Политика инвестиционная налоговая социальная активная антимонопольная маркетинговая

Опубликовано: 26.04.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:


Основные подходы в России и за рубежом

Мониторинг цен и борьба с их необоснованным завышением

ЕС. Европейская конкурентная сеть (European Competition Network, ECN) в своем руководстве напомнила производителям, что им позволено включать максимальные цены в условия контрактов. Члены ECN в документе „Temporary Framework for assessing antitrust issues related to business cooperation in response to situations of urgency stemming from the current COVID-19 outbreak“ выразили чрезвычайную обеспокоенность из-за практики несправедливого ценообразования как результата картельного сговора или злоупотребления доминирующим положением. Во время эпидемиологического кризиса такие формы антиконкурентного поведения наиболее распространены, особенно в фармацевтическом секторе.

Для сведения
Руководство European Competition Regulators Publish Guidance on COVID-19 Enforcement Policies and UK Amends Competition Legislation можно найти на сайте gibsondunn.com.

Иные страны. Во Франции, Греции, Испании и Китае поставщики и дистрибьюторы масок, перчаток, антисептиков и других медицинских принадлежностей попали под антимонопольный контроль за рынками с признаками неоправданного завышения цен. В Китае более 4500 компаний оштрафованы за слишком большие цены на медизделия и продукты питания [1].

Контроль за введением потребителей в заблуждение и недостоверной рекламой

Выявление и пресечение «кризисных» картелей и злоупотребления доминирующим положением

ЕС. Евросоюз неохотно предоставляет изъятия из законодательства о конкуренции в связи с COVID-19. Антимонопольные органы стран — участниц ЕС выпустили совместное заявление от 23.03.2020 [4], поспешив заверить, что не станут активно вмешиваться в необходимые и временные меры бизнеса, принятые во избежание товарного дефицита или трудностей в транспортно-логистической области. Иными словами, антикартельные нормы не будут применяться, когда сотрудничество направлено на благо общества. Однако действия компаний, стремящихся неправомерно воспользоваться своей рыночной властью с помощью картеля или злоупотребления доминирующим положением, будут пресекаться, даже если это лишь временные меры, обусловленные чрезвычайной ситуацией.
Кроме того, ЕС подчеркивает, что программа освобождения от ответственности за сообщение об участии в картеле продолжает применяться вне зависимости от чрезвычайной ситуации [5].

Великобритания. CMA указал, что конкурентам дозволено предоставлять информацию о складских запасах, цене и условиях поставки. Однако подчеркнул, что дальнейшее согласование цен, взимаемых с поставщиков или конечных потребителей, все еще строго запрещено.

Проявленная гибкость в антимонопольном регулировании не дает компаниям права участвовать в сговорах, которые могут навредить потребителям. Как отмечает CMA, все так же не допускаются: обмен между конкурентами коммерчески важными сведениями о ценовой политике или используемых бизнес-стратегиях без насущной необходимости; отказ мелким конкурентам в сотрудничестве по обеспечению безопасности поставок; сговор между предприятиями, нацеленный на смягчение неблагоприятных коммерческих последствий от падения спроса путем искусственного поддержания высоких цен в ущерб интересам потребителей; координация действий между предприятиями, которая фактически не нужна и неоправданна, например в части распределения товаров или услуг в сферах, не затронутых пандемией.

Иные страны. Антимонопольное ведомство Японии проводит расследование по подозрению фармацевтического оператора Kokumin в незаконном «связывании» продуктов, а именно масок для лица с другими медицинскими изделиями.

Допустимое поведение конкурентов для борьбы с последствиями пандемии

  • уместны и необходимы для предотвращения дефицита или обеспечения безопасности поставок;
  • отвечают общественным интересам;
  • приносят пользу потребителям;
  • направлены на решение ключевых проблем, возникших из-за пандемии;
  • не продлятся дольше, чем требуется для решения критически важных вопросов.

Примеры

В марте Минюст США поддержал объединение усилий дистрибьюторов (McKesson Corporation, Owens & Minor Inc., Cardinal Health Inc., Medline Industries Inc. и Henry Schein Inc.) по реализации проекта „Airbridge“, направленного на ускорение темпов и расширение производства, улучшение снабжения и распространения средств индивидуальной защиты в условиях пандемии [9].

Еще один пример — совместные исследования фармацевтических компаний Pfizer и BioNtech по разработке вакцины против COVID-19.

ЕС. Ассоциация Eurocommerce высказалась о возможном ослаблении антимонопольного регулирования для того, чтобы позволить розничным предприятиям свободно взаимодействовать друг с другом. В ответ на это ECN указала, что никакого приостановления действия законодательства не последует, однако это не исключает совместной деятельности, если она эффективна, полезна и не устраняет конкуренцию.
Еврокомиссия готова в исключительных случаях предоставить компаниям письмо-рекомендацию (comfort letter) в отношении конкретных проектов сотрудничества, которые необходимо быстро реализовать для борьбы с COVID-19, особенно если не совсем понятно, совместимы ли такие инициативы с законодательством ЕС о конкуренции.

Иные страны. Антимонопольный орган Исландии временно, до 30 апреля 2020 г., освободил представителей туристического сектора (турагентов, отели и туроператоров) от применения к ним антикартельных норм. Компаниям разрешается сотрудничать в поиске способов, как снизить число отмененных рейсов и повысить спрос на исландский туризм, но не допускается совместное обсуждение ценообразования и условий ведения бизнеса [10].

Изменение порядка согласования сделок слияния

Дополнительные меры, принятые в России

Государственные органы, в том числе Минфин и ФАС России, приняли оперативные меры в связи с распространением COVID-19.

1. Заседания комиссий ведомства откладывались на максимально возможные сроки, однако по делам, не терпящим отлагательства, организован дистанционный формат рассмотрения. То же касается комиссий по обжалованию закупок, если они не касаются гостайны.

2. Отменялись плановые проверки, а число внеплановых ограничивалось случаями угрозы жизни и здоровью граждан.

3. Не менее чем на три месяца предоставлялись отсрочки по уплате штрафов. Например, ФАС России приняла решение рассрочить исполнение постановления о наложении на ООО «Глобалмедтех» и ООО «Дагмедтехника» административного штрафа, составившего более 47 млн руб., за картель на торгах.

4. Упрощены правила осуществления закупок, изменен порядок применения штрафных санкций за неисполнение контракта, поскольку поставщик вправе требовать освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени) в связи с пандемией.

Общие особенности антимонопольного регулирования

Можно отметить общие для разных стран тенденции антикризисного антимонопольного регулирования.

1. Мониторинг цен — наиболее распространенная сейчас профилактическая практика. Она способствует эффективному выявлению и пресечению недобросовестного манипулирования ценообразованием в отношении товаров, наибольшая доступность которых должна быть обеспечена в текущих условиях. С помощью этого инструмента как в России, так и за рубежом на общественно значимых рынках стабилизируется ценовая политика, направленная на защиту самого уязвимого сегмента — потребителей.

2. Тщательное расследование сговоров в продовольственных и фармацевтических отраслях препятствует неправомерному обогащению компаний в период кризиса. Однако наиболее инновационные меры касаются разработки перечня случаев, когда сотрудничество конкурентов может признаваться допустимым. Фактически государство передает бизнесу инструменты, с помощью которых можно удовлетворить потребительский спрос и смягчить последствия пандемии.

В России антимонопольные органы пока не предусмотрели подобных изменений. Хотя целесообразно было бы по аналогии с некоторыми государствами допустить сотрудничество конкурентов в сфере фармацевтических исследований (разработка вакцины), а также в розничном секторе во избежание дефицита (производство масок). При этом российскому бизнесу будет непросто доказывать обоснованность такого горизонтального сотрудничества, и надо четко обозначить критерии допустимости совместной деятельности. Предварительное согласование форм горизонтального сотрудничества с антимонопольным органом позволяет компаниям обезопасить себя от рисков нарушения законодательства о конкуренции.

3. Приостановление согласований сделок слияний и поглощений в зарубежных странах — закономерная реакция антимонопольных органов, связанная с тем, что усложнилось взаимодействие с хозяйствующими субъектами. Однако это может отрицательно сказаться как на внутренних взаимоотношениях сторон сделки из-за вынужденных задержек и возникшей неопределенности, так и на финансовой составляющей. Следует отметить, что в России подобные меры к сделкам экономической концентрации не применялись.

date image
2015-10-16 views image
4570

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Составьте предложения, используя приведенные ниже слова и модели их управления: игнорировать кого-что, возбудить что-л. в ком и у кого, возложить что-л. на кого-что, вознаградить кого за что, изобличать кого в чем, иммунитет к чему и против чего, инкриминировать кому что, одержимый чем, привилегии кому и для кого, разувериться в чем, реакция чего на что, сочувствие кому-чему и к кому-чему, спрос на кого-что, уподобиться кому-чему в чем, обеспокоиться чем.

2. Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существительное + прилагательное) со словами:

роль, значение, внимание, интерес, решение, приговор, упрек, требование, пари, победа, поражение, волнение, ущерб, дискуссия, референдум.

3. На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

политика: инвестиционная, налоговая, социальная, активная, антимонопольная, маркетинговая, монетарная .

оппозиция: политическая, непримиримая, легальная .

служба: миграционная, налоговая, кремлевская, городская .

власть: федеральная, региональная . опыт: политический .

климат: инвестиционный .

предприятие: убыточное .

С какими глаголами могут сочетаться приведенные слова?

4. Составьте предложения со следующими словами, обращая внимание на различия в их сочетаемости:

эффектный – эффективный, будний – будничный, отборный – отборочный, отображение – отражение, забота – заботливость, дипломатический – дипломатичный, воинственный – воинствующий, цветной – цветовой, криминальный – криминогенный, экономный – экономический – экономичный.

5. Сравните сочетания слов-паронимов и составьте предложения с этими словосочетаниями:

надеть (на себя) пальто – одеть ребенка, сделать что-л. нарочно – вести себя нарочито вызывающе, предоставить слово и представить картину происшествия.

6. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.

Демонстративный материал, методологическая литература, оборонительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить признание, снискать ключ, снискать средства к жизни, сыскать дорогу домой, одеть шляпу, предоставить в дирекцию отчет, водяные растения.

7. Дополните следующие слова так, чтобы получились правильные словосочетания. Составьте с ними предложения.

8. Какие словосочетания кажутся вам ошибочными? Почему? Проверьте свои выводы по словарю.

Мемориальный памятник, ностальгия по родине, свободная вакансия, ноябрь месяц, опытный ветеран, веселый инцидент, единственная ахиллесова пята.

9. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях (задание составлено по материалам прессы, радио- и телепередач):

Это был исключительно криминальный человек: он не занимался ни политикой, ни крупным бизнесом.

Российская армия формирует в освободившихся районах отделения милиции из жителей прилегающих к Чечне областей; эти люди хорошо знают менталитет местности.

Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику!

Людей, приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине.

Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно богат и хлебосолен.

Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.

Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений.

Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.

Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи будет непросто.

Любая проверка – она играет на пользу предприятию, потому что предприятию всегда проще разобраться вместе с кем-то в том, что творится на предприятии.




В этой статье подводится резюме выступлениям сборной российских атлетов на Олимпиаде в Сиднее.

10. Найдите в периодике примеры употребления слова в несвойственном ему значении. Проверьте свои предположения и выводы по толковому словарю. Как вы думаете, с чем связаны обнаруженные вами лексические ошибки?

11. Найдите в словаре слова, у которых сформировались новые значения во второй половине XX века.

12. Найдите в словаре 10 пар слов-омонимов.

13. Сравните следующие словосочетания. Определите, какие значения выделенных слов в них представлены.

Деликатный человек – деликатный вопрос, товарный дефицит – дефицит бюджета, коричневое платье – партия коричневых, топливный кризис – кризис общества, потомственный дворянин – потомственный музыкант, нейтральные страны – нейтральное вещество, партнер в танце – экономический партнер.

14. Пользуясь толковым словарем и критериями выделения агнонимов, найдите 20 слов-агнонимов. Установите причины их агнонимичности.

15. Пользуясь толковым словарем, определите, правильно ли вы понимаете значения следующих слов:

венценосный, царедворец, мракобес, ариозо, анонсировать, неофит, плутократия, буланый, бороновать, деградация, реанимация, консенсус, тенденциозность, менталитет, кулуары, консилиум, толерантность, кворум, елей, пасека, борзописец.

16. Исправьте ошибки в следующих фрагментах газетных текстов. Объясните причины ошибок:

1) Находившийся во время инаугурации ресторана «Планета Голливуд» в Париже американский супермускул Стивен Сигал не погнушался заказать через Буржуа себе юную девочку (Моск. комсомолец. 1998, декабрь). 2) Китайцы решили сделать центральной фигурой новогоднего праздника не Санта-Клауса, а свою любимую Великую стену. Всю ночь она будет подсвечиваться иллюминацией, фейерверками и лазерами со спутников (Супертелескоп. 1999. №23). 3) Объединяет всех все та же номенклатурная страсть по кормушке. Вот они их стараниями и процветают взамен цивильных правил конкуренции, бизнеса (Невское время. 1994, март). 4) Их семнадцать героев только что закончившегося чемпионата. Среди них и ветераны всех четырех первенств, и дебютанты (Советский спорт. 1993, апрель). 5) Этому событию российской жизни довлеет торжественность и неординарность. Никогда еще за многовековую историю самодержавной России в ней не было общенародных выборов первого лица государства (Невское время. 1996. № 148). 6) Поднятый в публикации вопрос о реагировании милиции на заявления и сообщения граждан о преступлениях очень актуален. Главное управление внутренних дел придает этому вопросу самое пристальное внимание (АиФ. 1995. № 40).

17. Определите, на чем основана языковая игра в следующих текстовых фрагментах:

1) Томашевский и Серман гуляли в Крыму. Томашевский рассказывал: «В тридцатые годы здесь была кипарисовая аллея. Приехал Сталин. Стал жить здесь на даче. Охрана решила, что за кипарисами могут спрятаться диверсанты. Кипарисовую аллею вырубили. Начали сажатьэвкалиптовые деревья. К сожалению, они не прижились. »

– И что же в результате?

– Начали сажатьагрономов (Довлатов С. Записные книжки).

2) Шмидт чист и весел в сердце. Его ум, талант и энциклопедизм были бы выдающимися и без особых душевных достоинств, но вместе с ними мой собеседник полон восхитительного обаяния и детской ясности. Так и хочется обратиться к нему: «Сигурд Оттович, Ваша светлость. » (Комс., правда. 1997. 11 декабря).

3) Массыбывают разные: сырковые с изюмом, пластические, воздушные и многие-многие другие. Между тем в особом почете выражение народные массы.

Словарь В. Даля так трактует слово масса: «вещество, тело, материя; толща, совокупность вещества в известном теле, вещественность его». Словарь русского языка более красноречив: «Тестообразное, бесформенное вещество, густая или полужидкая смесь чего-либо».

Скорее всего, именно бесформенным веществом представляли и представляют себе советские и многие российские начальники простой народ, когда возникает необходимость с ним общаться (АиФ. 1996. №21).

4) «Посмотрите на мои "бисквиты"», – с гордостью приглашает хозяин дома, увлеченный коллекционер.

Разумеется, вы сразу догадались, что показывать будут не пирожные и не что-либо еще съедобное. Конечно, вы знаете, что бисквит– это особая техника изготовления фарфоровых изделий. Бисквит– это фарфор, но особенный, не облитый глазурью (Домовой. 1996. № 5).

5) Характерен первый анекдот про наше правительство. Звучал он так: первое правительство как картошка: либо зимой съедят, либо весной посадят (Гайдар Е. Дни поражений и побед).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Геккина Е. Н. Обвальный // Русская речь. 1993. № 5.

Геккина Е. Н. Номенклатура и челноки // Русская речь. 1996. № 6.

Дерибас В. М. Подснежник // Русская речь. 1999. № 2.

Дровникова Л. Н. Приоритет и альтернатива//Русская речь. 1998.

Зеленин А. В. «Аппарат, аппаратчик. «//Русская речь. 1998. №4.

Золотова Г. А. О слове и деле // Русская речь. 1992. № 1.

Иванова О. Е. Контекст: слово в языке // Русская речь. 1994. № 3.

Клушина Н. И. Два противоположных значения в одном слове // Русская речь. 1997. № 3.

Клушина Н. И. Как некоторые слова «ухудшают» свои значения // Русская речь. 1998. № 3.

Колесников Н. П. Языковые стразы на газетной полосе // Русская речь. 1999. №2.

Лазуткина Е. М. Подбираем слова // Русская речь. 1995. № 1.

Литвиненко А. Н. Воскрешение слова // Русская речь. 1991. № 6.

Мирецкий А. Л. Новое значение слова структура // Русский язык в школе. 1993. №4.

Муравьева Н. М. Загадочный «синопсис» // Русская речь. 1998. №2.

Пухаева Л. С. Полисемия в языке и тексте // Русский язык в школе. 1994. №3.

Ревенская Н. А. «Приглашаются писатели самых высоких кондиций» // Русская речь. 1998. № 3.

Сычев А. С. От одного поколения к другому // Русская речь. 1992. №6.

Хан-Пира Э. Знаковая фигура и культовый боевик // Русская речь. 1999. №2.

Хан-Пира Эр. В треугольнике: логика – язык – речь // Русская речь. 1999. № 5.

Хан-Пира Эр. Подвижка с подпиткой и всплеск с проработкой // Русская речь. 1991. № 3.

Сущность антимонопольной политики

С начала 90-х лет проблемы монополизации стали остро, поскольку без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР получился целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущение усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В условиях рыночной трансформации экономики вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотребления рыночной властью монополистических структур является особенно актуальным. Создание конкурентной среды, защита законных интересов предпринимателей и потребителей, регулирование деятельности монополий способствуют формированию цивилизованных рыночных отношений, повышению эффективности функционирования национальной экономики, выступая одной из важнейших составляющих антимонопольной деятельности государства.

Процесс монополизации национальной экономики имеет существенные негативные социально-экономические последствия. Однако, имеют место и позитивные моменты. Вследствие присвоения высоких доходов монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию персонала. Эффект «масштаба производства» крупных предприятий дает возможность им производить более дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризиса, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.

Современная экономическая теория различает понятия «монополия» и понятие «крупное предприятие», даже если оно имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией следует считать только то предприятие, которое использует рыночную власть – диктует цены, объем товаров на рынке, разрушает открытую конкуренцию. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотреблений их монопольным положением государство проводит антимонопольную политику.

Принципы антимонопольной политики

Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:

  • свобода экономической деятельности;
  • свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;
  • дифференциация и защита личных и общественных интересов;
  • поощрение отношений конкуренции;
  • предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;
  • специализация регулирования природных и государственных монополий.

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям. Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие страны: объемы производства продукции; производительность труда; цены, прибыль предприятий и их налоговые отчисления; объемы инвестиций; темпы экономического роста; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояние потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также обеспечивать экономический рост в целом, решение социальных, экологических и других проблем.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Формы борьбы с монополиями

Существуют две основных формы борьбы с монополиями: предупреждение создания монополий и ограничение использования монопольной власти.

Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут принудить предприятие, которое доминирует на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этой поставке было противозаконно отказано. Все их решения обязательные для выполнения, в противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат проверке государственными судами.

Антимонопольное законодательство России отвечает мировым требованиям, но при этом было бы желаемым введение, на примере антимонопольной практики других стран, жесткого контроля за выполнением данного законодательства. Это одно из самых «больных» мест в государственно-правовой структуре: принимаются законы, но ввод их в жизнь или постоянно получает отсрочку, или его вообще не происходит.

Рассмотрим правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущение недобросовестной конкуренции и осуществление государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Для этих целей Закон определят такие понятия:

  • рынок товара (товарный рынок) – сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в границах которой определяется монопольное положение;
  • конкуренция, т.е. состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в каких нуждается потребитель;
  • монопольное положение, т.е. доминирующее положение предпринимателя, что дат ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным сознается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%;
  • монопольная цена – это цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
  • монопольная деятельность предпринимателя при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
  • монопольное образование (предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, которое занимает монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

  • навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не относятся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
  • ограничение или приостановка производства, а также изъятие с оборота товаров с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников поставки или сбыта с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
  • другие действия с целью создания препятствий доступа на рынок других предпринимателей;
  • установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:

  • запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-то сфере деятельности, а также установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
  • принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
  • принятие решений о централизованном распределении товаров, которое приводит к монопольному положению на рынке;
  • установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
  • предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей;
  • ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
  • установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

  • неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркирования товара, а также копирования формы, упаковывания, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
  • умышленное распространение явно ошибочных или неточных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;
  • получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации с целью нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

Относится ли понятие "джентельменское соглашение" к антимонопольном у регулированию?

Джентльменское соглашение – неофициальное, неформальное хозяйственное соглашение между предпринимателя ми, предусматривающее совместные действия с целью получения дополнительной (монопольной, спекулятивной) прибыли. Поскольку джентльменское соглашение не соответствует действующему законодательств у, оно не оформляется документом, существует как устная договоренность. Джентльменское соглашение заключается преимущественно между однотипными и относительно одинаковыми по размерам фирмами на короткий срок. Используется как инструмент ограничения деловой практики. Широкое распространение джентльменское соглашение получило во второй половине XIX в. с зарождением монополистических тенденций в экономике. Оно является основой простейших монополистических образований вроде пулов, рингов и др. С появлением антимонопольного законодательств а, которое поставило под государственный контроль официально зарегистрированные монопольные договоренности, джентльменское соглашение получает новое применение. С ее помощью создается самая опасная форма монопольного образования – тайный картель (в Германии их называют Fruhsti ckskartele – картели, созданные за завтраком). Существует опасность джентльменских соглашений между руководством фирм олигополистической отрасли. Предметом джентльменского соглашения является часть цены, товарные квоты, сферы влияния, заказы и т.д. Создание картелей запрещено антимонопольным законодательств ом большинства стран. Поэтому джентльменские соглашения – это попытка обойти закон. Однако судебное преследование участников заговора возможно, поскольку факт монопольного сговора может быть установлен по косвенным признакам, таким, как синхронное (в течение определенного времени, например, трех месяцев) повышение цен примерно на одинаковую величину, создание препятствий для проникновения в отрасль новых фирм.

Антимонопольный комплаенс: понятие, проблемы антимонопольного комплаенса

«Антимонопольный комплаенс»- совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

На сегодняшний день руководители компаний, крупных холдингов, понимают, что антимонопольный комплаенс – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса.

Антимонопольный комплаенс недавно закрепили в законодательстве. Подход к нему добровольный, но компании часто не могут понять для чего им это необходимо.

Рассмотрим пример: организация для привлечения клиентов на сайте компании указывает не совсем правдивые показатели, стоимость услуг занижена, и, казалось бы, что ничего плохого в этом нет, но все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которая влечет за собой штраф.

Такие действия со стороны компании могут привести не только к материальным, но и к репутационным потерям.

Также это негативно может отразиться на компании, если она является активным участником государственных закупок.

Антимонопольный комлаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему.

Компания таким образом создает своеобразный внутренний антимонопольный орган, со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании.

Комплаенс помогает избежать конфликтов с государственными органами и колоссальных убытков.

Федеральная антимонопольная служба тоже заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс благоприятно влияет повышению правовой культуры организаций и снижает количество нарушений за счет их самоконтроля и таким образом снижает нагрузку на антимонопольные органы.

Внедрение антимонопольного комплаенса – одна из ключевых задач государства в свете развития конкуренции.

В марте 2020 года в российском антимонопольном законодательстве был узаконен институт антимонопольного комплаенса. В федеральном законе о защите конкуренции появилась новая ст. 9.1, посвященная системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, а также в ст. 4 было сформулировано определение системы соответствия.

Закон содержит следующие требования к антимонопольному комплаенсу:

- введение внутреннего регулирующего документа;

- публикация документа на сайте организации на русском языке;

- право на согласование документа в Федеральной антимонопольной службе России.

Очевидные плюсы появления данной статьи — это наличие собственного антимонопольного комплаенса, согласованного с ФАС, но компания должна оценить все риски.

Для этого необходимо начать с антимонопольного аудита. Это станет подготовкой к разработке комплаенса.

При подготовке антимонопольного комплаенса, необходимо:

  1. Определить требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации;
  2. Оценить риски компании исходя из антимонопольных требований;
  3. Оценить вероятность возникновения негативных последствий. Одной из главных проблем создания в компании антимонопольного комплаенса является то, что система комплаенса не ограничена только оценкой монопольных рисков и способами их снижения. Для системы комплаенс необходим целый набор механизмов: начиная от законодательства, заканчивая обучением сотрудников. Но компании постоянно задаются вопросами, кто должен проводить обучение и как часто надо обновлять политику компании в антимонопольной области.

Для создания эффективной системы комплаенс в компании необходимо организовать контроль для устранения и снижения выявленных в результате аудита рисков, разработать меры дальнейшего поддержания этой системы.

Но к сожалению, на данный момент не выработан единый подход к тому, как это организовать.

По моему мнению существует достаточно вспомогательных средств для подготовки и реализации антимонопольного комплаенса в компании.

На сегодняшний день помимо обязательных требований к антимонопольному комплаенсу, закон предусматривает возможность обратится в Федеральную антимонопольную службу для согласования проекта комплаенс-системы.

Кроме того, компании могут ориентироваться на международные стандарты, учитывать методические рекомендации по созданию системы внутреннего обеспечения соответствия антимонопольного законодательства, а также практические пособия по антимонопольному комплаенсу для бизнеса.

Но мы должны понимать, что создание комплаенс-системы в компании не является гарантией полной защищенности от правовых рисков.

Читайте также: