Налоговый аспект учетной политики рб

Опубликовано: 15.04.2024

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Заработная плата»
  • «Отдел кадров»
  • «Экология на предприятии»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления
  • Планирование и анализ хозяйственной деятельности
  • Управление затратами и их учет
  • Ценообразование
  • Налогообложение
  • Заработная плата
  • Юридическая консультация
  • Статистика, аналитика
  • Бюджетнику на заметку
  • Менеджмент
Все рубрики

Рубрика «Налогообложение»

И.М. КИНЦАК, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

Статья 62 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) определяет налоговый учет как осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета.

При этом ни НК, ни иные нормативные правовые акты не содержат требований о том, что организации должны составлять две учетные политики: одну — для целей бухгалтерского учета, другую — для целей налогового учета.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение № 62), учетная политика организации определяется как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Таким образом, при составлении учетной политики для целей налогообложения необходимо понимать, что это не отдельный документ, а составная часть всей учетной политики организации, которая утверждается одним приказом руководителя. Поэтому о налоговом аспекте учетной политики следует говорить, как об отдельном ее разделе.

Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, нет необходимости отражать в налоговом аспекте те моменты, которые уже отражены в положении по учетной политике и применимы для целей налогового учета.

В частности, п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-ХII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) установлено, что момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства — день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Один из методов определения момента фактической реализации устанавливается учетной политикой организации (приказом индивидуального предпринимателя) по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и изменению в течение календарного года не подлежит.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 1330-ХII) установлено, что в зависимости от учетной политики организации выручка от реализации отражается (доходы признаются полученными) по оплате отгруженных товаров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров (основных средств, иных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав.

В соответствии с п. 3 ст. 4-1 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1321-XII «Об акцизах» (с изменениями и дополнениями) один из методов определения даты фактической реализации подакцизных товаров устанавливается учетной политикой плательщика по всем операциям по реализации подакцизных товаров и изменению в течение календарного года не подлежит.

Таким образом, как для целей бухгалтерского, так и налогового учета применяется единый метод определения выручки: по оплате либо отгрузке. Например, организация не вправе применять для целей бухгалтерского учета метод определения выручки по мере отгрузки, а для налогового — по мере оплаты; либо для налога на прибыль — по отгрузке, а для НДС — по оплате.

Иногда организации включают в налоговый аспект учетной политики правила (методы, способы), которые закреплены в законодательстве как единственно возможные и (или) обязательные для всех организаций. Например, указывают, что суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров, учитываются в составе внереализационных доходов при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили на банковский счет или в кассу плательщика.

Однако в этом нет необходимости. Такая норма закреплена в ст. 2 Закона № 1330-ХII. Поэтому независимо от наличия или отсутствия соответствующей записи в положении по учетной политике организация обязана будет выполнять требования законодательства.

Кроме того, согласно п. 12 Положения № 62 при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В налоговом аспекте учетной политики необходимо отразить, прежде всего, те моменты, по которым законодательством плательщику предоставлено право выбора и (или) установлена необходимость соответствующей записи в учетной политике.

Так, в соответствии с п. 13 ст. 16 Закона № 1319-ХII при реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между оборотами по реализации производится двумя методами (методом удельного веса или методом раздельного учета), если иное не установлено Законом № 1319-ХII.

Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов в отношении определенных плательщиком сумм налога (удельный вес или раздельный учет) производится как минимум в течение одного календарного года.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (57), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Никитченко Н. М.

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому и налоговому учету

Что должно быть в учетной политике, какую структуру использовать и где брать информацию. Скачайте образец учетной политики в статье

Учетная политика (УП) — основополагающий документ организации. УП облегчает работу рядового и главного бухгалтера. Формирование УП подчиняется требованиям действующего законодательства, в частности Закону № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Основное назначение учетной политики — выбрать и описать нормы учета шире, чем в законодательных актах, с целью полностью раскрыть в учете финансово-хозяйственной деятельности.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учета, формирования стоимости и т.д., то чем шире этот момент будет описан в УП, тем меньше вопросов задаст налоговая при проверке. Ведь о тдельные хозяйственные операции можно учитывать по-разному. Чтобы предотвратить претензии со стороны налоговой, в учетной политике нужно полностью раскрыть нормы, которые выбрала организация.

Бухгалтерская учетная политика при УСН

Структура учетной политики

Порядок формирования бухгалтерской учетной политики на «упрощенке» не отличается от порядка, который применяют организации на общем режиме налогообложения. Вы спросите, почему? Потому, что от обязанности вести бухгалтерский учет никакая организация действующим законодательством не освобождена. Да, у организации, применяющей УСН, бухгалтерский учет не такой объемный. Ведь применять УСН могут организации при определенных условиях.

При УСН учетная политика может быть не на 48 листов, а на 7 и даже меньше.

В учетной политике нужно описать:

  • формы первичных документов: применяет ли организация унифицированные формы или разрабатывает формы самостоятельно;
  • уровень существенности: как определяется;
  • стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам: они хоть и описаны в ПБУ и в НК РФ, но вдруг вы установите свои критерии. Имеете полное право в рамках действующего законодательства;
  • способ начисления амортизации: нужно выбрать наиболее подходящий именно для вашей организации, и лучше выбрать способ, который бы не порождал разниц между БУ и НУ;
  • метод оценки списания запасов и др.

Учетная политика может состоять из двух частей: описательной части и основной.

1. Описательная часть (можете ее назвать организационная часть или введение)

Следует раскрыть все определения, которые используются в учетной политике, например:

  • «Учетную политику организации формирует главный бухгалтер или иное лицо (указать это иное лицо), на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждает руководитель организации».

Эта информация, как правило, указывается в самом начале УП. Далее можно указать, какие приложения есть к УП, например:

  • «К учетной политике предусмотрены следующие приложения: приложение 1 «Рабочий план счетов», Приложение 2 «Формы первичных документов» (если у вас будут разработанные самостоятельно формы первичных документов), приложение 3 «График документооборота».

Это может быть и перечень должностных лиц, имеющих доступ к данным бухгалтерского учета, нормы выдачи спецодежды, перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, и т.д.

Количество приложений к учетной политике — величина, которую каждая фирма устанавливает самостоятельно. Число приложений не является величиной постоянной — их можно дополнять или сокращать, когда понадобится.

Необходимо указать, с использованием какой бухгалтерской программы ведется учет. Микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в УП ведение бухгалтерского учета по простой системе, без применения двойной записи.

2. Содержание учетной политики:

  • Общие положения.
  • Основные средства: порядок признания в бухгалтерском учете, порядок формирования первоначальной стоимости, порядок начисления амортизации и списания объекта с учета.
  • Запасы: порядок оценки, признания, единицы учета и т.д.
  • Резерв по сомнительным долгам.
  • Займы и кредиты. Расходы по займам и кредитам.
  • Доходы и расходы.
  • Обязательства и активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте и подлежит оплате в рублях.
  • Последствия изменения учетной политики.
  • Исправление ошибок.
  • Бухгалтерская отчетность.

Рекомендация: пропишите также порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и порядок отражения результатов такой инвентаризации.

Количество разделов и их наполнение определяет лицо, ответственное за формирование УП в целом по предприятию. Количество разделов зависит от видов деятельности и от операций, которые планирует осуществлять организация.

Эту структуру можно менять, уменьшать, наполнять в зависимости от нужд и специфики деятельности. Вы можете спросить, откуда брать информацию для написания учетной политики. Берем информацию из ПБУ, МСФО, Закона о бухучете. А если там нет нужной информации или есть разночтения, тогда описываем необходимые нам правила в УП так, чтобы не возникло вопросов при прочтении ни у ваших приемников, ни у проверяющих.

Что касается учетной политики по налоговому учету, то тут все проще — берем за основу НК РФ. Об этом читайте во второй части статьи.

  • Скачайте образец учетной политики для целей бухучета при УСН в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Приложения к учетной политике

Рабочий план счетов

При проработке плана счетов нужно помнить о требованиях, установленных ПБУ и другими нормативными актами. План счетов и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат полный перечень счетов, которые используются для ведения бухгалтерского учета.

Составление рабочего плана счетов подчиняется нескольким правилам:

  1. Неиспользуемые счета можно не включать в рабочий план счетов.
  2. Имеет значение и количество счетов. Если их будет слишком много, есть вероятность того, что при отражении хозяйственной операции можно неправильно выбрать счет. Если их будет мало, то не будет достигнута необходимая детализация отчетности. Важно найти золотую середину.
  3. Если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.

График документооборота. Правила

  • Цикл существования документа (оформление или получение, обработка, хранение, уничтожение) — в графике должны найти отражение все этапы «жизни» документа.
  • Форма графика документооборота — традиционно составляется в виде таблицы, что позволяет в краткой форме наглядно отразить большой объем информации.
  • Виды документов, участвующих в документообороте, — здесь требуется комплексный подход, поскольку своевременность отражения информации в учете зависит не только от бухгалтерской и налоговой первички, но и от своевременного получения бухгалтерией иных сопутствующих документов. Например, для своевременного признания доходов и расходов при списании долгов требуются выписки из ЕГРЮЛ, судебные решения и др.
  • Лица, ответственные за каждый этап жизненного цикла документа и сроки, в течение которых документ может задержаться на обработке у ответственного лица на каждом из этих этапов.
  • Скачайте образец графика документооборота в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Формы первичных учетных документов

Чтобы отразить в бухучете какой-либо факт хозяйственной деятельности, нужен первичный документ, составленный по утвержденной компанией форме. Компания может разработать всю первичку самостоятельно (кроме кассовых документов — их унифицированные формы обязательны при оформлении кассовых операций):

  • в этом случае она вправе предусмотреть в ней любые необходимые компании реквизиты, включая все обязательные — они перечислены в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если компания решит применять в своей работе и унифицированные, и самостоятельно разработанные формы первички, ей необходимо:

  • проверить унифицированную первичку на наличие в ней всех обязательных реквизитов (если нет — добавить их в форму);
  • в учетную политику включить пункт, посвященный применяемой первичке;
  • все применяемые формы утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Формулировка пункта учетной политики, посвященного применяемым первичным учетным документам, может быть, например, такой:

  • «Компания применяет унифицированные формы учетных документов (утвержденные Госкомстатом), а также самостоятельно разработанные нетиповые первичные документы (приложение № ____)».

Как составить налоговую учетную политику при УСН

Примерная структура УП для целей налогового учета

Для «упрощенцев» не может существовать стандартной учетной политики в связи с тем, что принципы налогового учета сильно зависят от выбранного объекта налогообложения.

Для налоговой базы «доходы» учет гораздо проще, чем для базы «доходы минус расходы». Но даже при доходах необходимо описать методы учета амортизируемого имущества, т. к. остаточная стоимость влияет на право применять «упрощенку».

В учетной политике для целей налогообложения «упрощенцы» должны прописать в первую очередь выбранный объект налогообложения: «доходы», «доходы минус расходы». От этого будет зависеть и само содержание данного локального нормативного акта.

  • Право выбора отсутствует у простого товарищества или в случае доверительного управления имуществом: в этих ситуациях можно использовать только второй способ — «доходы минус расходы».
  • Выбранный объект налогообложения указывается в уведомлении, подаваемом в налоговый орган. В налоговой учетной политике можно написать, что применяется упрощенная система налогообложения, с указанием объекта налогообложения, обозначенном в уведомлении, направленном в ИФНС (п. 1 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Доходами для УСН признаются те же доходы, что и при обычном налоговом режиме, а именно доходы от реализации товаров, имущественных прав, а также внереализационные доходы:

  • например, курсовые разницы, возникающие при покупке или продаже валюты, признание должником или судом долга, другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.
  • Важно: доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Учтите, что не являются доходами для УСН (п. 1.1 ст. 346.15, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
  • доходы организаций, по которым они обязаны уплатить налог на прибыль по ставкам, прописанным в пп. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы предпринимателей, облагаемые НДФЛ по ставкам, прописанным в пп. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ;
  • доходы, полученные по видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД или патентная система налогообложения.

Если выбрана учетная политика УСН «доходы минус расходы», то в УП для целей налогового учета можно написать:

  • «Доходы уменьшаются на перечисленные в ст. 346.16 НК РФ экономически обоснованные расходы, связанные с коммерческой деятельностью или соцвыплатами. Для признания в расходах все издержки должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ)».

Примерная структура налоговой учетной политики для «упрощенца» с объектом «доходы минус расходы» может выглядеть так:

  • Шапка, содержащая наименование налогоплательщика и реквизиты документа, которым утверждена учетная политика для целей налогообложения.
  • Название документа «Учетная политика для целей налогообложения».
  • Общая часть.
  • Основные принципы и методы учета.
  • Порядок принятия доходов и расходов.
  • Случаи, в которых организация выполняет функции налогового агента.
  • Иные положения.

Скачайте образце учетной политики при УСН.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образец графика документооборота 670.1 КБ

Образец_Учетная политика для целей бухгалтерского учета при УСН 779.1 КБ

Образец_Учетная политика для целей налогового учета при УСН 662.2 КБ

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Кто составляет, подписывает и утверждает учетную политику?

Обязанность по формированию учетной политики возлагается на того, кто осуществляет руководство бухучетом в организации:

  • главный бухгалтер
  • руководитель организации, если он осуществляет ведение бухгалтерского учета и составляет отчетность лично
  • организацию или ИП, оказывающих услуги по ведению бухучета и составлению отчетности

Кто подписывает положение по учетной политике?

  • главный бухгалтер;
  • руководитель организации (ИП), оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Кто утверждает положение об учетной политике?

  • руководитель организации.

Долгосрочные активы




Справочно:

Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 ( Инструкция № 26).

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 ( Инструкция № 133).

Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 ( Инструкция № 37/18/6)

Инструкция о порядке проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 05.11.2010 № 162/131/37

Указ Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке» (Указ № 622)

Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 ( Инструкция № 25)

Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10 ( Инструкция № 10).

Указ Президента от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества» (Указ № 284).

Учет запасов




Справочно:

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (Инструкция № 133)

Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112 (Инструкция № 112)

Учет затрат на производство



Учет готовой продукции


Справочно:

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (Инструкция № 50)

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (Инструкция № 102)

Налоговый Кодекс – НК

Прочие вопросы бухгалтерского учета


Справочно:

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (Инструкция № 50)

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (Инструкция № 102)

Налоговый Кодекс – НК

Налоговые аспекты учетной политики П



Общие (организационные) аспекты

1. Каким образом организовано ведение бухгалтерского учета:

  • имеется бухгалтерия;
  • ведение бухгалтерского учета с привлечением другой организации или ИП.

2. Способы и методы бухгалтерского учета:

  • автоматизированный учет;
  • журнально-ордерная форма;
  • смешанная форма.

Перечень приложений к учетной политике

1. План счетов бухгалтерского учета организации

2. Формы ПУД и регистров, разработанных организацией

3. График документооборота организации

4. Порядок проведения инвентаризации

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Библиографическая ссылка на статью:
Корчевая О.В. Методические аспекты учетной политики организации для целей налогового учета // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/07/25623 (дата обращения: 20.05.2021).

Понятие учетной политики, используемое в налоговом учете, закреплено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [1].

В налоговой учетной политике необходимо отразить следующие элементы:

– порядок определения налоговых баз по каждому налогу, уплачиваемому организацией;

– порядок раздельного учета операций, которые подлежат и не подлежат налогообложению;

– порядок раздельного учета операций, подлежащих налогообложению по разным ставкам;

– порядок ведения налогового учета;

– используемые методы расчетов при определении налоговых баз;

– используемые методы оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

– порядок формирования и использования создаваемых резервов;

– порядок формирования задолженностей перед бюджетом по каждому конкретному налогу.

Налоговую учетную политику разрешается изменять только в трех случаях:

– при изменении применяемых в организации методов налогового учета – с 1 января следующего года;

– при изменении налогового законодательства – с даты вступления в силу таких изменений;

- при существенном изменении условий хозяйственной деятельности организации (например, появления новых видов деятельности, методы налогового учета которых ранее не были разработаны) – с момента такого изменения.

В налоговой учетной политике организация должна определить используемую ею систему осуществления налогового учета. При этом он может выбрать любой из следующих вариантов [3]:

1) налоговый учет осуществляется параллельно с бухгалтерским. Как правило, по такой модели налоговый учет построен в крупных компаниях, где существует отдельное подразделение, занимающееся только налоговым учетом;

2) налоговый учет осуществляется на базе бухгалтерского учета. При использовании подобной модели налоговый и бухгалтерский учет максимально сближаются, регистры налогового учета ведутся лишь тогда, когда правила, установленные НК РФ и бухгалтерскими стандартами, кардинально отличаются;

3) налоговый учет осуществляется методом корректировки бухгалтерского учета. То есть, в налоговых регистрах отражаются только разница между показателями бухгалтерского и налогового учета, если такая разница возникает.

4) для ведения налогового учета разрабатывается специальный налоговый план счетов. Такой способ является одним из наиболее используемых на практике, именно этот способ чаще всего применяется в небольших и средних организациях.

Основными элементами учетной политики по налогу на прибыль являются [4, 5, 6, 7, 8]:

– метод признания доходов и расходов;

– классификация некоторых видов доходов и расходов;

– состав и порядок списания прямых и косвенных расходов;

– налоговый учет амортизируемого имущества;

– налоговый учет материально‑производственных запасов;

– создание резервов в налоговом учете.

Что касается признания доходов и расходов организацией, то НК РФ позволяет выбрать один из двух возможных методов:

– кассовый метод [2].

Однако кассовый метод могут использовать только налогоплательщики, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации без НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Относительно амортизируемого имущества в налоговой учетной политике выбирается метод амортизации, использование амортизационной (инвестиционной) премии, порядок отражения расходов на ремонт основных средств.

При начислении амортизации основных средств выбирают один из следующих методов:

– нелинейный (для к 1-й – 7-й амортизационных групп).

При этом изменить метод амортизации с линейного на нелинейный можно только с начала налогового периода. Обратный же переход допускается не чаще одного раза в 5 лет.

Организация в налоговой учетной политике может указать на применение или неприменение коэффициентов, повышающих или понижающих норму амортизации. В случае применения таких коэффициентов указывается их величина для отдельных видов основных средств.

Норма амортизации по основным средствам, которые уже эксплуатировались, определяется без учета срока фактической службы основного средства у предыдущих владельцев, а срок их полезного использования определяется в соответствии с классификацией основных средств как для новых основных средств. Также норма амортизации может определяться с учетом вышеуказанного срока. Однако, если выбран второй вариант, то необходимо определить, каким образом предыдущий владелец будет подтверждать величину срока фактической службы основного средства.

В налоговой учетной политике необходимо указать, будет ли применяться амортизационная (инвестиционная) премия при осуществлении капитальных вложений. В случае применения такой премии в налоговой учетной политике необходимо выбрать ее размер:

– одинаковый для всех объектов основных средств;

– различный для различных групп объектов основных средств;

– различный для каждого объекта основных средств.

Конкретный размер амортизационной премии в учетной политике указывать не обязательно, достаточно лишь указать, что она будет применяться. В таком случае конкретный размер амортизационной премии (0%-30 %) устанавливается приказом руководителя организации для каждого конкретного приобретаемого объекта основных средств.

Расходы, связанные с ремонтом основных средств, организация имеет право отражать в составе прочих расходы в сумме фактически осуществленных затрат того отчетного периода, в котором проводились ремонтные работы, либо списывать за счет резерва на ремонт основных средств. Если организацией выбран второй вариант, то это необходимо отразить в налоговой учетной политике.

Материально-производственные запасы при списании оцениваются одним из следующих способов:

– по себестоимости единицы;

– по средней стоимости;

– по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО) [2].

В НК РФ не конкретизируется, нужно ли выбирать один метод оценки в отношении всех материально-производственных запасов или допускается применение различных методов для оценки различных групп материально-производственных запасов [6].

Себестоимость приобретения покупных товаров формируется либо исходя из цены, установленной в договоре, без учета расходов, связанных с их приобретением, либо исходя из цены, установленной в договоре, с учетом расходов, связанных с их приобретением. Выбранный порядок применяется организацией в течение не менее чем двух лет.

В налоговой учетной политике организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Прямые расходы распределяются между остатками незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции [2]. Например, можно распределять их:

– пропорционально плановой себестоимости продукции;

– пропорционально доле остатков исходного сырья;

– пропорционально количеству продукции;

Организации, оказывающие услуги, прямые расходы имеют право относить на уменьшение доходов периода без распределения на остатки незавершенного производства, или распределять между стоимостью незавершенного производства и стоимостью оказанных услуг.

Организация в налоговой учетной политике должна утвердить порядок формирования и использования резервов в налоговом учете, если планируется создание таких резервов. Организация может создавать резервы по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию а также резерв на ремонт основных средств.

Резерв по сомнительным долгам формируется на основании произведенной инвентаризации расчетов на сумму 100% от просроченной дебиторской задолженности, если выплата просрочена более чем на 90 дней, 50% от просроченной дебиторской задолженности, если выплата просрочена на срок от 45 до 90 дней, если же просрочка составляет менее 45 дней, то резерв не создается. Сумма неиспользованного резерва включается во внереализационные расходов того налогового периода, в котором резерв создавался, также допускается ее перенос на следующий налоговый период.

Для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговой учетной политике отражаются предельная сумма отчислений в резерв и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Для резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в налоговой учетной политике устанавливается максимальный размер отчислений в резерв.

Для резерва на ремонт основных средств в налоговой ученой политике указываются норматив отчислений в резерв и предельная сумма резерва. Предельная сумма не должна устанавливаться в размере больше средней величины фактических расходов на ремонт за последние три года. Также в налоговой учетной политике утверждаются срок, в течение которого резервируются средства для финансирования расходов на ремонт и периодичность проведения ремонта.

Кроме того, организация имеет право установить в налоговой учетной политике порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Авансовый платеж может рассчитываться и уплачиваться ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, или ежемесячно в течение каждого квартала в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал.

Таким образом, методический раздел налоговой учетной политики является важной составляющей системы налогового учета в организации, требующим серьезного и вдумчивого подхода со стороны главного бухгалтера при формировании учетной политики организации на очередной финансовый год.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Иванов А.Е. Организация налогового учета на предприятии: анализ восьмилетнего опыта / А.Е. Иванов // Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. Выпуск 8. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – С. 64-68.
  4. Иванов А.Е. Организация налогового учета доходов от реализации / А.Е. Иванов // Естественно-научные, гуманитарные и социально-экономические науки: материалы второй заочной международной научно-практической конференции 24 ноября 2009 года. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 90-95.
  5. Иванов А.Е. Методические основы формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли / Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 57-61.
  6. Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2012 год в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета / Н.П. Кондраков. – Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2011. – 208 с.
  7. Медведев М.Ю. Учетная политика – 2012 / Москва: Изд-во Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 256 с.
  8. Семинихин В. Учетная политика на 2012 год / В. Семинихин // Аудит и налогообложение. – 2011. – №11. – С. 2-12.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


Компании обязаны вести учет в соответствии с разработанными учетными политиками. Субъектами учетной политики являются компании и индивидуальные предприниматели. Законодательством сформированы нормативы по составлению УП, однако созданный документ предоставлять в государственные органы не нужно, он является внутренним.

Единственным случаем, когда налоговая или потенциальные инвесторы могут запросить УП — это для оценки финансового положения в компании. Также правильно сформированная УП позволяет компании отстоять свои интересы при возникновении налоговых споров в суде, причем зачастую с положительным исходом.

Учетной политикой является документ, в котором описаны методы ведения учета, как правило бухгалтерского или налогового, а также других при необходимости. УП формируется специалистами отдела бухгалтерии (главбухом или бухгалтером), специализированной аутсорсинговой компанией или собственником бизнеса самостоятельно. Основным законодательным актом, на который необходимо опираться при составлении учетной политики бухучета — ПБУ 1/2008, а налоговой — НК РФ.

Утвердить разработанный документ нужно Приказом руководителя компании. Созданная и утвержденная политика действует последовательно каждый год и изменить ее можно только в некоторых случаях: при введении новых законодательных норм, при существенном изменении деятельности компании или при внедрении новых методик учета.

Бухгалтерская учетная политика

При разработке УП отражаются выбранные способы ведения бухучета. Например, указывается, как будут амортизироваться основные средства, нематериальные активы, как признается прибыль и другие. Наиболее значимые способы необходимо подробно расписывать в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Для промежуточной этого делать не нужно, если в течение отчетного года в УП не вносились корректировки.

Создание УП для целей бухучета утверждает следующие аспекты:

  • порядок контроля за совершением хозяйственных операций;
  • основные правила организации документооборота;
  • план счетов бухучета;
  • формы первичной документации;
  • методику инвентаризации обязательств и активов;
  • методы оценки активов и обязательств.

Для обеспечения правильности отображения бухгалтерской информации, компании необходимо проводить процедуру инвентаризации имущества и обязательств не реже одного раза в 3 года. Также проверке подлежит заимствованное имущество, которое отражается в бухучете компании (аренда или переработка).

Разрабатывать и утверждать УП бухучета необходимо каждой компании. Единственные, кто могут быть освобождены от этой процедуры и не нуждаются в документе как таковом — это ИП. Связано это с отсутствием необходимости ведения бухучета, если ИП ведет КУДиР. Бухгалтерская УП используется из года в год. Корректировки и дополнения могут быть внесены при внедрении новых методов бухучета, изменении условий деятельности или законодательных норм.

Налоговая учетная политика

Налоговая УП предусматривает законодательные нормы НК РФ. На практике она выступает неким регулятором взаимоотношений между компанией и налоговыми органами. Создать документ рекомендуется в течение первого месяца деятельности бизнеса в связи с необходимостью расчета и внесения авансовых платежей налога на прибыль на некоторых режимах налогообложения.

УП хранится внутри организации и может быть предоставлена налоговыми органами при проведении инспекционных проверок. Если проверка камеральная и органы запрашивают документ, его нужно предоставить обязательно в течение пяти дней с момента поступления запроса.

Методы учетной политики должны отражать следующие аспекты налогового учета:

  • признание доходов и расходов;
  • формирование резервов;
  • оценка МПЗ;
  • амортизация ОС и НМА;
  • исчисление НДС.

Наиболее важно учитывать при создании УП несколько важных правил, которые являются общими для всех компаний.

  1. УП должна подробно отражать абсолютно все хозяйственные операции.
  2. Важно соблюдать принцип актуальности данных и отображать операции в периодах их совершения.
  3. Необходимо учитывать в первую очередь экономическую составляющую совершения операций, а затем фактическую.

Стоит также отметить, что нужно указывать в учетной политике методы, которые подходят и будут использованы компанией.

Большое количество нюансов делает процедуру разработки УП достаточно непростой. Необходимо создать основу не только для грамотного учета, но и предупредить возможные нарушения со стороны контролирующих органов. Компания «РосКо» предоставляет компетентную помощь в создании документа УП в соответствии с деятельностью вашей компании и выбранным режимом налогообложения. Правильность отображения всех методов учета позволит вам беспроблемно работать и внедрять налоговый и бухгалтерский учет в соответствии со сформированной политикой.

Читайте также: