Характеристика косвенных налогов российской империи

Опубликовано: 14.05.2024

date image
2015-10-13 views image
4210

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Глава 1. Теоретические аспекты косвенного налогообложения в Российской Федерации

История возникновения косвенного налогообложения в России

Финансовая система Древней Руси начала складываться только в конце IX века с объединением Древнерусского государства и принятием христианства в 988 году. Основным видом платежей в княжескую казну в то время была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен.

Косвенное налогообложение существовало в Древней Руси, начиная с X века, в виде различных торговых пошлин: «мыт» - за провоз товаров через городские заставы, «перевоз» - за перевоз товаров через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» - за право устраивать рынки, - а также судебных пошлин. Судебная пошлины, называвшаяся «вирой», взималась за убийство, а судебная пошлина «продажа» - как штраф за другие преступления.

Косвенные налоги в виде пошлин стали основным источником доходов русской казны в период татаро-монгольского ига, поскольку все прямые налоги уходили в Орду. Наиболее доходными были торговые сборы.

После свержения татаро-монгольского ига Иваном III (1462-1505) были введены косвенные налоги - акцизы и пошлины.

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) система налогообложения России была упорядочена. В 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, то есть 4 или 5 копеек. А иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров - и, дополнительно, проездную пошлину - 4 деньги с рубля. Таким образом, для иностранных купцов пошлины составляли 12-13%. В соответствии с Новоторговым уставом с 1667 г. при проезде вглубь страны иностранцы стали платить еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Особую роль в становлении и развитии налогообложения сыграла эпоха реформ Петра I (1682-1725). Была существенно упорядочена система налогов и; сборов. Однако налоговая система оставалась достаточно сложной и включала такие налоги, как налоги на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) налогообложение несколько упростилось.

Налоговая система России XIХ века отличалась взиманием косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны.

Интересно это время тем, что в 1810 г. Государственный совет России утвердил программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772-1839), многие идеи которого по организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Были введены акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г.- на табак, в 1848 г.- на сахар, в 1862 г.- на соль, в 1872 г.- на керосин, в 1866 г.- на дрожжи, на осветительные нефтяные масла - в 1887 г., на спички - в 1888 г.

Особо отметим, что традиционно одним из важнейших объектов косвенного налогообложения в России были спиртные напитки. В этой связи рассмотрим действие введенной с 1863 года акцизной системы.




Сущность акцизной системы состояла в следующем:

- производство вина, водки, пива, меда и продажа спиртных напитков, как оптовая, так и розничная, признается вольным промыслом;

- государственный доход с введением акцизной системы складывается из:

-акциза от производства спиртных напитков;

-патентной платы с питейных заведений и заводов по производству спиртных напитков.

Величина акциза зависела от крепости спиртных напитков, и акциз взимался, исходя из расчета в напитках чистого 100% (100-градусного) спирта. Первоначально он был установлен в размере 3-4 копеек с каждого градуса, а затем неоднократно увеличивался – до 10 копеек.

Использование этой акцизной системы привело к целому ряду отрицательных последствий, а именно: вытеснялись мелкие заводы, связанные с местным земледелием, в стране наблюдалось перепроизводство спирта, розничная продажа спиртных напитков сосредоточилась в руках немногих крупных торговцев. Однако доходы государства от производства и продажи спиртных напитков выросли с 123 млн. рублей в 1863 г. до 228 млн. рублей в 1879 г., и эта акцизная система просуществовала в неизменном виде 30 лет.

Дальнейшая реорганизация взимания налогов со спиртных напитков продолжилась в начале 90-х годов XIX века, и к 1909 г. во всех губерниях страны акцизная система была заменена на государственную монополию на продажу водки. Доходы государственного бюджета от производства и продажи спиртных напитков стали делиться на доходы от монополии на водку и доходы от спиртных напитков, то есть акцизов на пиво, вино, мед и т.п. Государство присвоило себе исключительное право на продажу спирта и водки, а частым лицам было позволено содержать питейные заведения и продавать в них водку и спирт только на комиссионных началах.

Формально целью установления винной монополии была борьба с алкоголизмом. Однако истинной причиной к введению винной монополии послужили стачки виноторговцев и фабрикантов спиртного в восточных губерниях страны, где вся виноторговля была монополизирована несколькими крупными торговцами, которые диктовали цены на спиртные напитки. Излишне высокие цены на спиртные напитки были опасны для государственного бюджета, поскольку значительно снижалась покупка алкоголя и, как следствие, доходы государства. По этой причине государственная монополия на продажу спиртных напитков первоначально была установлена как раз в восточных губерниях страны. Таким образом, главная цель введения государственной винной монополии - увеличение поступлений в государственный бюджет.

Экономический эффект от винной монополии был достигнут. Общий валовой доход от нее за период с 1885 по 1901 год составил 955,6 млн. рублей при совокупных расходах, связанных с торговлей спиртными напитками 292,6 млн. рублей. Следовательно, чистый доход от винной монополии составил 662,8 млн. рублей. В последующие 8 лет чистый доход от продажи спиртных напитков стабильно возрастал и в 1908 г. составлял 509 млн. рублей.

В начале XX века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов. При этом с 1863 года и до конца 20-х годов XX века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. -2011

В России по отчету Государственного контроля по исполнению государственной росписи в 1901 г. косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, нефтяной, спичечный и таможенный) дали 686630 т. р. при 130890 т. р. доходов от прямых налогов и 1799451 т. р. всех обыкновенных государственных доходов. Но доход от казенной продажи нитей, являющийся, в сущности, также косвенным налогом, в наших росписях причислен к доходам от регалий. В 1901 г. он составил и 153387 м. р. Таким образом, в названном году косвенные налоги дали около 1 /2 всех наших обыкновенных государственных доходов.Учебник финансового права. Иловайский С.И. - Одесса, - 1904г. // Allpravo.Ru -2005.

Перед началом Первой мировой войны доходы бюджета составляли 3522 млн. рублей (в том числе от казенной винной монополии 935,8 млн. рублей), расходы бюджета - 3303 млн. рублей. Косвенные налоги составляли 59% общего объема собираемых налогов, равного 1204,5 млн. рублей. При этом доля таможенных сборов в косвенных налогах составляла 49,6%, акциза на сахар - 21,1%, акциза на табачные изделия и спички - 13,9%.

Заметим, что косвенные налоги для России (впоследствии и для СССР) были более важным, чем прямые, источником поступления средств в государственный бюджет.

С началом Первой мировой войны правительство столкнулось с массовыми требованиями о повсеместном запрещении продажи спиртных напитков вплоть до окончания военных действий. Соответствующее решение правительства было принято 23 августа 1914 г., весной 1915 г. были закрыты последние «очаги» продажи спиртных напитков в России: буфеты и вагоны-рестораны. С этого момента действие винной монополии закончилось. Следует отметить, что чистый доход от винной монополии за период с 1895 по 1913 гг. составил 7 млрд. рублей.

В 1918-1921 гг. налоговая система в стране практически разрушилась. Основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. Применялась контрибуция с богатых - высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

1921-1930 годы, период НЭПа, характеризовались восстановлением и развитием налогообложения. В 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги – были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Однако основу налоговой системы составляли прямые налоги.

В период с 1931 по 1941 год в результате налоговой реформы 1930-1932 гг. была ликвидирована созданная во время НЭПа налоговая система. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Значительно видоизменились косвенные налоги - была полностью упразднена система акцизов, но в государственный бюджет поступали таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы.

В условиях плановой экономики налогообложение товаров сводилось к расчету разницы между фиксированными розничными ценами и затратами на производство, которая перечислялась в бюджет.

До начала рыночных преобразований в России практически отсутствовали элементы налоговой системы, свойственные странам с рыночной экономикой. Реформа, проведенная в 1930 г., установила основные платежи государственных предприятий: налог с оборота и отчисления от прибыли, которые просуществовали до конца 80-х гг., косвенные налоги были представлены таможенными пошлинами, акцизами и налогом с продаж.

1991 год - начало построения новой налоговой системы. В этот период был принят ряд основополагающих нормативных документов, и в том числе:

- 6 декабря 1991 года - Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1;

- 6 декабря 1991 года - Закон РСФСР «Об акцизах» № 1993-1.

- 27 декабря 1991 года - Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» №2118-1.

Принятие Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который установил общие принципы построения налоговой системы, перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, стало первым шагом на пути создания новой многоуровневой налоговой системы с большим количеством налогов. Закон закрепил за Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти право установления и отмены налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам.

Можно сказать, что этот Закон создал налоговую систему новой России: налогоплательщиками были объявлены юридические и физические лица - предприятия и иные хозяйствующие субъекты, отчислениями которых в государственный бюджет стали налоги, сборы, пошлины и другие платежи; перестали учитываться особенности форм собственности налогоплательщиков. Объектами налогообложения стали доходы (прибыль), стоимость товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц (или его передача), добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и другие объекты, установленные законодательными актами. Таким образом, новая налоговая система стала унифицированной.

С принятием 6 декабря 1991 года Закона РСФСР «О налоге на добавленную стоимость», помимо действующих косвенных налогов (таможенных пошлин и акцизов), в налоговую систему России был введен новый для отечественной экономической практики косвенный налог. Налог на добавленную стоимость фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

Нормы Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратили свою силу с введением 1 января 1999 г. Налогового кодекса РФ (часть первая).

С 1 января 2001 г. были введены в действие гл. 21, 22, 23 и 24 части второй Налогового Кодекса РФ. С введением в действие этих глав утратили силу Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 и Федеральный закон «Об акцизах» (в редакции Федерального закона от 7 марта 1996 г. № 23-Ф3).

После кризиса 1998 г. в качестве чрезвычайной фискальной меры был введен налог с продаж (Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1 от 27.12.1991 в ред. от 29.12.1998). Законом РФ № 148-ФЗ от 27 ноября 2001 года глава 27 «Налог с продаж» была введена в часть вторую НК РФ. Следует отметить, что существование налога с продаж при наличии НДС представляло собой двойное налогообложение, так как эти налоги имеют единую налоговую базу. Налог с продаж отменен с 1 января 2004 года.


Какие налоги относятся к прямым в РФ: виды, отличия от косвенных налогов, таблица

Акциз — это налог или сбор?

Для ответа на данный вопрос воспользуемся ст. 8 НК РФ, дающей расшифровку понятий «налог» и «сбор».

Налог обладает следующими признаками:

  • обязательность,
  • индивидуальность,
  • безвозмездность,
  • государственно-финансовая направленность налогового платежа.

Широкий спектр информации о налогах получите с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

«Земельный налог в 2016–2017 годах — льготы, расчет, ставки»;

«Водный налог в 2016–2017 годах — сроки и порядок уплаты, ставки»;

«Транспортный налог: общие положения и особенности»;

«Налог на имущество организаций — ставки, период и др.».

Сбор характеризуется следующими отличительными признаками:

  • обязательность;
  • его уплата является одним из условий совершения госорганами юридически значимых действий (в том числе по предоставлению определенных прав или выдаче лицензий) либо обусловлена осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности.

Об одном из видов налоговых сборов расскажут статьи, размещенные на нашем сайте в разделе «Торговый сбор в 2016–2017 годах — КБК, сроки и порядок уплаты».

По положениям п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются фирмы и ИП. При этом вид их деятельности при уплате акцизов значения не имеет — главенствующую роль здесь играет вид операций с подакцизными товарами.

Какие товары попадают в разряд подакцизных — см. в материале «Что относится к подакцизным товарам — перечень 2015?».

Таким образом, исходя из терминологии НК РФ, акцизы — это налоги. Определив акциз как один из видов налогов в налоговой системе РФ, возникает следующий вопрос: акциз — это какой налог и в какую группу налогов включается? Об этом узнайте из следующего раздела.

Определение и признаки акцизного сбора

Налоги в целом делятся на два вида: те, которые рассчитываются от доходов, и те, которые изначально включены в стоимость реализуемых товаров и услуг. Первая группа называется прямыми налогами, вторая – косвенными. Акцизный сбор – это налог косвенного типа.

Плательщиком акцизов может быть любой хозяйствующий субъект независимо от его формы собственности. Акциз определяется не по видам деятельности или формам собственности, а исходя из видов продукции.

Акцизный сбор взимается со следующих видов продукции:

  • Медицинского характера с содержанием спирта.
  • Спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения.
  • Косметический и парфюмерный ассортимент.
  • Алкоголь.
  • Пищевой и иной этиловый спирт.
  • Изделия из табака, включая электронные аналоги.
  • Продукты из нефти, включая топливо.
  • Природный газ.
  • Драгоценные камни и украшения с ними.
  • Образовавшиеся в процессе производства вышеперечисленных товаров отходы, подходящие для дальнейшей переработки.

При производстве, реализации и экспорте данных товаров налогоплательщик обязан включить акциз в цену товара с учетом установленной ставки. Последние описаны в ст. 193 НК РФ. Некоторые виды товаров из этого списка освобождены от акциза. Их полный список приведен в ст. 182-183 НК РФ.

Ставки акцизов на некоторые виды товаров постоянно повышается – последние обновления датированы 2017-м годом.

Группа налогов, к которой относится акциз: это прямой или косвенный налог?

Чтобы определить, к какой группе налогов относятся акцизы, детализируем свойства прямых и косвенных налогов.

Основной признак, по которому налоги подразделяются на прямые и косвенные — метод их взимания. При этом налог относится к группе:

  • прямых — если он установлен непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, пользование и владение которым обосновывает налогообложение (налог на прибыль, имущество и др.);
  • косвенных — если представляет собой надбавку к цене товара (работы, услуги), оплата которой перекладывается на потребителя. Субъектом прямого налога выступает продавец товара, при этом его фактическим плательщиком является потребитель.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, одним из отличительных признаков которых является регулирование потребления тех или иных видов товаров. При этом «одногруппники» акциза — налоги, попавшие в группу косвенных налогов несмотря на свою принадлежность к указанной группе, имеют свои задачи и свойства — об этом в следующем разделе.

Подробности о прямых и косвенных налогах см. в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Преимущества и недостатки прямых налогов, примеры

Прямые сборы имеют преимущества, а также недостатки. Для бюджета большой плюс этих налогов состоит в том, что они выступают определенным и стабильным источником дохода. Расходы государства, связанные с взимание налогов, небольшие.

Преимущества:

  1. Экономические: возможность установить зависимость между доходами человека и его платежами в бюджет.
  2. Социальные: прямые налоги позволяют распределить налоговые расходы таким образом, чтобы более обеспеченные слои общества платили в казну больше, чем малоимущие.

Недостатки:

  1. Методика ведения бухгалтерского учета и доходности по этому налогу достаточно сложная. Отсюда возникают организационные недочеты данного налога.
  2. Надзорные – необходим жесткий контроль, связанный с поступлением прямых платежей. Он требует существенного совершенствования налогового механизма, а также разработки мер учета, контроля плательщиков.
  3. Прямые – связаны с уклонением от уплаты налогов, связанных с несовершенством финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

Что включается в систему косвенных налогов государства кроме акцизов

Остановимся на 2 основных налогах, входящих вместе с акцизами в группу косвенных, — НДС и таможенных пошлинах.

При сравнении акцизов с НДС можно отметить различающие их признаки, например:

  • индивидуализация ставок — по акцизам устанавливаются ставки в разных размерах на конкретные группы операций или подакцизных товаров, при этом ставки НДС ограничены тремя значениями (0, 10 и 18%) и применяются к широкому спектру товаров (работ, услуг);
  • виды налоговых ставок — для акцизов могут применяться твердые, адвалорные и комбинированные ставки, тогда как НДС устанавливается всегда только в % от налоговой базы;
  • отношение к процессу производства — акцизы не имеют отношения к издержкам производства и никак от них не зависят, а НДС взимается от формируемой на каждом этапе производства любого товара (работы, услуги) стоимости;
  • иные отличительные признаки.

Сравнение акцизов с таможенными платежами показывает, что в отличие от НДС таможенные пошлины схожи с акцизами по индивидуализации ставок, но зависят не только от вида товара (ввозимого, вывозимого или перемещаемого через территорию РФ), но и от страны выпуска и специфических условий, устанавливаемых межгосударственными договорами.

Каким налогом является акциз и в какой пропорции акцизы относятся к разным видам бюджетов РФ

Чтобы разобраться, к какому виду налогов относятся акцизы, воспользуемся схемой:

Акцизы относятся к налогам группы «федеральные налоги»и по отдельным объектам налогообложения и подакцизным товарам подлежат зачислению:

  • полностью в бюджет РФ (по автомобилям, табаку, спирту этиловому и др.);
  • частично в бюджет РФ и бюджеты субъектов (моторные масла, автомобильный бензин и др.);
  • полностью в бюджет субъектов РФ (на топливо печное бытовое, алкоголь крепостью менее 9% и др.).

С особенностями структуры налоговых систем разных стран вас познакомят размещенные на нашем портале статьи:

«Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура»;

«Налоговая система США и других зарубежных стран».

Особенности акцизного налогообложения в 2021 году и к каким нововведениям готовиться в 2017-м

Акцизный налог 2016 не особо отличался от предыдущих лет по разновидности объектов налогообложения и видам подакцизных товаров. В группу подлежащих обложению акцизами в 2016 году вошли такие виды товаров, как алкоголь, табак, легковые автомобили и ряд других. Ставки акциза по отдельным товарам остались на уровне предыдущего периода, на другие — выросли (к примеру, на пиво, вино, медовуху).

Как в 2021 году изменялись акцизы на бензин — в материале «Снова выросли акцизы на топливо».

Кроме того, 2021 год ознаменовался введением новых «акцизных» деклараций.

О внесении изменений в используемые налогоплательщиком электронные сервисы заполнения налоговой отчетности по акцизам — в сообщении «Программа «Налогоплательщик» обновлена».

В 2021 году акцизы ждет ежегодная индексация по отдельным группам подакцизных товаров. Под главным прицелом — алкоголь и табак.

С акцизными планами государства вас познакомит сообщение «Депутаты обсудили повышение акцизов».

Кроме того, список подакцизных товаров с 2021 года дополнился новыми объектами. Например, под «акцизное» обложение попали электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Какие еще товары могут пополнить список подакцизных — см. сообщение «Спирт для производства косметики, бытовой химии и медицинских товаров хотят обложить акцизами».

Отчетность и сроки уплаты акцизов

Налоговый период для акцизов — календарный месяц. Причем перечислить транш по акцизам в бюджет и сдать декларацию по налогу следует не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим. Однако чиновники предусмотрели ряд исключений. Например, некоторые налогоплательщики обязаны платить аванс, а некоторые вправе отложить перечисление платежей по акцизам на три месяца. Подробнее в статье «Налоговый период по акцизам».

  • Статья 179 НК РФ. Налогоплательщики
  • Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты
  • Статья 187 НК РФ. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
  • Статья 191 НК РФ. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 139 НК РФ. Порядок и сроки подачи жалобы

В чем особенности «акцизного» налогообложения следующих товарных групп

Рассмотрим отдельные нюансы обложения акцизами самых распространенных подакцизных товаров — табака и алкоголя.

Среди основных характерных особенностей «табачного» акциза:

  • законодательно установленное нижнее пограничное значение суммы начисленного акциза;
  • присутствие в расчете термина «расчетная цена», не свойственная другим видам подакцизных товаров;
  • применение комбинированной акцизной ставки;
  • учет при расчете «табачного» акциза связан с понятиями «минимальная цена» и «максимальная цена», применение которых контролируется налоговиками.

Как указанные нюансы влияют на конечную сумму «табачного» акциза — узнайте из материала «Какая ставка акциза установлена на табачную продукцию?».

У «алкогольных» акцизов своеобразный набор отличительных свойств. Например:

  • ставка акциза находится в непосредственной взаимосвязи с уровнем крепости алкоголя (наименьшая ставка у безалкогольных напитков, наибольшая — у крепкого горячительного);
  • усложненная процедура документального обеспечения акцизного налогообложения (особые требования к объединенным банковским гарантиям и др.);
  • модернизированная система определения налоговой базы — с 2017 года налоговую базу по алкоголю необходимо сравнивать с объемом реализованного алкоголя по данным единой информационной госсистемы (ЕГАИС), и при наличии расхождений «алкогольной» базы по данным налогоплательщика в меньшую сторону в сравнении с информацией ЕГАИС расчет акциза производится исходя из зафиксированного ЕГАИС объема;
  • иные особенности.

Дополнительные меры Правительства по повышению «алкогольных» акцизов — см. в сообщении «Акцизы на игристые вина могут поднять».

Что такое косвенный налог

Нaлoги, взимaeмыe c гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, мoжнo клaccифициpoвaть нa нecкoлькo видoв. Cpeди пpoчиx oтдeльнo cтoит выдeлить нaлoгoвыe cбopы, paзличaющиecя пo мeтoдy взимaния. Дaнный вид дeлитcя нa двe кaтeгopии – пpямыe и кocвeнныe нaлoги. Ecли пepвыe oтчиcлeния взимaютcя c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв или cтoимocти имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa, тo втopыe включaютcя в cтoимocть тoвapoв и ycлyг. Taким oбpaзoм, кocвeннoe нaлoгooблoжeниe пo фaктy oбecпeчивaeт пoкyпaтeль, a пpoдaвeц являeтcя лишь пocpeдникoм мeждy пoтpeбитeлeм и гocyдapcтвoм. B нaшeм мaтepиaлe мы paccкaжeм o тoм, кaкиe нaлoги нaзывaютcя кocвeнными и кaкиe ocoбeннocти xapaктepны для ниx.


Пpямыe нaлoги

Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.

Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:

  • движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
  • зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
  • пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
  • цeнныe бyмaги;
  • пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.

Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.


Чтo oтнocитcя к пpямым cбopaм

Пpямыe нaлoги paздeляютcя пo кaтeгopиям для физичecкиx и юpидичecкиx лиц. Taк, для пepвoй кaтeгopии гpaждaн нaлoгaми oблaгaютcя:
нeдвижимoe имyщecтвo (зeмeльныe yчacтки, квapтиpы, чacтныe дoмa, иныe пocтpoйки);

  • движимoe имyщecтвo (лeгкoвoй и гpyзoвoй тpaнcпopт);
  • вoдныe pecypcы (oзepa и пpyды, являющeecя чacтнoй coбcтвeннocтью);
  • иcтoчники пpибыли (зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, тopгoвля нa pынкe цeнныx бyмaг и иныe иcтoчники дoxoдoв).

Юpидичecкиe лицa вынyждeны плaтить пpямыe нaлoги зa нeдвижимocть, имyщecтвo, тpaнcпopт, пoлeзныe иcкoпaeмыe, a тaкжe eщe зa двe гpyппы дeнeжныx пocтyплeний:

  • дoxoды пpeдпpиятия (нaлoг взимaeтcя co вcex юpидичecкиx лиц, вeдyщиx пpибыльный бизнec);
  • игopный бизнec (любыe бyкмeкepcкиe кoнтopы, кaзинo, тoтaлизaтopы и иныe игopныe зaвeдeния пoдлeжaт oбязaтeльнoмy нaлoгooблoжeнию, пpи этoм paзмep oтчиcлeний зaвиcит oт paзмepa пpибыли).

Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт

Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.

B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.

Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв

Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:

  • oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
  • выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
  • пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
  • зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
  • yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).

Bиды кocвeнныx нaлoгoв

Mнoгиx poccиян интepecyeт, чтo oтнocитcя к кocвeнным нaлoгaм. Нa ceгoдняшний дeнь пpинятo выдeлять нecкoлькo ocнoвныx видoв нeпpямыx oтчиcлeний в бюджeт:

  • НДC;
  • aкцизы;
  • гocyдapcтвeнныe и тaмoжeнныe пoшлины.

Caмый pacпpocтpaнeнный кocвeнный нaлoг нa тoвapы и ycлyги в Poccии – этo НДC (нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть). Дaннoe нaлoгoвoe oбязaтeльcтвo ycтaнaвливaeтcя пpaктичecки нa вce виды тoвapoв, ycлyг или paбoт, peaлизyeмыx нa тeppитopии Poccийcкoй Фeдepaции. Taкжe НДC пpимeняeтcя в cлyчae ввoзa тoвapoв из-зa pyбeжa.

Нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть являeтcя oдним из caмыx вaжныx и игpaeт ocoбyю poль в фopмиpoвaнии гocyдapcтвeннoй кaзны. Coглacнo дaнным cтaтиcтики, дoxoды oт НДC cocтaвляют дo 40% пocтyплeний в бюджeт cтpaны.

BAЖНO! Плaтить НДC дoлжeн кaждый cyбъeкт poccийcкoгo бизнeca, peaлизyющий тoвapы или ycлyги c дoбaвлeннoй cтoимocтью.

B зaвиcимocти oт тoгo, cкoлькo cтaдий пpoйдeт тoвap нa пyти к пoтpeбитeлю, cтoлькo paз пpи eгo пpиoбpeтeнии бyдeт взимaтьcя нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть. Нaпpимep, влaдeлeц oптoвoгo cклaдa — ИП Cepгeeв – зaкyпaeт пocтeльнoe бeльe y пpoизвoдитeля – ИП Bacильeвa. Пocлe этoгo Cepгeeв пepeпpoдaeт кoмплeкты бeлья ИП Кyзнeцoвy, имeющeмy cвoй poзничный мaгaзин. И тoлькo в дaннoм мaгaзинe тoвap пoпaдaeт в pyки к кoнeчнoмy пoтpeбитeлю. Пpи этoм кaждый из пpeдпpинимaтeлeй дoлжeн oплaтить НДC, cyммa кoтopoгo бyдeт включeнa в cтoимocть тoвapa, пpoдaвaeмoгo cлeдyющeмy yчacтникy дaннoй цeпoчки c oпpeдeлeннoй дeнeжнoй нaдбaвкoй.

Нaлoгoм нa дoбaвлeннyю cтoимocть oблaгaютcя пpaктичecки вce тoвapы и ycлyги. Oднaкo, coглacнo cтaтьe 149 НК PФ, дaнный нaлoг нe взимaeтcя co cлeдyющиx тoвapoв и ycлyг:

  • oтдeльныx тoвapoв мeдицинcкoгo нaзнaчeния, ycлyг пo мeдицинcкoмy yxoдy зa нeтpyдocпocoбными гpaждaнaми;
  • пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний в apeндy инocтpaнным opгaнизaциям;
  • ycлyг, пpeдocтaвляeмыx opгaнизaциями пo дoшкoльнoмy вocпитaнию дeтeй;
  • гopoдcкиx пaccaжиpcкиx пepeвoзoк;
  • pитyaльныx ycлyг.

BAЖНO! Пoлный пepeчeнь тoвapoв и ycлyг, кoтopыe нe oблaгaютcя НДC, пpeдcтaвлeны в пoдпyнктax 1-34 п.2 cтaтьи 149 Нaлoгoвoгo кoдeкca Poccийcкoй Фeдepaции.

Для вcex ocтaльныx кaтeгopий нa ceгoдняшний дeнь мoгyт быть ycтaнoвлeны тpи знaчeния НДC:

  • 0% — для льгoтныx кaтeгopий, к чиcлy кoтopыx oтнocятcя экcпopтныe oпepaции, мeждyнapoдныe пepeвoзки, тpaнcпopтиpoвкa нeфти и гaзa, кocмичecкaя oтpacль;
  • 10% — для oпpeдeлeннoгo poдa пpoдyкции (в тoм чиcлe, пpoдyктoв питaния, тoвapoв для дeтeй, мeдикaмeнтoв, пepиoдичecкoй пeчaти, aвиaпepeвoзoк);
  • 20% — для вcex ocтaльныx тoвapoв и ycлyг.

Oтмeтим, чтo дo 1 янвapя 2019 гoдa бaзoвaя cтaвкa нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть cocтaвлялa 18%, нo зaтeм былa пoвышeнa нa 2%. Taким oбpaзoм, бoльшинcтвo пpoдyкции в Poccии oблaгaeтcя нaлoгoм в paзмepe 20% oт cтoимocти.

Aкцизы

Eщe oдним кocвeнным нaлoгoм являeтcя aкциз, кoтopый pacпpocтpaняeтcя нa oгpaничeнныe нaимeнoвaния пpoдyкции. Taк, aкцизы вxoдят в цeнy:

  • aвтoмoбильнoгo тoпливa (бeнзинa и дизeля);
  • пpиpoднoгo гaзa;
  • aлкoгoльнoй пpoдyкции;
  • тaбaчныx издeлий;
  • этилoвoгo cпиpтa;
  • cпиpтocoдepжaщeй пpoдyкции;
  • лeгкoвыx aвтoмoбилeй;
  • мoтoциклoв.

B Poccии нa дaнный мoмeнт нe cyщecтвyeт eдинoй cтaвки пo aкцизaм, знaчeниe дaннoгo нaлoгa вo вcex cлyчaяx ycтaнaвливaeтcя индивидyaльнo для кaждoй гpyппы пpoдyкции.

BAЖНO! 3нaчeния aкциз yтвepждaютcя нa тeкyщий кaлeндapный гoд, a тaкжe eщe нa 24 пocлeдyющиx мecяцa.

Taмoжeнныe cбopы

Пpи oтвeтe нa вoпpoc «кaкoй нaлoг являeтcя кocвeнным?», нeльзя зaбывaть и пpo тaмoжeнныe cбopы. Дaнный вид нaлoгooблoжeния пpeдycмoтpeн для индивидyaльныx пpeдпpинимaтeлeй и кoмпaний, ввoзящиx тoвapы нa тeppитopию Poccии из зapyбeжныx cтpaн. Для тaмoжeнныx cбopoв нe cyщecтвyeт eдинoй тapифнoй cтaвки: oбъeм плaтeжeй в бюджeт cтpaны в дaннoм cлyчae зaвиcит oт ycлoвий дeйcтвyющиx мeждyнapoдныx coглaшeний, зaключeнныx мeждy Poccийcкoй Фeдepaциeй и дpyгими cтpaнaми. Ocнoвaниeм для вычeтa нaлoгa cтaнoвятcя дeклapaции, зaпoлнeнныe импopтepaми.

BAЖНO! Пpи ввoзe тoвapa из-зa pyбeжa пpeдпpинимaтeль oбязaн пoдaть нaлoгoвyю дeклapaцию в тeчeниe 15 днeй c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoдyкция былa пepeвeзeнa чepeз гpaницy.

Гocyдapcтвeнныe пoшлины

Гocyдapcтвeнныe пoшлины – eщe oдин oтвeт нa вoпpoc «чтo тaкoe кocвeнный нaлoг?». Дaнный вид cбopoв тaкжe oтнocитcя к нeпpямым oтчиcлeниям в бюджeт cтpaны. Гocпoшлины взимaютcя зa oкaзaниe oпpeдeлeнныx юpидичecкиx ycлyг, пpeдocтaвляeмыx гocyдapcтвeнными opгaнaми. Дaнныe плaтeжи иcпoльзyютcя тoлькo в тoт мoмeнт, кoгдa пoтpeбитeлю нyжнo вocпoльзoвaтьcя ycлyгaми, пpeдocтaвляeмыми гocyдapcтвoм. Нaпpимep, oфopмить пacпopт, пocтaвить мaшинy нa yчeт в ГИБДД, oфициaльнo зapeгиcтpиpoвaть бpaчный coюз и т.д. Пoэтoмy oтнecти тaкoй вид cбopoв к пpямым нaлoгaм нe пoлyчитcя.

Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв

Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:

  • Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
  • Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
  • Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
  • Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.

Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.

Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.

3aключeниe

Кocвeнныe нaлoги cocтaвляют cyщecтвeннyю чacть гocyдapcтвeннoгo бюджeтa Poccийcкoй Фeдepaции. Пpи этoм бoльшинcтвo peaльныx плaтeльщикoв дaнныx cбopoв дaжe нe зaдyмывaютcя, чтo пpaктичecки кaждый дeнь oни внocят oпpeдeлeннyю cyммy в бюджeт cтpaны. Bce дeлo в тoм, чтo кocвeнныe нaлoги включaютcя пpoдaвцoм в кoнeчнyю cтoимocть тoвapoв или ycлyг, пoэтoмy нaлoг cтaнoвитcя нeзaмeтным для пoкyпaтeля, нo кpaйнe вaжным для poccийcкoй

С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…».

Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках.

Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья
3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

Начиная с Петра I, содержание большой профессиональной армии становится главной задачей бюджета России. В 1725 г. стра­на располагала армией в 210 тыс. регулярных, 110 тыс. нерегуляр­ных войск и 24 тыс. моряков. При населении в 12 - 13 млн. человек это почти втрое превышало пропорции, которые в Европе XVII в. считались приемлемыми - 1 солдат на 100 жителей. Военные рас­ходы поглощали 80 - 85 % доходов, а в 1705 г. достигли рекордной суммы в 96 % от всех расходов. Известна фраза Петра I: «Деньги суть артерия войны». Двести лет спустя, российский министр фи­нансов С.Ю. Витте определил суть реформ Петра Великого други­ми словами: «Российская империя в сущности была военная импе­рия; ничем иным она особенно не выдавалась в глазах иностран­цев. Ей отвели большое место и почет не за что иное, как за силу». Но эта военная сила нуждалась в постоянных финансовых влива­ниях, хотя рекрутская система и позволяла обойтись без дорогос­тоящей вербовки наемников - «визитной карточки» регулярных за­падноевропейских армий XVIII в.

В поисках источников пополнения перманентно военного бюджета правительство Петра I почти 20 лет бессистемно вводило все новые налоги. Российские дореволюционные историки, пыта­ясь отыскать систему в петровской фискальной политике, выдели­ли несколько ее этапов.

1689- 1700 г. - введение новых налогов: драгунского сбора, гербового сбора, сбора на постройку судов, а также введение та­бачного откупа (еще мало распространенного ввиду отрицатель­ного отношения церкви к табаку);

1701 - 1704 г. - усиленная эксплуатация регальных прав, осо­бенно монетной регалии -перечеканки старой русской монеты, что дало свыше 3 млн. рублей;

1705 - 1711 г. - эксплуатация оброчных статей казенная мо­нополизация торговли. Оброчными статьями становятся домашние бани, постоялые дворы, мельницы и рыбные ловли. Казенными товарами становятся соль (при этом цена на нее возросла вдвое), пенька, поташ, воск, сало, деготь, икра, смола, селитра.

Но к 1715 г. старые методы налогообложения себя исчерпали. В 1717г. Петр I решил заменить все постоянные и временные на­логи одной прямой податью, введя новую фискальную единицу -«ревизскую душу». В 1718 г. была проведена первая поголовная перепись населения. В 1722 г. произведена «раскладка тягла» на души мужского пола «по 8 гривен с персоны». Сбор подушной по­дати начался с 1724 г.

Старые методы взимания налогов со двора и пашни приводи­ли к тому, что крестьянин занижал земельные площади и набивал свой дом родственниками до отказа. Теперь чем больше распа­шешь — тем лучше. Были расширены категории плательщиков за счет того, что всякие промежуточные сословия - холопы, живущие крестьянским трудом, обедневшие дворяне, священники без при­хода - все стали фактически крепостными.

Подушный налог определялся не тем, сколько население мо­жет заплатить, а сколько государству надо. Правительство исчис­ляло свои военные расходы в 4 млн. руб. Эту сумму и разложили между различными категориями налогоплательщиков: 74 коп. в год с помещичьих крепостных, 1 руб. 14 коп. с государевых крепост­ных (ибо они ничего не платили помещикам) и 1 руб. 20 коп. с посадских. Деньги полагалось выплачивать частями 3 раза в год. Если старые прямые налоги давали в российский бюджет 1,8 млн. руб., то новая подушная подать принесла 4,6 млн. Благодаря чему государственные доходы выросли с 6 млн. до 8,5 млн. руб.

Эта система до 1887 г. была главным инструментом пополне­ния бюджета Российской империи. Считается, что введение подуш­ного налога втрое увеличило налоговое бремя податного населе­ния. Со временем по подушной подати накапливались недоимки. Налог постепенно отменили на основании царского указа 14 мая 1883 г. компенсировав это повышением косвенных налогов и уве­личением обложения государственных крестьян, которых с тради­ционного оброка перевели на выкупные платежи, подобно бывшим помещичьим крестьянам.

За время своего существования подушная подать претерпела изменения. В 1783 г. Екатерина II постановила, что «подати с кре­стьян и мещан по числу душ полагаются единственно для удобно­сти в общем государственном счете». Отныне крестьянская общи­на могла «разверстать» положенную ей по количеству душ подать между общинниками, так как считала необходимой - «но справед­ливости». Павел I в 1797 г. разделил все российские губернии в зависимости от плодородия почв на четыре класса. Для каждого из них были определены свои размеры подушной подати.

К петровским налогам следует добавить рекрутскую повин­ность, введенную в 1705 г. - 1 рекрут с каждых 20 сельских или городских дворов или 3 рекрута с 1 000 жителей. Купцы освобождались от рекрутчины за 100 руб. с человека. С 1775 г. купечество избавлялось от подушной подати, вместо которой платили ежегод­ный налог в размере 1 % с «объявленного по совести» капитала. Запись в гильдейское купечество начиналось с 500 руб. С 1785 г. | сумма возросла до 1 тыс. рублей. В первой гильдии размер капита­ла исчислялся от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, во второй - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Чрезвычайные методы активно применялись петровской ад­министрацией вместо финансовых механизмов (субсидий, льгот). Когда в 1702 г. был заложен Санкт-Петербург, встал вопрос о его населении. В 1712 г. царь повелел, чтобы в город переселили 1 000 дворян и такое же число купцов и ремесленников.

Таким образом, в Российской империи основными налогами были подушная подать и рекрутская повинность, общественные сбо­ры и общественные повинности на местные нужды. С течением вре­мени уменьшались бюджетные доходы от прямых налогов и росли доходы от косвенного налогообложения. Подушная подать во вто­рой половине XVIII в. давала от 34 % до 36 % поступлений в бюд­жет, а косвенные налоги - до 43 %. Причем половину этой суммы составляли «питейные» налоги. В 1823 г. прямые налоги - «подуш­ные сборы», давали лишь 28,3 % бюджетных доходов. К началу XX в. косвенные налоги окончательно возобладали. Они давали свыше 60 % всех поступлений в российский бюджет. Прямые налоги - по­земельный, промышленный, имущественный не превышали 9 %.

Реформирование налоговой системы Российской империи со­впало со временем либеральных реформ императора Александра II (1855— 1881). Отмена крепостного права, всеобщая воинская повинность и появление земств - органов местного самоуправле­ния, стали наиболее значительными из проведенных реформ. Пра­вительство в налоговой сфере постепенно переходило от обложе­ния «персоны» — личности в соответствие с ее сословным статусом, к обложению имущества. Вместе с тем эта цель осуществлялась постепенно и половинчато. Отменив в 1883 г. по­душную подать, правительство, тем не менее, сохранило выкуп­ные платежи, которые крестьяне были обязаны выплачивать за свое освобождение от крепостного права в 1861 г. Правда, сумма вы­купных платежей была с 1882 г. уменьшена на 12 млн. руб.

Для реформирования и повышения эффективности налоговой системы в 1859- 1879 г. в Российской империи действовала ко­миссия по пересмотру податей и сборов. Стратегическая цель ко­миссии состояла в «смягчении податной тяжести для низших, бед­нейших классов населения» и привлечении к налогообложению высших, неподатных классов. Наибольшим достижением комис­сии стала замена в 1863 г. питейных откупов питейным акцизом, что не только положительно сказалось на пополнении бюджета, но позволило прекратить многочисленные административные нару­шения на местах.

С 1882 г. стали все более увеличиваться налоги с имущества. Был установлен налог с имущества «переходящего безвозмездным спосо­бом (наследование и дарение). С 1885 г. появились дополнительные сборы, 3 %-ый и раскладочный налог с торговых и промышленных предприятий, 5 %-ый налог на денежные капиталы, повышен позе­мельный налог и налог на недвижимое имущество в городах.

Общественные повинности - «мирские расходы крестьян, мирские сборы» - выполнялись крестьянами на нужды волостных управ с сельской волости. Они включали в себя расходы на содер­жание волостного правления, суда, создание и ремонт хлебных магазинов, полевых дорог, мостов, содержание церквей и школ. Собирались налоги в натуральной и денежной форме. С 1880 по 1905 п общественные повинности увеличились в 2,2 раза и соста­вили около 20 % всех прямых крестьянских налогов. После вы­купных платежей общественные повинности воспринимались как наиболее тяжкое налоговое бремя. В белорусских губерниях Рос­сийской империи они доходили до 25 % всех крестьянских нало­гов. Структура общинных повинностей была следующая: 30 - 45 % шло на содержание волостных правлений, 10 - 13 % на образова­ние и 5 - 8 % на здравоохранение.

Налог на промышленность и торговлю, ежегодная уплата ко­торого обеспечивала сословные купеческие права, заменил собой гильдейский сбор. В 1824 г. была введена патентная система обло­жения, которая с некоторыми изменениями просуществовала до начала XX в. В 1885 г. в дополнение к патентному сбору были объяв­лены раскладочный и процентный сборы, построенные на учете доходности предприятия. В 1898 г. установили промысловое нало­гообложение, включавшее основной (патентный) и дополнитель­ный налоги. Кроме того, вводился обязательный гильдейский сбор, неуплата которого вела к потере сословных купеческих прав. Пра­вительство готовило замену этой архаической системы налогооб­ложения (промыслового налога) на подоходный в 1916г.

Прямые налоги в Российской империи в 1832 - 1897 г. в абсо­лютных показателях возросли почти в 2,5 раза - с 43 млн. до 101,4 млн. руб., но в процентом отношении уменьшились более чем в двое - с 36,6 % в 1832 г. до 14,5 % в 1897 г. Косвенные налоги за этот же период в абсолютных показателях выросли почти в 8 раз, а их доля в налоговых поступлениях выросла с 63,4 % до 85,5 %.

Основными прямыми налогами в дореволюционной России являлись следующие:

- подушная подать (в 1897 г. - 1,3 млн. руб.);

- оброчная подать (в 1897 г. - 2,4 млн. руб.);

- налоги местные с земель и других недвижимых имуществ и личные (в 1897 г. - 16,5 млн. руб.);

- налог на недвижимость в городах (в 1897 г. - 7,8 млн. руб.);

- государственный поземельный налог (в 1897 г. - 8,0 млн. руб.);

- промысловый налог (в 1897 г. - 46,6 млн. руб.);

- налог с денежных капиталов (в 1897 г. - 15,6 млн. руб.);

- квартирный налог (в 1897 г. - 3,2 млн. руб.).
Косвенные налоги Российской империи включали в себя две основные группы налогов:

Таможенные пошлины являлись второй по значению доход­ной статьей среди косвенных налогов. В 1897 г. они включали в себя (по бюджетным доходам) следующие сборы:

- металлы - 77,3 млн. руб.;

- чай - 28,1 млн. руб.;

- хлопок и «другие волокнистые материалы» - 24,1 млн. руб.;

- машины и аппараты -9,1 млн. руб.;

- вина и другие напитки - 4,0 млн. руб.;

- шерсть - 3,2 млн. руб.;

- овощи, фрукты, орехи - 3,1 млн. руб.;

- рыба - 2,0 млн. руб.;

- кофе - 0,8 млн. руб.

По подсчетам дореволюционного русского экономиста Кашкарова, в среднем увеличение таможенных пошлин на ввозимые товары составило от 10,75 коп. на 1 руб. в 1875 г. до 27 коп. на 1 руб. в 1897 г.

Акцизы в Российской империи состояли из следующих видов косвенного налогообложения процесса потребления:

- питейный акциз - самый доходный косвенный налог, пре­вышавший в 2,5 раза все прямые налоги и дававший в 1897 г. свы­ше 280 млн. руб. (был существенно повышен с 5 коп. за градус спирта в 1867 г. до 10 коп. в 1897 г.);

- сахарный акциз (в 1897 г. - 35,3 млн. руб.);

- табачный акциз (в 1897 г. - 3,2 млн. руб.);

- нефтяной акциз (в 1897 г. - 22,8 млн. руб.), который был еще неизвестен в 1887 г.;

- спичечный акциз (в 1897 г. - 7,1 млн. руб.);

- соляной акциз (в 1877 г. - 9,1 млн. руб.), отменен в начале 1880-х годов.

Любопытно сравнить значение питейного акциза среди всех косвенных налогов и относительно всех бюджетных доходов в 1897 г. (см. таблицу 18).

Питейные откупы существовали в Российской империи до се­редины XIX в. В Беларуси в XIX в.питейные откупы брали купцы. Минский купец Й.Марголин и новогрудский купец Л.Черный в Минске с 1843 по 1848 г., Слуцкий купец Енкель с 1835 по 1839 г. в Слуцке, гродненские купцы Коуфман и Кустов с 1843 по 1847 г. в Белостоке, брестский купец С.Коренблюм с 1826 по 1833 г. в Брес­те. Питейные откупы были настолько выгодны, что заполучившие их купцы, чтобы оставить откупы за собой, прибавляли властям сверх месячного взноса дополнительные суммы. Так, гродненский купец Ш.Ящунский в 1828 г. к месячному взносу в 104 руб. доба­вил своих 29 руб. 50 коп. Лишь в 1830 г. его конкурент З.Зоненберг смог опять заполучить питейные откупы в Гродно. Чтобы полу­чить сверхдоходы, откупщики разбавляли вина и добавляли туда красящие природные вещества: сурик, сандаль, куркума. Это было выявлено в 1851 - 1855 г. в Виленской, Гродненской и Минской губерниях.

Меньшую прибыль приносила аренда почты. Купцы Аренштейн и Плисетский в 30 - 50-х годах XIX в. арендовали почты в Витебской губернии. В 1840 - 1841 г. это же попытались сделать и пружанские купцы в Гродненской губернии.

Проблема справедливости косвенных налогов очень редко попадала в поле зрения финансовых органов. Любопытное исклю­чение - проект министра финансов Царства Польского ФрантишкаКсаверия Друцкого-Любецкога. В декабре 1822 г. он предлагал вести косвенные налоги на «колониальные товары»: «Казна имеет монополию на соль, и доходы oт этой монополии складываются из крестьянских закупок. Доход от продажи табака формирует средний класс. Не вижу причины, почему казна не может ввести монополию на сахар, кофе и другие колониальные товары. [. ] Правда в том, что монополии на соль и табак не столь справедливы, как [мо­нополии на] колониальные товары, потребление которых прихо­дится в большинстве своем на богатые классы. »

Таким образом, Российская империя не смогла организовать эффективную налоговую систему, о чем свидетельствует колоссаль­ное превышение косвенных налогов над прямыми и до неприли­чия большое значение питейных акцизов в структуре бюджетных доходов. Российская налоговая система, несмотря на свою относи­тельную «легкость» на душу населения, не стимулировала хозяй­ственную активность и сохраняла ряд сословных привилегии, уже давно отмененных в европейских странах.

36. Налоговая политика советской власти: цели и средства. Социальный характер системы налогообложения.

В СССР сущность налогообложения изменилась. Верные иде­ям марксизма-ленинизма советские экономисты подходили к на­логам с классовых позиций. Считалось, что налоги свойственны капитализму, но не социализму. Венцом этого подхода стал Закон СССР «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служа­щих» от 7 мая 1960 г. Но уже в 1962 г. Президиум Верховного Со­вета СССР перенес сроки отмены налога с заработной платы, а за­тем эта коммунистическая идея была предана забвению. Фискаль­ные интересы советского государства оказались сильнее коммунистической доктрины.

Одним из первых в 1921 г. был введен промысловый налог, кото­рым облагались торговля и промыслы в зависимости от объемов обо­рота и применения наемного труда. С 1922 г. появился общеграждан­ский налог, который взимался со всего трудоспособного населения. В сельской местности натуральный налог к концу 1921 г. превратился в 13 различных налогов, которые в условиях гиперинфляции взимались в натуральной форме. Эта система была неудобна как для властей, так и для крестьянства. Поэтому в 1923 г. налоги с сельского населения были заменены на единый сельскохозяйственный налог. Первые кос­венные налоги были ведены советской властью в 1921 г. как акцизы на товары, поступавшие в страну через Внешторг. В 1922 г. акцизы распространились на многие товары отечественного производства.

В 20 - 30-х годах XX в. налоги в СССР рассматривались как своеобразное орудие классовой борьбы. Количество налогов на «классово чуждые элементы» увеличилось. Повышенные налоги платили предприятия негосударственной формы собственности, зажиточные крестьяне, единоличники. Льготы предоставлялись государственному сектору, колхозам и малоимущим. В революци­онные годы практиковались чрезвычайные налоги. Например, ре­волюционный налог на буржуазию и кулачество, а также знамени­тая продразверстка, вызвавшая множество крестьянских восстаний.

Новая экономическая политика ознаменовалась в 1922 г. пе­реходом от продразверстки к продналогу. Крестьяне помимо этого платили трудгужналог, заменивший трудовую и гужевую повинно­сти времен военного коммунизма, денежный подворный налог и целевые сборы на борьбу и профилактику эпидемий. Для «нэпма­нов» вводились промысловый налог, которым облагались обороты частных промышленных и торговых предприятий, и подоходно-поимущественный налог. С 1923 г. появился десятипроцентный подоходный налог, который вскоре увеличили до 20 %. Эту систе­му добавляли гербовые сборы со сделок, документов, векселей и акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табак, папиросные гильзы и другие товары «гарантированного спроса». В итоге в «государстве рабочих и крестьян» к 1930 г. сложилась громоздкая система 86 налогов и сборов.

В 1921 г. местные бюджеты были отделены от государствен­ного В связи с этим в СССР было введено 5 местных налогов. К концу 1921 г. число местных налогов в городских поселениях воз­росло до 22 При этом в негородских поселениях разрешалось вве­дение 9 местных налогов. Но местные налоги не могли обеспечить должные доходы местных бюджетов. В 1926- 1927 г. доля соб­ственных доходов местных бюджетов составляла 36,8 % к общему объему доходов. В 1929 - 1930 г. их доля снизилась до 19,3 %.

В 1930 г. в связи с налоговой реформой все разнообразные налоги с предприятий объединили в два налоговых сбора: налог с оборота и отчисления от прибыли. Налог с оборота вобрал в себя акцизы, промысловый налог, страховые и иные платежи, заменив собой 53 предшествующих налога. Отчисления от прибыли объе­динили подоходный налог, платежи с векселя и другие сборы. От­числения от прибыли частично изымались в бюджет, а налог с обо­рота полностью поступал в бюджет. Для кооперативных предприятий сохраняли некоторые ранее действующие платежи. Подоходный налог в СССР собирали с доходов граждан, коопера­тивов, общественных предприятий и колхозов. Кроме того, были сельскохозяйственный налог, с малосемейных и одиноких (введен в 1941 г. для поддержки одиноких матерей) и местные сборы. В 1941 - 1946 г. существовал военный налог.

Главным источником пополнения бюджета стал налог с обо­рота -универсальный акциз, который платили предприятия. С его помошью регулировались фиксированные розничные и оптовые цены Введенные в 1960 г. налоги на фонды, фиксированные пла­тежи и трудовые ресурсы стали обязательными налогами.

Структура доходов государственного бюджета БССР до денеж­ной реформы 1961 г. в разрезе основных налоговых статей пред­ставлена ниже ('см. таблицу 20).

Впоследствии эта структура налогообложения сохранила свои особенности. В последнее десятилетие существования Советского Союза структура налоговых бюджетных доходов БССР выглядела следующим образом (см. таблицу 21).

Фактически доход советского государства формировался не за счет налогов, а посредством прямых отчислений в бюджет час­ти ВНП в рамках государственной монополии. Второй особеннос­тью советской налоговой системы было отсутствие региональной налоговой базы, что делало невозможной хозяйственную самосто­ятельность регионов.

Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 604 | Нарушение авторских прав

Читайте также: