Исполнение налогового обязательства физического лица признанного безвестно отсутствующим

Опубликовано: 13.05.2024

Статья 51 НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица является существенным элементом общего правового режима уплаты налогов и связано в числе прочих мер с гражданско-правовым оформлением акта, подтверждающего вышеназванный факт.

Согласно пункту 1 обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Если обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица, то степень ответственности налоговых органов при исчислении налогооблагаемой базы для уплаты соответствующих налогов и сборов повышается.

Лицо, уполномоченное органами опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, принимает на себя налоговые обязательства и должно быть дополнительно защищено от возможного причинения ему имущественных убытков со стороны налоговых органов.

С соответствии с пунктом 2 обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

При применении правил перечисленных в пункте 2 статьи 51 НК РФ, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

- недееспособным лицо признается судом общей юрисдикции вследствие того, что оно не может понимать значение своих действий или руководить ими. Над таким физическим лицом устанавливается опека. От имени лица, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (статья 29 ГК РФ) (Приложение №2);

- опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным, в течение месяца с того момента, когда стало известно о необходимости установления опеки.

В свою очередь органы опеки и попечительства, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и аналогичные учреждения обязаны сообщать об установлении опеки над недееспособным, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

Опекун (наряду с выполнением других своих обязанностей) уплачивает налоги и сборы, пени и штрафы (на день признания лица недееспособным) в том же порядке, что и лицо, уполномоченное управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Если лицо в установленном порядке признается лишь ограниченно дееспособным (статья 30 ГК), то это никак не влияет на регламентацию его прав и обязанностей по налогам и сборам - оно продолжает их платить в обычном порядке.

Пункт 3 закрепляет случаи, когда приостанавливается исполнение обязанности по уплате налогов. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) физического лица, признанного недееспособным (или безвестно отсутствующим), приостанавливается, если:

- у такого лица недостаточно денежных средств (при этом имеются в виду, как наличные, так и безналичные денежные средства);

- у такого лица полностью отсутствуют денежные средства.

Решение об этом принимает налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика. Решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и доводится до сведения налогоплательщика и его представителей.

В соответствии с пунктом 4 лица, на которых в соответствии возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков. Указанные лица при исполнении обязанностей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.

Необходимо отметить, что ранее исполнение обязанности по налогам и сборам безвестно отсутствующих и недееспособных лиц осуществлялась без начисления процентов за просрочку уплаты налогов. Федеральным законом №137-ФЗ с 1 января 2007 года такое положение отменено.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Недееспособным лицо признается судом общей юрисдикции.

Порядок принятия судом решений о признании гражданина недееспособным

Должное правовое регулирование и возможность осуществлять эффективный контроль в налоговых отношениях, связанных с выплатой налогов, гарантирует соблюдение прав, а также интересов участников публичных и частных отношений. Это, в свою очередь, влияет и на их баланс.

Поэтому актуальным является определение меры прогнозируемого поведения налогоплательщика по исполнению обязанности выплаты налогов, при которых эта обязанность считается соблюденной, в том числе и касаемо исполнения обязанностей, связанных с выплатой налогов физическими лицами, которые судом установлены, как безвестно отсутствующие либо недееспособные.

Дееспособность физического лица напрямую связана с его способностью понимать значение выполняемых им действий, а также ими руководить и предвидеть определённые последствия их выполнения.

ГПК России презюмируется дееспособность лица - это означает, что лицо может быть признано недееспособным только в порядке особого судебного производства дела, с момента вступления решения в силу.

С момента признания недееспособным лицу должен быть назначен опекун, совершающий от его имени все необходимые сделки и действия, связанные с ними, при этом он несет ответственность, предусмотренную законом за свои действия (как опекун), а также за тот вред, который причинен недееспособным.

Законодательство различает недееспособность нескольких видов:

  • Возрастную;
  • возникшую вследствие психического расстройства;
  • частичную (такая недееспособность ограничивает некоторый ряд прав и возложенных на гражданина обязанностей).

Основание, а также процедура, по которой гражданин может признаваться недееспособным, закреплена в ГПК России, в том числе и положениями ст. 29 ГК РФ установлено требование к такой процедуре, как признание физического лица недееспособным, только в судебном порядке.

Это означает, что судом устанавливается совокупность юридических и медицинских критериев, при которых становится возможным определить недееспособность лица. Правила и процедуру признания лица недееспособным, содержат положения ст.ст. 281-286 ГПК России.

После подачи заявление судья при подготовке дела назначает судебно-психиатрическую экспертизу (СПЭ), с целью определения психического состояния гражданина ст. 283 ГПК РФ. Доказательства, которые необходимы для вынесения окончательного решения по недееспособности, должны быть предоставлены суду дополнительно. В обязательном порядке предоставляются следующие документы:

  • заключение СПЭ;
  • документы о том, что гражданин состоит на учете в психиатрическом диспансере;
  • справки из медицинского учреждения;
  • справка МСЭК;
  • доказательства о том, что гражданин не может руководить своими действиями и понимать их значение.

Судебный порядок производства такой категории дел требует, чтобы в судебных заседаниях присутствовали представители органов опеки и попечительства, а также прокурор.

Случаи исполнения налоговой обязанности другим лицом

Положения налогового законодательства предполагают возможность исполнение налоговой обязанности другими лицами только в некоторых случаях:

  • если погашается задолженность по имущественным налогам наследниками;
  • при выплате налога налоговыми агентами;
  • когда взыскивается недоимка, пени и штрафы, которые числятся за дочерними обществами. Указанные суммы взыскиваются с основных обществ;
  • при погашении остатков задолженности по налогам учредителями ликвидируемой компании;
  • если ее исполняет правопреемник реорганизованного юридического лица;
  • при назначении уполномоченным органом опеки лица, которое управляет имуществом безвестно отсутствующего;
  • в случае назначения (опекуна) для лица, признанного недееспособным (частично недееспособным) в судебном порядке. Исполнение опекуном налоговой обязанности происходит за счет денег недееспособного гражданина;
  • если лицо не достигло совершеннолетия, обязанность исполняется законными представителями (родителями).

Налоговое законодательство также обязывает доверительного управляющего имуществом, кроме обязательств по уплате налогов, которые возникли на день признания лица недееспособным или безвестно отсутствующим уплачивать их еще и в течение всего периода времени после такого признания.

Это означает, что, выступая в качестве представителя безвестно отсутствующего либо недееспособного, доверительный управляющий должен полностью исполнять возложенные на субъект налоговыми отношениями обязанности по уплате за него налогов.

Обязанности по уплате налоговой обязанности лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, безвестно отсутствующего физического лица

Из положений пункта 1 статьи 51 НК РФ обязанность уплачивать налоги и сборы физ. лица, которое судом признано безвестно отсутствующим, должно выполнять лицо, наделенное правом управления его имуществом по решению органов опеки и попечительства.

Положения статей 42 - 45 ГК России устанавливает правила, по которым заявление о признании лица безвестно отсутствующим может быть подано в суд, если о гражданине на протяжении года в месте, где он проживал, отсутствуют сведения.

Все имущество лица безвестно отсутствующего при выявлении необходимости постоянно им управлять, должно быть передано лицу, которое определено органом опеки и попечительства. В этом случае доверительный управляющий должен действовать по договору о доверительном управлении, который заключается с указанным органом.

Доверительный управляющий наделяется обязанностью оплачивать всю не выплаченную сумму налогов (безвестно отсутствующим лицом) без начисления процентов, в том числе и пени и штрафов, которые причитаются на день, когда лицо признано безвестно отсутствующим.

Средства, за счет которых происходит выплата, принадлежат лицу признанному безвестно отсутствующим. Налоговый орган уполномочен предоставлять отсрочку, в том случае, если денежных средств для вышеуказанных выплат недостаточно.

В случае, когда судом отменено решение о признании лица безвестно отсутствующим, отменяется и управление имуществом этого гражданина.

Неявка безвестно отсутствующего лица на протяжении 5 лет является основанием объявить его умершим в судебном порядке.

В этом случае после регистрации акта гражданского состояния о его смерти возникают наследственные правоотношения.

Обязанности по уплате налогов и сборов опекуна физического лица, признанного недееспособным

Исходя из положений пункта 2 статьи 51 НК России, обязанностью уплачивать налоги, а также сборы физ. лица, которое является недееспособным, наделяется его опекун. Для этого используются денежные средства, принадлежащие недееспособному, в размере суммы неуплаченных налогов и сборов, в том числе штрафов и пеней.

Налоговое законодательство не определяет специальный порядок для исполнения налоговой обязанности опекуном лица, признанного недееспособным частично.

В тех случаях, когда возникает вопрос, связанный с опекой и попечительством над детьми, которые остались без попечения родителей, такие отношения регулируются семейным законодательством РФ, а также Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ.

Исходя из положений статьи 148.1 Семейного кодекса РФ неимущественные права, а также обязанности опекуна в рамках указанных отношений определяются гражданским законодательством, а также законом N 48-ФЗ.

Положения статьи 15 указанного закона требуют от опекуна или попечителя ежегодного предоставления в орган опеки письменного отчета за прошедший год об использовании, управлении, а также хранение имущества подопечного.

Это означает, что отчет опекуна должен содержать полную информацию о месте, где хранится имущество, о том, что было приобретено взамен отчужденного имущества, о доходах, которые получены от управления имуществом, обо всех расходах и т. д.

Все указанные в отчете сведения о сделках, либо юридически значимых действиях, которые касаются имущества подопечного, должны быть подтверждены документально.

В том случае, когда указанные в статье 51 НК РФ лица, на которых возложено исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, привлекаются в связи с вышеуказанными обязанностями к какому-либо виду ответственности за совершение налогового правонарушения, они не имеют права выплачивать штрафы, предусмотренные налоговым кодексом за счет имущества того лица, которое признанно недееспособным либо безвестно отсутствующим.

Приостановка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующим или недееспособным лицом

Нехватка денежных средств физического лица, которое судом было признано безвестно отсутствующим, либо недееспособным для того, чтобы исполнить обязанность по выплате налогов и сборов, в том числе пени и штрафов дает основания налоговому органу приостановить исполнение указанных обязанностей, путем вынесения соответствующего решения.

Исходя из понимания законодательных норм, которые применяются при вынесении решения о лишении дееспособности лица - это не безвозвратно. Когда отпадают основания, в силу которых лицо было признано недееспособным, суд выносит решение о дееспособности лица. Такое решение будет основанием для отмены установленной опеки над ним.

В то же время, явка лица, которое было признано безвестно отсутствующим, либо обнаружение место его пребывания, является основанием для отмены решение суда. И, как следствие, отменяется и управление имуществом такого лица.

Вышеуказанные действия являются юридически значимыми для отмены приостановления исполнения обязанности по выплате налогов и сборов, и такая обязанность возобновляется с момента принятия указанного решения.

Права и обязанности безвестно отсутствующего или недееспособного лица

Законодательство России определяет понятие полной, а также частичной дееспособности, либо недееспособности лиц. Это направлено на присвоение гражданину соответствующих прав и обязанностей.

Те лица, на которые в соответствии с положениями статьи 51 НК РФ возложены обязанности касаемо уплаты налогов и сборов физ. лиц (недееспособных, либо безвестно отсутствующих), пользуются предусмотренными налоговым кодексом всеми правами и исполняют (несут) обязанности, установленные для налогоплательщиков, а также плательщиков сборов.

Вышеуказанные права и обязанности определяются с учетом особенностей, которая предусмотрены данной нормой права (ст. 51 НК России).

Если гражданин отсутствует в месте его постоянного жительства и в течение года нет сведений о том, где он пребывает, он может быть признан судом безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ).

гражданин отсутствует в постоянном месте жительства не менее 1 года;

никто не может сказать, где гражданин находится, и о нем нет никаких сведений;

принимались меры к установлению местонахождения гражданина, но результатов не дали.

Признание лица безвестно отсутствующим или недееспособным осуществляется судом в порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие последствия: право собственности на имущество не прекращается, и в случае необходимости его имущество на основании решения суда передается в доверительное управление.

Согласно п. 1 ст. 51 НК РФ, доверительный управляющий обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также пени и штрафы, причитающиеся на день признания гражданина безвестно отсутствующим.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ. Над ним устанавливается опека и от его имени сделки совершает его опекун.

Согласно п. 2 ст. 51 НК РФ, опекун лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сборов) сумму налогов или сборов, а также пени и штрафы, причитающие на день признания лица недееспособным. Исполнение данной обязанности осуществляется за счет имущества недееспособного.

При недостаточности или отсутствии денежных средств или имущества безвестно отсутствующего или недееспособного для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), пеней и штрафов налоговый орган принимает решение о приостановлении исполнения данных обязанностей.

В случае, если отпадут основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, суд выносит решение о признании его дееспособным, и на основании этого решения отменяется установленная над гражданином опека. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влекут отмену решения суда о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого лица. При принятии решения об отмене признания лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

Реорганизация является способом прекращения юридического лица, при котором права и обязанности реорганизуемого лица переходят к другим лицам (ст. 62 ГК РФ).

Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация происходит в форме разделения или выделения и осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Учитывая, что при реорганизации юридического лица происходит правопреемство, вместе с другими обязанностями по передаточному акту или разделительному балансу к юридическому лицу, являющемуся правопреемником, переходят и налоговые обязательства реорганизованного юридического лица. Исключение составляет реорганизация в форме выделения, так как в п.

Обязанности по уплате налогов переходят к правопреемнику в том виде, в каком они существовали у реорганизованного юридического лица. Поэтому сроки исполнения и объем первоначальных налоговых обязанностей остаются прежними, а имеющиеся у реорганизованного юридического лица суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (сборов), пеней и штрафов подлежат зачету либо возврату по заявлению юридических лиц-правопреемников в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по уплате налогов (сборов), пеней и штрафов сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (сборов), пеней и штрафов подлежит возврату его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником соответствующего заявления. При этом сумма излишне уплаченного или излишне взысканного налога (сбора), пеней и штрафов возвращается правопреемникам реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Ликвидация является способом прекращения юридического лица, без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной и принудительной (ст. 61 ГК РФ).

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия размещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.

В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации- налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой в соответствии со ст. 49 НК РФ.

П. 1 ст. 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 49 НК РФ, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

П. 4 ст. 49 НК РФ установлено, что суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном НК РФ.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика- организации.



1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
• в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях - и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора".
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов - обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
- удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
- уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
- взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
- исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
- списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
- погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

СТ 51 НК РФ.

1. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.

Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

2. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

3. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.

При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

4. Лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящей статьей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные настоящим Кодексом, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при исполнении обязанности по уплате страховых взносов.

Комментарий к Ст. 51 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена исполнению обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующим или недееспособным физическим лицом.

В силу пункта 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В частности, действия, связанные с уплатой налога (сбора), производятся за налогоплательщика (плательщика сбора) иным уполномоченным лицом в предусмотренных ст. 51 НК РФ случаях.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи, обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять его имуществом, которое обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы.

Признание физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 42 - 45 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Имущество безвестно отсутствующего гражданина при необходимости постоянного управления им передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Доверительный управляющий обязан без начисления процентов уплатить всю не уплаченную безвестно отсутствующим сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим. В случае, если денежных средств недостаточно для исполнения налоговой обязанности, налоговым органом может быть предоставлена отсрочка.

Суд отменяет решение о признании лица безвестно отсутствующим в случае явки или обнаружения его места пребывания. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина. Если лицо, признанное безвестно отсутствующим, не является в течение пяти лет, то оно может быть объявлено судом умершим, что влечет за собой регистрацию соответствующего акта гражданского состояния и возникновение отношений, связанных с наследством.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица в размере всей неуплаченной суммы налогов и сборов, а также пени и штрафов.

Дееспособность физического лица связана с определенными качествами гражданина: способностью понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения. Эти качества зависят не только от возраста, но и от состояния психики. Поэтому, если физическое лицо не может правильно оценивать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, оно может быть признано судом недееспособным.

Согласно ст. 29 ГК РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. С этого момента от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

Согласно ст. 30 ГК РФ, гражданин может быть признан также ограниченно дееспособным, если он вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над частично дееспособным гражданином устанавливается попечительство. Однако такой гражданин, в отличие от полностью недееспособного лица, самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. НК РФ не устанавливает специальный порядок исполнения налоговой обязанности за лицо, признанное частично недееспособным.

Опека и попечительство, согласно ст. 31 - 33 ГК РФ, устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Органами опеки и попечительства, согласно ст. 34 ГК РФ, являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены такими полномочиями.

Порядок принятия судом решений об ограничении дееспособности гражданина и признания его недееспособным установлен гл. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ). Ст. 281 ГПК РФ определяет лиц, уполномоченных подавать в суд заявление об ограничении дееспособности или о признании гражданина недееспособным, к которым, например, относятся члены его семьи, органы опеки и попечительства, медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь. Ст. 282 ГПК РФ устанавливает содержание заявления об ограничении дееспособности или о признании гражданина недееспособным, а ст. 283 ГПК РФ определяет порядок назначения экспертизы для определения психического состояния гражданина.

Вопросы опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются также Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", который регулирует отношения, связанные с опекой и попечительством в отношении не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан и признанных судом недееспособными граждан. В отношении таких граждан назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Согласно ст. 148.1 Семейного кодекса РФ, имущественные права и обязанности опекуна или попечителя определяются гражданским законодательством, а также Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Согласно ст. 15 указанного Закона, опекун или попечитель ежегодно представляют в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Читайте также: