшего развития. Преимущества отдельных территорий достигаются за счет специализации и эффекта масштаба. При этом абсолютное выравнивание считается недостижимым и нежелательным явлением [6].

И, наконец, современные теории регионального роста и развития (Дж. Харрис, А. Пред, М. Фуджит, П. Кругман, Э. Венаблес; П. Ромер; Г. Мюрдаль и А. Хиршман, А. Гильберт и Дж. Гаглер и др.). Особо следует отметить модель П. Кругмана, в которой эффект масштаба, приводящий к возникновению агломерации, и наличие транспортных издержек, приводящей к дисперсии экономической деятельности, обуславливают некий баланс, который может изменяться.

Значительный интерес представляют исследования отечественных исследователей в области пространственной экономики. Это региональные исследования М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.Н. Радищева, Д.И. Рихтера и др. Развитием их идей уже в советское время занимались такие видные ученые как: Е.Г. Амница, А.Г. Гранберг, В.М. Немчинов, Н.Н. Некрасов, Р.И. Шнипер и др.

Современные региональные теории более склоняются к необходимости использования в развитии теорий «полюсов роста», нежели выравнивания уровней их социально-экономического развития, что неизбежно ведет к снижению потенциала «сильных» территорий. Значительное количество исследований посвящено проблемам развития внутрирегионального пространства и оценке территориального неравенства между центрами регионального развития и периферией. В теориях различных авторов в качестве экономически наиболее сильных единиц пространства, которые в дальнейшем передают импульсы развития периферии, выступают центральные места, центры, полюсы, точки и оси роста, экономические ядра и т. д. Постулаты данных теорий вполне можно использовать и на региональном уровне, при объяснении межмуниципальных различий.

Теория полюсов роста получила свое развитие в трудах Ж. Будвиля и П. Потье, использовавшего понятие «ось развития», под которой понимался своего рода «коридор» между полюсами роста, обеспечивающий транспортную связь и получающий в этой связи импульс к развитию. Экономический рост, возникающий в полюсах роста благодаря диверсифицированности экономики, высокого уровня инфраструктуры, бизнеса, человеческого капитала распространяется затем на все экономическое пространство территории.

Особо следует отметить исследования в области пространственной организации хозяйственной деятельности, в том числе в контексте неравномерного пространственного развития Новосибирской (основатель А.Г. Гранберг) и Уральской школ региональной экономики (основатель Е.Г. Аминица).

Еще в 2004 г. академик А.Г. Гранберг писал об усилении межрегиональной дифференциации. Е.Г. Амница доказывает несостоятельность политики выравнивания уровней социально-экономического развития регионов в современных условиях, определяя в качестве одного из главных принципов государственного воздействия на региональное развитие – выделение «полюсов роста», сфер приложения ограниченных финансовых ресурсов государства с целью дальнейшего распространения положительных импульсов от их развития на другие территории [7].

Недаром в Свердловской области имеется уникальный, передовой опыт формирования и реализации документов стратегического планирования развития территорий. Сформирована Единая методическая площадка (далее: Площадка) стратегического планирования, основной целью которой является создание методологии стратегического планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Методики по формированию документов стратегического планирования, созданные на базе этой Площадки, основаны на основополагающем правиле: стратегию развития территории (пространственного развития) должны разрабатывать те кто живет, работает, управляет субъектом Российской Федерацией, агломерацией, городом, чьи интересы связаны с жизнью на конкретной территории. «Стратегия – это «документ общественного согласия». «Стратегия формируется как научно обоснованный документ, балансирующий интересы власти, бизнеса и общественности и относительную равномерность и комплексность развития территорий» [8].

Как видно, здесь заложен один из ведущих принципов государственного регулирования развития территорий – баланс интересов власти, бизнеса и общественности. Причем данный принцип следует соблюдать на всех уровнях государственного влияния, поскольку в современных условиях особую актуальность приобретают не столько проблемы межрегиональной дифференциации, сколько внутрирегиональной, что во многом обусловлено опережающим развитием крупных городских агломераций и обострением межмуниципальных контрастов.

Государственное регулирование развития территорий для достижения эффективности, снижения межпространственной дифференциации должно основываться на четко проработанной теории и методологии. В то же время его содержательную сторону должны составлять только конкретные действия экономического, правового, административного, идеологического, социально-психологического характера. Понимаемое таким образом государственное регулирование следует считать конструктивно-содержательным выражением политики пространственного развития и одной из основных функций государственного управления.

Сегодня Россия столкнулась с вызовами, которые предъявляют новые требования по формированию экономического и социального порядка, способного модернизировать страну. Они формируют новую повестку дня: вопросы государственного регулирования необходимо рассматривать в контексте фундаментальных глобальных изменений не только экономического, но и социокультурного пространства [9].

Любое цивилизованное государство призвано обеспечить неограниченно продолжающееся функционирование общества и экономики на данной территории. Главной целью – при этом будет являться повышение уровня и качества жизни граждан, снижение уровня пространственной неравномерности. Но не за счет выравнивания отставания, а за счет «подтягивания» «слабых» территорий до уровня «сильных», поскольку высокая межрегиональная дифференциация может привести к замедлению экономического роста, а низкая – к потере стимулов для регионов к развитию.

В 2008 г. Правительством РФ была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая включала раздел «Региональное развитие». Основные задачи региональной политики несколько изменились и были более конкретными по формулировке:

– уменьшение межрегиональных диспропорций за счет бюджетного выравнивания и адресной социальной политики;

– стимулирование центров роста, обладающих конкурентными преимуществами; государственные инвестиции в инфраструктурные проекты;

– привлечение частного бизнеса в региональные проекты [10].

Некоторые задачи, точнее их элементы можно считать достигнутыми. Так, пространственное экономическое неравенство, рассчитанное по среднедушевому ВРП с помощью индекса Тейла, с 2005 г. снизилось на 20 %. Пространственное социальное неравенство, рассчитанное по среднедушевым доходам населения на основе индекса Тейла, имеет меньшие масштабы, чем пространственное экономическое неравенство и снижается, начиная с 2000 г. [10].

В 2014 г. принят Федеральный закон № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который предусматривал разработку Стратегии пространственного развития РФ (далее-Стратегия). В настоящее время Стратегия находится на стадии разработки в Министерстве экономического развития РФ. Разработан Проект Стратегии до 2030 г.

Новая глобальная цель пространственного развития России сформулирована как «значительное повышение эффективности использования пространственного фактора в усилении конкурентных позиций России в глобальной экономике с учетом сохранения и упрочения основ национальной безопасности страны в изменяющемся мире».

Вектор региональной политики охватывает следующие направления:

– совершенствование системы расселения;

– развитие инновационного потенциала территорий;

– развитие транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры;

– развитие разных форм пространственной организации экономики (ОЭЗ, ТОР и т. п.);

– сбалансированное развитие региональных экономик;

– охрана окружающей среды региона;

– интеграция пространственных структур России в мировое экономическое пространство;

– совершенствование институциональной региональной среды [11].

Указом Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» закреплены концептуальные положения государственной региональной политики, которые пересекаются по основным позициям с проектом Стратегии. В данном Указе в качестве целей государственной политики регионального развития определены: обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

Выделены приоритеты региональной политики:

– привлечение частных инвесторов в региональные экономики;

– поощрение внутренней и внешней миграции;

– стимулирование развития экономического потенциала регионов;

– совершенствование системы государственного и муниципального управления.

Принятие Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. предполагает дальнейшее принятие Концепции пространственного развития РФ до 2030 г.

В настоящее время в соответствие с Федеральным законом от 28.07.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», вышеуказанными Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации, основными положениями Cтратегии социально-экономического развития Российской Федерации и Cтратегии национальной безопасности Российской Федерации разработан проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Последующее принятие и реализация данных документов (Стратегии и Концепции пространственного развития РФ), безусловно, должны задать приоритеты пространственного развития страны и ее регионов. А также механизмы государственного регулирования, которые должны будут способствовать достижению означенных целей пространственного развития. Должна быть создана целостная система государственного стратегического планирования и регулирования, основанная на согласовании и гармонизации целого ряда стратегических документов на горизонтальном и вертикальном уровнях публичного управления.

Государственное регулирование пространственного развития России и ее регионов (межрегиональный и внутрирегиональный аспекты дифференциации) должно основываться на балансе общегосударственных, региональных и муниципальных интересов; принципе пространственной справедливости. Государство должно гарантировать своих гражданам, независимо от места их проживания повышение уровня и качества жизни населения через разработку и реализацию социальных стандартов жизни и жизнеобеспечения на всей территории страны. Данный подход, с одной стороны, позволит государству иметь четкие ориентиры в регулировании пространственного развития и обоснованный уровень бюджетных расходов. Будет гарантировать достойный уровень жизни во всех территориях страны и, как следствие, через народосбережение, способствовать динамичному пространственному развитию.

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Необходимость регулирования социально-экономического развития регионов. Основная задача и органы регулирования. Роль президентских представительств в федеральных округах. Формы и методы государственного воздействия на развитие регионов.

В свободной рыночной экономике территориальные пропорции и связи складываются только под воздействием инструментов рынка — товарного спроса и предложения, цен, банковских процентных ставок и т. д. в ходе конкуренции товаропроизводителей. Совершенно иное положение наблюдается в современном мире. Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимодействию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленно-планомерного развития. Это проявляется в планировании (регулировании) на уровне хозяйствующих субъектов (бизнес-планы) и финансово-бюджетном, программном и ином регулировании на уровне государства.

Указанное обстоятельство вызвано не только тем, что в ряде сфер экономики (оборонные отрасли, образование, наука, культура и т. д.) отсутствует прямая зависимость между качеством товаров, факторами производства услуг и платой за них. Главная причина – в сугубо общественном характере современных производительных сил, в миллионах и миллиардах их многообразных и разветвленных связей и взаимозависимостей, что делает объективно необходимым общественное, государственное регулирование хозяйства в масштабе страны и регионов.

В высокоиндустриальном обществе производительные силы представляют собой гигантские производственно-технологические суперсистемы, в которых проходят мощные интеграционные процессы, отражающие значительное усиление обобществления 84

производства. Однако при этом обостряются противоречия между интересами различных субъектов хозяйствования, затрудняется необходимое согласование их действий. Это особенно проявляется в обстановке стихийного рынка, и поэтому требуется использование активных организационных форм и механизмов централизованного воздействия.

Основу организации национальной экономики различных стран составляют не мелкие товаропроизводители, а крупнотоварные, порой гигантские, производственно-коммерческие структуры - корпорации, концерны и т. п. Производство ориентируется (за исключением небольшой части биржевых товаров) не на случайных, а на заранее известных потребителей продукции, товары поставляются на рынок по предварительным договорам об их количестве, качестве и номенклатуре, формируются планы и программы выпуска и сбыта исходя из тщательного и постоянного изучения и регулирования массового спроса, его объема, структуры и тенденций (маркетинг).

Неустойчивость рынка сказывается на объеме совокупного продукта, занятости и уровне цен. В этом отношении централизованное планирование имеет лучшие возможности для ускоренного и целенаправленного роста хозяйства, однако выгоды рыночной экономики заключаются в лучших условиях мотивации труда, стимулирования производства. Поэтому на Западе уже признают необходимость сочетания преимуществ капитализма (рынка) и социализма (плана) в обеспечении жизнеспособности и эффективности экономики1. России без такого активного сочетания не выбраться в короткий срок на широкую дорогу прогресса. Не случайно в передовых странах успешно применяется государственное регулирование рынка, еще в 30-х годах заимствованное из советской централизованно-плановой экономики. Ориентация же рынка на реализацию высших целей всегда задается планом-программой.

Регулируемый конкуренцией механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспечить (из-за высоких издержек, медленной оборачиваемости капитала, отсутствия нужной информации и предпринимательского интереса и т. д.) эффективное решение задач размещения и регионального развития производительных сил, которые относятся к числу высших, общенациональных целей.

Если говорить о России, то речь идет в первую очередь о соотношении развития ее Западной и Восточной зон, осваиваемых районах и их гармоничном росте, выравнивании социально-экономического положения различных регионов, их комплексном развитии, специализации, формировании рациональных направлений грузопотоков, сохранении природной среды и т. д. Для этого государством должны быть включены мощные и целенаправленные регуляторы социально-экономического развития — государственные планы и прогнозы, федеральные финансовые планы (государственный бюджет), целевые программы развития регионов и т.д. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, стимулируя проведение намечаемых мероприятий.

Как результат ослабления государственного регулирования экономики с началом реформ значительно возросла средняя дальность перевозки грузов на железных дорогах. Уже в 1994 г. по всем грузам она составила 1062 км против 963 в 1990 г. в более обширном СССР, в том числе по черным металлам — 2342 км против 1520 км. Во многом той же причиной объясняются резкие перекосы в структуре хозяйства регионов (например, в Тюменской области 80% промышленной продукции приходится на нефть и газ) и т. д.

Переход к рыночной системе хозяйствования снизил роль государства в отраслевом управлении, однако в региональном разрезе она не только сохраняется, но и должна повышаться. Соответствующие регионально-управленческие функции продолжают выполняться в различных сферах (непроизводственный сектор, социальное обеспечение, использование природных ресурсов и т. д.), а теперь распространяются и на решение новых проблем (безработица, экология, последствия рыночной деформации хозяйства и др.).

Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде - обеспечить условия для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, достижение социального и экологического благополучия и прогресса. Это

означает реализацию важнейших требований экономических за-86

конов регионального развития и руководящих установок региональной политики.

Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, министерства финансов, экономического развития и торговли др.), а также региональные органы власти. Повышают свою роль в государственном регулировании социально-экономического развития регионов, особенно в содействии их хозяйственному подъему и в территориально-экономической интеграции полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации.

Главными задачами полномочного представителя Президента в федеральном округе являются: организация работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики; контроль за исполнением решений федеральных органов власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также политическом, социальном и экономическом положении, внесение Президенту соответствующих предложений.

Среди важнейших целей и задач межрегиональных ассоциаций: обеспечение условий эффективного взаимодействия регионов на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов; подготовка предложений по рациональному использованию экономических потенциалов регионов; совершенствование методов управления хозяйственными предприятиями и организациями; достижение устойчивого развития регионов в условиях рынка; участие в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения; оптимальное размещение производительных сил и др.

Активное государственное регулирование должно носить всеобъемлющий характер, распространяться не только на защиту социальной и экологической сфер, не представляющих особого интереса для частного предпринимательства, но и непосредственно на производство. Государство призвано поддерживать прогрессивные направления производственно-коммерческой деятельности (наукоемкие отрасли, малый бизнес, экспорт товаров и т. д.) и ограничивать консервативные (технологически устаревшие производства и т. д.), осуществлять защиту внутреннего рынка. В основном это реализуется перераспределением доходов, бюджетных средств. Государство все больше участвует в перераспределении национального дохода, главным образом через бюджет, между различными группами общества, отраслями и регионами.

Регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется прямым и косвенным способами.

При прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы). Направления прямого регулирования:

• выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов и 1 посредством установления льготных норм отчислений в региональные бюджеты от федеральных налогов;

• размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных нужд (включая оборонный заказ);

• участие государства в финансировании инвестиционных проектов; поддержка научно-технических нововведений (инноваций).

бюджетное регулирование как составная часть прямого воздействия государства на региональное развитие строится на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами, целевых и резервных бюджетных фондов для реализации различных проектов и программ.

Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов - финансовых, кредитно-денежных рычагов (стимулов и антистимулов) опосредованного воздействия на поведение субъектов хозяйствования и управления в регионах. Используются в основном два метода - налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое.

Налоговое регулирование проводится посредствам -налоговых ставок и льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30-процентный налог.

В России существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные и местные налоги, играющие фискальную и регулирующую роль. Такая система установлена Налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги приносят самые крупные доходы, служат источником доходов бюджетов всех уровней. Основных федеральных налогов три: налог на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление), помимо прочего стимулирующий экспорт (экспортируемые товары им не облагаются); налог на прибыль (доход) организаций, поступающий в федеральный и региональные бюджеты, поддерживающий финансовое равновесие и стимулирующий (через налоговые льготы) развитие малого бизнеса и инвестиции из собственной прибыли предприятий в их реконструкцию; подоходный налог с физических лиц.

Существенная статья доходов государства — акцизы — процентная надбавка к розничной цене подакцизных товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и др.) и акцизы на отдельные виды минерального сырья. Из федеральных налогов для регионов также важны таможенные пошлины, налог на пользование недрами и некоторые другие.

К основным региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж (большая часть его зачисляется в местный бюджет).

Из местных налогов наиболее значимы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение. При введении налога на недвижимость прекращается действие налогов на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного. Основой доходной части местных бюджетов служат не местные или региональные налоги, а отчисления от федеральных налогов.

В соответствии с российским налоговым законодательством установлены различные льготы налогоплательщикам: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из на лотовых платежей, целевые налоговые льготы, налоговый кредит (отсрочка взимания налога). Эти льготы, относящиеся к товаропроизводителям, отражаются на экономике регионов.

Непосредственные налоговые льготы отдельным регионам могут касаться размеров налогообложения или преимуществ в каких-либо сферах экономики или же дополнительных государственных гарантий для частных инвесторов. В 1992-1993 гг. насчитывалось около 25 видов различных льгот регионам. В связи с тем, что льготы отличались бессистемностью и их использование не контролировалось, они, как правило, не давали ожидаемого эффекта. Однако вместо упорядочения федеральных льгот было принято решение об их отмене (исключения — свободные экономические зоны, районы экономических и других бедствий), что чревато негативным усилением различий социально-экономического положения регионов. Территориальная дифференциация налоговой политики (ставки, льготы) сохранилась и расширяется только у региональных властей.

Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетными ставками Центрального банка и предоставлением льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем. Они непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности. Таким образом, как уровень учетной ставки, так и льготы по кредиту сказываются на состоянии экономики регионов.

Одна из главных функций кредита - перераспределение капиталов в хозяйстве, их перелив не только из одних отраслей, но и регионов в другие. Различают несколько форм кредита: коммерческий (кредитование одного хозяйственного субъекта другим), банковский, государственный и др. При государственном кредите заемщиком выступает государство, а кредиторами - банки, другие кредитные учреждения, население, иностранные юридические и физические лица. В России образовался огромный государственный долг, и он только возрастает из-за форсированного выпуска государственных кредитных обязательств (ГКО) и других ценных бумаг вследствие огромных процентов, взимаемых за них коммерческими банками. Свои ценные бумаги пытаются реализовывать и некоторые региональные администрации.

Регулирование цен в основном производится на уровне регионов-субъектов Федерации (цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания и т. д., а также тарифы пассажирского транспорта и связи), федеральное законодательство по вопросам ценообразования относится преимущественно к акцизным товарам, прежде всего алкогольным напиткам и ювелирным изделиям. Усиливаются меры по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители, а также на железнодорожные перевозки грузов, сильное воздействие государства испытывают тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Региональное развитие регулируется на трех уровнях — федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов Федерации) и местном (муниципальном), причем последние два уровня играют главную роль (табл. 4.1).

В практике регулирования обычно различные методы — административные и экономические, прямые и косвенные - сочетаются в зависимости от объекта, цели и задач регулирования, а также полномочий органов управления и специализации территорий.

Комплексный, комбинированный характер регулирования относится ко всем его функциональным направлениям. Например, государственное регулирование инвестиционной деятельности — важнейшей для воздействия на региональное развитие — обеспечивается федеральными и региональными органами власти в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности государством определяются льготные условия. Решения по государственным инвестициям из федерального бюджета принимаются законодательными органами Российской Федерации на основе прогнозов ее экономического и социального развития, схем развития и размещения производительных сил и целевых комплексных программ с учетом бюджетных возможностей.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе социально-экономических и экологических прогнозов и программ с учетом природно-ресурсного потенциала регионов. Инструментами регулирования использования и охраны природных ресурсов и естественной среды являются: договоры и лицензии на комплексное природопользование; лимиты на природопользование; меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды; нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней шума и вибрации, магнитных полей, радиационного воздействия, применения ядохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимой нагрузки на окружающую природную среду; система штрафов за нарушение природоохранного законодательства

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Читайте также: